Научная статья на тему 'Субъектность-детерминистичность способности самоуправления студентов в условиях инновационного профессионального образования'

Субъектность-детерминистичность способности самоуправления студентов в условиях инновационного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
147
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУПРАВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / СУБЪЕКТ (СУБЪЕКТНОСТЬ) / ДЕТЕРМИНАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SELF-PERSONALITY / SELF-REGULATION / SUBJECT (SUBJECTNESS) / DETERMINATION / INNOVATIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рокицкая Юлия Александровна

Статья посвящена проблеме исследования субъектно-детерминистичной природы становления способности самоуправления студентов в условиях инновационного профессионального образования. Обнаружены положительные корреляционные взаимосвязи показателей самоуправления как с субъектными, так и с «объектными» характеристиками личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjectness -the deterministic self-government ability of students in the conditions of innovative professional education

The subject-deterministic nature of formation of abilities of self-management of students in the conditions of innovative education is discussed. We observed positive correlations of indicators of the self as the subject and “object” characteristics of the individual.

Текст научной работы на тему «Субъектность-детерминистичность способности самоуправления студентов в условиях инновационного профессионального образования»

2. Musina V.P. Diagnostics of professional activity. Uchnyie zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2012. № 2 (84). P. 111-115. [in Russian].

3. Prostokishin V.M., Tkachenko G.A., Petrov S.V. On the question of mathematical methods in psychology. Nauchnyie issledovania i obrazovanie, 2016. № 21. P. 51-53. [in Russian].

4. Rubakov S.V. Modern methods of data analysis. Nauka. Innovatsii. Obrazovanie, 2008. № 7. P. 165176. [in Russian].

5. Timchenko I.N., Kuntz L.I. Professional orientation of students of psychology. Sovremennyie nauchnyie issledovania, 2011. № 3 (3). P. 13-17. [in Russian].

7. Ulyanov A.V. Types of personality psychology students. Mir nauki, kultury, obrazovania, 2015. № 3 (52). P. 267-269. [in Russian].

Сведения об авторах: Долгова Валентина Ивановна,

доктор психологических наук, профессор кафедра теоретической и прикладной психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-тай\ 23a12@list.ru

Information about authors: Dolgova Valentina Ivanovna,

Doctor of Sciences (Psychology), Academic Title of Professor,

Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology,

Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: 23a12@list.ru

Гольева Галина Юрьевна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра теоретической и прикладной психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-тай\ golevag.78@mail.ru

Goleva Galina Yurevna,

Candidate of Science (Psychology),

Associate professor,

Department of Theoretical

and Applied Psychology,

Chelyabinsk State Pedagogical University

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: golevag.78@mail.ru

УДК 378 ББК 74.480.4

Ю.А. Рокицкая

субъектность-детерминистичность

способности самоуправления студентов

в условиях инновационного профессионального образования

Статья посвящена проблеме исследования субъектно-детерминистичной природы становления способности самоуправления студентов в условиях инновационного профессионального образования. Обнаружены положительные корреляционные взаимосвязи показателей самоуправления как с субъектными, так и с «объектными» характеристиками личности.

Ключевые слова: самоуправление личности, саморегуляция, субъект (субъектность), детерминация, инновационное образование

о

IX

ф

Ii

H

о

X

р

S го

Œ Cû

о Го S О. гою о о s о

О X X -Û

ю ^

о ТО О X

о о с s

о о

¡5 ф &î

ü

ü Щ О

р « ii

.0 I

m ÊÛ Ü CÛ

Ф о ,0 ц

Ю о

О m

Y.A. Rokitskaya

subjectness -the deterministic self-government ability of students in the conditions of innovative professional education

The subject-deterministic nature of formation of abilities of self-management of students in the conditions of innovative education is discussed. We observed positive correlations of indicators of the self as the subject and "object" characteristics of the individual.

Key words, self-personality, self-regulation, subject (subjectness), determination, innovative education.

Инновационное профессиональное образование — стратегический ресурс социально-экономического прогресса и конкурентоспособности государства, позволяющего выйти на новые инновационные технологические рубежи. Ин-новационность, как формирующаяся парадигма современного образования, базируется на отказе от воспроизводства готового знания и формировании готовности обучающегося к планированию, принятию решений и действию в ситуациях, не представленных в опыте человека, в условиях интенсивного информационного обмена.

В фокусе актуального научного интереса педагогической психологии находится психология образовательной среды, формирующей свойства инновационной личности студента как субъекта инновационных процессов, выступающего генератором новых идей, создателем технологий их эффективного внедрения. «"Инновационный человек" - человек активный, деятельный, адаптивный, готовый к постоянным изменениям в экономическом развитии, в развитии науки и технологий в соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом» [4]. Как указывает С.Р. Яголковский, «практика реализации и внедрения инноваций зачастую выявляет значительные трудности на этом пути, которые могут быть обусловлены как организационными, так и психологическими причинами. Этим обусловлива-| ется необходимость и актуальность обра-^ щения к личности как главному ресурсу

инновационного развития» [8, с. 88]. < Одним из таких свойств предстает

2 самоуправление личности, в отрыве от

которого всякая инновационность маловероятна. Эффективность инновации, как процесса творческого, противоречивого, недерминированного существующими алгоритмами, определяется такими компонентами самоуправления личности, как анализом новой (неопределенной) ситуации, прогнозированием, целеполаганием, планированием, самоконтролем, самокоррекцией поведения (деятельности).

Вне поля зрения ученых остается проблема исследования обозначенного личностного образования студентов в условиях инновационного профессионального образования, с позиций системного и субъектно-деятельностного подходов, предполагающего рассмотрение категорий «самоуправление личности», «субъ-ектность» и «детерминистичность» в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Актуальность исследования способности самоуправления студентов в условиях инновационного профессионального образования имеет не только научный и практический, но и социальный аспекты: во-первых, студенчество -сензитивный период для актуализации способности к самоуправлению, время, когда решаются задачи личностного и профессионального самоопределения, определяются перспективы и цели в жизни, заметно укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, умение владеть собой, интеграция которых и определяет становление личностного самоуправления (В.И. Долгова, И.В. Дубровина, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Д.И. Фель-дштейн и др.); во-вторых, становление

способности самоуправления личности в контексте становящейся профессиональной деятельности, когда происходит активное формирование «индивидуального стиля деятельности» (Е.А. Климов), обусловливает профессиональную эффективность человека в будущем, поскольку «инновационное образование - это целенаправленный процесс воспитания и инновационного обучения человека, в результате которого у него развиваются творческие способности, формируются навыки самообучения, самосовершенствования, позволяющие ему приобретать знания и опыт для жизнедеятельности в обществе знаний. Под инновационным обучением подразумевается процесс самоорганизации познавательной деятельности обучаемым через развитие его индивидуальности» [7].

Отличительной чертой инновационной личности является зрелость и способность самостоятельно решать встающие перед ней задачи в контексте жизнедеятельности в глобальной информационной среде. Вместе с тем среда активно включается в организацию жизнедеятельности личности, социум обеспечивает достаточно жесткую сепарацию человеческой популяции по критерию адаптивности и успешности, выступая внешним детерминантом ее самоуправления на уровне поведения, общения, деятельности. Социальную обусловленность основных свойств личности признавали: К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Э.Ф. Зеер, С.Т. Посохова, А.А. Реан, Н.И. Сарджвеладзе, Дж. Хол-ланд, Э. Фромм, Э. Эриксон и др. Так Б.Г. Ананьев отмечает: «Многообразие связей личности с обществом, с различными социальными группами и институтами детерминирует интраиндивидуаль-ную структуру личности, ее внутренний мир» [цит. по 3, с. 46]. К.А. Абульхано-ва вторит: «Жизненный путь личности детерминирован самой личностью, с одной стороны, и объективными, пред-находимыми ей условиями, требованиями, событиями, обстоятельствами, эпохой, к которой она принадлежит, с другой стороны. Эти детерминанты никогда не совпадают друг с другом. Поэтому ка-

чества личности как субъекта жизненного пути проявляются в способе разрешения противоречий, возникающих на ее жизненном пути при осуществлении его организации» [1, с. 24].

Взгляд на самоуправление личности студента как на «субъектно-объектную» характеристику предполагает уточнение основных дефиниций (субъектность, самоуправление личности) с последующим нахождением координат последней на оси «субъектность-детерминистичность». В.А. Лабунская отмечает: «Как западная, так и отечественная психология пришли к осознанию необходимости научного поиска, обращенного к проблемам человека, являющегося субъектом преобразований. Такая направленность исследовательских интересов ни в коей мере не снижает интереса к проблемам детерминации содержания и функционирования внутреннего мира личности внешними, объективными обстоятельствами» [6, с. 88].

Психологическое понимание самоуправления на личностном уровне развивали: Н.А. Вагапова, Р.В. Габдре-ев, Г.Ш. Габдреева, Е.П. Ильин, В.К. Калин, Г.С. Никифоров, Н.М. Пейса-хов, О.А. Прохорова, Р.А. Шакуров, М.Н. Шевцов и др. Авторы анализируют структуру и особенности процесса самоуправления, взаимосвязь самоуправления с саморегуляцией личности, воздействие отдельных компонентов структуры самоуправления на поведение и результаты деятельности человека. Обозначенная исследовательская активность не устранила неопределенность дефиниции самоуправления личности. Нередко понятия «психическое самоуправление», «психологическое самоуправление», «самоуправление личности», «способность самоуправления», «психическая регуляция», «саморегуляция» отождествляются, используются без уточнения понятийного содержания.

Понятие «самоуправление» синтетично, и возможность его одномерного описания, сведения его к одному показателю вызывает сомнения. Термин «самоуправление» в отношении личности заимствован из немецкой литературы (selbstseuerung - самоуправление) и под-

о

IX

ф

Ii

н

о

X

р

5 «

О. ей

со

о Го ^

гою о о _ о о о

О X X -Q

ю ^ о <0

О X

о о

С S

0 о £ 8 gf

1 ! * о

о

fc.g ■ X

.0 I-

о о

X

Ё ф

X к

S ей о . ш

Ю о О m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

го ^

S ü

0

01 <

2

разумевает, что человеку присущи различные специфические формы самостоятельного управления поведением и психическими процессами.

В.К. Калин относит психическое самоуправление к высшим и наиболее сложным системным волевым качествам и трактует его как «способность и умение легко (быстро и с наименьшими затратами) создавать и поддерживать такую функциональную организацию, которая наиболее адекватна целям и условиям предметной деятельности. Это системное качество связано с тем, насколько глубоко знает человек особенности и закономерности функционирования своей психики» [2, с. 57], что указывает на рефлексивность анализируемого свойства.

В концепции самоуправления Н.М. Пейсахова самоуправление личности охарактеризовано как целенаправленное изменение поведения, в котором субъект самоуправления сам ставит цель, а структура самоуправления состоит из следующих элементов: анализа противоречий, прогнозирование, целеполагания, планирования, принятия решений, критериев оценки, самоконтроля, коррекции.

В лингвистике прибавление местоименного прилагательного само к тому или иному слову смыслообразуется в обозначении направленности действия на того, кто его производит. Самоуправление личности представляет собой активный процесс самоизменения при разрешении внутренних противоречий личности. Самоуправление своим поведением осуществляется с помощью сознания, и, по мнению Е.П. Ильина, предполагает «самостоятельность человека не только в принятии решения, но и в инициации действий, их осуществлении и контроле. Отсюда важной сущностью самоуправления является ее субъектность» [2, с. 59].

Руководствуясь логикой исследования, задаваемой субъектной парадигмой, необходимо уточнить, насколько основные компоненты самоуправления личности сопряжены с субъектно-стью личности. Сравнительный анализ представлений различных авторов (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский,

О.А. Конопкин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.К. Осницкий, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн) позволяет установить инвариантные для системной категории «субъект» элементы. К таковым следует отнести: активное, деятельностное начало человека, автономность, целостность, способность к сознательной саморегуляции, целеполаганию, рефлексии и саморазвитию, задействуя которые, человек осуществляет свои реальные отношения с действительностью [1; 5]. Работы обозначенных авторов содержат теоретические предпосылки для обоснованного представления способности самоуправления личности как субъектной характеристики, направленной на овладение собой и миром (преобразование себя и мира), что свойственно человеку как субъекту познания, деятельности, общения, отношений. При этом именно субъектность как особое свойство выступает характеристикой личности, конституирующей ее способность к осознанному самоуправлению, и отражает активное, деятельное отношение человека к себе и своей жизни.

Поскольку ключевая черта субъекта - активность, направленная на снятие неизбежно возникающих противоречий между желаниями, возможностями личности и требованиями общества (К.А. Абульхановой-Славская), то сама субъектность предстает «продуктом» внешней и внутренней детерминации. Способность личности регулировать жизнь, организуя ее как целое, подчиненное ее ценностям, и позволяет ей стать относительно независимой, свободной по отношению к внешним требованиям, давлению обстоятельств.

Процессы самоуправления личности инициируются внешними условиями, блокирующими стремление к самоэффективности в общении, поведении, деятельности. Психика не сводится к отражению и способна порождать и преобразовывать поведение. Неэффективность сложившихся алгоритмов действий определяет необходимость рационального анализа создавшихся условий и собственных ресурсов их освоения, стимулирует переформулирование цели, приводит к целенаправленному изменению

поведения, актуализируя механизмы самоуправления.

Способность личности к активному, осознанному выбору, селекции детерминирующих влияний, способность выбирать, преломлять и создавать эти детерминанты, т.е. способность преобразовывать то, что его детерминирует, привели к осознанию субъектно-детерминированной природе самоуправления личности. Самоуправление как особый вид интрапсихической деятельности, структурировано сознательно-волевыми компонентами, позволяющими человеку согласовывать и соподчинять объективные требования жизни с субъективными смыслами и целями, должное с желаемым.

Исследование субъектной природы психического самоуправления будущих психологов в условиях инновационного профессионального образования предполагает изучение сформированности основных структурных компонентов самоуправления с последующим корреляционным анализом взаимосвязи последних с субъектными и объектными характеристиками личности.

В качестве выборки исследования выступили студенты 4 курса обучающихся на факультете психологии ЧГПУ в количестве 56 человек. Для исследования были использованы психодиагностические методики: «Способность к самоуправлению» (Н. Пейсахов); «САТ» (Э. Шостром); «Опросник социально-психологической адаптации» (Даймонд-Роджерс); «Методика жизненного предназначения» (О. Мотков); «Опросник преодолевающего поведения» (В. Кондаков). Для обработки данных были использованы пакет-программы «SPSS 19.0 for WINDOWS».

Анализируя результаты исследования основных компонентов самоуправления студентов, следует отметить, что стержневые показатели у доминирующего числа студентов сформированы на среднем уровне. При этом обращают на себя внимание такие показатели самоуправления студентов, как: «Целеполагание», «Планирование» и «Оценка качества», которые у 1/3 выпускников педагогического вуза сформированы на уровне низком и ниже среднего.

Рис. 1. Результаты исследования способности самоуправления студентов 4-го курса (%, N-56 ч.)

Полученные результаты (рис.1) свидетельствуют о том, что у студентов недостаточно сформирована субъективная модель желаемого или должного. Процесс создания системы целей, соот-

несения их между собой и выбора предпочтительных, выбор средств достижения и установление объективных критериев качества, достигнутого для является стихийным.

V3 студентов,

ш О IX

ф

I-

о

X

ф к

р

5 «

о. ей

О Го

S i^ гою

о о

_ о

о £

О X

X -Q

ю ^

о <0

О X

о о

С S

0 о

8 f

1 ! * о

= а

£ g ■ X

.о х

8 is

Е i

са

ф о £ ц

Ю о О m

Понимание субъектности самоуправления личности нами было сформировано на основании анализа корреляционных взаимосвязей основных показателей самоуправления с субъектными и средо-во обусловленными (объектными) характеристиками личности.

В результате теоретического анализа к категории субъектных характеристик были отнесены: внутренний локус контроль, высокая осознанность жизненно-

го предназначения, действенность (активность) в достижении своего жизненного предназначения, конструктивность жизненного предназначения, доминирование, самоизменение, настойчивость, ценности самоактуализации. К объектным характеристикам нами были отнесены: адаптивность личности, внешний ло-кус контроля, ведомость, поиск помощи, фатализм, жизненное предназначение -исполнитель, ситуативная ориентация.

го

¡£ О

0_

<

2

Рис. 2. Корреляционные связи между показателями самоуправления, субъектными и «объектными» характеристиками личности

Анализ корреляционных взаимосвязей (рис. 2) позволяет констатировать взаимную обусловленность основных показателей самоуправления личности студентов и как с субъектными (20 статистически значимых взаимосвязей с теснотой от р<0,05, до р<0,001), так и с объектными характеристиками личности (12 статистически значимых взаимосвязей с теснотой от р<0,05, до р<0,001), отражающими его детермини-стичность. В модели корреляционных взаимосвязей самоуправления личности наибольшую положительную корреляционную активность имеют такие

субъектные характеристики, как: внутренний локус контроля, действенность (активность), самоизменение, и такие показатели детерминистичности, как: внешний локус контроля, самообвинение, исполнительность. Полученные результаты позволяют заключить, что жизнедеятельность человека, осуществляемая в пространстве между полюсами «субъектность-детерминистичность», опосредована механизмом самоуправления, что позволяет ему достигать аутентичного бытия, переструктурирования среды в соответствие со структурой личностных смыслов.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Ильин, Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.: ил.

3. Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / Л.В. Куликов. - СПб.: Питер, 2000. - 480 с.

4. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р.

5. Проблемы субъекта в психологической науке [Текст] / отв. ред.: А.В. Брушлинский [и др.]. -М.: Академический Проект, 2000. - 320 с.

6. Психология личности [Текст]: учеб. пособие / под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Ла- S бунской. - М.: Эксмо, 2007 - 653 с.

7. Шитов, С.Б. Инновационное образование в формирующемся обществе знаний [Текст] /

£ к

С.Б. Шитов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - со 1

2009. - № 4. - С. 35-41.

8. Яголковский, С.Р. Психология инноваций: подходы, методы, процессы [Текст] / С.Р. Ягол-ковский. - М.: Издательский дом высшей школы экономики, 2011. - 264 с.

References

1. Abulkhanova-Slavskaia K.A. The Strategy of life. M: Mysl, 1991. P. 299. [in Russian].

2. Ilyin E.P. Psychology ofwill. 2-eIzd. SPb.: Piter, 2009. P. 368 p.: Il. [in Russian].

3. Kulikov L.V. Personality Psychology in works by Russian psychologists. SPb, "Piter", 2000. P. 480. [in Russian].

4. About approval of strategy of innovative development of the Russian Federation for the period till 2020: decree of the RF Government from 08.12.2011 N 2227-R. [in Russian].

5. The problem of subject in psychological science. Ed. A.V. Brushlinsky [and others]. M.: Academicheskii Proect, 2000. - 320c. [in Russian].

6. Psychology of personality Ed. P. N. Ermakova, Professor V. A. Labunskaya.M.: Eksmo, 2007. P. 653. [in Russian].

7. Shitov S.B. Innovative education in the emergingknowledge society. Izvestia vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskiy region. Humanities, 2009. № 4. P. 35-41. [in Russian].

5 го ^ ей

to о Го S О. ГОЮ О О S О

О О

0 I

1 -Q

ю ^ о Го О I

о о

С S

0 о

1 !

ü i о

£ го

ii

-О X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ü ca

Ф о ^ ^

Ю о О m

8. Golkowski S.R. Psychology of innovation: approaches, methods, processes. M.: Izdatelskiy dom vyshey shkoly economiky, 2011. P. 264. [in Russian].

Сведения об авторе: Рокицкая Юлия Александровна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра теоретической и прикладной психологии, Челябинский государственный университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: rokguly@mail.ru

Information about the author: Rokitskaya Yulia Alexandrovna,

Candidate of Sciences (Psychology),

Associate Professor,

Department of Theoretical

and Applied Psychology,

Chelyabinsk State Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: rokguly@mail.ru

к го

S

О

□L <

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.