Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИХ ВИДЫ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС'

СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИХ ВИДЫ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
835
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
субъект / конституционно-правовой статус / федеративное государство / республика / край / область. / subjects / constitutional and legal status / federal state / republic / edge / region.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барашева Елена Викторовна

Российская Федерация представляет собой федеративное государство, т. е. состоящее из субъектов, которые имеют некоторую самостоятельность в принятии тех или иных решений. Конституционной правовой статус, в свою очередь, является центральным понятием конституционного права, которое предполагает, что у субъектов Федерации имеются конкретные полномочия и функции. На сегодняшний момент существуют проблемы, связанные с указанной темой, исследование которых представляется необходимым. Актуальность исследования состоит в том, что федеративное устройство Российской Федерации является одним из наиболее сложных во всем мире, имеющих свои особенности. Цель исследования – рассмотреть сущность и виды субъектов Российской Федерации, а также их конституционно-правовой статус. Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи: изучить сущность субъектов Российской Федерации, рассмотреть их основные характеристики, проблемные аспекты и асимметричность. Кроме того, представляется необходимым проанализировать виды субъектов нашего государства. Для написания научной статьи были использованы следующие методы: исторический метод, который применялся при исследовании становления федеративного государства; метод формально-юридического анализа, на основе которого рассматриваются содержание и особенности термина «субъекты государства»; метод системного анализа, предполагающий исследование места и роли субъектов Российской Федерации в федеративном государстве. Выводы исследования: Российская Федерация является федеративным государством, в составе которого находятся конкретные части, называемые субъектами, они обладают определенным правовым статусом. Так, в состав могут входить республики, автономные области, автономные округа, края, области, города федерального значения. Субъекты Федерации имеют свои конкретные права и обязанности и обладают своей спецификой. Была выделена следующая проблема: на данный момент наблюдается асимметричность субъектов, которая наиболее ярко выражается в разном экономическом и социальном развитии регионов. Кроме того, республики могут иметь свои конституции, а остальные субъекты – уставы, что еще раз подчеркивает асимметричность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION, THEIR TYPES AND CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS

The Russian Federation is a federal state, that is, consisting of subjects that have some independence in making certain decisions. The constitutional legal status, in turn, is the central concept of constitutional law, which implies that the subjects of the Federation have specific powers and functions. At the moment, there are problems related to this topic, the study of which seems necessary. The relevance of the study lies in the fact that the federal structure of the Russian Federation is one of the most complex in the world, with its own characteristics. The purpose of the study is to consider the essence and types of subjects of the Russian Federation, as well as their constitutional and legal status. To achieve this goal, the following tasks were set: to study the essence of the subjects of the Russian Federation, to consider their main characteristics, problematic aspects and asymmetry. In addition, it seems necessary to analyze the types of subjects of our state. To write a scientific article, the following methods were used: the historical method, which was used in the study of the formation of a federal state; the method of formal legal analysis, on the basis of which the content and features of the term “subjects of the state” are considered; method of system analysis, involving the study of the place and role of the subjects of the Russian Federation in a federal state. Conclusions of the study: The Russian Federation is a federal state, which includes specific parts, called subjects, they have a certain legal status. So, the composition may include republics, autonomous regions, autonomous districts, territories, regions, cities of federal significance. The subjects of the Federation have their own specific rights and obligations and have their own specifics. The following problem was identified: at the moment, there is an asymmetry of subjects, which is most clearly expressed in the different economic and social development of the regions. In addition, the republics can have their own constitutions, while the rest of the subjects can have charters, which once again emphasizes the asymmetry.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИХ ВИДЫ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС»

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

УДК 351.90 ГРНТИ 10.17.51

СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИХ ВИДЫ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС

Барашева Е. В.

Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Иркутск, Россия

Аннотация. Российская Федерация представляет собой федеративное государство, т. е. состоящее из субъектов, которые имеют некоторую самостоятельность в принятии тех или иных решений. Конституционной правовой статус, в свою очередь, является центральным понятием конституционного права, которое предполагает, что у субъектов Федерации имеются конкретные полномочия и функции. На сегодняшний момент существуют проблемы, связанные с указанной темой, исследование которых представляется необходимым. Актуальность исследования состоит в том, что федеративное устройство Российской Федерации является одним из наиболее сложных во всем мире, имеющих свои особенности.

Цель исследования - рассмотреть сущность и виды субъектов Российской Федерации, а также их конституционно-правовой статус. Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи: изучить сущность субъектов Российской Федерации, рассмотреть их основные характеристики, проблемные аспекты и асимметричность. Кроме того, представляется необходимым проанализировать виды субъектов нашего государства.

Для написания научной статьи были использованы следующие методы: исторический метод, который применялся при исследовании становления федеративного государства; метод формально-юридического анализа, на основе которого рассматриваются содержание и особенности термина «субъекты государства»; метод системного анализа, предполагающий исследование места и роли субъектов Российской Федерации в федеративном государстве.

Выводы исследования: Российская Федерация является федеративным государством, в составе которого находятся конкретные части, называемые субъектами, они обладают определенным правовым статусом. Так, в состав могут входить республики, автономные области, автономные округа, края, области, города федерального значения. Субъекты Федерации имеют свои конкретные права и обязанности и обладают своей спецификой. Была выделена следующая проблема: на данный момент наблюдается асимметричность субъектов, которая наиболее ярко выражается в разном экономическом и социальном развитии регионов. Кроме того, республики могут иметь свои конституции, а остальные субъекты - уставы, что еще раз подчеркивает асимметричность.

Ключевые слова: субъект, конституционно-правовой статус, федеративное государство, республика, край, область.

SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION, THEIR TYPES AND CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS

Barasheva E. V.

East Siberian Branch of the Russian State University of Justice, Irkutsk, Russia

Annotation. The Russian Federation is a federal state, that is, consisting of subjects that have some independence in making certain decisions. The constitutional legal status, in turn, is the central concept of constitutional law, which implies that the subjects of the Federation have specific powers and functions. At the moment, there are problems related to this topic, the study of which seems necessary. The relevance of the study lies in the fact that the federal structure of the Russian Federation is one of the most complex in the world, with its own characteristics.

The purpose of the study is to consider the essence and types of subjects of the Russian Federation, as well as their constitutional and legal status. To achieve this goal, the following tasks were set: to study the essence of the

4 (34)/2023 Глагол Ъ

правосудия

subjects of the Russian Federation, to consider their main characteristics, problematic aspects and asymmetry. In addition, it seems necessary to analyze the types of subjects of our state.

To write a scientific article, the following methods were used: the historical method, which was used in the study of the formation of a federal state; the method of formal legal analysis, on the basis of which the content and features of the term "subjects of the state" are considered; method of system analysis, involving the study of the place and role of the subjects of the Russian Federation in a federal state.

Conclusions of the study: The Russian Federation is a federal state, which includes specific parts, called subjects, they have a certain legal status. So, the composition may include republics, autonomous regions, autonomous districts, territories, regions, cities of federal significance. The subjects of the Federation have their own specific rights and obligations and have their own specifics. The following problem was identified: at the moment, there is an asymmetry of subjects, which is most clearly expressed in the different economic and social development of the regions. In addition, the republics can have their own constitutions, while the rest of the subjects can have charters, which once again emphasizes the asymmetry.

Keywords: subjects, constitutional and legal status, federal state, republic, edge, region.

В статье 1 Конституции РФ закрепляется следующее положение: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»1, исходя из чего можно сделать вывод о том, что формой территориального устройства нашей страны является федеративное государство. Авторами понятия «федерализм» являются А. Гамильтон, Дж. Джей и Дж. Мэдисон, которые определяют его в качестве сложного государства, обладающего конкретным количеством территориальных единиц [13, с. 20].

Если сравнивать унитарное и федеративное государство, то можно сказать, что последнее является более сложной формой территориального устройства с точки зрения политического управления. Такая сложность заключается в том, что в федеративном государстве необходимо учитывать многие факторы, например экономические, этнические, культурные и духовные [3].

Можно выделить следующие признаки федеративного устройства государства [4]:

1) существование собственного административно-территориального устройства субъектов, которые составляют федерацию;

2) наделение субъектов федерации правом принятия собственных учредительных документов, например конституций и уставов;

3) система разграничения предметов ведения между государством и субъектами;

4) субъекты федерации могут издавать свои законы;

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Кон-сультантПлюс: справочная правовая система.

5) у некоторых субъектов есть право собственного института гражданства;

6) субъекты федерации могут иметь свой герб и символику.

Существуют некоторые предпосылки образования федеративного государства, среди которых можно выделить территориальный фактор и многонациональный фактор. Субъекты федерации, как правило, могут иметь следующие наименования: республика, край, область [2, с. 12].

Например, необходимо отметить ч. 1 ст. 5 Конституции РФ, которая гласит следующее: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации».

Итак, в нашем государстве предусмотрено 6 видов субъектов, которые имеют свои особенности.

Кроме того, примечательна ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, которая гласит, что федеративное устройство нашего государства основано на следующих аспектах:

— на его государственной целостности;

— основе единства системы государственной власти;

— основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерального уровня и регионального;

— основе равноправия и самоопределения народов в нашей стране.

Кроме того, для субъектов нашего государства предусматриваются определенные права и обязанности. В соответствии со ст. 66 Конституции РФ, статус субъектов России

глаголъ правосудия

определяется по взаимному согласию государства и субъекта.

Рассмотрим конституционно-правовой статус республик, которые входят в состав страны и обладают государственной властью вне границ компетенции и полномочий Российской Федерации. Республики представляют собой форму национальной государственности, представляя интересы наций. Конституция РФ и конституции субъектов устанавливают следующие вопросы:

— правовой статус субъектов и их государственно-правовые характеристики;

— законодательство;

— систему органов государственной власти;

— территорию, которая изменяется только с согласия самого субъекта;

— государственный язык;

— гражданство.

Так, республики имеют свою определенную территорию и внутреннюю границу, которая отделяет их от других субъектов Российской Федерации.

Стоит отметить, что некоторые республики, например Крым, Дагестан, Ингушетия, имеют внешнюю границу, т. е. ту, которая отграничивает их от зарубежных государств [5].

Границы республик не могут быть изменены без их согласия. Кроме того, согласно ст. 38 Конституции РФ границы между республиками и иными субъектами изменяются лишь с взаимного согласия данных частей государства.

Для конституционно-правового статуса республики, которая находится в составе Российской Федерации, характерны следующие элементы:

1) конституция республики;

2) законодательство республики;

3) иные нормативные правовые акты.

Необходимо отметить тот факт, что законодательство республик не может противоречить нормам Конституции РФ и другим актам федерального уровня. Если обнаружены коллизии между региональным законодательством и федеральным, то применяются нормы последнего. Однако нужно учитывать тот факт, что согласно ч. 6 ст. 76 Конституции РФ «в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей ста-

тьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации».

Республика, которая находится в составе нашего государства, имеет право устанавливать свою структуру органов власти, основываясь на конституционном строе и основополагающих принципах организации представительных и исполнительных органов [10].

Республика имеет право самостоятельно определять свою собственность, распоряжаться бюджетом и местными налогами и сборами, а также культурными памятниками [7, с. 35].

Далее отметим автономные округа и автономные области. Так, первый субъект представляет собой автономное государственное образование, которое создано с целью разрешения национальных вопросов, является также равноправным субъектом Российской Федерации, входящим в состав иного субъекта. На сегодняшний момент в нашей стране существуют четыре автономных округа — Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий. Автономные округа можно назвать наследием федерализма советского периода, поскольку они формировались для малочисленных народов, проживающих на Севере. Изначально они носили название «национальные округа», а в 1977 г. были переименованы в «автономные округа».

Автономная область, в свою очередь, также является национально-территориальным образованием Российской Федерации, которое также представляет собой равноправный субъект нашего государства. На данный момент в состав России входит одна автономная область — Еврейская.

Можно сказать, что сохранение лишь одной автономной области является, скорее, данью истории и традициям, которые сложились на ее территории. Указанные субъекты Российской Федерации имеют право представлять своих лиц в Совете Федерации Федерального Собрания и избирать депутатов в Государственную Думу [1].

Различия между автономной областью и автономными округами состоят в том, что первая не может входить в состав другого субъекта и не имеет права включать в себя другие субъекты. Однако оба могут иметь свой устав и федеральный закон, который не противоречит законодательству Российской Федерации. Стоит отметить, что единственный автономный округ, который не входит в другой субъ-

Глагол Ъ правосудия

ект, — это Чукотский автономный округ, до этого относящийся к Магаданской области.

Далее необходимо рассмотреть края и области, которые также представляют собой субъекты и территориальные образования, где установлена полнота государственной власти. Государственным языком на таких территориях является исключительно русский язык. Конституционно-правовой статус указанных субъектов отличается следующими чертами:

1) наличием собственного устава;

2) наличием своего законодательства;

3) осуществлением государственной власти;

4) определенной территорией, которая может быть изменена только с согласия субъектов.

Края и области с точки зрения права имеют одинаковый статус, который определяется Конституцией РФ, они представляют собой административно-территориальные единицы. Край отличается от области тем, что в состав первого в обязательном порядке входит автономная область, чего не предусмотрено для второго вида субъекта.

Далее необходимо отметить города федерального значения, которые представляют собой субъект, а не его часть. Установление данного конституционно-правового статуса за конкретным городом обусловливается особенностями и спецификой исторического развития Российской Федерации и совокупностью других факторов, например экономических, политических, социальных [12, с. 5].

Согласно ст. 5 Конституции РФ, город федерального значения обладает следующим правом: издавать свое законодательство, в том числе уставы и иные учредительные документы. В качестве центрального структурного аспекта конституционно-правового статуса города федерального значения выступают совокупность собственных предметов ведения и ряд собственных полномочий [9].

В зависимости от конституционно-правового статуса субъекты могут являться асимметричными и симметричными. Многие авторы отмечают проблему, связанную именно с асимметричностью субъектов Российской Федерации. Можно привести мнение Р. С. Хаки-мова, который писал, что «признание краев, областей субъектами федерации надо рассматривать как юридический курьез», поскольку это создает проблемы асимметричности отношений внутри федерации [8].

Основная проблема, которая выделяется авторами, состоит в асимметричности федерализма Российской Федерации, что проявляется в следующем [6]:

— провозглашении республик в качестве государств, это представляет собой особый правовой статус республик по сравнению с другими субъектами Федерации;

— способности республик принимать свои местные конституции;

— праве, закрепленном в Конституции РФ, о возможности установления своего языка в субъекте Федерации.

Кроме того, асимметричность субъектов, по мнению многих авторов, может выражаться [11]:

— в высоком уровне развития в области экономики;

— этнической выраженности;

— слабом развитии.

Данные проблемы являются одними из самых дискуссионных и сложных вопросов в науке конституционного права, которая исследуется многими учеными. Такое неравное положение наблюдается в противоположность положениям Конституции РФ, которая устанавливает равноправие всех субъектов нашего государства (ч. 2 ст. 5).

Таким образом, на данный момент наблюдаются некоторые проблемы, связанные с асимметричностью конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, которые являются достаточно сложными. Следует проводить определенную политику, которая была бы направлена на преодоление асимметричности.

Список литературы

1. Агеева Ю. В. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 6—2. С. 153—155. URL: https://cyberleninka.ru /article/n/ kon-stitutsionno-pravovoy-status-subektov-rossiyskoy-federatsii-1 (дата обращения: 29.04.2023).

2. Андриянов В. Н. Перспективы Конституции России: пересмотр или поправки? // ГлаголЪ Правосудия. 2019. № 1 (19). С. 10-14.

3. Бурбина Ю. В. Основные признаки современных федераций // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru /article/n/osnovnye-priznaki-sovremennyh-federatsiy (дата обращения: 29.04.2023).

4. Дасуев М. Л. Федерация как способ государственного устройства: признаки и базовая классификация // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/federatsiya-

глагол Ъ правосудия

kak-sposob-gosudarstvennogp-ustroystva-priznaki-i-bazovaya-klassifikatsiya (дата обращения: 29.04.2023).

5. Дудко И. Г. Проблемы изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2018. № 3. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/problemy-izmeneniya-konstitutsionno-pravovogo-statusa-subekta-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 29.04.2023).

6. Иналкаева К. С. Федеративное устройство России: государственно-правовые проблемы единства и многообразия // Аграрное и земельное право. 2019. № 12 (180). URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/federativnoe-ustroystvo-rossii-gosudarstvenno-pravovye-problemy-edinstva-i-mnogoobraziya (дата обращения: 29.04.2023).

7. Лебедев В. А. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Вестник ЧелГУ. 2019. № 1 (35). URL: https://cyberleninka.ru /article/n/konstitutsionno-pravovoy-status-subektov-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 29.04.2023).

8. Миллер Д. Г. Понятие и специфика городов федерального значения // Образование и право. 2022. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/ ponyatie-i-spetsifika-goroda-federalnogo-znacheniya (дата обращения: 30.04.2023).

9. Нарутто С. В. Особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации // Образование и право. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-konstitutsionno-pravovogo-statusa-subektov-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 29.04.2023).

10. Прудников А. С., Малахов В. П. Статус республики в составе Российской Федерации: конституционно-правовой аспект // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/status-respubliki-v-sostave-rossiyskoy-federatsii-konstitutsionno-pravovoy-aspekt (дата обращения: 29.04.2023).

11. Сухотерина М. В. Актуальные проблемы российского федерализма // Вопросы российской юстиции. 2022. № 17. URL: https://cyberleninka.ru /article/n/aktualnye-problemy-rossiyskogo-federalizma (дата обращения: 29.04.2023).

12. Царегородцева Г. И. На пути к демократическому будущему. История создания Конституции РФ 1993 года // ГлаголЪ Правосудия. 2019. № 1 (19). С. 3-9.

13. Шерпаев В. И. Федерация — важнейшая форма современного государственного устройства // Правовое государство: теория и практика. 2018. № 2 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/federatsiya-vazhneyshaya-forma-sovremennogo-gosudarstvennogo-ustroystva (дата обращения: 29.04.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Барашева Елена Викторовна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры общетеоретических и государственно-правовых дисциплин, ВосточноСибирский филиал Российского государственного университета правосудия, Иркутск, Россия, barahevaev@bk.ru

Barasheva Elena Viktorovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of General Theoretical and State Legal Disciplines, East Siberian Branch of the Russian State University of Justice, Irkutsk, Russia, barahevaev@bk.ru

4 (34)/2023 Глагол Ъ

правосудия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.