Райчева Е.Ю.
Субъектность и самоотношение личности: инверсия гендерных ролей
В статье описаны результаты теоретико-эмпирического исследования гендерных различий по отношению к выраженности субъектности и самоотношения личности студентов мужского и женского пола. Выявлена инверсия гендерных ролей - способность мужчин и женщин брать на себя традиционно не закрепленные за ними роли.
Ключевые слова: субъектность и самоотношение личности, гендерные различия, инверсия гендерных ролей.
Системообразующим и регулирующим фактором субъектной активности личности является самосознание, а его результатом - самоотношение, которое может быть раскрыто лишь в контексте реальных предметных и социальных отношений субъекта, за которыми стоят мотивы, связанные
с самореализацией его как личности. При этом отмечается необходимость учета гендерных различий в процессе развития субъектной активности личности, ее самосознания и самоотношения. Однако существует противоречие между необходимостью развития качеств субъектности личности студентов с учетом их гендерных различий и слабым представлением об особенностях гендерного самосознания обучающихся.
В психологии существует три подхода к изучению гендерного развития личности: влияние процесса социализации, влияние биологических процессов, одновременное влияние социальных и биологических процессов. В рамках каждого из них получены многочисленные, нередко противоречивые данные. Материал для размышлений дают также исследования по вопросам развития субъектности личности как развития ее самосознания, развития самосознания посредством рефлексии, самоотно-шения как компонента самосознания.
При субъектно-объектном самоотношении позиция личности в адрес самой себя - внешний наблюдатель (дистанцированность). Как другие, так и собственное «Я» выступает объектом манипулирования. Субъектно-субъектное же самоотношение осуществляется с позиции внутреннего наблюдателя, эмоции здесь определяются состоянием удовлетворения и фрустрацией потребностей, связанных с самореализацией и поиском смысла жизни [5].
В эмпирической части нашего исследования проверялась гипотеза о том, что гендерные факторы по-разному влияют на субъектность и самоотношение личности студентов, как и субъектности на самоотно-шение; влияние гендерных различий на субъектность и самоотношение личности студентов обусловлено социальным контекстом гендерного развития личности. Методами исследования служили: 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла; опросник «Самоотношения» В.В. Столи-на и С.Р. Пантелеева; опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинд; тест-опросник мотивации достижения А. Махрабиана (модификация М.Ш. Магомеда-Эминова), опросник рефлексивности В.Н. Карандашева, «Самоактуализационный тест» - САТ (Л.Я. Гозман и др.).
Испытуемыми в нашем эмпирическом исследовании выступили 200 студентов четвертого курса технического вуза - 100 юношей и 100 девушек, в возрасте 20-21 года. Предметом исследования были гендерные различия в личностных факторах, связь между личностными факторами и факторами субъектности личности, связь между личностными факторами и факторами самоотношения, связь между факторами субъектности и факторами самоотношения личности.
Педагогика и психология
Проблемы практической психологии
Оказалось, что у девушек, в отличие от юношей, выявлено более сильное влияние личностных факторов на факторы самоотношения (в 2 раза) и факторы субъектности (в 2,5 раза), а также типично «мужские» личностные качества - доминантность, беспечность, смелость и уверенность, контроль желаний. У девушек, генетически более склонных к стереотипным и шаблонным психическим процессам, развиваются маскулинные качества: высокая поисковая активность, творческое мышление, работа с внеконтекстным материалом (охват всех сторон самоактуализации), воля (наличие определенных личностных качеств и большая, чем у юношей, интернальность, что может объяснять лучшее осознание девушками себя в качестве субъекта), склонность к риску, ориентировка на собственное мнение, хорошая произвольная саморегуляция, постановка целей, контроль, самоанализ и самопознание. Таким образом, развитие субъектности у девушек происходит не только через самоосознание, но и через поступки, что обычно больше свойственно мужчинам. У девушек развивается «мужская» стратегия поведения, связанная с прогрессивным развитием личности.
У девушек некоторые факторы субъектности, самоотношения и интер-нальности, влияя на «проблемные» факторы (склонность к чувству вины и фрустрированность), понижают их уровень, при этом повышают уровень таких факторов, как эмоциональная уравновешенность, доминантность, смелость, уверенность, консерватизм и контроль желаний. Выявленные у девушек внутренние противоречия между «проблемными» и «прогрессивными» факторами, возможно, связанные с переживанием ими конфликтных смыслов самосознания (по А.Н. Леонтьеву), в основе которых лежит мотивационный выбор между двумя целями - мужской (интеллектуальной) и женской (семейно-бытовой), могли способствовать развитию «мужских» качеств. По выявленным показателям, девушки, по сравнению с юношами, демонстрируют лучшую социальную адаптацию: с одной стороны, развитие маскулинных качеств уменьшает их внутренние противоречия, с другой - способствует развитию субъектности и самоотношения.
У юношей, в отличие от девушек, выявлено слабое влияние личностных факторов на факторы самоотношения и факторы субъектности; они меньше влияют на все жизненные сферы. У юношей отмечается личностная зависимость от группы и от внешних факторов: невысокий уровень влияния почти во всех жизненных сферах (кроме сферы межличностных отношений, хотя этот показатель у девушек также выше). Это может свидетельствовать о их слабых волевых качествах, несклонности
к риску и невысокой произвольной регуляции поведения; низком уровне самоанализа, самопознания и творческого потенциала.
У юношей выявлено качество «склонность к чувству вины» (вместо противоположного качества - «самоуверенность»), уровень фактора «компетентность во времени» (одновременное самоосознание и осознание ситуации) гораздо ниже, чем у девушек. Для юношей субъектность -не саморазвитие, а достижение быстрого успеха.
Юношам с генетически присущими им более дифференцированными и экономичными мыслительными процессами сложнее выполнять одновременно две функции: адаптацию и самореализацию, это биологически больше свойственно женщинам. По-видимому, потребность в безопасности, в основе которой лежит социальная адаптация, стала для юношей препятствием для «процесса роста», они перешли на частные, стереотипные стратегии поведения, связанные с достижением быстрого успеха и не предусматривающие длительного поиска и само-осознания.
В то же время выявленные в нашем исследовании гендерные различия личности студентов опровергают некоторые общепризнанные факты. Это касается наличия у женщин консервативных качеств, а у мужчин - прогрессивных; преобладания у женщин аналитического мышления только на эмоционально-чувственной основе, выполнения ими в основном шаблонных задач, а у мужчин - глубины усвоения знаний, работы с вне-контекстным материалом, лучшей регуляции поведения и рефлексии -самоанализа и процесса самопознания, большей значимости волевых качеств.
Не подтвердилось также преобладание у женщин способа достижения самоактуализации через процесс самоосознания, а не через поступки, а также наличие у них качеств импульсивности, конформности, слабого стремления к лидерству, а у мужчин - самостоятельности, доминантности, независимости, при наличии внутреннего локуса контроля -осознании себя как субъекта, способного влиять на внешние события. Оказалось невыраженными также преобладание у женщин функции стабильности и надежности, а у мужчин - функции риска и прогресса; не подтвердилось преобладание у женщин мотивации достижения успеха, связанной в большей степени с материальным положением и в меньшей - с духовными ценностями и креативностью, и ориентированность женщин в большей степени на межличностные отношения, преобладание у них переооценки времени, связанной с их большей тревожностью.
Выявленные нами эмпирические факты положительно коррелируют с данными социальных гендерных исследований. В России изменение
Педагогика и психология
Проблемы практической психологии
социального контекста общественного развития, при котором социально-экономическая адаптация населения стала доминирующим процессом, привело к изменению характера гендерной социализации, связанного с преодолением форм традиционного сознания и самосознания, что ознаменовало собой инверсию гендерных ролей - способность мужчин и женщин брать на себя роли, традиционно за ними не закрепленные [2]. Это могло обусловить и гендерные противоречия в развитии субъ-ектности и самоотношении личности студентов: у девушек - между реализацией женской идентичности (репродуктивным предназначением) и самоактуализацией, а у юношей - между самоактуализацией и адаптацией. Так изменение внешнего, социокультурного контекста влияет на внутренний гендерный контекст развития личности, изменяя ее состояния, установки, отношения, знания, опыт, а также психофизиологические и личностные особенности.
Выявленные факты помогают понять специфику гендерного самосознания студентов и позволяют подбирать формы, методы и условия обучения с учетом гендерной дифференциации. Результаты и выводы исследования могут быть использованы в работе вузовской психологической службы при составлении психологических программ гендерного развития субъектного самосознания личности студентов, а также в практике психологического консультирования.
Библиографический список
1. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебн. пособие. СПб., 2005.
2. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2004.
3. Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике. М., 2010.
4. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Избр. психол. тр.: В 2 т. Т. 1. М., 1983.
5. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.