Научная статья на тему 'Субъекты коррупционных преступлений в публичном и частном секторе'

Субъекты коррупционных преступлений в публичном и частном секторе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
344
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
коррупция / коррупционное преступление / субъект коррупционного преступления. / corruption / corruption crime / subject of corruption crime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сорочкин Роман Александрович

Статья содержит теоретическое исследование оснований международно-правовой дифференциации субъектов коррупционных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTS OF CORRUPTION CRIMES IN THE PUBLIC AND PRIVATE SECTOR

the article contains a theoretical study of the grounds for international legal differentiation of subjects of corruption crimes

Текст научной работы на тему «Субъекты коррупционных преступлений в публичном и частном секторе»

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10554

СОРОЧКИН Роман Александрович,

кандидат юридических наук е-mail: roman4789@rambler.ru

СУБЪЕКТЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИИ В ПУБЛИЧНОМ И ЧАСТНОМ СЕКТОРЕ

Аннотация. Статья содержит теоретическое исследование оснований международно-правовой дифференциации субъектов коррупционных преступлений.

Ключевые слова: коррупция, коррупционное преступление, субъект коррупционного преступления.

SOROCHKIN Roman Aleksandrovich,

PhD in Law

SUBJECTS OF CORRUPTION CRIMES IN THE PUBLIC AND PRIVATE SECTOR

Annotation. the article contains a theoretical study of the grounds for international legal differentiation of subjects of corruption crimes

Key words: corruption, corruption crime, subject of corruption crime.

Дифференциация указанных в названии статьи субъектов в зависимости от принадлежности к публичному или частному сектору является традиционной для источников международного права (в т.ч. ратифицированных Россией). Эта дифференциация имеет уголовно-правовое значение. Ее отражение в национальном уголовном законе позволяет установить и дифференцировать ответственность за коррупционные преступления1 [1] на основе правильного понимания характера общественной опасности этих преступлений, повысить эффективность уголовной политики, направленной на противодействие уголовно наказуемой коррупции.

Основания такой международно-правовой дифференциации (специальные признаки субъекта коррупционного преступления в международном праве) и возможность их отражения в российском уголовном праве требуют научного исследования.

На наш взгляд, специальные признаки субъекта коррупционного преступления - физического лица, предусмотренные в международном праве, отражают специальные признаки субъекта кор-

1 См.: «Коррупционное преступление - это запрещенное уголовным законом под угрозой наказания общественно опасное умышленное корыстное деяние, совершенное должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения вопреки интересам службы».

рупционного преступления как вида субъекта служебного управленческого преступления.

Так, нормы международного права требуют от субъекта коррупции наличия у лица служебного положения; определяют содержание служебного положения как правовой статус в правовой норме; требуют формального юридического оформления наличия у лица служебного положения.

Источники международного права следуют одной из двух технико-юридических моделей указания на субъект коррупционного преступления: 1) модель указания на «должностное лицо» («узкая модель»); 2) модель указания на категорию «публичный служащий», по объему содержания являющуюся более широкой, нежели понятие «должностное лицо» («широкая модель»).

Некоторые источники международного права, указывающие в качестве субъекта коррупционного преступления «публичного служащего», в дальнейшем уменьшают объем этого понятия до объема понятия должностного лица как субъекта преступления, существующего в национальном уголовном законодательстве (традиционного, например, для отечественного уголовного законодательства). Пример применения «узкой модели» представляют нормы Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г., закрепляющие понятие «публичное должностное лицо», которое включает понятия «должностное лицо», «публичный служащий», «мэр», «министр» или «судья», существующие в национальном праве государства, в котором данное

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

лицо отправляет свою должность, как они применяются в уголовном праве этого государства» (п. «а» ст. 1)1.

Это понятие содержит указание на категорию «публичный служащий». Тем не менее, указанная Конвенция содержит следующую оговорку: «В случае разбирательства, касающегося публичного должностного лица другого государства, государство, осуществляющее преследование, может применять определение публичного должностного лица лишь в той степени, в какой это определение не противоречит его национальному праву» (п. «с» ст. 1).

«Широкая модель» получила большее распространение в источниках международного права. Данная модель признает субъектом коррупционного преступления лицо, занимающее должность в государственном органе или выполняющее любую публичную функцию или предоставляющее любую публичную услугу. Пример применения «широкой модели» представляет норма п. «а» ст. 2 Конвенции ООН против коррупции 2003 г.2

1 Другой пример применения этой модели представляет норма ст. 1 Межамериканского соглашения против коррупции 1996 г: «Государственное должностное лицо», «должностное лицо правительства» или «государственный служащий» означает любое должностное лицо или служащего государства и его органов, включая тех, кто выбран, назначен или избран, чтобы исполнять задачи и функции от имени или находясь на службе государства на любом уровне организации власти». Аналогичная модель используется в Модельном законе о противодействии коррупции (постановление МПА СНГ № 31-20 от 01.01.01 г): «все лица, являющиеся публичными (государственными, муниципальными) и иными служащими, в соответствии с законодательством государства» (п/п. 1 п. 1 ст. 10) и «лица, проходящие службу в коммерческих и общественных организациях» (п/п. 8 п. 2 ст. 10) являются субъектами коррупционных правонарушений. Аналогичная модель используется в Конвенции Африканского союза о предупреждении коррупции и борьбе с ней 2003 г., которая в ст. 4 указывает о коррупции, совершенной наряду с публичным должностным лицом «иным лицом» и лицом, которое работает «в любом качестве» в организации частного сектора.

2 «Публичное должностное лицо:

- любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе Государства - участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица;

- любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в т.ч. для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве Государства - участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого Государства - участника;

- любое другое лицо, определяемое в качестве «публичного должностного лица» во внутреннем зако-

Международно-правовые нормы, следующие «широкой модели», исходят при определении субъекта коррупционного преступления из понятий и признаков должности, публичной функции, публичной услуги, предусмотренных национальным неуголовным законодательством, в отличие от норм, следующих «узкой модели».

Вышеуказанные нормы Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. и Конвенции ООН против коррупции 2003 г. используют термин «должность», как и иные источники международного права. Наличие должности предполагает осуществление лицом службы в организации - субъекте права; должность представляет собой особый правовой статус, предоставляющий особые полномочия (в противном случае термин «должность» заменяется термином «служебное положение»); наличие такого правового статуса у лица, как правило, требует формального юридического оформления.

Таким образом, международно-правовые нормы отражают содержание объекта (интересов службы)3 [2] и объективной стороны коррупционного преступления (способ совершения преступления - использование лицом своего служебного положения) путем указания названных выше признаков субъекта коррупционного преступления.

Осуществление полномочий служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию также является характерным признаком субъекта коррупционного преступления - физического лица в международном праве.

Так, Конвенция ООН против коррупции 2003 г. называет публичным должностным лицом лицо, занимающее должность в органе государства «на постоянной или временной основе» (п. «а» ст. 2). Одновременно публичное должностное лицо - это лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в т.ч. для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее каку-

нодательстве Государства - участника. Тем не менее, для целей принятия конкретных мер, предусмотренных главой 2 настоящей Конвенции («Меры по предупреждению коррупции». - РС.) «публичное должностное лицо» может означать любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве Государства - участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования Государства - участника».

3 См.: «Таким образом, объект коррупционного преступления - это общественные отношения, обеспечивающие интересы государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления, коммерческих и иных организациях, состоящие в осуществлении должностными лицами, лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях, своей служебной деятельности в точном соответствии с законами и (или) иными нормативными правовыми актами».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ю-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве Государства -участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого Государства - участника (п. «а» ст. 2 той же Конвенции). Полномочия на выполнение публичной функции или оказание публичной функции являются полномочиями, предоставляемыми по специальному основанию.

Таким образом, указание на этот признак обусловливается его необходимостью для решения вопросов о времени осуществления служебных полномочий и о наличии таковых, в т.ч. в рамках правоотношений делегированного публичного контроля1 [3].

Необходимость установления ответственности за коррупцию в рамках указанных правоотношений подчеркивается также вышеуказанным подходом к определению субъекта коррупционного преступления, исходя из понятий и признаков должности, публичной функции, публичной услуги, предусмотренных национальным неуголовным законодательством.

Вопрос о круге субъектов, наличие правовой связи с которыми является обязательным для признания правового статуса лица служебным положением, разрешается в международном праве следующим образом.

Такой круг детерминируется, прежде всего, интересами службы как объектом коррупционного преступления и определяется вариантами сочетания специальных признаков субъекта коррупционного преступления.

Так, публичное должностное лицо является лицом, отправляющим должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе государства (п. «а» ст. 2 Конвенции ООН против коррупции 2003 г.). Одновременно та же международно-правовая норма признает публичным должностным лицом лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию или предоставляющее какую-либо публичную услугу, но формально-юридически не отправляющее должность в указанном «органе государства».

Эта правовая позиция разделяется и Советом Европы. Так, Пояснительная записка к Кон-

венции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. относит в категорию «публичные органы» государственные органы, органы местного самоуправления, международные межправительственные организации2.

Варианты сочетания признаков субъекта коррупционного преступления, детерминированные содержанием объекта того или иного коррупционного преступления, являются основаниями для международно-правовой классификации субъектов коррупционных преступлений на субъектов таких преступлений «в публичном секторе» и «в частном секторе» (как и аналогичного деления самой коррупции).

Таким образом, субъект коррупционного преступления в публичном секторе - это лицо, занимающее служебное положение в государственном органе, органе местного самоуправления, международной межправительственной организации, а также юридическом лице, обеспечивающем интересы государственной власти и (или) интересы службы в указанном органе или организации.

Сформулированные выше две технико-юридические модели, используемые для определения субъектов коррупционных преступлений в международном праве, применяются в целях определения признаков субъектов коррупционных преступлений в публичном секторе.

Определение признаков субъектов коррупционных преступлений в публичном секторе происходит путем выбора лишь одной из двух указанных моделей и ее отражения в акте международного права.

Лицо, занимающее служебное положение в юридическом лице, не обеспечивающем интересы государственной власти и (или) интересы службы в государственном органе, органе местного самоуправления, международной межправительственной организации, является субъектом коррупционного преступления в частном секторе.

Источники международного права называют в качестве субъектов коррупционных преступлений также служащих международных организаций, под которыми понимаются любые лица, которые уполномочены такой организацией действовать от ее имени3.

1 См.: «Делегированный публичный контроль -совокупность полномочий государственных органов и органов местного самоуправления по установлению общеобязательных норм поведения в некоторых сферах общественных отношений, контролю исполнения (соблюдения) этих норм, использованию мер публичного принуждения для достижения целей такого контроля, переданная на основании нормативного правового акта иным юридическим лицам, обеспеченная юридической ответственностью за неисполнение указанных норм и законных требований таких лиц в рамках такого контроля, - стал типичной практикой последних десятилетий».

2 См.: «Что касается ответственности юридических лиц за активную коррупцию, то Конвенция явно склоняется к тому, чтобы из определения юридических лиц исключались государственные и другие публичные органы, осуществляющие полномочия государства, например, министерства и органы местного управления, а также международные публичные организации, такие как Совет Европы» (см.: URL: http://www.coe.int/ en/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/173 (дата обращения: 09.06.2020)).

3 См., например, ст. 2 Конвенции ООН против коррупции 2003 г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

Международное право трактует указанных субъектов коррупционного преступления в рамках «широкой модели» как должностных лиц. Например, по смыслу ст. 9 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, «должностным лицом международной организации признается должностное лицо или иной нанятый по контракту сотрудник какой-либо межправительственной или наднациональной организации или органа, членом которых является эта Сторона, а также любое прикомандированное или не прикомандированное лицо, которое осуществляет функции, соответствующие функциям, выполняемым такими должностными лицами или агентами». Указание на «международную организацию» детерминируется объектом уголовно-правовой охраны (интересами публичной власти и государственной службы) и дает основание для понимания служащих международных организаций как субъектов коррупционных преступлений в публичном секторе. Деятельность любой международной организации, членами которой являются государства, может быть направлена исключительно на обеспечение интересов государственной власти, совпадающих по содержанию у государств - членов этой организации.

Подобная классификация субъектов коррупционных преступлений в целом создает международно-правовые предпосылки для:

- установления единого основания дифференциации коррупционных преступлений и исключения риска подмены борьбы с коррупцией борьбой с экономической либо должностной преступностью по причинам неверного понимания характера общественной опасности и признаков состава коррупционных преступлений;

- создания правовой основы национальной уголовной политики, направленной на противодействие уголовно наказуемой коррупции;

- установления ответственности за совершение коррупционных преступлений лицами, выпол-

няющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях, при осуществлении полномочий делегированного публичного контроля и иных видов служебных полномочий, непосредственно обеспечивающих совокупность интересов государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления, коммерческих и иных организациях.

На наш взгляд, подобная классификация должна найти отражение в национальном уголовном законе при определении признаков и понятий должностного лица и лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации. Подобное отражение позволит дифференцировать ответственность за коррупционные преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности этих преступлений должным образом и повысит эффективность уголовной политики.

Список литературы:

[1] Сорочкин Р.А. Понятие и признаки коррупционного преступления // Государство и право. -2020. - № 5. - С. 150.

[2] Сорочкин Р.А. Объект коррупционного преступления // Образование и право. - 2020. - № 1. - С. 315.

[3] Сорочкин Р.А. Субъект служебного коррупционного преступления // Образование и право. - 2020. - № 2. - С. 266.

Spisok literatury:

[1] Sorochkin R.A. Ponyatie i priznaki korrup-cionnogo prestupleniya // Gosudarstvo i pravo. -2020. - № 5. - S. 150.

[2] Sorochkin R.A. Ob"ekt korrupcionnogo prestupleniya // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 1. -S. 315.

[3] Sorochkin R.A. Sub"ekt sluzhebnogo korrupcionnogo prestupleniya // Obrazovanie i pravo. -2020. - № 2. - S. 266.

ЮРКОМПАНИ

^ www.law-books.ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-ЫЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

\

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.