Научная статья на тему 'Субъектно-объектные отношения времени и человека в поэтическом языке И. Бродского'

Субъектно-объектные отношения времени и человека в поэтическом языке И. Бродского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
666
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / И. БРОДСКИЙ / МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / J. BRODSKY / TIME / SUBJECT-OBJECT RELATIONS / THE METAPHORICAL INTERPRETATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Штырлина Екатерина Геннадьевна

Статья посвящена изучению субъектно-объектных отношений времени и человека в поэтическом языке И. Бродского. Определена специфика функционирования и репрезентации лексемы время в идиостиле поэта с учетом своеобразия ее семантического объема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT-OBJECT RELATIONS OF TIME AND HUMAN IN POETIC LANGUAGE OF J. BRODSKY

Given article is devoted to the study of the subject-object relations in the poetic language of Brodsky. In article specificity of functioning and representation of concept «time» in poet’s individual style, taking into account an originality of its semantic volume is defined.

Текст научной работы на тему «Субъектно-объектные отношения времени и человека в поэтическом языке И. Бродского»

УДК 811.161.1

ББК 82.3 (2 Рос=Рус) 6

Штырлина Е.Г.

СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВРЕМЕНИ И ЧЕЛОВЕКА В ПОЭТИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ И. БРОДСКОГО

Shtyrlina E.G.

SUBJECT-OBJECT RELATIONS OF TIME AND HUMAN IN POETIC LANGUAGE OF J. BRODSKY

Ключевые слова: время, субъектно-объектные отношения, И. Бродский,

метафорическая интерпретация.

Key words: time, subject-object relations, J. Brodsky, the metaphorical interpretation.

Аннотация

Статья посвящена изучению субъектно-объектных отношений времени и человека в поэтическом языке И. Бродского. Определена специфика функционирования и репрезентации лексемы время в идиостиле поэта с учетом своеобразия ее семантического объема.

Abstract

Given article is devoted to the study of the subject-object relations in the poetic language of Brodsky. In article specificity offunctioning and representation of concept «time» in poet’s individual style, taking into account an originality of its semantic volume is defined.

Многие исследователи, занимающиеся изучением окружающей нас действительности, утверждают, что «наука на рубеже тысячелетий переходит в качественно новое состояние - науку о человеке, человеческой субъективности, т.е. в науку о нематериальной, но объективно существующей реальности, преобразующей бытующее представление о человеке и мире»1. В системе параметров, через которые человек всегда идентифицирует себя, временной конкретизатор относится к числу наиболее существенных показателей человеческого мировосприятия2, а следовательно, служит отражением целостной картины мира определенного этноса или отдельной языковой личности.

Время как основополагающий атрибут нашего бытия находит непосредственное выражение в языке, актуализируясь в единицах различных языковых уровней3. Особое воплощение временные лексемы получают в художественных текстах, поскольку наряду с основным номинативным обобщенным значением в языковых единицах реализуются индивидуализированные смыслы, генерируемые самим текстом4. Из такого понимания текстового поведения языковых единиц логически следует, что каждый конкретный текст имеет свое индивидуальное, только ему присущее функционально-семантическое поле художественного времени, единицы которого по-особому, оригинально и неповторимо реализуют темпоральную категорию5. В этой связи особый интерес для исследования

1 Ускеев, С.Ш. Время и пространство в рефлексии человеческой субъективности. - Улан-Удэ: Изд. Центра освоения времени жизненного роста, 1998. - С. 2.

2 Литвинникова, О.И. «Время» в художественной картине мира // Фило1о^. - 2010. - Т. 1-2. - №7. - С. 6068.

3 Матвеичева, Т.В. Специфика языковой экспликации пространственно-временных координат в сказочной модели мира: автореф. дис. ...канд. филол. наук. - Ставрополь, 2011. - 29 с.

4 Тураева, З.Я. Время грамматическое и время художественное (на материале английского языка). - М.: Высшая школа, 1979. - 219 с.

5 Тарасова, Е.В. Время и темпоральность. - Харьков: Основа, 1992. - 136 с.

представляет корпус поэтических произведений И. Бродского, в которых дается метафорический, аксиологически окрашенный, эмоционально маркированный образ времени.

В художественном языке И. Бродского особое воплощение находят субъектнообъектные отношения времени и человека, формирующие специальный метафорический тип, согласно которому «время и его отрезки уподобляются субъекту, совершающему какие-либо действия, обозначаемые глаголами преимущественно переходного типа, либо объекту, с которым подобные действия совершаются»6.

В качестве субъекта время в поэтическом языке И. Бродского преимущественно выступает с отрицательной коннотацией, формируемой лексическим окружением темпоральной единицы и особым индивидуально-авторским смыслом, характерным для соответствующего концептуального словоупотребления.

Время с точки зрения влияния на человека и окружающий мир представляется в художественном языке И. Бродского в ряде ключевых персонифицирующих метафор, доминирующей среди которых является «время - безличная сила, оказывающая разрушительное воздействие». В метафорах подобного рода время воспринимается как своеобразное живое существо, которое представляет собой некую силу, являющуюся каузатором изменений, происходящих в результате хода времени, т. е. «процессов, которые воздействуют на предметы в мире как бы сами собой, не будучи каузированы или

7 8

направлены человеком» ’ . Уподобляясь субъекту, оказывающему негативное влияние на человека и окружающую среду, время характеризуется в произведениях поэта ярко выраженной отрицательной оценкой, участвующей в формировании сложного темпорального образа, насыщенного индивидуально-авторскими смыслами и ассоциациями.

Метафорически осмысляемое воздействие времени на человека в художественном языке И. Бродского определяется преимущественно как приносящее вред и разрушение, а сама категория времени становится непосредственно связанной с идеей смерти. Именно в смерти поэт видит прародителя времени, ту первооснову, из которой время берет свое начало: время создано смертью («Конец прекрасной эпохи»)9. Наследуя от смерти стремление уничтожать всё существующее, время активно проявляет свою разрушительную сущность, нарушая гармонию мира и изменяя его по своему усмотрению. Способствуя исчезновению определенных явлений окружающей действительности, время влечет смену социокультурного фона, а следовательно, и образа жизни людей: Мир больше не тот, что был / прежде, когда в нем царили страх, абажур, фокстрот, / кушетка и комбинация, соль острот. / Кто думал, что их сотрет, / как резинкой с бумаги усилья карандаша, / время? Никто, ни одна душа. / Однако время, шурша, / сделало именно это. Поди его упрекни. / Теперь повсюду антенны, подростки, пни / вместо деревьев. Ни / в кафе не встретить сподвижника, раздавленного судьбой, / ни в баре уставшего пробовать возвыситься над собой / ангела в голубой / юбке и кофточке. Всюду полно людей, / стоящих то плотной толпой, то в виде очередей; / тиран уже не злодей, / но посредственность («Fin de Siecle»)10. Однако, лишив людей их обыденного существования, изменив их мировоззрение и жизненный уклад, время пытается оставить свой разрушительный отпечаток и на самом личном, что есть в жизни человека, постепенно превращая его самого в вещь: Все, что мы звали личным, / что

6 Катунин, Д.А. Время в зеркале русской языковой метафоры: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Томск: Изд-во ТПУ, 2005. - С. 9.

7 Коннова, М.Н. Концептуальная метафора как метод анализа темпоральной лексики [Сайт]. иКЬ: cognitive.rggu.ru/binary/object_23.1319436996.23122.doc (дата обращения: 27.03.2012).

8 Падучева, Е.В. К семантике слова время: метафора, метонимия, метафизика // Поэтика. История литературы. Лингвистика. Сборник к 70-летию Вячеслава Всеволодовича Иванова. - М.: ОГИ, 1999. - С. 773.

9 Бродский, И.А. Малое собрание сочинений. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. - С. 169.

10 Там же. - С. 505-506.

копили, греша, / время, считая лишним, / как прибой с голыша, / стачивает - то лаской, / то посредством резца - / чтобы кончить цикладской / вещью без черт лица («Строфы»)11. Такое понимание временной сущности определяется лексическим окружением самого слова время при наличии ярко выраженного семантического компонента «деструктивно воздействовать на что-либо», проявляющего в предикатах типа стереть, сточить, убить и др.

Результатом воздействия времени на человеческую плоть прежде всего оказываются старение и смерть: человек как бы существует заведомо во враждебной для него среде, осознавая ее пагубное влияние, ведущее в конце концов к его исчезновению. При этом время не просто отождествляется с приходом смерти (До встреч в могиле. / Близится наше время. /Ну, что ж? («Гладиаторы»)12), но и является ее основной причиной: Это -

13

время тихой сапой / убивает маму с папой («Представление») . Необходимо отметить, что метафорические сочетания, в которых уход человека из жизни связывается непосредственно со временем, относятся к числу окказиональных, поскольку русской языковой картине мира не свойственна типичная интерпретация времени, традиционно определяемая изменениями в жизни человека, происходящими постепенно и незаметно14,15.

Метафорически обозначая время как разрушительную силу, И. Бродский не забывает

персонифицировать ее, наделяя признаками и свойствами живого существа. Процесс

олицетворения наблюдается в поэтических текстах, в которых автор стремится придать

времени характер, демонстрирующий своеобразное отношение времени к

осуществляемым им действиям. Яркое воплощение в произведениях поэта находит

персонифицированный образ времени, выступающего всевластителем, требующим себе в

жертву не столько человека, сколько его чувства, мысли и воспоминания: Век на исходе.

Бег / времени требует жертвы, развалины. Баальбек / его не устраивает; человек /

тоже. Подай ему чувства, мысли, плюс / воспоминания. Таков аппетит и вкус / времени.

Не тороплюсь, / но подаю. Я не трус; я готов быть предметом из / прошлого, если таков

каприз / времени, сверху вниз / смотрящего - или через плечо - / на свою добычу, на то,

что еще / шевелится и горячо («Fin de Siecle»)16. Таким образом, время искажает не

только предметы и человека, но и его ценности, такие понятия как любовь, вера, красота:

«от великой любви остается лишь равенства знак» («Bagatelle»)17, «от всякой великой

18

веры остаются, как правило, только мощи» («Прощайте, мадмуазель Вероника») , «от лица остается всего лишь профиль» («Литовский дивертисмент»)19. Лексема время в такой интерпретации наделяется И. Бродским отрицательной оценкой и воплощает

губительную силу, которая своим итогом имеет разрушение и поглощение всего сущего:

20

Развалины есть праздник кислорода и времени («Открытка из города К.») .

Кроме того, время в поэтических текстах выступает и в роли своеобразного проводника, обеспечивающего переход в неземное существование: Мои слова, я думаю, умрут, / и время улыбнется, торжествуя, / сопроводив мой безотрадный труд / в соседнюю природу неживую. / <...> Поэта долг - пытаться единить / края разрыва меж

11 Там же. - С. 390.

12Бродский, И.А. Стихотворения и поэмы (основное собрание) [Сайт].

UrL: http:/lib.ru/BRODSKIJ/brodsky_poetry.txt (дата обращения: 3.04.2012).

13 Бродский, И.А. Малое собрание сочинений. - С. 540.

14Белякова, С.М. Образное представление времени в русских народных говорах II Вестник Тюменского государственного университета. - 2004. - № 2. - С. 149-153.

15Катунин, Д.А. Метафорические модели времени в русской языковой картине мира. Глава З I Резанова З. И., Мишанкина Н. А., Катунин Д. А. II Метафорический фрагмент русской языковой картины мира: ключевые концепты. Часть 1. - Воронеж: РИЦ ЕФ ВГУ, 2003. - С. 145-203.

16 Бродский И.А. Малое собрание сочинений. - С. 507.

17 Там же. - С. 364.

18 Там же. - С. 87.

19 Там же. - С. 200.

20 Там же. - С. 137.

душой и телом. / Талант - игла. И только голос - нить. /И только смерть всему шитью

21

- пределом («Мои слова, я думаю, умрут...») . Приведенный пример иллюстрирует

семантическое сближение слова время с лексемой смерть, которые в творчестве И.

Бродского зачастую выступают как контекстуальные синонимы. Кроме того, данный

поэтический фрагмент показывает, что время в художественном мире поэта предстает в

роли всеобъемлющей и всеохватывающей категории, способной противостоять даже

творчеству. Несмотря на всю силу разрушительного воздействия времени, в человеческом

мире, по мнению И. Бродского, существует нечто особенное, перед чем невластно даже

само время: Ибо время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии («Дорогая, я

22

вышел сегодня из дому поздно вечером.») . В указанном контексте автор использует персонифицирующую ментальную метафору, представляющую время в образе сущности, способной к умственным процессам.

Относясь к абстрактным понятиям, время в русской языковой картине мира характеризуется отсутствием формальной выраженности и каких бы то ни было визуальных, аудиальных или тактильных признаков. Однако в художественном тексте временная категория способна осознаваться как представленная материально при наличии различных способов своего воплощения: Жизнь — форма времени. Карп и лещ — / Сгустки его. И товар похлеще — / Сгустки. Включая волну и твердь / Суши. Включая смерть («Колыбельная трескового мыла»)23. Из данного контекста следует, что жизнь и смерть как противоположные и оппозиционные явления являются в какой-то степени родственными понятиями, берущими свое начало от времени. При этом их антиномия, несовместимость подчеркиваются поэтом в других произведениях: одна категория стремится отдалиться от другой во что бы то ни стало: Время жизни,

24

стремясь отделиться от времени смерти, / Обращается к звуку («Bagatelle») .

Время как категория бытия является для поэта доминирующей в сравнении с человеком. Несмотря на то, что человек является носителем времени, а порой даже его обладателем, время как главенствующая универсалия всего живого обретает власть над людьми, которые становятся полностью зависимыми от него. Результатом воздействия времени на человеческую плоть становится старение, неизбежность которого пугает человека: И снится старость. Никуда не деться / от старости... («Горбунов и Горчаков»)25. Признаки этого закономерного физиологического процесса ощущаются человеком (Сердце скачет, как белка, в хворосте /ребер. И горло поет о возрасте. / Это

- уже старение («1972 год»)26), видящем в старости приближение смерти: Старение! В теле все больше смертного. / То есть, не нужного жизни («1972 год»)27. Человек в произведениях поэта испытывает постоянное чувство обреченности, осознавая конечным

итогом своей жизни смерть: ... Человеку всюду /Мнится та перспектива, в которой он /

28

Пропадает из виду («Примечания папоротника») . Однако старение ведет человека не только к смерти, но и к превращению в вещь: Вот оно - то, о чем я глаголаю: / О превращении тела в голую /Вещь! Ни горе не гляжу, ни долу я, /Но в пустоту - чем ее ни

29

высветли («1972 год») . Как отмечает М.Б. Крепс, тема старения человека непосредственно связана с осознанием оппозиции «человек - вещь» как отношения переживающей свое существование и страдающей материи к материи бесчувственной, лишенной сознания30.

21 Бродский И.А. Стихотворения и поэмы (основное собрание) [Сайт].

URL: http:/lib.ru/BRODSKIJ/brodsky_poetry.txt (дата обращения: 3.04.2012).

22 Бродский, И.А. Малое собрание сочинений. - С. 505.

23 Там же. - С. 260.

24 Там же. - С. 364.

25 Там же. - С. 89.

26 Там же. - С. 218.

27 Там же. - С. 219.

28 Там же. - С. 512.

29 Там же. - С. 220.

30 Крепс, М.Б. О поэзии Иосифа Бродского. - Ann Arbor: Ardis, 1984. - 278 с.

Помимо этого время распространяет свою власть и на предметы и вещи, окружающие самого человека, подчас самые ненужные и второстепенные: Шум Времени, известно, нечем / парировать. Но, в свой черед, / нужда его в вещах сильней, чем / наоборот: / как в обществе или в жилище. / Для Времени твой храм, твой хлам / родней как собеседник тыщи / подобных нам («Архитектура»)31. Время является захватчиком того, что создано человеком, отнимая у него подчас все, чем он обладал в своей жизни: Там, наверху - / услышь одно: благодарю за то, что / ты отнял все, чем на своем веку / владел я. Ибо созданное прочно, / продукт труда / есть пища вора и прообраз Рая, / верней - добыча времени... («Разговор с небожителем»)32. Тем самым, «перед лицом времени человек и вещь ничем не отличаются друг от друга, представляя собой лишь сгустки материи, рано или поздно обреченные на распад»33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Время настолько захватывает человека, что тот постепенно сам начинает напоминать циферблат, который наряду с другими метонимами часов в поэзии И. Бродского выступает как символ пронизанности человека временем: На Прачечном мосту, где мы с тобой / уподоблялись стрелкам циферблата, / обнявшимся в двенадцать перед тем, / как не на сутки, а на век расстаться*4. Время, обретая власть над всем сущим, в конечном итоге ведет человека к смерти, сводя его к небытию: Вас убивает на внеземной орбите / отнюдь не отсутствие кислорода, / Но избыток Времени в чистом, то есть / без примеси вашей жизни виде («Эклога 4-я (Зимняя)»)35. Таким образом, ощущение человеком течения времени

- это ощущение им близости смерти.

Необходимо отметить, что время в текстах И. Бродского может быть интерпретировано и в роли субъекта, способного оказывать положительное влияние на жизнь людей. В таком случае время осознается как сущность, благотворно воздействующая на человека и привносящая в его жизнь положительно оцениваемые изменения: Время, текущее в отличие от воды / горизонтально от вторника до среды, / в темноте там разглаживало бы морщины / и стирало бы собственные следы («Развивая Платона»)36. Однако анализ текстов И. Бродского показал, что метафорические сочетания подобного типа крайне редки в творчестве поэта, а приведенный пример является лишь своеобразной иллюстрацией фантазий лирического героя, создающего в своем сознании иллюзорный мир, отличающийся от современной поэту действительности. На условность описываемой ситуации указывают предикаты, употребляемые автором исключительно в сослагательном наклонении: И там были бы памятники. Я бы знал имена / не только бронзовых всадников, всунувших в стремена / истории свою ногу, но и ихних четвероногих, / учитывая отпечаток, оставленный ими на/ населении города. И с присохшей к губе / сигаретою сильно заполночь возвращаясь пешком к себе, / как цыган по ладони, по

37

трещинам на асфальте /я гадал бы, икая, вслух о его судьбе («Развивая Платона») т.д.

Кроме того, время в творчестве И. Бродского способно концептуализироваться в метафоре «время-целитель», в которой оно выступает как субъект, способный ослабить или устранить негативные чувства и эмоциональные переживания героев: Но придет еще время - расстанешься с горем и болью, / И наступят года без меня с ежедневной

38

любовью («Посвящение Глебу Горбовскому») . В такой интерпретации время получает положительную оценку, осознаваясь как период, по прошествии которого человек может избавиться от тяжелых душевных потрясений: Потому что часы продолжают идти

31 Бродский, И.А. Малое собрание сочинений. - С. 501.

32 Там же. - С. 173.

33 Крепс, М.Б. О поэзии Иосифа Бродского. - С. 228.

34 Куллэ, В.А. «Поэтический дневник» И. Бродского 1961 года: (Формирование линейной концепции времени) // Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. - СПб.: Журнал «Звезда», 1998. С. 97-107.

35 Бродский, И.А. Малое собрание сочинений. - С. 438.

36 Там же. - С. 358.

37 Там же.

38Бродский, И.А. Стихотворения и поэмы (основное собрание) [Сайт].

ШЬ: Шр:/ИЬ.ги/ВКОБ§КИ/Ь1М5ку_рое1гу.1х1 (дата обращения: 3.04.2012).

непрерывно, боль / затухает с годами. Если время играет роль / панацеи, то в силу того, что не терпит спешки, / ставши формой бессоницы: пробираясь пешком и вплавь, / в полушарьи орла сны содержат дурную явь / полушария решки («Колыбельная трескового

39

мыла») . На необходимость протекания определенного количества времени, за которое человек способен что-либо понять и осмыслить, указывает и наречное сочетание со временем, аксиологически оцениваемое положительно: Когда-нибудь, со временем, пойму... («Гость»)40. В данном случае целесообразно говорить о времени, за которое человек способен прийти к нужным выводам и итогам. Однако, хотя время и может уподобляться в художественном мире И. Бродского средству, избавляющему от каких-либо недугов, даже оно оказывается неспособным справиться с некоторыми сложными, неоднозначными жизненными обстоятельствами: Как время ни целебно, но культя, / не видя средств отличия от цели, / саднит. И тем сильней - от панацеи («Роттердамский

дневник»)41.

Необходимо отметить, что помимо выше обозначенных метафорических образов, лексема время в поэтическом языке И. Бродского может быть представлена с нейтральной аксиологической характеристикой, выступая в роли судьи, оценивающего действия и поступки героев: Генерал! Только Время оценит вас, / ваши Канны, флеши, каре, когорты

42

(«Письмо генералу 2») . В такой интерпретации время мыслится как отдельный персонифицированный образ и уподобляется своеобразному эксперту, заключение которого признается человеком как окончательно верное и справедливое. Тем самым, можно сказать, что время в художественном языке И. Бродского способно выполнять аксиологическую функцию, оценивая результаты жизнедеятельности людей. Кроме того, время в творчестве поэта, приобретая признаки и свойства живого существа, наделяется способностью помогать человеку, оказывая ему спасение: Время спасет, коль они неправы. /Мне хватает скандальной славы («Речь о пролитом молоке»)43.

В художественном языке И. Бродского, как и в русской языковой картине мира, время метафорически может быть представлено и «в роли пассивного объекта воздействия, с которым человек способен производить разного рода манипуляции»44. Согласно подобной интерпретации, время в творчестве поэта осмысляется в качестве субстанции, находящейся в распоряжении человека, на что указывают употребляемые с темпоральной лексемой предикаты, которые обозначают принадлежность чего-либо человеку (терять, занять, скрашивать и т.д.): Чиня себе правеж, / душе, уму, / порою изведешь / такую тьму / и времени и слов, / что ломит грудь, / что в зеркало готов / подчас взглянуть («На прения с самим.»)45. Зависимость времени от человека, отраженная в стихотворениях И. Бродского, формирует образ времени-собственности, которое находится в полном распоряжении людей. Такое метафорическое представление времени прослеживается в контекстах, в которых темпоральная единица понимается как нечто, способное принадлежать кому-либо временно или постоянно, находиться в чьём-либо владении. Если основной метафорой, отражающей подобную интерпретацию, в англоязычной культуре является «время - деньги», то для русской ментальности и поэтического мира И. Бродского в частности такой троп является недостаточно частотным: Все-таки время - деньги, хотя неловко / Впрочем, что есть артрит если

39 Бродский, И.А. Малое собрание сочинений. - С. 257.

40Бродский, И.А. Стихотворения и поэмы (основное собрание) [Сайт].

ШЪ: Шр:/ИЪ.ги/ВКОВ8КИ/Ь1^8ку_рое1гу.1х1 (дата обращения: 3.04.2012).

41 Бродский, И.А. Малое собрание сочинений. - С. 372.

42 Там же. - С. 149.

43 Там же. - С. 130.

44 Катунин, Д.А. Метафорические модели времени в русской языковой картине мира. Глава 3 / Резанова З.И., Мишанкина Н.А., Катунин Д.А. / Метафорический фрагмент русской языковой картины мира: ключевые концепты. Часть 1. - Воронеж: РИЦ ЕФ ВГУ, 2003. - С. 197.

45 Бродский, И.А. Стихотворения и поэмы (основное собрание) [Сайт].

ШЪ: Шр:/ИЪ.ги/ВКОВ8КИ/Ь1^8ку_рое1гу.1х1 (дата обращения: 3.04.2012).

горит дуплет / как не потустороннее чувство локтя? («Корнелию Долабелле»)46. В творчестве поэта время осознается преимущественно в роли определенной материальной ценности, которая может быть приобретена или утрачена владельцем: И все-таки ведущая домой / дорога оказалась слишком длинной, / как будто Посейдон, пока мы там / теряли время, растянул пространство («Одиссей Телемаку»)47. Время составляет своеобразные запасы человека, которые могут быть использованы при необходимости: Спасибо, трагедия, за то, что ты откровенна, / как колуном по темени, как вскрытая бритвой

48

вена, / за то, что не требуешь времени, что - мгновенна («Портрет трагедии»)48. Кроме того, время в поэтическом языке И. Бродского способно выступать в роли ценного объекта, который можно взять в долг на какое-то время: ”И он ему сказал; и время занял” («Горбунов и Горчаков»)49.

Таким образом, согласно вышеприведенной интерпретации, человек становится обладателем времени, коим он может распоряжаться по своему усмотрению. Обозначая объект воздействия, время оказывается подчиненным человеку, который ощущает свою власть над ним: Так чем же мы сейчас разделены / с вчерашним днем. Лишь чувством новизны, / когда над прожитым поплачешь всласть, / над временем захватывая власть («Шествие»)50. Однако следует заметить, что указанный поэтический фрагмент иллюстрирует абсолютную силу человека лишь над прошедшим временем, а не над настоящим или будущим.

Тем самым, представление времени в качестве объекта воздействия реализуется в творчестве И. Бродского посредством традиционной метафорической модели «время-субстанция в распоряжении человека». Однако если в русской языковой картине мира данная модель актуализируется разными типами сочетаемости (упустить, наверстать, выиграть и т.д.), то в идиостиле поэта она представлена преимущественно предикатами со значением утраты времени (терять, извести), следствием чего является наличие в произведениях И. Бродского ярко выраженной идеи нехватки времени, жизненной необходимости в нем: Женился бы. Но времени в обрез («Из «Школьной антологии»»)51 или На шутки тоже требуется время. / Пока состришь, пока произнесешь, / пока дойдет. Да и в самой системе, / в системе звука часики найдешь («Мужчина, засыпающий один. »)52.

Вышеприведенные метафоры времени как собственности в силу своей конвенциональности и регулярности составляют наиболее продуктивный класс метафор, обозначающих время как объект воздействия. Однако в поэтическом языке И. Бродского наблюдаются и индивидуально-авторские, окказиональные метафорические сочетания, представляющие время в качестве пассивного объекта каких-либо осуществляемых действий. Так, например, в тексте поэта прослеживается употребление слова время с глаголом, обозначающим нанесение удара кому- или чему-либо: Здравствуй, трагедия,

53

одетая не по моде, / с временем, получающим от судьи по морде («Портрет трагедии»)53. В приведенном отрывке время предстает в роли живого существа (на что указывают определенные физиологические данные), которое оказывается под ударом своеобразного «судьи». Помимо этого окказиональное изображение времени наблюдается и в следующих контекстах, в которых время осмысляется как предмет, над которым производят определенные действия: И мы опять играем временами / в больших

46 Бродский, И.А. Малое собрание сочинений. - С. 621.

47 Там же. - С. 326.

48 Там же. - С. 583-584.

49 Там же. - С. 99.

50 Бродский, И.А. Стихотворения и поэмы (основное собрание) [Сайт]. ШЪ: Шр:/ИЪ.ги/ВКОВ8КИ/Ь1^8ку_рое1гу.1х1 (дата обращения: 3.04.2012).

51 Бродский, И.А. Малое собрание сочинений. - С. 64.

52 Бродский, И.А. Стихотворения и поэмы (основное собрание) [Сайт]. ШЪ: Шр:/ИЪ.ги/ВКОВ8КИ/Ь1^8ку_рое1гу.1х1 (дата обращения: 3.04.2012).

53 Бродский, И.А. Малое собрание сочинений. - С. 583.

амфитеатрах одиночеств, / и те же фонари горят над нами, / как восклицательные знаки ночи («Нет мы не стали глуше или старше.»)54 или И уже ничего не сниться, чтоб меньше быть, /реже сбываться, не засорять / времени («Как давно я топчу, видно по каблуку.»)55.

Таким образом, метафорически интерпретируясь в образе субъекта или объекта воздействия, время наделяется в поэтическом языке И. Бродского особыми индивидуально-авторскими смыслами, отражающими специфику писательского мировидения, особенности личностного восприятия категории времени и особые философско-метафизические установки поэта, через призму которых воспринимается им всё сущее.

Библиографический список

1. Белякова, С.М. Образное представление времени в русских народных говорах II Вестник Тюменского государственного университета. - 2004. - № 2. - С. 149-153.

2. Бродский, И.А. Малое собрание сочинений. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикс, 2012.

- 880 с.

3. Бродский, И.А. Стихотворения и поэмы (основное собрание) [Сайт]. URL: http:/lib.ru/BRODSKIJ/brodsky_poetry.txt (дата обращения: 27.03.2012).

4. Катунин, Д.А. Время в зеркале русской языковой метафоры: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Томск: Изд-во ТПУ, 2005. - 29 с.

5. Катунин, Д.А. Метафорические модели времени в русской языковой картине мира. Глава 3 I Резанова З.И., Мишанкина Н.А., Катунин Д.А. II Метафорический фрагмент русской языковой картины мира: ключевые концепты. Часть 1. - Воронеж: РИЦ ЕФ ВГУ, 2003. - С. 145-203.

6. Коннова, М.Н. Концептуальная метафора как метод анализа темпоральной

лексики [Сайт]. URL: cognitive.rggu.ru/binary/object_23.1319436996.23122.doc (дата

обращения: 27.03.2012).

7. Крепс, М.Б. О поэзии Иосифа Бродского. - Ann Arbor: Ardis, 1984. - 278 с.

8. Куллэ, В.А. «Поэтический дневник» И. Бродского 1961 года: (Формирование линейной концепции времени) /I Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. - СПб.: Журнал «Звезда», 1998. - С. 97-107.

9. Литвинникова, О.И. «Время» в художественной картине мира // Филоlogos. 2010.

Т. 1-2. - №7. - С. 60-68.

10. Матвеичева, Т.В. Специфика языковой экспликации пространственно -временных координат в сказочной модели мира: автореф. дис. . канд. филол. наук. -Ставрополь, 2011. - 29 с.

11. Падучева, Е.В. К семантике слова время: метафора, метонимия, метафизика II Поэтика. История литературы. Лингвистика. Сборник к 70-летию Вячеслава Всеволодовича Иванова. - М.: ОГИ, 1999. - С. 761-776.

12. Тарасова, Е.В. Время и темпоральность. - Харьков: Основа, 1992. - 136 с.

13. Тураева, З.Я. Время грамматическое и время художественное (на материале английского языка). - М.: Высшая школа, 1979. - 219 с.

14. Ускеев, С.Ш. Время и пространство в рефлексии человеческой субъективности.

- Улан-Удэ: Изд. Центра освоения времени жизненного роста, 1998. - 320 с.

54 Бродский, И.А. Стихотворения и поэмы (основное собрание) [Сайт]. ШЪ: http:/lib.ru/BRODSKIJ/brodsky_poetry.txt (дата обращения: 3.04.2012).

55 Бродский, И.А. Малое собрание сочинений. - С. 356.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.