Научная статья на тему 'СУБКУЛЬТУРЫ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ'

СУБКУЛЬТУРЫ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1406
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежная субкультура / мифосемиотика / татуировка / феномен маргинальности / youth subculture / mythosemiotics / tattoo / the phenomenon of marginality

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — З Р. Мансурова

Желание молодых людей противопоставить себя существующему культурному укладу обусловлено возрастными особенностями. Молодежная субкультура как элемент обособленный, вступает в противоречия с официальной, господствующей в обществе культурой, что зачастую приводит к неблагоприятным и даже вредным последствиям. Представители молодежи предпочитают интеграцию в неформальные объединения, и сегодня необходима разработка эффективной профилактики появлений и распространения ценностей криминальной субкультуры. В статье рассматриваются отдельные вопросы формирования и тенденции развития различных течений молодежной субкультуры, связанных с отождествлением молодыми людьми своей индивидуальности или принадлежности к определенной группе, интеграцией в неформальные объединения, а также различными проявлениями аутодеструкции. Автором раскрываются понятия: «субкультура», «семиотика», «феномен молодежной субкультуры», «феномен маргинальности», «криминальная субкультура в молодежной среде».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBCULTURES IN THE YOUTH ENVIRONMENT

The desire of young people to oppose themselves to the existing cultural structure is due to age characteristics. The youth subculture, as an isolated element, comes into conflict with the official culture prevailing in society, which often leads to unfavorable and even harmful consequences. Representatives of young people prefer integration into informal associations, and today it is necessary to develop effective prevention of the emergence and spread of the values of the criminal subculture. The article examines certain issues of the formation and development trends of various trends in the youth subculture associated with the identification of young people with their individuality or belonging to a particular group, integration into informal associations, as well as various manifestations of self-destruction. The author reveals the concepts: «subculture», «semiotics», «the phenomenon of youth subculture», «the phenomenon of marginality», «criminal subculture in the youth environment».Key words: youth subculture, mythosemiotics, tattoo, the phenomenon of marginality.

Текст научной работы на тему «СУБКУЛЬТУРЫ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

5. Лопашенко Н. А. Административной преюдиции в уголовном праве - нет! // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2011. № 3 (23). С. 64 - 71.

© Макеева И. С. © Жижилева А. А.

УДК 316.723-053.6(470)

З. Р. МАНСУРОВА, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников ОВД Уфимского юридического института МВД России, кандидат медицинских наук (г. Уфа)

Z. R. MANSUROVA, Senior instructor of the Chair of Pedagogy and Psychology in the Activity of Internal Affairs Bodies of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of medical sciences (Ufa)

СУБКУЛЬТУРЫ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ SUBCULTURES IN THE YOUTH ENVIRONMENT

Аннотация. Желание молодых людей противопоставить себя существующему культурному укладу обусловлено возрастными особенностями. Молодежная субкультура как элемент обособленный, вступает в противоречия с официальной, господствующей в обществе культурой, что зачастую приводит к неблагоприятным и даже вредным последствиям. Представители молодежи предпочитают интеграцию в неформальные объединения, и сегодня необходима разработка эффективной профилактики появлений и распространения ценностей криминальной субкультуры. В статье рассматриваются отдельные вопросы формирования и тенденции развития различных течений молодежной субкультуры, связанных с отождествлением молодыми людьми своей индивидуальности или принадлежности к определенной группе, интеграцией в неформальные объединения, а также различными проявлениями аутодеструкции. Автором раскрываются понятия: «субкультура», «семиотика», «феномен молодежной субкультуры», «феномен маргинальности», «криминальная субкультура в молодежной среде».

Ключевые слова и словосочетания: молодежная субкультура, мифосемиотика, татуировка, феномен маргинальности.

Annotation. The desire of young people to oppose themselves to the existing cultural structure is due to age characteristics. The youth subculture, as an isolated element, comes into conflict with the official culture prevailing in society, which often leads to unfavorable and even harmful consequences. Representatives of young people prefer integration into informal associations, and today it is necessary to develop effective prevention of the emergence and spread of the values of the criminal subculture. The article examines certain issues of the formation and development trends of various trends in the youth subculture associated with the identification of young people with their individuality or belonging to a particular group, integration into informal associations, as well as various manifestations of self-

destruction. The author reveals the concepts: «subculture», «semiotics», «the phenomenon of youth subculture», «the phenomenon of marginality», «criminal subculture in the youth environment».Key words: youth subculture, mythosemiotics, tattoo, the phenomenon of marginality.

Keywords and phrases: youth subculture, mythosemiotics, tattoo, the phenomenon of marginality.

В переводе с греческого языка семиотика трактуется как наука о знаках и знаковых системах. Все окружающие поступки, события и явления подпадают под предмет осмысления человеческого разума. Иными словами, весь процесс человеческой жизнедеятельности неразрывно связан с непрерывным актом создания, передачи и трансформации смыслов и текстов. Фундаментальным элементом науки семиотики является понятие «смысл» [1, с. 29]. Объединение людей в определенные общности непосредственно обусловлено смыслом. Молодые люди видят единомышленников, своих наставников или последователей, с которыми их связывают не только общие интересы, но также и взгляды на окружающую действительность.

Свое отношение к молодому поколению своего времени древнегреческий философ Сократ, живший в V веке до нашей эры, выражал следующим образом: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят с взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей» [2, с. 10].

Высказывание Сократа свидетельствует о том, что обособленность представителей нового поколения от господствующих в обществе норм и устоев, противоречивость в отношении к молодежи являли собой почву для размышлений и споров ученых, философов и общественных деятелей еще со времен поздней античности.

К вопросам о формировании и тенденциях развития различных течений молодежной субкультуры обращаются представители различных научных направлений.

Субкультуры - это динамичные социальные образования, которые включают в себя людей различного возраста.

По той или иной причине многие зрелые люди остаются адептами субкультуры, при этом успешно социализируясь в рамках официальной культуры. Возможно, эта особенность связана с общей инфан-тилизацией общества: «Переходный возраст уже не имеет никаких границ (он «плывет» от 13 лет - получения неоконченного среднего образования - через 16-летие - окончание школы, 18-летие -призыв в армию, 21-23-летие - окончание вуза, вплоть до 24-28-летия - окончание аспирантуры или ординатуры) [3, с. 283]. В связи с этим, необходимо отметить, что ошибочно представлять исключительно маргинальный характер адептов той или иной субкультуры. В настоящее время возрастные и временные границы не влияют на семиотический процесс поиска себя и смысла в рамках деятельности конкретной субкультуры. По вполне объективным социальным причинам послереволюционного общества смысл жизни является не данностью, а задачей для молодых людей. До эпохи революций смысл жизни был «нормирован» и «задавался» культурой, но после того как многие культурные институты были отменены или преобразованы, поиск смысла жизни превратился в индивидуальную задачу [4, с. 102]. Сложившаяся тенденция способствует тому, что в настоящее время все большую популярность набирают представители молодежных субкультур. В условиях глобализации культурные границы отдельных стран стираются, взамен им общемировым значением начинают пользоваться молодежные течения различных субкультур, находя своих адептов в самых разных уголках земного шара.

Конец ХХ - начало XXI вв. ознаменовались поворотом к теоретическому осмыслению феномена молодежной субкультуры. Особый интерес в этом кон-

тексте приобретает исследование языка молодежи, который чаще всего определяется как молодежный жаргон. Абсолютное большинство слов в молодежном жаргоне выражают эмоции молодых людей, их оценку предметов и явлений действительности. Данная особенность речи объяснима чувственным восприятием мира молодыми людьми. Иронически вспоминается героиня романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова, имеющая небольшой словарный запас, характеризующий, в основном, ее эмоциональное состояние.

Феномен маргинальности уже семи-отичен, так как определяет пространственное положение субкультуры в контексте общества, что выражается в традиционных для культуры оппозициях: своё-чужое, хаос-порядок, жизнь-смерть и т. д. Традиционно адепты той или иной субкультуры бросают вызов существующей в обществе культуре. Для отделения себя от основной массы необходима система правил, ритуалов, символов, определяющих идентичность конкретной субкультуры. Наиболее ярким примером указанной особенности может служить тюремная субкультура.

Научный интерес представляет символика, посредством которой осужденные маркируют своё пространство повседневности. Тюремная субкультура является одной из самых протяженных в истории маргинальных структур [5]. Одним из основных и наиболее известных олицетворений символики в тюремной субкультуре является нанесение татуировок. Многие сходные особенности можно проследить между тюремной и молодежной субкультурой. Так, молодые люди, отождествляя свою индивидуальность или принадлежность к определенной группе, наносят на свое тело соответствующие татуировки.

В последние годы элементы германской мифологии (в частности руны и оккультные символы) стали вновь популярны среди молодых людей. Нередки

случаи нанесения на тело татуировок, изображающих руны и элементы нацистской символики. Радикально настроенные группы используют германскую мифологию с целью продвижения своей идеологии.

В конце 2015 г. Александр Шиколай и его музыкальная группа Slaughter to Prevail были обвинены в национализме. Причиной является татуировка, нанесенная на локоть музыканта и представляющая собой так называемое «Черное солнце», оккультный символ [6].

Исследователем Ириной Симоновой был обнаружен тенденция в поведении молодых людей, выражающаяся в стремлении принадлежать не к одной, а к множеству разнообразных групп. В результате их стратегией становится быстрое перемещение между ними без глубинного вовлечения в какую-то конкретную субкультуру. Такой тип поведения порождает конфликты, поскольку связывается окружающими с «поверхностностью» и «фальшью»; тем не менее его распространенность требует пересмотра самого понятия «субкультура»: отношения с субкультурной группой далеко не всегда оказывают существенное влияние на ценности и образ жизни человека, могут быть недолгосрочными и даже ситуативными [7].

Субкультура как элемент обособленный идет в противоречии с официальной господствующей в обществе культурой, зачастую приводит к неблагоприятным последствиям. На сегодняшний день одной из них следует назвать все возрастающее воздействие молодежного движения АУЕ (арестантский уклад един). Так, АУЕ представляет собой сформированную молодежную (и частично постмолодежную) субкультуру, особенно популярную в среде старших школьников и учащихся колледжей. Молодежную субкультуру можно интерпретировать как культуру молодых людей, направленную на их интеграцию в неформальное объединение, с собственны-

ми правилами и системой идентичности; частичную культурную систему внутри базовой культуры общества, определяющую стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Таким образом, по своей сути самая массовая часть АУЕ - это молодежная постмодернистская криминальная субкультура, ориентирующаяся на «понятия воровской жизни». В значительной мере ее популяризацию среди молодежи можно связать с общим кризисом культуры постмодерна, проявляющимся в отсутствии достойных образцов для подражания [8].

На основании вышеизложенного считаем, что молодым людям, находящимся в поисках смысла жизни, в поисках самого себя, необходимо принимать участие во многих сферах общественной жизни. Желание молодых людей противопоставить себя существующему культурному укладу обосновано возрастными особенностями. Представителям молодежи движет желание изменить существующий уклад [9]. Основная проблема заключается в том, что не всегда эти культурные «субкультурные» изменения являются положительными и приводят к развитию общества.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. Золян С. Т. К проблеме смысла в социальной семиотике: Макс Вебер сегодня // Слово.ру: балтийский акцент. 2018. Т. 9, № 4. С. 27 - 42.

2. Караваева С. В. Сократ в философских школах поздней античности // Вестник ЛГУ им. А С. Пушкина. 2018. № 3 - 2. С. 5 - 13.

3. Радченко Д. А., Байдуж М. И. Субкультура, движение или сцена: конференции по исследованиям культурных групп // Шаги/Steps. 2018. № 3-4. С. 283 - 288.

4. Лукьянов О. В., Частоколенко Я. Б., Котикова К. О. Аутентификация свободы в творческих молодежных субкультурах // СПЖ. 2016. № 61. С. 91 - 107.

5. Лапшин В. Е., Галич Т. В. Влияние тюремной субкультуры на личность осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. 2018. № 3. С. 49 - 53.

6.Скандинавия.Мифология.Викинги.Руныитату.URL:https://vk.com/topic10650687_28934460 (дата обращения: 10.02.2021).

7. Тульчинский Г. Л. К проблеме смысла в социальной семиотике: глубокая семиотика как концептуальное расширение социальной семиотики // Слово.ру: балтийский акцент. 2018. Т. 9, № 4. С. 15 - 26.

8. Чирун С. Н. Молодежное «Ауе» как интегральный феномен российского постмодерна // Мониторинг. 2019. № 1 (149). С. 49 - 64.

9. Мансурова З. Р., Сулейманова Г. Я. // Девиантное поведение: сущность, формы и виды проявлений // Феноменология и профилактика девиантного поведения : материалы XI Международной научно-практической конференции. 2018. С. 164 - 167.

© Мансурова З. Р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.