УДК 332.146:339.3(470.620)(450) Пантелеев Евгений Александрович аспирант Кубанского государственного университета
СУБНАЦИОНАЛЬНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И УСТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ С ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ
Аннотация:
В статье рассматриваются организационно-правовые аспекты становления и развития международных и внешнеэкономических связей Краснодарского края на рубеже XX-XXI вв. Пережив спад экономики, развал сельского хозяйства и падение общего благосостояния населения в 90-е гг., власти Краснодарского края принялись создавать благоприятные условия для привлечения инвестиций, налаживать торгово-экономические и иные связи с иностранными партнерами, среди которых одной из первой оказалась Итальянская Республика.
Ключевые слова:
международные связи Краснодарского края, Итальянская Республика, привлечение инвестиций, Милан, двусторонние визиты.
Panteleev Evgeny Aleksandrovich PhD student, Kuban State University
SUB-NATIONAL DIPLOMACY OF THE KRASNODAR REGION: ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS AND ESTABLISHMENT OF THE INTERNATIONAL RELATIONS WITH THE ITALIAN REPUBLIC
Summary:
The article deals with the organizational and legal aspects of formation and development of the international and foreign economic relations of the Krasnodar region at the turn of the XXI century. After surviving the recession, the collapse of the agriculture and the fall of the general welfare of the population in 1990-s, the authorities of the Krasnodar region begun to create favorable conditions for investment, establish economic and other relations with foreign partners, among which the Italian Republic was one of the first.
Keywords:
international ties of the Krasnodar region, the Italian Republic, attraction of foreign investments, Milan, bilateral visits.
В 90-е гг. XX в. в условиях разрыва традиционных связей в структуре единого экономического организма Советского государства, перехода на рыночную модель экономики, а также на фоне неустойчивой социально-экономической и политической ситуации в стране субъекты Российской Федерации были вынуждены устанавливать собственные международные контакты с иностранными партнерами и искать потенциальных инвесторов за границей. Особенно это было характерно для приграничных регионов, имевших давние торгово-экономические и хозяйственные связи с территориями, в одночасье оказавшимися по другую сторону границы.
После распада Советского Союза в период политической нестабильности и ослабления центральной власти, руководствуясь либеральной риторикой нового руководства страны, региональные элиты принялись каждая по-своему создавать собственную законодательную базу и принимать региональные конституции и законы, регламентирующие в том числе и их международную деятельность. Многократно возросли центробежные силы на национальных окраинах России, а также в исторически проблемных регионах. Появилась реальная угроза дальнейшей дестабилизации обстановки в стране.
В условиях посткоммунистической эйфории автономные республики Советского Союза принялись «брать столько суверенитета, сколько могли проглотить». Реализуя право, предоставленное федеральными властями на осуществление собственных международных связей, в 90-е гг. субъекты Федерации создали значительный пласт региональных законов и иных нормативно-правовых документов, регламентирующих их деятельность в этом направлении [1].
Краснодарский край, как один из самых динамично развивающихся регионов, не составил исключение. После достаточно длительного переходного этапа установления федеративных отношений в государстве, пагубных экспериментов в бюджетно-финансовой сфере и выстраивания новой экономической модели в 1990-е гг. к началу XXI в. руководство Краснодарского края окончательно осознало масштабы разрушительных последствий проводимых в стране реформ и связанные с этим упущенные возможности. Учитывая десятилетний опыт существования в новых условиях государственного устройства Российской Федерации, власти Краснодарского края принялись интенсивно формировать региональное законодательство, в том числе и в сфере регулирования их международных связей и привлечения инвестиций.
10 ноября 1993 г. было принято Решение Краснодарского краевого Совета народных депутатов № 17 п. 5 «О Государственном Уставе Краснодарского края», который был призван закрепить
государственно-правовой статус региона и создать новые правовые основы его всестороннего развития. В статье 21 нового устава подчеркивалось, что Краснодарский край «является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей». Статья 93 данного документа предоставила краевому правительству право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и заключать от имени края международные договоры, направленные на развитие и установление льготного режима внешнеэкономических связей для хозяйствующих субъектов, расположенных на территории края. То есть фактически, согласно Уставу, регион наделялся широкими правами по осуществлению международной деятельности, а также за договорами, заключаемыми с иностранными партнерами, признавался статус «международных» [2]. В последующих редакциях Устава полномочия краевых властей на внешнем направлении были существенно уменьшены и приведены в соответствие с федеральным законодательством.
Осознавая жизненно важную необходимость создания эффективной системы стимулирования инвестиционной деятельности на территории Краснодарского края и привлечения инвестиций на основе создания режима наибольшего благоприятствования российским и иностранным инвесторам, в марте 1999 г. депутаты Законодательного собрания Краснодарского края (ЗСКК) приняли Закон № 166-КЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае». Данный документ регламентировал правовое регулирование инвестиционной деятельности в регионе, описывал условия предоставления льготного налогообложения, гарантий и иные правила работы в данной сфере. Иностранным инвестициям на территории Краснодарского края гарантировалась полная и безусловная правовая защита, одинаковый режим благоприятствования.
В последующие годы была разработана значительная нормативно-правовая база, создавшая необходимые условия для эффективного взаимодействия с отечественными и зарубежными инвесторами и выдвинувшая Кубань на передовые позиции среди самых динамично развивающихся регионов России. Среди основных нормативных актов, регламентирующих инвестиционную деятельность в Краснодарском крае, можно выделить постановления главы администрации Краснодарского края «О преодолении административных барьеров и упрощении согласительных процедур при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности» (2003 г. № 715), «О порядке рассмотрения и согласования инвестиционных проектов на территории края» (2003 г. № 858), «Об организации сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых на территории Краснодарского края» (2010 г. № 205), законы Краснодарского края «О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» (2004 г. № 731-КЗ), «О порядке предоставления государственных гарантий Краснодарского края» (2008 г. № 1411-КЗ) и десятки других документов.
Благодаря своему географическому положению и природно-климатическим условиям, Краснодарский край довольно быстро занял прочные позиции среди самых инвестиционно привлекательных регионов России. С целью улучшения информированности предпринимательских структур края, обеспечения рекламы кубанских товаров и продвижения их на мировой рынок, а также развития сотрудничества с иностранными партнерами совместно с Торгово-промышленной палатой (ТПП) Краснодарского края был разработан пакет мер по активизации деятельности представительств края в Австрии, Турции и Республике Беларусь, намечено открытие в Вене постоянно действующего выставочно-информационного центра [3].
Руководство региона не осталось в стороне и от происходящих мировых событий и активно интересовалось международной повесткой дня. Так, в марте 1999 г. ЗСКК и краевая администрация направили Обращение в Посольства Югославии и США в Российской Федерации с возмущением «действиями руководства НАТО во главе с американскими генералами и дипломатами, планирующими введение наземных войск и нанесение ракетно-бомбовых ударов по Югославии». В документе высказывалась необходимость направления в побратим - автономный край Воево-дино делегации ЗСКК, администрации и общественности Краснодарского края с целью оказания морально-политической поддержки народам Югославии [4].
В 2004 г. законодательный орган Краснодарского края выступил с резким протестом против начавшейся с 1989 г. раздачи российских земель, акваторий морей сопредельным странам. Данное обращение было вызвано появлением в последнее время в СМИ высказываний министра С.В. Лаврова о передаче Японии островов Малой Курильской гряды и острова Шикотан в обмен на подписание мирного договора. Депутаты ЗСКК предлагали на предстоящих переговорах с Японией неукоснительно следовать положениям Конституции России в части сохранения целостности и неприкосновенности ее территории [5].
В 2000-е гг. международные связи Краснодарского края заметно активизировались. Постепенно были открыты региональные представительства во Франции (2005 г.), Италии (2006 г.), Германии (2008 г.) и Абхазии (2010 г.). На территории Краснодарского края расположились гене-
ральные консульства Греции (1997 г.) и Турции (2005 г.) в Новороссийске, а также свою деятельность развернули почетные консулы Великобритании, Республики Беларусь, ФРГ, Кыргызской Республики, Италии и других стран.
В разные годы были заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве между администрацией Краснодарского края и Запорожской областной государственной администрацией Украины (2000 г.), Правительством Белоруссии (2002 г.), Правительством Земли Нижняя Саксония (ФРГ, 2004 г.), Правительством провинции Милан (Италия, 2005 г.), Администрацией Тавушской области (Армения, 2005 г.), Правительством города Баден (Австрия, 2006 г.), Особой администрацией вилайета Стамбул (Турция, 2006 г.). В 2007 г. был подписан Меморандум о сотрудничестве в агропромышленной сфере между администрацией Краснодарского края и Министерством продовольствия, сельского хозяйства и рыболовства Королевства Дании, в 2010 г. - Протокол о намерениях между администрацией Краснодарского края и Правительством Британская Колумбия (Канада).
Постепенно Краснодарский край, уделяя особое внимание развитию международных и внешнеэкономических связей со странами Европейского союза, нашел в лице Итальянской Республики значимого внешнеэкономического партнера. Рост количества визитов делегаций официальных властей, представителей дипломатического корпуса, бизнес-сообществ и, как следствие, позитивная тенденция роста товарооборота с этой страной свидетельствовали о динамичном развитии двусторонних партнерских отношений.
Сотрудничество Италии с Кубанью имеет довольно давнюю историю. В постсоветское время в первую очередь начали развиваться торгово-экономические отношения, постепенно возрос товарооборот, появились совместные предприятия. Первые официальные контакты на уровне официальных властей завязались к концу 90-х гг. По итогам визита в 1999 г. в Краснодарский край депутата фракции Лиги Севера итальянского Парламента Фабио Кальзавара было принято решение о заключении Межпарламентского соглашения между Парламентом Италии и ЗСКК. Как отмечалось в проекте документа, исходя из взаимной заинтересованности в развитии двухстороннего экономического сотрудничества и международных отношений, а также стремясь к дальнейшему углублению взаимодействия в правовой и других сферах парламентской деятельности, стороны договаривались создавать условия для проведения совместной инвестиционной политики и развития всестороннего сотрудничества [6]. Важно отметить, что данное соглашение планировалось заключить с центральными властями Италии. Однако в связи с изменением порядка принятия Правительством Российской Федерации решений о даче согласия на осуществление российскими субъектами международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств ЗСКК постановило признать утратившим силу предыдущее постановление о соглашении с итальянским Парламентом.
Принятие первой в России федеральной целевой программы социально-экономического развития «Юг России» в 2001 г. послужило импульсом для оживления деловых контактов между итальянскими бизнес-кругами и представителями южных регионов России. В том же году в Риме состоялся конгресс «Юг России и Италия: новые перспективы сотрудничества», участие в котором приняли представители руководства Волгоградской, Астраханской, Ростовской областей, Краснодарского и Ставропольского краёв [7, т. XI—XIII, с. 300]. Постепенно Кубань, превращаясь в надежный и стабильный регион для вложения иностранного капитала, стала привлекать итальянских бизнесменов. С начала 2000-х гг. значительно увеличилось количество визитов бизнес-делегаций. В июле 2004 г. по приглашению российской стороны Краснодар посетила многочисленная делегация во главе с Послом Италии в России Джанфранко Факко Бонетти, в состав которой вошли главы ряда итальянских банков, коммерческих структур и фирм. Уже в конце 2004 г. состоялся ответный визит делегации Краснодарского края в Италию с целью рассмотрения дальнейших возможностей торгово-экономического сотрудничества.
Визит кубанской делегации во главе с губернатором А.Н. Ткачевым в феврале 2005 г. в Милан стал общезначимым и поворотным событием в отношениях между Краснодарским краем и провинцией Милан. В рамках деловой программы визита состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, культурной и гуманитарной сферах, ставшего основой взаимовыгодного сотрудничества между Краснодарским краем и провинцией Милан на предстоящий период. Еще одним успехом данного визита стало открытие Представительства Краснодарского края в Италии с целью оказания необходимой помощи в установлении связей между заинтересованными структурами двух государств, организации визитов, мониторинга реализации проектов и других вопросов.
В результате презентационной деятельности Краснодарского края за рубежом развивать сотрудничество с этим южным регионом России выразили желание власти провинции Агри-
дженто (Сицилия). Также следует упомянуть еще одну южную область Италии, которая заинтересовалась инвестиционными возможностями Кубани, - Калабрию. В 2005 г. состоялся визит официальной делегации регионального правительства Калабрии в Краснодарский край с целью налаживания двусторонних связей в туристической, транспортной и аграрной сферах.
Среди итальянских областей, добившихся наибольших успехов в развитии плодотворного сотрудничества с Краснодарским краем, можно выделить Ломбардию, Эмилию-Романию, Венето, Калабрию и Лацио. В рассматриваемый период на территории региона было зарегистрировано более 30 предприятий с иностранными инвестициями из Италии, расположенных в крупных городах, таких как Краснодар и Новороссийск. Если суммировать все сферы сотрудничества итальянских областей с Краснодарским краем, то можно констатировать, что за последнее десятилетие установились прочные и обширные связи. Итальянские предприниматели убедились, что Кубань, динамичное развитие которой обеспечивается близостью Черного моря, имеет хорошие перспективы, в частности в таких областях, как интермодальные транспортные перевозки (река - море), логистика, сельское хозяйство, инфраструктура, товары широкого потребления, оборудование для пищевой промышленности, строительное оборудование и материалы.
Сотрудничество Краснодарского края с Итальянской Республикой активизировалось в конце XX в., интенсивно развивалось и приобретало новые формы. Италия в этот период традиционно входила в пятерку ведущих стран-партнеров Кубани, что, несомненно, подтверждает большой интерес итальянских бизнесменов к этому южному региону России. Краевые власти, уделяя большое внимание развитию отношений с зарубежными регионами, нашли в лице итальянских областей надежных партнеров. Поэтому для развития торгово-экономического, инвестиционного, культурно-гуманитарного и иного сотрудничества Итальянской Республики с Краснодарским краем на рубеже XX-XXI вв. имелись правовые основания, предпосылки и все необходимые условия.
Ссылки:
1. См.: Вардомский Л., Скатерщикова Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России : учеб. пособие. М., 2010.
2. Устав Краснодарского края // Кубанские новости. 1994. 5 янв.
3. Постановление ЗСКК № 854-П от 24 марта 1998 г. // Информационный бюллетень ЗСКК. 1998. № 27.
4. Постановление ЗСКК № 75-П от 24 марта 1999 г. // Информационный бюллетень ЗСКК. 1999. № 2 (32).
5. Постановление ЗСКК № 1085-П от 23 ноября 2004 г. // Информационный бюллетень ЗСКК. 2004. № 24 (95), ч. 1.
6. Постановление ЗСКК № 294-П от 27 октября 1999 г. // Информационный бюллетень ЗСКК. 1999. № 6 (36).
7. Вачнадзе Г. Деловая Италия : спецвыпуск. Экономика и связи с Россией в 2000-07 гг. М., 2007.