Научная статья на тему 'Субъекты информационной деятельности в Медиаэтическом поле'

Субъекты информационной деятельности в Медиаэтическом поле Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
478
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕДИАЭТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СРЕДСТВА МЕЖЛИЧНОСТНОГО МАССОВОГО ОБЩЕНИЯ / МЕДИАЭТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Распопова Светлана Сергеевна

В статье рассматривается этический аспект функционирования СМИ в эпоху постмодерна. К основным субъектам информационной деятельности автор относит журналистов, представителей PR-структур и сообществ, блогеров, комментаторов и других участников Сети. Их присутствие закреплено законом в российской медиапрактике, но недостаточно осознано на уровне профессионального и массового сознания. В ходе анализа автор статьи приходит к выводу, что нормы права и этики, в аспекте которых журналистская деятельность исторически рассматривалась, по-прежнему применяются к субъектам информационной деятельности. Но журналистская этика не может устанавливать стандарты поведения для всех субъектов сетевой деятельности, которые имеют различное происхождение и объединены тем, что они выступают в качестве посредника между информацией и потребителем. Это ставит в повестку дня вопрос о необходимости рассмотрения этического аспекта функционирования СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъекты информационной деятельности в Медиаэтическом поле»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА

УДК 070 DOI: 10.24411/2070-0695-2019-10422

С. С. Распопова

Московский политехническийуниверситет,Москва СУБЪЕКТЫИНФОРМАЦИОННОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИВМЕДИАЭТИЧЕСКОМПОЛЕ

В статье рассматривается этический аспект функционирования СМИ в эпоху постмодерна. К основным субъектам информационной деятельности автор относит журналистов, представителей PR-структур и сообществ, блогеров, комментаторов и других участников Сети. Их присутствие закреплено законом в российской медиапрактике, но недостаточно осознано на уровне профессионального и массового сознания. В ходе анализа автор статьи приходит к выводу, что нормы права и этики, в аспекте которых журналистская деятельность исторически рассматривалась, по-прежнему применяются к субъектам информационной деятельности. Но журналистская этика не может устанавливать стандарты поведения для всех субъектов сетевой деятельности, которые имеют различное происхождение и объединены тем, что они выступают в качестве посредника между информацией и потребителем. Это ставит в повестку дня вопрос о необходимости рассмотрения этического аспекта функционирования СМИ.

Ключевые слова: субъект информационной деятельности, медиаэтическое поле, средства массовой информации, средства межличностного массового общения, медиаэтика.

Современный мир, функционируя в ситуации постмодерна, все более утрачивает черты модерна, для которого было характерно устойчивое представление о миропорядке, основанное на рациональных нормативах и определенных социальных ролях. Существование субъектов проходит в основном в медийном пространстве, которое включает в себя информационное окружение индивида и условия его жизни. «В настоящее время реально существующая информационная среда представляет собой сложное многоаспектное образование. Ее можно охарактеризовать как своеобразную результирующую всех информационных потоков, на пересечении которых находится человек» [6. С. 137].

В условиях виртуализации жизни человек сам творит «мир», тем самым замещая реальность. На первый план выходят такие компетенции, как фантазия, творчество, конструирование. «Пространство визуального расширяется, образное конструирует повседневность, оказывая огромное влияние на социализацию индивида и их комфортное существование в современной визуально перегруженной реальности» [8. С. 10]. Визуальное отображение действительности способствует развитию эффекта зрелищности, театральности, что позволяет всем, кто работает с информацией, не просто дать новости, а «затянуть человека в историю». «Мы хотим превращать расследование в некое осознанное потребление. Когда ты не просто глазами бегаешь по строчкам, а участвуешь в этом процессе. Когда в расследовании ты ведешь следствие, собираешь улики, встаешь на наше место в игровых декорациях» [9]. Субъекты информационной деятельности, стремясь максимально приблизиться к жизни, конструируют ее, участвуя в подготовленном действии и исполняя в нем различные социальные роли. Ги Дебор писал: «Общество спектакля -это форма, которая сама выбирает свое техническое содержание. <...> Mass media являются наиболее ярким и поверхностным проявлением спектакля. На первый взгляд, СМИ вторглись в жизнь как простое оборудование для мгновенной коммуникации, очередное удобство - однако это новшество обернулось настоящим Троянским конем, со своими эгоистическими целями и помыслами о саморазвитии» [1.С. 224].

При отсутствии границ информации и их размытости растет число субъектов информационной деятельности, которых сложно идентифицировать. Еще несколько лет назад в массовом сознании существовало устойчивое представление о том, что тот, кто создает новости и отвечает за их массовое распространение, является журналистом. Была профессия, основанная на

профессиональных стандартах: объективности подачи информации, достоверных источниках, правдивости. Сегодня в роли распространителя может выступать любой человек или группа людей в Сети, что, безусловно, меняет характер представления о медиа. Число субъектов информационной деятельности постоянно растет и предполагает постоянное и активное их взаимодействие и взаимовлияние.

Формируется медиаэтическая практика, выходящая за рамки сложившегося правового и этического поля журналистики, которое сегодня не осмыслено до конца профессиональным сообществом. Исследователи относят к основным авторам и распространителям информации массмедийных специалистов различного профиля: журналистов, представителей РЯ-структур и сообществ, блогеров, комментаторов и других акторов сетевой деятельности. Надо сказать, что ко всем субъектам информационной деятельности по-прежнему применяются стандарты права и этики, в аспекте которых исторически рассматривалась деятельность журналиста. «От права и этики отстраниться нельзя. Это означало бы, что сотрудник СМИ игнорирует стандарты поведения, предложенные ему обществом и профессиональной средой. Такой журналист представляет собой опасность не только для социального мира, но и для самой редакции, и они в ультимативной форме предъявят ему свои претензии» [4].

Вместе с тем, современная медиапрактика за счет участия в ней новых субъектов существенно изменилась, и перемены в ней были отрефлексированы на институциональном уровне. Так в Закон о СМИ в 2011 году было введено понятие «сетевое средство массовой информации». Под сетевым изданием понимается «сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом № 142-ФЗ» (Закон о СМИ) [2]. На законодательном уровне были также выделены в самостоятельную группу блогеры. ФЗ № 97-ФЗ обязал авторов интернет-ресурсов (сайтов, блогов и проч.) с аудиторией свыше 3000 пользователей в сутки регистрироваться в Роскомнадзоре и наложил ряд ограничений на содержимое этих ресурсов. Несмотря на то, что закон «о блогерах» в июле 2017 года фактически утратил силу, само его принятие было резонансным. Было легализовано присутствие в медиа различных организаций как субъектов информационной деятельности. 129-ФЗ («закон о нежелательных организациях») запретил функционирование интернет-ресурсов, признанных «нежелательными организациями (например, фонд «Викимедиа»). Новостные агрегаторы были приравнены к СМИ, так как стали играть важную роль в формировании информационной картины мира («Закон о новостных агрегаторах» (Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 208-ФЗ)).

Как видим, присутствие разных субъектов информационной деятельности в медиапрактике было закреплено законодательно. Однако их существование пока недостаточно осмыслено на уровне как профессионального, так и массового сознания. Деятельность рекламщика, сотрудника РИ, пропагандиста, блогера, представителя общественной организации в медиапрактике отождествляется, как правило, с деятельностью журналиста без учета особенностей его профессиональной деятельности. По мнению Юрия Казакова, «журналист, в силу природы профессии, обязан оглядываться на профессиональные стандарты, согласовывать свое профессиональное поведение и свои тексты именно с журналистскими профессионально-этическими нормами. Там, где он перестает обращать на них внимание, журналистика плавно переходит в нечто иное: в рекламу, РК, в ту же пропаганду. У пропагандистов все куда как проще: цель оправдывает средства. Пропагандист не ориентируется на профессионально-этические нормы: за их отсутствием в его специальности. Журналистика заканчивается там, где появляются первые признаки пропаганды» [3]. В активный словарь вошли слова и выражения, такие как «гражданская журналистика», «блогеры», которых зачастую также отождествляют с журналистами. Вместе с тем журналистика обладает определенной социальной задачей - на постоянной основе информировать общество об изменениях действительности на очевидном и неочевидном уровне. У блогеров как субъектов информационной деятельности нет никаких обязательств перед аудиторией, они выступают как наблюдатели и поэтому могут не опираться ни на закон о СМИ, ни на профессионально-этические стандарты, высказывая свои особые мнения. «Имеет ли право журналист высказывать своё мнение? Он право имеет, но его обязанность не своё мнение сообщать, а дать максимум информации точно и объективно. Он не судья, он журналист. В его обязанности входит сообщать факты, проверенные и точные, а не стараться повлиять на читателя» [7].

В контексте сказанного обратимся к претензиям создателя «Фонда борьбы с коррупцией» А. Навального к редакции газеты «Ведомости». Его упрек прозвучал в связи с тем, что газета не опубликовала результаты расследования ФБК о многомиллионной недвижимости престарелой мамы спикера Госдумы В. Володина. «Дело в том, что, по существу, в конфликте столкнулись вовсе не "Ведомости" и Алексей Навальный, а российские СМИ и СММО. И действительная причина конфликта - не промедление с публикацией из-за проверки фактов, а нарастающие различия в позициях по поводу места журналистики в обществе и роли журналистского слова в жизни людей» [5]. Исследователь Г. В. Лазутина под СММО предлагает понимать «средства межличностного массового общения», которые появились как средства связи человека и общества и которые впоследствии привели к возникновению в публичной сфере сообществ единомышленников, которые ставят перед собой общественно значимые задачи. ФБК - одно из этих сообществ с лидером мнений в лице А. Навального. СММО не тождественны СМИ, хотя часто берут на себя функции институциональных СМИ. Конфликт А. Навального с «Ведомостями» обнажил разные представления об информационной деятельности, которые существуют в традиционных СМИ и которые сложились в СММО. Первые основаны на понимании журналистики как деятельности с повышенной социальной ответственностью, основу которой составляет проверка достоверности сообщаемой им информации. Вторые - при отсутствии институциональных полномочий -на свободе и полной независимости от социальных институтов. Эти различия в понимании назначения деятельности сказываются, прежде всего, на целеполагании работы субъектов информационной деятельности. Журналист-расследователь Роман Анин, сравнивая работу сотрудников ФБК и профессиональных журналистов, отмечает, что «в плане методов работы это очень похоже. Инструментарий тот же самый, но цель у них иная. Если цель журналиста -только информировать, то цель Навального и ФБК - информировать и работать на политическую карьеру Алексея Навального». Кроме того, деятельность журналистов-расследователей, в отличие от расследователей ФБК, регулируется не только нормами права, но и международными и российскими профессионально-этическими документами.

Как видим, многообразие субъектов информационной деятельности позволяет говорить о том, что журналистика является только частью медиа пространства и собой его не исчерпывает. Каждый вид деятельности персонифицируется по категории субъекта и конкретизируется по цели, которую он определяет для себя в соответствии с назначением деятельности. Зачастую блогеры считают, что они превосходят журналистов по силе влияния и по уровню доверия. Многие проекты, например, Mash, Baza, Coda, будучи не зарегистрированными как СМИ, позиционируют себя как медиа с важными общественно-социальными темами, расследованиями и фактчекингом. Но права, как известно, предполагают ответственность. Безусловно, все медиа ответственны перед законом, но, в силу большой социальной значимости, деятельность любого субъекта в информационной среде не может рассматриваться только на институциональном уровне. Это ставит в повестку дня вопрос о необходимости медиаэтики, которая в современных условиях точнее, чем журналистская этика и профессиональные стандарты журналистов, сможет осмыслить современную информационную среду.

Список литературы

1. Дебор Г. И. Общество спектакля. Пер. с фр. / Перевод С. Офертаса и М. Якубович. М.: Издательство «Логос», 1999. 224 с.

2. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (с изменениями на 30 декабря 2015 года). Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov. ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102013812&rdk=35 (дата обращения 10.10.2019).

3. Зурман О. «Жить в этом нельзя»: эксперт по медиаэтике о журналистике и пропаганде на ТВ //Новый Калининград, 2018. URL: https://www.newkaliningrad.ru/news/community/16652691-zhit-v-etom-nelzya-ekspert-po-mediaetike-o-zhurnalistike-i-propagande-na-tv.html (дата 10.10.2019).

4. Корконосенко С. Г. Правовая и этическая культура журнала. Знание, СПбИВЕСЕП, 2000. URL: http://evartist.narod.ru/text5/65.htm (датаобращения 10.10.2019).

5. Лазутина Г. Давайте ругаться конструктивно II Журналист, 2018. Вып. 9. URL: https:// jrnlst.ru/navalny-vc-vedomosti (датаобращения 10.10.2019).

6. Пронина Л. А. Современная информационная среда как новая форма бытия человека // Аналитика культурологии, 2005. №4.С. 135-143.

7. РасиоиоваС. Гражданский контроль за деятельностью прессы: реальность и перспективы// Журналист, 2017. Вып. 1. URL: https://jrnlst.ru/grazhdanskiy-kontrol-za-deyatelnostyu-pressy-realnost-i-perspektivy (датаобращения 10.10.2019).

8. Симакова С. И. Визуальность как одна из доминант развития современной цивилизации // С. И. Симакова, С. С. Распопова, Е. В. Выровцева. Визуальный поворот в массовых коммуникациях: коллектив, моногр. / под ред. С. И. Симаковой. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2017. С. 9-20.

9. Сурвилло И. Никита Могутин: «Журнал всегда должен быть человеком» II Журналист, 2019. Вып. 5. URL: https://jrnlst.ru/mogutin (датаобращения 10.10.2019).

SUBJECTS OF INFORMATION ACTIVITY IN THE MEDIAETHIC FIELD

Raspopova S. S.,Moscow Polytechnic University, Moscow, ccpmiass@mail.ru

The article discusses the ethical aspect of the functioning of the media in the postmodern era. The author includes journalists, representatives of PR structures and communities, bloggers, commentators and other network participants as the main subjects of information activity. Their presence is enshrined in law in Russian media practice, but not sufficiently realized at the level of professional and mass consciousness. In the course of the analysis, the author of the article concludes that the rules of law and ethics, in the aspect of which journalistic activity has been historically considered, are still applied to the subjects of information activity. But journalistic ethics cannot establish standards ofbehaviorfor all subjects of network activity, 'which have different origins and are united by the fact that they act as an intermediary between information and the consumer. This puts on the agenda the need to consider the ethical aspect ofthefunctioning ofthe media.

Key words: subject of informational activity, media field, mass media, means of interpersonal mass communication, media ethics.

References

1. Debord, G. I. (1999). Obshchestvo spektaklya. Per. sfr. /Perevod C. Ofertasa i M. Yakubovich [Society of the play. Per. with fir. / Translation C. Offeras and M. Yakubovich], Moscow, Publishing house «Logos», 224 p.

2. Zakon Rossiyskoy Federatsii «О sredstvakh massovoy informatsii» (s izmeneniyami na 30 dekabrya2015 goda) [The Law ofthe Russian Federation "On Mass Media" (as amended on December 30, 2015)]. Ofitsial'nyy internet-portal pravovoy informatsii [The official Internet portal of legal information], availableat: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102013812&rdk=35 (accessed: 10.10.2019).

3. Zurman, O. (2018). «Zhit' v etom nel'zya»: ekspert po mediaetike о zhurnalistike i propagande na TV [«It is impossible to live in this»: expert on media ethics about journalism and propaganda on TV]. Novyy Kaliningrad [New Kaliningrad], available at: https://www.newkaliningrad.ru/news/ community/16652691-zhit-v-etom-nelzya-ekspert-po-mediaetike-o-zhurnalistike-i-propagande-na-tv. html (accessed: 10.10.2019).

4. Korkonosenko, S. G. (2000). Pravovaya i eticheskaya kul'tura zhurnala [Legal and ethical culture of the journal]. Znaniye, SPblVESEP [Knowledge, SPblVESEP], available at: http://evartist. narod.ru/text5/65.htm (accessed: 10.10.2019).

5. Lazutina, G. (2018). Davayte rugat'sya konstruktivno [Let's swear constructively]. Zhurnalist [Journalist]. Vol. 9, available at: https://jrnlst.ru/navalny-vc-vedomosti (accessed: 10.10.2019).

6. Pronina, L. A. (2005). Sovremennaya informatsionnaya sreda kak novaya forma bytiya cheloveka [The modern information environment as a new form of human being], Analitika kul 'turologH [Analytics of Cultural Studies], 4,pp. 135-143.

7. Raspopova, S. (2017). Grazhdanskiy kontrol' za deyatel'nost'yu pressy: real'nost' i perspektivy [Civilian control over the activities of the press: reality and prospects]. Zhurnalist [Journalist]. Issue

1, available at: https://jrnlst.ru/grazhdanskiy-kontrol-za-deyatelnostyu-pressy-realnost-i-perspektivy (accessed: 10.10.2019).

8. Simakova, S. I. (2017). Vizual'nost' как odna iz dominant razvitiya sovremennoy tsivilizatsii [Visuality as one of the dominants of the development of modern civilization], Vizual'nyy povorot v massovykh kommunikatsiyakh: kollektiv. monogr. [A visual turn in mass communications: the team, monograph], Chelyabinsk: Publishing House Chelyab. state Univ. Pp. 9-20.

9. Survillo, I. (2019). [Nikita Mogutin: «The journal must always be human»]. Zhurnalist [Journalist]. Issue. 5, available at: https://jrnlst.ru/mogutin (accessed: 10.10.2019).

Распопова Светлана Сергеевна - доктор филологических наук, доцент, Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета.

ccpmiass@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.