Научная статья на тему 'Субъектная позиция как условие формирования психологической готовности военнослужащего к деятельности в экстремальных условиях'

Субъектная позиция как условие формирования психологической готовности военнослужащего к деятельности в экстремальных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
431
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ИСТИННАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ / АУТЕНТИЧНОСТЬ / НЕАУТЕНТИЧНОСТЬ БЫТИЯ / ТИП ПРОФИЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / AUTHENTICITY/NON-AUTHENTICITY OF LIFE / SUBJECT / SUBJECT POSITION / TRUE SUBJECTIVITY / PSYCHOLOGICAL READINESS TO PERFORM SERVICE DUTIES IN EXTREME CONDITIONS / TYPE OF MENTAL SET PROFILE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Литвинова Оксана Юрьевна

В статье раскрываются особенности психологической готовности к выполнению служебных обязанностей в экстремальных условиях как показатель развитой субъектной позиции личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Литвинова Оксана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT ATTITUDE AS A PRECONDITION OF FORMATION OF THE SERVICEMEN’S MENTAL SET FOR EXTREME ACTIVITIES

The article describes features of the military personnel’s psychological readiness to carry out their duties in the extreme conditions as a sign of developed subject attitude of the personality.

Текст научной работы на тему «Субъектная позиция как условие формирования психологической готовности военнослужащего к деятельности в экстремальных условиях»

УДК 159.9:355/359 Литвинова Оксана Юрьевна

соискатель кафедры психологии личности и общей психологии

Кубанского государственного университета dom-hors@mail.ru

СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Litvinova Oksana Yuryevna

PhD applicant of the Psychology of Personality and General Psychology Department Kuban State University dom-hors@mail.ru

SUBJECT ATTITUDE AS A PRECONDITION OF FORMATION OF THE SERVICEMEN’S MENTAL SET FOR EXTREME ACTIVITIES

Аннотация:

В статье раскрываются особенности психологической готовности к выполнению служебных обязанностей в экстремальных условиях как показатель развитой субъектной позиции личности.

Ключевые слова:

субъект, субъектная позиция, истинная субъект-ность, психологическая готовность к выполнению служебных обязанностей в экстремальных условиях, аутентичность / неаутентичность бытия, тип профиля психологической готовности.

Summary:

The article describes features of the military personnel’s psychological readiness to carry out their duties in the extreme conditions as a sign of developed subject attitude of the personality.

Keywords:

subject, subject position, true subjectivity, psychological readiness to perform service duties in extreme conditions, authenticity/non-authenticity of life, type of mental set profile.

Профессиональная деятельность является значимой сферой самореализации человека. Она дает наибольшие возможности для проявления его творческого потенциала с целью социального признания [1, с. 71], которое в итоге венчается состоянием «плодотворности» (Э. Фромм), «самоактуализации» (А. Маслоу), «чувством идентичности» (Э. Эриксон), ощущением экзистенциальной исполненности (А. Лэнгле). Самим человеком это субъективно воспринимается и оценивается, что он состоялся как личность. В настоящее время все более очевидной становится тенденция смещения акцента в оценке качества профессионального функционирования человека с исполнительских критериев к признанию приоритета активных, самостоятельных и ответственных действий, характеризующих субъектное отношение к труду, профессии, собственному профессионально-личностному развитию. Субъектный подход к исследованию психологической реальности становится приоритетным.

Субъектность приобрела статус методологического принципа (К.А. Абульханова, Л.И. Ан-цыферова, А.К. Осницкий, В.А. Петровский, Е.А. Сергиенко и др.) и одновременно является предметом изучения. Авторами анализируются феномены субъектности (В.А. Петровский), компоненты субъектного опыта (А.К. Осницкий), мера субъектности (К.А. Абульханова-Славская), потенциал субъектности (Е.Ю. Коржова), субъектная позиция (Л.И. Божович) и т.д. Все чаще к проблеме субъектности обращаются исследователи при изучении особенностей функционирования личности в экстремальных условиях жизнедеятельности (Г.Ю. Фоменко, В.А. Пономаренко, А.М. Столя-ренко и т.д.). Активно обсуждается проблема субъектности применительно к специфике деятельности военнослужащих, повышении эффективности их деятельности и боеспособности подразделений. Подчеркивается роль субъектной позиции как показателя качества бытия личности и ее ресурсности (Г.Ю. Фоменко); значимость субъектности как способа и предпосылки личностнопрофессионального развития человека (В.А. Пономаренко) и т.д.

В связи с этим, на наш взгляд, продуктивным является рассмотрение проблемы психологической готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных условиях через выявление особенностей их субъектной позиции в аспекте сформированности параметров (качеств) истинной субъектности. Предварительно обратимся к определению и уточнению используемых далее понятий: «субъект», «субъектность», «субъектные характеристики», «субъектная позиция», «истинная/навязанная субъектность».

Категория «субъект» в психологии связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным, способным. В рамках субъектно-деятельностного подхода субъект выступает как творец собственной жизни. Субъектные качества, в свою очередь,

подразумевают наличие у индивида способности к самоопределению, которая существует только в случае возможности выхода за собственный контекст, и ценностное отношение к себе и собственному жизненному выбору. Следовательно, субъектность возникает на определенном уровне развития личности и представляет ее новое системное качество бытия. В основе этого свойства лежит отношение человека к себе как к деятелю [2, с. 56]. Ряд авторов (Л.И. Анцыферова, А.К. Осницкий и др.) связывают проявления субъектности со складывающейся внутренней позицией и высказывают убеждение в том, что сформированная субъектность позволяет личности занять субъектную позицию.

Для обозначения качества субъектности З.И. Рябикиной было введено понятие «истинная/навязанная субъектность». По мнению Г.Ю. Фоменко, спонтанное проявление субъектных характеристик в соотношении с минимальной ценой является истинной субъектностью, в отличие от субъектности навязанной. В частности, в процессе профессиональной деятельности выявляется, соответствует ли человек по своим субъектным характеристикам выбранному им способу существования. При этом аутентичность бытия жизненно необходима для личности [3, с. 5-6].

Схематично это можно представить следующим образом.

Истинная субъектность:

Принятие решений —► Эффективность саморегуляции—► Ответственность

Аутентичное бытие является необходимым условием психического здоровья личности и рассматривается как процесс переструктурирования среды в соответствии со структурой личностных смыслов. Неаутентичное бытие - воспроизводство и трансляция в среду формально освоенных личностью социальных предписаний, что создает иллюзию адекватного поведения, но таковым, по сути, не является [4, с. 84]. Таким образом, проблема аутентичного бытия на первый план выдвигает содержание ценностно-смысловой структуры личности, понятие смысла жизни, а следовательно, представление о цели жизни в системе представлений личности, и неизбежное обращение к категории мировоззренческих вопросов, так как смысл жизни, по мнению З.И. Рябикиной, не может быть «взят» из среды, он должен быть пережит. «В случае, когда личность лишена этого в местном сообществе, она характеризуется отсутствием идентификации с ним и чувства сопричастности, отстраненностью, невовлекаемостью в общественные процессы» [5, с. 96]. Возможность аутентичного бытия зависит также от успешности разрешения личностью возникающих противоречий самого различного уровня.

Глобальные понятийные конструкты «аутентичность бытия», «истинная субъектность» сложны не только в теоретическом плане, но, особенно - в операциональном. Определяя истинную субъектность как конструктивную преобразующую позицию в отношении себя и мира, возникающую на определенном уровне зрелости личности, и достигаемую при выборе ею способа существования, максимально отвечающему ее сущности [6, с. 152], мы полагаем, что в интерпретативном плане нам наиболее близка концепция А. Лэнгле, дающая также возможность приблизиться к операционализации данного понятия.

Характеристики истинной субъектности способствуют полноценному профессиональному развитию, обеспечивают снятие противоречий психофизиологического, характерологического и т.п. уровней, а также позволяют преодолеть ограниченность личностной ресурсности и определить направления психологической поддержки сотрудника в каждом конкретном случае. Анализ субъектной позиции личности, в аспекте ее соответствия параметрам истинной субъектности, осуществлялся нами, исходя из: экзистенциального содержания особенностей ценностносмыслового позиционирования личности; специфики мотивационно-потребностной сферы; особенностей конструирования образа мира; специфики личностной активности. Экзистенциальное содержание указанных понятийных концептов (структуры, которые при рассмотрении их в экзистенциальном плане, становятся параметрами истинной субъектности).

Для дифференцированного анализа параметров истинной субъектности обратимся к экзистенциально-аналитической теории мотиваций А. Лэнгле. Центральным моментом здесь является самововлеченность, придающая направленность, цель и смысл деятельности. «Жизнь без внутреннего согласия», по мнению А. Лэнгле, - самый глубокий корень стресса. В случае, когда работа лишена смысла, даже когда личная жизнь и свободное время ощущаются как наполненные смыслом, велика вероятность возникновения эмоционального истощения, которое с точки зрения лого-терапии можно объяснить дефицитом истинного, экзистенциального смысла. Особенностью которого является то, что он ведет к переживанию чувства экзистенциальной исполненности, когда меняется само восприятие жизни - это жизнь, которой отдаешься с чувством внутреннего согласия, в которой я - активный участник, сделавший свободный выбор и готовый за него ответить.

Жизнь, в которой найденный смысл оказался ложным переживается, как истощающая, отнимающая все силы. Огромный дефицит экзистенциального исполнения является результатом самого специфического характера деятельности служения людям, в которой наблюдается расхождение между субъективной целевой установкой и объективным содержанием заня-

тия. Когда человек мотивирован не содержанием задачи, не самим делом, которым он занимается, а какими-то побочными целями (деньги, престиж и пр.) возникает дефицит в сфере четырех персонально-экзистенциальных фундаментальных мотиваций [7, с. 9].

Первая фундаментальная мотивация связана с опорами в жизни, и соотносима со спецификой личностной активности, характеризующей предметно-практическую оснащенность сотрудника профессиональными навыками и умениями, что порождает у сотрудника сомнения в собственных силах, и, как следствие, отсутствие психологической подготовленности.

Вторая фундаментальная мотивация соотносится с ценностно-смысловой системой, характеризующей готовность/неготовность сотрудника быть субъектом. Таких сотрудников отличает потеря духовных ориентиров, пустота, обреченность, переживание и восприятие службы как бессмысленной, ощущение вынужденности и потребность в выходе из этих условий.

Третья фундаментальная мотивация касается признания ценности собственного «Я». Это уровень идентичности и этики, который соответствует такому параметру субъектной позиции, как особенности конструирования образа мира, когда изменяется само восприятие службы: появляется чувство неопределенности и социальной незащищенности, обостряется ощущение собственной уязвимости, условия службы расцениваются как аномальные.

Четвертое фундаментальное условие экзистенции связано с нахождением смысла в жизни. Данная фундаментальная мотивация соотносима со спецификой мотивационно-потребностной сферы и характеризует возможности удовлетворения основных потребностей личности. У таких сотрудников выявляется «аффективно-мотивационная неготовность», в результате чего - профессионализация как адаптация, преобладает потребность в самосохранении.

В соответствии с положениями экзистенциального анализа внутреннее согласие на деятельность не может быть дано через волю и разум, только когда имеются все четыре типа предпосылок, целостный человек дает настоящее согласие ситуации, когда он на персональном уровне воодушевлен каким-то идеалом или целью. В противном случае, нагрузки, связанные с работой могут привести к фиксированию способов поведения, проявляющихся невротическими депрессиями, психозами, и как следствие - синдром эмоционального выгорания [8, с. 15].

Таким образом, через активизацию и развитие субъектных характеристик (параметров истинной субъектности) возможно формирование психологической готовности к экстремальным условиям службы - обязательного условия успешности и эффективности деятельности, обеспечивающей необходимый уровень боеспособности подразделений. По нашему мнению, субъектная позиция (в аспекте сформированности параметров истинной субъектности) является системообразующей в структуре психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях.

Наиболее общая процессуальная характеристика психологической готовности, по мнению Е.П. Ермолаевой, - это актуализация «нужного» для данной деятельности в данный момент времени [9, с. 34]. «Нужное», на наш взгляд, - это развитая субъектная позиция, характеризующаяся балансом экзистенциальных фундаментальных мотиваций как параметров истинной субъектности. Данный подход особенно очевиден и оправдан в отношении сотрудников силовых ведомств, чья деятельность характеризуется насыщенностью ситуациями с нормативной неопределенностью и необходимостью в этих условиях брать инициативу и ответственность на себя.

Таким образом, под состоянием психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях будем понимать необходимый уровень развития субъектной позиции (параметров истинной субъектности), формирование на этой основе системы ценностей, адекватной внутреннему миру человека, характеризующейся осознанным принятием решений, ответственностью и высоким уровнем саморегуляции. Тогда как под психологической неготовностью понимается неразвитость субъектной позиции (навязанная субъектность), проявляющаяся дефицитами в сфере персонально-экзистенциальных мотиваций.

Нами была произведена попытка проанализировать профессиональную готовность личности к экстремальным условиям службы. Все испытуемые были условно разделены на две группы. В первую группе вошли военнослужащие срочной службы, для которых служба в армии является вынужденной необходимостью. Во вторую - военнослужащие контрактной службы, летчики, сотрудники МЧС, то есть те, чей профессиональный выбор был сделан на основе сознательного самоопределения. Всего в исследовании приняли участие 273 человека.

Для исследования интегративной характеристики параметров субъектной позиции нами были использованы методики: «ценностные ориентации»; тест «незаконченные предложения», модифицированный вариант, М.О. Калашникова; «типы поведения и реакций в стрессовых ситуациях»; «смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева; опросник «стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой; «личностные факторы принятия решения» Т.В. Корниловой; «уровень субъективного контроля» Е.Г. Ксенофонтовой; биографическая анкета.

Математическая обработка результатов исследования позволила получить следующие результаты. Для подавляющего большинства представителей первой группы характерна навя-

занная субъектность, характеризующаяся дефицитами в мотивационно-потребностной, ценностно-смысловой и поведенческой сферах. Для подавляющего большинства представителей второй группы характерна истинная субъектность. Наиболее благополучными в этом отношении оказались сотрудники МЧС и летчики.

На основе полученных результатов было выделено четыре типа профиля психологической готовности военнослужащих применительно к функционированию личности в экстремальных условиях жизнедеятельности:

- интенционально-зависимый - профессиональная деятельность как возможность удовлетворения своих субъективных целей (интенции) - неготовность к деятельности в данных условиях и потребность в выходе из них, преобладание поверхностно-рациональных мотивов;

- интенционально-независимый - профессиональная деятельность как следование объективному содержанию деятельности (деятельность ради самой деятельности), восприятие жизни и условий службы как вдохновляющих, наиболее оптимальных для самореализации;

- утилитарный - профессиональная деятельность как возможность извлечения максимальной для себя выгоды из сложившихся условий (узкий практицизм), прагматичная жизненная позиция, являющаяся характерной особенностью современного общества (высокая вероятность психологической угрозы); отличает отсутствие четкой субъектной позиции, стремление извлечь из всего только непосредственную выгоду;

- аморфный - выбор профессиональной деятельности на основе неопределенности, с пренебрежением к собственным потребностям и интересам (несформированность мотивации), субъекты отличаются апатией, отсутствием инициативы, деперсонализацией, ощущением внутренней пустоты.

Таким образом, высокому уровню психологической готовности соответствует интенцио-нально-независимый тип профиля психологической готовности; низкому уровню психологической готовности - интенционально-зависимый, утилитарный и аморфный.

Таким образом, резюмируя сказанное, необходимо отметить, что успешное решение проблемы истинной субъектности, по мнению Э. Фромма, предполагает: осознание и соотнесение личностью своих потребностей с деятельными возможностями и возможностями, которые представлены в условиях ее жизни; создание возможности аутентичного ее природе бытия, когда все ее потенции оказываются востребованными обществом [10, с. 61-62]. Следовательно, субъектная позиция выступает интегральной характеристикой личности в отношениях с социальным миром и является главным звеном активности, позволяя личности не только добиваться успеха, но и создавать собственную стратегию жизни, являясь важной предпосылкой личностно-профессионального развития человека и показателем сформированности его психологической готовности.

Ссылки:

1. Ермолаева Е.П. Психология профессиональной реализации профессионала. М., 2008.

2. Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов н/Д., 1996.

3. Рябикина З.И. Психологическая реальность «бытия» в современном мире // Образование. Наука. Творчество. 2006. № 6. С. 3-12.

4. Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар, 2005.

5. Фоменко Г.Ю. Личность в экстремальных условиях: два модуса бытия. Краснодар, 2006.

6. Фоменко Г.Ю. Парадоксы субъектности при различных модусах бытия личности // Личность и бытие: субъектный

подход / под ред. Журавлева А.Л., Знакова В.В., Сергиенко Е.А., Рябикиной З.И. М., 2009. С. 148-163.

7. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 3-16.

8. Там же.

9. Ермолаева Е.П. Психология профессиональной реализации профессионала. М., 2008.

10. Рябикина З.И., Ожигова Л.Н. Женщина-руководитель: проблема самоактуализации в контексте полоролевых характеристик личности // Образование. Наука. Творчество. 1998. № 6. С. 56-63.

References (transliterated):

1. Ermolaeva E.P. Psikhologiya professional'noy realizatsii professionala. M., 2008.

2. Petrovskiy A.V. Lichnost' v psikhologii: paradigma sub"ektivnosti. Rostov n/D., 1996.

3. Ryabikina Z.I. Psikhologicheskaya real'nost' «bytiya» v sovremennom mire // Obrazovanie. Nauka. Tvorchestvo. 2006. № 6. P. 3-12.

4. Ryabikina Z.I. Lichnost'. Lichnostnoe razvitie. Professional'niy rost. Krasnodar, 2005.

5. Fomenko G.Y. Lichnost' v ekstremal'nykh usloviyakh: dva modusa bytiya. Krasnodar, 2006.

6. Fomenko G.Y. Paradoksy sub"ektnosti pri razlichnykh modusakh bytiya lichnosti // Lichnost' i bytie: sub"ektniy podkhod / ed. by Zhuravlev A.L., Znakov V.V., Sergienko E.A., Ryabikina Z.I. M., 2009. P. 148-163.

7. Lengle A. Emotsional'noe vygoranie s pozitsiy ekzistentsial'nogo analiza // Voprosy psikhologii. 2008. № 2. P. 3-16.

8. Ibid.

9. Ermolaeva E.P. Psikhologiya professional'noy realizatsii professionala. M., 2008.

10. Ryabikina Z.I., Ozhigova L.N. Zhenshchina-rukovoditel': problema samoaktualizatsii v kontekste polorolevykh kharakteristik lichnosti // Obrazovanie. Nauka. Tvorchestvo. 1998. № 6. P. 56-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.