Научная статья на тему 'Субкультурная природа "цветных" революций на рубеже тысячелетий'

Субкультурная природа "цветных" революций на рубеже тысячелетий Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
308
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВОЛЮЦИЯ / REVOLUTION / НАСИЛИЕ / VIOLENCE / НЕНАСИЛИЕ / NONVIOLENCE / СВОБОДА / FREEDOM / КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / CULTURAL AND ANTHROPOLOGICAL PRACTICES / БАРХАТНЫЕ И ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ / VELVET AND COLOR REVOLUTIONS / СУБКУЛЬТУРЫ / SUBCULTURES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аббасов Расим Гасанович

Революция и насилие, насилие и война, насилие и терроризм, насилие и свобода, насилие и насилие не только медийные слоганы и заголовки, но и реальные, чуть ли не повседневные события, которые вошли в жизнь современного человека, начиная с XIX века. Проблема революций, насилия и ненасилия в революциях имеет большую практическую и теоретическую «биографию», обладает как философско-культурологическими, так и философско-антропологическими измерениями. В свете «бархатных» и «цветных» революций, обозначивших политическую и социальную событийность в конце ХХ и начале XXI столетий, и символического столетнего юбилея Русской революции начала прошлого века революционная тематика получила новую актуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субкультурная природа "цветных" революций на рубеже тысячелетий»

Научные сообщения аспирантов и магистрантов

Р. Г. Аббасов

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

СУБКУЛЬТУРНАЯ ПРИРОДА «ЦВЕТНЫХ» РЕВОЛЮЦИЙ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

Революция и насилие, насилие и война, насилие и терроризм, насилие и свобода, насилие и насилие - не только медийные слоганы и заголовки, но и реальные, чуть ли не повседневные события, которые вошли в жизнь современного человека, начиная с XIX века. Проблема революций, насилия и ненасилия в революциях имеет большую практическую и теоретическую «биографию», обладает как философско-культурологическими, так и философско-антропологическими измерениями. В свете «бархатных» и «цветных» революций, обозначивших политическую и социальную событийность в конце ХХ и начале XXI столетий, и символического столетнего юбилея Русской революции начала прошлого века революционная тематика получила новую актуальность.

Ключевые слова: революция, насилие, ненасилие, свобода, культурно-антропологические практики, бархатные и цветные революции, субкультуры.

R. G. Abbasov

Belgorod State National Research University

(Belgorod, Russia)

SUBCULTURAL NATURE OF "COLOR REVOLUTIONS" AT THE TURN OF THE MILLENNIUM

Revolution and violence, violence and war, violence and terrorism, violence and freedom, violence and violence - not only media slogans and headlines, but also real, almost daily events that have entered the life of modern man since the XIX century. The problem of revolutions, violence and nonviolence in revolutions has a great practical and theoretical "biography", has both philosophical and cultural and philosophical-anthropological dimensions. In the light of the "velvet" and "color" revolutions that marked the political and social eventfulness in the late twentieth and early twenty-first centuries, and the symbolic centenary of The Russian revolution of the early last century, the revolutionary theme has received a new relevance.

Keywords: revolution, violence, nonviolence, freedom, cultural and anthropological practices, velvet and color revolutions, subcultures.

Особое место в символическом революционном ряду рубежа тысячелелтий занимают практики и технологии так называемых «бархатных» или «цветных» революций, которые мы в нашем исследовании относим к типологическому понятию технологических, «субкультурных» революций. Теоретические концепты и идеологемы, связанные с этими социокультурными и символическими феноменами, вписаны в коммуникативную практику не только специалистов, ученых и практиков, но и широких слоев населения,

стали даже своеобразной тематической повседневностью в пространстве интернет-сетей и массмедиа.

Безусловно, и историческое, и современное «революционное насилие», и «ненасилие» оказывают существенное влияние на массовое сознание. Но революции, которые на первый взгляд предстают перед нами как нечто иррациональное, стихийное и социально-массовое, на практике при внимательной философской аналитике оказываются имеющими отношение к рационалистическим конструктам современной культуры и манипулятивным культурно-антропологическим технологиям и креативным практикам, часто обнаруживают свои истоки в политических и властных - официальных и неофициальных, доминирующих и маргинальных - учреждениях, структурах и позициях. Очевидно, что современные формы «революционного насилия и ненасилия» выступают средством достижения некоторых конкретных, порой узко прагматичных политических целей, в том числе в ракурсе глобального противоборства цивилизационных регионов и стран, что приводит к нарастанию недовольства по отношению к так называемой политике «двойных стандартов» в самых широких массах, а не только среди «интеллектуалов».

Однако, существующий уровень философских и междисциплинарных социально-гуманитарных исследований не позволяет в полной мере эксплицировать феномены современных политических и социальных «революций», понять технологии и практики насилия и ненасилия в «субкультурных» революциях, их специфику в культурно-исторической ретроспективе и перспективе, антропологической глубине и подвижности актуальной социокультурной динамики и повседневности.

В философии и социально-гуманитарной науке накоплен значительный опыт понимания революций как массовых и радикальных переворотов и трансформаций в обществе, связанных с политической борьбой, насилием и ненасилием, властью и свободой, революционными и контрреволюционными изменениями в жизни человека и общества, стран и народов. Учения Гераклита и Демокрита, Платона и Аристотеля о войне и вражде, власти и солидарности, христианские смыслы зла и свободы, насилия и любви в трудах Августина и Фомы Аквинского подводят нас к собственно к тематике революций, насилия и власти, насилия и политики, которая разрабатывалась в произведениях Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. А. Ильина, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, М. Ганди, М. Л. Кинга и других мыслителей.

В культурно-идеологической практике концепт «революция» в современном значении стал общеупотребительным в период «великих революций» (Французской и Английской) в конце XVIII века. В это же время и события Английской истории XVII века получают номинирование в качестве собственно «революционных». Революции Х1Х-ХХ веков были осмыслены с критических или апологетических позиций в работах М. Бакунина, О. Бланки, М. Вебера, А. Грамши, Л. Гумпловича, К. Маркса, Г. Моски, В. Ленина, Д. Лукача, К. Малапарте, Г. Маркузе, Ж. Сореля, Г. Спенсера, Л. Троцкого, Ф. Энгельса, Э. Че Гевары и других практиков и теоретиков.

Философский-онтологический, культурологический и

антропологический подходы к исследованию проблем революций и войн, насилия и терроризма, насилия и ненасилия, социализма и фашизма реализованы в работах В. Беньямина, Х. Ортеги-и-Гассета, А. Рапопорта, Ж. П. Сартра, О. Розенштока-Хюсси, М. Хайдеггера, К. Шмитта, К. Ясперса. Философская и социологическая интерпретация революций, практик насилия и свободы представлена в работах теоретиков «постмодерна» или «позднего модерна» (Д. Агамбен, А. Бадью, П. Бурдьё, Э. Гидденс, Ж. Делёз, С. Жижек, М. Фуко, З. Бауман и другие).

Революции ХХ века рассмотрены в качестве «тоталитарных» в работах таких западных теоретиков, как Э. Фромм, К. Поппер, Х. Арендт, Р.Н. Арон, Ф.А. Хайек, З. Бжезинский и другие. Отечественные исследования революций, революционного насилия и ненасилия в русле «теории тоталитаризма» представлены работами Ю. И. Авдеева, А. С. Ахиезера, С. Н. Борисова, К. С. Гаджиева, С. Г. Кара-Мурзы, В. Н. Кудрявцева, М. П. Одесского, Д. В. Ольшанского, А. С. Панарина, В. А. Подороги, В. П. Римского, Д. М. Фельдмана и других. Этико-философское и философско-антропологическое понимание природы современных революций, насилия и ненасилия присутствует в публикациях таких российских авторов, как Р. Г. Апресян, В. В. Бочаров, А. А. Гусейнов, Е. Д. Мелешко, А. П. Назаретян, В. Н. Назаров, В. С. Степин и другие.

Проблема насилия и ненасилия в «бархатных/цветных» революциях, переворотах и протестных движениях конца ХХ и начала XXI столетий, которые мы номинируем как «субкультурные» революции, ещё не получила должного осмысления. Основным объектом теоретической критики и экспликации соответствующих политических технологий и феноменов остаются работы Джина Шарпа и его западных коллег, хотя это скорее практические пособия по использованию в протестных движениях. Появляющиеся критические отклики на феномены «бархатно-цветных революций и переворотов» до сих пор остаются в основном уделом политической публицистики в традиционных СМИ и социальных сетях, что далеко от действительно объективного научного и философского осмысления проблематики насилия, ненасилия и свободы в практиках и технологиях субкультурных революциях последних десятилетий.

Надо отметить, что в отечественной и зарубежной науке уже появились не только статьи и монографии, но и диссертации, посвящённые революциям как таковым, так и в их контексте феномену «бархатных/цветных» революций, переворотов и протестных движений. Следует назвать как серьёзные работы таких отечественных авторов, как Г. А. Завалько, О. С. Грязнова, И. В. Стародубровская, В. А. May, В. П. Римский, В. Д. Соловей, Э. Э. Шульц [1; 2; 5; 7; 17; 23; 24; 25; 26; 32] и другие. Из западных учёных, работы которых опубликованы в последние десятилетия (в том числе переведены в нашей стране) назовём имена Дж. Голдстоун, М. Малиа, Т. Скочпол, Ш. Фицпатрик и других авторов [3; 4; 16; 22; 28; 34; 35; 36; 37]. Философская экспликация революционной феноменологии, в том числе и «цветной», присутствует в

работах ряда отечественных исследователей, условно обозначаемых нами как круг авторовов журнала «Логос», а также их оппонентов [6; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 18; 19; 21; 27; 29; 30; 33]. В этих трудах подведены итоги «теории революции», в том числе включающие и тематизацию «субкультурных» революций, хотя они пока и не номинируются таковыми. Сама метафорическая и публицистическая номинация этих феноменов, как и попытка их научно-рационального и философско-теоретического осмысления, упираются в необходимость их новой, понятийной репрезентации.

Таким образом, проблематика «субкультурных» революций ХХ-ХХ1 столетий, их типологической идентификации в культурно-историческом «революционном» ряду, роли насилия и ненасилия в этих революциях и протестных движениях потребовала более критического и углублённого, философско-культурологического и философско-антропологического осмысления. Проведя исследование под руководством В. П. Римского, мы пришли к некоторым обобщающим выводам.

Методология нашего философско-культурологического и философско-антропологического исследования определялась цивилизационной спецификой революций эпохи модерна, их противоречивой природой, поэтому в качестве основной использовалась диалектическая методология, позволяющая выявить особенности понимания революций как конкретно-исторических, глубинных и темпоральных трансформаций и взрывных событий в их системной взаимосвязи с общими культурно-цивилизационными процессами.

Критически обобщив существующие теоретические подходы и воззрения на революцию в современной философии и социально-гуманитарных науках, мы считаем возможным дать собственное определение, преодолевающее стереотипы в понимании феномена революций в истории культурно-цивилизационных систем, ввести в научный дискурс авторское понимание «революции» как процесса радикального разрешения национальных социокультурных кризисов, обусловленных сложными конфликтами традиционализма, капитализма и индустриализма, империалистической интернационализации и этнокультурной динамики.

При этом под «революцией» мы понимаем некую множественность исторических фактов и единичных событий, возникающих на пересечении различных художественных, религиозных, научных, социальных, экономических, политических и философских интерпретаций и дискурсов, что не только порождает эффект «блуждающей метафоры революций», некоей идеологемы и мифологемы, но и определяет полисемантичность концепта «революция», рационализируемого в теоретических спорах (практики идей) и реальной «политической борьбе» (практики людей). Конкретно-исторические «практики идей и людей», в конечном счёте, задают и создают Революцию как Со-Бытие: не только социальный, политический, экономический, идеологический, культурный и т.д. дискурс, но и онтологический феномен кулътурно-цивилизационных трансформаций, отличающихся своей неповторимой темпоральностью и национально-региональной динамикой.

Также мы определили место так называемых «бархатных/цветных» революций и переворотов конца ХХ и начала XXI столетий в культурно-исторической типологии революций цивилизации модерна. Мы различаем в культурно-типологическом ряду цивилизационные, социальные и политические революции, что способствует определению специфики технологических, субкультурных революций и политических переворотов современности.

Если под революциями не понимать исключительно «политические революции» или «социальные революции» (ещё одна типологическая классификация), а исходить из нашего определения революций, то речь следует вести также и о «цивилизационных» революциях. Не отрицая сложных революционных трансформаций в докапиталистических культурно-цивилизационных системах, динамику которых задавали инновационные и радикальные, инновационные изменения в способах производства (производительных силах и формах собственности) и технологиях, в том числе в институтах власти и политико-идеологических ритуалах, мы считаем, что нормативные - «политические» и «социальные» - революции возникают только в «новое время», в сложных конфликтах цивилизации «модерна», которая реально существует в конкретном многообразии форм и систем. В ситуации позднего модерна и появляются технологические, субкультурные революции как особый тип и механизм социокультурных трансформаций мироустройства в перспективе большей свободы и демократизации, справедливости и солидарности в жизнедеятельности стран, народов и простых людей.

Рассмотрев классические и неклассические версии осмысления революционного опыта и его технологизации практиками и теоретиками ХХ века, мы пришли к выводу, что концептуализация смыслового поля метафорических концептов «бархатная/цветная» революция как «технологических» и «субкультурных» открывает смысловое поле их рационального исследования в качестве феноменов социальной и культурной трансформации различных цивилизационных систем в условиях позднего модерна.

Великие революции модерна от длительных и глубинных трансформаций в традиционных культурно-цивилизационных системах отличаются взрывным характером и темпоральным ускорением, которые задаются политическими и социальными революциями. Опыт и практики насилия и ненасилия модернизационных революций, направленных на повышение уровня свободы, справедливости и солидарности, технологизируются политическими практиками и теоретиками (М. Ганди, В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, Мао Дзедун, М. Л. Кинг, Дж. Шарп и другие). Это позволило на всём протяжении ХХ века искусственно провоцировать и создавать революционные ситуации, использовать технологические достижения в конструктивистских манипуляциях политическими переворотами современности без изменений культурно-цивилизационных оснований мироустройства.

Описание практик насилия и ненасилия в технологических, субкультурных революциях рубежа тысячелетий, а также механизмов и особенностей массового сознания в их проектировании и провоцировании даёт возможность исследовать субкультурные революции как способы снятия социокультурных конфликтов в цивилизации позднего модерна. Понимание политических переворотов и протестных движений рубежа тысячелетий в качестве технологических, субкультурных революций позволяет рассмотреть как негативные (политтехнологические манипуляции и мифологизация сознания, авантюризм псевдолидеров и паразитизм старых элит), так и положительные стороны этих социокультурных трансформаций - повышении реального, социально-политического и аксиологического уровня демократии, свободы, равенства, социальной справедливости и солидарности. В связи с этим субкультурные революции можно описать в оппозициях: ситуативные -проективные; анархические (стихийные) - лабораторные; иерархизированные -сетевые; мифологические - неидеологические; аксиологические -прагматические, креативные - технологические; сконструированные - игровые; манипулятивные - символические; абсурдистские - смысловые; визуальные -перформативные; и т.д.

Конкретизация концептов «бархатная революция» и «цветная революция» путём категоризации понятия «субкультурные революции», в котором рационализирована специфика протестных событий и радикальных социокультурных трансформаций конца ХХ и начала XXI столетий, позволило нам дать достаточно оригинальную интерпретацию этих феноменов.

Литература

1. Антропология революции / сост. И. Прохорова [и др.]. М.: Новое литературное обозрение, 2009. 496 с.

2. Аббасов Р. Г., Борисова О. С., Римский В. П. Великая русская революция: модернизирующая редакция модерна? // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. Вып. 42. 2017. № 24 (273). С. 78-87.

3. Голдстоун Д. К теории революции четвертого поколения // Логос. 2006. № 5 (56). С. 58-103.

4. Голдстоун Д. Революции. Очень краткое введение / пер. с англ. А. Яковлева. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2017. 200 с.

5. Грязнова О. С. Теоретические подходы в социологии революции: сравнительный анализ концепций П. Сорокина, Л. Эдвардса и Т. Скокпол : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2009. 27 с.

6. Дерлугьян Г. Кризисы неовотчинного правления // Логос. 2006. № 5(56). С. 154-160.

7. Завалько Г. А. Понятие «революция» в философии и общественных науках: проблемы, идеи, концепции. М.: КомКнига, 2005. 320 с.

8. Кагарлицкий Б. Неуловимая правда революций // Логос. 2012. № 2. С.

65-80.

9. Капустин Б. Г. Критика политической философии : избранные эссе. М.: Территория будущего, 2010. 424 с.

10. Капустин Б. Г. О предмете и употреблениях понятия «революция» // Логос. 2008. № 6. С. 3-47.

11. Капустин Б. Г. Спор о революции: методологические развилки. Ответ Б. Межуеву // Логос. 2012. № 4(88). С. 252-285.

12. Концепт «Революция» в современном политическом дискурсе / под ред. Л. Е. Бляхера, Б. В. Межуева, А. В. Павлова. СПб.: Алетейя, 2008. 360 с.

13. Куренной В. Новая городская романтика. Политические и культур-социальные аспекты новейшего российского протеста // Логос. 2012. № 2. С. 30-45.

14. Куренной В. Перманентная буржуазная революция // Концепт «Революция» в современном политическом дискурсе. СПб.: Алетейя, 2008. С. 216-231.

15. Магун А. Революция и кризис репрезентации // Логос. 2012. № 2. С.

81-94.

16. Малиа М. Локомотивы истории: революции и становление современного мира / под ред. и с предисл. Т. Эммонса. М.: Политическая энциклопедия, 2015. 405 с.

17. May В. А. Революция: механизмы, предпосылки и последствия радикальных общественных трансформаций. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2017. 368 с.

18. Межуев Б. Революция - в сторону от Равенства и Свободы. По поводу книги Б. Капустина // Логос. 2012. № 4. С. 239-251.

19. Одесский М. Идеологема «революция» и возможность социальных потрясений в современной России // Логос. 2006. № 5 (56). С. 131-136.

20. О причинах русской революции / под ред. Л. Е. Гринина, А. В. Коротаева, С. Ю. Малкова. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 432 с.

21. Революция как концепт и событие : монография / под ред. А. А. Вартумяна, С. Г. Ильинской, М. М. Федорова. М.: ЦИУМиНЛ, 2015. 183 с.

22. Скочпол Т. Государства и социальные революции. Сравнительный анализ Франции, России и Китая. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2017. 552 с.

23. Соловей В. Д. Кровь и почва русской истории. М.: Русскш миръ, 2008. 480 с.

24. Соловей В. Д., Соловей Т. Д. Несостоявшаяся революция: исторические смыслы русского национализма. М.: ACT: Астрель, 2011. 542 с.

25. Соловей В. Д. Революйоп! Основы революционной борьбы в современную эпоху. М.: Эксмо, 2016. 320 с.

26. Стародубровская И. В., May В. А. Великие революции от Кромвеля до Путина. М.: Вагриус, 2004. 511 с.

27. Филиппов А. Триггеры абсолютных событий // Логос. 2006. № 5 (56). С. 104-117.

28. Фицпатрик Ш. Русская революция. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2018.

320 с.

29. Хестанов Р. Восстание сирот // Логос. 2006. № 5(56). С. 118-130.

30.Хестанов Р. Коррупция и революция как структурные основания фикции государственного интереса (raison d'Etat) // Логос. 2012. № 2. С. 46-64.

31. Шульц Э. Э. Теория революции: революции и современные цивилизации. M.: Ленанд, 2016. 400 с.

32. Шульц Э. Э. Технологии бунта (Технологии управления радикальными формами социального протеста в политическом контексте). М.: Китони, 2014. 512 с.

33. Эдельман О. Профессия - революционер // Логос. 2006. № 5 (56). С. 137-153.

34. Goldstone J. Theories of Revolution: The Third Generation // World Politics (Princeton). 1980. Vol. 32. № 3. P. 425-453.

35. Goldstone J. Towards a Fourth Generation of Revolutionary Theory // Annual Review of Political Science. 2001. Vol. 4. P. 139-187.

36. Skocpol T. Social Revolutions in the Modern World. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. 368 с.

37. Skocpol T., Trimberger E. K. Revolutions and the World-historical Development of Capitalism // Social Revolutions in the Modern World / T. Skocpol. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.

References

1. Antropologiya revolyutsii [Anthropology revolution] /compl. by I. Prokhorova [et al.]. Moscow: Novoye literaturnoye obozreniye, 2009. 496 p.

2. Abbasov R. G., Borisova O. S., Rimskiy V. P. Velikaya russkaya revolyutsiya: moderniziruyushchaya redaktsiya moderna? [The Great Russian revolution: Modernist editorial office?] // Nauchnyye vedomosti BelGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo [Series: Philosophy. Sociology. Law]. Iss. 42. 2017. No. 24 (273). P. 78-87.

3. Goldstone, D. K teorii revolyutsii chetvertogo pokoleniya [Toward a theory of revolution of the fourth generation] // Logos. 2006. No. 5(56). P. 58-103.

4. Goldstone D. Revolyutsii. Ochen' kratkoye vvedeniye [Revolutions. A very brief introduction] / transl. from English by A. Yakovlev. Moscow: Publishing House of the Institute of Gaidar, 2017. 200 p.

5. Gryaznova O. S. Teoreticheskiye podkhody v sotsiologii revolyutsii: sravnitel'nyy analiz kontseptsiy P. Sorokina, L. Edvardsa i T. Skokpol [Theoretical approaches in the sociology of revolution: comparative analysis of the concepts of P. Sorokin, L. Edwards and T. Skokpol]: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk [Abstract of Cand. Thesis ... Cand. Social Sciences]. Moscow, 2009. 27 p.

6. Derlug'yan G. Krizisy neovotchinnogo upravleniya [Crises of neo-patrimonial management] // Logos. 2006. No. 5 (56). P. 154-160.

7. Zaval'ko G. A. Ponyatiye «revolyutsiya» v filosofii i obshchestvennykh naukakh: problemy, idei, kontseptsii [The concept of "revolution" in philosophy and social sciences: problems, ideas, concepts]. Moscow: Komkniga, 2005. 320 p.

8. Kagarlitskiy B. Neulovimaya pravda revolyutsiy [Elusive truth of revolution] // Logos. 2012. No. 2. P. 65-80.

9. Kapustin B. G. Kritika politicheskoy filosofii: izbrannyye esse [Criticism of political philosophy: selected essays]. Moscow: The territory of the future, 2010. 424 p.

10. Kapustin B. G. O predmete i upotrebleniyakh ponyatiya «revolyutsiya» [On the subject and use of the concept "revolution"] // Logos. 2008. No 6. P. 3-47.

11. Kapustin B. G. Spor o revolyutsii: metodologicheskiye razvilki. Otvet B. Mezhuyevu [Controversy on revolution: methodological forks. Reply to B. Mezhuyev] // Logos. 2012. No 4 (88). P. 252-285.

12. Kontsept «Revolyutsiya» v sovremennom politicheskom diskurse [The Concept "Revolution" in Contemporary Political Discourse] / ed. by L. Е. Blyakher, B. V. Mezhuev, A. V. Pavlov. Saint-Petersburg: Aleteyya, 2008. 360 p.

13. Kurennoy V. Novaya gorodskaya romantika. Politicheskiye i kul'turno-sotsial'nyye aspekty noveyshego rossiyskogo protesta [New urban romance. Political, cultural and social aspects of modern Russian protest] // Logos. 2012. No 2. P. 30-45.

14. Kurennoy V. Permanentnaya burzhuaznaya revolyutsiya [The permanent bourgeois revolution] // Kontsept «Revolyutsiya» v sovremennom politicheskom diskurse [Concept "Revolution" in modern political discourse]. Saint-Petersburg: Aleteyya, 2008. P. 216-231.

15. Magun A. Revolyutsiya i krizis reprezentatsii [Revolution and the crisis of representation] // Logos. 2012. No. 2. P. 81-94.

16. Malia M. Lokomotivy istorii: revolyutsii i stanovleniye sovremennogo mira [Locomotives of history: Revolution and emergence of the modern world] // ed. by and introd. by T. Emmons. Moscow: Political encyclopedia, 2015. 405 p.

17. Mau V. A. Revolyutsiya: mekhanizmy, predposylki i posledstviya radikal'nykh obshchestvennykh transformatsiy [Revolution: mechanisms, prerequisites and consequences of radical social transformations]. Moscow: Publishing House of the Institute of Gaidar, 2017. 368 p.

18. Mezhuyev B. Revolyutsiya - v storonu ot Ravenstva i Svobody. Po povodu knigi B. Kapustina [Revolution - away from Equality and Freedom. On the book by B. Kapustin] // Logos. 2012. No 4. P. 239-251.

19. Odesskiy M. Ideologema «revolyutsiya» i vozmozhnost' sotsial'nykh potryaseniy v sovremennoy Rossii [Ideologem "revolution" and the possibility of social upheavals in modern Russia] // Logos. 2006. No 5 (56). С. 131-136.

20. O prichinakh russkoy revolyutsii [On the causes of the Russian Revolution] / ed. by L. Е. Grinin, A. V. Korotaev, S. Yu. Malkov. Moscow: Publishing house LKI, 2010. 432 p.

21. Revolyutsiya kak kontsept i sobytiye [Revolution as a concept and an event]: monograph / ed. by A. A. Vartumyan, S.G. Ilyinskaya, M. M. Fedorov. Moscow: TsIUMiNL, 2015. 183 p.

22. Skocpol T. Gosudarstva i sotsial'nyye revolyutsii. Sravnitel'nyy analiz Frantsii, Rossii i Kitaya [States and social revolutions. Comparative analysis of France, Russia and China]. Moscow: Publishing House of the Institute of Gaidar, 2017. 552 p.

23. Solovey V. D. Krov' i pochva russkoy istorii [Blood and soil of Russian history]. Moscow: Russkiy mir, 2008. 480 p.

24. Solovey V. D., Solovey V. D. Nesostoyavshayasya revolyutsiya: istoricheskiye smysly russkogo natsionalizma. [The Failed Revolution: Historical Meanings of Russian Nationalism]. Moscow: AST: Astrel', 2011. 542 p.

25. Solovey V. D. Revolyution! Osnovy revolyutsionnoy bor'by v sovremennuyu epokhu [Revolution! Fundamentals of revolutionary struggle in the modern era]. Moscow: Eksmo, 2016. 320 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Starodubrovskaya I. V., Mau М. A. Velikiye revolyutsii ot Kromvelya do Putina [Great revolutions from Cromwell to Putin]. Moscow: Vagrius, 2004. 511 p.

27. Filippov A. Triggery absolyutnykh sobytiy [Triggers of absolute events] // Logos. 2006. No. 5(56). P. 104-117.

28. Fitzpatrick Sh. Russkaya revolyutsiya [The Russian revolution]. Moscow: Publishing House of the Institute of Gaidar, 2018. 320 p.

29. Khestanov R. Vosstaniye sirot [The Rise of the Orphans] // Logos. 2006. No. 5(56). P. 118-130.

30.Khestanov R. Korruptsiya i revolyutsiya kak strukturnyye osnovaniya fiktsii gosudarstvennogo interesa (raison d'Etat) [Corruption and revolution as the structural bases of the fiction of state interest (raison d'etat)] // Logos. 2012. No 2. P. 46-64.

31. Schulz E. E. Teoriya revolyutsii: revolyutsii i sovremennyye tsivilizatsii [The theory of revolution: revolutions and modern civilizations]. Moscow: Lenand, 2016. 400 p

32. Schulz E. E. Tekhnologii bunta (Tekhnologii upravleniya radikal'nymi formami sotsial'nogo protesta v politicheskom kontekste) [Technology of rebellion (Technology management of radical forms of social protest in a political context)]. Moscow: Kitoni, 2014. 512 p.

33. Edel'man O. Professiya - revolyutsioner [Profession - a revolutionary] // Logos. 2006. No. 5 (56). P. 137-153.

34. Goldstone J. Theories of Revolution: The Third Generation // World Politics (Princeton). 1980. Vol. 32. No. 3. P. 425-453.

35. Goldstone J. Towards a Fourth Generation of Revolutionary Theory // Annual Review of Political Science. 2001. Vol. 4. P. 139-187.

36. Skocpol T. Social Revolutions in the Modern World. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. 368 с.

37. Skocpol T., Trimberger E. K. Revolutions and the World-historical Development of Capitalism // Social Revolutions in the Modern World / T. Skocpol. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.

Статья поступила в редакцию 10.02.2018 Статья допущена к публикации 30.05.2018

The article was received by the editorial staff10.02.2018 The article is approved for publication 30.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.