Научная статья на тему 'Субъектность в контексте гуманитарной психологической парадигмы'

Субъектность в контексте гуманитарной психологической парадигмы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
102
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУША / СУБЪЕКТНОСТЬ / АРЕФЛЕСИВНАЯ / РЕФЛЕКСИВНАЯ И ТРАНСЦЕНДЕНТОРЕФЛЕСИВНОЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО / ХРИСТИАНСКАЯ МЕТАФИЗИКА / НАУЧНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СУЩНОСТНЫЕ СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЧЕЛОВЕКА / SCIENTIFIC AND PSYCHOLOGICAL APPROACH / PSYCHIC PHENOMENA / SOUL / PERSON / CHRISTIAN METAPHYSICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кондратьев Сергей Владимирович

в статье с позиции гуманитарной парадигмы рассматривается субъектность как системообразующее качество души. При этом имеет место интеграция христианской антропологии и научно-психологических подходов к пониманию психических феноменов, а также обоснование души как объекта научно-психологического исследования. Исходя из идеи христианской метафизики о тварности мира, характеризуются заданные сущностные субстанциональные основы человека (духовная и природная) и дается научно-психологическое определение души как человеческой целостности, возникающее в результате отражения духовного в телесном. Охарактеризованы рефлексивное, рефлексивное и трансцендентнорефлексивное проявления психического.in the article there is made an attempt to study the human soul as the scientific subject of psychology basing on

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Christian anthropology, the patristic theory, scientific and psychological approaches to understanding psychic phenomena. There are characterized certain substantial basics of man (spiritual and natural) from the position of Christian metaphysics. There is also defined the soul (scientifically and psychologically) as a human entity, formed as a result of the reflec227 tion of the spiritual in the bodily. There are specified the conscious, unconscious and superconscious aspects of psychology in which the thinking, wishful and sensory aspects of the soul are reflected.

Текст научной работы на тему «Субъектность в контексте гуманитарной психологической парадигмы»

влять исключительно христоцентрич-но. Только принимая в качестве нравственного критерия личность Иисуса Христа можно принимать и отвергать те или иные поступки и действия человека, проявлять толерантность или ин-толерантность.

Представленный нами анализ проблемы толерантности никоим образом не претендует на разработанность психологической концепции толерантности с позиций гуманитарной православной парадигмы. Мы можем говорить лишь о постановке вопроса. Сама же пробле-

ма является очень сложной и требует обширного и глубоко научного исследования.

Литература

1. Евангелие от Матфея.

2. Евангелие от Марка.

3. Евангелие от Луки.

4. Евангелие от Иоанна.

5. Феофан Затворник, св. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М.: Отчий дом, 2006. С. 286.

6. Никодим Святогорец. Невидимая брань. — М., 1912.

7. Шиллер Ф. Коварство и любовь. — М.: Эксмо, 2005. С. 612-615.

8. Деяния Апостолов, 9, 1-9.

СУБЪЕКТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ

С. В. Кондратьев

Аннотация: в статье с позиции гуманитарной парадигмы рассматривается субъектность как системообразующее качество души. При этом имеет место интеграция христианской антропологии и научно-психологических подходов к пониманию психических феноменов, а также обоснование души как объекта научно-психологического исследования. Исходя из идеи христианской метафизики о тварности мира, характеризуются заданные сущностные субстанциональные основы человека (духовная и природная) и дается научно-психологическое определение души как человеческой целостности, возникающее в результате отражения духовного в телесном. Охарактеризованы рефлексивное, рефлексивное и трансцендентнорефлексивное прояв-

ления психического.

Ключевые слова: душа, субъектность, арефлесивная, рефлексивная и трансценденторефлесивное проявления психического, христианская метафизика, научно-психологический подход, сущностные субстанциональные основы человека.

Abstract: in the article there is made an attempt to study the human soul as the scientific subject of psychology basing on Christian anthropology, the patristic theory, scientific and psychological approaches to understanding psychic phenomena. There are characterized certain substantial basics of man (spiritual and natural) from the position of Christian metaphysics. There is also defined the soul (scientifically and psychologically) as a human entity, formed as a result of the reflec-

tion of the spiritual in the bodily. There are specified the conscious, unconscious and superconscious aspects of psychology in which the thinking, wishful and sensory aspects of the soul are reflected.

Key words: scientific and psychological approach, psychic phenomena, soul, person, Christian metaphysics.

Одной из методологических проблем психологии является ее научный предмет. При этом наблюдается закономерная для психологической науки в целом тенденция к переходу от частных описаний отдельных психических процессов, явлений и др. к определению системообразующей человеческой целостности, отличающей психологию от других антропологических дисциплин. В качестве такой целостности выступает душа.

Душа рассматривается как предметная область в психологии, построенной в рамках гуманитарной парадигмы. Однако понимание сущности и содержательного состава в данном направлении психологии является проблематичным; существует несколько подходов к определению знания о душе. Так, например, в христианской психологии как разновидности гуманитарной психологии, рассматривая возникновение, сущность и существования человека как продукт Божественного творчества, ряд ученых психологов и богословов противопоставляют научную психологию Учению Церкви и Святоотеческому учению. В этом случае говорят о «мертвой психологии» представленной в научно-психологических исследованиях и основывающейся на материалистическом мировоззрении, и «живой психологии» выстраивающейся на Учении Церкви и Святоотеческом учении. Другие го-

ворят о психологии как прикладной области христианской антропологии, соте-риологии, аскетики и др. Третьи определяют психологию как самостоятельную научную область знания, базирующуюся на религиозной и идеалистической философии. Понятие души и психики в этом случае тождественны и трактуются как «вневременная идеальная субстанция».

Поскольку душа является категорий междисциплинарной, требуется уточнения понимания ее содержательного состава с точки зрения психологии. В этом отношении представляет интерес психологическое наследие В.В. Зеньковского, касающегося сущности понимания человеческой души. При этом следует иметь в виду, что в качестве методологической основы следует иметь в виду наряду с Учением Православной Церкви и Святоотеческим Учением христианскую философию и христианскую космолгию. Также следует иметь в виду, что, несмотря на содержательную взаимосвязь психологии с христианской антропологией, сотериологией и аскетикой, ее категориальный состав, способы и процедуры построения исследования, выбор доказательной базы существенно отличается от указанных наук. Задачи, которые решает в этом случае психология, связаны с психологической интерпретацией фактов представленных в Священном Писании, ведущим доктрин и понятий, имеющим место в учении Святых Отцов Православной Церкви, категорий и основных положений христианской антропологии, сотериологии, аскетики, философии. Например, объяснить с психологической точки зрения сущностные изменения, происшедшие в человеке в результате его грехопадения, определить психологические содержания личности,

сопоставив их с понятием личности в Святоотеческом учении, Учении Православной Церкви, христианской антропологии, сотериологии, аскетики, раскрыть антропологические категории через психологические понятия и др.. Решение этих задач невозможно без опоры на достижения психологической науки на основе естественнонаучной парадигмы. Однако все теоретические позиции, концептуальные положения, понятия и т.д., приводимые в этих разработках, должны быть соотнесены со Святоотеческим Учением, Учением Православной Церкви, понятийным аппаратом христианской антропологии и т. д.

В традициях Святоотеческого Учения душа трактуется многоаспектно, и мыслиться как «субстанция самоцельная и бестелесная», «одинаковая с духом по существу» и т. д. При этом ее определение идет либо через ее отношения к телу, либо через отношения к духу. Человеческая душа мыслиться как идеальная, метафизическая субстанция, интегрирующая в себе духовное и природное в человеке. Будучи невидимой, она проявляет себя через видимое тело [1]. В этой связи понимание ее сущности не возможно вне рассмотрения Божественного творчества мира.

Идея Божественного творения мира наиболее целостно отражена в христианской метафизике. Согласно ей в человеке имеет место две субстанциональные основы: духовная и природная, при этом первая отражается во втором. Результатом такого отражения является возникновение некого сущностного ин-тегратива, образующего относительно автономную человеческую субстанцию душу. Другими словами, душа есть сущностная человеческая целостность, воз-

никающая в результате отражения духовного в телесном, и представляющая собой оживляющую энергетическую систему.

Говоря о душе необходимо выделить сущностные различия между человеком и животными. Как жизненное начало душа есть и у животных. Однако, по совершенно справедливому утверждению Св. Григория Паламы душа животного есть жизнь тела, ее одушевленного и имеющего эту жизнь не по существу, а по действию. Эта душа ничего другого не может кроме действия тела и при разложении тела распадается вместе с ним. Душа человека и душа животного качественно различные феномены и потому не сопоставимы. Человеческая душа одухотворена, в ней проявляется образ Божий, в то время как душа животного есть лишь энергетический потенциал, заложенный Творцом в животного для оживления тела животного.

Исходя из идеи Божественного творения мира, можно предположить, что духовное и природное в человеке заданно изначально. Эти субстанции по большей части не имеют качественного развития, они лишь количественно изменяются (объем, содержание и др.) в онтогенезе. Возникновение же качественных новообразований имеет место в душе человека. При этом духовное и природные содержания детерминируют душевное развитие в виде развития задатков и предрасположенностей человека. Таким образом, имеет смысл говорить об онтогенетическом развитии духовного и природного применительно к развитию души человека. Именно в душе человека духовные и природные задатки и предрасположенности становятся способностями, различными психическими

свойствами, процессами, качествами и др. При этом если духовное и природное выступают заданными базисными субстанциями и реализуются в объективном бытие человека, то душевные образования, возникающие в его онтогенетическом развитии, характеризуют субъективное бытие человека. В этих душевных образованиях проявляется субъект-ность человека. Следовательно исследование души как научно-психологической проблемы предполагает рассмотрение субъектности человека.

Сопоставляя между собой уровни существования субъектности, рассматриваемые в современной психологии и области существования души, представленные в христианкой антропологии, со-териологии и Святоотеческом Учении в качестве основных уровней душевного бытия можно выделить сознана-тельный, сверхсознательный и бессознательный, или более точно арефлеск-сивный, рефлексивный, трансрефлексивный уровень.

Бессознательное (арефлексивный уровень психического) есть природно детерминированная область психики. В нем имеет место душевная ориентированность на телесное бытие человека или связно с существованием группы как целостного социального организма. Бессознательное имеет два уровня: глубинное бессознательное и подсознательное. В первом случае речь идет о психическом содержании, открытом соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем свое психическое выражение. Во втором случае имеются в виду психические свойства, предписывающие человеку определенные нормы поведения, невзирая на трудности со сто-

роны «инстинктов» и внешнего мира.

Сознание (рефлексивный уровень психики) по своей сути является исключительно душевным образованием, связанным с возникновением рефлексии. Рефлексия, прежде всего, реализуется через способность человека обнаруживать разной степени и глубины осознания собственной самости. В ней выражается функциональность сознания следовать некоторым символам, смыслы которых могут быть раскрыты в «терминах» человеческой жизни.

Сверхсознание есть духовно детерминированная область психики. Здесь наблюдается душевная ориентация человека на духовное самобытие. Сверхсознание связано, прежде всего, с реализацией духовной свободы человека. В этом случае проявляется «способность ума «разбираться» в положении и обдумывать планы, способность души зажигаться теми или иными чувствами и, наконец, способность принимать решения и осуществлять их Согласно этому в сверхсознании реализуется духовная направленность человека к Богу или в «противоположную сторону». В первом случае человек переживает вершинные чувства — сострадание, терпимость, самопожертвование, добродетельность (воздержание, целомудрие, нестяжение, кротость, смирение и др.). Все это обеспечивает достижение вершины духовного бытия — состояния любви Бога и людей. Во втором случае человек переживает глубинные чувства — страх, зависть, неприязнь, гордыню, враждебность и др. В результате имеет место ненависть как состояние отвержения, бо-гоборения, эгоизма и др., что свойственно духовному упадку, греховному самобытию человека.

При этом арефлекивный и транс-фрефлексивнй уровень в человеческой субъектности заданы по факту творения в виде задатков и интенций. Задатки являют собой предстраположенности при-роднодетерминированного характера, а интенции предрасположенности духов-нодетерминированного характера. Последнее позволяет говорить о двух заданных человеческих душевных целост-ностях: индивиде и индивидуальности.

Индивид в психологии обычно трактуется как единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его социальности. Он представляется в природных, биологических особенностях как человеческий организм. Опираясь на христианскую метафизику в качестве первопричины индивидуальности следует рассматривать духовные интенции как смыслы Божественного творчества, реализованные в отдельно взятом человеке, в его непохожести в духовном плане на других людей. Это есть «идея» человека, воплотившаяся в неповторимости его духовного мира, особенностях жизненного пути.

Онтогенетическое развитие человека предполагает влияние на индивидуальность и индивид социальной среды. Результатом такого влияния выступают психические новообразования, возникающие в результате формирования новых свойств, процессов, состояний, качеств души. Именно в этих душевных образованиях имеет место духовное и природное развитие человека.

Если духовное и природное выступают заданными базисными субстанциями и реализуются в объективном бытие человека, то душевные образования, возникающие в его онтогенетиче-

ском развитии, характеризуют субъективное бытие человека. В этих душевных образованиях проявляется субъект-ность человека.

Исходя из того, что индивидуальность и индивид есть заданные психологические целостности человека, субъ-ектность можно рассмотреть в контексте социализации этих целостностей. В этом случае результатом социализации индивидуальности выступает личность, а индивида социальный индивид.

Личность можно определить как духовно-социальный феномен, представленный в сознательном существовании, т.е., личность — это та область субъективной реальности, в которой духовный мир человека реализуется через социальное бытие. Здесь человек осознает себя субъектом, отличным от других. Таким образом, критерием личности выступает сознание (рефлексивный уровень) по наличию или отсутствию которого говорят о наличии или отсутствии личности, а по степени развития - определяют уровень развития личности. Социальный индивид это социально-биологический феномен. Этот феномен характеризуется бессознательной социальностью (арефлек-сивный уровень), его свойства позволяют человеку идентифицировать себя с определенной социальной совокупностью или обществом в целом. Процесс становления социального индивида во многом детерминирован индивидными свойствами человека, среди которых типические свойства занимают одно из ведущих мест. Следует сказать, что если индивидуальность является характеристикой личности, то типическое характерно для социального индивида. При этом типизация социального индивида

осуществляется на основе взаимосвязи типических особенностей индивида и его социальной активности. Другими словами, речь идет о типических особенностях субъектов поведения, общения и т. д

Опираясь на Святоотеческое Учение, христианскую антропологию и сотери-ологию можно сказать, что личность и социальный индивид находят свою реализацию в трех основных формах самобытия: «растительной», «чувственной», «разумной» [2] . Это представляется тремя силами, частями души: 1) чувствующей; 2) желательной; 3) разумной (умственной). На уровне самобытия личности и социального индивида указанные стороны души наполняются определенным психологическим содержанием.

Мыслительная сторона души наиболее целостно представлена интеллектом человека.

С позиций православной парадигмы в психологии, согласующейся с творениями Отцов Православной Церкви, интеллект следует рассматривать как атрибут души, выражающийся в умственном опыте человека. В этой связи вызывает интерес теория интеллекта М.А. Холодной. На сегодняшний день это пожалую единственная психологическая теория, которая предусматривает некую метафизичность в структуре интеллекта и, кроме того, дает представление об интеллекте как особой психической реальности. В данном случае интеллект определяется как «... особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения, и строящихся в рамках этого пространства ментальных данный опыт представ-

ляется в виде ментальных структур, ментального пространства и ментальных репрезентаций.

В рамках субъектности человека, выделенные формы ментального

опыта, определяют «изнутри» особенности поведения личности и социального индивида. Особое место здесь принадлежит ментальным репрезентаций происходящего...» [3]. При этом под метальным опытом понимается система наличных психических образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе познавательного отношения человека к миру и обслуживающих конкретные свойства его интеллектуальной деятельности. Таким образом, в рамках этой теории структурам, так как они лежат в «основании» иерархии ментального опыта. Иначе говоря, ментальные структуры — это «... своеобразные психические механизмы, в которых в «свернутом» виде представлены наличные интеллектуальные ресурсы субъекта и которые могут «развертывать» при столкновении с любым внешним воздействием особым образом организованное ментальное пространство» [3, С. 148], последнее же позволяет перейти к «ментальным репрезентациям» [3, С. 170], которые имеют выраженность в трех уровней ментального опыта когнитивного, метакогнитив-ного, интенционального. Первый из них обеспечивают хранение, упорядочивание и трансформацию наличной и поступающей информации, способствуя тем самым воспроизведению в психике познающего субъекта устойчивых, закономерных аспектов его окружения. Второй позволяет осуществить непроизвольную регуляцию процесса переработки информации и произвольную, со-

знательную организацию собственной интеллектуальной активности. В третьим заключены индивидуальные интеллектуальные склонности, основное назначение которых заключается в том, чтобы предопределять субъективные критерии выбора определенной предметной области, направления поиска решения, источников информации, субъективных средств ее представления и т. д. Указанные уровни определяют свойства индивидуального интеллекта человека, который проявляется через интеллектуальные способности, реализуемые в сверхсознательной, сознательной, бессознательной областях психики.

Желательная сторона души наиболее целостно представлена ценностно-ориентационной сферой личности и социального индивида. Ценности — это, прежде всего, специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества, то есть это система критериев, характеризующих жизненную происходящего с человеком и вокруг него (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, Ш.А. Надирашвили и др.). Они раскрывают нравственную и моральную сторону жизненной ориентации человека. При этом нравственные ценности характеризуют духовный потенциал человека и определяют личность. Моральные же ценности выполняют социально адаптивную функцию и присущи как личности, так и социальному индивиду. Таким образом, нравственные ценности представляют собой принципов, детерминирующих духовную реализацию человека в социальном бытие. Моральные ценности определяются обобщенными социально выраженными

потребностями большинства членов социальной совокупности. Другими словами, данные ценности отражают обобщенные жизненно важные потребности той социальной среды, к которой принадлежит человек. Они находят свою выраженность в нормах «сознательной» и «бессознательной» морали. «Сознательная» мораль характерна для личности, в то время как «бессознательная» — для социального индивида.

Говоря о желательной стороне души, возникает необходимость затронуть определение воли как составляющую данной стороны. В христианской антропологии понятие «воля» рассматривается во взаимосвязи с понятиями «желание», «влечение», «страсть» [4]. В современной психологии понятие «воля», «желание», «мотивация», также четко не разделены. Зачастую воля часто поменяется или отождествляется с мотивацией, при этом понятия «желание», «стремление», «хотение», «мотив», как правило, пересекаются и различаются лишь в основном по степени осознанности [5]. Рассматривается воля и как потребность преодоления препятствий [6]. Такой подход к пониманию воли навряд ли можно считать правомерным, если рассматривать человеческую сущность как с позиции христианской метафизики, так и в целом с позиции Священного Писания. Воля, как и свобода, есть атрибут духа и в этом случае человеческая воля есть эманация Божественной воли. В человеческой воле проявляется образ Божий. Поэтому сводить волю к мотивации и еще более к потребности есть заблуждение. Воля, конечно же, имеет свое присутствие в человеческой душе, однако она выходит за границы какой-то отдельной стороны души, воля входит

во все одухотворенные душевные образования. В желательной стороне души воля естественно связана с духовными потребностями человека и, таким образом, детерминирует соответствующую мотивацию.

Чувственная сторона души раскрывает содержание чувственно-эмоциональной сферы человека. В христианской антропологии и Святоотеческом Учении данная сторона связана с сердцем и выступает духовным центром всей жизни человека. Святые отцы указывают на то, что сердце способно мыслить, и оно является вместилищем чувств, ему присуще радость, скорбь, страх и т. д. Святые отцы отмечают, что в глубине сердца сокрыта любовь. В нем Бог открывает себя человеку.

Таким образом, чувственна сторона является системообразующей стороной души, она выступает основанием для мыслительной и желательной сторон.

Психологическое содержание чувственной стороны души составляют эмоции и чувства человека.

В эмоциях имеет место душевная ориентация на природную субстанциональную основу человека. Они представляют собой психические состояния, детерминированные «пользой» или «угрозой» для человека внутренней или внешней объективной реальности. В таких состояниях либо мобилизуются энергетические ресурсы в ситуациях связанных с опасностью физического или социального существования человека, либо демобилизуются в ситуациях покоя. Эмоции всегда отражаются во внешнем облике человека через мимику, жесты, взгляд, запах и т.д. Они, как правило, связаны с ощущениями человека. В основном эмоции характеризу-

ют реактивность поведения социального индивида.

Чувства характеризуют душевную ориентацию на духовную субстанцию человека. В них отображаются низменные или вершинные переживания, связанные с духовным бытием личности. В низменных чувствах имеет место эгодоминатность личностного самобытия. Это переживание гордыни, зависти, мстительности, неприязни, отчуждения, тщеславия и др. Они связаны с ценностной ориентированностью человека на телесное и социальное существование, во многом они являются результатом «прельщения благами видимого физического мира» (прелести). Такие чувства определяют греховность личностного самобытия и, в конечном итоге, приводят к ненависти как инте-гративному состоянию человеческой души. В вершинных чувствах человека реализуются смысловые устремления к Богу [8]. Они предполагают переживания бесстрастия, смирения, покаяния, благодарности и благоговения к Богу, нестяжания, терпимости, сострадания, кротости и т.д. В них реализуется христианская нравственность, ориентированность на соблюдение законов Божьих. Эти чувства детерминируют интегратив-ной состояние человеческой души, вершинное ее одухотворение любовь. Признаками любви является радость, внутреннее просветление, воодушевление, общность чувств. «Духовная любовь не зависит от внешних условий: она приходит таинственным путем от Бога и влечет сердце человека к своему первоисточнику. Поэтому человек ощущает все большую и большую жажду общения с Богом» [9]. Наиболее целостно любовь представлена в вере как системообра-

зующем интегративном душевном образовании, направляющим человеческую деятельность, поведение, общение, познание к Богу.

Рассмотренные стороны человеческой души определенным образом раскрывают содержание сверхсознательной (трансрефлексивный уровень), сознательной (рефлексивный уровень), бессознательной (арефлексивный уровень) областей психики. В этом отношении их исследование определяет человеческую душу как научную категорию и позволяет рассматривать субъектность как системообразующее качество и как научный предмет психологии.

Литература

1. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих. М.: Канон, 1995.

2. Феофан (Авсенев), архим. Из записок по психологии. Киев, 1869.

3. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — Томск: ТГУ, М.: Барс, — 1997. — С.165

4. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996.

5. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000

6. Симонов П.В. Мотивированный мозг. — М.: Наука, 1987.

7. Чхартишвили Ш.Н. О природе воли // Труды Кутаисского государственного педагогического института. Кутаиси, 1958. Т.19.

8. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. — 1990. № 6. — С.9-17.

9. Александр (Милеант). еп. Любовь царица добродетелей. СПб.: «Лита», 2000 С.15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.