Научная статья на тему 'СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО'

СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Платонова Лариса Александровна, Леонов Александр Владимирович

В работе рассмотрена актуальная проблема оценки новизны. Приведены ссылки на работы известных философов, в которых затрагивается эта проблема. Рассмотрен процесс накопления знаний человеком и человечеством. Сделан вывод о качестве оценки новизны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE PERCEPTION OF THE NEW

In activity is considered the actual problem of an estimation of novelty. The references is encompassed to activities of the known philosophers are indicated, in which one this problem. The process of accruing of knowledge by the person and mankind is considered. Is drawn a conclusion about quality of an estimation of novelty.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО»

Философия

УЦК 15

СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО Л.А. Платонова, A.B. Леонов

О новом писали знаменитые философы различных эпох В некоторых известных oaöoiax быпа сделана попытка дать характеристику этого понятия и оассмотреть процесс приобретения нового знания или опытг Так у Аристотеля в труде "Никома-хова этика" написано "Некоторые вещи нравятся, пока новы, а петом уже не так и по той же поичине мысль сперва увлечена и напряженно деятельна в этом [новом предмете], например, когда вглядываются в лицо [иового человека, стараясь его узнать] но после деятельность уже не такая напряженная, напротив того она не брежная а потому тускнеют и удовольствия," [1] Уже тогда было понятно, что у че ловека присутствуем естественная тя1а к новому, причем восприятие нового может доставлять удовольствие. Платон в пооизведении 'Пир" указывает на то, что знание со временем утрачивается человеком и для е~о сохранения необходимо оегулярно пользоваться этим знанием Еще удивительнее, однако, обстоит дело с нашими знаниями, мало того что какие-то знания у иас появляются а какие -то мы утрачиваем и следовательно никогда .не бываем прежними и в отношении знаний, - такова же участь каждого вида зианий в отдельности. То. что называется упражнением обусловлено не чем иным как убылью знания, ибо забвение - это убыль какого-то знания а упражнение, заставляя нас вновь вспоминать забытое, сохраняет нам знание настолько чте оно кажется по^жним " [2]

Свое отношение к нововведениям изложил в своих работах Фрэнсис Ьэкон. Так е работе 'Великое восстановление наук" в части ''Разделение наук" приведены доводы "за" и "против' в отношении нововведений:

Величаишии новатор время; так почему же нам че подражать времени?

Примеры из отдаленного прошлого бессмысленны, современные же свидетель ствуют о честолюбии и испорченности ..

Упрямое стоемление сохранить старые обычаи не менее опасно чем смелые реформы

Так как все в мире самс по себе меняется к худшему то если не изменить это к лучшему силой нашего ума, где же будет предел несчастьям?

Рабы обычая ~ игрушки в руках времени." [3]

Здесь же Фрэнсис Ьэкон привел доводы против нововведений'

". Только время создает настоящие ценности.

Все новое никогда не бывает безобидно, потому что оно уничтожает то, что уже существует. .

Какой ноьатор может подражать времени которое все изменения совершает так незаметно, что наши чувства не могут обнаружить как они происходят?. "[3]

Доводы Бекона можно оспаривать, или принимать их - это естественно в силу субъективности человеческого восприятия действительности.

Здесь же Бекон пишет об образовании, как о средстве обеспечивающем повышение оОъективности оценки новизны, "...образование уничтожает пустое и чрезмерное удивление пеоед вещами, гпавный источник всякого неосновательного ре шения ибо удивляются вешам или новым, или великим. Что касается новизны го нет такого человека, который глубоко познакомившись с наукой и наблюдая мир, не проникся Оы твердой мыслью: "Нет ничего нового на земле". [3] Следует отметить,

вестник УОВГТУ

115

что занимаясь научной деятепьностью, чеповек ставит перед собой цель Этой целою может являться поиск общих законов, или поиск нового объекта среди уже выявленного многообоазия объектов. В первом случае субъективно может присутствовать желание не видеть нового во втором, наоборот страстное желание обнаружить новое будет подталкивать к открытию зановс уже известного ранее. Если человек выполняет обобщение и поиск закономерностей для наблюдаемых явлений то. естественноРоЬнаруживается лишь подтверждение законов диалектики. Однако, если вы ставите перед собой -задачу изучения разноооразия, где цель - не обобщение а поиск новых деталей, то обнаружение нового лишь вопрос времени и вашего трудолюбия.

Здесь же Бекон отмечает что человеческим двигателем р поиске нового является страсть к чему либо Человек, которого обуяла страсть не может остановиться и все силы свои направляет на удовлетворение страсти все новыми и новыми способами. Со временем, человек остановится, когда все соедства будут исчерпаны и в зависимости от достигнутого результата испытаем чувство глубокого удовлетворения или разочарования. Об источнике такой страсти пишет ГегельУ'Вожделение в своем удовлетворении является таким образом, вообще разрушающим а по своему содержанию себялюбивым: и так как удовлетворение совершается лишь в единичном а это последнее преходящее то в удовлетворении зарождается новое вожделение."[5]

В произведении "Новый Органон или истинные указания для истолкование природы" Фрэнсис Бэкон депает попытку указать метод приобоетения нового знания: "Тщетно ожидать большого прибавления в знаниях от введения и прививки нового к старому. Должно быть совершено обновление до последних основ если мы не хотим вечно вращаться в круге с самым ничтожным движением вперед Нелегко найти способ для объяснения и передачи того, что мы предлагаем. Ибо то, что само по себе ново, будет понято только по аналогии со старым. Подлинная же и надлежащая мета наук не может быть доугой чем наделение человеческой жизни новыми открытиями и благами." [4] С таким утьерждением можно согласится лишь отчасти потому что революционные изменения происходят не постоянно, а лишь после накопления некоторых количества знаний и с нарастанием сопоставимого количества противоречий в этих знаниях. Поэтому, без малого прибавления к прежним знаниям, ожидать изменений коренных или революционных невозможно

Желание приобретать новое знание свойственно не всем людям об этом писал Мишель Мэнтень "Среди человеческих черт широко распространена следующая: нам больше нравится непривычное и чужое чем свое и мы обожаем движение и перемены.

Ipsa dies ideo nos grato perluit haustu Quod permutatis hora recurrit equis

{И даже дневной свет обдает нас ласковою струей лишь потому, что каждый час прилетает к нам сменив коней ... (лат.).}

Эту склонность разделяю и я. Кто придерживается противоположной крайности а именно - довольствоваться самим собой превыше всего ценить то. чем владеешь и не признавать ничего прекрасного сверх того что видишь собственными глазами те если не прозорливее нас, то бесспорно счастливее. Я ничуть не завидую их премудрости, но что касается безмятежности их души то тут признаюсь, меня берет зависть." [6] Кооме того, здесь можно заметить что на приобретение новых знаний или наблюдений влияет Субъективное восприятие хода времени которое формируется у каждого человека индивидуально (отсчет времени мы можем

</76 вестнгн УОВПГУ

вести по единои системе, но скорость времени мы оцениваем каждый по своему в .зависимости от внутреннего состояния и состояния средь,).

Дополнительные сложности в изучении процессов приобретения знания создаются недостаточным сегодняшним знанием о формировании и работе головного мозга. Количество нейронов v связей между ними позволяют нам лишь говооить о сложности данного человеческого органа. Формирование связей между нейронами на 70% процентов завершается к 3-х летнему возрасту человека. В этом промежу-ке времени человек сталкивается как с закономерным, так и со случайным Рассматривая знания и опыт, приобретаемые за этот интервал времени для множества людей, мы столкнемся с увеличением различных мелких деталей и с сокращением и упрощением общих для всех людей знаний.

В связи с очевидной субъективностью человеческой оценки иового, возникает проблема качества такой оценки. За зсю историю человеческого развития накоплен большой запас знаний. Часть этих знаний была невосполнимо утрачена при различных обстоятельствах - из-за войн, социальных потрясений, халатности, желания сохранить тайну Языковая и культурная разобщенность людей разница в общем развитии социумов и государств не гозволяют просто объединить знания всех людей. В современных экономических условиях знания превратились в товар, лежащий в основе успешной деятельности предприятия или технического уровня армии следовательно, возникла необходимость защищать и скрывать знания С другой стороны получение новых знаний невозможно в информационном вакууме, поэто му в постоянном противоречии с ограничениями, развиваются технологии обмена информацией, например сеть Internet. Учитывая что процесс позчания не прерывается пока мы живем что нет единого общедоступного хранилища знаний невозможно одномоментно констатировать факт новизны приобретенного знание Для такой сценки потребуется время а это означает что приобретенное знание устареет. Мы можем лишь надеятся что наш поиск оценки новизны осуществляется в среде людей, знания которых находятся на передовых границах между известным и неведомым

Индивидуапьно протекающие процессы приобретения новых знаний складываются в общий поток в целом для некоторой общности людей. Сформировавшееся информационное поле и поведение людей определяют дальнейшую судьбу новс введений. Существуют различные модели описызающие процесс принятия решения о новшестве с течением времени: 1) AIDA - осведомленность интерес, желание действие; процесс принятия - осведомленность, интерес оценка, испытание принятие- иерархия эффектов - осведомленность, познание, благорасположение поедпочтение. формирование мнения, принятие: модель Робертсона осознание проблемы, осведомленность, понимание отношение, усвоение, исгытание принятие, диссонанс; модель Роджерса - познание формирование мнения, решение освоение. подтверждение [7] Наиболее часто употребляется первая модель, где осведомленность - это владение информацией о новшестве интерес - это осознание привлекательности использования нового желание - это осознанное стремление обладать новым, а действие - это целенаправленная деятельность на приобретение или использование новшества. Таким образом, на любой из стадий нововведение може"1" быть отвергнуто и, скорее всего, забыто на продолжительное время. Отторжение чегр-то нового отдельныМ человеком определяется множеством параметров пичности и не все эти параметры для каждого человека статичны - они меняются с течением времени, с накоплением человеческого опыта. У любого нововведения может сохраняться шанс быть востребованным, или этот шанс утрачивается навсегда. Сам процесс создания принятия и отторжения нововведений можно соавнить с естественным отбором в природе с той лишь разницей, что среду обитания' для нового формируем мы сами Целью нововведения является обеспечение выживания, как для создателя нового, гак и для пользующегося новым

Вестник УО ВГТУ

Список использованных источников

1. Аристотель. Никомахова этика http://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/nikomah.txt

2. Платон.Пир. http://lib.ru/POEEAST/PLATO/pir.txt

3. Фрэнсис Бэкон. Великое восстановление наук. Разделение наук. http://lib.ru/POEEAST/BEKON/nauka1 txt

4. Фрэнсис Бэкон Великое восстановление чаук. Новый Органон или истинные указания для истолкования природы. http://lib.ru/POEEAST/BEKON/nauka2.txt

5. Геоог Вильгельм Фридрих Гегепь Феноменология духа. http://lib.ru/POEEAST/GEGEL/fenomeri.txt

6. Мишель Монтено. Опьгы. Том III. htip://lib.ru/POEEAST/MONTEN/monten3 txt

7. John H Antii "New Product or Service Adoption: When Does It Happen?" Journal of Consumer Marketing 5 (Spring 1588), 7.

SUMMARY

In activity is considered the actual problem of an estimation of novelty. The references is encompassed to activities of the known philosophers are indicated in which one this Drobiem The process of accruing of knowledge bv the person and mankind is considered is drawn a conclusion about quality of an estimation of novelty.

118

Вестник У О ВГТУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.