Научная статья на тему 'Субъекты профессионального образования: модели взаимодействия'

Субъекты профессионального образования: модели взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
774
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ / НАУЧНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION / INTEGRATION OF ACADEMIC / SCIENTIFIC AND INDUSTRIAL ACTIVITY / MODELS OF SUBJECTS OF PROFESSIONAL EDUCATION INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салахов Ильяс Рахимзянович

В статье рассматривается проблема взаимодействия субъектов профессионального образования. Анализируются модели сотрудничества учебных заведений с работодателями в образовательном пространстве малого города, описывается опыт реализации исследовательского проекта, направленного на модернизацию профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъекты профессионального образования: модели взаимодействия»

носительные и ритмико-интонационные навыки. Такое развитие понимается как расширение комбинационно-вариативных возможностей, лежащих в основе этих стереотипов связей. Актуальным требованием при этом является направленность речевого внимания говорящего только на содержание его речи.

Методисты рассматривают задачу совершенствования как необходимость дальнейшего развития фонетических навыков и умений в плане повышения уровня их автоматизированности. Элементарные фонетические умения, сформированные на начальном этапе обучения, должны быть развиты на продвинутом этапе в умении высшего уровня, одним из основных свойств которых является «регулятивная функция» (Л. Б. Итель-сон). Эта функция, в данном случае, заключается в управлении фонетической стороной речевой деятельности в условиях педагогического общения на уровне, адекватном уровню соответствующего вида речевой деятельности лингвистически образованного носителя языка. Формирование умений такого уровня сложности предполагает максимальную автоматизированность навыков и элементарных умений, способствующих высвобождению речевого внимания - актуального контроля выполняемых речевых действий, обеспечивающего выполнение с помощью речевых умений высшего уровня упомянутой регулятивной функции. Осмысление психологических основ совершенствования фонетической стороны иноязычной речи убеждает в необходимости создания такого комплекса упражнений, в котором их последовательность будет основываться на принятой в психологии и методике обучения иностранным языкам теории поэтапного формирования навыков и умений (Л. Б. Ительсон, С. Ф. Шатилов) и обеспечит их «открытость», т. е. возможность их включения в навыки или умения более высокого порядка.

Опираясь на приведенный анализ, представляется возможным выделить следующие психологические этапы профессионально направленного совершенствования фонетической стороны иноязычной речи студентов старших курсов:

1) диагностика (выявление фонетических ошибок и уровня сформированности фонетических навыков);

2) а) корректирование (восстановление утраченных произносительных автоматизмов и осмысление причин их возникновения с опорой на фонетические знания);

б) профессиональная ориентация фонетических знаний и навыков и формирование лингвоме-тодических умений в области обучения фонетике.

Подэтапы а), б) органично связаны, так как формирование лингвометодических умений происходит одновременно с корректированием коммуникатив-

ных фонетических навыков, развитием приемов коррекции и самокоррекции на основе речевого слуха.

Таким образом, профессиональное обучение фонетическому аспекту речи предполагает синтез знаний по фонетике, методике и психологии, фонетические навыки, специальные лингвомето-дические умения, в основе которых лежат действия с фонетическим материалом, т. е. владение учителем коммуникативно-методической компетенцией в данной области.

Примечания

1. Профессиограмма учителя иностранного языка / сост. С. Ф. Шатилов, К. И. Саломатов, Е. С. Ра-бунский. Л., 1985. 26 с.

2. Колесникова И. А, Тамашевич М.В. Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка: характеристика и структура // Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2007. С. 77.

3. Хомицкая А. Н. Профессионально-ориентированное совершенствование фонетической стороны иноязычной речи студентов старших курсов языкового педагогического вуза (на материале английского языка): дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 1999. 278 с.

УДК 377

И. Р. Салахоб

СУБЪЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В статье рассматривается проблема взаимодействия субъектов профессионального образования. Анализируются модели сотрудничества учебных заведений с работодателями в образовательном пространстве малого города, описывается опыт реализации исследовательского проекта, направленного на модернизацию профессионального образования.

In this article the problem of interaction of professional education subjects is characterized. The author analyses the models of cooperation of educational establishments and employers in the sphere of education of a small town and describes the experience of realizing the research aimed at modernization of professional education.

Ключевые слова: профессиональное образование, интеграция учебной, научной и производственной деятельности, модели взаимодействия субъектов профессионального образования.

Keywords: professional education, integration of academic, scientific and industrial activity, models of subjects of professional education interaction.

Функционирование образовательного процесса как системы возможно только при условии педагогически обоснованного взаимодействия всех

© Салахов И. Р., 2011

И. Р. Салахов. Субъекты профессионального образования: модели взаимодействия

субъектов образовательной деятельности. Провозглашенное концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. приоритетное развитие профессионального образования предусматривает его структурную и содержательную перестройку с сохранением главной идеи системы - подготовки рабочих кадров и специалистов с учетом потребностей рынка труда, индивидуальных потребностей и возможностей обучающихся. Это обусловливает создание образовательной модели, включающей не только субъектов, обеспечивающих собственно образовательный процесс, но и работодателя, затребующего компетентного специалиста. Такая модель предполагает, как нам представляется, смену концепции «образование как обучение» на концепцию «образование как взаимодействие».

Исследования показывают, что трудовая деятельность в рамках любой профессии/специальности состоит из комплекса функций и задач, требующих определенного набора компетенций, позволяющих адекватно осуществлять эту деятельность. Чем сложнее профессия/ специальность, тем больше взаимосвязанных функций она предполагает. Результат и качество деятельности работника представляют собой сумму результатов и качества выполнения отдельных функций. Именно знание этих функций в том виде, в котором они реально существуют в трудовой деятельности, помогает учебным заведениям совершенствовать программы обучения, обеспечивает то качество подготовки, которое требуется для поддержания конкурентоспособности учебных заведений и создания перспектив трудоустройства выпускников. Основной смысл анализа потребности в умениях состоит в выяснении понимания предприятием функций, выполняемых работниками, и производного от этих функций -знаний и умений, необходимых работникам. Сопоставление полученной информации со стандартами профессионального образования позволяет учебному заведению выявить области умений, которые нужно внести в реализуемые программы обучения.

В этом контексте особую роль приобретает установление и поддержание взаимодействия между учебными заведениями и сферой труда, а именно, с работодателями, то есть развитие социального партнерства учебных заведений профессионального образования.

Как известно, в настоящее время учебные заведения практикуют различные формы взаимодействия с работодателями, включая разработку содержания программ обучения; организацию производственной практики студентов на предприятии; участие работников предприятия в проведении семинаров и занятий в учебном заведении; трудоустройство выпускников; профориен-

тацию и консультирование; участие работодателей в определении требований к специалистам (выпускникам) и оценке качества подготовки выпускников; стажировку преподавателей на предприятиях.

В настоящее время в учебных заведениях в контексте социального партнерства вместо термина «анализ потребности в умениях» чаще используется термин «анализ рынка труда», что, на наш взгляд, не совсем корректно. Анализ рынка труда требует специального исследовательского аппарата и, соответственно, обученных сотрудников и не может входить в сферу ответственности учебного заведения. Анализ и прогноз развития рынка труда - прерогатива органов по труду и занятости, местных (региональных) администраций, владеющих методиками и ресурсами его осуществления.

Задача учебных заведений - использовать данные по развитию рынка труда для планирования собственной деятельности, чтобы быть полноправными субъектами регионального развития и готовить рабочих и специалистов по специальностям, необходимым в регионе, гибко реагируя на изменения экономической ситуации и потребности в специалистах и их компетенциях.

Таким образом, данные по развитию рынка труда составляют внешний контекст развития учебного заведения, формируя его стратегию, цели и задачи, задавая векторы развития, одним из которых является анализ потребности в умениях, а механизмы достижения целей и задач учебное заведение должно разрабатывать совместно с социальными партнерами. Именно анализ потребности в умениях, который, по сути, представляет собой исследовательский проект, и помогает учебным заведениям корректировать содержание программ обучения и требования к достижениям выпускников, что, в свою очередь, делает выпускников востребованными на рынке труда, а это усиливает положение учебного заведения на рынке образовательных услуг, повышая его конкурентоспособность.

Реализация такого исследовательского проекта в условиях малого города привела к разработке новых подходов осуществления непрерывного образования в г. Альметьевске (Республика Татарстан). В рамках проекта шла целенаправленная работа по подготовке к переходу на кластерную систему непрерывности образования, что предполагает концентрацию ресурсов техникума, обучающихся, работодателей, образовательных учреждений НПО и ВПО. В процессе работы были выявлены педагогические, социальные и экономические факторы, обусловливающие специфику функционирования проектируемой модели.

Ресурсы рынка труда в сфере торговли и общественного питания определены в программе

развития Альметьевского муниципального района на 2006-2010 гг. и предполагают опережающее развитие этих отраслей экономики, а следовательно, увеличение спроса на специалистов торгово-экономического профиля. Анализ выявил следующие потребности рынка труда в рабочих профессиях на 2007-2010 гг.: повар - 403, бармен - 112, продавец - 530, кондитер - 179, официант - 258, калькулятор общественного питания - 68, контролер-кассир - 234, секретарь-референт - 45, бухгалтер - 115 (для частных предпринимателей). Следовательно, спрос на рабочие профессии достаточно высок, и в этом плане взаимодействие с работодателями в системе образовательного кластера занимает особое положение. Российский работодатель - представитель негосударственной формы собственности, цель предпринимательской деятельности которого - извлечение прибыли. Следовательно, понудить его к нецелевому инвестированию средств (например, к восстановлению института базовых предприятий) крайне сложно. Административные стимулы могут обладать только кратковременным эффектом в условиях реальной конкуренции.

Работники российских предпринимательских структур и педагогические коллективы профессиональных государственных образовательных учреждений, как правило, принадлежат к различным социально-профессиональным группам, с различающимися мотивациями, представлениями о профессиональной карьере, системами ценностей. На протяжении нескольких последних десятилетий во всех передовых промышленных странах велись и ведутся систематические поиски оптимальных организационных схем сотрудничества между работниками предпринимательских структур и профессиональным образованием.

Эффективное структурное взаимодействие исключает возможность разрыва между декларацией потребности в работниках определенной квалификации и готовностью работодателей нанимать их на постоянную работу. Мы нашли средство такого взаимодействия, создав службу содействия трудоустройству выпускника при участии работодателей.

Функциональное взаимодействие учебного заведения и других экономических субъектов осуществляется посредством их совместного участия в разработке контрольных цифр приема, программ обеспечения управления качеством образования, в создании условий для прохождения производственной практики и трудоустройства выпускников, в развитии хоздоговорной деятельности повышения квалификации работников, в укреплении материально-технической базы техникума. Если система профессионального образования начнет пропускать через свои парт-

нерские образовательные программы «горячие» вопросы развития всего муниципального сообщества и будет их решать доступными ей средствами, исполнительная власть будет заинтересована в поддержке нового типа образования -развивающегося, а значит, в создании многоканальных механизмов финансирования, отличных от тех, которые существуют сейчас и обеспечивают лишь функционирование образовательных учреждений.

Партнерство региональной системы профессионального образования со структурами малого бизнеса способствует углублению специализации и совместному выживанию в условиях стадийности экономического цикла: в переходный период доля предприятий малого бизнеса растет, следовательно, растет и доля их налоговых отчислений в бюджет, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на стабилизацию финансового положения системы профессионального образования.

В условиях демографического спада и расслоения общества ресурс обучающихся становится определяющим фактором экономического и социального обоснования трехступенчатого непрерывного образования на базе одного учебного заведения.

Формируются разные типы образовательных карьер для детей из малообеспеченных семей и детей из обеспеченных семей. Для первых основным ресурсом получения образования является время (эффективность образовательной карьеры определяется возможностями временной экономии), для вторых - деньги (эффективность образовательной карьеры определяется соотношением цена/качество) [1]. Для детей из малообеспеченных семей образовательная карьера строится, как правило, следующим образом: основная школа - учебное заведение НПО - работа (армия) - работа - среднее специальное учебное заведение - вуз (заочная форма обучения). Очевидно, в этой образовательной карьере удлиняются сроки получения доступа к высшему образованию, но минимизируются финансовые расходы семей. В случае обеспеченной семьи образовательная карьера, как правило, имеет вид: основная школа - старшая школа + занятия с репетитором - вуз (очное отделение - бесплатное или платное). В этом случае минимизируется время доступа к высшему образованию, но существенно возрастают финансовые расходы семьи [2]. В России каждый год заканчивают 9-й класс примерно 2,2 млн учащихся, из них 700 тысяч идут в НПО и СПО. Это первый поток. Второй поток, после 11-го класса, - еще 400 тысяч. В настоящее время система управления образованием (доступностью образования) практически никак не учитывает эти особеннос-

А. К. Байменова. Использование средств наглядности различных видов искусства.

ти образовательных карьер для детей из семей с разными доходами. Наш исследовательский проект позволяет на основе анализа экономического и социального фактора выработать специфические и эффективные модели образовательных карьер разного типа.

Существующая структура взаимодействия доказала свою эффективность на практике. Проблемы взаимодействия с работодателями перешли на рыночные рельсы, диалог с работодателем определяется общими интересами. Вопрос формирования заявок для включения в государственный заказ на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов решается в результате совместного изучения потребностей рынка труда. Студенты - будущие выпускники техникума в период обучения выполняют различные заявки работодателей: проведение маркетинговых исследований по заявкам работодателей; составление бизнес-плана для открывающихся предприятий; проведение и обслуживание банкетов, вечеров; разработка рецептур банкетных блюд; участие в ярмарках продаж и т. п. Таким образом, учебно-материальная база для получения рабочих профессий расширяется, студенты имеют возможность работы на современном оборудовании в условиях производства, обогащают свои знания новыми формами обслуживания и адаптируются к непростым условиям работы в торговле и общественном питании. В свою очередь, работодатель получает возможность изучать потенциальных работников со студенческой скамьи и безошибочно формировать заявки на их трудоустройство.

Тесному и эффективному взаимодействию способствует служба содействия трудоустройству выпускника. По плану этой службы ежегодно проводятся совместные с бизнес-сообществом практические конференции, семинары, круглые столы, где выявляются образовательные услуги, востребованные на рынке труда, и требования к качеству подготовки специалистов. По результатам этих встреч происходит пересмотр учебно-программной документации, организации образовательного процесса и материально-технической базы. Практическая реализация подготовки специалистов с присвоением двух и более рабочих профессий и есть результат такого взаимодействия. В выигрыше остаются все субъекты образовательного кластера: за последние пять лет трудоустройство выпускников не снижалось ниже 92% [3].

Сближение профессионального образования и производства, интеграция учебной, научной и производственной деятельности обучающихся приводят к появлению новых образовательных программ, форм и методов обучения, а также к формированию разнообразных моделей взаимодействия субъектов профессионального образо-

вания, одна из которых опробована в рамках нашего исследовательского проекта в условиях малого города.

Примечания

1. Волович А. А. Готовить лидеров нового поколения // Профессиональное образование. 1998. № 1. С. 18-23.

2. Волович А. А. Социокультурные основания подготовки современного специалиста в средней профессиональной школе. Казань: ИССО РАО, 1999.

3. Салахов И. Р. Социокультурная адаптация студентов к рыночным отношениям. Казань: РИЦ «Школа», 2007.

УДК 378

А. К. Байменова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ

РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

В статье рассматриваются особенности средств наглядности различных видов искусства и условия развития выразительности речи будущего учителя для продуктивного педагогического общения; представлен алгоритм конструирования музыкальной, изобразительной и театральной наглядности и требования к ней.

The article dwells upon the peculiarities of visual aids of various art forms, the conditions of developing a future teacher's speech expressiveness necessary for productive pedagogical communication; the algorithm of the construction of musical, pictorial and theatrical visual aids is described as well as the requirements to them.

Ключевые слова: особенности и условия развития выразительности речи будущего учителя средствами наглядности различных видов искусства; алгоритм конструирования музыкальной, изобразительной и театральной наглядности; требования к музыкальной, изобразительной и театральной наглядности.

Keywords: the peculiarities and conditions of developing a future teacher's speech expressiveness with the means of visual aids of various art forms; the algorithm of the construction of musical, pictorial and theatrical visual aids; the requirements to musical, pictorial and theatrical visual aids.

Выразительность является одним из главных качеств речевой профессиональной культуры педагога, обеспечивающих профессионально-педагогическое общение и входящих в состав общепрофессиональных компетенций педагога, согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения [1].

Для развития выразительности речи будущего учителя автором предлагается использование

© Байменова А. К., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.