scientist)]. South Russian Journal of Social Sciences, 2009. № 4. P. 54-67. (In Russian).
13. CHiker V. A. Psihologicheskaya diagnostika organizacii i person-ala [Psychological diagnostics of the organization and personnel]. Saint Petersburg: Rech, 2004. 176 p. (In Russian).
14. Psihologicheskie testy onlajn [Psychological tests online]. Available at: https://psytests.org (date of access: 01.10.2021) (In Russian).
15. Romanova E. S. 99 populyarnyh professij. Psihologicheskij analiz i professiogrammy [99 popular professions. Psychological analysis and professionograms]. Saint Petersburg: Peter, 2003. 464 pp. (In Russian).
16. Kas'yanova T. I., Mal'cev A. V., Grebnev S. A. Professional'noe samoopredelenie studentov [Professional self-determination of students]. Professional education in Russia and abroad, 2022. № 4. (48). P. 76-86. (In Russian).
УДК/UDC 378
DOI10.54509/22203036_2023_2_76 EDN HAAFIG
Краснов Сергей Иванович
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Институт стратегии развития образования РАО, г. Москва
Таизова Ольга Сергеевна
старший научный сотрудник Института развития образования Пермского края, г. Пермь
Krasnov Sergey I.
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Researcher at the Institute of Education Development Strategy, RAO, Moscow
Taizova Olga S.
Senior researcher at the Institute of Education Development of the Perm Region, Perm
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ ИНТЕРПРЕТАТОРА ТЕКСТА В ФОКУСЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
THE SUBJECTIVE POSITION OF THE TEXT INTERPRETER IN FOCUS OF THE PROBLEM OF SENIOR TEENAGERS' SELF-CONSICOUSNESS DEVELOPMENT IN GENERAL EDUCATION
Введение. В статье исследуется проблема субъект-ности при интерпретации открытого текста в ее соотнесенности со степенью развития и включенности самосознания ученика основной школы в данный процесс. Вводится понятие «субъектная позиция интерпретатора текста», описываются уровни становления субъектной позиции интерпретатора текста и их сопряжение со зрелостью и включенностью самосознания, описывается педагогический способ диагностики уровня развития субъектной позиции при интерпретации текста, приводятся результаты ее оценки у старших подростков (13-15 лет).
Методология и результаты теоретического исследования. Исследование опирается на работы известных ученых антропологического подхода - философов, социологов, психологов, педагогов (О. Ф. Больнов, Х.-Г. Гадамер, С. И. Гессен, Й. Дерболав, А. П. Огурцов, В. В. Платонов, Н. И. Пирогов, В. В. Сериков, В. И. Сло-
бодчиков, К. Д. Ушинский, Г. Рот, А. Флитнер, Г. Цдар-цил и др.), труды которых определяют специфику понимания субъектной позиции, в том числе в ее обусловленности зрелостью самосознания индивида, позволяют сформулировать сущность субъектной позиции в интерпретации текста; объясняют введение принципа соразмерности, устанавливающего равные права на смыслопорождение между автором - создателем текста и интерпретатором; позволяет зафиксировать 6 уровней субъектной позиции интерпретатора текста с учетом активности его самосознания в процесс интерпретации.
Самосознание, включенное в процесс интерпретации, выполняет критическую и рефлексивную функции, обеспечивает процесс самоопределения интерпретатора по отношению к новым полученным смыслам, что позволяет подростку обнаруживать и осмысливать собственную идентичность в образовательном процессе.
Результаты констатирующего эксперимента. Проведенный эксперимент подтвердил инструментальный характер введенных понятий и представлений, доказал применимость разработанной процедуры и критериев диагностики уровня развития субъектной позиции интерпретатора текста с учетом степени развитости и включенности самосознания в образовательную деятельность, связанную с интерпретацией текста. По результатам эксперимента обнаружены очевидные проявления низкого уровня субъектности обучающихся 7-9-х классов при интерпретации текста в характеристиках, позволяющих усовершенствовать образовательный процесс школьного образования.
Заключение. Проведенный авторами эксперимент выявления уровня развития субъектной позиции при интерпретации текста на материале 177 старших подростков Пермского края 13-15 лет подтверждает актуальность проблемы низкой степени включенности самосознания у данной категории школьников. Наиболее значимой проблемой школьников в контексте проявленных низких степеней субъектной позиции, в том числе включенности самосознания при интерпретации текста, являются несформированный персональный способ смыслообразования или его формальный характер, неспособность к личностно-контекст-ному осмыслению, то есть низкий уровень осознанности и осмысленности собственных убеждений, слабые способности к рефлексии, пониманию, мышлению, отсутствие восприятия ценности и значимости Другого (М. М. Бахтин) как потенциала развития собственных представлений и как следствие шаблонность, косность, ординарность, типичность, поверхностность, нецелостность толкования открытых произведений.
Introduction. The article examines the problem of subjectivity in the interpretation of plain text in its correlation with the degree of development and inclusion of semiconsciousness of a primary school student in this process. The concept of "subject position of the interpreter of the text" is introduced, the levels of formation of the subject position of the interpreter of the text and their conjugation with maturity and inclusiveness of self-consciousness are described, the pedagogical method of diagnosing the level of development of the subject position in the interpretation of the text is described, the results of its assessment in older adolescents (13-15 years) are given.
Methodology and results of theoretical research. The research is based on the works of well-known scientists of the anthropological approach - philosophers, sociologists, psychologists, teachers (O. F. Bolnov, H.-G. Gada-mer, S. I. Gessen, Y. Derbolav, A. P. Ogurtsov, V. V. Platonov, N. I. Pirogov, V. V. Serikov, V. I. Slobodchikov, K. D. Ushinsky,
G. Roth, A. Flitner, G. Tsdartsil, etc.), whose works determine the specifics of understanding the subjective position, including its conditioning by the maturity of the individual's self-consciousness, allow us to formulate the essence of the subjective position in the interpretation of the text; explain the introduction of the principle of proportionality, which establishes equal rights to meaning generation between the author - creator of the text and the interpreter; allows us to fix 6 levels of the subjective position of the interpreter of the text, taking into account the activity of his semiconsciousness in the process of interpretation.
Self-awareness, included in the process of interpretation, performs critical and reflexive functions, provides the process of self-determination of the interpreter in relation to the new meanings received, which allows the teenager to discover and comprehend his own identity in the educational process.
The results of the ascertaining experiment. The conducted experiment confirmed the instrumental nature of the introduced concepts and ideas, proved the applicability of the developed procedure and criteria for diagnosing the level of development of the subject position of the text interpreter, taking into account the degree of development and involvement of self-consciousness in educational activities related to the interpretation of the text. Based on the results of the experiment, obvious manifestations of a low level of subjectivity of students were found when interpreting the text in terms of characteristics that make it possible to improve the educational process of school education.
Conclusion. The experiment conducted by the authors to identify the level of development of the subjective position in the interpretation of the text on the material of 177 older adolescents of the Perm Region aged 13-15 years confirms the relevance of the problem of low degree of inclusion of self-consciousness in this category of schoolchildren. The most significant problem of schoolchildren in the context of the manifested low degrees of subjective position, including the inclusion of self-consciousness in the interpretation of the text, is an unformed personal way of meaning formation or its formal nature, inability to personal - contextual comprehension, that is, a low level of awareness and mean-ingfulness of their own beliefs, weak abilities for reflection, understanding, thinking, lack of perception of value and the significance of the Other (M. M. Bakhtin) as a potential for the development of one's own ideas and, as a consequence, stereotyping, inertia, ordinariness, typicality, superficiality, incompleteness of interpretation of open works.
Ключевые слова: субъектная позиция при интерпретации текста, уровни развития субъектной позиции, самосознание, педагогическая диагностика субъектной позиции, принцип соразмерности, степень вклю-
ценности самосознания учащегося в образовательном процессе.
Keywords: subjective position in text interpretation, levels of subjective position development, self-awareness, pedagogical diagnostics of subjective position, principle of proportionality, degree of involvement of a student's semiconsciousness in the educational process.
Введение
Образование, направленное на развитие субъектных качеств индивида, с неизбежностью сталкивается с вопросом о том, каковы взаимоотношения человека и культуры. Представители личностно-развивающего подхода в образовании (В. В. Сериков, В. И. Слободчиков и др.) определяют образование как культуротворческую деятельность, то есть как процесс и пространство одновременного постижения культуры (вхождения в нее), идентификации себя в культуре и ее же изменения, осмысления. В этом подходе субъектность - это способность выстраивать личностные отношения с артефактами культуры, осмысливать их содержание, осознавать свои ценности и способы деятельности в диалоге с текстом и по поводу текста, генерировать новые культурные артефакты, выходя за рамки требуемого, действующего, уже рутинизированного (Д. Б. Богоявленская). Акценты перемещаются с научения и воспитания на непрерывные внутриличностные процессы и коммуникацию (в том числе текстовую), на становление и развитие самосознания как динамической системы реагирования на проблемную ситуацию и условие перманентного обретения и восстановления идентичности в ситуации неопределенности [5] (С. И. Гессен, М. М. Библер, А. П. Огурцов, В. В. Платонов, В. М. Розин и др.). То есть в контексте восприятия образования как культуротвор-ческой деятельности все более значимым становятся проблема развития субъектности обучающегося. При этом под субъектностью понимается не столько способность быть активным автономным деятелем, сколько уникальная антропологическая характеристика осуществлять себя в культуре за счет рефлексивного толкования и ценностного переосмысления актуального для индивида содержания культуры.
Взгляд на субъектность через призму развития и актуализации в процессе деятельности индивидуального самосознания существенным образом меняет представление о том, как появляются, развиваются, проявляются субъектные качества у детей, подростков, юношей в процессе образовательной деятельности, заставляет иначе посмотреть на уже существующие теории и практики субъектной (субъектно-ориентированной) педагогики (О. С. Газман, Ю. В. Зарецкий, И. С. Якиманская и др.).
Кроме того, актуальная педагогическая ситуация осложняется тем, что традиционно субъектность и субъектная позиция в этой области измеряется не специально предметными, а психологическими методами, то есть с применением комплексных психологических диагностик в отношении субъектности как психического образования, но не в применении к субъектной позиции ученика в конкретной ситуации и в определенный области образовательной деятельности.
Решение этой проблемы связано с появлением новых, собственно педагогических способов обнаружения и диагностики уровня субъектной позиции в реальной практической образовательной ситуации, учитывающих развитие и степень включенности самосознания субъекта деятельности, а также специфику содержания самой деятельности.
В данной статье исследуется субъектная позиция в ситуации интерпретации художественного текста, так как именно интерпретация, будучи процессом и результатом извлечения смыслов в условиях содержательной коммуникации, является наиболее органичным механизмом «сшивки» человека и культуры, конкретного человека и опыта человечества. И. И. Сулима пишет: «Процедура истолкования и интерпретации, не навязывая старых форм, позволяет максимально бережно переносить почву нашего бытия из прошлого в будущее» [7]. Интерпретация стимулирует и объективирует проявление субъектности в слове, образе, понятии, модели, позволяет обнаружить и/или восстановить идентичность, вписать себя в культуру.
Методология
В качестве исходных идей настоящего исследования были взяты следующие положения: 1) самосознание - есть новообразование подросткового возраста (Л. С. Выготский, Л. И. Божович и др.); 2) субъектность отражает смысловое поле индивидуального восприятия содержания текста отдельным человеком или как определяет Р. Мэй, субъектность - это «самость через центрированность и утверждение себя» [4]; 3) оформившееся самосознание - условие обретения и сохранения целостности и идентичности субъекта деятельности в ситуации неопределенности (К. А. Абульханова, А. А. Дер-кач, А. Н. Леонтьев); 4) субъектность определяется способностью к самосовершенствованию (Л. С. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, Н. А. Славская); 5) субъектная позиция - это ситуативное предметно опосредованное проявление субъектности в условиях неопределенности, отражающее ценностное отношение индивида к локализованным во времени и пространстве событиям (В. М. Розин, Ю. И. Тульчинский,
Н. М. Борытко, Н. К. Сергеев, Р. Г. Каменский и др.) [1]. Позиция детерминирована ситуацией (средой), предшествующим опытом, ценностными ориентациями индивида (З. Бауман, П. Штомпка, М. М. Старикова), а потому персонализирована. Субъектная позиция в творческой деятельности - это замысел и его реализация средствами культуры через самодостраивание субъективного опыта - обнаружение и новый монтаж обнаруженных в культуре смыслов (Ю. И. Тульчинский); 6) субъектная позиция объективирует себя в реальной практический ситуации действия (в поступке, согласно М. М. Бахтину, Ю. И. Турчаниновой, Э. Н. Гусинскому) или в продукте деятельности, и может наблюдаться либо «здесь и теперь» через совершаемые действия, либо в знаково-символической форме - тексте (З. Бауман, П. Штомпка, М. М. Старикова); 7) сущность интерпретации в контексте развития субъектной позиции предполагает перемещение внимания с текста и обнаружения смыслов, вложенных в текст автором, посредством расшифровки знаков и культурных кодов, на условия, процесс, содержание субъективного восприятия текста читающим, привнесение им собственного контекста понимания [6], определенного его «предпониманием» (Х.-Г. Гадамер), ценностным самоопределением (С. И. Краснов), способом понимания (Ю. В. Громыко), культурным опытом, обусловленного способностью к рефлексии в ситуации многопозиционного коллективного мышления (М. М. Бахтин, Г. И. Богин, Е. С. Антонова, И. Е. Гербильская, Т. Г. Граник, Э. Э. Кац, А. Г. Кутузова, Л. А. Концевая, Н. Н. Светлов-ская, Е. С. Кубякова).
Методологической основой настоящего исследования являются представления философов, социологов, психологов и педагогов так называемого антропологического переворота, а именно Н. Г. Алексеева, Р. Г. Каменского о субъектной позиции; М. М. Бахтина, Ю. И. Турчаниновой, Э. Н. Гусинского о проявлениях субъектности в ситуации осуществления творческой деятельности в условиях неопределенности; Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, А. А. Брудного, Г. И. Богина о герменевтике текста; А. Н. Славской - о личностном (субъектном), характере интерпретации текста; З. Баумана, П. Штомпка, М. М. Стариковой, В. Р. Имакаева об объективации субъектной позиции через деятельность или ее продукт и ее экспертной критериальной оценке.
Результаты
теоретического исследования
Специфика трактовки субъектной позиции в настоящем исследовании объясняется введением принципа соразмерности (О. С. Таизова), устанавливающим равные права на смыслопорождение между автором - соз-
дателем текста и интерпретатором и, следовательно, пониманием интерпретации как культуротворческой рефлексивной деятельности, в ходе которой происходит культурно-ценностное самоопределение интерпретатора, происходит включение его самосознания, формируются устойчивые убеждения, осваиваются общекультурные и предметные средства интерпретации.
Авторы данной статьи вслед за Декартом считают, что основной функцией самосознания является пробле-матизация имеющихся в сознании индивида знаний. Самосознание выполняет критическую функцию и актуализируется в момент возникновения потребности произвести ценностное самоопределение по результатам логической оценки экспертируемой информации. Иными словами, самосознание включается в ситуации, когда индивиду необходимо решить для себя - продолжать верить и использовать в своей жизни экспертиру-емую программу или ее утилизовать в связи с открывшимися новыми обстоятельствами. Здесь мы встречаемся с необходимостью освоения метода пробле-матизации имеющихся знаний на основе прослеживания условий происхождения знаний в старом контексте деятельности и употребления знаний в новом контексте. Именно этот метод обеспечивает переоформление знаний в новую ситуацию деятельности, и, следовательно, проектирование будущего. Только метод про-блематизации позволяет сначала разложить на отдельные элементы, а затем связать знание, деятельность, социальные связи и отношения, нормы культуры, личностные ценности и смыслы в единое интегративное целое (В. В. Давыдов, В. С. Лазарев, В. И. Слободчиков, Г. П. Щедровицкий и др.). Различные иностранные научные школы исследователей образования связывают именно этот метод с обучением творчеству [8].
На основании указанных ранее положений авторами исследования было сформулировано понятие «субъектная позиция интерпретатора текста», под которой предлагается понимать интегральную характеристику личностного (ценностного, основанного на осмыслении опыта), автономного, рефлексивного, творческого отношения человека к содержанию текста. Текста, смыс-лово достроенного им в ситуации дискурса, проблемат-зации, обусловленного индивидуальным способом понимания (Ю. В. Громыко, С. И. Краснов), интерсубъективностью (Ю. Хабермас, А. Шюц), интенциональностью (Ф. Брентано, Э. Гуссерль, П. Рикер), уровнем сформиро-ванности средств интерпретации, и объективированного в формате вторичного собственного авторского текста.
Специфичными особенностями проявления и развития субъектной позиции при интерпретации текста в контексте применения принципа соразмерности явля-
ются: а) интенциональность и открытость как бесконечное наращивание своего понимания, сосредоточенность на деталях содержания текста, самопроблематизация, активность в коммуникации с другими интерпретаторами, мотивированная стремлением достроить свое понимание; б) сопереживание как личностная, в том числе эмоциональная, включенность в процесс интерпретации и диалога; в) интерсубъектность или установка на осмысление (понимание) позиций других участников интерпретации, постоянная рефлексия вновь обнаруженных контекстов, при сохранении содержательной целостности своего видения идеи текста; г) взаимодополняемость понимания, рефлексии и мышления [2]; д) уникальность (автономность) содержания вторичного текста - интерпретации; е) трансцендентность или достраиваемость интерпретатором своих представлений о себе и мире в процессе интерпретации.
Эти специфические особенности позволили разработать процедуру и критерии педагогической диагностики уровня субъектной позиции интерпретатора текста.
Субъектная позиция интерпретатора текста обнаруживается в содержании вторичного текста - интерпретации, а именно в способе смыслообразования интерпретатора, глубине и уникальности трактовки концепта (идеи) текста, осрествленности (обоснованности заявленной трактовки), способности инициативно и самостоятельно достраивать концепт в зависимости от содержания дискурса в процессе коллективного обсуждения произведения (рефлексивность и интерсубъективность). Именно эти качества были положены в основу предложенной процедуры критериев оценивания вторичного текста - продукта интерпретации.
Процедура оценивания включает в себя пять этапов:
Первый этап - индивидуальное знакомство с текстом (прочтение/просмотр/прослушивание). Временной отрезок проведения включает вдумчивое двухразовое «прочтение» и дополнительные 10-15 минут на размышление. В завершении этапа произвольное деление на группы по 3-5 человек.
Второй этап - командная подготовка сообщения о содержании текста, включающее формулировку концепта (идеи/основной мысли) текста и ее обоснование, в том числе с приведением примеров из текста. Сообщение должно сопровождаться схемой, отображающей содержание выступления.
Третий этап: последовательное представление и коллективное обсуждение сообщений команд. Основная задача этого этапа - уточнение и проблематизация первичной интерпретации текста.
Четвертый этап: итоговый для обучающихся - индивидуальная подготовка эссе - интерпретации обсуж-
даемого текста в формате описания концепта (основной мысли) текста, его обоснования и предъявления личного отношения к обнаруженному смыслу (содержанию основной мысли). Выполняется письменно или устно - в формате аудиозаписи.
Пятый этап: экспертная оценка содержания эссе по предложенным критериям и параметрам, позволяющим оценить способность личностно включиться в процесс интерпретации текста и качественно реализовать эту способность во вторичном тексте.
Критерии оценки вторичного текста, применяемые в описанной диагностике:
1) способ смыслообразования, обнаруженный у автора вторичного текста, как процесс расширения и взаимоувязывания смыслов в ситуации взаимодействия человека с миром [3], другими людьми, текстом (Ю. В. Громыко, А. Ф. Закирова, И. И. Сулима, Н. А. Слав-ская, А. А. Брудный, Е. Г. Белякова, И. В. Абакумова и другие). Способы смыслообразования условно можно разделить на 4 типа: подведение под норму (стереотип); организация мышления в рамках какой-либо культурной нормы; интуитивно-эмоциональное реагирование или сопереживание; рефлексия или феноменологическое понимание согласно А. А. Брудному [2], Г. И. Богину.
2) оспособление или осредствленность интерпретатора, проявляемая через такие характеристики как обоснованность концепта (идеи/основной мысли), обнаруженной интерпретатором, примерами из текста (отсутствие домысливания), в том числе аргументация своего понимания содержательно-фактуальной, содержательно-концептуальной и содержательно-подтекстовой информацией (И. Р. Гальперин), целостность интерпретации, под которой понимается завершенность или полнота интерпретации, ее ясность или отчетливость, внутренняя содержательная непротиворечивость или логичность (Г. И. Богин, У. Эко, А. В. Хуторской, А. И. Исенко, А. А. Керемиди, Э. Эриксон, А. А. Смирнова),
3) глубина понимания и уникальность интерпретации как наличие внешних ценностно-смысловых контекстов, благодаря которым происходит осмысление произведения, степень осмысленности этих контекстов интерпретатором, непохожесть (Э. Гуссерль, У. Эко, А. А. Смирнова, Н. А. Славская).
4) рефлексивность и интерсубъективность или ответственное изменение интерпретации по итогам дискурса. Критерий, позволяющий оценить способность к осуществлению интроспективного процесса оборачивания внимания интерпретатора на себя в контексте изучения содержания текста и разворачивающегося по этому поводу дискурса, как восприятие других в качестве ресурса развития собственного сознания,
понимание как способность обнаружить за содержанием позицию другого участника диалога (М. Хайдег-гер, М. Бахтин, Ю. Хабермас, С. Ю. Тюрина, Е. Н. Шульга, С. И. Краснов, Н. Г. Алексеев, Г. И. Богин и др.).
Особыми условиями проведения процедуры оценивания являются а) компетентность учителя в сфере обсуждения интерпретаций текста, а именно умение задавать продуктивные вопросы: уточняющие, исследовательские (А. Я. Гуревич), проблематизирующие (Г. П. Щедро-вицкий, Г. С. Батищев), а также подбор открытых текстов, отвечающих следующим параметрам: открытый характер (У. Эко), содержащий значительный объем подтекст-ной информации - многоконтекстность, допускающие возможность нескольких интерпретаций, разнообразие средств художественной выразительности (языков текста); объем не более 300-350 слов или 5-10 минут просмотра/слушания, содержательно-смысловая конгруэнтность возрасту старших подростков, их «зоне ближайшего развития» (Л. С. Выготский) и, по возможности, социально-психологическим особенностям и содержательным интересам конкретных участников процедуры оценивания. Содержание текста должно соотноситься с опытом жизнедеятельности подростков, актуализировать в их сознании те темы, которые созвучные переживаниям взросления (взаимоотношения со сверстниками, самореализация, другое), должны быть эмоциональной выразительными. Текстами для проведения процедуры оценивания могут стать вербальные письменные, видео, аудио тексты, изображения (фотографии, картины, арт-объекты).
Учет закономерностей развития субъектной позиции и обобщение опыта интерпретирования у обучающихся и педагогов позволили определить 6 уровней развития субъектной позиции интерпретатора текста, частично соответствующие представлениям об уровнях становления культурно-ценностной позиции С. И. Краснова, Р. Г. Каменского, уровням осмысления текста Н. А. Слав-ской [5], взглядам Т. Г. Стул, Е. Г. Беляковой, Е. А. Скаврон, Г. И. Богина. Позиции представлены в формате метафор:
1) позиция «попутчик» с нулевым уровнем субъект-ности;
2) позиция «нормировщик» с формальным способом смыслообразования;
3) позиция «специалист» или «обученный интерпретатор», владеющий средствами интерпретации, но реализующий эту деятельность исключительно на когнитивном уровне;
4) позиция «сочувствующий» или «наивный интерпретатор», эмоционально включенный в интерпретацию текста и концентрирующийся только на той информации, что вызывает эмоциональный отклик интерпретатора;
5) позиция «интуитивный соавтор», осмысливающий текст на уровне феноменологической интерпретации, то есть в контексте собственных жизненных ценностей и представлений (соотносит свою позицию и позицию, читаемую как авторская;
6) позиция «сознательный соавтор», способный к феноменологической интерпретации не только самого текста, но и дискурса, по поводу данного текста, достраивающий на ее основе свое ценностно-смысловое отношение к тексту, его обсуждению, себе в контексте обсуждаемой проблемы (табл. 1).
Выявленные нами шесть уровней развития субъектной позиции следующим образом отражают степени включенности самосознания. Позиции нулевой субъектности («попутчик»), формальной и когнитивной интерпретации («нормировщик» и «специалист») отражают ситуацию, в которой интерпретатор либо обладает невысоким уровнем развитости самосознания, либо не активирует эту способность в процессе деятельности. В первых двух случаях мы наблюдаем механическое осуществление подростками интерпретации, опирающееся только на внимание и память, и не вовлекающее эмоциональный (личностный) отклик, рефлексию, мышление и понимание. Когнитивный уровень субъектной позиции с условным названием «специалист» предполагает применение интерпретатором определенной методологией мышления. Из интерпретационного процесса подросток исключает себя как личность, выполняет определенную функцию владеющего технологиями, приемами, методами. Среднюю степень включенности самосознания мы можем наблюдать у «сочувствующего интерпретатора», эмоционально переживающего, проявляющего ценностное отношение к содержанию текста. Высокой и наилучшей степеням включенности самосознания отличаются такие субъектные позиции как «интуитивный соавтор» и «сознательный соавтор», для которых характерно ценностное отношение к содержанию текста и, соответственно, внесение своего индивидуального контекста рассмотрения произведения.
Внешними показателями высокого уровня включенности самосознания интерпретатора в процесс интерпретации будут являться автономность (уникальность) и целостность содержания вторичного текста, генерированного подростком и отражающего его представление о смыслах прочитанного и обсуждаемого произведения.
Результаты
констатирующего эксперимента
Диагностика степени субъектной позиции при интерпретации текста проводилась в 2020 и 2021 годах
Таблица 1
Уровни развития субъектной позиции при интерпретации текста
Наименование позиции Проявления позиции по критериям оценки
Критерий 1. Способ смыслообразования Критерий 2. Уникальность и глубина понимания Критерий 3. Оспособление или осредствленность Критерий 4. Рефлексивность и интерсубъективность
Нулевой уровень «попутчик» Пересказ Нет Нет Нет
Формальный уровень «нормировщик» Подведение под норму (стереотип) В качестве контекста (она же идея текста - идеологема, распространенное высказывание) Недостаточная Нет - преимущественно стабильность содержания интерпретации
Когнитивный уровень «специалист» Мышление в рамках какой-либо культурной нормы (научной традиции) Разной степени глубины, но прослеживаются типические для данной культурной нормы содержательно-смысловые стереотипы Высокая степень обоснованности, целостность Технологический характер изменений (уточнения, коррекция в деталях)
Уровень эмоционального отклика «сочувствующий» Интуитивное эмоциональное реагирование на содержание текста или со-чувствие. Возможна уникальная интерпретация Разной степени глубины, в отдельных случаях появление неожиданного контекста Недостаточная Стабильность, или технологический характер изменений (уточнении, коррекция в деталях)
Уровень феноменологической интерпретации «интуитивный соавтор» Рефлексия своего восприятия и последующее мышление по поводу рефлексивных выводов Уникальность интерпретации при разной степени глубины Высокая степень обоснованности, целостность Да, технологического характер
Уровень феноменологической интерсубъективной интерпретации «сознательный соавтор» Рефлексия своего и чужого восприятия, последующее мышление по поводу рефлексивных выводов Уникальность и глубина интерпретации Высокая степень обоснованности, целостности Концептуальная достройка/ переосмысление содержания интерпретации на основании проблематизации в ходе дискурса
в процессе проведения семидневного интенсива «Вперед, в будущее» в рамках регионального этапа краевой метапредметной олимпиады Пермского края. Участниками констатирующего эксперимента стали 13-15-летние школьники в номинации «Интерпретация текста». Всего 39 человек за 2 года. Кроме того, диагностика была апробирована в марте 2021 году в шести
Данные диагностики кон
общеобразовательных организациях Пермского края. Участие в данной диагностике приняли 138 подростков указанного ранее возраста. Таким образом, общая выборка составила 177 человек. Результаты диагностики приведены в таблице 2.
Согласно указанным в таблице данным, доля подростков с нулевым и формальным уровнями субъект-
Таблица 2
гирующего эксперимента
Уровни развития субъектной позиции при интерпретации текста Участники регионального этапа Краевой метапредметной олимпиады Обучающиеся школ Средний показатель
чел. % чел. % чел. %
«Попутчик» 7,0 17,9 63,0 45,7 70,0 39,5
«Нормировщик» 16,0 41,0 57,0 41,3 73,0 41,2
«Специалист» 11,0 28,2 10,0 7,2 21,0 11,9
«Сочувствующий» 4,0 10,3 6,0 4,3 10,0 5,6
«Интуитивный соавтор» 1,0 2,6 2,0 1,4 3,0 1,7
«Сознательный соавтор» 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
ВСЕГО 39 чел. 138 чел. 177 чел.
ной позиции составляет суммарно 80,7 % (для общеобразовательных школ - 86 %, участников олимпиады -58,9 %) от числа всех участников диагностики, уровней соавтора (интуитивного и сознательного) - 1,7% (общеобразовательные школы - 1,4%, участников олимпиады - 2,6 %), сопереживающих в процессе чтения -5,6 % (общеобразовательные школы - 4,3 %, участников олимпиады - 10,3%).
Диагностика, проведенная в 2020-2021 годах:
1) подтвердила возможность ее реализации для оценки уровня субъектной позиции при интерпретации текста у старших подростков;
2) подтвердила актуальность проблемы низкого уровня субъектной позиции при интерпретации текста у школьников - обучающихся основной и старшей школы. Даже с учетом того факта, что примерно V часть от числа диагностированных составили подростки, отобранные для участия в региональном этапе метапред-метной олимпиады.
Более высокие показатели по группе участников регионального этапа Краевой метапредметной олимпиады обусловлены отбором - в мероприятии принимали участие победители и призеры муниципальных и открытых институциональных олимпиад, относительно мотивированные и чуть более подготовленные к прохождению испытаний по интерпретации текста. Разница в доле «интуитивных интерпретаторов» среди участников олимпиады и учащихся общеобразовательных школ (последних на 6% меньше) является показателем источника мотивации к интерпретации текста: на олимпиаду попадают большей частью либо технически подготовленные ученики (обладают соответствующими умениями), либо те, кто «проживает книгу» (В. Н. Денисова).
Заключение
Проведенный авторами эксперимент выявления уровня развития субъектной позиции при интерпретации текста на материале 177 старших подростков Пермского края 13-15 лет подтверждает актуальность проблемы низкой степени включенности самосознания у данной категории школьников. Так наилучшей степени включенности самосознания и высшим уровнем развития субъектной позиции («сознательный соавтор») авторы исследования не обнаружили даже у участников регионального этапа метапредметной олимпиады в номинации «Интерпретация текста». Уровень «интуитивный соавтор» показали только 1,7 % участников диагностики.
Наиболее значимой проблемой подростков в контексте проявленных низких степеней субъектной пози-
ции при интерпретации текста являются несформи-рованный персональный способ смыслообразования или его формальный характер, неспособность к лич-ностно - контекстному осмыслению - низкий уровень осознанности и осмысленности собственных убеждений, способности к рефлексии, пониманию, мышлению, отсутствие восприятия ценности и значимости Другого (М. М. Бахтин) как потенциала развития собственных представлений и как следствие шаблонность, косность, ординарность, типичность, поверхностность, нецелостность толкования.
Литература
1. Алексеев Н. Г Развитие личности // Развитие личности. 2002. № 2. С. 82-105.
2. Брудный, А. А. Психологическая герменевтика. Учебное пособие. / А. А. Брудный. - Москва: Издательство «Лабиринт», 1998. - 336 с.
3. Краснов, С. И. Формирование индивидуального способа понимания в проектных ситуациях как условие профессионального развития педагога / С. И. Краснов // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 1(25). - С. 93.
4. Мэй, Р. Человек в поисках себя / Р. Мэй. - Москва: Институт Общегуманитарных исследований, 2015. - 224 с.
5. Розин, В. М. Философия субъективности / В. М. Розин. -Москва: АПКиППРО, 2011. - 380 с.
6. Славская, А. Н. Личность как субъект интерпретации / А. Н. Славская. - Дубна: Феникс+, 2002. - 240 с.
7. Сулима, И.И. статус образования: герменевтическая традиция. Докторская диссертация: специальность 09.00.11.: диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Сулима Игорь Иванович. - Н.Новгород, 2004. - 355 с., С. 5.
8. Edward F. Crawley and Doris R. Brodeur. The Education of Future Aeronautical Engineers: Conceiving, Designing, Implementing and Operating. Materials of 48th AIAA Aerospace Sciences Meeting Including the New Horizons Forum and Aerospace Exposition (4-7 January 2010). Orlando, Florida, 2010, pp.1-15.
References
1. Alekseev, N. G. Personal development / N. G. Alekseev // Development of personality. - 2002. - No. 2. - S. 82-105.
2. Brudny, A. A. Psychological hermeneutics. Tutorial. / A. A. Brudny. -Moscow: Publishing house "Labyrinth", 1998. - 336 p.
3. Krasnov, S. I. Formation of an individual way of understanding in project situations as a condition for the professional development of a teacher / S. I. Krasnov // Professional education in Russia and abroad. - 2017. - No. 1 (25). - S. 93.
4. May, R. Man in search of himself / R. May. - Moscow: Institute for General Humanitarian Studies, 2015. - 224 p.
5. Rozin, V. M. Philosophy of subjectivity / V. M. Rosin. - Moscow: APKiPPRO, 2011. - 380 p.
6. Slavskaya, A. N. Personality as a subject of interpretation / A. N. Slavskaya. - Dubna: Phoenix+, 2002. - 240 p.
7. Sulima, I.I. status of education: hermeneutical tradition. Doctoral dissertation: specialty 09.00.11.: dissertation for the degree of Doctor of Philosophy / Sulima Igor Ivanovich. - N. Novgorod, 2004. - 355 p., P. 5.
8. Edward F. Crawley and Doris R. Brodeur. The Education of Future Aeronautical Engineers: Conceiving, Designing, Implementing and Operating. Materials of 48th AIAA Aerospace Sciences Meeting Including the New Horizons Forum and Aerospace Exposition (4-7 January 2010). Orlando, Florida, 2010, pp.1-15.