Научная статья на тему 'СУБЪЕКТИВНЫЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ'

СУБЪЕКТИВНЫЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1024
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / НАУЧНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КОМПАНИЕЙ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ооржак А.К.А.

Принятие управленческих решений - это один важнейших процессов в деятельности менеджеров различных уровней управления. В статье рассмотрены теоретические аспекты разработки и принятия управленческого решения. А также, в данной статье рассмотрено понятие объективных и субъективных факторов разработки и реализации управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE AND OBJECTIVE FACTORS OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF MANAGEMENT DECISIONS

Managerial decision-making is one of the most important processes in the activities of managers at various levels of management. The article discusses the theoretical aspects of the development and adoption of management decisions. Also, this article discusses the concept of objective and subjective factors in the development and implementation of management decisions.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТИВНЫЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»

СУБЪЕКТИВНЫЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

А.- К.А. Ооржак, магистр

Научный руководитель: О.Н. Монгуш, канд. экон. наук, доцент Тувинский государственный университет (Россия, г. Кызыл)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-10-2-128-131

Аннотация. Принятие управленческих решений - это один важнейших процессов в деятельности менеджеров различных уровней управления. В статье рассмотрены теоретические аспекты разработки и принятия управленческого решения. А также, в данной статье рассмотрено понятие объективных и субъективных факторов разработки и реализации управленческих решений.

Ключевые слова: объективные и субъективные факторы, научный подход к управлению компанией, управленческие решения.

В ходе управления предприятием как системой постоянно образуются ситуации, когда руководители различных уровней управления, встречаются с потребностью выбора некоторых альтернатив операций. Формирование и утверждение решения -главная функция деятельности любого руководителя, которая определяет весь дальнейший ход процесса управления, в особенности заключительный итог управленческой деятельности, оказывающий непосредственное влияние на успешное развитие и достижение долгосрочных стратегических целей предприятия.

Злобина Н.В. считает, что управленческое решение - это выбор, совершаемый менеджерами различных уровней, для того чтобы были выполнить обязанности, кото-

стью [1]. Основная цель разработки и принятия управленческого решения: продвижение организации к поставленным целям.

По мнению Н.Б. Куршаковой и Г.Г. Левкина, объектом управленческого решения является: проблема либо задача, которая возникает при выполнении управленческих функций. Субъектом управленческого решения является руководители (менеджеры) всех уровней управления, которые принимают управленческие решения [2].

После обзора учебной и научной литературы было сделано заключение, что в теории процесс принятия решения состоит из 8 этапов, наглядно представленных в составленной схеме, которая отражает весь процесс (рис. 1). Раскроем содержание

рые приписываются занимаемом должно- каждого этапа.

Рис. 1. Состав и последовательность процедур процесса принятия управленческих

решений

Этап 1. Анализ ситуации. Принятие управленческого решения всегда связано с наличием какой-либо проблемы или ситуации, которую нужно разрешить. Что бы увидеть такую ситуацию менеджер должен проанализировать состояние системы и ее элементов, сравнить данные с запланированными, и в последствии выявить проблему, которую нужно решать.

Этап 2. Формулирование проблемы. На данном этапе менеджер формулирует причину из-за которой наступила необходимость принятия управленческого решения. Менеджер должен понять какой элемент системы или процесс является неудовлетворительным и к какому состоянию он должен прийти в итоге принятия управленческого решения. Как известно, верное определить проблему, значит на половину решить ее. Но в управленческой деятельности все не так просто, так как многие проблемы связаны друг с другом и очень сложно выделить главную проблему. Для того что бы верно выделить эту главную проблему специалист должен: привлечь людей, владеющих нужной информацией и совместно проанализировать ситуацию.

Этап 3. Разработка критериев. После определения проблемы и до того, как будут рассмотрены варианты ее решения. Менеджер должен выбрать показатели, по которым он будет выбирать лучшую альтернативу.

Этап 4. Формулирование альтернатив. После разработки критериев специалист выделяет варианты решения проблемы. В идеале он должен выявить все альтернативы, подходящие под критерии и после оценить каждую из них.

Этап 5. Оценка альтернатив. После разработки альтернатив, менеджер должен рассмотреть каждую из них по составленным ранее критериям, оценить возможные результаты реализации, то есть все положительные и негативные последствия выбора именно этой альтернативы.

Этап 6. Выбор и принятие решения. На этом этапе менеджер принимает решение, о том какую альтернативу ему выбрать. Выбор происходит на основе сравнения альтернатив по критериям и представляет собой компромисс, так как у любого вы-

бора есть как положительные, так и негативные последствия.

Этап 7. Реализация решения. После того как было принято управленческое решение, его необходимо реализовать. Это покажет, насколько грамотное решение принял специалист. Этап реализации решения состоит из трех шагов:

а) разработка плана реализации решения;

б) доведение информации до исполнителей;

в) непосредственно реализация.

Этап 8. Контроль и оценка результатов. Даже после того, как начался этап реализации, процесс принятия решения не считается полностью завершенным, потому что при принятии решения, человек всегда может допустить ошибку. Для того что бы проверить это и существует этап оценки и контроля результатов. На этом этапе происходит сравнение ожидаемых и полученных результатов, и в случае их сильного несовпадения, происходит повтор всех предшествующих этапов, но уже с новой информацией.

То есть этот этап исполняет функцию обратной связи, без которой не компания просто не сможет работать, так как все принимаемые решения временные и рано или поздно придется принимать решения повторно.

В процессе принятия управленческого решения, на каждом этапе, менеджер компании должен руководствоваться субъективными и объективными факторами.

Объективные и субъективны факторы играют значимую роль в процессе принятия управленческих решений, перед современной организацией стоит множество задач и целей, требующих знания об этих факторах. Управление осуществляется человеком, поэтому оно объективно, но имеет и субъективные личностные факторы или субъективную составляющую в управлении [1]. Объективные факторы выражаются в потребностях управления при выполнении различных работ, а также в основных функциях, отражающих содержание воздействия, свойства управления, описание его как типичного вида человеческой деятельности (целеустремленность,

согласованность действия, специализация управленческого труда, профессионализация, информативность, временная и пространственная протяженность, авторитет, влияние и др.).

Объективными факторами являются те факторы, которые нельзя исключить из управленческой работы, но можно использовать в случае успеха [2].

Субъективные факторы характеризуют личность руководителя. К основным из них относятся: психологические качества личности человека, качество, особенности его опыта, уровень, качество знаний, личные отношения в группе, мотивация в деловых ситуациях, ценностная ориентация личности, система индивидуальных интересов, эмоциональная структура личности, интеллектуальный потенциал, организация и др.

Объективные и субъективные факторы при разработке и реализации управленческих решений всегда сочетаются. Первые могут преобладать над вторыми или наоборот. Если преобладают субъективные факторы, то используется понятие субъективизма. Это негативный фактор для компании. В некоторых условиях она может иметь положительную роль (тогда она отражает искусство управления). Субъективные факторы всегда работают в комплексе.

Преобладание объективных факторов над субъективными - это научный подход к управлению компанией. Наука дает человеку факты об объективных процессах мира. Чем полнее человек применяет эти знания в своей жизни, тем больше у него успехов. Знание законов физики дает возможность взлетать в воздух, получать электричество и т.д. Знание биологических законов дает возможность производить операции, лечить болезни и т.д. Законы общественного развития - очень сложные законы природы; человек не научился их применять. Но знания, которые дает наука, позволяют человеку работать успешнее, чем без них. Применение знаний в любом виде работы - это научный подход, а использование их в управлении - это научный подход в квадрате. Последнее важное

свойство факторов объективного контроля [5].

Например, решение о кардинальном обновлении продукции и повышении ее качества даже при самом благоприятном воздействии внешних факторов должно быть обосновано материальными, техническими, человеческими ресурсами, их соответствующей организацией. Субъективными здесь являются факторы, связанные с лидером (новаторские качества руководителя, умение творчески подходить к решению задач, оценивать ситуацию, идти на риск). К ним относится наличие логического мышления (умение анализировать и обобщать результаты). Все эти качества являются чертами менеджера.

Психические процессы руководителя делятся на три типа: познавательные, волевые и эмоциональные. Когнитивные делятся на ощущения, восприятие, память, мышление, представление, воображение, внимание. Трудно переоценить роль этих процессов в процессе принятия решений. Если память сейчас можно заменить техническими средствами, то остроту мышления (скорость и масштабность), ясность мысли, способность воображения ничем не заменить. Концентрированное внимание помогает в сборе информации, экономит время на ее анализ.

Мотивационные процессы определяют направленность интересов, предпочтений, притязаний личности, которые имеют большое значение для формирования типа лидера, определяют качества личности в выборе альтернатив.

Особым фактором воздействия является среда, последняя характеризуется четырьмя показателями: определенность, риск, неопределенность, конфликтность.

Определенность выражается в прогнозировании результата, степень предсказуемости прогноза, зависит от полноты, достоверности информации, накопленного опыта [4].

Заключение. Таким образом, принятие управленческих решений - это один важнейших процессов в деятельности менеджеров различных уровней. От того насколько правильно и своевременно были приняты управленческие решения зависит

1З1

эффективность деятельности организации. факторы - важная часть научного подхода Процесс принятия решений - это цикличе- управлению компанией. Управление - это ская последовательность действий мене- синтез объективных и субъективных фак-джера, которая направлена на разрешение торов. Объективные и субъективные фак-проблемных ситуаций, возникающих в ор- торы сочетаются в разной степени, тем са-ганизации. Объективные и субъективные мым влияют на качество управления.

Библиографический список

1. Злобина, Н.В. Управленческие решения: учебное пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 80 с.

2. Кушакова, Н. Б. Логистический менеджмент: учебник / Н.Б. Кушакова, Г.Г. Левкин. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 399 с.

3. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. - М.: Юнити, 2015. - 510 с.

4. Маслова, Е.Л. Менеджмент: учебник. - М.: Дашков и К°, 2020. - 333 с.

5. Юкаева, В.С. Принятие управленческих решений: учебник / В.С. Юкаева, Е В. Зубарева, В.В. Чувикова. - М.: Дашков и К°, 2016. - 324 с.

SUBJECTIVE AND OBJECTIVE FACTORS OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF MANAGEMENT DECISIONS

A.-K.A. Oorzhak, Master

Supervisor: O.N. Mongush, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Tuva State University (Russia, Kyzyl)

Abstract. Managerial decision-making is one of the most important processes in the activities of managers at various levels of management. The article discusses the theoretical aspects of the development and adoption of management decisions. Also, this article discusses the concept of objective and subjective factors in the development and implementation of management decisions.

Keywords: objective and subjective factors, scientific approach to company management, management decisions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.