УДК 159.923.2
СУБЪЕКТНОСТЬ КАК РЕСУРС ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА*
А. С. КИРСАНОВА - ФГОБУ ВПО АГУ E-mail: [email protected]
Аннотация
В данной работе анализируются понятия «субъектность» и «психологически безопасное образовательное пространство». Раскрывается взаимосвязь субъектности и самореализации с психологическим здоровьем личности. Также рассматриваются адаптивность личности и феномен выученной беспомощности.
Ключевые слова: субъектность, самореализация, психологически безопасное пространство.
Интенсивное развитие общества ведет к усложнению его структуры, изменению характера межличностных отношений, «размытию» социальных ролей и норм. Такие изменения способствуют нарастанию неопределенности в социуме, что может стать причинами тревоги и стресса у населения. В частности, негативное воздействие изменений могут испытывать на себе студенты высших учебных заведений, так как их будущее имеет минимальную определенность. Также имеет значение, что многие молодые люди переживают нормативные (кризис юности, кризис профессионального самоопределения) и ненормативные кризисы (экзистенциальный, семейный и др.). Конечно, эти и другие факторы отрицательно влияют на психологическое здоровье обучающихся, что в свою очередь может детерминировать девиантное поведение и личностные деструкции. Для преодоления вышеуказанных проблем необходимо формирование психологически безопасного образовательного пространства вуза.
Опираясь на концепцию И.А. Баевой о психологически безопасной образовательной среде [2], мы выделили следующие компоненты психологически безопасного образовательного пространства: эффективное межличностное взаимодействие, способствующее развитию психологически здоровой личности, которая характеризуется положительным отношением к среде, удовлетворением потребности в позитивном взаимодействии, психологической защищенностью, она готова к диалогу и сотрудничеству, и обладает социально-психологической умелостью. На наш взгляд, наиболее значимым структурным компонентом является психологически здоровая личность, но при этом не стоит забывать и о влиянии среды на индивида. Особенно воздействие среды может ощущаться студентами-первокурсниками, которые оказались в новом образовательном учреждении, среди незнакомых людей, как других студентов, так и преподавателей. Именно в такой необычной ситуации человек, который готов благожелательно относиться к среде, взаимодействовать с другими людьми на уровне диалога и сотрудничества, может успешно адаптироваться к уже изменившимся и ёще изменяющимся условиям. Безусловно, существует фактор, который влияет на поведение человека, выстраивает линию его поведения, определяет направленность личности и её потребности. По нашему мнению, данный феномен можно обозначить субъектностью человека. Данное понятие довольно полно рассматривается в работах отечественных психологов, что способствует его теоретическому анализу и практическому применению.
* Научный руководитель: к.псх.н.,доцент Т.Г. Волкова
Л.Д. Демина и И.А. Ральникова связывают субъектность с психологическим здоровьем личности, считая, что именно субъектность является его детерминантой [3]. Далее авторы выделяют индивидуальную и социальную субъектность. Индивидуальная субъектность заключается в индивидных, индивидуальных, потребностно-мотивационных свойствах личности, которые влияют на адаптивное поведение человека и его адаптивность как свойство личности. Социальная субъектность рассматривается как способность индивида к решению общественно значимых задач, достижению социальных целей, к эффективному использованию в своих целях социально-организационных мер, общественных институтов. Социальная субъектность показывает степень социализации, уровень освоения социальных ролей, социальный потенциал, социальную активность субъекта.
С. Л. Рубинштейн рассматривает субъектность человека как позицию творца собственного жизненного пути. По его мнению, она инициирует все виды человеческой активности, способствует её результативности [7]. А.К. Осницкий считает, что субъектность - это целостная характеристика активности человека, обнаруживаемая в деятельности и поведении человека [6]. Также автор вводит понятие «субъектной активности», которая развивается самим субъектом, им самим организуется и контролируется. Очевидно, что субъектность определяет уровень активности индивида при реализации жизненного плана. Субъектность детерминирует активность, позволяя личности ставить цели и добиваться их. Проявляя субъектность, человек полно функционирует в обществе, свободно изъявляет собственную волю и принимает на себя ответственность за своё поведение.
Также интересным для нас является понятие «активность», которое раскрывает К. А.Абульханова, подразумевая под активностью движущую силу, источник пробуждения в человеке его «дремлющих потенциалов» [1]. Активность индивида должна всегда сопровождать деятельность, иначе жизнь человека превратится в удовлетворение сиюминутным потребностей, то есть будет лишена перспективных целей, наличие которых отличает человека от животных. Принципиальное отличие активности и деятельности состоит в том, что деятельность исходит из потребности в предмете, а активность - из потребности в деятельности. То есть активность определяет деятельность (с ее структурами, функциями), мотивы, цели, направленность, желание (или нежелание) осуществлять деятельность. Именно активность и деятельность открывают возможности для самореализации человека. Самореализация - это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени.[4] Как видно из определения, данного Л. А. Коростылевой, самореализация связана с деятельностью человека, следовательно, появляется мотив деятельности, детерминирующий самореализацию человека. Именно устойчивые мотивационные образования могут обуславливать самореализацию личности: происходит воплощение устойчивых мотивов в жизнь через деятельность.
Успешная адаптация студентов к новому образовательному пространству и дальнейшее эффективное обучение позволит им реализовывать себя как в стенах вузах, так и в будущей профессиональной сфере. Самореализация так же как и субъектность влияет на психологическое здоровье студентов. Нежелание или неспособность студентов принимать активное участие в учебном процессе может быть связано с феноменом «выученной беспомощности», рассматриваемой в социальной психологии. Например, люди, пребывающие в подавленном настроении или в депрессии, становятся пассивными, ибо убеждены в бесполезности каких бы то ни было усилий: они страдают от того, что может быть названо «параличом воли», пассивной покорностью и даже нежеланием двигаться [5]. Степень самоконтроля в таких ситуациях невелик, а для личности он важен, так как позволяет делать осознанный выбор, помогает бороться со стрессовыми ситуациями, решать внутренние конфликты и кризисы. При ощущении, что контроль над собой и внешними обстоятельствами потерян, человек чувствует себя беспомощным. При длительной потери самоконтроля, личность закрепляет в поведении выученную беспомощность. Такой феномен
можно обнаружить и внутри стен образовательных учреждений. С начальных этапов образовательного процесса школьникам ставятся рамки обучения в виде бессмысленного заучивания правил и решения задач только по заданной учителем схеме. При неправильном выполнении заданий ученик отмечается неудовлетворительной оценкой. Так ребенок лишается возможности синтезировать знания, его приучают брать уже готовый материал, что может формировать беспомощность при выводе новых знаний на последующих этапах обучения. Возможно, поэтому многие студенты отличаются пассивностью в образовательном процессе, так как заведомо считают себя неспособными к обучению. Безусловно, существуют и другие феномены, которые блокируют субъектность и самореализацию человека, что ведет к нарушению психологического здоровья участников образовательного процесса. Для предотвращения этих и других проблем необходимо создание и реализация в стенах вузов тренинговой программы, психопрофилактических мероприятий, направленных на устранение внутриличностных и межличностных конфликтов, развитие субъектности обучающихся, выявление и предотвращение барьеров самореализации. Посредством вышеперечисленных мер откроется возможность для формирования психологически безопасного образовательного пространства вуза, что повысит качество образования и увеличит количество высококвалифицированных специалистов.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 158 с.
2. Баева И.А.Тренинги психологической безопасности в школе. — СПб.: Речь, 2002. — 251 с.
3. Демина Л. Д. Ральникова И. А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности Учебное пособие, 2000, Изд-во Алтайского государственного университета, 123 с.
4. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности. - СПб.: Речь, 2005. - 222с.
5. Майерс Д. Социальная психология, СПб.:Прайм-Еврознак,2002. - 512 с.
6. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии: научный журнал. - 1996. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1996/961/961005.htm (дата обращения: 4.12.2014)
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - 684 с.
OF SUBJECTIVITY AS A RESOURCE FOR FORMATION OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY
A.S. KIRSANOVA - FGOBUHPE ASU
Abstract
This paper analyzes the concept of "subjectivity" and "psychologically safe educational environment." Reveals the relationship of subjectivity and self-realization with the psychological health of the individual. It also discusses the adaptability of the individual and the phenomenon of learned helplessness.
Keywords: subjectivity, self-realization, psychologically safe space.
References
1. Abulkhanova Slavskaya K.A. Life strategy. - M .: Thought, 1991. - 158 p.
2. Baeva I.A.Treningi psychological safety in school. - SPb .: Speech, 2002. - 251 p.
3. Demina L.D. Ralnikova IA Mental health and protective mechanisms of personality Textbook, 2000, Publ Altai State University, 123 p.
4. Korostyleva L.A. Psychology of personal fulfillment. - SPb .: Speech, 2005. - 222c.
6. D. Myers Social Psychology, St. Petersburg.: Praym-2002. - 512.
7. Osnitsky A.K. Problems of research subject activity // Questions of psychology: the scientific journal. - 1996. - № 1 [electronic resource]. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1996/961/961005.htm (date accessed: 12/04/2014)
8. Rubinstein S.L. Fundamentals of General Psychology. - M., 1946. - 684 p.