Научная статья на тему 'Субъекты и момент возникновения права на защиту деловой репутации'

Субъекты и момент возникновения права на защиту деловой репутации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
998
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА / ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА / СУБЪЕКТ ПРАВА / МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПОРОЧАЩИХ ЛИЦО СВЕДЕНИЙ / BUSINESS REPUTATION / NON-MATERIAL VALUES / PERSONAL NON-PROPERTY RIGHTS / HOLDER OF THE RIGHT / COMMENCEMENT OF THE RIGHT / ORGANIZATIONS / PRIVATE ENTREPRENEURS / GOVERNMENT AGENCIES AND MUNICIPALITIES / DEFAMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Невзгодина Елена Львовна, Парыгина Наталья Николаевна

Статья посвящена определению круга обладателей деловой репутации, момента её возникновения как нематериального блага, момента возникновения права на защиту деловой репутации. Предлагается критический анализ выработанных в научной литературе различных точек зрения по освещаемым проблемам, а также иллюстрации некоторых случаев их разрешения в судебной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Holders and Commencement of the Right to Business Reputation Defense

The article deals with the identification of the circle of business reputation’s owners, commencement of business reputation as non-material value and commencement of the right to business reputation defense. Authors offer critical analysis of developed in scientific literature various viewpoints regarding problems under consideration, as well as illustrations of some ways of its solution in the judicial practice.

Текст научной работы на тему «Субъекты и момент возникновения права на защиту деловой репутации»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2017. № 4 (53). С. 101-104.

УДК 347

DOI 10.25513/1990-5173.2017.4.101-104

СУБЪЕКТЫ И МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА НА ЗАЩИТУ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ

HOLDERS AND COMMENCEMENT OF THE RIGHT TO BUSINESS REPUTATION DEFENSE

Е. Л. НЕВЗГОДИНА, Н. Н. ПАРЫГИНА (E. L. NEVZGODINA, N. N. PARYGINA)

Статья посвящена определению круга обладателей деловой репутации, момента её возникновения как нематериального блага, момента возникновения права на защиту деловой репутации. Предлагается критический анализ выработанных в научной литературе различных точек зрения по освещаемым проблемам, а также иллюстрации некоторых случаев их разрешения в судебной практике.

Ключевые слова: деловая репутация; нематериальные блага; личные неимущественные права; субъект права; момент возникновения права; юридические лица; индивидуальные предприниматели; органы государственной власти и местного самоуправления; распространение не соответствующих действительности порочащих лицо сведений.

The article deals with the identification of the circle of business reputation's owners, commencement of business reputation as non-material value and commencement of the right to business reputation defense. Authors offer critical analysis of developed in scientific literature various viewpoints regarding problems under consideration, as well as illustrations of some ways of its solution in the judicial practice.

Key words: business reputation; non-material values; personal non-property rights; holder of the right; commencement of the right; organizations; private entrepreneurs; government agencies and municipalities; defamation.

Проблема защиты деловой репутации (прежде всего организаций и граждан-предпринимателей) продолжает оставаться весьма дискуссионной в российской цивилистике, причём при ближайшем рассмотрении оказывается, что единообразие отсутствует даже в подходах к таким, казалось бы, базовым вопросам, как определение носителей деловой репутации и права на её защиту и уточнение момента, с которого последние возникают.

Обладателями права на деловую репутацию, как представляется, справедливо полагать любых юридических лиц, вне зависимо -сти от их вида и организационно-правовой формы (ибо безотносительно сферы и целей деятельности абсолютно все характеристики организаций являются деловыми), а также физических лиц, профессионально занимающихся какой-либо деятельностью (необя-

© Невзгодина Е. Л., Парыгина Н. Н., 2017

зательно связанной с систематическим извлечением прибыли). С учётом положений ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) [1] и ст. 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] необходимо отдельно упомянуть об органах государственной власти и местного самоуправления, за которыми также должны признаваться деловая репутация и возможности её защиты (с чем солидарны многие учёные [3]), ибо они подпадают под действие режима правового регулирования, предусмотренного для юридических лиц.

Это верное направление избрано и судебной практикой. Так, например, Главное управление Министерства внутренних дел России по Кемеровской области обратилось в суд с иском о защите деловой репутации

к К., опубликовавшем в своём блоге в информационно -телекоммуникационной сети Интернет ложные сведения, порочащие деловую репутацию истца как органа правоохранительной службы. Требование о признании распространённых сведений не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию заявителя было удовлетворено судом апелляционной инстанции со ссылкой на следующее. Указание на негативные аспекты деятельности истца (вопреки правилам о распределении бремени доказывания, ответчиком необходимых свидетельств представлено не было), выраженное в оскорбительной форме в виде обвинения в преступных действиях, затрагивает деловую репутацию истца как органа в сфере правоохранительной деятельности, в обязанности которого входит пресечение общественно опасных деяний [4].

В другом деле в пользу уполномоченного органа исполнительной власти Республики Башкортостан в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта была взыскана компенсации вреда, причинённого деловой репутации, в сумме 100 000 руб. При этом суд отметил: «При осуществлении своих полномочий Го -сударственный комитет Республики Башкортостан по размещению государственных заказов, как и любой другой государственный орган, не должен совершать действий, вызывающих сомнения в его безупречной репутации, а также подрывающих авторитет государственной власти» [5].

Если же говорить о непосредственно публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных единиц), надо отметить следующее: в силу совершенно уникального характера правосубъектности, особых целей существования и выполняемых функций относить их к профессионалам в какой бы то ни было области и тем более к предпринимателям нельзя (в литературе обоснованно указывается, что это противоречит публично-правовой природе таких образований [6]). Из этого следует, что и деловой репутацией такие субъекты не обладают. То же самое касается наций, народов, людей определённой возрастной группы, мировоззренческих убеждений, политических взглядов, а также граждан, составляющих неопре-

делённый или даже определённый круг лиц, не характеризующийся организационным единством [7]. В теории права справедливо констатируется наличие у описанных социальных групп таких нематериальных ценностей, как честь и достоинство [8]. О. А. Ку-лиуш пишет о возможности установления факта нарушения личных неимущественных прав неопределённого круга лиц. Заслуживают поддержки рассуждения автора о том, что конкретное лицо - представитель подобной общности, обратившееся за защитой личных прав с исковым заявлением, реализует своими действиями также отстаивание интереса всей социальной группы, хотя такие способы защиты гражданских прав, как взыскание убытков или компенсация морального вреда, для подобных целей неприменимы [9]. Но деловая репутация подразумевает сложившееся в обществе мнение именно о профессиональных качествах своего носителя, а части общества, не являющиеся юридическими лицами, нельзя полагать единым субъектом-профессионалом в какой-либо сфере деятельности, поэтому соответствующие защитные правовые механизмы в данном случае использоваться не могут.

Не столь однозначен, как может показаться на первый взгляд, и вопрос о моментах возникновения деловой репутации как нематериального блага и права на защиту деловой репутации. Цивилисты не проявляют здесь единодушия, связывая эти моменты с разными событиями и обстоятельствами. Так, по мнению Ю. Г. Иваненко, честь, достоинство и деловая репутация относятся к числу приобретённых ценностей и приобретаются делами своего обладателя [10]; А. Ф. Суржик полагает, что моментом возникновения деловой репутации организаций является момент их государственной регистрации [11]; по утверждению А. А. Тимерханова, «субъективное право на деловую репутацию может возникать у каждого конкретного юридического лица только с момента начала осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством» [12]. С точки зрения В. В. Килинкарова, «деловая репутация появляется не с момента возникновения субъекта (как честь и достоинство), а по прошествии определённого времени с начала профессиональной дея-

Субъекты и момент возникновения права на защиту деловой репутации

тельности, с возникновением мнения о лице», в то время как естественные права на честь, достоинство и деловую репутацию «приходят в мир» одновременно с тем, кому они принадлежат. При этом объектом защиты права на деловую репутацию предлагается считать не её саму, а неприкосновенность последней, интерес в беспрепятственном формировании и использовании деловой репутации [13].

Комментируя существующее разнообразие воззрений на данный счёт, нужно сразу оговориться: если деловая репутация возникает только после того, как организация или индивидуальный предприниматель проявит себя в деле, то и честь как публичная характеристика субъекта должна возникать не с началом его жизни, а после его первых общественных взаимодействий, после очерчивания его социально значимых качеств, отражающихся в поступках, поведении гражданина. Что же касается достоинства, при понимании под ним минимального уважения общества к любому индивиду, возникать оно, несомненно, должно с рождением человека; если же расшифровывать достоинство как самооценку личности, вероятно его возникновение следует связывать с появлением у ребёнка способности к рефлексии [14]. Рассуждения в рамках изложенной логики имеют под собой заслуживающие внимания аргументы, однако, если отталкиваться от них, момент возникновения нематериального блага (причём не только деловой репутации, но и чести с достоинством) становится довольно неопределённым. Неоднозначными будут взгляды на то, насколько продолжительно должна осуществляться предпринимательская (или какая-либо иная) деятельность, чтобы в обществе успела сформироваться необходимая оценка деловых качеств субъекта.

Однако, если с момента возникновения субъект имеет право на формирование своей деловой репутации, а последнюю формируют любые относимые к ней сведения, возможно изначально деловая репутация представляет собой отсутствие сведений, характеризующих её носителя отрицательно (или являющихся почвой его высокой оценки): добросовестность субъектов гражданских отношений презюмируется. Тогда деловая репутация как нематериальное благо в момент появления

лица, имеющего на неё право, представляет собой своеобразный «чистый лист». Дополнительно необходимо согласиться с тем, что представления о качестве профессиональной деятельности предприятия, о котором после его учреждения мало что известно, формирует характеристика учредивших его юридических и физических лиц [15]. Таким образом, часто определённый задел, материал для составления имиджа юридического лица имеется уже непосредственно после его создания. Представим, что ложные порочащие сведения распространены о едва зарегистрированной компании, - вряд ли справедливо отрицать вред её деловой репутации на основании несформированности (отсутствия) последней. Иначе подобные незаконные действия останутся безнаказанными, а компания может быть просто уничтожена, что называется, «на взлёте».

Думается, всё же верно говорить о том, что субъективное право на деловую репутацию и она сама как нематериальное благо организации или гражданина-предпринимателя возникают одновременно в момент соответствующей государственной регистрации. В этот момент деловая репутация может рассматриваться в качестве оценки, сформированной на основе информации о лицах-учредителях, условиях (обстоятельствах) учреждения юридического лица, заявленных целях деятельности субъекта или просто отсутствия его негативных характеристик. Такой подход представляется наиболее определённым, однозначным и гарантирующим надёжную правовую защиту рассматриваемой нематериальной ценности.

Итак, обладателями права на деловую репутацию являются юридические лица любых видов и организационно-правовых форм, а также физические лица, профессионально занимающиеся каким-либо делом (необязательно систематическим извлечением прибыли, хотя для индивидуального предпринимателя деловая репутация имеет особое значение). Деловая репутация - это нематериальное благо гражданина или юридического лица, состоящее в общественной оценке его деловых качеств в любой сфере его профессиональной деятельности. Данное нематериальное благо и право на его защиту разумно считать возникшим с того времени, когда

у гражданина или организации появляется сама возможность осуществлять профессиональную деятельность какого-либо рода. Субъективное право на деловую репутацию и она сама как нематериальное благо организации или индивидуального предпринимателя возникают одновременно в момент государственной регистрации субъекта права.

1. Пункт 2 названной статьи распространяет на публично-правовые образования правила о юридических лицах.

2. Российская газета. - 2003. - № 202; СЗ РФ. -2003. - № 40. - Ст. 3822. Согласно п. 2 названной статьи органы местного самоуправления в соответствии с обозначенным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица. (Сама статья озаглавлена «Органы местного самоуправления как юридические лица».)

3. См.: КилинкаровВ. В. Право на деловую репутацию субъектов предпринимательской деятельности : дис. ... канд. юрид. наук. -СПб., 2011. - С. 154; Кулиуш О. А. Защита деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. - С. 53-58; Супрунов А. Г. Правовая защита деловой репутации по законодательству современной России: общетеоретический аспект : дис. ... канд. юрид. наук. -Н. Новгород, 2009. - С. 153; Эрделев-ский А. М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики. - 3-е изд. - М. : Волтерс-Клувер, 2007. - С. 118-119.

4. Апелляционное определение Московского городского суда от 24 ноября 2015 г. по делу № 33-38619/2015. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2014 г. № 18АП-11959/2014 по делу № А07-801/2014. -Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

6. См.: Кулиуш О. А. Указ. соч. - С. 11-19. См. также: По запросу Администрации Московской области о проверке конституционности части первой п. 1 и п. 2 ст. 1015 Гражданского кодекса РФ : Определение Конституционного Суда РФ от 1 октября 1998 г. № 168-О // Вестник Конституционного Суда РФ. -1999. - № 1.

7. Нельзя согласить со встречающимися в юридической литературе утверждениями об обратном. См., например: Кузнецов Н. М. Содержание отношений по защите чести, достоинства и деловой репутации : дис. . канд. юрид. наук. - М., 2009. - С. 14, 17-18; Саха-пов Ю. З. Деловая репутация субъектов предпринимательской деятельности в системе объектов гражданских прав и особенности её гражданско-правовой защиты : дис. . канд. юрид. наук. - Казань, 2007. - С. 9.

8. См.: МалеинаМ. Н. Защита чести и деловой репутации неопределённого круга лиц // Вестник гражданского права. - 2010. - № 1. -С. 173-180.

9. См.: Кулиуш О. А. Указ. соч. - С. 58-60.

10. Иваненко Ю. Г. Актуальные вопросы защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1998. - С. 19-20.

11. Суржик А. Ф. Правовое регулирование чести, достоинства и деловой репутации в гражданском праве Российской Федерации. - М. : ТрансЛит, 2007. - С. 30.

12. Тимерханов А. А. Деловая репутация юридического лица : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2013. - С. 8.

13. См.: Килинкаров В. В. Право на деловую репутацию субъектов предпринимательской деятельности : дис. . канд. юрид. наук. -СПб., 2011. - С. 12, 32-33, 155-157.

14. Рефлексия (от лат. гв/1вхю - обращение назад) -мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих способностей, поведения, состояний, эмоций и чувств.

15. См.: Иваненко Ю. Г. Указ. соч. - С. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.