Научная статья на тему 'СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И УРОВЕНЬ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ'

СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И УРОВЕНЬ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
303
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ПОДРОСТОК / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / СУБЪЕКТ САМОСОЗНАНИЯ / ОБЩЕНИЯ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчарова Раиса Викторовна

В статье приводятся данные исследования взаимосвязи между интернет-зависимостью, эмоционально-волевым самоконтролем и социально-педагогической запущенностью подростков. Учащиеся общеобразовательных школ 14-15 лет обследованы с помощью трех методик: метода экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности подростков (МЭДОС-2) Р.В. Овчаровой, опросника по выявлению эмоционально-волевых качеств личности М.В. Чумакова и опросника «Восприятие Интернета» Е.А. Щепилиной. Для анализа данных применялся t-критерий Стьюдента и корреляционный анализ Пирсона. Подтверждено предположение о наличии прямой связи между высоким уровнем интернет-зависимости, низким эмоционально-волевым самоконтролем и социально-педагогической запущенностью. Наоборот, у подростков с развитой субъектной позицией личности и высоким эмоционально-волевым самоконтролем интернет-зависимость выражена слабо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY SUBJECTIVITY AND THE LEVEL OF ADOLESCENTS’ INTERNET ADDICTION

The article presents data on the relationship between Internet addiction, emotional and volitional self-control and socio-pedagogical neglect of adolescents. The respondents - 14-15-year-old students of comprehensive schools - underwent Express-diagnostics of subjectivity (or social-pedagogical neglect) of adolescents (MEDOS-2) by R.V. Ovcharova; interview on identifying emotional-volitional qualities of the personality by M.V. Chumakov and interview “Perception of the Internet” by E.A. Shipilina. To analyze the data, Student's t-test and Pearson’s correlation analysis were used. The assumption about the presence of a direct link between the high level of Internet addiction, low emotional-volitional self-control and social-pedagogical neglect was confirmed. On the contrary, in the case with adolescents with a developed subjective character of the personality and high emotional and volitional self-control, Internet addiction is hardly revealed.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И УРОВЕНЬ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.922.27:159.947.2

СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И УРОВЕНЬ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ

PERSONALITY SUBJECTIVITY AND THE LEVEL OF ADOLESCENTS' INTERNET ADDICTION

© 2021

Р.В. Овчарова R.V. Ovcharova

В статье приводятся данные исследования взаимосвязи между интернет-зависимостью, эмоционально-волевым самоконтролем и социально-педагогической запущенностью подростков. Учащиеся общеобразовательных школ 14-15 лет обследованы с помощью трех методик: метода экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности подростков (МЭДОС-2) Р.В. Овчаровой, опросника по выявлению эмоционально-волевых качеств личности М.В. Чумакова и опросника «Восприятие Интернета» Е.А. Щепилиной. Для анализа данных применялся t-критерий Стьюдента и корреляционный анализ Пирсона. Подтверждено предположение о наличии прямой связи между высоким уровнем интернет-зависимости, низким эмоционально-волевым самоконтролем и социально-педагогической запущенностью. Наоборот, у подростков с развитой субъектной позицией личности и высоким эмоционально-волевым самоконтролем интернет-зависимость выражена слабо.

Ключевые слова: старший подросток; интернет-зависимость; субъект самосознания, общения и учебной деятельности; субъектная позиция личности.

The article presents data on the relationship between Internet addiction, emotional and volitional self-control and socio-pedagogical neglect of adolescents. The respondents - 14-15-year-old students of comprehensive schools -underwent Express-diagnostics of subjectivity (or social-pedagogical neglect) of adolescents (MEDOS-2) by R.V. Ovcharova; interview on identifying emotional-volitional qualities of the personality by M.V. Chumakov and interview "Perception of the Internet" by E.A. Shipilina. To analyze the data, Student's t-test and Pearson's correlation analysis were used. The assumption about the presence of a direct link between the high level of Internet addiction, low emotional-volitional self-control and social-pedagogical neglect was confirmed. On the contrary, in the case with adolescents with a developed subjective character of the personality and high emotional and volitional self-control, Internet addiction is hardly revealed.

Keywords: senior teenage; Internet addiction; subject of self-awareness, communication and educational activities; subjective character of personality.

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 19-413-450002\20 и правительства Курганской области.

Автор выражает благодарность И.С. Сорокину за участие в проведении исследования.

Интернет-технологии играют все Подростки с помощью Интернета не

большую роль в повседневной жизни людей только получают необходимую учебную

всех возрастов и сфер деятельности. Они информацию, но и удовлетворяют потреб-

оказывают неоценимую помощь в образова- ности в автономии и самостоятельности,

нии, предоставляя обучающимся возмож- самореализации, признании, общении, при-

ность получать самую разнообразную ин- надлежности к группе по интересам, люб-

формацию. Однако при всей абсолютной ви, обладании, познании и др.

необходимости обращения к ней интернет- Подростковый период является самым

среда изобилует информацией, деформиру- опасным при инициации в социальных

ющей психику, преподносит образцы асоци- сетях. Если на нестабильный гормональный

ального поведения, дает возможность под- фон накладывается масса психологических

менять подлинное общение его суррогатами. проблем: неуверенность в себе, конфликты

в семье, недостаток общения со сверстника-

ми, проблемы с учебой и др., подростки начинают уходить в виртуальный мир. Оставаясь один на один с Интернетом, подросток уходит из-под контроля взрослых, что может пагубно повлиять на его личность, формируя различные девиации, в том числе интернет-зависимость.

В связи с постоянным снижением возраста инициации в социальных сетях и повышением онлайн-активности молодежи в последние годы наблюдается возрастающий интерес ученых к рассматриваемой проблеме [1-11].

Термин «интернет-зависимость» был предложен для определения неоправданно долгого, возможно патологического пребывания в Интернете. В психологических словарях интернет-зависимость определяют как психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненную неспособность вовремя отключиться от него. У субъекта выше риск попасть под влияние интернет-среды, если его психика еще не до конца сформирована. К группе риска в первую очередь относятся подростки [6].

Исследователями называются следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:

- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

- нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;

- раздражение при вынужденном отвлечении;

- неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;

- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения компьютера;

- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;

- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения

большего количества времени за компьютером;

- предпочтение принятия пищи перед монитором;

- обсуждение компьютерной тематики со всеми сведущими в этой области людьми [3].

По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей во всем мире [3]. Выявлено пять степеней (уровней) интернет-зависимости: отсутствие интернет-зависимости, слабая интернет-зависимость (низкий уровень), переходный тип интернет-зависимости (средний уровень), сильная интернет-зависимость (высокий уровень) и абсолютная интернет-зависимость. В нашем исследовании первая и пятая степени не исследуются, так как отражают крайние состояние - исключительно редкие или стоящие на грани психического заболевания.

На формирование компьютерной зависимости влияют не только желание и острая необходимость уйти от реальности, потребность в полном отождествлении себя с персонажем компьютерной игры или личные проблемы, но и индивидуальные особенности человека. К таким особенностям в первую очередь относят характер, который определяет устойчивое поведение индивида и позицию личности.

Рассматривая позицию личности, мы опирались на концепции социально-педагогической запущенности детей и подростков Р.В. Овчаровой и эмоционально-волевой регуляции деятельности М.В. Чумакова [10 ; 11].

Под социально-педагогической запущенностью подростков понимается особое состояние личности, вызванное нарушениями семейного и школьного воспитания, неформального общения, сформировавшими объектную внутреннюю позицию личности во взаимодействии с окружающим миром (табл. 1).

Таблица 1

Социально-педагогическая запущенность (СПЗ) в подростковом возрасте [10]

Социальная запущенность (социокультурный фактор) Позиция личности подростка Педагогическая запущенность (психолого-педагогический фактор)

Признаки

Несформированность свойств субъекта общения, самосознания. Общая средовая дезадаптация Низкий уровень субъектности. Нарушенное взаимодействие систем отношений подростка к себе, обществу, жизни в целом. Объектный вариант развития внутренней позиции Несформированность свойств субъекта познания и деятельности. Труднообучаемость. Трудновоспитуемость

Проявления

Деструктивные, асоциальные способы поведения. Неразвитость социально-коммуникативных качеств личности. Низкий уровень социальной рефлексии. Неадекватность самооценки и оценки других Неразвитость субъектных свойств. Внешний локус контроля. Внешняя мотивация деятельности. Отсутствие жизненных перспектив. Неразвитость потребности в достижениях. Несформированность Я-концепции. Отраженное самоотношение Необразованность (необученность). Отсутствие необходимого запаса знаний. Несформированность системы структурирования собственного опыта. Невоспитанность. Неразвитость социально значимых форм поведения. Дисгармония мотивов поведения. Общая неразвитость. Дезинтеграция психологических способностей, знаний, возможностей личности

Объектная внутренняя позиция личности связана с неразвитостью субъектных свойств личности: субъекта самосознания, общения и учебной деятельности. Именно она продуцирует неадекватную социальную активность, средовую дезадаптацию, трудно-обучаемость и трудновоспитуемость. У подростков формируется нарушенная Я-кон-цепция, отраженное (зависимое от внешних оценок) самоотношение, внешний локус контроля и мотивации поведения, отсутствуют жизненные перспективы и потребность в достижениях.

Реальная жизнь таких подростков изобилует внутренними и внешними конфликтами. С одной стороны, они нуждаются в признании окружающих, с другой -являются «отверженными» в семье, школе и неформальных группах. Их стремление к успеху ограничено комплексом неполноценности, последнему противостоит сознание неиспользованных возможностей, а не-

адекватная активность проявляется в компенсаторных реакциях и нарушениях поведения [10].

Нетрудно предположить, что в силу внутренних и внешних причин (в числе последних прежде всего гиперсоциализиро-ванность, авторитарность, эмоциональная отчужденность родителей и педагогов) у запущенных подростков формируется объектная внутренняя позиция личности. При такой внутренней позиции и неразвитости субъектных свойств личности эти подростки и в реальном, и в виртуальном пространстве быстро становятся объектами воздействия - зависимыми.

У дезадаптированных подростков слабо развиты эмоционально-волевые качества личности, эмоционально-волевой самоконтроль. Это, в свою очередь, оказывает влияние на выбор жизненной позиции и нравственное поведение подростков.

В результате анализа «деятельност-ных» показателей М.В. Чумаков обнаружил, что отдельные проявления эмоционально-волевой регуляции деятельности подростка сгруппированы в функциональные блоки. Это блок ответственности - эффективности деятельности, блок самоконтроля - лидерства и блок решительности - уверенности - настойчивости.

Таким образом, структура эмоционально-волевой регуляции включает компонент, отражающий некоторые аспекты регуляции на уровне принципов, норм, ценностей, обеспечивающий стабильность деятельности и общения и выражающийся характеристикой ответственности, надежности. Указанная структура имеет социально-психологическую составляющую, отражающую лидерские способности, независимость субъекта, и в наибольшей степени связана с такими традиционно выделяемыми качествами, как инициативность и самостоятельность. Человек с сильными волевыми качествами способен противостоять соблазнам и сиюминутным слабостям, что выражается в его способности делать осознанный выбор и поведении в целом [11].

Исходя из вышесказанного, можно предположить особую уязвимость и подверженность разного рода аддикциям социально и педагогически запущенных, дезадаптированных подростков с нарушениями эмоционально-волевого самоконтроля деятельности.

В исследовании приняли участие 193 старших подростка (возраст 14-15 лет). Первая группа (56 участников) - с низким уровнем, вторая группа (89 участников) -со средним уровнем и третья группа (48 участников) - с высоким уровнем интернет-зависимости.

Методики исследования: метод экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности подростков (МЭДОС-2)

Р.В. Овчаровой - для выявления уровня неразвитости/развитости свойств субъекта самосознания, общения и деятельности и объектности/субъектности внутренней позиции личности, то есть социально-педагогической запущенности/адаптированности подростка); опросник эмоционально-волевых качеств личности (ВКЛ) М.В. Чумакова - для выявления уровня развития эмоционально-волевых качеств, эмоционально-волевого самоконтроля; опросник «Восприятие Интернета» Е.А. Щепилиной - для выявления уровня интернет-зависимости подростков [12].

Результаты исследования.

Для доказательства предположения о том, что уровень интернет-зависимости связан с уровнем развития субъектных свойств личности, были применены корреляционный анализ Пирсона и ^критерий Стьюдента.

Выявлены следующие особенности восприятия Интернета всеми подростками: высокая мотивация к пребыванию в интернет-среде, изменение состояния сознания в результате использования интернет-ресурсов, восприятие Интернета как как лучшей, предпочтительной по сравнению с реальной жизнью среды («уход в виртуальную реальность» и виртуальное общение).

Показатель «субъект общения» находится в пределах нормы во всех трех группах (табл. 2).

У подростков всех трех групп обнаружен низкий уровень развития субъектно-сти по показателю «субъект учебной деятельности», соответствующий педагогической запущенности. Это говорит о том, что они имеют низкую познавательную мотивацию и активность, не способны организовывать деятельность в рамках социально-нормативных требований, проявлять инициативу и брать на себя ответственность.

Таблица 2

Различия в уровне развития субъектных свойств личности подростков с разным уровнем интернет-зависимости, балл

Группы подростков по уровням интернет-зависимости Субъектные свойства личности Общий балл субъектности личности

Субъект самосознания Субъект общения Субъект деятельности

1 группа (низкий уровень интернет-зависимости) 1,13 ± 0,33 1,29 ± 0,46 1,68 ± 0,47 1,25 ± 0,43

2 группа (средний уровень интернет-зависимости) 1,02 ± 0,14** 1,25 ± 0,43 1,67 ± 0,48 1,12 ± 0,31**

3 группа (высокий уровень интернет-зависимости) 1,00 ± 0* 1,31 ± 0,47 1,62 ± 0,49 1,10 ± 0,31*

Примечание: Достоверные различия между пе различия между второй и третьей группами при р < 0,

В ходе исследования установлено, что между подростками первой и второй групп нет достоверных различий по показателям опросника МЭДОС-2 (развитие субъктных свойств личности), но эти показатели у них достоверно выше, чем в третьей группе

У зависимых подростков были выявлены следующие показатели интернет-зависимости: принадлежность к сетевой субкультуре; нецеленаправленность поведения; потребность в сенсорной стимуляции.

Зависимые подростки сталкиваются со следующими последствиями зависимости: нерациональное использование времени в Интернете; сужение личностного пространства до пространства в Интернете; восприятие Интернета как проективной реальности; одушевление Интернета; стремление перенести нормы виртуального мира в мир реальный.

Интернет-зависимые подростки реализуют функцию общения не в реальном обществе (что соответствует норме), а в виртуальном пространстве.

Между подростками первой и третьей, второй и третьей групп обнаружены достоверные различия по показателю «субъект самосознания», которые свидетельствуют о несформированности Я-концеп-ции, отраженном самоотношении, неадек-

й и третьей группами при р < 0,05; **достоверные

ватной самооценке и уровне притязаний, неразвитости потребности в достижениях.

В целом самый низкий общий уровень развития субъектных свойств наблюдается у подростков с высоким уровнем интернет-зависимости, что указывает на объектную внутреннюю позицию их личности.

По уровню развития волевых качеств личности между подростками первой и второй групп нет достоверных различий по показателям «решительность», «самостоятельность», «внимательность», но их показатели достоверно выше, чем в третьей группе. Показатель «настойчивость» в первой группе достоверно выше по сравнению со второй и третьей, во второй - по сравнению с третьей. Между подростками первой и третьей групп не имеется достоверных различий по показателю «выдержка», при этом самый высокий показатель выдержки обнаружен во второй группе (табл. 3). Подростки первой группы, имеют достоверно более низкий уровень выдержки по сравнению с членами второй группы. Ее недостаток компенсируется высокой настойчивостью и субъектной внутренней позицией личности. Поэтому они способны справляться со своим психическим состоянием и управлять своей деятельностью.

Таблица 3

Различия в уровне развития волевых качеств личности подростков с разным уровнем интернет-зависимости (в баллах)

Исследуемые волевые качества личности Первая группа (низкий уровень интернет-зависимости) Вторая группа (средний уровень интернет-зависимости) Третья группа (высокий уровень интернет-зависимости)

Ответственность 15,90 ± 3,18 15,91 ± 3,23 15,13 ± 3,17

Инициативность 15,38 ± 4,18 15,90 ± 4,96 14,79 ± 4,31

Решительность 13,24 ± 3,67 12,30 ± 3,98*** 10,79 ± 3,62**

Самостоятельность 12,03 ± 3,53 11,86 ± 3,35*** 10,54 ± 3,31**

Выдержка 17,45 ± 4,22* 19,11 ± 4,21*** 16,08 ± 4,86

Настойчивость 12,93 ± 2,57* 11,79 ± 3,28*** 10,42 ± 3,61**

Энергичность 19,03 ± 4,07 19,13 ± 4,93 17,58 ± 4,92

Внимательность 13,59 ± 3,20 14,24 ± 3,46*** 11,42 ± 3,14**

Целеустремленность 18,24 ± 3,68 18,55 ± 4,33 18,04 ± 4,66

Общий балл 137,79 ± 20,00 138,78 ± 21,80 124,79 ± 26,61

Примечание: *достоверные различия между пе различия между первой и третьей группами при р < 0. группами при р < 0,05.

У подростков третьей группы показатель «выдержка» также низкий. Это происходит потому, что у них недостаточно развиты такие качества, как самостоятельность, решительность, внимательность и настойчивость, что обусловливает неспособность контролировать свою деятельность в Сети и нежелание самостоятельно вернуться из виртуального пространства в реальный мир. Деятельность в Интернете оказывается для них самодостаточной.

Имея аналогичные (по сравнению с первой) и более высокие (по сравнению с третьей) группами показатели качеств «решительность», «самостоятельность», «внимательность», подростки со средним уровнем интернет-зависимости имеют достоверно высокий показатель «выдержка» по сравнению с первой и третьей группой, но показатель

рвой и второй группами при р < 0,05; **достоверные 05; ***достоверные различия между второй и третьей

«настойчивость» ниже, чем у первой, и выше, чем у третьей группы. Названные качества могут как способствовать развитию зависимости, так и препятствовать ей в соответствии с реальной социальной ситуацией развития.

В результате корреляционного анализа обнаружена достоверная обратная зависимость между показателями «субъект самосознания», «общий балл субъектности личности» опросника МЭДОС-2 Р.В. Овчаровой и показателем «общий балл интернет-зависимости» опросника Е.А. Щепилиной. Чем лучше развиты свойства субъекта самосознания и общая субъектность личности, проявляющиеся в ее субъектной позиции, тем меньше выражено зависимое поведение подростка (табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень корреляции параметров опросника МЭДОС-2 и опросника «Восприятие Интернета»

Таблица 4

Коррелируемые параметры (*корреляционные связи при р < 0,05) Субъектные свойства личности Общий балл субъектности личности

Субъект самосознания Субъект общения Субъект деятельности

Общий балл интернет-зависимости -0,24* -0,04 -0,01 -0,15*

Примечание: * - корреляционные связи при р < 0.

Выявлена достоверная обратная зависимость между показателями опросника ВКЛ «решительность», «самостоятельность», «выдержка», «настойчивость», «эн ргичность» и «внимательность» и показателем «общий балл» опросника Е.А. Щепилиной. Чем выше данные показатели опросника ВКЛ, тем ниже уровень интернет-зависимости (табл. 5).

Таблица 5

Уровень корреляции волевых качеств личности и интернет-зависимости подростков

05.

Волевые качества личности Восприятие Интернета. Общий балл

Ответственность -0,06

Инициативность 0,003

Решительность -0,24*

Самостоятельность -0,17*

Выдержка -0,14*

Настойчивость -0,29*

Энергичность -0,17*

Внимательность -0,22*

Целеустремленность -0,07

Общий балл -0,22*

Примечание: *корреляционные связи при р < 0,05.

Следовательно, если подростки осознают свои цели и потребности, имеют высокий уровень самоконтроля, они способны осуществлять деятельность в соответствии с поставленными задачами в той среде, которая для них в данный момент эмоционально более предпочтительна - в Интернете или в обществе, они могут стать как интернет-зависимыми, так и интернет-независимыми. Об этом может свидетельствовать то, что показатели «ответственность», «инициативность», «целеустремленность» во всех трех группа не имеют

достоверных различий. Главную роль в дальнейшем развитии подростков, их выборе отношения к интернет-среде играет субъектная позиция личности, проявляемая в деятельности. Подросток исходит из внутренней позиции личности и полностью реализуется в той деятельности, которая значима для него.

Схожие в группах баллы по показателю «ответственность» объясняются тем, что ответственность имеет несколько модальностей. Если принять, что в первой группе субъект ответственен перед обществом, то во второй ответственность субъекта направлена на себя и на ту часть общества, которая обеспечивает реализацию его мотивов и целей. В третьей же группе ответственность субъекта направлена только на себя: субъект ответственен думает только о реализации своих целей и потребностей. В таком случае Интернет является единственной средой, где он может реали-зовывать свои потребности. При утрате способности отграничивать реальность от вымысла, фантазий интернет-зависимый подросток будет переносить свои интернет-действия в общество, сохраняя при этом ответственность только перед собой, что в результате может привести к девиациям.

Выводы.

Результаты исследования показывают, что Интернет-зависимыми становятся подростки с несформированной внутренней позицией личности, то есть те, у которых имеются системные нарушения личностного развития, затрагивающие процесс становления субъектных свойств, в частности самосознания, общения и учебной деятельности. Низкий уровень развития эмоцио-

нально-волевых качеств личности не дает им возможности самостоятельно решать задачи в процессе деятельности и брать на себя ответственность.

подростка, он способен быть ответственным и контролировать свое поведение, общение и деятельность.

Влияние интернет-среды на подростка с несформированной внутренней позицией личности при имеющихся данных нарушениях приводит к зависимому поведению. Интернет - идеальная среда, находясь в которой такой подросток может реализовать свои потребности без критики со стороны общества и самокритики. Интернет способен отвлечь подростка от реальных роблем, результатом чего является дисгармоничное развитие. Напротив, когда в процессе становления личности формируется внутренняя субъектная позиция личности

Таким образом, формирование субъектной позиции в сочетании с развитием волевых качеств личности можно рассматривать как факторы противостояния влиянию Интернета и профилактики интернет-зависимости подростков.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности реализовать дифференцированный подход в работе с подростками с разным уровнем интернет-зависимости, уровнем развития субъектных свойств, волевых качеств и внутренней позиции личности.

* * *

1. Аркадьев Г.И. Психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий // Развитие личности. 2000. № 2. С. 141-147.

2. Вачкова С.Н. Особенности сетевых форм коммуникации современных школьников // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5, № 4. С. 135-144.

3. Влияние компьютерной зависимости на психику подростков. URL: https://narasputye.ru/ archives/author/manager 30.08.2017 (дата обращения: 24.12.2017).

4. Дроздикова-Зарипова А.Р., Валеева Р.А., Шакурова А.Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков группы риска: теория, практика. Казань : Отечество, 2012. 280 с.

5. Егоров А.Ю. Интернет-зависимости // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / ред.-сост. А.Е. Войскунский. М. : Акрополь, 2009. С. 29-55.

6. Коптелова Н.И. Интернет-зависимость среди подростков как психолого-педагогическая проблема // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 11. С. 3101-3105. URL: http://e-koncept.ru/2016/86655.htm (дата обращения: 24.12.2017).

7. Кузнецова О.В., Скрыльникова Н.И. Компаративный анализ направлений исследований в области киберпсихологии в России и за рубежом // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6, № 4. С. 66-76.

8. Young K.S., Nabuco de Abreu C. Internet Addiction: A handbook and guide to evaluation and treatment. New Jersey : John Wiley & Sons Inc., 2011. 315 p.

9. Weinstein A., Lejoyeux M. Internet addiction or excessive Internet use // The American Journal of Drug and Alcohol Abuse. 2010. August. № 36(5). P. 277-83.

10. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков. Курган : Курганский гос. ун-т, 2008. 365 с.

11. Чумаков М.В. Эмоционально-волевая регуляция деятельности (структура, типы, особенности функционирования в социальном взаимодействии) : монография. Курган : Курганский гос. ун-т, 2007. 259 с.

12. Щепилина Е.А. Опросник «Восприятие интернета». URL: https://cyberpsy.ru/tests/ oprosnik-vospriyatie-interneta-shchepilinoj/ (дата обращения: 24.12.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.