Научная статья на тему 'Субкультура и социальное время'

Субкультура и социальное время Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
334
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ / ЦЕННОСТЬ / ТЕМПОРИСЕМАНТИЧЕСКИЙ ТИП

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Павлова Александра Юрьевна

Время, на которое субкультура ориентирована, а не время ее (субкультуры) возникновения предмет анализа данной статьи. Кроме различной временной ориентации в субкультуре присутствуют иные, нежели актуальные ценности, что в сочетании с социальным временем позволяет говорить о темпорисемантическом типе субкультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субкультура и социальное время»

Список литературы

1. Игумен Иоанн Экономцев. Православие. Византия. Россия [Текст] / Экономцев Иоанн, игумен. - М. : Христианская литература, 1992.

2. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу [Текст]. - [Б. м.] : Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1991.

3. Трубецкой, Е. Н. Умозрение в красках [Текст] /Е.Н Трубецкой. - М., 1916.

4. Успенский, Л. А. Богословие иконы православной церкви [Текст] / Л. А. Успенский.

- М. : Изд-во Западноевропейского Экзархата ; Московский Патриархат ; «Паломник», 2001.

УДК 115.4 Александра Юрьевна Павлова

Челябинская государственная академия культуры и искусств

СУБКУЛЬТУРА И СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Время, на которое субкультура ориентирована, а не время ее (субкультуры) возникновения - предмет анализа данной статьи. Кроме различной временной ориентации в субкультуре присутствуют иные, нежели актуальные ценности, что в сочетании с социальным временем позволяет говорить о темпорисемантическом типе субкультуры.

Ключевые слова: субкультура, социальное время, ценность, темпорисемантиче-ский тип.

В гуманитарных науках для объяснения сущности одного феномена изучают его связь с иными явлениями, структурами, процессами. В литературе часто встречается, например, интерпретация субкультуры как подсистемы доминантной культуры и устанавливается связь с иными элементами выбранной системы [3,5], или рассматривается наложение субкультурного и игрового пространств [1, 2]. В данной статье на эмпирическом материале рассматриваются варианты взаимосвязи трех категорий: субкультуры, времени и ценности.

Социальное время - категория, отличная от времени исторического. Социальное время не движется по прямой, имеет склонность к прерывистости и неожиданным скачкам, что претит более равномерному и размеренному движению истории. Как показывает анализ актуальных субкультурных практик, многие субкультуры не имеют достаточного количества точек пересечения с современной действительностью собственного жизненного пространства. Более того, многие из них стремятся к намеренному сокращению подобных ценностных и даже временных совпадений.

В антропологии существует метод синхронного и диахронного анализа культур. Поскольку субкультуры гораздо менее крупные образования нежели культуры, то есть предположение, что диахронное для них - не длительное, вековое существование в контексте истории, но своеобразный временной скачок в прошлое или будущее, что в сочетании с аксиологическим полем (одна из основных характеристик социального времени) обуславливает ту или иную форму изоляции субкультуры как особого феномена. Теоретически данных форм должно быть девять:

- синхронные и традиционные по системе ценностей;

- синхронные и актуальные по системе ценностей;

©А.Ю. Павлова, 2011.

100

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГУМАНИТАРИЙ 2011 №3 (16)

- синхронные и альтернативные по системе ценностей;

- диахронные (с ориентацией на прошлое) и традиционные по системе ценностей;

- диахронные (с ориентацией на прошлое) и актуальные по системе ценностей;

- диахронные (с ориентацией на прошлое) и альтернативные по системе ценностей;

- диахронные (с ориентацией на будущее) и традиционные по системе ценностей,

- диахронные (с ориентацией на будущее) и актуальные по системе ценностей;

- диахронные (с ориентацией на будущее) и альтернативные по системе ценностей.

Однако более пристрастный разбор данных типов позволяет выявить некоторые логические несоответствия. Так, например, обращение к традиционным системам ценностей предполагает временной скачок назад, тогда как субкультуры по времени ориентированные на прошлое не должны выбирать актуальных ценностей. Кроме того, существует большая степень вероятности, что диахронные ориентированные на будущее субкультуры будут стремиться создать иную систему ценностей, а не использовать готовые образцы традиционных и актуальных. Таким образом, остается пять гипотетических типов субкультур, которые мы назовем темпорисемантическими (от лат. tempus - время и semantic - смысловой). Реальное распределение субкультур в рамках указанных типов также поможет выявить нарративный анализ.

Темпорисемантический тип субкультуры (таблица) устанавливался в зависимости от сочетания двух относительных показателей, соответствующих категориям «ориентации во времени» и «ценностные ориентации». Признаки времени (прошлое, настоящее, будущее) располагаются на числовой прямой, где каждому из них соответствует интервал от 0 до 1, от 1 до 2 и от 2 до 3 соответственно. Та же самая процедура повторяется для ценностей (от 0 до 1 - традиционные, от 1 до 2 - актуальные, от 2 до 3 - альтернативные). Формула относительного коэффициента для категории «Ориентации во времени»: kxx+kyy+kzz/x+y+z, где х, у, z - значения признаков, kx, ky, kz - величина середины интервала между двумя соседними целыми значениями числовой прямой, которой задан признак. В данном случае kx=1,5, ky =0,5, kz=2,5. Эта же формула действительна для расчета коэффициента для категории «ценностные ориентации» при учете иных обозначений и индексов для показателей k, которые принимают значения Ц=2,5, km=0,5, kn=1,5 [по 4]. Найденные коэффициенты демонстрируют, к какому интервалу по данной категории относится та или иная субкультура.

Таблица 1

Темпорисемантический тип субкультуры

Наименование субкультуры Ориентация во времени Относи- тельный коэффи- циент Ценностные ориентации Относи- тельный коэффи- циент

синхронное (х) несинхронное

прошлое (у) будущее (z) альтернативные (l) традиционные (т) актуальные (п)

Готы 52 34 2 1,13 38 1 2,45

Ролевики 2 13 0,63 22 1 0,54

Скинхеды 24 33 3 1,00 22 2 3 2,24

Хиппи 23 11 0,93 70 5 2,37

Хип-хоп 35 24 2 1,13 2 18 1,60

Паркур 23 3 2 1,46 3 1 21 1,58

Байкеры 12 8 1,10 21 12 2,13

Кришнаиты 23 37 1 0,74 47 1 0,52

Хакеры 17 2 26 2,03 36 3 2,42

Аниме 5 2 6 - 18 9 15 1,71

Падонки 18 7 4 1,39 2 33 29 1,01

Темпорисемантический тип субкультуры (соотношение временного и ценностносмыслового содержания) устанавливается для выявления тенденций к развитию тех или иных субкультур. Пять теоретически высчитанных типов представлены на шкале, но для компактности описания типы альтернативные по системе ценностей, но с различным временным вектором (прошлое-будущее) представлены как один.

1. Синхронный по времени и альтернативный по системе ценностей. Представители данного типа субкультур находятся в одном с нами времени, однако их ценностные установки разительно отличаются от присущих доминантной культуре, а иногда даже противоположны существующим в данном обществе. К этому виду мы относим готов, байкеров.

2. Диахронный по времени и традиционный по системе ценностей. Не находя проявления декларируемых в обществе классических ценностей, представители данного вида отправляются на их поиски в другие эпохи или другие миры. Здесь нельзя говорить о мировоззренческом противопоставлении этих субкультур социуму, однако временной разрыв явственен. Подобное характерно для субкультур ролевиков, аниме, кришнаитов, скинхедов1.

3. Синхронные по времени и актуальные по системе ценностей. Представители этого вида субкультур живут в реальности и принимают ценностно-смысловое поле доминантной культуры, однако, акцентируя для себя внимание на каких-то определенных, они доводят их до абсурда, превращая иногда в антиценности, и в подобном виде их пропагандируя: романтизация бандитизма и несдержанности выражении собственных эмоций (хип-хоп), циничная насмешка над такими фундаментальными ценностями как любовь, семья, здоровье и пр. (падонки), жизнь в движении без желания остановки и рефлексии (паркур).

4. Диахронные по времени и альтернативные по системе ценностей. Из всего проанализированного материала к данному виду мы относим две субкультуры - хиппи (ориентация на прошлое) и хакеров (ориентация на будущее). Они живут в ином времени, формируя собственную систему ценностей. У хиппи основанную на пассивном неприятии прогресса, порождающего все больше искусственной среды в ущерб природной, а у хакеров в противоположность - на научно-техническом прогрессе и изменении системы жизненных ориентаций с учетом нано- и био- технологий.

Итак, четыре из пяти представленных темпорисемантических типа выбирают либо временную, либо ценностную, либо и ту и другую формы изоляции. Наложение этих данных на содержательную составляющую субкультуры позволяет предположить, что иные временные и ценностные ориентации предоставляют больший стимул для развития потенциала субкультуры.

Список литературы

1. Левикова, С. И. Молодежная культура [текст] / С. И. Левикова. - М. : Вузовская книга, 2002. -359с.

2. Ионин, Л. Г. Социология культуры: учебное пособие для студентов вузов [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер - социология. - http://www.gumer.info/bibliotek_ Вик8/8осю^/1ошп/_02_2.рЬр.

3. Кайуа, Р. Игры и люди: статьи и эссе по социологии культуры [Текст] / Р. Кайуа -М. : ОГИ, 2007. - 304 с. - (Нация и культура: Научное наследие: Антропология).

4. Рабочая книга социолога : 2-е изд., переработанное и дополненное [Текст] / под ред. Г. В. Осипова. - М. : Наука, 1983. - 477 с.

5. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов [Текст] / А. Я. Флиер // Культурология для культурологов. - Екатеринбург : Деловая книга, 2002. - С. 458.

1 Данная субкультура является смешанным темпорисемантическим видом, поскольку время, к которому обращаются скинхеды во многом еще присутствует в актуальном настоящем. - А. П.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.