Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС'

СУБЪЕКТЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2614
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова В.И., Иждавлетова Э.З.

На данный момент современная цивилизация характеризуется переходом от индустриального общества к обществу информационному посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий во многие сферы и направления деятельности личности. Все информационные процессы, происходящие в обществе, имеют в своей основе феномен информации, природа и закономерности развития которого во многом влияет на формирование и облик будущего информационного общества. В связи с происходящими активными экономическими процессами все большее значение приобретает рекламная деятельность. Как известно, составной частью информации выступает реклама. В настоящей статье будут рассмотрены субъекты, участвующие в рекламных правоотношениях, проблемы, возникающие при правовом регулировании их правового статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС»

Вследствие снижения доходов населения произошел спад потребления и производства. Снижение объемов розничной торговли наблюдалось в 77 регионах. В целом по России спад промышленности составил 4,3 % за 2015г., наихудшую динамику показывали 35 регионов, в основном Центр и Дальний Восток.

Однако наблюдался и рост производства в новых регионах добычи углеводородов на востоке и севере России. В основных регионах ТЭК (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО), динамика промышленности близка к нулевой. Хорошие показатели наблюдались в южных регионах с развитой пищевой промышленностью, которая стала более востребована из-за антироссийских санкций.

Таким образом, региональная проекция причин национального экономического кризиса наглядно демонстрирует социально-экономическую неоднородность регионов. Географическая специализация и направленность субъектов РФ становится основой при формировании антикризисных мер.

Использованные источники:

1.Аганбегян А. Г. (2016). Экономика России: от стагнации к рецессии // Деньги и кредит. - 2016. - № 5. - С. 10-20.

2.Казанцев С.В. Оценка влияния экономического спада и антироссийских санкций на регионы РФ// ЭКО. Всероссийский экономический журнал. - № 5. -2016. - а 55-70.

3.Борисова И. Российская экономика под гнетом санкций и дешевой нефти// Вопросы экономики. - №7. - 2016. - С.5-35.

Сидорова В. И. студент очного отделения Иждавлетова Э. З студент очного отделения 2 курс, «Юридический факультет» Научный руководитель: Ямщикова С.В.

Стерлитамакский филиал БГУ СУБЪЕКТЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС

Аннотация: На данный момент современная цивилизация характеризуется переходом от индустриального общества к обществу информационному посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий во многие сферы и направления деятельности личности. Все информационные процессы, происходящие в обществе, имеют в своей основе феномен информации, природа и закономерности развития которого во многом влияет на формирование и облик будущего информационного

общества. В связи с происходящими активными экономическими процессами все большее значение приобретает рекламная деятельность. Как известно, составной частью информации выступает реклама. В настоящей статье будут рассмотрены субъекты, участвующие в рекламных правоотношениях, проблемы, возникающие при правовом регулировании их правового статуса.

В правоотношениях, возникающих по поводу рекламы участвуют четыре основных субъекта, каждый из которых реализует свои функции. К ним относятся: рекламопроизводитель, рекламораспространитель, рекламодатель и потребитель рекламы. Также, можно отметить и дополнительных участников, которые непосредственно не принимают участие в рекламных правоотношениях, но существенно оказывают на них влияние. Также, на рынке рекламы существует и регулирующий субъект, к которому относится государство в лице его органов. Оно выступает особым субъектом рыночных правоотношениях, в силу своей специфики и масштабов влияния его нельзя отнести ни к основным, ни к дополнительным субъектам. Однако государственные органы не вмешиваются в процесс производства и потребления рекламных услуг, поскольку в данном случае затрагиваются интересы большого количества людей.

Определения понятий рекламопроизводитель, рекламораспространитель, рекламодатель и потребитель рекламы содержится в статье 3 Закона о рекламе [1].

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара или иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Ими могут быть индивидуальные предприниматели, юридические лица любых организационно-правовых форм.

Рекламопроизводитель - это лицо, которое осуществляет полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму. Данный субъект именуется также и разработчиком рекламы.

Рекламораспространитель - лицо, которое осуществляет распространение рекламы любым доступным способом, в любой форме и с примененим любых средств. К распространителям относятся коммуникационные каналы, которые используются рекламодателями и рекламопроизводителями в целях информирования потенциальных потребителей.

Потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых направлена реклама. Данные субъекты не принимают участия в обороте рекламных работ и услуг, но при этом их нельзя исключить их из числа субъектов рекламной деятельности. К ним относятся не только граждане, но юридические лица.

К дополнительным субъектам рекламной деятельности относят спонсора, рекламные агентства,саморегулируемые организации

Спонсор - лицо, которое предоставляет финансовые средства либо обеспечивает предоставление средств в целях организации и (или) проведения спортивных, культурных и иных мероприятий, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. То есть спонсор - лицо, которое финансирует какое-либо мероприятие.

В настоящее время выделяют три вида рекламных агентств:

медийное агентство - агентство, которое занимается размещением рекламы в средствах массовой информации, устанавливающее отношения от имени рекламодателей или рекламопроизводителей со спонсорами;

РЯ-агентство - агентство, которое предлагает услуги по управлению репутацией,

корпоративный РЯ - агентство, осуществляющее РЯ-поддержку политических структур, бизнес-структур, отдельных персон;

консалтинговое агентство - агенство, которое ориентируется на разработку и реализацию маркетинговых программ.

Саморегулируемые организации - это объединения в рекламной сфере, которые чаще всего создаются в форме ассоциаций.

К субъектам рекламной деятельности относят и антимонопольные органы, которые осуществляют контроль в рекламной деятельности [2, с. 104].

Права и обязанности всех указанных субъектов содержится в Федеральном законе «О рекламе».

К основным обязанностям рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей относится обязанность:

1) соблюдать общие и специальные требования к рекламе, которые установлены дейтвующим законодательством;

2) осуществлять хранение рекламных материалов или их копии, все вносимые в них изменения, а также хранить договоры, предметом которых является производство, размещение и распространение рекламы. Срок хранения- один год со дня последнего распространения рекламы (ст. 12 Закона о рекламе);

3) рекламодателя предоставлять рекламораспространителю документально подтвержденную информацию о соответствии рекламы требованиям законодательства, в том числе информацию о наличии лицензии, сертификации, о государственной регистрации (ст. 13 Закона о рекламе);

4) представлять в антимонопольный орган сведения, которые необходимы для реализации им полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства о рекламе, и обеспечивать доступ уполномоченных должностных лиц доступ к таким сведения (ст. 34 Закона о рекламе);

5) исполнять предписания, вынесенные антимонопольным органом о прекращении нарушения законодательства о рекламе в срок, указанные в предписании (п. 4 ст. 36 Закона о рекламе);

6) рекламодателя в случае признания рекламы офертой заключать договоры на условиях, указанных в рекламе, с любым, кто отзовется, в течение двух месяцев со дня распространения рекламы или в иной срок, указанный в рекламе (ст. 11 Закона о рекламе, ст. 437 ГК РФ) [3, с. 65].

Анализ Закона о рекламе показал, что правовой статус субъектов рекламной деятельности имеет нечеткий, размытый характер, а конкретные права и обязанности содержатся в различных отдельных статьях и нормах.

На наш взгляд, в законодательстве необходимо более полно отразить вопросы регулирования конкретных обязательств субъектов рекламной деятельности. В частности, полагаем возможным предусмотреть в законодательстве следующие обязанности:

обязанность рекламодателя по предоставлению рекламопроизводителям и рекламораспространителям доказательств достоверности рекламной информации и иной необходимой информации, отражающей полноту рекламной информации;

обязанность рекламопроизводителя по предоставлению

рекламораспространителю рекламной информации, которая должна отвечать требованиям, закрепленным в законодательстве РФ, к содержанию и механизму воздействия;

обязанность рекламораспространителя по соблюдению установленные законодательством РФ требования к способу, месту и времени распространения рекламы;

обязанность рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей по утсранению по требованию потребителей обстоятельств, влекущих нарушение законодательства РФ о рекламе.

Данные предложения могут компенсировать отсутствие необходимого правового регулирования взаимоотношений субъектов рекламной деятельности и выступать ориентирами для дальнейшего совершенствования правовых норм в рассматриваемой сфере.

Использованные источники:

1.Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015, с изм. от 03.07.2016) «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. - 20.03.2006. - № 12. - Ст. 1232.

2.Гришаев С.П. Реклама: правовое регулирование. - М.: Редакция «Российской газеты», 2015. Вып. 10. - 172 с.

3.Кирилловых А.А. Реклама и рекламная деятельность: проблемы правового регулирования. - М.: Деловой двор, 2013. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.