Научная статья на тему 'Subsistence economy как новый способ развития отдельных территорий Республики Саха (Якутия) и российской Федерации'

Subsistence economy как новый способ развития отдельных территорий Республики Саха (Якутия) и российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА СУЩЕСТВОВАНИЯ / АРКТИЧЕСКИЕ РЕГИОНЫ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / SUBSISTENCE ECONOMY / ARCTIC REGION / INGENIOUS SMALL-NUMBERED PEOPLES OF THE NORTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титов Эдуард Александрович

В статье рассмотрена возможность внедрения «экономики существования» в арктические районы Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации. Раскрываются основные понятия и зарубежный опыт внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Титов Эдуард Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSISTENCE ECONOMY AS A NEW WAY OF DEVELOPMENT OF SEPARATE TERRITORIES IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) AND RUSSIAN FEDERATION DEVELOPMENT

The article considers the possibility of introducing the Subsistence economy in the Arctic regions of the Republic of Sakha (Yakutia) and the Russian Federation. The main concepts and foreign experience of implementation are revealed.

Текст научной работы на тему «Subsistence economy как новый способ развития отдельных территорий Республики Саха (Якутия) и российской Федерации»

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

УДК 338

Э.А. Титов1

SUBSISTENCE ECONOMY КАК НОВЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

SUBSISTENCE ECONOMY AS A NEW WAY OF DEVELOPMENT OF SEPARATE TERRITORIES IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) AND RUSSIAN FEDERATION DEVELOPMENT

В статье рассмотрена возможность внедрения «экономики существования» в арктические районы Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации. Раскрываются основные понятия и зарубежный опыт внедрения.

Ключевые слова: экономика существования, арктические регионы, коренные малочисленные народы Севера, натуральное хозяйство.

The article considers the possibility of introducing the Subsistence economy in the Arctic regions of the Republic of Sakha (Yakutia) and the Russian Federation. The main concepts and foreign experience of implementation are revealed.

Keywords: subsistence economy, the Arctic region, ingenious small-numbered peoples of the North.

Коренные малочисленные народы Севера имеют свой неповторимый и уникальный менталитет. Сохранение и преумножение их сложившихся устоев, народных ценностей - одна из первостепенных задач государства. Именно поэтому при решении острых проблем Арктики и его жителей, государству нужно иметь определенный, отличный от других практик, инструменты.

Сегодня в российской действительности, рыночная экономика, к сожалению, не полностью отражает в реальности все свои функции. Экономический кризис, политика санкций и многие другие факторы лишь тормозят развитие рыночной модели экономики в России, а также оказывают значительное влияние на государство. Именно поэтому, на данный момент, на отдельных территориях, государство должно найти и внедрить новые, эффективные формы хозяйственной деятельности, что бу-

1 Титов Эдуард Александрович - магистр, Казанский (Приволжский) федеральный университет.

E-mail: eduard1994titov@mail.ru

Titov Eduard - master's student, Kazan (Volga region) Federal University.

дет являться актуальной для исследования в работе. Целью работы является определение возможности реализации subsistence economy на территории Республики Саха (Якутия).

Из данной цели, вытекают следующие задачи:

• раскрыть понятие, особенности subsistence economy;

• рассмотреть опыт внедрения subsistence economy в зарубежных странах;

• рассмотреть территорию реализации subsistence economy в Республике Саха (Якутия).

Институциональная экономика - это «теория, в которой эмпирической основой, или экономической доминантой, выступает институт - исторически сложившаяся общественная традиция» [3, с.18].

В разделе институциональной экономики существует понятие subsistence economy, обозначается как «самодостаточная экономика» характеризующимся следующим:

- производственная единица, такая, как крестьянская семья, занимается производством ради собственного непосредственного потребления;

- в отношении потребления эта единица не зависит от рынка;

- специализация или разделение труда является незначительными [2].

По определению В.А. Крюкова «экономика существования» - это нетоварная экономика коренных и северных народов. Это не модель экономики, а, скорее всего, форма хозяйственной деятельности, направленная на удовлетворение текущих потребностей людей, живущих в изолированных (удаленных) территориях.

Экономика существования считается типичной для капиталистической стадии или для периферийных регионов, куда еще не проникли капиталистические отношения. Таким образом, определяющей чертой такой экономики является отсутствие экономического обмена в рамках рынка. Использования этого понятия подверглась критике, поскольку так называемые «самодостаточные хозяйства» на деле все же вовлечены в процесс покупки и продажи товаров на рынке. Таким образом, экономика существования в действительности связана с внешними рыночными силами, а в современном мире эти силы ввергают такого рода хозяйства в состоянии зависимости [2].

До принятия валюты, натуральное хозяйство было эффективным. Она являлась экономикой, в которой люди получали возможность обеспечить себя. В этой экономике благополучие не измеряется в валюте, она находится в окружающей среде. Люди в этой экономике отстаивают свою культуру и развивают то, что предлагает природа. Экономика существования зависит от природы. В натуральном хозяйстве, семьи достаточно сгенерированы, чтобы прокормить себя. Коммерция сельского хозяйства и товарных культур являются противоположностью натурального хозяйства. Оно не производится в большом количестве для продажи и получения прибыли. На данный момент, экономика существования стала редким сокровищем, источником традиционных знаний, включающей в себя уникальное значение для коренных малочисленных народов.

Опыт subsistence economy мы можем видеть на территории Нунавут, самой крупной и новой территории в составе Канады. Территория Нунавут простирается на 1,9 млн. км2, и составляет почти одну пятую территории Канады. Численность населения Нунавут составляет более 30000 человек. Официальные языки - инуктикут, английский, французский. Города Нунавут малы и построены далеко друг от друга. Инуиты охотятся на диких животных, ловят рыбу, занимаются декоративно-прикладным искусством. Именно здесь культура инуитов сохраняет свою актуальность. Но вместе с тем, сохранение их культуры - трудная задача для государства. Культура инуитов остается критическим компонентом в индустрии туризма и в секторе искусств. Государство понимает, что Нунавут является особой территорией, поэтому здесь необходимо правильное инвестирование. Надо понимать, где его потребности являются самыми большими, и, не теряя из виду конечной цели, чтобы достичь высокого и устойчивого качества жизни для населения - это и является важным фактором новой, формирующейся экономики.

Несмотря на то, что экономика инуитов не измеряется в валовом национальном продукте, долларовая стоимость натурального хозяйства огромна. Добываемая пища оценивается в сумме 30$-50$ млн. в год и равна стоимости импорта в Южной Канаде. А изготовленная продукция, по оценкам, стоит 20 млн. $. В Нунавуте создали индустрию, которая является побочным продуктом их охоты. Они продают дополнительные продукты с охоты, рога оленей, кости мамонтовой фауны, шкуры морских котиков и т.д. Все эти предметы стоят очень дорого. Доходы, заработанные от продажи, используются для покупки газа, новых снастей для охоты и рыбалки [6].

Опыт subsistence economy также можно видеть на Аляске. Там, как и в Нунавуте, охота, рыболовство и собирательство остаются одними из важных источников существования. «Экономика существования» является реальным источником дохода, которое дополняется наличными средствами. «Экономика существования» значительно отличается от иной экономической деятельности. Здесь семьи объединяются в группы и совместно пользуются своими оборудованиями и изделиями. Однако, «экономика существования» не означает, что оно действует отдельно от других секторов, сельчане нуждаются в денежных средствах для ведения хозяйства. Данная экономика не должна рассматриваться как последняя инстанция [7].

В subsistence economy проблемы могут быть связаны с природой и природными условиями. Бережное отношение к природе являлось результатом качества жизни. В современном обществе нужно продолжать работу над сохранением культуры и традиций коренных малочисленных народов. Однако, это, трудная задача, поскольку развивается рыночная экономика и вместе с тем растет необходимость в размещении промышленности.

Исходя из опыта земли Нунавут и Аляски, можно определить государственные земли на территории РС (Я), где можно реализовать subsistence economy. Это земли, отнесенные в Законе Республики Саха (Якутия) от 10.07.2003 года 59-З №121-III (ред. от 16.12.2010) «О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия)». Отнесенные местности (территории) характеризованы:

- проживанием компактной группы представителей коренных малочисленных народов Севера, идентифицирующих себя в качестве самостоятельной этнической общности;

- традиционным хозяйствованием и образом жизни большинства населения.

В данном перечне вошли 70 сел 21 муниципальных образований Республики Саха (Якутия): Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхнеколымский, Жиганский, Кобяйский, Мирнинский, Момский, Нерюнгринский, Нижнеколымский, Олекминский, Оймяконский, Оленекский, Среднеколымский, Томпонский, Усть-Майский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский и Верхоянский улусы [1].

Под возможностью реализации «экономики существования» в Республике Саха (Якутия) можно смотреть территории проживания юкагиров. По данным переписи населения 2010 года в РФ проживают всего 1603 юкагира, из которых 1281 человек (79,91%) заселяют Нижнеколымский и Верхнеколымский районы Якутии, а также 198 человек (12,35%) - Чукотский автономный округ и 71 человек (4,43%) Магаданскую область. Говорят на изолированном юкагирском языке, в основном православные. Основные традиционные занятия - полукочевая и кочевая охота на дикого оленя (тундровые юкагиры), лося, оленя и горного барана (таежные юкагиры), у таежных юкагиров - также озерное и речное рыболовство, у тундровых - транспортное оленеводство [4].

Какие положительные и отрицательные стороны может получить Республика Саха (Якутия) от внедрения новой формы хозяйственной деятельности? Прежде всего:

1. Получим более диверсифицированную и менее ресурсо-зависимую экономику.

2. Снижение зависимости от цен и конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков.

3. Сохранение традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера.

Отрицательными сторонами введения «экономики существования» можно назвать: во-первых, исчерпаемость ресурсов существования, растущее население будет нуждаться в еще больше ресурсах; во-вторых, увеличение частной собственности на землю и государственное регулирование охоты и рыбалки могут ограничить доступ к жизненно важным ресурсам; в-третьих, увеличение иной экономической деятельности (такие как производство древесины, промысловая охота и рыбалка, промышленность) могут привести к конфликтным ситуациям.

Промышленное и транспортное освоение Колымы не оказало позитивного влияния на развитие коренного населения из-за узковедомственного характера развития новых отраслей. Коренное население не привлекалось в промышленное производство, на транспорт, в строительство, связь. Из-за высокой себестоимости продукции оленеводства и промыслов, отсутствия на местах рынка сбыта и чрезмерной дороговизны транспортных услуг, юкагирские общины несут большие убытки. А это приводит к резкому снижению доходов работников. В связи с переходом к рыночной экономике за последние годы почти на нет сведена деятельность домов культуры,

агитационно-культурных бригад по обслуживанию кочевого и полукочевого населения, книжная торговля. Участники фестиваля «Первый день Международного десятилетия коренных народов мира» (20-24 декабря 1994 г., Москва) единодушно признали, что экономическое и социальное положение коренных малочисленных народов России на этапе внедрения рыночных отношений резко ухудшилось - деградирует привычная природная среда в районах их проживания и хозяйственной деятельности, падает экономика традиционных отраслей, углубилась социальная дезориентация, выросли безработица, пьянство, преступность, ухудшилось физическое и психическое здоровье местных жителей, ускорилась утрата коренных языков, традиций и искусства, ремесел, нивелируются основополагающие этнокультурные характеристики, разорваны многие нити этнической консолидации, деформируется система традиционного самоуправления [5].

Таким образом, экономика существования - имеет весомые плюсы и полностью отличается от других экономик. Она не следует цели получения прибыли, а сосредоточена на предоставлении начал жизни, удовлетворение только прямых потребностей человека. Люди в такой экономике делают акцент на саму жизнь, семью, общение, в отличие от сегодняшнего общества, где люди имеют только бизнес-отношения. В экономике существования нет средств массовой информации и высоких технологий. В экономике существования не существует концепции «богатства». Здесь создаются минимальные излишки и, в основном, полагаются на ресурсы естественного возобновления и размножения в окружающей среде. Негативной стороной данной экономики является ограниченное количество ресурсов к существованию.

Исходя из данных, можно сделать вывод, что «экономика существования» может быть реализовано на территориях проживания представителей коренных малочисленных народов Севера не только в Якутии, но и на всей территории Севера Российской Федерации. Более того, мы можем увязать «экономику существования» со Стратегией экономического и социального развития РФ и регионов до 2030 года для развития и сохранения традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера.

Литература

1. Закон Республики Саха (Якутия) от 10.07.2003 года 59-З №121-111 (ред. от 16.12.2010) «О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия)» // http://base.garant.ru/26706242 (дата обращения: 1.12.2017)

2. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби. - Москва : Экономика, 2004. - 620 с.

3. Земцова, Л.В. Институциональная экономика / Л.В. Земцова. - Томск : Эль Контент, 2012. - 168 с.

4. Тишков, В.А. Народы и религии мира: Энциклопедия / В.А. Тишков. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 1998. - 928 с.

5. Донской, Ф.С. Проблемы возрождения юкагиров / Ф.С. Донской // http://ecsocman. hse.ru/data/000/920/1219/013Donskoj.pdf (дата обращения: 1.12.2017)

6. Wolfe Robert, J. Subsistence economy in Rural Alaska // https://www.culturalsurvival.org/ publications/cultural-survival-quarterly/subsistence-economies-rural-alaska (дата обращения: 1.12.2017)

7. Haskey Lee. The Economy of Village Alaska // http://www.iser.uaa.alaska.edu/Publications/ fuelcosts_viabilityref/Huskey%20Economy%20of%20Village%20Alaska.pdf (дата обращения: 1.12.2017)

References

1. Law of the Republic of Sakha (Yakutia) of 10.07.2003, 59-З No. 121-III (as amended on 12.16.2010) "On the list of indigenous minorities of the North and localities (territories) of their compact residence in the Republic of Sakha (Yakutia)"// http://base.garant.ru/26706242 (reference date: 12/01/2017)

2. Aberkrombi, N. Sociological dictionary / N. Aberkrombi. - Moscow : Economy, 2004. - 620 p.

3. Zemtsova, L.V. Institutional economy / L.V. Zemtsova. - Tomsk : El Content, 2012. - 168 p.

4. Tishkov, V.A. Peoples and religions of the world: Encyclopedia / V.A. Tishkov. - Moscow : Great Russian Encyclopedia, 1998. - 928 p.

5. Donskoy, F.S. Problems of the revival of the Yukagirs / F.S. Donskoy // http://ecsocman.hse. ru/data/000/920/1219/013Donskoj.pdf (reference date: 1.12.2017)

6. Wolfe Robert, J. Subsistence in Rural Alaska // https://www.culturalsurvival.org/ publications/cultural-survival-quarterly/subsistence-economies-rural-alaska (reference date: 12/01/2017)

7. Haskey Lee. The Economy of Village Alaska // http://www.iser.uaa.alaska.edu/Publications/ fuelcosts_viabilityref/Huskey%20Economy%20of%20Village%20Alaska.pdf (reference date: 1.12.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.