Научная статья на тему 'Субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ'

Субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
554
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЗЕМЛЯ / СДЕЛКА / РЕГИСТРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волков И.А.

В статье рассматриваются отдельные вопросы, связанные с характеристикой субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ»

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 170 УК РФ

© Волков И.А.*

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

В статье рассматриваются отдельные вопросы, связанные с характеристикой субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ.

Ключевые слова субъект преступления, земля, сделка, регистрация.

Преступление, предусмотренное ст. 170 УК РФ, является специальным случаем должностного злоупотребления и относится к должностным преступлениям. Таким образом, субъект данного преступления - специальный.

Одним из распространенных определений специального субъекта преступления является определение, сформулированное В.В. Устименко, согласно которому «специальный субъект - это лицо, обладающее наряду с вменяемостью и возрастом уголовной ответственности также иными дополнительными признаками, указанными в законе или прямо вытекающими из него, ограничивающими круг лиц, которые могут нести ответственность за данное общественно опасное деяние» [1, с. 10-11].

В большинстве случаев признаки специального субъекта полностью раскрываются в диспозиции той и иной статьи УК РФ. Что же касается ст. 170 УК РФ, то ее диспозиция содержит указание лишь на один признак субъекта преступления - то, что им является должностное лицо.

Определение должностного лица содержится в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ. Согласно примечанию, данное определение распространяется только на статьи главы 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» [2]. Поэтому с позиции уголовного закона мы не имеем права распространять данное определение на субъект преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, так как эта статья находится в другой главе Уголовного кодекса, а применение уголовного закона по аналогии не допускается. Поскольку в УК РФ не содержится иного определения должностного лица, возникает пробел права, который необходимо устранить либо путем внесения в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ изменений, которые позволят распространять определение должностного лица на весь Уголовный кодекс, либо путем дополнения ст. 170 примечанием, содержащим определение должностного лица - субъекта регистрации незаконных сделок с землей. Поскольку должностные лица, которые имеют возможность совершить запрещенные

* Магистрант кафедры Уголовного права и процесса Юридического института.

ст. 170 УК РФ деяния, в силу своей компетенции обладают всеми признаками должностного лица, содержащимися в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ, целесообразнее, на наш взгляд, распространить данное определение на весь Уголовный кодекс РФ.

Согласно указанному примечанию, должностными лицами являются лица постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Вместе с тем, как отмечает Н.Н. Алексеенко «для характеристики субъекта регистрации незаконных сделок с землей указанные в данном определении признаки недостаточны, поскольку субъектом данного преступления может выступить не любое должностное лицо, а только то, в чью компетенцию входит осуществление соответствующих действий» [3, с. 131]. Поэтому для полной характеристики признаков субъекта данного преступления необходимо прибегнуть к систематическому толкованию законодательства.

Особенностью преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, является то, что она содержит уголовно-правовой запрет на три альтернативных деяния. Уголовная ответственность наступает за совершение одного из трех предусмотренных в статье деяний: регистрации заведомо незаконных сделок с землей, искажения учетных данных Государственного земельного кадастра или умышленного занижения размеров платежей за землю. В любом случае субъект данного преступления будет обладать такими признаками, как вменяемость, достижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также то, что все они являются должностными лицами. Но в зависимости от того, какими деяниями характеризуется объективная сторона регистрации незаконных сделок с землей, субъект преступления будет обладать также специфическими признаками.

Так, регистрация заведомо незаконных сделок с землей может быть осуществлена только тем должностным лицом, в компетенцию которого входит регистрация сделок с землей. Согласно п. 1 Положения «О Федеральной регистрационной службе», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 451 [4], федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация). Следовательно, полномочия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют должностные лица Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов, которые называются государственными регистраторами. Только государственные регистраторы могут быть субъектами

преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, в случае, когда оно совершается путем регистрации заведомо незаконных сделок с землей.

Если преступление, предусмотренное ст. 170 УК РФ, совершается путем искажения учетных данных Государственного земельного кадастра, субъектом преступления может выступать только должностное лицо, в компетенцию которого, соответственно, входит осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества. Согласно п. 1 Положения «О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 456, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения Государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснед-вижимость). Таким образом, субъектами преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, в форме искажения учетных данных Государственного земельного кадастра являются должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов, которые в соответствии с возложенными на них служебными обязанностями ведут Государственный земельный кадастр.

К уголовной ответственности за умышленное занижение размеров платежей за землю также можно привлекать только тех лиц, в компетенции которых находится установление тех или иных платежей.

Признак субъекта рассматриваемого преступления играет важную роль в квалификации данного преступления и разграничении со смежными составами. Данный признак является определяющим при разграничении регистрации незаконных сделок с землей, совершенных путем умышленного занижения размеров платежей за землю с уклонением от уплаты налогов.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, выступает физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и сборов, а также по представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным. К субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сбо-

ров, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).

Что же касается субъектов ст. 170 УК РФ, то ими, согласно формулировке диспозиции данной статьи, могут являться должностные лица, в компетенцию которых входит выполнение указанных в законе действий. Таким образом, субъектами уменьшения налоговых платежей за землю выступают лица государственного органа или органа местного самоуправления, наделенные полномочиями по предоставлению льгот, а также работники государственной налоговой службы, умышленно занизившие размер земельного налога с гражданина.

Таким образом, субъектами рассматриваемого преступления, совершаемого путем умышленного занижения размеров арендной платы за пользование земельными участками, могут быть должностные лица налоговых органов, осуществляющие расчет земельного налога, и должностные лица органов местного самоуправления, незаконно понизившие ставки земельного налога или установившие льготы по земельному налогу для индивидуально-определенных плательщиков, а также взимающие арендные платежи.

В то же время, согласно налоговому законодательству РФ, налогоплательщики-организации исчисляют сумму земельного налога самостоятельно. Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму земельного налога также самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Налоговыми органами исчисляется только сумма земельного налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами.

Поскольку в законодательстве обязанность по исчислению сумм земельного налога дифференцируется в зависимости от категории налогоплательщиков, некоторые исследователи делают выводы о необходимости аналогичной дифференциации субъекта умышленного занижения размеров платежей за землю. А значит, о том, что уголовную ответственность за совершение рассматриваемого преступления могут нести должностные лица предприятий, учреждений и организаций, ответственные за представление в налоговые органы расчета земельного налога. Так, А.Т. Булавинцев пишет: «Субъектом преступления в виде занижения размера земельного налога, уплачиваемого физическим лицом, является должностное лицо налогового органа, осуществляющее расчет суммы данного налога. Уголовную ответственность по ст. 170 УК РФ за умышленное занижение размеров земельного налога могут нести также должностные лица государственных или муниципальных учреждений - руководитель и главный бухгалтер. Не являются субъектами предусмотренного ст. 170 УК РФ преступления руководители и

главные бухгалтеры коммерческих и некоммерческих организаций, а также индивидуальные предприниматели» [5, с. 13].

Исходя из буквального толкования уголовного закона, автор, несомненно, прав. Действительно, лица, исчисляющие размер земельного налога, уплачиваемого организацией, являются должностными лицами, если данная организация является государственным или муниципальным учреждением, и не являются таковыми, если организация является негосударственной. В то же время мы не можем согласиться с данным мнением, поскольку рассматриваемая уголовно-правовая норма направлена именно на охрану управленческих земельных отношений и предусматривает ответственность лиц, ответственных за взимание платежей за землю.

Также ст. 170 УК РФ устанавливает ответственность должностных лиц в сфере земельных отношений, поэтому уклонение от уплаты налога на землю, совершенное должностными лицами организации, влечет ответственность по ст. 199 УК РФ.

Поскольку рассматриваемое преступление нередко совершается групповым образом («по заказу заинтересованных лиц»), в научной литературе предлагается в целях более правильной юридической оценки содеянного дополнить ст. 170 УК РФ соответствующим квалифицирующим обстоятельством - его совершения группой лиц по предварительному сговору [6, с. 44-49].

При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 4 ст. 34 УК РФ лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье Особенной части УК, участвовавшее в совершении преступления, предусмотренного этой статьей, несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника. Поэтому ответственность за совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору необходимо установить из расчета того, что каждый исполнитель является должностным лицом.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает заведомо незаконность регистрируемых сделок с землей, искажения сведений государственного кадастра недвижимости, так и путем умышленного занижения размеров платежей за землю и желает совершения таких действий.

Рассмотрим подробнее элементы вины. При совершении действий по регистрации незаконных сделок с землей интеллектуальный момент умысла заключается в том, что виновный осознает тот факт, что регистрируемая сделка является незаконной. Для квалификации преступлений указанные свойства сделки должны быть заведомо известны должностному лицу, осуществляющему ее регистрацию. В связи с этим регистрация оспоримой сделки, в отношении которой не был подан иск о признании ее недействительной либо иным способом не заявлено несогласие с ее законностью со стороны управомоченных на то лиц, не подлежит уголовной ответственности по ст. 170 УК РФ.

Принципиальным является факт сознательности регистрации незаконной сделки, т.е. понимания лицом, регистрирующим сделку с землей, факта незаконности. Осознанность означает также то, что соответствующие действия совершаются должностным лицом не вследствие введения его в заблуждение подсобным персоналом либо сторонами, сфальсифицировавшими первоначальные документы.

В случае, если должностное лицо регистрирующего органа не осознает, что регистрируемая им сделка является незаконной, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло это предвидеть - ответственность за данные деяния предусматривается ст. 293 УК РФ как халатность, поскольку обязанности по проверке законности сделки возложены на должностное лицо нормативно -правовыми актами.

Волевой элемент умысла заключается в том, что лицо желает наступления общественно опасных последствий. Несмотря на то, что рассматриваемый состав преступления сконструирован по принципу формального, общественно опасные последствия от запрещенных ст. 170 УК РФ деяний все равно наступают. Они являются не основной, а промежуточной целью совершения преступления. Основной целью выступает извлечение корыстной или иной личной выгоды.

Корыстный мотив совершения регистрации незаконных сделок с землей в большинстве случаев выражается в получении взятки за данные действия. Если должностное лицо совершает указанные в диспозиции ст. 170 УК РФ действия за взятку, то есть, используя свои служебные полномочия, совершает за взятку деяние, которое является преступлением, налицо реальная совокупность преступлений, что должно получить правовую оценку при квалификации.

Вышеизложенное не означает того, что преступление, предусмотренное ст. 170 УК РФ, совершенное по мотиву корыстной заинтересованности, автоматически квалифицируется по совокупности с преступлением, предусмотренным ст. 290 УК РФ. В некоторых случаях данные действия могут и не сопровождаться получением взятки.

Примером корыстного мотива, не направленного на получение взятки, может быть экономия своих средств.

Помимо корыстного мотива рассматриваемое преступление может также совершаться по мотиву иной личной заинтересованности. Иная личная заинтересованность выражается в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера. Она может быть обусловлена родственными или дружескими отношениями, местью, желанием угодить «нужному» человеку, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, получить взаимную услугу.

Иногда рассматриваемое преступление совершается для придания видимости законного характера владения земельным участком, полученным пре-

ступным путем. В таком случае деяния должны квалифицироваться по совокупности регистрации незаконных сделок с землей и соучастия в отмывании (легализации) имущества, приобретенного преступным путем (ст. 174 УК РФ).

Заметим, что такой мотив, как ложно понятые интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления, не являются корыстным мотивом или мотивом иной личной заинтересованности, а значит, действия, совершенные по данным мотивам, не образуют состав преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ.

Неумышленное совершение действий, запрещаемых ст. 170 УК РФ, при условии наступления последствий в виде причинения крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства квалифицируются по ст. 293 УК РФ как халатность должностного лица.

Следует отметить также, что в некоторых случаях действия по регистрации незаконных сделок с землей могут совершаться должностными лицами, добросовестно заблуждающимися по поводу законного характера сделки. В данном случае ответственности должностные лица за регистрацию незаконных сделок не подлежат в связи с отсутствием какой-либо вины, а налицо будет мошенничество со стороны лиц, заключающих сделку. Примером такого мошенничества может послужить регистрация незаконных сделок по фиктивным доверенностям, предоставленным виновными.

Таким образом, можно сказать, что использование в тексте рассматриваемой нормы слова «умышленное», на наш взгляд, излишне. Оно противопоставляет умышленное занижение платежей действиям по регистрации незаконных сделок с землей и искажению учетных данных Государственного земельного кадастра, перед которыми не стоит указания на умышленный характер.

Список литературы:

1. Устименко В.В. Специальный субъект преступления. - Харьков, 1989. -189 с.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

3. Алексеенко Н.Н. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений в сфере регистрации незаконных сделок с землей: монография. - М.: Юрист, 2013. - 152 с.

4. Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Федеральной регистрационной службе / Приказ Росрегистрации от 01.12.2008 г. № 228 // СПС «Консультант Плюс». - 2014.

5. Булавинцев А.Т. Уголовно-правовая характеристика регистрации незаконных сделок с землей: автореф. дисс. ... к.ю.н. - М., 2007. - 24 с.

6. Карданов А.К. Правовые основания злоупотреблений, связанных с регистрацией незаконных сделок с землей // Современное российское общество: проблемы безопасности, преступности, терроризма: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Краснодар, 19-20 мая 2005 г.). - 2006. - Т. 2. - 249 с.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИИ

© Иванчогло В.И.*

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

В статье рассматриваются основные направления государственной политики противодействия экстремизму в России.

Ключевые слова преступность, государство, экстремизм.

Настоящее и будущее Российской Федерации, ее развитие как демократического правового государства, обеспечение национальной безопасности и сохранение территориальной целостности возможны только в условиях межнационального мира и согласия [1].

Немаловажную роль в государственной политике противодействия экстремизму занимает Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. [2]. Она представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере национальных отношений. Концепция направлена на:

- обеспечение единства и целостности нашей страны;

- усиление российской государственности;

- создание условий для развития общероссийской культуры с учетом самобытности всех народов, живущих в России.

Во исполнение Концепции было принято Постановление Правительства РФ от 22.07.1998 г. № 816 «О совершенствовании порядка реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» [3], а Министерство региональной и национальной политики Российской Федерации ежегодно, начиная с 2000 года, утверждало план мероприятий по реализации Концепции на текущий год, подготавливаемый с участием заинте-

* Магистрант кафедры Уголовного права и процесса Юридического института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.