Научная статья на тему 'СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР В СИСТЕМЕ ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ УСЛОВИЙ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР В СИСТЕМЕ ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ УСЛОВИЙ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
230
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бугазов Анвар Хусаинович

Рассматривается роль субъективных факторов в историческом развитии, их решающее, детерминирующее значение в радикальных преобразованиях российского общества, в частности, в революционных событиях России 1917 года. Установлено, что игнорирование субъективных факторов исторического развития, ведет к искажению восприятия социальной реальности и всей системы причинно-следственных отношений в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE FACTOR IN THE SYSTEM OF OBJECTIVE AND SUBJECTIVE CONDITIONS OF HISTORICAL DEVELOPMENT

The article considers the role of subjective factors in historical development, their decisive deterministic importance in the radical transformations of Russian society, in particular, in the revolutionary events of Russia in 1917. It has been established that ignoring the subjective factors of historical development leads to a distortion of the perception of social reality and the entire system of cause-and-effect relations in society.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР В СИСТЕМЕ ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ УСЛОВИЙ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 1 ; 304.5

ГРНТИ: 02.41 Социальная философия doi: 10.51608/23058641_2022_4_12

СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР В СИСТЕМЕ ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ УСЛОВИЙ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© Автор 2022 БУГАЗОВ Анвар Хусаинович

SPIN: 8483-8079 доктор философских наук, профессор

Author ID: 827867 Кыргызско-Российский Славянский университет

(Кыргызстан, г. Бишкек, e-mail: [email protected])

Аннотация. Рассматривается роль субъективных факторов в историческом развитии, их решающее, детерминирующее значение в радикальных преобразованиях российского общества, в частности, в революционных событиях России 1917 года. Установлено, что игнорирование субъективных факторов исторического развития, ведет к искажению восприятия социальной реальности и всей системы причинно-следственных отношений в социуме.

Ключевые слова: социальная психология; субъективный фактор; общество; социальная история; социальная философия; общественные отношения; революция

Для цитирования: Бугазов А.Х. Субъективный фактор в системе объективных и субъективных условий исторического развития // Основы экономики, управления и права. 2022. № 4 (35). С. 12-15. doi: 10.51608/23058641 2022 4 12.

Original article

SUBJECTIVE FACTOR IN THE SYSTEM OF OBJECTIVE AND SUBJECTIVE CONDITIONS OF HISTORICAL DEVELOPMENT

© The Author(s) 2022 BUGAZOV Anvar Khusainovich

Doctor of Philosophy, Professor

Kyrgyz-Russian Slavic University

(Kyrgyzstan, Bishkek, e-mail: [email protected])

Annotation. The article considers the role of subjective factors in historical development, their decisive deterministic importance in the radical transformations of Russian society, in particular, in the revolutionary events of Russia in 1917. It has been established that ignoring the subjective factors of historical development leads to a distortion of the perception of social reality and the entire system of cause-and-effect relations in society.

Keywords: social psychology; subjective factor; society; social history; social relations; revolution

For citation: Bugazov A.Kh. Subjective factor in the system of objective and subjective conditions of historical development // Economy, governance and lave basis. 2022. No. 4 (35). Pp. 12-15. (InRuss.). doi:10.51608/23058641 2022 4 12.

О том, что субъективный фактор может выступать в качестве детерминанты важнейших исторических событий, исследователи говорили еще в конце XIX века. Данное утверждение послужило мотивом исследований многих авторов, в том числе и российских. К сожалению, в советский период истории, подобный подход был объявлен «идеалистическим» и оказался под запретом. Особенно это касалось изучения общества и законов

его развития. Основной концепт всех исследований того времени сводился к утверждению, о том, что субъективный факторов истории, это «сознательная, целеустремленная деятельность масс, классов, политических партий, отдельных личностей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных условий общественного развития» [1, с. 52]. А подлинным субъектом истории являются «народные массы как основная сила,

ф

Основы экономики, управления и права

Economy, Governance and Law Basis

творящая и революционно преобразующая мир культуры и социальное бытие» [2, с. 635].

Отказ от монополии марксистской доктрины, коммуникативная и информационная открытость, расширили мировоззренческий кругозор специалистов обществоведов на постсоветском пространстве. Сегодня мы можем наблюдать широкий спектр мнений относительно различных социальных проблем. При этом никто не сомневается, что социальное познание может осуществляться в рамках различных парадигм и методологий [см., например, 3].

Неудивительно, что и понимание роли субъективного фактора в историческом развитии, так же претерпело серьезные изменения. Если ранее утверждалось, что субъективные факторы могут играть решающую роль лишь тогда, когда для них подготовлены объективные условия» [4]. То, сегодня довольно часто высказывается мнение, что при определённых обстоятельствах субъективный фактор может сам «... сознательно и активно преобразовывать объективную реальность, продуктивно и весьма существенно воздействовать на ход исторического процесса.» [5, с. 31]. Правда, с существенной оговоркой, что такое воздействие возможно только, когда «для его возникновения объективными условиями уже созданы необходимые предпосылки» [5, с. 31].

Вероятно, сказываются традиционная приверженность к устоявшейся парадигме мышления. Например, характеризуя такой элемент субъективного фактора, как политическая психология, исследователи так же отмечают, что последняя является лишь «отражением и осмыслением людьми политического бытия» и на этой основе определяются ее функции [6].

Полагая, что историческое развитие есть сложный и многогранный процесс, думается, возможны и необходимы разные варианты понимания диалектики его объективных и субъективных факторов. Например, А.Ф. Родюков, считает, что история общества в определенных случаях выглядит как «цепочка бифуркаций и последовательность актов выбора» [7, с. 119].

Представляется, что субъективный фактор, а именно личность, с ее определенными качествами: «воля, интеллект, организованность и энергию в достижении цели, умение действовать в тех или иных обстоятельствах и т. д.» [8, с. 31], способен самостоятельно обуславливать направленность и характер общественного развития, даже, если необходимые условия для этого, еще не созрели.

2022 № 4 (35)

Определенный интерес в контексте рассматриваемой проблемы, представляет позиция В.И. Ленина, которого советская общественная наука представляла не иначе как одного из представителей «исторического материализма». Известно много высказываний лидера российских социал-демократов, свидетельствующих о его приверженности основному тезису марксизма - признании объективности и первичности «материальных условий» исторического процесса. «Метод Маркса, - писал В.И. Ленин, - состоит, прежде всего, в том, чтобы учесть объективное содержание исторического процесса в данный конкретный момент, в данной конкретной обстановке» [9, с. 139-140], в другом месте: «Человек в своей практической деятельности, имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность» [10, с. 169-170] и т.д.

Вместе с тем, вождь большевиков всегда считал необходимым условием успеха в классовой борьбе наличие у революционеров таких качеств, как душевный подъем, сознательность, организованность, целеустремленность и т.п., то есть субъективного фактора. «Когда господа буржуа, - писал В.И. Ленин, - . спорили об историческом факторе, они всегда забывали такой фактор, как революционная решимость, твердость и непреклонность пролетариата» [11, с. 249].

Однако, приоритет всегда оставался за объективными условиями. Особенно в «дореволюционный» период В.И. Ленин много внимания уделяет анализу экономических условий «борьбы пролетариата с буржуазией». Этому были посвящены первые крупные ленинские работы «Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?» (1894), «Развитие капитализма в России» (1896-1899). Наконец, в 1915 году в работе «Крах II Интернационала» В.И. Ленин дает свое классическое определение революционной ситуации. Где к объективным условиям в виде кризиса «верхов» и «низов», он добавляет принципиальный тезис о том, что« не из всякой революционной ситуации возникает революция, а лишь из такой ситуации, когда к перечисленным выше объективным переменам присоединяется субъективная, именно: присоединяется способность революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство, которое никогда, даже и в эпоху кризисов, не «упадет», если его не «уронят» [12, с. 218].

Философские науки

Ф

После Октябрьской революции в 1920 году В.И. Ленин делает дополнительные разъяснения по поводу обязательного условия, без которого невозможно осуществление революции. Сначала в выступлении перед делегатами IX Съезда РКП(б), он говорит: «самым необходимым условием для смены буржуазного строя», является «решимость рабочего класса, его непреклонность осуществить свой лозунг - «мы скорее погибнем, чем сдадимся» [13, с.249]. Затем в статье «Детская болезнь «левизны» в коммунизме», В.И. Ленин снова подчеркивает: «... для революции надо, во-первых, добиться, чтобы большинство рабочих (или во всяком случае большинство сознательных, мыслящих, политически активных рабочих) вполне поняло необходимость переворота и готово было идти на смерть ради него.» [14, с. 70]. Ключевым является «Решимость рабочего класса, его непреклонность осуществить свой лозунг - "мы скорее погибнем, чем сдадимся"» [14, с.70].

Представляется, что такая расстановка акцентов не была случайностью, или эмоциональным фоном оценки происшедших событий. Вероятно, таким образом, В.И. Ленин хотел объяснить странную метаморфозу в мировой истории - ни в одной другой стране, где «объективные условия» были более масштабными и зрелыми, чем в России, социалистической революции не случилась. Очевидно, именно «решимости идти до конца», недоставало европейским социалистам.

Не случайно идейные оппоненты большевиков обвиняли последних в недооценке объективных условий и даже субъективистском подходе к подготовке революции. «Известно, - писал Г.В. Плеханов, - что у нас осенью 1905 г. некоторые марксисты . считали возможной в России социалистическую революцию, как будто производительные силы этой страны были достаточно развиты для такой революции» [15, с.164]. Еще более решительно Г.В. Плеханов высказывался относительно Октябрьских событий 1917 г. «Несвоевременно захватив политическую власть, -утверждал мыслитель, - русский пролетариат не совершит социальной революции, а только вызовет гражданскую войну, которая, в конце концов, заставит его отступить далеко назад от позиций, завоеванных в феврале и марте нынешнего года» [16, с. 105].

Сегодня трудно сказать, сознательно ли В.И. Ленин и его сторонники стремились к социальной революции, не считаясь с объективными условиями. Но определенно роль личности

В.И. Ленина, его ближайших соратников сыграли решающую роль в октябрьских событиях 1917 года. Сложившаяся ситуация в России того времени была столь подвижна и изменчива, что никакая теория не была способна решить имевшиеся проблемы в обществе. Социально-психологическое состояние масс характеризовалось противоречивыми чувствами сомнения и надежды, апатии и готовности к радикальным переменам. К этому следует добавить разрушения и хаос, причиненные продолжавшейся войной, начавшийся хлебный кризис и т.д.

Представители практически всех политических партий и движений были убеждены в необходимости коренных реформ в государственном устройстве Российской империи. Но никто не мог предложить, а главное - практически реализовать какую-либо разумную, общенациональную программу действий. В сложившихся условиях неопределенности и «кризиса эмоциональности» «власть буквально валялась под ногами», ее просто нужно было «взять» в свои руки. Эту мысль часто приписывают В.И. Ленину, так ли это на самом деле, никто не знает. Известно, что лидер и теоретик партии социалистов - революционеров В.М. Чернов писал: «Очень часто даже от министров [Временного правительства] приходилось слышать: «если власть не валяется на улице, то она будет валяться, что всякий, кому не лень, может нагнуться и эту власть подобрать и ею овладеть» [17, с. 266]. Что, собственно, и случилось: большевики как наиболее организованная, решительно настроенная сила, во главе которой стояли лидеры с «несгибаемой волей» и «решимостью идти до конца», «подобрала» власть, с которой не могла справиться ни одна другая партия. Неудивительно, что политические оппоненты обвиняли большевиков, в том, что они являются приверженцами доктрины, которая побуждает людей к «принудительному устроению общественной жизни и человеческой судьбы» [18, с. 114-115]. Они [большевики], - писал В.М. Чернов, - плывут на гребне вала взбунтовавшейся стихии, всячески расковывают и разнуздывают ее ...» [17, с. 267].

По сути, сторонники материалистического объективизма в действительности оказались, пользуясь марксистской терминологией «субъективными идеалистами» в истории. Сегодня, правда, это уже не является большим прегрешением. Говоря современным языком, такой подход можно было бы назвать «конструированием социальной реальности», а В.И. Ленина и его сто-

ф

Основы экономики, управления и права

Economy, Governance and Law Basis

ронников - первыми «конструкционистами» на практике занимавшихся «сотворением новых форм культурной жизни» [19]. Этим самым мы не стремимся дать какую-то определенную оценку советскому периоду истории. Мнения на этот счет, как известно, могут быть противоположными, и каждое из них имеет свои аргументы.

На наш взгляд, следует подчеркнуть, если функционирование и развитие общества есть результат деятельности людей, то логично предположить, что социальные настроения, установки, которыми побуждается эта деятельность, также относятся к ее основным детерминирующим условиям. А умение придать им решающее значение в системе других субъективных и объективных условий в конкретный момент исторического развития, является свойством незаурядных личностей. Хотя, как и любое развитие, эти свойства могут предстать как в позитивной, так и негативной форме.

Но, в любом случае, понимание истории, основанное на игнорировании и принижении роли субъективных факторов, выглядит анахронизмом. Без их анализа изучение общественных процессов будет не полным и, что особенно важно, не точным.

Библиографический список

1. Крапивенский, С. Э. Социальная философия / С. Э. Крапивенский. - Москва : Владос, 2003. - 416 с. -ISBN 5-691-00053-5. - EDN RAXTPF.

2. Философский энциклопедический словарь / [Подготовили А. Л. Грекулова и др.]; Редкол.: С. С. Аверинцев и др. - 2-е изд. - М. : Сов. энцикл., 1989.

3. Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований : Материалы XVHI Международной научной конференции молодых ученых, Новосибирск, 06-07 октября 2020 года / Редколлегия: В.В. Петров [и др.]. - Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2020. - 245 с. - ISBN 978-5-4437-1107-2. - EDN LEROCX.

4. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова.- М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

5. Удальцов, В. Г. Объективное и субъективное в истории: философский аспект / В. Г. Удальцов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2013. -№ 4. - С. 28-36. - EDN RSSTMF.

2022 № 4 (35)

6. Андреев, А. Л. Политическая психология / А. Л. Андреев. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство ЮРАЙТ", 2018. -162 с. - (Авторский учебник). - ISBN 978-5-534-070798. - EDN PLXSYI.

7. Родюков, А. Ф. Трансформации государств в эпоху глобализации: синергетический аспект /

A. Ф. Родюков // Logos et Praxis. - 2019. - Т. 18. -№ 2. - С. 150-156. - DOI 10.15688/lp.jvolsu.2019.2.14. -EDN FCVWHJ.

8. Семечкин, Н. И. Психология масс и социальная история / Н. И. Семечкин // Социальная психология и общество. - 2020. - Т. 11. - № 2. - С. 20-37. - DOI 10.17759/sps.2020110202. - EDN PLWVGF.

9. Ленин, В. И. Под чужим флагом // Ленин В. И. Полное собрание сочинений: в 55 т. Т.26. - М.: Политиздат, 1969. - С. 131-154.

10. Ленин, В. И. Философские тетради // Ленин

B. И. Полное собрание сочинений: в 55 т. Т. 29. - М.: Политиздат, 1970. - С. 77-218.

11. Ленин, В.И. IX Съезд РКП(б). 29 марта -5 апреля 1920 г. Доклад Центрального комитета 29 марта. // Ленин В.И. Полное собрание сочинений: в 55 т. Т. 40. - М.: Политиздат, 1974. - С. 233-287.

12. Ленин, В.И. Крах II Интернационала // Ленин В. И. Полное собрание сочинений: в 55 т. Т. 26. -М.: Политиздат, 1969. - С. 209-265.

13. Ленин, В.И. IX Съезд РКП(б). 29 марта -5 апреля 1920 г. Доклад Центрального комитета 29 марта. // Ленин В.И. Полное собрание сочинений: в 55 т. Т.40. - М.: Политиздат, 1974. - С. 233-287.

14. Ленин, В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме // Ленин В. И. Полное собрание сочинений: в 55 т. Т. 41. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. - М.: Политиздат, 1981. - С.1-104.

15. Плеханов, Г.В. Основные вопросы марксизма // Избранные философские произведения: в 5 т.

- М.: Госполитиздат, 1957. - Т. 3. - 784 с.

16. Плеханов, Г.В. Открытое письмо к петроградским рабочим // Вопросы истории. -1989. №12. -

C.102-106.

17. Чернов, В.М. Страницы из политического дневника. [Электронный ресурс] // Мысль: Альманах.

- Пг.: Революционная мысль. - 1918. - № 1. -С.249-268. URL: http://ruslitrev1917.ru/files/attachment/373.pdf (дата обращения: 18.07.2022).

18. Бердяев, Н.А. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990. - 176 с.

19. Кабанов, А. В. Социальный конструктивизм: сущность, истоки, версии конструктивистского подхода к знанию / А. В. Кабанов // Социум и власть.

- 2021. - № 2(88). - С. 7-17. - DOI 10.22394/1996-05222021-2-07-17. - EDN LUZLGD.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 21.11.2022; одобрена после рецензирования 26.12.2022; принята к публикации 26.12.2022.

The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 21.11.2022; approved after reviewing 26.12.2022; accepted for publication 26.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.