Сайдумов Д.Х.
Кандидат юридических наук, Институт гуманитарных исследований Академии наук Чеченской Республики, старший научный сотрудник Комплексного НИИ Российской
академии наук
СУД ПО АДАТУ, ШАРИАТУ И РОССИЙСКОМУ ПРАВУ (О НАЛИЧИИ
ТРОЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРАВА В ЧЕЧЕНСКОМ ОБЩЕСТВЕ)
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы исследования адата и шариата на Северном Кавказе, сформулирован вывод о наличии тройственной системы права в чеченском обществе.
Ключевые слова: судебная система, адат, шариат, российское право, судебная реформа.
В российских научных кругах исследование судебной системы горцев Северного Кавказа и чеченцев в частности занимало всегда одно из приоритетных мест. К сожалению, глубоких исследовательских трудов именно по линии юридической науки е так много, но при этом необходимо отметить, что данные труды бесспорно внесли положительный вклад в исследование судов и отправления правосудия на различных исторических этапах. Первоначально исследовался адат, на основе, которого чеченцы отправляли правосудие, затем после принятия ислама адат постепенно начал вытесняться шариатом и наконец наступила очередь исследования российского права и его адаптации в чеченском и других северо -кавказских обществах.
Своеобразной особенностью исследований развития и реформирования судебно-правовых структур на Северном Кавказе была их практическая направленность: изучение истории региона, быта и нравов горских народов, с целью интеграции последних в государственную (в т.ч. и правовую) систему России. Изучение правовых традиций последних оставалось обязательным элементом политики российской администрации, и Северный Кавказ - не исключение[1].
Осуществление работы по сбору и систематизации адатско- правовых норм (адатов), которыми чеченцы и другие народы Северного Кавказа руководствовались на протяжении столетий, первоначально была проделана в XIX в. известными российскими юристами и историками Ф.И.Леонтовичем[2] и М.М.Ковалевским[3]. Благодаря их работе российская и мировая наука почерпнула многое по вопросам формирования и развития систем права народов Северного Кавказа, описывались памятники права, обобщалось содержание последних, систематизировались сделанные выводы об актуальности обычного права. Бесспорной заслугой Ковалевского стало введение в научный оборот термина «кавказское право[4]. Именно Ковалевский является родоначальником целого научного направления получившего определение «сравнительное правоведение», главная цель которого заключалась определении сходства и различие правовых систем тех или иных народов.
На мой взгляд, именно работы Ковалевского и Леонтовича стали главными «ускорителями» в процессе становления и внедрения судебно-правовой системы на Кавказе, без этого российская администрация столкнулась бы с проблемами дальнейшего внедрения новой для горцев системы российская система права.
В исследованиях Ковалевского и Леонтовича разрабатывалась и тема функционирования на Северном Кавказе специфически систем права, а также взаимовлияние, адата, шариата и российского права и обосновывалась идея правового плюрализма.
Говоря о судебных органах Северного Кавказа созданнвых XVIII—XIX вв., можно констатировать, что они носили компромиссный характер, сбыли созданы с учетом
общественно-политической коньюнктуры. вероисповедания, традиций и обычаев. Новая система, состоявшая из областного, окружных, участковых, сельских (аульных) правлений, имела основной целью подчинение чеченцев и ингушей условиям существования в составе Российской империи.
Шамиль пытался силовыми методами провести в жизнь кавказского общества законы шариата. Об этом говорят следующие документы: «Письмо Шамиля чеченскому народу о подчинении шариату под угрозой наказания» (1836 г.), «Воззвание Шамиля к жителям Анкртальского общества о присоединении к его полчищам под угрозой мести» (1836 г.), «Письмо Шамиля и Хаджи Ташова князьям общества Кенак с предложением подчиниться власти Шамиля под угрозой строжайшего наказания» (1836 г.).[5] Шамиль был твердо убежден, что горцами можно управлять только мерами строгости.
Всякий суд имама, когда он садился разбирать спорные дела простых людей, был публичной демонстрацией его верности шариату и собственному низаму, который он всячески стремился привести в соответствие с шариатом, даже в сферах, далеких от религии. В том же духе он вел исламское просвещение населения и внедрение шариата, не забывая делать это достоянием широкой гласности. Наконец, Шамиль публично осуждал своих наибов, допускавших нарушение законов шариата или выступавших против них[6].
В период конца 60—70-х гг. XIX в. в Чечне были созданы горские словесные (окружные), сельские и третейские суды. Приговоры выносимые в данных судах отличались жесткостью и суровостью видов наказания. При всем этом проблемы нормативной и доказательственной базы в данных судах не только не исчезли, но и даже усугубились. Русское правительство официально проводило политику покровительства мусульман со стороны царя, который был представлен как Ак Падишах ("Белый Царь"), заботящийся о своих мусульманских подданных. В развитие этих положений в 1886 г. мусульмане были уравнены в правах с русским населением, имели своих независимых судей (кадиев) и возможность выбирать некоторых низших администраторов [7]. Российская администрация на Северном Кавказе легализовала нормы шариата, санкционировала сравнительно широкое применение адатского права, которое было систематизировано, рационализировано и отредактировано сообразно российским правовым понятиям. Вместе с тем ничто не связывало возможность полного применения российского законодательства.
Существенным следует отметить, что сохранение адатского и шариатского права было проявлением государственной протекции. Шариат сохранял исключительную юрисдикцию лишь по некоторым вопросам и совместную по другим. В брачно-семейных, наследственных отношениях и по религиозным преступлениям применялось шариатское право. После Октябрьской революции 1917 г. обычное и мусульманское право сосуществовали с советским правом. Процесс правового закрепления норм шариатской юстиции в ряде регионов СССР вытекали из национальной политики государства в первые годы становления молодого советского государства. Несмотря на то, что в последствии советская власть отказалась от шариата и адата, его наличие в чеченском обществе негласно ощущалось всегда. Учитывая опыт прошлого, для такого региона как Северный Кавказ необходимо рассмотреть возможность легализации отдельных норм адатского права, хотя бы в качестве эксперимента на примере Чеченской Республики.
Литература
1. Мисроков З.Х. Адат и шариат в российской правовой системе. М, 2002.
2. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1882. Т. 1. С. 437.
3. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. 1-2 и др.
4. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. М., 1890. Т. 1. С. 4.
5. Шамиль - ставленник султанской Турции и английских колонизаторов (Сборник документальных материалов). Под ред. Ш.В. Цогарейшвили. Тбилиси, 1953.
6. Гаммер М. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998, с. 305-325.
7. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995, с. 138, 139.