Научная статья на тему 'Субъектно-институциональная сфера международной торговой системы'

Субъектно-институциональная сфера международной торговой системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
314
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъектно-институциональная сфера международной торговой системы»

Международные торговые отношения

СУБЪЕКТНО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ

O.K. ЧУНАЕВА, преподаватель кафедры международного и международного частного права Орловского государственного университета

Особенностью функционирования мировой экономики в XXI в. является превращение современного мирового хозяйства в единый организм. Мир вступает в новую эпоху — эпоху глобализации, поэтому появляется необходимость в совершенствовании механизма международно-правового регулирования экономических отношений в целом, и международных торговых отношений в частности.

Говоря о субъектах международной торговой системы, необходимо разграничивать два понятия: субъект международного торгового права и субъект международной торговой системы. Субъектами международного торгового права, по сущности международного права, могут быть только государства и международные организации, так как только эти субъекты по определению наделены правом участия в межвластных межгосударственных отношениях, т. е. имеют международную правосубъектность.

В западной литературе высказывается мнение, что транснациональные корпорации в современных условиях становятся субъектами международного права в связи с тем, что зачастую обладают большей политической и экономической мощью, чем некоторые государства. Но данное положение про-

1 Бирюков П.Н. Международное право. - М.: Юристъ,2000.-С. 49-51.

2 Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации.-М.: Международные отношения, 2003.- С. 101.

тиворечит общепринятой отечественной доктрине, дающей понятие субъекта международного права.1 Вместе с тем понятие « субъект международного торгового права» уже понятия «субъект международной торговой системы». В понятие «субъект международной торговой системы» включаются субъекты международного торгового права, а также частные лица, которые получили название «экономических операторов».2

Физические лица непосредственно участвуют в международных торговых отношениях, поэтому их включают в число субъектов международной торговой системы или «операторов» международных торговых отношений. Но в отличие от публичных субъектов государств и международных организаций правовой статус физических лиц в международной торговой системе определяется внутригосударственным правом, а не международным публичным. Вместе с тем на физических лиц распространяются нормы международного права МЭП/МТП в вопросах, касающихся определения их международно-правового статуса (граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев, лиц, просящих политическое убежище и т.д.).

Государства как субъекты международной торговой системы. Государства являются основными субъектами международного права, а значит, международного торгового права. Это первичные субъекты, так как международная правосубъектность,

под которой обычно понимается возможность и способность быть носителем международных прав и обязанностей, присуща государствам в силу самого факта их существования.

Основными признаками государства являются власть, территория, население и, конечно же, суверенитет. Государственный суверенитет — это верховенство государства на своей территории и в сфере международных отношений.

В.И. Лисовский отмечает, что «суверенитет — это независимость данной государственной власти от всякой другой власти как внутри страны, так и вне границ этого государства».3 Суверенитетом обладает любое государство с момента его возникновения. В экономической области государству также принадлежат суверенные права.

В современной российской науке существует точка зрения о том, что экономический суверенитет следует рассматривать в трех аспектах:

• как экономическое равноправие государств; это верховенство в экономических делах внутри страны и экономическое равноправие в международной публичной сфере;

• это не суверенитет в экономической области, а суверенитет экономического содержания (более широкое понятие);

• как юридическая категория, т.е. не связан с уровнем социально—экономического развития государств.4

В международной торговой системе по уровню экономического развития выделяют следующие группы государств:

• промышленно развитые страны: завершение процесса индустриализации, высокоразвитый социальный сектор и уровень благосостояния большей части граждан (США, Япония);

• новые индустриальные страны: развитие идет резкими темпами в последние десятилетия, в этих странах создана мощная современная промышленность и развивается социальная сфера (Тайвань, Южная Корея);

• развивающиеся страны: вступили в процесс индустриализации, развивают промышленность и социальную сферу (Индия, Мексика);

• страны с переходной экономикой: постсоциалистические страны, проходящие процесс ин-

3 Лисовский В.И. Правовое регулирование международных экономических отношений,—М.: Высшая школа, 1984,- С. 43.

4 Блищенко И.П., Дорма Ж. Экономический суверенитет юсу-дарства.-М.: Издательство РУДН, 2001.

5 Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Пакты о правах человека 1966 года и др.

те грации в мировую торговую систему (страны Восточной Европы и бывшего СССР). Помимо классификации стран по уровню экономического развития, существует разделение стран в зависимости от типа экономической системы.

• страны с командно-административной экономической системой (Куба, Северная Корея);

• страны с рыночной экономической системой (промышленно развитые государства и часть развивающихся);

• страны с «переходной» экономической системой (бывшие социалистические государства и республики СССР).

Несмотря на то, что в международном праве провозглашен принцип равноправна и суверенного равенства государств, т.е. государства должны взаимно уважать различия в историческом и социально—политическом развитии, во внутреннем законодательстве друг друга,5 в современных экономических отношениях заметен принцип дискриминации. Так, например, страны с командно-административной экономикой остаются практически за пределами международной торговой системы, платой за экономическую систему является изоляция от мировой торговли или экономические (в том числе и торговые) санкции.

Дискриминационные начала проявляются и в отношении стран с рыночной экономикой со странами с «переходной» экономикой. Но эта проблема носит временный характер, так как страны с «переходной» экономикой, в том числе и Россия, движутся с разными темпами, но по пути формирования рыночной экономики.

Торговая дискриминация ощущается не только между государствами с различными типами экономических систем, но и между государствами, которые являются либо не являются членами авторитетных экономических организаций. Например, соблюдая принципы цивилизованной торговли по отношению друг к другу, страны — члены ВТО ведут себя по отношению к странам, которые в этой организации не участвуют, совершенно иным образом. Страны — не участники ВТО зачастую становятся аутсайдерами на мировом рынке, в отношении их товаров могут быть установлены, например, ограничительные пошлины под предлогом антидемпинговых процедур. И вступление той или иной страны в ВТО — не панацея от всех бед, так как проблема торговой дискриминации шире, чем проблема участия и неучастия государства в конкретной экономической организации, даже если этой организацией является ВТО.

Что же касается участия государства в международных отношениях, то это участие может носить публично-правовой и частно-правовой характер. В публично-правовой сфере государства заключают соглашения по международной торговле товарами и услугами, договоры по вопросам торгового сотрудничества. Субъектами этих отношений являются субъекты МП/МТП: государства и международные организации; эти отношения регулируются международным торговым правом. Но те же самые субъекты могут быть участниками не только меж-дународно-правовых, но и гражданско-правовых отношений. Государства вправе от своего имени участвовать во внешнеполитической деятельности. Чтобы разграничить последствия участия государства в целях осуществления функций суверенитета и в коммерческихй целях, была разработана теория «функционального иммунитета». Согласно этой теории, если государство выступает носителем суверенной власти, то оно всегда пользуется иммунитетом, в том числе и в частно-правовой сфере (например, арендует участок земли для строительства дипломатического представительства). Если же государство выступает в качестве частного лица, занимаясь коммерческой деятельностью, то оно не пользуется никакими преимуществами и имеет те же права и обязанности, что и другие участники таких правовых отношений, т.е. государство по своему правовому статусу приравнивается к юридическим лицам.

Таким образом, наличие или отсутствие иммунитета зависит от функции государства: у государства — носителя публичной власти — иммунитет присутствует; у государства — частного лица — иммунитета нет.

Международные организации как субъекты международной торговой системы. Международные межправительственные организации осуществляют свое торгово-экономическое сотрудничество на двух уровнях: универсальном (всеобщем) и региональном. Универсальные экономические и торговые организации существуют, в основном, в рамках Организации Объединенных Наций, ее внутренних структурных и автономных подразделений. Таким образом, ООН влияет на существующую торговую систему, во-первых, определяя стратегии мирового экономического, в том числе и торгового развития, во-вторых, ООН формирует целую группу

6 Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании.—М.: Дело,1999.- С.186.

7 Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации.-М.Международные отношения, 2003.- С.53-56.

международных организаций в сфере торговли и через них участвует в международных торговых отношениях.6 Так, в рамках самой ООН существует Экономический и Социальный Совет, который определяет основные направления в области международной торговой политики; Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный в 1966 г. для содействия развитию международной торговли путем подготовки международных документов; Конференция ООН по торговле и развитию — автономный орган ООН, созданный в целях содействия международной торговле сырьевыми и промышленными товарами (в рамках данной Конференции были разработаны в 1964 г. Принципы международной торговли).

Помимо ООН в число международных организаций, оказывающих содействие международной торговле, входит Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА), а также по результатам Уругвайского раунда торговых переговоров появилась новая международная организация —Всемирная торговая организация, начавшая функционировать с 1 января 1995 г., сменившая ГАТТ — Генеральное соглашение по тарифам и торговле. В качестве основания своей деятельности ВТО имеет надлежаще оформленный международный договор — Марракешские соглашения от 15 апреля 1994 г. Как уже было отмечено, ВТО не является организацией в рамках ООН, это самостоятельная универсальная экономическая организация. Можно сказать, что именно с учреждением ВТО правовой режим многосторонней торговли приобрел целостность, а сама ВТО осуществляет регулирование этой торговлей.

Помимо универсальных международных торговых организаций существуют региональные, которые осуществляют региональное сотрудничество в области торговли, объединяясь между собой в небольшие группы, в основном по географическому признаку, часто вне зависимости от уровня экономического развития государства.

Обычно в литературе не разделяют понятия «региональное сотрудничество» и «региональная интеграция». Но существует точка зрения, что данные понятия не тождественны друг другу, так как интеграция как правовое явление ограничивает суверенитет государства, и государство отдает интеграционному объединению больший объем компетенции, чем при торговом сотрудничестве. Торговое же сотрудничество, напротив, не затрагивает государственного суверенитета.7

Науке известны различные виды интеграции:

1) международная зона свободной торговли; имеет место там, где несколько государств устраняют тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле. Примером служит Северо-Американская ассоциация свободной торговли (НАФТА);

2) таможенный союз; государства устраняют таможенные ограничения во взаимной торговле и вводят единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Примером могут служить страны Бенилюкса, союза, созданного соглашением между Бельгией, Люксембургом и Нидерландами;

3) общий рынок; отменяются тарифные и нетарифные ограничения для свободного перемещения товаров внутри единого рынка;

4) экономический союз; создается однородная экономическая среда, устраняются все ограничения на пути свободного движения экономических факторов (товаров, услуг, капиталов, финансов и т.п.); расширяется сфера наднационального метода регулирования; создаются межгосударственные (надгосударственные органы);

5) единое экономическое пространство; характеризуется единой экономической политикой и унификацией законодательной базы (общая налоговая система, наличие единых стандартов, единое трудовое законодательство и т.д.). Закладывается тенденция формирования конфедерации.

Процесс экономической интеграции не проходит стихийно. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу, а управление осуществляется межгосударственными органами интеграционного объединения. Региональная интеграция осуществляется в рамках Европейского Союза, в котором сочетаются черты международной организации и федеративного объединения государств; ЕАСТ (Европейской ассоциации свободной торговли). В 1992 г. между государствами ЕС и ЕАСТ было заключено соглашение о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП), таким образом, интеграция охватывает уже не только государства, но и сами интеграционные объединения и союзы включаются в этот процесс.

Думается, что такая «вторичная» интеграция не является случайной, а наглядно демонстрирует те процессы, которые происходят в мире в новую эпоху — эпоху глобализации.

Считается, что примером наиболее эффективной интеграции является Европейский Союз.

8 Шатров В.П. Международное экономическое право.-М.: Изд-воУДИ, 1990.-С. 68.

Действующий на основании Римского договора 1957 г. ЕС не только создал на своей территории единое экономическое пространство, но и заключил двусторонние соглашения с другими странами и интеграционными объединениями. Тем не менее, как всякое интеграционное объединение, включающее разнородные составляющие, ЕС тоже сталкивается на своем пути с проблемами, которые ему необходимо улаживать (достаточно вспомнить неоднозначное «голосование по «евро»). Что же касается торговых отношений между странами — членами ЕС, то в ст. 30-37 Римского договора был установлен запрет на ограничение свободного перемещения товаров в рамках ЕС, причем нормы подкреплялись конкретной практикой. Например, Комиссия ЕС направила в Европейский суд иск, основанный на том, что республика Италия не подчиняется принципу свободного перемещения товаров (Дело от 01.07.1969 г. № 24/ 68.).

Помимо этих интеграционных объединений были созданы Североамериканская зона свободной торговли; страны Карибского бассейна, участвующие в Карибском сообществе (КАРИКОМ), ставят перед собой цель создать зону свободной торговли; с той же целью образована и Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАГ); создается зона свободной торговли и в так называемой «Андской группе» (Боливия, Колумбия, Перу и другие страны); Общая Афро-Маврикийская организация (ОКАМ) учреждена в целях создания общего рынка; в рамках Лиги арабских государств в 1964 г. был образован общий рынок.

Интеграционные процессы, происходящие в рамках конкретных объединений, неоднородны: у одних объединений более низкий уровень достижения интеграции, у других — более высокий. Поэтому не все региональные объединения достигли экономической интеграции, некоторые лишь стремятся к ней.

В.П. Шатров справедливо заметил, что «исследование международно-правовых проблем экономической интеграции является основной задачей, стоящей перед юридической наукой, в частности перед наукой международного экономического права».8

Помимо межправительственных экономических и торговых организаций международная торговая система регулируется международными неправительственными организациями, существующими в этой области. Первоначально международные неправительственные организации в торговой сфере появлялись в «противовес» политической власти. Времена зарождения капитализмадавно прошли, но

по сей день эти организации выполняют консультационную, неполитическую функцию.

В ряду международных неправительственных организаций экономического характера можно отметить международные объединения производителей или потребителей; Международную торговую палату (МТП), действующую в Париже с 1920 г., формирующую нормы и обычаи международной торговли. Весьма популярен созданный МТП документ «Международные правила толкования международных торговых терминов» (ИНКО-ТЕРМС), включенный многими государствами в свое национальное законодательство.

Физические и юридические лица как субъекты международной торговой системы. В современной международно-правовой доктрине существуют полярные точки зрения о том, можно ли считать физических лиц субъектами международного права наряду с государствами и международными организациями.

Западные ученые довольно давно признали за индивидом качество международной правосубъектности, объясняя это возможностью привлечь индивида как субъекта, отделимого от государства, к международной ответственности и способностью индивида обращаться в международные органы за защитой своих прав.

Что же касается взглядов российских ученых, то ряд авторов полагает, что возможно наделение физических лиц международной правосубъектностью. Так, по мнению А. Н. Жеребцова, физические лица, юридические лица и неправительственные организации относятся к неклассическим субъектам международного права, обладая международной правосубъектностью. Предполагается, что они не обладают классическими признаками субъекта международного права, но являются участниками международных отношений, а этого, по мнению автора, вполне достаточно для признания их субъектами международного права.9

К.А. Бекяшев, сторонник этой же точки зрения, считает, что индивиды обладают международными правами и обязанностями, они следят, чтобы другие субъекты международного права исполняли между-народно-правовые нормы, а этого, полагает автор,

4 Жеребцов А.Н. Международное право.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2001,-С. 18.

10 Международное публичное право/ Под ред. К.А.Бекяшсва,-М.: ПРОСПЕКТ, 1999.- С. 114.

" Лисовский В.И. Правовое регулирование международных экономических отношений.-М.: Высшая школа, 1984,-С. 11.

12 Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации.—М.: Международные отношения, 2003,- С. 67.

достаточно, чтобы считать физических лиц равноценными субъектами международного права.10

Сторонники другой точки зрения (В.И. Лисовский, Г.М. Вельяминов, В.П. Шатров, В.М. Шумилов, C.B. Черниченко и др.) говорят о невозможности наделения индивида международной правосубъектностью. Так, В.И. Лисовский отмечает, что юридические лица и граждане не могут быть субъектами международного права, они могут только пользоваться его защитой. Признание же их полноправными субъектами международного права подрывает принцип суверенитета в международном праве."

Представляется, что физические лица не могут быть субъектами международного права (следовательно, международного торгового права), так как это противоречило бы понятию субъекта международного права. В.М. Шумилов отметил, что если субъекты международного права смогут признать физических лиц равными им по статусу субъектами, а нормы, созданные государствами, будут влиять на физических лиц непосредственно, а не опосредованно, как это происходит сегодня (через внутригосударственное право), то право, в котором будут сосуществовать на равных публичные и частные субъекты, уже не будет международным правом в современном его понимании. Это будет уже другое право.12

Что касается статуса юридического лица в международной торговой системе, то главенствующую позицию среди них занимают транснациональные корпорации (ТНК)— компании, юридически созданные в одной стране, осуществляющие свою деятельность в других странах.

В международно-правовых документах и в практике ООН существуют два понятия: «транснациональная компания» и «многонациональная компания». Многонациональные компании принадлежат государству или контролируются ими; транснациональные компании находятся в собственности частных лиц.

В литературе широко обсуждается вопрос о международной правосубъектности ТНК, которые наряду с публичными субъектами рассматриваются рядом авторов в качестве субъектов МТП. Объясняется это прежде всего тем, что с каждым годом растет их влияние на мировую экономику. На сегодняшний день на внутрифирменную торговлю в рамках ТНК приходится около 60% всей мировой торговли.

Заметим, что в торговых отношениях в системе ТНК имеются позитивные и негативные черты. С одной стороны, ТНК оказывают положительное

влияние на экономику принимающих стран (ввоз капитала, создание рабочих мест), с другой — ТНК является достаточно закрытой системой международной торговли, где одна небольшая группа задает «настрой» практически целой отрасли мировой торговли. Тем не менее, как отмечает И.И.Лукашук, ТНК являются закономерным явлением, которое возникло в связи с интернационализацией экономики и необходимостью ее регулировать.13

Отметим, что внутреннему законодательству государств очень сложно контролировать достаточно гибкую систему взаимоотношений в рамках ТНК, в связи с их международным компонентом, поэтому корпорации достаточно легко «обходят» нормы национального законодательства. Поэтому и возникает необходимость международно-правового регулирования транснациональных корпораций в противовес национально—правовому регулированию.

Тем не менее необходимость в международно-правовом регулировании не дает основания причислять ТНК к субъектам международного права. (Но они являются одним из основных субъектов международной торговой системы.) Юридические лица не признаются полноценными субъектами международного права по тем же основаниям, что и физические лица.

Между тем в западной и отечественной литературе существует концепция отнесения правового регулирования ТНК не к сфере внутреннего права, а к сфере транснационального права, под которым понимается правовая сфера регулирования ТНК, стоящая на стыке международного и внутреннего права государств. Вместе с тем понятие «транснациональное право» не включается в международное экономическое право, так как в транснациональное право входят не только международные экономические, но и коллизионные нормы.

ДНИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РОССИИ

Приглашаем Вас принять участие в

Федеральной выставке-ярмарке продукции предприятий малого и среднего бизнеса

15-18 ноября 2005 г., Москва, ВВЦ, павильон №69

Организаторы:

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Торгово - промышленная палата Российской Федерации Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Правительство Москвы

ОАО "ГАО "Всероссийский выставочный центр" В программе Дней малого и среднего бизнеса России:

- Экспозиции о развитии малого предпринимательства по Федеральным округам и регионам России

- Федеральная выставка-ярмарка продукции предприятий малого и среднего бизнеса

- Специализированные выставки: "Оборудование для малого и среднего бизнеса", "Лизинг - 2005", "Бизнес-сервис", "Лучшие товары малых предприятий Турции"

- Подведение итогов конкурсов: "Лучший регион (субъект) Российской Федерации", "Лучшие в России"

- Конференции, семинары, "круглые столы", консультации по различным вопросам предпринимательской деятельности

За дополнительной информацией просьба обращаться: Выставочный комплекс ВВЦ "Наука и образование" тел. (095) 974-61-44, телефакс (095) 974-71-96

Http://www.fairs.ru, ---

13 Лукашук И.И. Международное право.- М.: Издательство БЕК, 1998 - С. 177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.