Научная статья на тему 'Субъекты дуэли'

Субъекты дуэли Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
629
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ ДУЭЛИ / ДУЭЛЯНТЫ / БРЕТЁРЫ / ДУЭЛЬНЫЙ КОДЕКС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Колесникова Татьяна

В статье рассматриваются характеристики субъектов дуэли; понятие бретерства; основные постулаты дуэльного кодекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъекты дуэли»

СУБЪЕКТЫ ДУЭЛИ КОЛЕСНИКОВА ТАТЬЯНА

- аспирантка Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

Аннотация: В статье рассматриваются характеристики субъектов дуэли; понятие бретерства; основные постулаты дуэльного кодекса.

Ключевые слова: субъекты дуэли, дуэлянты, бретёры, дуэльный кодекс

С XIV по XIX вв. В Западной Европе и с XVII по XIX вв. в России большой популярность, как модное явление, пользовался своеобразный ритуализированный поединок -дуэль. Главной целью проведения, которого было отстаивание интересов чести и справедливости, поддержание или приобретения репутации смелого, благородного, отважного представителя дворянского сословия, но самоцелью поступка, конечно, являлась сатисфакция за оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. И в настоящее время дуэль интересует и поражает публику. Описание подобного исторического явления часто встретишь в современном кинематографе, литературном произведении и т.д., которые соответствующем образом через игру актеров или воображения писателя передают определенный стереотип восприятия данного явления.

Актеры в очередном историческом сюжете пытаются воссоздать образ дворянина, портрет личности той эпохи, при помощи соответствующий атрибутики, безукоризненности манер, путем подражания внешним особенностям поведения. Однако, за красивом антуражем дворянской жизни, существуют и определенные духовные ценности дворянской культуры, которые формировались в обучении и воспитании тонкостям «хорошего тона» с младенческих лет и, впоследствии, автоматически реализовывались в практике повседневной жизни.

Бесспорным участником ритуализированного поединка мог быть только представитель дворянства. Именно дворянин обладает честью, все остальные сословия могут иметь соответствующие достоинства, за исключением «врождённого личного достоинства,

требующего соблюдать в отношении лица определённые правила поведения, а под ущербом чести — отклонение от таковых правил, унижающее лицо в его собственных глазах и глазах общественного мнения».

«Сводом законов Российской империи» было четко закреплено, что дворянство - это сословие, принадлежность к которому «есть следствие, истекающее от качества и добродетели, начальствующих в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем, обращая самую службу в заслугу, приобретали потомству своему нарицание благородное. Благородными разумеются все те, кои от предков благородных рождены или монархами сим достоинством пожалованы». Дворянство, будучи первым сословием в социальной иерархии, обладало исключительными правами и привилегиями, закрепленными в «Жалованной грамоте».

Человек недворянского происхождения не мог никаким образом оскорбить дворянина. Вся ответственность за поступки простолюдина ложилась на его хозяина, и, естественно, наказать его мог только барин. Подобная сословная грань в те времена ощущалась очень четко. Историк

А.Востриков в « Книге о русской дуэли» приводит подобные примеры: « рядовой из дворян ( тем более -разжалованный) никогда не будет равен «солдатикам», взятым от сохи; художники, музыканты, литераторы неблагородного происхождения, пусть самые талантливые, пусть всеми признанные, все-таки не могли стать на один уровень со своими «коллегами»-дворянами; актер не имел права сидеть в присутствии директора театра (А.А.Майков за это упек В.А.Каратыгина в Петропавловскую крепость)». О.С. Муравьева в своем историческом труде «Как воспитывали русского дворянина» приводит такие слова А.С.Пушкина: «Люди светские имеют свой образ мыслей, свои предрассудки, непонятные для другой касты. Каким образом растолкуете вы мирному алеуту поединок двух французских офицеров? Щекотливость их покажется ему чрезвычайно странною, и он чуть ли не будет прав».

Дуэль считается прерогативой мужчин. Как правило, в большинстве случаев, слова и мнение женщин не воспринимались всерьез. И если женщина наносила оскорбление, вся ответственность за ее действия переносилась на мужчину, который мог быть либо муж, либо родственником или кавалером.

Однако, в истории известны случаи и дуэлей между женщинами, которые отличались своей изощренностью и кровавостью. На дуэлях дрались и женщины переодетые в мужчин. Конечно истоки подобных разрешений конфликтов между представителями так называемого «слабого» пола, уходит своими корнями в древность в период матриархата, где женщины занимали активную жизненную позицию.

Достоверно известно, что первая зафиксированная дуэль между женщинами относятся к XVI веку. В хронике миланского женского монастыря Св.Бенедикты упоминается, что 27 мая 1571 года в монастырь прибыли две знатные сеньориты. Они попросили у настоятельницы разрешения на комнату для совместного молебна. Разрешение было дано. Но, закрывшись в комнате, сеньориты вместо того, чтобы начать молиться, выхватили кинжалы и бросились друг на друга. Когда перепуганные шумом монашки ворвались в помещение, то перед ними открылась ужасающая картина: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых была мертва, а вторая умирала.

По своей сути женские дуэли не имели правил. Дуэлянтки обрабатывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль; дерясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненой.

В июне 1829 году в Орловской губернии между двумя помещицами, Ольгой Петровной Заваровой и Екатериной Васильевной Полесовой, на протяжении нескольких лет происходили конфликты. В конце концов, их напряженные отношения вылились в крупную ссору, которая привела к дуэли. Вооруженные саблями своих мужей и в сопровождении секунданток, коими были молоденькие гувернантки-француженки, а также своих 14-летних дочерей, соперницы встретились в березовой роще. После некоторых приготовлений, секундантки предложили дамам помириться, на что те ответили отказом и, более того, затеяли перепалку между собой. В разгаре скандала женщины выхватили сабли и начали драться. Схватка длилась недолго. Ольга Петровна получила тяжелое ранение в голову, а Екатерина Васильевна в живот. Первая скончалась на месте, а ее соперница днем позже.

Продолжение этой истории случилось через пять лет. Именно на этом же месте шпаги скрестили две девушки - дочери соперниц. Секундантками были все те же гувернантки. Итогом поединка стала смерть Анны Полесовой, а ее соперница Александра Заварова впоследствии занесла эту историю в свой дневник.( из статьи Ирины Кудряшовой «Дамы, скрестившие шпаги»)

Поводов для выяснения между дамами своих разногласий подобным способом было предостаточно от любовных романов, одинаковых народов...до косых взглядов.

В России известной дуэлянткой была «кавалерист-девица» Надежда Александровна Дурова, она же корнет Александрова. В своих «Записках» она подробно описывала подобные случаи в своей биографии.

Более четкое представление об участниках дуэли, о поэтапном и детальном ее проведении регламентирует определенный распространенный свод правил, так называемый «Кодекс чести». Наиболее распространенный от 1912 года «Дуэльный кодекс»

В.Дурасова. В данном кодексе четко изложено, что «дуэль, как отомщение за нанесенное оскорбление, возможна и допустима только между лицами равного, благородного происхождения. В противном случаи дуэль недопустима и является аномальной, вторгаясь в область судебной компетенции. При нарушении права дворянина разночинцем, несмотря на оскорбительность его действий, первый обязан искать удовлетворения судебным порядком, так как он потерпел от нарушения права, но не от оскорбления».

Несмотря на то, что окончательное право о достойности соперников в допуске к дуэли вердикт все же выносило общество, тем не менее, существовали и определенные ограничения. К дуэли не могли быть допущены лица, которые предпочли ранее от нее отказаться, такой человек считался трусом и, общество подобных лиц отвергала и всячески старалась избегать. Никто не хотел служить в одном полку с трусом.

К дуэли не могли быть допущены несовершеннолетние, родственники по восходящим и нисходящим линиям и родственники до двоюродных степеней родства включительно. Если лицо, совершившее бесчестный поступок, на которое имеются фактические опорочивающие доказательства, лишается не только права вызова, но и вообще права участия в дуэли. Если это лицо нанесет оскорбление другому, то последнее

обязано не требовать удовлетворение, а обратиться к суду.( «Дуэльный кодекс» В

.Дурасова)

В «Дуэльном кодексе» И.Микулина четко изложено отдельным пунктом, что

женщина не может принимать какое-либо участие в делах чести.

К дуэли также не мог быть допущен человек больной, либо душевнобольной. Хотя в истории Европы известные и подобные случаи дуэли, между соперниками, вынужденными стреляться в кресле, дабы уравновесить шансы друг друга. Строго выполнялся запрет на поединки между должником и его заимодавцем, служебно неравными представителями. В остальных случаях перед дуэлью все дворяне были равны.

У многих кавказских народов был свой так называемый «Кодекс чести». Главным образом он представлял собой свод правил феодальных рыцарей времен средневековья. Дворянство на Кавказе возникло в XII в., но затем частично было уничтожено нашествием монголов, что повлекло за собой антифеодальную средневековую революцию, нацеленную на уничтожение дворянских сословий, привилегий, приравнивание в своих правах и обязанностям ко всем остальным. Так исторически рыцарский кодекс у чеченцев трансформировался в общечеченский кодекс «Нохчалла», у адыгов рыцарский кодекс « Уэркъ Хабзэ» отличался от общеадыгского «Адынэ Хабзэ» и стал к XX в. его частью.

Главным образом кодекс кавказских народов имеет основные постулаты: верность князю, почитание древности, мужество, уважение и защита женщины, обязанности мужчины, дети, понятие чести, смерти, разграничение добра и зла, культ красоты и гармонии, гостеприимство, добродетель.

Понятие «Чести» дается определение в соответствующей расшифровки, имеющую лаконичность и четкость высказываний: «Твоя честь -это твое лицо. Честь и достоинство не выпрашиваются и не покупаются, а заслуживаются каждый день. Но потерять ее можно за миг ошибки. Будь ты мужчина или женщина, ты должен ценить и оберегать свою честь За честь можно пожертвовать жизнью, но никогда не наоборот, потому что чеченец (адыг) не сможет жить, обесчещенным. Ибо как может жить тепло, потеряв сердце».

В подобных формулировок просматривается некая параллель между жизнью и смертью. Если человек не смог свою честь сберечь, то и продолжать жить не имеет смысла. Умение не только заслужить своими поступками понятие чести и достоинства, но и суметь не потерять ее, сохранить себя в жизни и в различных поступках. Таким образом важно прожить жизнь достойного человека: «Трусость искупается подвигом или смертью. Храбрость почитается в роду и народе».

Прослеживается определенная взаимосвязь и общие тенденции между постулатами «Кодексом чести» кавказских народов и негласными нормами дворян в России. Например, в дворянском кодексе чеченцев повествуется о понятие «Добродетели»: « Не кичись своими заслугами, и не хвались своими способностями, не гонись за дутой славой. Достигший силы и уверенности в себе, не будет говорить «Я». Он будет ценить свое слово и, если его просят о вещи, которая лежит у него дома, он скажет: «Я постараюсь», так как обманывать не подобает. Презри раболепство и хитрость перед сильнейшими, но не путай твердость в убеждениях и отсутствие рассудка в некоторых случаях. Чистый разум укажет тебе путь». Подобный смысл этих постулатов можно проследить и в убеждениях дворян разных стран, вероисповеданий.

Во временной отрезок с XVIII по XIX вв. дуэль приобретает тенденцию популярности. В молодежной среде ритуализироанный поединок становится своеобразным культом, явление всеобщим и модным. О дуэлях грезят, как о способе достижения славы и уважения; мечтают как о военном подвиге и любовных победах. Дуэли описываются в литературе, в обществе ходят всевозможные байки, рассказы о героях, которые принципиальны в вопросах чести. Для дворянина, чтобы заслужит уважения общества к своей персоне, появляется необходимость, некая самоцель участия в подобных поединках. Хотя следует учесть, что дуэль считался официально поступком запрещенным и уголовно наказуемым. Появляются люди, которые не ограничиваются мечтами. Участие в дуэли становится для них смыслом всей жизни, необходимостью. Люди, которые провоцируют ситуации и подстрекают к дуэли стали называться бретерами. Бретер (устар. фр. ЬгеПеиг от фр. ЬгеПе — шпага) заядлый, «профессиональный» дуэлянт, готовый драться на дуэли по любому, даже самому ничтожному поводу; забияка задира, скандалист.

«Онегин и Зарецкий — оба нарушают правила дуэли. Первый, чтобы продемонстрировать свое раздраженное презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в

серьезность которой все еще не верит, а Зарецкий потому, что видит в дуэли забавную, хотя порой и кровавую, историю, предмет сплетен и розыгрышей...» (Ю.М. Лотман Быт и традиции русского дворянства (XVШ-начало XIX века))

В любом обществе обязательно выделятся люди, которые смогут бросить вызов окружающим, так сказать подразнить общество. Этих людей обычно не устраивает полное спокойствие и размеренность. Среди добропорядочных и законопослушных граждан, обязательно встретятся некие «чудаки», для которых норма жизни со своими сформировавшимися обычаями и традициями будет неуместна, раздражительна. Они не могут жить ограниченные определенными рамками, границами дозволенности. Существует и психологический фактор, а именно склонность к жестокости, неоправданной кровожадности, безжалостность, к патологическому садизму, проявляющемуся в своеобразной игре как своей, так и с легкостью чужой жизнью.

Бретерство изначально появилось во Франции примерно в XVII веке и преследовало материальные интересы. Например, в результате исхода дуэли завладеть оружием или атрибутом одежды жертвы. Впоследствии материальный аспект утрачивает свое целеполагание, приобретает место демонстрации отважности, лихачества, смелости и воинского искусства. Бретера привлекала жажда победы, всеобщее внимание, азарт самого боя. Существовали тайные общества для бретеров.

Бретеры в процессе участия и вмешательства во множестве дел чести, провоцировании неопытных дуэлянтов, проявляли своеобразную изобретательность, тактику мастерства. Непосредственно в поединки отличались определенной отвагой и смелостью.

Бретеры являлись живыми справочниками, носителями дуэльных правил и норм поведения. Часто экспериментировали с дуэльными правилами, что повлияло на формирование определенных расхождений между традициями европейскими и русскими. По мнению некоторых историков, бретёры «культивировали» особенно кровавую и жестокую дуэль. Легенды о знаменитых бретерах служили примером подражания для начинающих, правилами для различных ситуаций, образцом к действию.

Конечно, бретерство имело характер индивидуалистичности. Личности различались в интересах, образованности, характерах. Самые известные из них в России были такие имена, как А.И. Якубович, К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев, граф Ф.И. Толстой («Американец»), князь Ф. Гагарин, Ф.А. Уваров.

В ходе истории к началу XIX века появляются другие люди, для которых понятие чести, порядочности перестает существовать в принципе. Их шалость и намерения приобретает другой смысл. Они уже не так часто дрались на дуэли, а больше прибегали к шантажу, запугиванию, подстрекательству.

Историк А.Востриков в своем труде приводит такой удачный пример из «Сборника биографий кавалергардов. 1826-1908»: «Известный богач и скандалист Савва Яковлев. Он прославился тем, что мог, например, поставить на карту миллион франков ( дело было вПариже, Яковлев проиграл); он же довел двоюродного брата до самоубийство долговыми записками; он мог летом устроить ледяные горы для любовницы -польской актрисы. Но и законы чести были для него такой же бессмыслицей, что и законы этикета, вежливости, порядочности: получив публичную пощечину, он и не подумал вызывать обидчика на дуэль. Яковлев, любимым развлечением которого было заставлять гостей пить шампанское из серебряного гроба, закончил свою жизнь, по ошибке застрелился».

Следует учесть, что жизнь дворянства была публичной. Для представителей элиты существовали особые стереотипы поведения, отраженные в нормах этикета и усваиваемые с детства, через строгий стиль воспитания. Проникновение в России европейского уклада жизни повлекло за собой формирование таких принятых норм поведения, которые со своеобразным мышлением и обычаями претерпевает значительные изменения. В целом аристократ должен был нести определенный отпечаток достоинства, честь. Он являлся носителем таких качеств характера, как идеальности, благородства, смелости. Ведь постоянное пребывание на людях, приводило к рассматриванию через призму его поведения обществом. Вопрос чести приобретал особо значимый характер. Это и был отличительным знаком индивидуальности. Разрешение конфликтных ситуаций, тем самым, оскорбление чести приобретало зачастую характер публичности. Дуэль становилась событием шумным, общественным, на котором присутствовало достаточно большое количество людей. Для дворянина, как представителя воинской касты дело чести могло быть разрешено только через поединок и победителем должен был стать сильнейший.

Список литературы:

1. Востриков А.В. Книга о русской дуэли.-СПб.,2004

2. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVШ-начало XIX века).-СПб.,1994

3. Кацура А.В. Дуэль в истории России. М.,2006

4. Муравьева О.С.Как воспитывали дворянина. -М., 1995

5. Свободная энциклопедия - Википедия (Электронный ресурс)- http://ru.wikipedia.org/

6. статья Ирины Кудряшовой Дамы, скрестившие шпаги. История женских дуэлей. (Электронный ресурс)- http://www.fscclub. com/historv/duels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.