Научная статья на тему 'Субъективный фактор в профессиональной подготовке юристов'

Субъективный фактор в профессиональной подготовке юристов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъективный фактор в профессиональной подготовке юристов»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Кадровое обеспечение

О.В. Глушкова* Д.А. Медведев**

Субъективный фактор в профессиональной подготовке юристов

В современной психологической науке можно выделить два базовых подхода к проблеме развития профессионализма личности - собственно психологический и акмеологический. Традиционная точка зрения состоит в том, что психология профессионализма выявляет условия и закономерности продвижения человека к профессионализму в его труде, прослеживает изменение психики в процессе восхождения субъекта к высшему уровню профессионального мастерства. В данном контексте психология профессионализма описывает психологические критерии и уровни профессионализма, этапы и ступени на пути движения к профессионализму, возрастные и индивидуальные особенности становления профессионала, факторы, вызывающие снижение профессионализма, а также пути их преодоления. Профессионализм рассматривается в качестве способности человека или коллектива определять с учетом условий и реальных возможностей наиболее перспективные пути и способы решения поставленных задач. Основной акцент в данном случае ставится на деятельностных аспектах становления профессионального мастерства1.

Акмеологический подход предполагает рассмотрение профессионализма в тесной связи с развитием субъекта труда. Данный подход выявляет закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, и особенно, при достижении им наиболее высокого уровня биопсихосоциального развития. Вершина зрелости взрослого человека - акме - определяется в качестве многомерного состояния человека, охватывающего определенный период онтогенеза и характеризующего, насколько он состоялся как гражданин, личность и профессионал. Представителей этого направления в первую очередь интересуют факторы, содействующие или препятствующие достижению вершин профессионализма. Акмеологические факторы разделяются на две группы: объективные (связанные с реальной системой профессиональной деятельности) и субъективные (отражающие индивидуальные предпосылки меры успешности профессиональной деятельности)2.

Среди важнейших субъективных факторов развития профессионализма выделяют особенности мотивационной сферы личности, характер ее направленности, компетентности и уровень развития деловых качеств. На наш взгляд, перспективным направлением анализа влияния субъективных факторов на становление профессионализма может быть обращение к концепции вербального отражения действительности, рассматриваемого в качестве интегрального психического образования личности3. Изучение особенностей вербального отражения действительности позволяет определить специфику отношения человека к широкому кругу объектов и явлений действительности, а также к самому себе. Целью данной статьи является анализ роли вербального отражения действительности в профессиональной подготовке юристов на этапе вузовского обучения.

* Соискатель Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры РФ.

** Кандидат психологических наук, доцент Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Мы определяем вербальное отражение действительности в качестве интегрального психического образования, фиксирующего в системе субъективных значений образов самосознания, общения и деятельности существующую у человека модель действительности, которая определяет специфику проявления его внутренней и внешней активности. Данное семантическое образование возникает в результате взаимодействия человеческой психики с внешним миром и закономерно проходит в своем онтогенетическом развитии эмоционально-

речевой, когнитивный, ценностный и смысловой этапы. На разных этапах онтогенеза с доминирующее значение в вербальном отражении действительности имеют качественно разные системы вербальных значений образов, а изменение указанных систем отражает закономерности онтогенеза соответствующего психического образования. Знание особенностей субъективного «взгляда на мир» в разные возрастные периоды позволяет представить внутренние условия становления профессионального сознания личности и а

определить оптимальное направление его развития4. н

Вербальное отражение действительности имеет собственную систему функций, определяющих его статус самостоятельного семантического образования психики человека. Общими функциями вербального отражения действительности являются:

1) функция построения непротиворечивой модели действительности, е

обеспечивающей адаптацию человека к объективной реальности;

2) функция осуществления сознательной коммуникации между разными уровнями ^

психического отражения; б

3) функция определения субъективных приоритетов человека на основе у'

выстраивания иерархии значений психических образов;

4) функция соотнесения прошлого опыта человека с актуальными объектами с

действительности; о

5) функция обеспечения внутренней автономии субъекта и поддержания его связей г

с объективной реальностью;

6) функция формирования сознательной субъектности; ^

7) функция сравнения объективной реальности с внутренним идеалом

8) функция детерминации поведения и деятельности субъекта. о5

Психологические значения образов восприятия непосредственно обслуживают р

актуальные потребности человека и лишь на краткое время становятся содержанием его с

внутреннего мира. Это уровень процессов вербального отражения действительности, генетически связанный с эмоционально-речевым этапом его развития (период от рождения до 6-7 лет). Специфической функцией данного этапа развития вербального отражения действительности является субъективный контроль эмоций и моторных проявлений человека. Объекты и явления действительности, вызвавшие более-менее пристальный интерес человека, осмысливаются им в течение более длительного времени, переходя на уровень значений образов-представлений. На данном этапе сохраняется тесная связь значения образа-представления с конкретным объектом или явлением действительности. Значения образов-представлений составляют основное содержание долговременной памяти человека и связаны с когнитивным этапом развития вербального отражения действительности (период от 6-7 до

&

о

14-15 лет). Специфической функцией данного этапа выступает когнитивное развитие образа- с

Я, образа Другого, обобщенного образа предметного мира и усвоение личностью моральных и

норм. По мере накопления опыта взаимодействия с физической (природной) и социальной и

средой и развитием способности к абстрактному мышлению, в психике человека постепенно складывается система значений ценностных образов - образов объектов и явлений действительности, обладающих высокой степенью актуализации в общей структуре его вербального отражения действительности в силу их особой социальной значимости. Ценностные образы обусловлены в первую очередь требованиями к человеку со стороны 2

общества, в котором он живет и носят характер интериоризированной системы внешней )

социальной детерминации. ^

Для большинства людей ценностный этап является последним этапом развития их вербального отражения действительности (период от 14-15 до 18-19 лет). Специфической 6 функцией этого этапа является соотнесение личностью своих знаний об объектах действительности с социальной оценкой данных объектов. После достижения человеком относительно высокого уровня физической, психической и социальной зрелости появляются предпосылки для развития вербального отражения действительности в смысловой форме (после 18-19 лет). Данный этап характеризуется появлением у субъекта системы значений

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Кадровое обеспечение

смысловых образов, самостоятельно выработанных и принятых им в качестве ключевых детерминант своего поведения и деятельности. Указанная система имеет ярко выраженную внутреннюю природу и является продуктом осмысления субъектом основ человеческого бытия. Специфическая функция этапа - выработка и выстраивание системы внутренних жизненных смыслов человека как субъекта.

Обзор ведущих особенностей онтогенеза вербального отражения действительности показывает, что ценностный этап его развития оказывается неразрывно связанным с процессом получения личностью профессионального образования. Именно продуктивная профессиональная (учебно-профессиональная) деятельность является практическим показателем социальной и гражданской зрелости человека. В силу особой социальной значимости ценностного этапа мы провели исследование особенностей мировосприятия современной студенческой молодежи. Эмпирическую основу указанного исследования составили студенты 2-3-х курсов юридического факультета Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (выборка - 202 человека). Для определения особенностей мировоззренческого этапа развития вербального отражения действительности использовалась методика «Ценностные ориентации Рокича»5. В исследовании применялась стандартная процедура факторного анализа с варимакс-вращением по методу принципиальных компонентов.

Таблица № 1.

Факторная структура вербального отражения действительности на ценностном этапе его развития

Ведущие жизненные ценности студентов Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3

Интересная работа -0,20 0,84 -0,11

Познание -0,18 -0,61 -0,38

Счастливая семейная жизнь 0,64 -0,05 -0,02

Аккуратность -0,30 0,04 -0,70

Высокие запросы -0,72 -0,13 0,07

Жизнерадостность -0,04 -0,16 -0,68

Образованность 0,12 0,74 -0,06

Смелость 0,67 -0,01 -0,11

Твердая воля 0,71 -0,17 0,16

Широта взглядов -0,38 -0,19 0,73

Собственное значение 2,10 1,75 1,65

Доля дисперсии 0,21 0,17 0,17

Факторная структура ценностного блока вербального отражения действительности студентов-юристов состоит из трех факторов (табл. 1). Доля дисперсии составляет 0,55 -выделенные факторы объясняют 55% суммарной дисперсии признаков, что можно считать приемлемым результатом.

Фактор 1 (информативность 21%) включает на положительном полюсе переменные «твердая воля - умение настоять на своем, не отступать перед трудностями» и «смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов»; на отрицательном - «высокие запросы -высокие требования к жизни и высокие притязания». Данный фактор может быть интерпретирован в качестве фактора моральной нормативности будущих специалистов юридического профиля. Принципиальное значение для цели нашего исследования имеет тот факт, что выявленный фактор согласуется с данными, полученными при анализе психологических особенностей деятельности прокуроров по обеспечению участия в рассмотрении уголовных дел судами6. Этот факт показывает существование преемственности между этапом профессиональной подготовки юристов в вузе и этапом непосредственного осуществления ими профессиональной деятельности.

Фактор 2 (информативность 17%) представлен переменными «интересная работа» и «образованность - широта знаний, высокая общая культура». Данный фактор отражает

ценность профессиональной и учебно-профессиональной деятельности студентов-юристов. Наличие указанного фактора в структуре их вербального отражения действительности подтверждает нашу гипотезу о связи ценностного этапа онтогенеза этого психического образования с профессиональным развитием личности.

Фактор 3 (информативность 17%) образует на положительном полюсе переменная «широта взглядов - умение понять чужую точку зрения»; на отрицательном - «аккуратность - умение содержать в порядке вещи, порядок в делах». Это фактор толерантности вербального отражения действительности студентов-юристов на ценностном этапе онтогенеза вербального отражения действительности, который выступает необходимым условием успешности осуществления им будущей правоохранительной деятельности.

Проведенное исследование доказывает, что вербальное отражение действительности может рассматриваться в качестве ведущего субъективного фактора, определяющего особенности внутреннего мира личности студентов-юристов и эффективность их профессиональной подготовки на этапе вузовского обучения.

1 См.: Психология человека от рождения до смерти // Под ред. А.А. Реана. СПб., 2005.

2 См.: Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. М., 1998.

3 См.: Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира как парадигмы психологического мышления // Мир психологии. 2003. № 4. С. 18-30.

4 См.: Медведев Д.А., Губин В.А. Современная психопедагогика: взгляд на проблему личностно-ориентированного обучения через призму человеческой субъективности // Психопедагогика в правоохранительных органах (Омск). 2006. № 1 (25). С. 8-11.

5 См.: Практическая психодиагностика: Методики и тесты // Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 1998.

6 См.: Глушкова О.В. О влиянии личности прокурора на успешность профессиональной деятельности // Актуальные вопросы теории и практики прокурорско-следственной деятельности. 9-я научно-практическая конференция молодых ученых, 26 апреля 2006 г. СПб., 2006. С. 143-145.

B.C. Ефимов*

Воспитательная деятельность командиров курсантских подразделений вузов МВД по новым технологиям

В современных условиях воспитание личного состава - это составная часть строительства внутренних войск МВД Российской Федерации, военно-педагогического процесса, системы боевой подготовки воинов. Существенное свойство воспитания -личностно-профессиональные отношения между командирами и подчиненными, основанные на духовной близости и взаимопонимании, сотрудничестве и взаимной ответственности1.

Цель воспитательной работы с личным составом ВВ МВД России вытекает из специфики и предназначения войск в современных условиях, их служебно-боевой деятельности. Она заключается прежде всего в формировании и развитии у военнослужащих качеств гражданина-патриота, специалиста-профессионала и высоконравственной личности. Одной из важнейших проблем в настоящее время является подготовка выпускников вузов -командиров взводов, молодых офицеров, способных быстро адаптироваться в войсках и наиболее эффективно (качественно) выполнять свои функциональные обязанности. Не менее остро стоит проблема преодоления противоречий между ростом объема необходимых выпускникам знаний и возможностью их глубокого усвоения в установленные для обучения и воспитания сроки.

*Адъюнкт заочного обучения Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.