Научная статья на тему 'СУБСИДИАРНАЯ МИССИЯ КОРРУПЦИИ: УТОПИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?'

СУБСИДИАРНАЯ МИССИЯ КОРРУПЦИИ: УТОПИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / СУБСИДИАРНОСТЬ / АРГУМЕНТЫ / ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / НЕОБХОДИМОСТЬ / РАЗУМНОСТЬ / CORRUPTION / SUBSIDIARITY / ARGUMENTS / CIRCUMSTANCES / NECESSITY / RATIONALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косьмин Анатолий Данилович, Косьмина Елена Анатольевна, Ковальчук Валерий Константинович

Главный авторский посыл, мессидж в представленной статье заключается в обосновании субсидиарной роли коррупции как эксклюзивного института, инструмента упорядочения социальных процессов, разрешения институционального конфликта между укоренившимися и внедряемыми нормами в жизни социума. Коррупция рассматривается как феномен объективной обусловленности, который невозможно преодолеть, но можно и нужно минимизировать до уровня, не препятствующего поступательному развитию общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSIDIARY MISSION OF CORRUPTION: UTOPIA OR REALITY?

The main message of authorship, the message in the presented article is to justify the subsidiary role of corruption as an exclusive institution, an instrument for streamlining social processes, resolving the institutional conflict between rooted and implemented norms in society. Corruption is seen as a phenomenon of objective conditioning, which cannot be overcome, but can and must be minimized to a level that does not impede the progressive development of society

Текст научной работы на тему «СУБСИДИАРНАЯ МИССИЯ КОРРУПЦИИ: УТОПИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?»

G©4 ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ^D

КОСЬМИН Анатолий Данилович,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры

«Государственное муниципальное управление и таможенное дело» Омского государственного технического университета, академик Российской академии естественных наук,

e-mail: kosmin.39@mail.ru

КОСЬМИНА Елена Анатольевна,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Управление, политика и право» Омской академии гуманитарных наук и образования,

e-mail: kosmina.07@mail.ru

КОВАЛЬЧУК Валерий Константинович,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры методологии социологических исследований социологического факультета Московского государственного

университета им. М.В. Ломоносова, e-mail: valeriikov@mail.ru

СУБСИДИАРНАЯ МИССИЯ КОРРУПЦИИ: УТОПИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Аннотация. Главный авторский посыл, мессидж в представленной статье заключается в обосновании субсидиарной роли коррупции как эксклюзивного института, инструмента упорядочения социальных процессов, разрешения институционального конфликта между укоренившимися и внедряемыми нормами в жизни социума. Коррупция рассматривается как феномен объективной обусловленности, который невозможно преодолеть, но можно и нужно минимизировать до уровня, не препятствующего поступательному развитию общества.

Ключевые слова: коррупция, субсидиарность, аргументы, обстоятельства, необходимость, разумность.

KOSMIN Anatoly Danilovich,

Doctor of Economics, Professor, Professor, Department of State Municipal Administration and Customs,

Omsk State Technical University, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences

KOSMINA Elena Anatolyevna,

Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Management, Politics and Law, Omsk Academy of Humanities and Education

KOVALCHUK Valery Konstantinovich,

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Methodology of Sociological Research sociological faculty of Moscow State University. M. V. Lomonosov

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

SUBSIDIARY MISSION OF CORRUPTION: UTOPIA OR REALITY?

Annotation. The main message of authorship, the message in the presented article is to justify the subsidiary role of corruption as an exclusive institution, an instrument for streamlining social processes, resolving the institutional conflict between rooted and implemented norms in society. Corruption is seen as a phenomenon of objective conditioning, which cannot be overcome, but can and must be minimized to a level that does not impede the progressive development of society.

Key words: corruption, subsidiarity, arguments, circumstances, necessity, rationality.

Все человеческое - богатство, честь ... радость, печаль и т.д. - имеет свою определенную меру, превышение которой ведет к разрушению и гибели.

Г. Гэгель

Отправной точкой исследования послужило утверждение (убеждение) первого замдиректора Международного валютного фонда (МВФ) Д. Липтона (предостережение, артикулируемое на широкую аудиторию гайдаровского форума 2017) о том, что у России нет шансов выйти даже на среднемировые темпы роста экономики, если не будет решена проблема защиты прав собственности, если не будет обеспечено верховенство права и независимость судебной власти, если не будет проводиться полномасштабная борьба с коррупцией [2], в которой руководитель правительства увидел главную причину снижения привлекательности делового климата в стране.

Российская Федерация относится к странам, где коррупция получила достаточно широкомасштабное распространение, свидетельством чего является призыв ее руководства развернуть антикоррупционную борьбу (за 2018 г. средний размер взятки на душу населения вырос по сравнению с 2017 г. на 25% и составил 809158 руб.; а всего в коррупционной тени находится 49-50% ВВП) [15].

Коррупция - это институт вселенского масштаба, представляющий собой, прежде всего, только лишь своего рода специфический функциональной придаток физиологического (человек рождается с инстинктивным желанием наживы), который запускается, приводится в действие социальным механизмом (т.е. социализируется). Источник коррупции, как иного зла, дурного, греха, лежит в самой сердцевине человека как простой части природы, этой неисчерпаемой основы всех вещей [8, с. 4404]. Она является непреодолимым следствием свободы индивидуума - этого неизбежного постулата человеческой природы1.

Коррупция является естественным и объективно обусловленным «спутником» любой социально-экономической системы с момента инсти-

1 «Нельзя преодолеть необходимое» - Эсхил.

туализации семьи, частной собственности и государства. А темп (или уровень) политического и государственного устройства детерминирует масштабы коррупционных процессов и их тренд [7, с. 26].

Своим появлением и дальнейшим жизне-утверждением коррупция обязана событиям и явлениям различного свойства: а) антропологического, б) экономического, в) этического и г) институционального [8, с. 4409-4413].

Коррупция - это специфическая форма оппортунистического поведения - представляющая собой алгоритм, способ действия акторов в соответствии с собственными интересами, не ограниченный (способ) моральными устоями и противоречащий интересам других акторов и интересам общества в целом [9].

Одним из показателей, с помощью которых определяется статистика коррупции в мире, как известно, является Индекс восприятия коррупции (ИВК), измеряемый по шкале от 0 до 100 баллов (от самого высокого ее уровня до наименьшего). ИВК - это ежегодный составной показатель коррупции в государственном секторе различных стран, определяемый (рассчитываемый) неправительственной Международной организацией «Transparency Internationa» по своей методике, основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса [14].

Инструментальная роль проводимых указанной организацией рейтингов заключается в том (или рейтинги проводятся для того), чтобы провести анализ мирового сообщества на предмет надежности инвестиций (и не только). Ведь коррупция представляет собой огромный фактор опасности для инвесторов, поскольку экономические показатели в значительной степени зависят от факторов неэкономической природы, которыми, к сожалению, новый инвестор не способен

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

управлять. Индексы восприятия коррупции свиде- многочисленных и многообразных институцио-тельствуют о снижении реализации позитивного нальных сбоев в различных странах мира [1]. потенциала коррупции, о степени ее компенсации

Таблица 1

Топ-10 наиболее и наименее коррумпированных стран мира (на 01.01.2019)

Наиболее коррумпированные страны Ранг ИВК Наименее коррумпированные страны Ранг ИВК

Сомали 180 10 Дания1 1 88

Сирия 179 13 Новая Зеландия 2 87

Судан (нижний) 178 13 Сингапур 3 85

Йемен 177 14 Финляндия 4 85

Северная Корея 176 14 Швейцария 5 85

Афганистан 172 16 Швеция 6 85

Ливия 170 17 Норвегия 7 84

Венесуэла 168 12 Нидерланды 8 82

Россия 149 28 Канада 9 81

Гвинея 138 28 Люксембург 10 81

Источник [14].

В других странах, более или менее благополучных: в странах G7 индекс восприятия коррупции (ИВК) составляет - в Великобритании-80, в Италии-52, в США-71, в Германии-80, в Японии-73 и во Франции-72; в странах G5 ИВК составляет - в Бразилии-35, в Индии-41 в Китае — 39 и в ЮАР-43.

Российские чиновники неустанно повторяют как мантру о том, что по сравнению с коррупцией в зарубежных странах в России еще не все так плохо (ну, конечно же, за последние 3 года страна опустилась на 30 позиций с 119-й в 2015 году до 149-й в 2018 году, то есть не так уж плохо по сравнению с 31 страной третьего мира (из 180), расположенных после РФ.

В России коррупция как одна из форм экономического девиантного поведения (напр., теневого предпринимательства) в постсоветский период подвергает коррозии государственные институты [4, с. 81-96]. Конечно, периодически проводятся показательные расследования, выявляются крупные коррупционеры правоохранительных органов, подпольные миллионеры и неправедно разбогатевшие чиновники различных

уровней, руководители крупных строительных компаний и т.д. Случается, что не все акторы коррупционной деятельности, прежде всего верхушечной коррупции, получают заслуженное наказание власти (что свидетельствует о наличии в стране касты неприкасаемых, априорно помилованных клептоманов).

По данным председателя Национального антикоррупционного комитета (НАК), «около 30% бюджета в той или иной степени вовлечено в коррупционный оборот» [15]. Речь идет, прежде всего, о госзаказах и закупках - самых мощных и распространенных источниках верхушечной коррупции.

О масштабах коррупции в различных органах государственной власти косвенно свидетельствуют выявленные специалистами Всероссийской антикоррупционной общественной приемной - чистые руки жалобы граждан на коррупцию в этих органах.

В расположенной ниже таблице 2 приводится процентное соотношение жалоб на коррупцию в наиболее коррумпированных органах вла-

1 «В стране возросла корпоративная ответственность и реализуется стремлением к достижению полной прозрачности в политике».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

сти, которое свидетельствует как о рекордном сокращении жалоб, так и о рекордном их росте.

Таблица 2.

О соотношении жалоб на коррупцию государственных органах

Органы государственной власти Уровень коррупции(в %)

2014г. 2018г. 2018г. в % к2014г

Судебная система 28.5 77.5 272.0

Полиция 20.4 25.2 123.5

Прокуратура 17.4 15.8 90.8

Следственный комитет 15.7 15.8 100.6

Органы региональной власти и местного самоуправления 7.1 3.7 52.1

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков 1.4 0.9 64.3

Федеральная служба безопасности 0.71 0.9 126.8

Федеральная служба исполнения наказаний 5.0 2.8 56.0

Источник: [6].

Рекордный рост жалоб приходится (как и ожидалось) на судебную систему. «Что касается сословия юристов, - писал К. Маркс, - стряпчих, поверенных и адвокатов, к услугам которых прибегают при выборах, то они, разумеется, имеют совершенно законное право на свой гонорар. Нельзя же требовать от них, чтобы они тратили свое время и «устраивали дело даром»» [10, с. 557]. Имеются примеры того, что российские судьи извлекают немалую коррупционную выгоду из благополучно «разваливаемых дел» не только коррупционеров (корруптеров - дающих взятки), но и иных криминальных групп.

По итогам 2018 г. зарегистрировано 30 495 преступлений коррупционной направленности, что на 2.9% больше по сравнению с 2017 г. Удельный вес преступлений коррупционной направленности, в общем количестве зарегистрированных преступлений также увеличился до 1,5% по сравнению с 1.4% в 2017 г. (на 7.1%) [15].

Свидетельством высокой коррупции в России (как уже отмечалось), является призыв ее властей развернуть антикоррупционную борьбу, устраняя ее (коррупции) глубинные причины:

- низкий уровень развития экономики;

- отсутствие политической конкуренции;

- несовершенные законодательство и судебная система;

- большой разрыв в уровне доходов различных групп населения;

- слабость общественных институтов;

- безнаказанность чиновников высокого ранга;

- отсутствие жестокого контроля и регламентации деятельности чиновников всех уровней;

- негодные принципы отбора тех, кто осуществляет государственное управление.

Масштабы коррупции детерминируются глубиной расхождения между новой жизнеспособной и отмирающей действительностью. Сопроводив старые порядки на «погост», коррупция, по логике вещей, должна минимизироваться и стабилизироваться на естественно необходимом уровне, на каждый данный момент, определяемом политическими, экономическими, культурными и иными факторами эндогенного и экзогенного происхождения.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

Естественный уровень коррупции для разных стран - это уровень, не подрывающий нравственные устои общества (т.е. приличествующий обществу улучшенных нравов) и его социально-политическую стабильность, а также обусловливающий повышение делового климата в стране, приток прямых иностранных инвестиций и инвесторов, столь необходимых для динамического и устойчивого социально-экономического развития.

Объективными критериями успешности противодействия коррупции, её минимизации, принято считать:

— высокий авторитет власти;

— высокое доверие к судам и судебной системе;

— нетерпимость в обществе к проявлениям коррупции;

— высокий уровень правовой культуры среди населения;

— широкий общественный контроль;

— подлинную независимость органов по расследованию фактов коррупции;

— стабильно работающую систему мониторинга работы чиновников;

— доверие общества и государства к работе этических комиссий и принципам, на которых строятся соответствующие этические кодексы;

— справедливое распределение природной ренты;

— успешная работа социальных лифтов, каналов продвижения и закрепления во власти глубоконравственных профессионалов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— высокие темпы экономического роста;

— рост доходов населения и сокращение неравенства.

Как таковых объективных критериев успешности противодействия коррупции в России не обнаруживается и потому не следует особо доверять статистике федеральных органов государственной власти - МВД, Генпрокуратуры, ФСБ, Счётной палаты и прочих министерств и ведомств, выдающих «на-гора» нерепрезентативные показатели. Следует ежегодно знакомиться с отчётом ранее указанной неправительственной организации, которая пришла к выводу, что граждане России утратили веру в эффективность борьбы с коррупцией как социальным злом, поскольку она не снижается, а повышается.

По данным социологических исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения, 70% граждан считают, что в России очень высокий уровень коррупции, а самыми высоко коррупционными сферами современного общества — медицинскую отрасль, ГИБДД, сферу ЖКХ, полицию, судебную систему и прокуратуру [17].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

Руководитель центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Russia полагает, что оценить объемы коррупции методом прямого исследования с точки зрения монетарного рынка практически невозможно, поскольку значительная часть коррупционных проектов в России отошла от примитивных форм [14]. Это, скорее всего, наблюдается в сфере незаконного лоббизма, конфликтов интересов, фаворитизма и протекционизма, непотизма (покровительство родственником), отмывание денежных средств, использование иностранных денежных инструментов, нарушение законов и ограничений. Всё это находится вне поля правового регулирования и не поддается подсчету, поскольку является по существу латентным. Ведь коррупция имеет атмосферическую природу- она вроде бы повсеместно, но в каждом конкретном случае не хватает достоверности и деталей. Коррупция, как одна из форм накопления - «есть завоевание мира общественного богатства», она расширяет область прямого и косвенного извлечения богатства с помощью разнообразных практик, конструируемых креативными и клептоманами, коррупционерами, избегающими «шума и брани и отличающимися боязливой натурой» (К. Маркс).

Ранее мы отмечали, что теория неэкономических форм капитала (прежде всего социального, политического и административного) позволяет корректно теоретически описать процесс формирования не только крупных и средних собственников в нашей стране, но и крупных, и средних коррупционеров, а также принципы осуществления отбора тех, кто осуществляет государственное управление [7, с. 64-74]. Эта теория объясняет, что коррупция порождается процессом развития государства, а её потенциал (коррупции) умножается по мере того, как центральная власть воспроизводит себя как при разделении, так и при делегировании функции не только в пользу вновь созданных структур (министерств и ведомств), но также в пользу частного бизнеса [12]. Именно процесс делегирования власти вписывает коррупцию в саму структуру государства. Коррупция, таким образом, плоть от плоти теологического механизма государства, в реальном материале действительности сопровождаемая теологическим механизмом рынка постепенно и незаметно.

В России (как и ранее в СССР) эти формы капитала (точнее, их персонифицированные формы) играли и играют поныне трудно пере оце-нимую роль в распределении статусных позиций, материальных благ и услуг, национального богатства в целом, а также в их перераспределении.

Таблица 3

Объективные критерии успешности по минимизации коррупции в ТОП-10 наименее коррумпированных стран мира

Наименее коррумпированные страны и Россия Индекс человеческого развития (ИЧР) Валовой национальный доход (ВНД) на душу населения (в долл. США 2011 по ППС) Квинтиль-ный коэффициент дохода1 Коэффициент Джини2 Доверие к судебной сис-теме3 Доверие к правитель-ству4

Рей тинг Значение

Дания 11 0, 929 47918 4, 0 28, 2 85 57

Новая Зеландия 16 0, 917 33970 63 61

Сингапур 9 0, 932 82503 89 93

Финляндия 15 0, 920 41002 3, 9 27, 1 83 60

Швейцария 2 0, 944 57625 5, 2 32, 5 78 82

Швеция 7 0, 933 47766 4, 6 29, 2 69 56

Норвегия 1 0, 953 68012 4, 1 27, 5 88 72

Нидерланды 10 0, 931 47900 4, 4 29, 3 71 67

Канада 12 0, 926 43433 6, 2 34, 0 67 65

Люксембург 21 0, 904 65016 5, 0 31, 2 76 74

Россия 49 0, 816 24233 6, 6 37, 7 36 38

Источник: [3, с. 22, 30, 72].

В таблице 3 представлены, по существу, основные условия, детерминирующие коррупцию как атрибут действительности и необходимости (о чём свидетельствуют указанные ниже лидирующие позиции стран, достигнувших минимальных значений коррупции, в главных рейтингах 2018 года). Как отмечал Ф. Энгельс, «все необходимое оказывается, в конечном счёте, разумным» [13], а «разумность тождественна предусмотрительности, дальновидности» [11].

Некоторые из ТОП-10 стран наименее коррумпированных являются лучшими в следующих главных рейтингах 2018 года:

- самые конкурентоспособные экономики в Сингапуре, Швейцарии, Нидерландах, Швеции и Дании;

- самые лучшие для ведения бизнеса страны;

- новая Зеландия, Сингапур, Дания, Норвегия, Швеция;

- самые лучшие страны для высококвалифицированных специалистов: Швейцария, Дания, Норвегия, Нидерланды, Канада, Финляндия, Швеция, Люксембург;

- самые лучшие системы здравоохранения в Норвегии, Нидерландах, Люксембурге, Финляндии, Швейцарии и Швеции;

1 отношение среднего дохода богатеющих 20% населения к среднему доходу беднейших 20% населения.

2 показатель характеризующий отклонение фактического распределения доходов отдельных лиц или домохозяйств в определенной стране от абсолютного равенства.

3 процент респондентов, ответивших «да» на вопрос Всемирного опроса Гэллапа, «Доверяете ли Вы судам и судебной системе Вашей страны?»

4 процент респондентов, ответивших «да» на вопрос Всемирного опроса Гэллапа, «Доверяете ли Вы правительству Вашей страны?»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

— самые миролюбивые страны: Новая Зеландия, Дания, Канада и Сингапур;

— самые лучшие страны для пенсионеров: Норвегия, Швеция, Нидерланды, Дания и Финляндия;

— самые счастливые граждане в Финляндии, Норвегии, Дании, Швейцарии, Нидерландах, Канаде и Новой Зеландии.

В этих странах среднегодовой прирост ВВП составляет от 1% в Швеции до 3,5% в Сингапуре. Не очень высокие, разумеется, но стабильно устойчивые, и никакая из них страна не ставит задачи достижения темпов роста экономики, превышающих среднемировые темпы.

Нам представляется, что достигнутые успехи по минимизации коррупции в Т0П-10 странах мира, выраженные количественно в диапазоне от 81 до 88 баллов, следует считать (признать) легитимными, законными, имеющими предельно допустимую меру, оставив за коррупцией, за её позитивными потенциалом неисчерпаемую функциональность — способность примерять конкурирующие нормативные системы.

Борьбу с коррупцией (в России эта борьба ведется не с событиями и явлениями, её порождающими, а всего лишь с её последствиями) следует понимать, как перманентную, непрекращающуюся работу властей всех уровней (включая и власть четвертую — СМИ) по изменению, по гуманизации в широком смысле слова самой ткани общественных отношений, по «усовершенствованию движущегося мира и участвующего в этом движении человека» (Л. Толстой). Но эта борьба должна выстраиваться, базироваться на занимающей центральное место в диалектике Г. Гегеля категории противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно — взаимопредполага-ющих друг друга противоположностей. Из этого единства противоположностей невозможно исключить какую-либо составляющую этой диалектической пары (как это пытался сделать в своё время французский теоретик анархизма, мелкобуржуазный социалист П. Прудон — его идея заключалась в том. чтобы «очистить», устранить отрицательную сторону диалектической пары). Он подверг резкой критике Луи Наполеона Бонапарта, который впервые в истории после Великой французской революции обнаружил основания для криминализации коррупции, но разглядел в ней позитивный потенциал демократизации общества, прибегнув, тем не менее, к ограничению её масштабов, прежде всего, её верхушечной части — и упразднил непотизм.

Коррупцию уничтожить невозможно, как невозможно свести к нулю показатели инфляции, бедности, неравенства, безработицы и иных явлений общественной жизни, позитивный потенциал

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

которых, имеющих определенную меру в развитии человеческого общества доказан, как утверждал Р. Декарт, ещё древними философами. Но о том, как можно радикально переломить повышательный тренд коррупционной деятельности в России, отметил глава Счетной палаты РФ А. Кудрин, полагающий, что справиться с «жестокой и триллионной» коррупцией в России позволит внедрение лучших мировых практик по открытости органов государственной власти. Он также отмечает, что возглавляемый им контролирующий орган станет «аудитором открытости министерств и ведомств», - информирует «РИА Новости» [16].

Введение лучших в мире практик по открытости органов власти позволит, по мнению главы СП РФ, на 50% справиться с коррупцией, но для этого надо предпринять три шага:

первый шаг - обеспечить полноту и достоверность баз данных. «Сегодня министерства не выполняют законодательство по открытости» -отметил А. Кудрин;

второй шаг - писать «понятным языком» все законы и законопроекты. «Был хороший опыт, когда законопроекты выставлялись на дискуссию. Сейчас это практически прекращено» - добавил А. Кудрин;

третий шаг - «это открытый диалог. Обратная связь должна иметь разные формы» [16].

Рецепт борьбы с коррупцией, предложенный чиновником, как таковой борьбы не предусматривает, а внедрение лучших мировых практик по открытости органов государственной власти не повлияет никоем образом, не прямо и не косвенно, на укрощение масштабной коррупции.

Необходимо внедрять лучшие мировые практики не по открытости органов государственной власти, а по её подотчётности обществу.

По мнению экспертов Международной организации «Transporency International» для предупреждения коррупции требуется введение общегосударственной этики, критериями действенности которой станут: честность и отчётность в принятии решений, в частности, в распределении государственных средств; эффективная работа главного аудитора; независимые средства массовой информации; достойный доверия частный сектор; независимые судьи, следователи и прокуроры; выборный парламент, имеющий право требовать отчётности от государственных чиновников [14].

Напомним, что нынешний медианный ИВК (или его срединное или центральное значение) составляет 39 баллов, означающий, что первые по списку 50% государств имеют ИВК в диапазоне 88 - 39 баллов, а вторые - 50% государств имеют ИВК в диапазоне 40 - 10 баллов.

Экватор «коррупционного круга» в 39 баллов находится на равном расстоянии от наименьшего и наибольшего значений ИВК. Для того чтобы Россия «перевалила» за экватор по ту его сторону, где ИВК наибольший (т.е. уровень коррупции наименьший), требуется всего лишь каких-то три шага и Россия сразу поднимется на 14 баллов до отметки в 42 балла. Фантастический проект очередного единомышленника (Alter-EGO) Т. Мора (один из предыдущих его единомышленников считал возможным всего лишь за 500 дней вытащить из руин экономику, другой - сделать счастливыми граждан страны, наделив их приватизационными чеками (ваучерами) и т.д.).

Борьба с указанными социально-экономическими явлениями общественной жизни заканчивается при достижении ими определенной действительной и разумной меры, превышение которой губительно для социума. Кстати говоря, предельно допустимые, приемлемые показатели безработицы, инфляции, неравенства, бедности, теоретически обоснованы и эмпирически подтверждены. Эмпирически подтверждаются также и последствия превышения определенной их меры1.

Что же касается коррупции, то имеющиеся эмпирические её показатели свидетельствуют о превышении её разумного и необходимого уровня, приемлемой меры, долженствующей быть теоретически обоснованной и эмпирически подтвержденной: полагаем, что не следует превышать обозначенную ранее меру коррупционной деятельности, пролонгируя оставшейся её части инструментальный потенциал по выявлению «зла», конвертируемого в добро, помогая институализи-ровать новые правила, новый порядок, вытесняя старые [1]. Оставить за оставшейся жизненно необходимой коррупцией роль навигатора, компаса, указывающих местонахождение узких мест в правовом поле, напрямую не обнаруживаемых властью.

Заключение

Общий вывод сводится к тому, что особых фундаментальных оснований для повышения градуса надежд на сокращение масштабов коррупционной деятельности в российском государстве (в его различных сферах деятельности - МВД, ЖКХ, ФТС и т.д.) в ближайшее время не предвидится. И прежде всего это потому, что нельзя победить то, что является «продуктом» (коррупцией) деятельности борцов с коррупцией (противоестественна,

1 Примечательно и странно то, что в Глобальных целях и задачах в области устойчивого развития, определенных ООН до 2030 года, не нашлось места для вселенской коррупции. А вот сокращение неравенства, безработицы, ликвидация нищеты (но не бедности) оказались в числе индикаторов целей в области устойчивого человеческого развития [3].

немыслима борьба пчёл с мёдом). И это печально, поскольку коррупция, являясь негативной системной характеристикой институтов государственного и муниципального управления, «коррозией, которая не признает границ» (К. Лагард - МВФ), выводит ежегодно из страны значительную часть ВВП (стремительно приближающуюся к размеру годового бюджета - 30-48% ВВП), препятствуя тем самым достижению устойчивого экономического роста, повышению конкурентоспособности экономики и благосостояния граждан.

Не имея целостной программы борьбы с коррупцией, правительство предпринимает лишь разрозненные и бессистемные меры. Такая борьба походит на бой с лернейской гидрой: одну голову рубишь, а на её месте отрастает сразу несколько других.

Россия является очень богатой страной по количеству компетентных организаций, контролирующих, выявляющих, пресекающих и карающих акторов коррупционной деятельности, но не достигающих результатов, приближающихся к результатам антикоррупционной деятельности стран Запада, Юго-Восточной Азии, не имеющих такого большого количества компетентных органов.

Все дело в том, что там борьбой с коррупцией занимаются «всерьёз». Именно это ключевое слово надо взять на вооружение нашей правящей элите [5, с. 168].

Пока же в России, перефразируя А. Данте, коррупционеры следуют своей дорогой, а власти продолжают говорить что угодно и никакой реальной, конкретно определенной комплексной борьбы с коррупционной деятельностью акторов не предлагают и которые, по умолчанию, должны не что-то делать, а делать, что должно, предвосхищая и опережая множество иных пока ещё неизвестных практик коррупционной деятельности, которые «готовит просвещенья дух» (А. Пушкин), коим обладают креаторы - клептоманы и который сулит им гораздо больше удивительных новелл, «открытий чудных» в стране с дефектами государственного аппарата, сложностями низкого экономического роста и хозяйственной эффективности, преступности и криминализации правоохранительных структур, авторитарного и недемократического характера политических институтов, с системными проблемами образования и здравоохранения, аморальностью чиновников и прочими проблемами, увязываемыми с коррупцией и связь которой с последними обретает характер устойчивого и объективно обусловленного эмпирического факта.

«Разрубить гордиев узел» коррупции в России, оставив ее столько, сколько нужно (ее приемлемый уровень для специфического российского

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

государства) возможно лишь при одном важнейшем забытом обстоятельстве - цивилизованном и демократическом принципе подбора и расстановки государственных управленцев (один из рожденных Великой французской революцией принципов гласит: «во власти должны быть люди

- профессионалы, которые тяготятся властью»).

Как известно, Наполеон считал необходимым и целесообразным допускать к власти чиновников только со специально полученным образованием. В России Наполеон не почитаем (министр спорта становится министром строительства, банкир - министром неизвестной ему отрасли - сельского хозяйства, журналист - возглавляет космическую отрасль, а дети чиновников всех уровней

- природой весьма одаренные, похоже, - кто в министрах, кто в заместителях, кто в председателях различных компаний и т.д.

На государственном уровне в Российской Федерации заявлен курс на модернизацию государственных институтов, что подразумевает, в т.ч. выработку механизмов для рационального управления общественными процессами с опорой на букву дух закона. Результатом такого рода модернизации должно стать усовершенствование системы государственного управления, достижение нашим обществом современных мировых стандартов развития [5]. Но в условиях политической нестабильности, несовершенства законодательства, невысокой эффективности работы отдельных органов государственной власти и управления, слабости органов местного самоуправления, неразвитой политической культуры среди граждан, отсутствии устоявшихся демократических традиций и т.д., конечно же, достаточно сложно разработать и на практике реализовать мероприятия, которые способствовали бы снижению распространенности коррупции в стране до уровня, который не препятствовал бы поступательному развитию всего общества [9].

Список литературы:

[1] Барсукова С.Ю. Коррупция: научные дебаты и российская реальность // Общественные науки и современность. 2010. № 5. С. 36-47.

[2] Гайдаровский форум РАНХ и ГС 2017 [Электронный ресурс] // URL: http: // www. gaidarforum.ru (дата обращения: 12.07.2019 г.).

[3] Доклад «Индексы и индикаторы человеческого развития: обновленные статистические данные 2018» / Пер. с англ.; ПРООН. - М.: Издательство «Весь мир». 2019. - 196 с.

[4] Ковальчук В.К. Институциональные формы и методы борьбы с девиантным поведением в экономике // Межфакультетский сборник

научных трудов «Институт налоговой амнистии» / Под общ. ред. М.В. Романенко. М.: МАКС Пресс, 2010. С. 81-96.

[5] Ковальчук В.К., Халиков М.С. Теоретические взгляды на процесс модернизации // Социальные и правовые проблемы экономического развития: Межфакультетский сборник научных трудов / Под общ. ред. А.П. Сысоева, М.С. Хали-кова, А.И. Усова / Вып. № 3. М.: Университетская книга, 2013. С. 120-126.

[6] Коррупция в России: Независимый годовой доклад Всероссийской антикоррупционной общественной приемной - чистые руки [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения: 12.07.2019 г.).

[7] Косьмин А.Д., Кузнецова О.П. Коррупция как конвертационная форма общественно значимых персонифицированных статусных позиций и модулей совокупного общественного капитала: монография. - М.: Издательство «Экономика», 2015. - 235 с.

[8] Косьмин А.Д., Кузнецова О.П. Коррупция как форма свечения высокого уровня примативно-сти // Российское предпринимательство. 2015. - Т. 16. №24. С. 4403-4418.

[9] Косьмин А.Д., Метелев С.Е. Природа и основные направления минимизации коррупции // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. №1 (63). С. 136-144.

[10] Маркс К. Избирательная коррупция в Англии // К. Маркс, Ф. Энгельс. - Соч. - 2-е изд. -Т. 13. - С. 549-553.

[11] Платон. Сочинения в 3-х томах. Т. 3. Ч. I.

- М.: 1975.

[12] Хестанов Р. Государство без коррупции

— это русское чудо // Эксперт. - 2012. №46. С. 26-30 [Электронный ресурс]. URL: http: //expert.ru (дата обращения: 12.07.2019 г.).

[13] Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // К. Маркс, Ф. Энгельс. - Соч.- 2-е изд. - Т. 21. С. 269-317.

[14] Официальный сайт компании «Transparency International» [Электронный ресурс]. URL: http://www.transparency.org.ru (дата обращения: 12.07.2019 г.).

[15] Официальный сайт электронного журнала «Коррупции нет» [Электронный ресурс] // URL: http: // www.corrupcia.net/aboutnews/item-1348/html (дата обращения: 12.07.2019 г.).

[16] Официальный сайт агентства «РИА Новости» [Электронный ресурс] // URL: https: // ria. ru (дата обращения: 12.07.2019 г.).

[17] Официальный сайт ВЦИОМ [Электронный ресурс] // URL: https: // www.wciom.ru (дата обращения: 12.07.2019 г.).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.