Научная статья на тему 'Судьба Бурана в структуре территориальной идентичности района Тушино'

Судьба Бурана в структуре территориальной идентичности района Тушино Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
224
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тушино / Буран / территориальная идентичность / индустриальный район / завод / Tushino / Buran / territorial identity / industrial neighborhood / plant

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анна Стрельникова

В статье рассматриваются основные сюжеты истории орбитального корабля Буран, который разрабатывался и собирался на Тушинском машиностроительном заводе в 70х‑80х годах прошлого века. На базе эмпирического исследования выделяются основные элементы нарративов о Буране, а также ключевые сюжеты «биографии» Бурана. В статье показано, что причастность к работам над Бураном является одним из важных смыслообразующих элементов территориальной идентичности жителей Тушино.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The fate of Soviet space shuttle “Buran” as a part of territorial identity of Tushino neighborhood

The article considers the main plots of the history of the Buran orbital ship, which was developed and assembled in Tushino in the 70s‑80s of the last century. Based on empirical research, the main elements of the Buran narratives are highlighted, as well as the key plots of Buran’s “biography”. The article shows that involvement in the work on Buran is one of the important semantic elements of the territorial identity of Tushino residents.

Текст научной работы на тему «Судьба Бурана в структуре территориальной идентичности района Тушино»

Визуальная социология

Судьба Бурана в структуре территориальной идентичности района Тушино1

001: 10.19181/Нег.2018.16.5

Анна Стрельникова*

В статье рассматриваются основные сюжеты истории орбитального корабля Буран, который разрабатывался и собирался на Тушинском машиностроительном заводе в 70х-80х годах прошлого века. На базе эмпирического исследования выделяются основные элементы нарративов о Буране, а также ключевые сюжеты «биографии» Бурана. В статье показано, что причастность к работам над Бураном является одним из важных смыслообразующих элементов территориальной идентичности жителей Тушино.

Ключевые слова: Тушино, Буран, территориальная идентичность, индустриальный район,завод

«15 ноября 1988 г. орбитальный корабль Буран, совершив два витка вокруг Земли и управляясь полностью автоматически, коснулся посадочной полосы с точностью, которой могут позавидовать опытные лётчики. Это была первая в мире автоматическая посадка крылатого космического аппарата. Это была победа тысяч ученых, специалистов и рабочих».

Официальный сайт Тушинского машиностроительного завода2

Тушино — бывший поселок, город, а затем и район столицы с многослойным прошлым и противоречивыми границами, — является одним из ключевых объектов в проекте о прошлом и настоящем рабочих районов.3 Ранее в Тушино работали предприятия авиастроительной и космической промышленности, размещались аэродромы полярной и военной авиации, и жили «советские простые люди». Идентичность таких людей — работников заводов, являющихся жителями близлежащих заводских районов — в настоящее время является ускользающей (Стрельникова, 2018) и изучается в проекте с помощью интервью, биографических прогулок, ментальных карт и анализа документов.

В данной статье на материалах упомянутого проекта я рассмотрю историю Бурана — советского орбитального корабля многоразового использования — и превращение

1 Статья подготовлена в рамках проекта «Прошлое и настоящее рабочих районов: трансформации социокультурной и территориальной идентичности», при финансовой поддержке РФФИ (грант № 17-33-01006)

* Стрельникова Анна — кандидат социологических наук, доцент департамента социологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», старший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН. [email protected]

2 Официальный сайт Тушинского машиностроительного завода (ТМЗ) [Электронный ресурс]. Ш_: http://www.oao-tmz.ru/node/12 (дата проверки 12.10.2018)

3 Сайт проекта: present-past.ru. Участники проекта: Анна Стрельникова, Александрина Ваньке, Елизавета Полухина. Автор благодарит магистранток НИУ ВШЭ Яну Багину и Олесу Клюшину за неоценимую помощь в работе над кейсом Тушино в течение проекта.

этой истории в элемент территориальной идентичности района Тушино4. В основе анализа — материалы публикационного и визуального массива (более 200 единиц), которые отбирались по наличию ключевых слов «Тушинский машиностроительный завод», «ТМЗ», «Буран»: новостные ленты, массовые печатные издания, онлайн-дискуссии, ролики на УоиШЬе. Также я опиралась на результаты наблюдений на территории района Тушино (24 сеанса наблюдений) и на полуформализованные интервью с жителями района (в данной статье используется 8 интервью из собранных 18ти).

Тушинская идентичность: авиационный район

Территория Тушино в советское время формировалась вокруг двух заводов — Тушинского машиностроительного завода (ТМЗ) и находящегося рядом завода им. Чернышева, оба из которых имели авиационный профиль деятельности (Рис. 1).

Рисунок 1. Фрагмент ретро-карты 1952 года с изображением г. Тушино. (Источник: retromap.ru)

На территории Тушино находилось 2 аэродрома, один из которых был известен как место праздничных авиапарадов, другой — как опорная точка советской полярной авиации. Неудивительно, что авиационные сюжеты легли в основу территориальной идентичности жителей района, т.е. эмоционально окрашенного чувства принадлежности к пространству, которое формируется в том числе благодаря знанию о тех событиях, объектах и локациях, которые связаны с прошлым. Примеры таких объектов приведены на рисунке 2 и Фото 1-2. В нарративах местных жителей это также подчеркивается:

«я воспринимал Тушино как мощный авиационный район» (муж., 65 лет, работал на авиационном предприятии в коллаборации с ТМЗ),

0

1

I

то

I

о

то СХ

¡5

о

0

1

¡5

г

ш §

>5

0

1 -а

то

СХ

е §

е 0)

I &

0

Щ

то

1

то £

.го

V© -а

05

ТО Щ

§

I

-а §

6

0 то

1 I

4 В проекте используется топоним «Тушино» несмотря на то, что он не соответствует текущему официальному разделению на районы. Под «Тушино» в рамках проекта «Прошлое и настоящее рабочих районов» понимается территория в рамка исторических границ города Тушино; в настоящее

время эта территория поделена между московскими административными районами Покровское-Стрешнево, Южное Тушино и Северное Тушино.

«Это гидроспуск [для гидропланов]. Здесь было довольно много заводов авиапромышленности» (жен., 36, живет в Тушино с детства).

Вполне логично, что символом района является пропеллер;

«Все-таки это и два предприятия, которые связаны с авиацией. И «Красный октябрь», и «ТМЗ», который выпускал в годы войны «Яки». Все равно идёт авиация. Были два аэродрома — Тушинский и Захарково. Многое, что связано все-таки с авиацией. Именно для меня символ — мотор, самолёт, что-то такое» (жен., 59, живет в Тушино 50 лет).

Рисунок 2. Герб района Южное Тушино (Источник: https://tushino-juzhnoe.mos.ru/about-the-area/the-symbolism-of-the-district/?special=Y)

Фото 1. Авиационная тематика в объектах Фото 2. Вид на авиационно-космическую

инфраструктуры Тушино (кинотеатр «Полет»). эмблему Тушинского машиностроитель-

Фото Анны Стрельниковой. ного завода. Фото Олеси Клюшиной.

Далее перейдем к анализу такого элемента тушинской территориальной идентичности, как орбитальный корабль Буран — пожалуй, последний из широко известных о объектов, произведенных заводом ТМЗ и НПО «Молния»5, который до сих пор является ^ объектом гордости у старожилов района и всех тех, кто причастен к отечественной аэро- 3 космической тематике. ^

св

I

Политика памяти: как структурируется информация о Буране о

то

Реконструирование памяти о важных событиях прошлого тесным образом связа- ^

но с текущей социально-политической ситуацией, а также с практиками, регулирую- §

щими коллективную память и сам выбор фокуса интерпретации событий: «переупоря- о дочивание или изменение коллективной памяти означает постоянное «изобретение

прошлого», которое бы подходило под настоящее» (Репина, 2012: 5). Текущая ситуа- ¡5

ция отмечена тем, что заводы в городской черте закрываются или резко сокращают ^

свою деятельность, т.е. все их производственные успехи остаются в прошлом. Стано- ^

вясь объектом воспоминаний, заводское прошлое реконструируется через наиболее ^

яркие, типичные, узнаваемые события. Как следует из проведенного нами исследо- ^

вания, история Бурана входит в число этих событий, и может быть рассмотрена на че- ¡5

тырех уровнях: СМИ, музеи, ностальгические Интернет-сообщества, личные воспо- то

минания. о.

е &

СМИ

Упоминания о Буране в СМИ в последние 10 лет являются достаточно редкими и свя- ^

заны со следующими тремя сюжетами: перемещение макета орбитального корабля к

из Парка Горького на ВДНХ (2011 год), новостные и дискуссионные материалы в годов- ^

щину запуска Бурана, судьба завода ТМЗ («завод, на котором собирали Буран» (Новости ¡Ь

РБК, 2018)). Контекст упоминаний соотносится, во-первых, с патриотическим вектором ^

(«победили Америку в технологической гонке на тот момент», «превзошли Шаттл» (Яч- &

о щ

менникова, 2013), во-вторых, с вектором легендарности самого полета и разработок

(внесен в книгу рекордов Гиннесса, «венец советской космической эры»). св

I

св

Музеи

На текущий момент в Москве существует официальный музей Бурана, который размещается на ВДНХ в корпусе макета орбитального корабля6 (до 2011 года этот макет уо располагался у набережной в Парке Горького). Музей является интерактивным и преподносит «парадный» фрагмент истории Бурана (от информации о сложной и успешно выполненной задаче по разработке и сборке изделия до его успешной посадки, которую

о радости за то, что макет корабля сохранен и по-прежнему вызывает ностальгическую гордость, но вместе с тем упоминается дороговизна билетов (500 рублей — взрослый билет и 250 — детский) и сожаление о том, что в музее практически ничего не осталось

5 Для решения конструкторских задач было создано НПО «Молния» в рамках Тушинского машиностроительного завода, где происходила сборка корабля. В целом в разработке и реализации проекта принимали участие сотни предприятий Советского Союза.

6 Сайт музея: http://vdnh.ru/events/vystavki/interaktivnyy-muzeynyy-kompleks-buran/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-а §

желающие могут повторить в специальном симуляторе). В отзывах посетителей музея, щ доступных в доод^-картах, можно обнаружить полярные оценки этого места: говорится §

5 I

-а |

от настоящего Бурана.

О

то

В Тушино (если говорить о текущих административных границах, то в Покровском-Стрешнево) имеется неофициальный музей, посвященный Бурану. Он располагается в школе 830, которая находится примерно в 15 минутах ходьбы от ТМЗ, и занимает

одну комнату площадью 40 кв. м. Музейный фонд пополняется в основном старожилами района, которые ранее работали на заводе и в НПО «Молния». На данный момент музей располагает ретро-фотографиями, книгами и памятными альбомами, сувенирами, фрагментами личных документов, видеокассетами, плакатами, макетами, а также несколькими заводскими проектировочными стендами. Кроме того, в ходе нашего исследования было обнаружено, что 2 года назад по инициативе местных жителей было разработано несколько макетов памятника Бурану. Представитель инициативной группы сообщил, что на текущем этапе необходим сбор подписей по поводу места установления памятника и прохождение различных бюрократических процедур. Макеты памятника в настоящее время хранятся в данном школьном музее (Фото 3). Как и памятник «Рабочий и колхозница» (Стрельникова, 2015), проектируемый памятник Бурану символически обращен к позитивной стороне советского прошлого (в данном случае — достижения, покорение космоса).

Фото 3. Макеты памятника Бурану в школьном музее (школа 830 г. Москвы). Фото Анны

Стрельниковой.

Ностальгические Интернет-сообщества

Функцию сохранения памяти о «старом» Тушино и о Буране достаточно активно взяли на себя ностальгические Интернет-сообщества: сайты, блоги, видеоблоги. Некоторые из таких ресурсов можно назвать «виртуальными музеями» — например, авторский ресурс П. Лукашевича (buran.ru), который сам автор называет энциклопедией крылатого космоса. На сайте представлены обширные архивы фотографий, рисунков, видео, информационных материалов, связанных как с Бураном, так и с рядом других советских аэрокосмических проектов. Сайт выполнен в «конструкторском» дизайне, имитирующем металлические элементы обсуждаемой техники (Фото 4).

Фото 4. Фрагмент скриншота главной страницы сайта buran.ru.

Содержание сайта представляет собой не только обсуждение успехов советского покорения космоса, но также и «дневниковые» записи автора, в т.ч. о том, что эти успехи были утрачены, что усиливает ностальгическую составляющую данного Интернет-ресурса. Например, статья автора в дату юбилея запуска Бурана называется «Космос как разочарование...», и в ней отмечается, что «история «Бурана» стала символом нашей истории, олицетворением нашей судьбы, свидетельством нашего взлета и падения, показателем нашего отношения к нашему историческому наследию, отношению к самим себе. Сначала — многолетняя напряженная работа, увенчавшаяся беспримерным беспилотным полетом в теперь уже далеком ноябре 1988-го, наш тогдашний триумф со слезами на глазах, наш долгожданный национальный реванш за проигрыш в лунной гонке... Рукоплескания наших друзей, и скупые, скрипя зубами, поздравления наших конкурентов. Затем — резкий сброс темпов, отсрочки второго полета и отсечка финансирования. Распад СССР и постановка «Бурана» на прикол... В конце — закономерный, символически показательный и исторически неизбежный итог — гибель «Бурана» под обломками рухнувшей крыши» (Космос как разочарование, 2018)

В сети УоиШЬе размещены десятки ностальгических ретро-фильмов о тушинских авиапарадах, а также роликов, посвященных Бурану и сопутствующим проектам. Однако роль рядовых жителей района в подобных материалах, как правило, остается за кадром — в основном освещается роль главных конструкторов, руководителей проектов, но не простых рабочих (Последний «Буран» Империи, 2008). Можно предположить, что ностальгические визуальные репрезентации передаются людьми с более высоким статусом (точно так же, как устная история — от «простых» людей, а письменная, официальная — от более «авторитетных»).

Личные воспоминания

Рассказы о Буране являются важным сюжетом интервью со старожилами района (прежде всего, с самими работниками завода ТМЗ и НПО «Молния»). Отметим, что, как и в случае с другими ретроспективными сюжетами, затронувшими большую часть людей, память о Буране имеет два слоя: пересказ «канонической» коллективной версии, с которой рассказчик сверяется при уточнении своих воспоминаний, т.е. которую

0

1

I

ТО I О

ТО

сх

¡5

о

0

1

¡5

г

ш §

>5

0

1 -а

то

СХ

е §

е

О)

I &

0

Щ

то

1

то £

V© -а

£ то

Щ

§

I

-а §

&

0 то

1 I

«принято» излагать, так как ее придерживается большинство, и изложение собственно индивидуальных воспоминаний (Хальбвакс, 2007; Куприянов, 2012). При этом в целом в нарративах о Буране можно выделить несколько ключевых структурных элементов: обозначение масштаба проекта (перечисление причастных к проектно-конструктор-ским работам — сотен предприятий, известных ученых и конструкторов), обозначение своей личной роли в реализации проекта, история создания Бурана (прежде всего, описание сложностей, которые приходилось преодолевать: постоянная гонка за сроками, нехватка комплектующих, необходимость их доставать всеми правдами и неправдами), история транспортировки Бурана из цеха ТМЗ на подмосковный аэродром, история успеха и славы (информация об успешном запуске, награждениях, всеобщей радости и гордости), история упадка (социально-экономические преобразования, которые привели к забвению проекта, а затем и к упадку завода ТМЗ), и сюжет сохранения памяти (информация о мероприятиях в память Бурана, о различных неформальных инициативах). К последнему сюжету можно также отнести формирование локальных районных легенд. Например, как в интервью, так и в Интернет-дискуссиях упоминается, что транспортировка Бурана из цеха ТМЗ на подмосковный аэродром Жуковский должна была проводиться в условиях строгой секретности, однако местные жители «украдкой наблюдали», «отец рассказывал», «соседи видели», «все знали, зачем расширяют улицу». Как показали наши наблюдения и интервью, место для погрузки Бурана с берега на баржу является сейчас одной из точек неофициальных экскурсий по району (Фото 5).

Фото 5. Причал, на котором совершалась погрузка Бурана на баржу для дальнейшей транспортировки. Фото Анны Стрельниковой.

Из нарративов проведенных нами интервью можно выстроить «биографию» самого Бурана и разделить ее на несколько этапов:

1. Первый этап: советская повседневность, выполнение плана в сжатые сроки, ответственная задача, которая способствовала и развитию заводского района: «Чертежей тысяча, надо было все это отследить. Был жесткий план. Все быстрее и быстрее <...> На Буран хорошие деньги шли, поэтому... построили дома [у завода ТМЗ], поликлинику, ДК«Салют» построили, дом отдыха отремонтировали. Все были обеспечены квартирами,

на котором построили Буран» (муж., 30, работал на ТМЗ 3 года, старшие члены семьи

живал в то время, как мог» (Ро1икЫпа, Б^е1п1^а, Угпке, 2017). Несмотря на единственный и при этом успешный полет, космический проект «Буран-Энергия» был закрыт. Для Тушинского машиностроительного завода наступили тяжелые времена (неоднократные

был свой комбинат питания» (муж., 83, главный инженер Бурана-«двойки» (второй экземпляр для испытаний) на ТМЗ). о

2. Второй этап: успешный запуск орбитального корабля как кульминационный мо- ^ мент: «Три космических достижения было: полет Гагарина, высадка на Луну и наш Бу- Э ран» (муж., 83, главный инженер Бурана-«двойки» (второй экземпляр для испытаний) I— на ТМЗ), «работой на заводе [ТМЗ] гордились, хвастались. Это был передовой завод, ^

о

в 2-х поколениях также работали на ТМЗ). то

3. Третий этап: «смутное время». Этот этап наступил практически сразу после яркой ^ кульминации, так как начинались девяностые, печально известные тем, что «каждый вы- £3

0

1 :г

¡5

г

смены собственников, убытки, увольнения работников). А сам Буран в этом периоде по- Ф

стигла та же судьба, что коснулась большинства объектов советского периода (Стрель- §■

никова, 2015): забвение, риск утраты, попытки использовать объект для развлечений ^

и досуга7. Один информант с печалью вспоминал, как в 90-е годы на Тушинском радио- I

рынке он «...в киосках находил комплектующие и узлы из нашего предприятия» (муж., 65, ^

работал на авиационном предприятии в коллаборации с ТМЗ). И новый кульминацион- 5

ный момент, но уже со знаком «минус»: разрушение основного экземпляра орбитально- о

го корабля, и попытка сохранить макетные экземпляры: «мы все следили, как он летал. ^ Это была такая гордость. Мы даже увидели, как его везли [из цеха ТМЗ к Москве-реке].

И когда вот его начали резать и делать из него непонятно что, было просто обидно. Зна- ¡^

ете, наверное, грубо скажу, как будто дитя потерять. Вот такое был чувство» (жен., 59, ш

живет в Тушино 50 лет). §

4. Четвертый этап: активизация коллективной памяти с привязкой к территории Тушино. Появление неофициальных инициатив, связанных с установкой памятника, ме- с^

моризацией улицы, которую расширяли ради транспортировки Бурана по Москве-реке, о

щ

св

I

«Сама идея музея принадлежит жителям Тушино, это их запрос» (жен., директор § школьного музея).

то

Часть из этих активностей в текущем году можно объяснить 30-летним юбилеем по- .о лета Бурана, и, в целом, актуализацией контекста советского космоса (например, по- §

создание школьного музея, посвященного Бурану, и др.

явление художественных фильмов, обыгрывающих сюжеты советской космонавтики —

О

фильм 2017 года «Салют-7» и др.). то

§

Заключение ^

Тридцатилетний юбилей полета орбитального корабля Буран — знаменательное § событие, вынесенное в эпиграф, — проходит на грустной ноте. Работы на заводе ТМЗ ^ свернулись, большая часть территории занята арендаторами, а сам завод в этом году О оказался на торговой площадке Авито. Однако наше исследование показывает, что рассказы о Буране как о самом известном изделии завода являются важным сюжетом локальных нарративов о прошлом. Вокруг этих нарративов формируются солидарности и поддерживается социокультурная и территориальная идентичность.

то

I I

7 Например, один из рабочих макетов Бурана стоял в Парке Горького в Москве с 1993 г. до 2011 г. и использовался как аттракцион (см.: www.park-gorkogo.com/about/history).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

Куприянов П. С. Вспоминая о месте... вместе: групповое интервью в изучении городского пространства // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 15: Стратегия и практика полевых исследований. Сборник научных статей. М., 2012. С. 84-105.

Лукашевич В. П. Космос как разочарование. [Электронный ресурс] URL: http://www.buran.ru/ htm/str224.htm (проверено 19.11.2018)

Новости РБК от 09.08.2018. Посредник объяснил продажу собравшего Буран завода на Avito. [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/business/09/08/2018/5b6c2e409a7947d4a0328894 (дата проверки 12.10.2018)

Последний «Буран» Империи. Научно-популярный фильм. Телеканал Россия — 2, альманах «Русский космос». 2008. [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=K2SLnyX8qNY (проверено 19.11.2018)

Репина Л. П. Опыт социальных кризисов в исторической памяти // Кризисы переломных эпох в исторической памяти / под ред. Л. П. Репиной. М.: ИВИ РАН, 2012. С. 3-30.

Стрельникова А. В. Смыслы жизни, укорененные в пространстве: ностальгическая идентичность жителей «заводских» районов // Смыслы жизни российской интеллигенции / Сост.: Д. Г. Цы-бикова; под общ. ред. Ж. Тощенко. М.: РГГУ, 2018. С. 275-280.

Стрельникова А. В. Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»: трансформация политики памяти // Вестник РГГУ. Серия «Социология». 2015. № 2. С. 86-95.

Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступительная статья С. Н. Зенкина. М.: Новое издательство, 2007.

Ячменникова Н. Уроки Бурана. Полетит ли когда-нибудь российский челнок // Российская газета. 13.11.2013. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2013/11/13/buran.html

Polukhina E., Strelnikova A., Vanke A. The Transformation of Working-Class Identity in Post-Soviet Russia: A Case-Study of an Ural Industrial Neighborhood / NRU Higher School of Economics. Series SOC «Sociology». 2017. No. WP BRP 77/S0C/2017.

DOI: 10.19181/inter.2018.16.5

The fate of Soviet space shuttle "Buran" as a part of territorial identity of Tushino neighborhood

Anna Strelnikova*

* Strelnikova Anna — Candidate of Sciences (PhD) in Sociology, Associate Professor in Sociology at The National Research University Higher School of Economics (HSE), and Senior Researcher at Institute of Sociology, FCTAS RAS. [email protected]

The article considers the main plots of the history of the Buran orbital ship, which was developed and assembled in Tushino in the 70s-80s of the last century. Based on empirical research, the main elements of the Buran narratives are highlighted, as well as the key plots of Buran's "biography". The article shows that involvement in the work on Buran is one of the important semantic elements of the territorial identity of Tushino residents. Keywords: Tushino, Buran, territorial identity, industrial neighborhood, plant

References

Halbwachs M. (2007) Framework of Social Memory [Les cadres sociaux de la memoire]. Translated by S. N. Zenkin. M .: New Publishing.

Kupriyanov P. S. (2012) Vspominaya o meste... vmeste: gruppovoye interv'yu v izuchenii gorodskogo prostranstva [Remembering a place ... together: a group interview in exploring urban space]. Slavyanskaya q

traditsionnaya kul'tura i sovremennyy mir [Slavic traditional culture and the modern world]. Vol. 15: ^

Strategiya i praktika polevykh issledovaniy [Field Research Strategy and Practice]. M., pp. 84-105. 3

Last Burane of Empiry (2008). Popular science film. Channel Russia — 2, the almanac "Russian ^ space". URL: https://www.youtube.com/watch?v=K2SLnyX8qNY (accessed at 19.11.2018) TO

Lukashevich V. P. (2018) Kosmos kak razocharovaniye... [Space as a disappointment.] URL: O

http://www.buran.ru/htm/str224.htm (accessed at 19.11.2018) ^

Ci S

[The mediator explained the sale of the plant, which was engaged in assembling the ship Buran, on Avito] K

URL: https://www.rbc.ru/business/09/08/2018/5b6c2e409a7947d4a0328894 (accessed at 19.11.2018) o

Polukhina E., Strelnikova A., Vanke A. (2017) The Transformation of Working-Class Identity in Post- ^

Soviet Russia: A Case-Study of an Ural Industrial Neighborhood. NRU Higher School of Economics. Series p

SOC "Sociology". No. WP BRP 77/S0C/2017. J

Repina L. P. (2012) Opyt sotsial'nykh krizisov v istoricheskoy pamyati [Experience of social crises ^

in historical memory]. Krizisy perelomnykh epokh v istoricheskoy pamyati [Crises of turning epochs j 5

0

1 -Q

RBC News at 09.08.2018. Posrednik ob»yasnil prodazhu sobravshego Buran zavoda na Avito

in historical memory]. Ed. by L. P. Repina. M.: IVI RAN, pp. 3-30.

Strelnikova A. V. (2018) Smysly zhizni, ukorenennyye v prostranstve: nostal'gicheskaya identichnost'

politiki pamyati [Museum and Exhibition Center "Worker and Farm Girl": transformation the politics of memory]. VestnikRGGU. Serie "Sociology", no 2, pp. 86-95.

zhiteley "zavodskikh" rayonov. [Meanings of life, rooted in space: the nostalgic identity of the inhabitants TO

of the "factory" areas]. Smysly zhizni rossiyskoy intelligentsia [The meaning of life of the Russian Q.

intelligentsia]. Ed. by D. G. Tsybikova, J. T. Toschenko. M.: RGGU, pp. 275-280. £ Strelnikova A. V. (2015) Muzeyno-vystavochnyy tsentr "Rabochiy i kolkhoznitsa": transformatsiya

Ci

S

CD

Yachmennikova N. (2013) Uroki Burana. Poletit li kogda-nibud' rossiyskiy chelnok. [Lessons by Buran. ^

Will the Russian shuttle ever fly?] Russian newspaper at 13.11.2013. URL: https://rg.ru/2013/11/13/ ¡b

buran.html (accessed at 19.11.2018) ^

0

OQ

TO

1

TO £

VQ

-Q £

TO

rn §

s 1

-Q §

&

0

TO

1

1 ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.