УДК 332
Кулиев Талех Шаинович
аспирант кафедры финансового права юридического факультета. Финансовый университет при Правительстве РФ tale2008@mail.ru
Talekh Sh. Kuliyev
Graduate Student of department of the financial right of law department . Financial University under the Government of the Russian Federation tale2008@mail.ru
Субсидии как инструмент стимулирования
концессионера
Subsidies as a tool
to stimulate
the concessionaire
Аннотация. Концессия является одной из самых распространенных форм государственно-частного партнерства. Законодателем в целях привлечения инвестиций со стороны частного сектора предусмотрены различные инструменты стимулирования частного сектора, такие как: бюджетные субсидии, плата концедента и т.д. Однако на практике для частного сектора в лице концессионера не так легко воспользоваться данными инструментами финансирования, в связи с существующим противоречивым бюджетным законодательством и судебной практикой. В настоящей статье автор изложил одну из проблем, возникающих у концессионера, желающего воспользоваться своим правом на бюджетные субсидии в целях возмещения своих убытков и недополученных доходов в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению.
Ключевые слова: субсидии, концессионные соглашения, концессионер, государственно-частное партнерство.
Annotation. The concession is one of the most common forms of public-private partnership. Legislator in order to attract investment from the private sector provides a variety of tools to stimulate the private sector, such as: budgetary subsidies, the grantor board, etc. However, in practice for the private sector in the face of the concessionaire is not so easy to use these financial instruments in connection with the existing budget legislation and contradictory jurisprudence. In this article, the author outlined one of the problems arising from the concessionaire, who wants to exercise his right of budget subsidies in order to recover their losses and lost revenue due to the fulfillment of obligations under the concession agreement.
Keywords: subsidies, concession agreement, the concessionaire, public-private partnership.
Проблематика, которая освящается автором в настоящей статье не поднималась другими учеными и практикующими юристами. О бюджетных субсидиях в рамках концессионных соглашений в общих словах писали такие практикующие юристы ведущих юридических фирм как Качкин Д. [1], юристы юридической фирмы LCP Investor Services [2] и тд.
В последние годы развитию государственно-частного партнерства в стране уделяется все большее внимание в государственной политике. При этом, особым расположением у законодателя пользуется такая форма государственно-частного партнерства, как концессия, которая до сих пор является преобладающей договорной формой при реализации проектов в сфере транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, в топливно-энергетической и оборонной отраслях.
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой
стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (ст. 3 ФЗ «О концессионных соглашениях»).
Каждый участник концессионного соглашения имеет свою мотивацию и социально-экономические интересы. Эти интересы должны отражать видение участниками уровня своей доходности и рисков при реализации проекта для определения текущей стоимости результатов и затрат концессионного проекта.
Для обоснованного принятия управленческих решений по проекту, реализуемому в рамках концессионного соглашения, выполняются соответствующие расчеты, предполагающие сопоставление совокупных затрат проекта и доходности каждого из участников. Результаты выполненных расчетов учитываются при выборе наилучшей модели концессионного соглашения,
которая должна предусматривать как инвестирование средств в проект, так и их возмещение. Существуют различные механизмы возмещения инвестиций, привлекаемых для реализации концессионных проектов: получение платы от кон-цедента, средств от оплаты потребителями услуг на основе тарифов и т.д.
Одним из преимуществ концессионного соглашения для частного сектора в России является обязательство концедента по возмещению части расходов и недополуенных доходов концессионера для окупаемости проекта в форме бюджетных субсидий (ст. 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, ч. 13 ст. 3 ФЗ «О концессионных соглашениях»).
В соответствии со ст. 78 БК РФ, бюджетные субсидии являются формой безвозмездного и безвозвратного предоставления бюджетных средств в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно бюджетному законодательству денежные средства могут расходоваться только по тем направлениям, которые указаны в Бюджетном кодексе РФ (ст. 69 БК РФ).
В Бюджетном Кодексе Российской Федерации прямо указано, что субсидии могут быть предоставлены в соответствии с условиями и сроками, определенными концессионным соглашением (ч. 6 ст. 78 БК РФ). Однако данное указание («в соответствии с условиями и сроками») не отменяет необходимости наличия иных оснований для предоставления субсидий, предусмотренных ст. 78 БК РФ - нормативного акта и договора (соглашения) о предоставлении субсидий.
Проанализировав существующую судебную практику, автор пришел к выводу о том, что отсутствие нормативного правового акта о предоставлении субсидии для компенсации расходов концессионера служит основанием для отказа в выплате субсидий, несмотря на то, что в концессионном соглашении прямо предусмотрена обязанность концедента возмещать расходы концессионера в виде субсидий (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 февраля 2016 г. по делу № А45-7720/2015, Постановление Арбитражного суда ЗападноСибирского округа от 26 января 2016 г. по делу А45-8307/2015).
Так, в обоих делах, концессионер обратился в суд с иском к концеденту о взыскании задолженности, ссылаясь на наличие условия в концесси-оном соглашении, предусматривающего обязанность концедента предоставить концессионеру субсидии в целях возмещения расходов и/или недополученных доходов концессионера.
Суд в обоих рассматриваемых делах отказал в иске концессионера, мотивировав свое решение отсутствием нормативного правого акта о предоставлении субсидии и, как следствие, признал включенное в текст концессионного соглашения
условие о предоставлении субсидий концессионеру ничтожным в силу ст. 168 Гражданского Кодекса Российской Федерации как противоречащее подп. 3 п. 2 ст. 78 БК РФ.
В силу п. 2 ст. 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам предоставляются в зависимости от уровня бюджета в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, законом субъекта РФ, решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами исполнительного органа государственной власти.
В силу п. 3 ст. 78 БК РФ, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий и т.д.
Автор статьи не отрицает того, что при предоставлении субсидии должны быть соблюдены вышеуказанные требования бюджетного законодательства.
Вместе с тем, стоит иметь ввиду, что, как правило, концессионные соглашения заключаются на длительный срок и при заключении данного соглашения концессионер по сравнению с концедентом является слабой стороной. Более того, концессионер не может никак повлиять на издание нормативного правового акта о предоставлении ему субсидий в целях компенсации его убытков в силу того, что не является участником бюджетного процесса. Концессионер при заключении концессионного соглашения может только убедиться о наличии нормативного акта о предоставлении субсидии только на текущий финансовый год, а предоставление субсидий в последующие года остается на усмотрение концедента.
Таким образом, идея о необходимости принятия нормативного акта о порядке предоставления субсидий в рамках концессии противоречит принципам долгосрочности и справедливости: концессионер как получатель субсидий определяется однократно на конкурсе на весь срок действия концессионного соглашения, в то время как соответствующие нормативные акты, исходя из текста ст. 78 БК РФ, принимаются каждый финансовый год.
Автор настоящей статьи полагает, что в рассматриваемых случаях судебный акт должен быть самостоятельным основанием для вынесения нормативного правового акта о предоставлении субсидий в рамках концессионного соглашения. Иное бы означало, что концедент, являясь более сильной стороной в концессионных правоотношениях, намеренно будет брать на
себя обязательства, заведомо зная о том, что может их не выполнять, а концессионер, в свою очередь, останется с убыточным проектом (особенно в инвестиционных проектах с низкой при-
Литература:
1. Д. Качкин. Использование концессионных соглашений в здравоохранении. Сайт Адвокатского бюро «Качкин и партнеры». URL : http:/www.kachkin.ru; http:/p3week.ru/images/ pre-senatation/Koncesionnie_soglasheniya.pdf
2. Концессионные соглашения. Судебная практика. Сайт юридической фирмы LCP Investor Services. URL : http://lcpis.ru; http://www.lecap.ru/ upload/information_system_21/5/5/3/item_ 553/information_items_property_1201 .pdf.
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
4. Постановление Арбитражного суда ЗападноСибирского округа от 16 февраля 2016г. по делу № А45-7720/2015.
5. Постановление Арбитражного суда ЗападноСибирского округа от 26 января 2016 г. по делу А45-8307/2015.
быльностью). Данный подход, по мнению автора, отвечает интересам как концедента, так и концессионера, соблюдая баланс публичных и частных интересов.
Literature:
1. Kachkin Denis. The use of concession agreements in health care. «Kachkin and Partners» Law Firm Website. URL : http://www.kachkin.ru; http://p3week.ru/images/presenatation/Koncesionni e_soglasheniya.pdf/
2. Concession agreements. Arbitrage practice. The site of the law firm LCP Investor Services. URL : http://lcpis.ru; http://www.lecap.ru/upload/information_ system_21/5/5/3/item_553/information_items_ proper-ty_1201.pdf.
Regulations:
1. Federal Law of 21.07.2005 № 115-FZ «On Concession Agreements».
2. The Civil Code of the Russian Federation (Part One) of 30.11.1994 № 51-FZ.
3. Budget Code of the Russian Federation of 31.07.1998 № 145-FZ.
4. The decision of the Arbitration Court of the West Siberian District of 16 February 2016. the case № A45-7720 / 2015.
5. The decision of the Arbitration Court of the West Siberian District of 26 January 2016. in the case A45-8307/2015.