Научная статья на тему 'Субъективные факторы в реализации правовых норм'

Субъективные факторы в реализации правовых норм Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
846
116
Поделиться
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА / СУБЪЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА / РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / ENFORCEMENT OF LEGAL NORMS / SUBJECTIVE FACTORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильева Наталья Васильевна

Статья посвящена влиянию субъективных факторов на реализацию норм права. Анализируются причины недостаточной эффективности юридических средств правового регулирования и необходимости использовать социальный (неюридический) механизм действия права. Сделаны выводы о характере и специфике воздействия субъективных факторов на реализацию правовых норм.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васильева Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Subjective Factors in Enforcement of Legal Norms

The researcher explores the impact subjective factors render on legal norms enforcement. The article surveys the causes of insufficient effectiveness of juridical measures of legal regulation and necessity to engage social (non-juridical) machinery of law functioning. The conclusions made concern the nature and specific features of the impact the subjective factors render on enforcement of legal norms.

Текст научной работы на тему «Субъективные факторы в реализации правовых норм»

УДК 340

СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВЫХ НОРМ

Н. В. Васильева

Статья посвящена влиянию субъективных факторов на реализацию норм права. Анализируются причины недостаточной эффективности юридических средств правового регулирования и необходимости использовать социальный (неюридический) механизм действия права. Сделаны выводы о характере и специфике воздействия субъективных факторов на реализацию правовых норм.

Ключевые слова: реализация норм права, субъективные средства, регулирование общественных отношений.

Государство, как бы ни было сильно его влияние, не в состоянии не только регламентировать, но и предусмотреть все оттенки человеческого поведения. Меры государственного воздействия, облекаемые в форму юридических средств, не всегда эффективны, социально адекватны и не всегда учитывают объективно складывающиеся обстоятельства. Множество нормативных правовых актов, регламентированных процедур и выносимых решений не лише-

ны противоречий, несогласованности и пробелов. Кроме того, законы, особенно те, которые регулируют экономические отношения, как правило, имеют некий допустимый диапазон для свободного волеизъявления.

Многие общественные отношения юридически не урегулированы, хотя объективно нуждаются в этом. Особенно это касается отраслевого законодательства. Например, в таможенном законодательстве не предусмотрена ответственность таможенных органов за незаконные решения в отношении квалификации и изменения таможенной стоимости. Такие решения могут быть оспорены в суде, но факт обращения в суд не отменяет обязанности платить повышенную пошлину. Даже в том случае, если суд признает незаконной выплату, вернуть можно только излишне переданные средства, без учета того, что таможенное ведомство длительное время пользовалось ими

В действующих нормативных актах трудового законодательства нет четких критериев для расчета рабочего времени учителя. Официальная стандартная нагрузка учителя — 18 преподавательских часов (ставка). К ним добавляется часть ненормированно-

го времени, регулируемая локальными актами и коллективным договором. Но ни в одном нормативном акте не прописано, как учитывать общую продолжительность рабочего времени учителя. С одной стороны, ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) предусматривает, что «для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю». Возникает вопрос: «Это преподавательские часы (т. е. учитель может занимать две ставки) или это 18 преподавательских часов плюс 18 часов ненормированных?» Нечеткость формулировки закона приводит к ее использованию работодателями в собственных интересах: если нагрузка учителя не 18, а, например, 24 часа в неделю, то и общее время его работы увеличивается на треть, т. е. его вынуждают работать больше (36 часов + 12 часов = 48). Несмотря на то что в ст. 91 ТК РФ установлена нормальная продолжительность рабочего времени, которая не может превышать 40 часов в неделю, если учитывать подготовку к урокам, то, по многочисленным опросам учителей, реально они трудятся иногда около 60 часов в неделю 2.

Субъектам правового регулирования необходимо знать, что конкретно запрещено, поскольку все остальное, согласно известному принципу, разрешено. Так называемые белые пятна в законодательстве, юридическая неграмотность и неосведомленность большинства населения также не способствуют эффективному правовому регулированию. Часто возникают ситуации, когда люди не знают, как действовать, потому что нет ни прямого запрета, ни прямого разрешения.

Такому положению дел способствует утвердившийся в отечественной правовой системе общедозволительный тип правового регулирования. Он выражается в формуле: «Разрешено все, что не запрещено законом». В законодательстве этот принцип хотя и не получил прямого и однозначного закрепления, тем не менее он логически следует из содержания различных нормативных правовых актов. В частности, в ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; в ч. 2 ст. 45 закреплено право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлено, что «коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом»; ч. 2 ст. 209 гласит, что «собственник вправе по своему усмотре-

нию совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом». Аналогичные положения содержатся и в других нормативных правовых актах Российской Федерации.

В то же время в законодательстве справедливо оговаривается, что права граждан могут быть ограничены в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 56 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 1 ГК РФ). Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах (ст. 10 ГК РФ).

В данном принципе заключается суть индивидуальной свободы и идеи равных возможностей, выбора модели поведения по своему усмотрению, с соблюдением при этом общепринятых норм поведения. Власть, закон должны лишь очерчивать общие границы, стоять на страже порядка, устанавливать честные и обязательные для всех правила. За пределами же разумного юридического запрета человек свободен и независим, в том числе и от власти. Он может по своему усмотрению распоряжаться своей собственностью, опытом, талантом, и ему не нужно для этого какого-то особого разрешения. Роль государства заключается не в регламентировании мельчайших подробностей всех действий, а в определении ориентиров, направлении деятельности в нужное русло и в контроле за соблюдением необходимых правил, чтобы не возникало конфликтов и противоречий. В остальном индивиды свободны, они самостоятельно действуют, сами обозначают цели и достигают результатов на основе своих интересов, мотивов, потребностей.

Поэтому и в рамках закона можно поступить по-разному, выбрать нужный, наиболее приемлемый вариант решения возникшей проблемы. Вот здесь и возникают вопросы о том, как выбрать этот правильный вариант, чем руководствоваться, помимо закона, что следует учесть в подобных обстоятельствах. Очевидно, что признание принципа «Дозволено все, что не запрещено законом» связано с намерением создать реальное правовое государство и гражданское общество, которые основаны на свободе, плюрализме и приоритете прав человека и которые невозможно

построить по готовым образцам поведения. Вместе с тем указанный принцип не должен иметь ничего общего со вседозволенностью, игнорированием общепринятых норм поведения и другими крайностями.

Каждая личность обладает свободой воли и выступает как деятельное начало в общем жизненном процессе 3. С одной стороны, свобода воли заключается в способности и возможности действовать, руководствуясь своими интересами и потребностями, представлениями о том, «что для меня хорошо» и «как мне удобно». С другой — человек, будучи социальным существом, неразрывно связан с множеством других наделенных свободой воли людей. Человеку свойствен «инстинкт социальности», принуждающий его подчиняться природному закону самосохранения и стремиться быть в среде подобных себе. Однако природному инстинкту как раз и противостоит индивидуальная свобода воли. Эти два противоположных интереса сходятся в одной точке: они одинаково присущи и необходимы социуму. Нельзя полностью подавить личную свободу воли, так как человек всегда будет стремиться к удовлетворению своих потребностей и интересов. Соответственно, нельзя отказаться от идеи общего блага, так как человек не может жить вне общества, где каждый его член обладает свободой воли. Таким образом, выбор между собственным желанием и социальной необходимостью неизбежен, и, следовательно, неизбежны столкновения и конфликты между отдельными индивидами, между различными социальными группами или между отдельным индивидом и социальной группой.

Решение данной проблемы находится в области социального (неюридического) механизма действия права, связанного в немалой степени с субъективными факторами, влияющими на реализацию правовых норм. Эти факторы имеют интеллектуальные и эмоциональные составляющие, которые определяют внешнюю форму действия или поступка. К таким факторам мы относим индивидуальные психологические особенности личности, состоящие из конкретных потребностей и интересов; склонностей, образующихся в процессе жизнедеятельности и воздействия окружающих; собственных установок на определенное поведение (например, внутренней готовности к самоограничению) и т. д.

Субъективные факторы существенным образом влияют на выбор юридических средств реализации своих прав. Например, лицо может не воспользоваться правом на получение налогового вычета, возникающем при покупке недвижимости, если он материально в этом не заинтересован. Вообще использование или неиспользование субъективных прав практически полностью зависит от человеческих потребностей и интересов, за исключением ситуаций правоприменительной деятельности, когда право одновре-

менно является обязанностью (например, возбуждение следственным органом уголовного дела при наличии признаков состава преступления является и правом, и обязанностью).

По-нашему мнению, к субъективным факторам, влияющим на реализацию правовых норм, относятся только те, которые находятся в ведении человеческого сознания и могут направляться и контролироваться им. Субъективные факторы, неподконтрольные человеческому сознанию, безусловно, оказывают прямое и опосредованное влияние на жизнедеятельность человека и общества. Но они имеют только социально значимый характер, возникают и воздействуют на человека независимо от его воли и сознания, а реализация правовых норм характеризуется как сознательный и целенаправленный процесс. Речь идет о таком состоянии личности, как невменяемость, т. е. неспособность осознавать характер своих поступков и контролировать их. Случаи правонарушений к реализации норм права не относятся, поскольку последнее представляет собой воплощение норм права в реальные общественные отношения, а не их нарушение.

Следует отметить, что влияние субъективных факторов на реализацию правовых норм не всегда положительное с точки зрения социальных (неюридических) норм. Вместе с тем данное обстоятельство не противоречит юридическим нормам. Например, в случаях, когда в ходе предварительного расследования потерпевшая сторона выражает согласие на прекращение уголовного дела в отношении подозреваемого (в случае, когда это прямо разрешает закон), но следователь не делает этого. Он может быть не заинтересован в прекращении уголовного преследования по причинам, в большей степени обусловленным особенностями ведомственных интересов. Современная следственная практика складывается таким образом, что следственные органы стараются не прекращать уголовные дела, а направить их в суд для того, чтобы «представить показатели».

В процесс влияния субъективных факторов на реализацию правовых норм включены моральные и иные социальные нормы, общественная польза, отсутствие вреда. Человек несет по отношению к обществу определенные обязанности; их осознание и внутреннее восприятие составляют основу нравственного долга. Поэтому категория долга выражает необходимость выполнения своих нравственных обязанностей, подчинения воле более значимой, чем собственная.

Чувство морального долга оказывает большое влияние на всю деятельность и поведение человека, в том числе и в правовой сфере. Это свидетельствует о том, что требования общественной морали стали нравственными мотивами поведения отдельной личности в ходе правового регулирования. Неоспорим тот факт, что все общественные отношения подвер-

гаются воздействию со стороны сложившихся в обществе моральных принципов верности, взаимности, постоянства, честности. Кроме того, моральные нормы, долг и совесть оказывают заметное влияние на создание и реализацию правовых норм. Особенно важную роль моральные нормы играют при применении норм права компетентными органами при разрешении конкретных юридических дел. Так, правильное юридическое решение судом вопросов об оскорблении личности, хулиганстве и других противоправных поступках во многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе. Моральные нормы благотворно воздействуют на точную и полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка, наполняя право нравственным содержанием и содействуя эффективности правового воздействия. Аморальное поведение (например, нецензурная брань в отношении участников процесса) со стороны подсудимого в судебном заседании может обусловить назначение более сурового наказания, но в рамках санкции статьи, по которой он обвиняется, чем могло бы быть ему назначено в случае его нормального поведения. В подобной ситуации судья, выносящий решение, руководствуется нормами морали, своим внутренним усмотрением, служебной потребностью отправлять правосудие по справедливости.

Религиозные верования и знания занимают особое место в духовной культуре личности, поскольку они определяют значение предельных состояний человеческого бытия. Наряду с этим они содержат ценности и установки, аккумулирующие выработанные веками нормы и правила человеческого общежития, в том числе гуманистическую ориентацию, призывающую к социальной справедливости и любви к ближнему, взаимной терпимости и уважению. Поэтому закономерно, что религиозные идеи и ценности часто определяют особенности индивидуальнопсихологических черт личности. Имеются в виду не строго религиозное воспитание и образование, а включение религиозной морали и ценностей в воспитательный процесс в качестве одной из составных его частей. Важными средствами воздействия и воспитания нравственных чувств, например, христианина являются понятия греха и добродетели. Христианство признает грехами алчность, лень, зависть, гнев, гордыню, клятвопреступление и другие и указывает на необходимость противостоять греховности (беззаконию) для спасения души и человечества. Добродетель же — это, напротив, вера и следование Божьим законам. Библейские заповеди не только раскрывают Божьи законы, но и являются прямыми предписаниями для поведения христиан. Это 10 заповедей, ставших основой нравственного сознания сотен миллионов людей: почитай отца и мать; не убивай; не пре-

любодействуй; не кради; не произноси ложного свидетельства; не желай жены ближнего своего, ни дома его, ни поля (Исход, Гл. 20) 4.

Иллюстрацией влияния субъективного фактора, опосредованного религиозной нормой, может служить ситуация, в которой лицо не только не совершает противоправного деяния, например осквернения мест захоронения (ст. 244 Уголовного кодекса России), но и не допускает мысли о самой возможности совершения им такого деяния, основываясь не на страхе наказания, которое неизбежно последует от государства в лице его органов, а на страхе совершить грех и получить Божье наказание.

Подчеркнем, что влияние субъективных факторов на реализацию правовых норм индивидуализировано, нестандартно и ситуативно. Оно всегда связано с конкретным (поименно определенным) лицом. Кроме того, субъективный фактор может влиять на действия одного субъекта одним образом, а на другого — иным, что не предполагает одинаковых результатов реализации правовых норм. Заранее нельзя определить эффективность такого субъективного фактора с точки зрения правового регулирования. Кроме того, субъективные факторы относимы к отдельной ситуации, и их влияние ограничено определенными условиями. Это свойство может проявляться в качестве регулятора в зависимости от времени действия, от изменений обстановки, при этом закономерности данного проявления отсутствуют.

Отметим в целом, что влияние субъективных факторов на реализацию правовых норм может быть существенным, но зависит от конкретной ситуации, конкретных субъектов и объектов воздействия. Регулятивный потенциал субъективных факторов может быть раскрыт применительно к определенной, уже сложившейся ситуации и не имеет заранее установленной силы, поскольку обстоятельства, характеризующие данные ситуации, всегда разные. Однако именно благодаря субъективным факторам в их влиянии на процесс воплощения норм права в жизнь открываются возможности для самостоятельных поступков и решений участников общественных отношений, которые могут в рамках указанных разумных и необходимых ограничений действовать по своему усмотрению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Выставка-форум отечественных товаров «Покупайте российское». URL: http://www.pokupayte.ru/2010/12/elektronika-^еЬие^упітапіуа (дата обращения: 20.12.2013).

2 Луховицкий В., А. Шитиков Переводим часы... в рубли [Электронный ресурс] // Первое сентября. 2010. 28 авг. URL: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201001606 (дата обращения: 20.12.2013).

3 Хвостов В. М. Общая теория права. Элементарный очерк. М., 1906. С. 35.

4 Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. СПб., 2005. С. 732.