Научная статья на тему 'Субкультурные идентификации современной молодежи: особенности и факторы появления'

Субкультурные идентификации современной молодежи: особенности и факторы появления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1118
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / НОРМЫ / ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОТЧУЖДЕНИЕ / YOUTH SUBCULTURE / NORMS / VALUES / SOCIALIZATION / ALIENATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Васильчук Евгений Олегович

В статье проанализированы особенности субкультурной идентификации современной молодежи, выделены факторы, влияющие на процесс появления субкультурных идентичностей молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of subcultural authentication of modern youth

The features of subcultural authentication of modern youth are analysed in the article, factors influencing on the process of appearance subcultural to the identicity young people are distinguished.

Текст научной работы на тему «Субкультурные идентификации современной молодежи: особенности и факторы появления»

УДК 316.723-053.81

Е. О. Васильчук

Субкультурные идентификации современной молодежи: особенности и факторы появления

В статье проанализированы особенности субкультурной идентификации современной молодежи, выделены факторы, влияющие на процесс появления субкультурных идентичностей молодежи.

Ключевые слова: молодежная субкультура, нормы, ценности, социализация, отчуждение

Yevgeny O. Vasilchuk Features of subcultural authentication of modern youth

The features of subcultural authentication of modern youth are analysed in the article, factors influencing on the process of appearance subcultural to the identicity young people are distinguished.

Keywords: youth subculture, norms, values, socialization, alienation

Попытки модернизации позднесоветского общества в конце 1980-х гг. сопровождались стремительным разрушением мировоззренческо-идеологической, социально-экономической, государственно-политической систем, комплекса морально-этических норм советского общества, что в конечном итоге привело к становлению и развитию новых социокультурных тенденций, большинство из которых ранее находилась под гласным или негласным запретом.

Эти процессы существенно отразились на дальнейшем развитии молодежной среды, в которой интенсивно начали формироваться субкультурные объединения различной направленности. Поэтому исследование вопросов, связанных с образованием и функционированием молодежных субкультур, актуализируется в период общественных деформаций, сопровождающихся изменением социальных ориентиров и переосмыслением устоявшихся в социуме морально-этических ценностей молодого поколения, требующего изучения запросов, потребностей, ценностных ориентаций, стиля жизни и поведения, особенностей адаптации в разных сферах общественной жизни. Необходимость изучения данных процессов обуславливается закономерными процессами возникновения, развития и взаимодействия молодежных субкультур, как между собой, так и с базовой культурой трансформационного постсоветского общества.

С целью сохранения собственной индивидуальности молодежь создает многочисленные субкультурные образования со специфическим набором норм и ценностей, что позволяет найти необходимые средства идентификации, которые формируются в молодом возрасте в процессе социализации. В диссертационном исследова-

нии С. Левиковой под термином «молодежная субкультура» понимается частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, которая определяет стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Развивая эту мысль, она приходит к выводу, что молодежная субкультура - это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя и является «элитарной» культурой, направленной на включение молодых людей в общество1.

В контексте своего исследования О. Якуба под понятием и феноменом молодежной субкультуры понимает систему ценностей, норм, способов поведения и жизненных стилей, которые являются свойственными конкретной социально-демографической группе. Она отмечает, что субкультурные атрибуты, ритуалы как образцы поведения, а также система ценностей молодежи, как правило, отличаются от ценностей доминирующей культуры, хотя и являются связанными с ней2.

И. Ковшова, анализируя взаимосвязь официальной культуры и субкультур, считает, что под феноменом субкультур следует понимать суверенные целостные образования внутри господствующей культуры, которые отличаются собственным ценностным комплексом, обычаями, нормами, но являются в то же время прямым генетическим порождением официальной культуры. По ее мнению, субкультуры являются подсистемами конкретной культурной системы3.

По мнению Р. Февралевой, основным фактором, влияющим на обращение молодежи к субкультурным проявлениям собственной идентичности, является стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделиться из общей обезличен-

Е. О. Васильчук

ной массы населения мегаполиса. Невзирая на декларирование представителями субкультуры своих пристрастий к определенным идеологическим, религиозным, политическим концепциям, как правило, они не владеют исчерпывающей информацией относительно них, и в качестве объединительного фактора выступают внешние эстетические проявления, такие как одежда, прическа, музыка, места общения и т. п.4

В процессе своего развития субкультурные образования способны активно продуцировать нормы, стереотипы поведения и ценности, которые явно противоречат официальной культуре, ее содержанию и формам, приобретая контркультурные, а, в отдельных случаях, антикультурные формы собственной манифестации. Поэтому И. Чупахина отмечает, что субкультурные ориентации актуализируются в поведенческих стереотипах, в языковых конструкциях, в настроениях, в доминирующих мотивациях, особенностях мышления и закрепляются в нормах, правилах, ценностях, оценках, поведенческих шаблонах, свойственных его носителям. Обычно субкультура является достаточно лояльной и не претендует на разрушение «большой культуры», которая обусловила ее появление, хотя ее носители достаточно часто вызывают негативные реакции с ее стороны5.

Культура как социальный феномен находится в состоянии фрагментации, что дает основания определять субкультурные образования как специфические способы дифференциации развитых национальных и региональных культур, способных дополнять, расширять и обогащать доминирующую в обществе культурную систему. Мировоззрение носителей субкультурных тенденций может быть оппозиционным относительно официальной культуры, которая проявляется в определенных чертах внешнего стиля, поведении, языке и тому подобном, отличающемся от культурных стереотипов, которые сложились в общество. Однако такая «оппозиционность» не означает наличие конфликта между официальной культурой и субкультурами, которые лишь закладывают противоречие, способное под воздействием разных причин перерасти в противостояние с доминирующей культурной системой.

Рассматривая процесс формирования субкультурных конструкций в системе базовой культуры, Н. Слюсаревский предлагает схему субкультуры6, которую расшифровывает таким образом:

- картина мира (в узком смысле) - это совокупность знаний и представлений индивида об окружающей действительности, согласно которым, индивид выстраивает целостный образ социального мира и своего места в нем;

- ценности как компонент социальной системы, которая приобретает особое значение в индивидуальном или общественном сознании;

- стиль и образ жизни, т. е. социально-психологические категории, которые выражают определенный тип поведения людей, социальные роли и статусы, поскольку образ жизни индивида предусматривает наличие определенного набора ролей, выполняемых индивидом при разных обстоятельствах;

- социальные институты, деятельность которых определяется набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения индивида и обеспечивающих его интеграцию в социально-политическую, идеологическую и ценностнонормативную структуру общества;

- процедурные знания: навыки, умения, способы осуществления, методы, т. е. знания, необходимые для выполнения набора ролей, предусмотренных для индивида определенной субкультурой;

- потребности и склонности как основа мотивации деятельности индивида7.

Таким образом, по мнению Н. Слюсарев-ского, комплекс этих элементов и определяет возникновение и существование такого специфического социального образования, как субкультура.

Особое значение в молодежных субкультурах приобретают символика и атрибутика, к которым относятся места встречи, характерные детали внешнего вида, символика, специфические слова и выражения, условные знаки, которые на внешнем уровне отличает одно субкультурное образование от других. Для каждой молодежной субкультуры характерным является свой специфический набор атрибутики, причем само сочетание нескольких атрибутов указывает на принадлежность молодого человека к конкретному субкультурному течению.

В качестве символики обычно выступают специфические символы разных рок-групп, группировок, общественных объединений и политических движений. Особенность общемолодежной атрибутики заключается в необходимости обозначить отличие от взрослых, причем каждый отдельный возрастной состав молодежи пытается сформировать собственную молодежную моду.

Важным фактором консолидации и идентификации в молодежной субкультуре является язык коммуникации, которая включает идеологию, ментальность, общность мировоззрения и символику (язык, жесты, атрибутика) и является средством трансляции субкультурной традиции и передачи информации, выстраивая особен-

22 • Вестник СПбГУКИ • № 3 (12) сентябрь • 2012

Субкультурные идентификации современной молодежи: особенности и факторы появления

ную коммуникативную систему. Рассматривая значение сленга в формировании молодежной субкультуры, необходимо остановиться на своеобразном языковом поведении, которое отвечает правилам, установленным представителями конкретной молодежной субкультуры. С. Кожевникова склонна рассматривать сленг как тип языка, который используется в неформальных ситуациях внутри определенного субкультурного образования с целью сделать язык группы непонятным для других и выделить представителей своей группы на фоне остального общества, тем же выполняя функцию идентификации. С помощью сленга, по ее мнению, информация становится понятной лишь определенным людям и обеспечивает им взаимопонимание.

В пределах молодежной субкультуры он является интегрирующим стержнем, с помощью которого происходит вхождение в субкультуру, освоение и принятие ее правил, обеспечивается самореализация человека, укрепляется вековая солидарность и подчеркивается уникальность молодежной субкультуры путем условной кодировки ее представителей, дифференцируя общество на социальные группы и усложняя процесс коммуникации между разными суб-культурами8. Поэтому Н. Иванова, по нашему мнению, достаточно справедливо считает язык одним из доминирующих средств самоутверждения молодежи. Она обращает внимание на то, что креативные возможности сленга позволяют его носителям не только использовать уже существующие элементы, но и по желанию создавать новые, с использованием собственной картины мира, которые развивают языковое чувство и повышает культуру человека в целом9.

Таким образом, молодежная субкультура является стойкой общностью людей, которая выделяется на возрастной основе, имеет собственные регуляторы социального поведения, отработанный механизм воссоздания и сохранения исторически сложившейся социальной практики и способна формировать образ жизни группы. Специфический образ жизни субкультуры предусматривает наличие особых форм общения, контактов, связей, механизмов социального регулирования, шкалы

ценностей, сферы потребления, языка, знаково-символьной системы, ритуалов и собственной мифологии.

Роль молодежных субкультур особенно усиливается в периоды общественного развития, связанные с кризисом традиционных институтов социализации, помогая молодым людям интегрироваться в общество путем обретения определенного статуса, которого они были лишены. При обретении молодыми людьми полноценного статуса в обществе молодежные группы субкультурного типа распадаются, выполнив свою социализационную функцию, или преобразуются в другие неформальные сообщества досугово-развлекательного типа.

Примечания

1 Левикова С. И. Феномен молодежной субкультуры: (социал.-филос. аспект): автореф. дис. ... д-ра филос. наук: спец. 09.00.11: социальная философия. М., 2002. С. 11-12.

2 Якуба О. Н. Неформальные молодежные движения: причины и история возникновения // Sociology holl / Харьков. нац. ун-т им. В. Н. Каразина. URL: http://www. sociology. kharkov. ua (дата обращения: 02.07.2012).

3 Ковшова И. В. Философско-теоретическая модель контркультуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук: спец. 09.00.13: религиоведение, философская антропология и философия культуры. Саратов, 2007. С. 12.

4 Февралева Р. С. Подростковая субкультура как фактор социального становления личности. Пенза, 2010.

С. 3.

5 Чупахина И. В. Типология субкультур // Культура народов Причерноморья. 2005. № 68. С. 38.

6 Слюсаревский Н. Н. Субкультура как объект исследований // Социология: теория, методы, маркетинг. 2002. № 3. С. 124.

7 Там же. С. 124-127.

8 Кожевникова С. И. Язык коммуникации в молодежной субкультуре // 5-е Лазаревские чтения «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25-26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. Челябинск, 2011. Ч. 2. С. 236.

9 Иванова Н. С. Язык молодежи и его субкультурная природа // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2007. Вып. 21. С. 128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.