Научная статья на тему 'Субкультура экстремалов: операционализация понятия'

Субкультура экстремалов: операционализация понятия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4710
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРИМ ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ЗОНА / ПАССИОНАРНАЯ ЭНЕРГИЯ / СУБКУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ СПОРТ / СУБКУЛЬТУРА ЭКСТРЕМАЛОВ / EXTREME / EXTREME ZONE / PASSIONATE ENERGY / SUBCULTURE / CULTURAL COMPLEX / EXTREME SPORT / REGULAR ZONE / EXTREME SPORTS SUBCULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Иванов Егор Витальевич

В статье рассматривается феномен субкультуры экстремалов и формы ее проявления в рамках современного российского общества. На основе собранного теоретического и эмпирического материала дается авторская структурно-содержательная операционализация понятия «субкультура экстремалов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTREME SPORTS SUBCULTURE: OPERATIONALIZATION OF A CONCEPT

The article is concerned with the extreme sports subculture and the forms of its manifestation in the modern Russian society. Based on the gathered theoretic and empiric material the author gives an original structural and substantial operationalization of the extreme sport subculture concept.

Текст научной работы на тему «Субкультура экстремалов: операционализация понятия»

УДК 316.72

Иванов Егор Витальевич

Ivanov Egor Vitalievich

СУБКУЛЬТУРА ЭКСТРЕМАЛОВ: ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ

EXTREME SPORTS SUBCULTURE: OPERATIONALIZATION OF A CONCEPT

Аннотация:

Summary:

В статье рассматривается феномен субкультуры экстремалов и формы ее проявления в рамках современного российского общества. На основе собранного теоретического и эмпирического материала дается авторская структурно-содержательная операционализация понятия «субкультура экстремалов».

The article is concerned with the extreme sports subculture and the forms of its manifestation in the modern Russian society. Based on the gathered theoretic and empiric material the author gives an original structural and substantial operationalization of the extreme sport subculture concept.

Ключевые слова:

экстрим экстремальная зона, пассионарная энергия, субкультура, культурный комплекс, экстремальный спорт, субкультура экстремалов.

extreme, extreme zone, passionate energy, subculture, cultural complex, extreme sport, regular zone, extreme sports subculture.

Keywords:

Термин субкультура произошел от латинских слов «sub» - под и «culture» - культура. Точный перевод этого термина - подкультура, т. е. субкультура - это часть общей культуры, выделяемая по каким-либо параметрам. Эти параметры, на наш взгляд, наиболее точно трактуются в социологических определениях субкультуры, например «система ценностей, установок, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры» [1].

Соответственно, субкультура экстремалов - это культурный комплекс, объединяющий людей, интегрированных в сферу экстремальных практик, и отличающий их от других категорий населения.

Экстремальность является неизбежной составляющей человеческой жизни. Можно выделить две зоны функционирования социума: регулярную и экстремальную. Регулярная зона - длящаяся, воспроизводящая себя политическая и социальная жизнь, легитимные политические действия, непрерывный культурогенез, технологии, способствующие воспроизведению или непрерывному развитию социальной структуры. Экстремальная зона - это война, катастрофа, революция, экстремистские действия, экстремистские сообщества [2]. Большую часть своего времени человек проводит в регулярной зоне. Меньшую - в экстремальной. В регулярной зоне человек задействует малую часть своего физического и психоэмоционального потенциала. В экстремальной, наоборот, актуализируются именно те составляющие человеческого потенциала, которые неактивны при пребывании в регулярной зоне. Пребывая в регулярной зоне, человек накапливает пассионарную энергию, которая будет преобразована в позитивную или негативную деятельность при помощи экстремальности или экстремизма соответственно. Человек постоянно ищет или создает канал для выхода пассионарной энергии - нерастраченной энергии, и экстремальность становится «громоотводом» пассионарной энергии, накопленной во время пребывания в регулярной зоне.

Обычно экстремальность рассматривают сквозь призму специфики профессиональной деятельности людей, однако с развитием системного подхода в социальных науках экстремальное стало пониматься не только как выход «за рамки нормального хода событий», но и как явление, «обладающее решающим значением для дальнейшего развития, генерирующее бифуркационный хаос» [3].

Экстремальность не следует рассматривать только с позиции деструкции и хаоса. Она несет еще и созидательную - просоциальную функцию. Экстремальная зона ассоциируется с изменением, неким качественно новым развитием общества или человека, с адаптацией к новым условиям среды обитания, побуждая перед лицом вероятной гибели искать новые способы, обеспечивающие выживаемость в этой зоне. Это связано с преодолением обычных стереотипов поведения и принятия решений, то есть с обращением к новым или ранее отвергнутым нестандартным решениям. Экстремальная зона расширяется в момент кризисных явлений как на макро-, так и на микроуровне. Высокое творчество, гражданское самопожертвование и героизм тоже могут восприниматься как крайности (экстремумы) развития. Таким образом, экстремальность обес-

печивает вариационную составляющую развития социума. Кривая «как бы извиваясь, отыскивает в некотором интервале свое реальное, истинное положение и форму, которые суть кротчайшие и наиболее устойчивые из всех возможных (форма-экстремаль)» [4].

Основной для представителей этой субкультуры является потребность в самореализации. Эта потребность находится на вершине пирамиды человеческих потребностей А. Маслоу [5]. Анализ имеющихся данных по субкультуре экстремалов позволяет сделать вывод, что феномен субкультуры экстрима присущ обществу, в котором удовлетворены остальные потребности, находящиеся ниже по иерархии. Это - физическая потребность, заключающаяся в удовлетворении жажды, голода, продолжения рода; потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви, которая выражается в желании любить и быть любимым; потребность в уважении и почитании, познавательная потребность, эстетическая потребность и др. Иными словами субкультура экстремалов может развиваться в том обществе, где удовлетворяются основные потребности человека.

Эта субкультура могла появиться и появляется только в рамках чувственной культуры (П. Сорокин), где высшей ценностью является чувственное познание и наслаждение и отрицательное отношение к другим видам ценностей. Примером таких культур является европейская культура Нового и Новейшего времени. Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств, - реально и имеет смысл. Вне этой чувственной реальности или нет ничего, или есть что-либо такое, чего мы не можем прочувствовать, а это эквивалент нереального, несуществующего [6].

В настоящее время субкультура экстремалов тесно связана с особенностями духовного и физического развития индивида в процессе его рекреационно-досуговой деятельности. Рекреация - это расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека; любая игра, развлечение и т. п., используемое для восстановления физических и умственных сил; наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд; перестройка организма и человеческих популяций, обеспечиваемая различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями [7]. Модернизация российского общества породила кардинальные изменения во всей системе досуговой деятельности граждан, которые проявились не только в актуализации ценностей досуга, но и изменения его качества и форм проведения.

Популярность экстремального досуга среди современной российской молодежи можно связать с завышенными ожиданиями, выражающимися в юношеском максимализме. Это проявляется в желании стать лучше окружающих сверстников, родителей. Экстремальный спорт позволяет достичь желаемого результата, избежав при этом проблемы нереализованных целей. Успехи в сфере экстремального досуга мотивируют индивида для достижения целей в других сферах жизни, например в учебе, работе, научной деятельности. Негативная сторона «медали» заключается в зацикливании индивида на экстремальных практиках. В этом случае процесс социализации индивида в смежных сферах деятельности испытывает проблемы

Соответственно, субкультура экстремалов в современном российском обществе - это культурный комплекс (ценности, нормы, образцы поведения и формы его внешней презентации), объединяющий людей, интегрированных в экстремальные виды спорта и рекреации.

По данным ведущего российского экстремально-приключенческого виртуального портала www.vvv.ru к экстремальным видам досуга можно отнести следующие направления: B.A.S.E -прыжки с парашютом с искусственных сооружений, вейкборд, велоспорт, велотуризм, виндсерфинг, горные лыжи, горный туризм, дайвинг, кайтсерфинг, каякинг, каноинг, ледолазание, мотоспорт, паркур, парусный спорт, пейнтбол, рафтинг, роликовый спорт, серфинг, скайсерфинг, скалолазание, скейтборд, сноуборд, спелеология, сплав [8].

Часть упомянутых видов спорта доступна в специально отведенных для занятий ими местах. К ним можно отнести дайвинг, горный туризм, горнолыжный спорт, ледолазание, спелеология. Некоторые виды экстремального досуга доступны повсеместно. К ним можно отнести паркур, экстремальный велосипед, увлечение мотоспортом, экстремальными роликами. Таким образом, можно выделить два типа экстремального досуга: «ограниченный» вид экстремального досуга, доступный в специализированных под этот вид спорта местах. И «массовый» вид экстремального досуга, которым можно заниматься даже в городской среде, в окружении представителей доминирующей культуры.

Таким образом, сделаем вывод. Развитие субкультуры экстремалов возможно в обществе, в котором удовлетворены первостепенные человеческие потребности. Субкультура экстремалов стала результатом образа жизни современного общества, предлагающего человечеству комфортные, но однообразные условия жизни. Желание выйти за рамки обыденности подталкивает

человека к занятиям экстремальными видами спорта. Высокая популярность экстремальных видов спорта объясняется стремлением приобрести новый опыт и умение за довольно короткий промежуток времени. Благодаря этому у индивида повышается уровень самооценки, что имеет как положительные, так и негативные последствия. К положительным последствиям относится состояние индивида, когда успех в сфере экстремального досуга помогает ему совершать достижения в смежных сферах деятельности. Отрицательные последствия проявляются в «зацикливании» индивида на экстремальных практиках, что негативно сказывается на принятии и использовании нормативных практик социальных взаимодействий.

Ссылки:

1. Социологический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://mirslovarei.com/content_soc/subcultura-2515.html (дата обращения: 06.03.2014).

2. Сундиев И.Ю. Экстрим и экстремизм современной России [Электронный ресурс]. URL: http://dynacon.ru/content/arti-cles/375/.ru (дата обращения: 17.04.2013).

3. Разумовский О.С. Оптимология. Ч. 1: Общенаучные и философско-методологические основы. Новосибирск, 1999. С. 235.

4. Томалинцев В.Н., Козлов А.А. Введение в социальную экстремологию // СПб., 2005.

5. Теория иерархии потребностей [Электронный ресурс]. URL: http:// socyus.ru/ (дата обращения: 02.12.2013).

6. Радугин А. Культурология [Электронный ресурс]. URL: http:// www.textfighter.org/raznoe/Cul-

ture/Rad/svoeobraznuyu_kontseptsiyu_kultury_razvival_krupneishii_russkii_sotsiolog_sorokin_kultura.php (дата обращения: 02.02.2014).

7. Чабан В.С. Социокультурная дифференциация россиян в досуговой сфере: путешествия и туризм в модернизирующемся обществе : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2006. С. 9.

8. Зорин И.В., Квартальный В.А. Энциклопедия туризма. М., 2004. С. 64 ; SOS-экстремизм [Электронный ресурс]. URL: http://politikhall.com (дата обращения: 25.03.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.