Научная статья на тему 'Судьба человека и его свобода. Проблема самоопределения личности'

Судьба человека и его свобода. Проблема самоопределения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
892
92
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ СГМУ СУДЬБА СВОБОДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кремплевская С. П., Живайкина А. А.

Актуальность темы. Вопрос судьбы человека – это основной вопрос истории человечества. Суть его заключается в утверждении или отрицании свободной деятельности человека, приносящей кардинальные изменения в его бытии. Можно ли утверждать, что человек сам выбирает свою судьбу, или он только следует по определенному для него пути, разгадывая посылаемые «знаки» судьбы? Неудовлетворенность человека условиями своей жизни поднимает актуальный вопрос – примириться или изменить ее.Тема судьбы в философии существовала всегда:1) Согласно космоцентризму древнего мировоззрения в древнегреческой мифологии присутствует образ богини случая и удачи Тихеи («случайность»). Греки считали, что все в мире подчиненно Судьбе, даже боги были бессильны перед ее решением, а следовательно, она правит миром. В целом, такое понимание судьбы соответствует признанию слабости и подчиненности человека движущим силам природы.2)Иное понимание судьбы мы находим в культуре Древнего Рима. Человек данной эпохи активнее включен в общественные и природные процессы. На уровне мировоззрения такая позиции выражается в образах Парки, прядущих нити жизни, которые свиваются в одну и образуют крепкую нить судьбы. Три Парки – три силы человеческого сознания: сила воли, сила мысли и сила действия. Поэтому Римляне говорили «Fortunam suam faber quisque» – «Каждый творец своей судьбы, своей фортуны».3) На буддийском Востоке понятие «судьба» соответствует понятию «воля Неба» – высшее предначертание, которое предстоит выполнить человеку, следующему «правильного» пути. В XIX в. А. Шопенгауэр, под влиянием буддийской философии, определяет судьбу человека как видимую преднамеренность: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет судьба.4)Развитие естественных наук привносит в проблематику судьбы понятие причинности, например, в трудах О. Шпенглера мы встречаем понимание «причинности» как «застывшей в формах рассудка судьбы».Судьба, какое бы определение ей не давалось, является необходимым элементом внутреннего мира человека, это его связь с миром. Человек совершает определенные действия по отношению к судьбе – меняет, подчиняется, смиряется, играет, выбирает, творит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Судьба человека и его свобода. Проблема самоопределения личности»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2014. Том 4. № 5

Философия

ID: 2014-05-27-T-3306 Тезис

Кремплевская С.П., Живайкина А.А.

Судьба человека и его свобода: проблема самоопределения личности

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Вопрос судьбы человека - это основной вопрос истории человечества. Суть его заключается в утверждении или отрицании свободной деятельности человека, приносящей кардинальные изменения в его бытии. Можно ли утверждать, что человек сам выбирает свою судьбу, или он только следует по определенному для него пути, разгадывая посылаемые «знаки» судьбы? Неудовлетворенность человека условиями своей жизни поднимает актуальный вопрос - примириться или изменить ее.

Тема судьбы в философии существовала всегда:

1) Согласно космоцентризму древнего мировоззрения в древнегреческой мифологии присутствует образ богини случая и удачи Тихеи («случайность»). Греки считали, что все в мире подчиненно Судьбе, даже боги были бессильны перед ее решением, а следовательно, она правит миром. В целом, такое понимание судьбы соответствует признанию слабости и подчиненности человека движущим силам природы.

2) Иное понимание судьбы мы находим в культуре Древнего Рима. Человек данной эпохи активнее включен в общественные и природные процессы. На уровне мировоззрения такая позиции выражается в образах Парки, прядущих нити жизни, которые свиваются в одну и образуют крепкую нить судьбы. Три Парки - три силы человеческого сознания: сила воли, сила мысли и сила действия. Поэтому Римляне говорили «Fortunam suam faber quisque» - «Каждый творец своей судьбы, своей фортуны».

3) На буддийском Востоке понятие «судьба» соответствует понятию «воля Неба» - высшее предначертание, которое предстоит выполнить человеку, следующему «правильного» пути. В XIX в. А. Шопенгауэр, под влиянием буддийской философии, определяет судьбу человека как видимую преднамеренность: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет судьба.

4) Развитие естественных наук привносит в проблематику судьбы понятие причинности, например, в трудах О. Шпенглера мы встречаем понимание «причинности» как «застывшей в формах рассудка судьбы».

Судьба, какое бы определение ей не давалось, является необходимым элементом внутреннего мира человека, это его связь с миром. Человек совершает определенные действия по отношению к судьбе - меняет, подчиняется, смиряется, играет, выбирает, творит.

Ключевые слова: философия, СГМУ, судьба, свобода

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2014

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.