УДК - 336
СУБСИДИАРНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
О.В. Капицкая
В данной статье проведён анализ предоставления финансовой помощи, дано определение бюджетной обеспеченности, рассмотрен механизм предоставления субсидии, в связи с этим было предложено использовать субсидиарный механизм, который стимулирует регионы в социально-экономическом развитии, и в наращивании собственной налоговой базы.
Ключевые слова: дотационность регионов, межрегиональная дифференциация, бюджетная обеспеченность, субсидии, элементы субсидиарного механизма.
В период с 2000 по 2011 год в Российской Федерации, наблюдалась тенденция роста дотационных регионов. В 2011 году только 10% регионов жили за счёт собственных финансовых средств, а другим регионам постоянно требовалось выделение финансовой помощи, предоставляемые из федерального бюджета. Число дотационных регионов на 2011 год составляло 70 субъектов РФ из 83, то есть около 80% регионов находились в дотационном положении, этому послужило высокая экономическая дифференциация регионов. Например, разница между валовым региональным продуктом на душу населения в Тюменской области и Ингушетии достигает 24,4 раза
[3].
Для снижения различий в региональной дифференциации регионов в их социальноэкономическом развитии, применяется механизм выделения межбюджетных трансфертов.
Таблица 1
Объём межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Российской Федерации ___________________________за 2009 -2011 гг., млрд. руб.________________________
Вид финансовой помощи Год Сумма отклонения, млрд.руб.
2009 2010 2011 2010 к 2009 году 2011 к 2010 году
Дотации 398,8 456,4 501,5 57,6 45,1
Субсидии 134,4 32,1 55,2 102,3 23,1
Субвенции 171,2 230,2 231,5 59 1,3
Иные межбюджетные трансферты 6,2 39,9 31,5 33,7 8,4
Итого 710,6 758,6 819,7 48 77,9
Источник: Составлено автором на основе [2].
Как показано в таблице 1, общий объём межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2011 году составил 819,7 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 2009 годом на 109,1 млрд. руб. Основную долю в финансовой помощи занимали дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, в 2011 году данный вид помощи составил 501,5 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 2009 г. на 102,7 млрд. руб., исходя из того, что общий объем дотаций определяется из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Доля субвенций увеличивалась с каждым годом, если в 2009 году составляла 171,2 млрд. руб., то в 2011 году 231,5 млрд. руб. Увеличение происходило за счёт активного применения механизма делегирования полномочий с одновременной передачей средств, необходимых для их исполнения. Субвенции из федерального бюджета распределяются в соответствии с методикой утверждаемой Правительством Российской Федерации, пропорционально численности населения, потребителей соответствующих государственных услуг к другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований, на исполнение соответствующих обязательств, влияющих на стоимость государственных услуг в субъектах Российской Федерации.
Следующий вид финансовой помощи субсидия в 2009 году данный вид помощи составлял 134 млрд. 4 млн. рублей, наблюдалась тенденция в сторону снижения данного вида помощи.
Из всех видов финансовой помощи наибольший объём занимают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Бюджетная обеспеченность является одним из ключевых социально-экономических показателей, влияющих на качество жизни граждан Российской Федерации и состояние
экономической безопасности страны, в ряду таких показателей как валовой региональный продукт на душу населения, производительность труда и средняя заработная плата, уровень развития реального сектора экономики и вовлеченность во внешнеэкономическую деятельность[4].
В статьях 129 и 131 Бюджетного кодекса одной из форм межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые рассматриваются как часть бюджетного регулирования, осуществляемого центральным органом власти, с целью сглаживания различий в уровнях социальноэкономического развития регионов.[1]
Однако до настоящего времени законодательство Российской Федерации, в том числе Бюджетный кодекс Российской Федерации, не содержит комплексного правового определения понятия «бюджетная обеспеченность».
В федеральном законодательстве применяются только отдельные понятия, определяющие уровень бюджетной обеспеченности:
- уровень бюджетной обеспеченности населения (пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»);
- бюджетная обеспеченность субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 26.18 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»);
- уровень бюджетной обеспеченности регионов (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 года № 467-р «О Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006-2008 годах и плане мероприятий по ее реализации»);
- уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов (городских округов) (статьи 137 и 138 Бюджетного кодекса, статьи 60 и 61 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);
- уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 131 Бюджетного кодекса, пункт 1 Методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 670) [5].
Но, кроме выравнивания, необходимо стимулировать регионы в экономическом, инвестиционном и социальном развитии. Это может быть осуществлено за счёт субсидий, так как субсидия носит строго целевой характер и требует долевого софинансирования.
Для обеспечения эффективного субсидиарного механизма выделены основные элементы для
предоставления субсидий и
федерального бюджета:
1) целевое назначение субсидий
Основные элементы субсидиарного механизма
2) Условия предоставления и расходования субсидий, в том числе требования к программам (планам) преобразований в соответствующей сфере, если одним из условий предоставления субсидий является необходимость проведения таких
преобразований
3) Критерии отбора субъектов Российской Федерации для
предоставлений субсидий
4) Методика распределения субсидий между субъектами Российской Федерации
5) Порядок оценки эффективности использования субсидий
6) Сроки и порядок представления отчётности об исполнении
7) Основание, порядок и предельный объём сокращения и перераспределения субсидий вслучае невыполнения субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий
8) Порядок утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации
Субсидиарный механизм позволяет участвовать регионам с низкой бюджетной обеспеченностью в различных программах, а так же повышает эффективность использования средств федерального бюджета, что положительно влияет на бюджетную систему.
Таким образом, необходимо выделить преимущества субсидиарного механизма, который:
- позволяет наиболее быстро и чётко учесть региональные различия в экономическом и социальном положении, а так же учесть региональные различия потребителей при выборе общественных благ.
- способствует внедрению региональными властями принципов бюджетирования и оптимизации расходов, в таких видах деятельности здравоохранение, образование, где требуется регулярное предоставление бюджетных услуг в соответствии с изменившимся условиями.
Например, в Германии применяются «блоковые трансферты», их объём привязан к стабильному источнику доходов федерального бюджета НДС.
На наш взгляд, переход от дотационного вида помощи к субсидиарному, позволит решить проблему социально-экономического развития регионов и привести к увеличению собственной налоговой базы.
In this article the analysis of providing the financial help is carried out, determination of the budgetary security is made, the mechanism of granting a subsidy is considered, in this regard it was offered to use the subsidiary mechanism which stimulates regions in social and economic development, and in accumulation of own tax base.
The key words: dotatsionnost of regions, interregional differentiation, budgetary security, subsidies, elements of the subsidiary mechanism.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145 ФЗ// СПС «Консультант Плюс».
2. Федеральный бюджет на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 года,
Федеральный бюджет 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.,
Федеральный бюджет 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011гг.// http://base.consultant.ru
3. Морозов О.В. Субсидии как инструмент межбюджетных отношений // Финансы №4, 2011. 62 с. С. 22-25.
4. Отчёт о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2007-2009 годах».
5. Электронный ресурс. http://base.consultant.ru
Об авторе
Капицкая О.В. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected].
Subsidiary mechanism of development of the interbudgetary relations Kapitckya O.V.