УДК 342
Е. В. Вещунова
магистрант
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
СУБЪЕКТИВНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО НА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ: НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса, определяющего понятие «субъективное гражданское право на жилое помещение» в системе российского законодательства, а также раскрывает различные аспекты этого понятия. Существование субъективного права на жилое помещение само по себе не влечет удовлетворения жилищной потребности. Потребность, определяемая лицом как необходимость проживания, может остаться нереализованной. Кроме того, объективная потребность в жилье может быть гораздо меньше той, что определяется субъектом. Рассуждаем о единстве интереса и потребности по отношению к специфическому объекту - жилому помещению. Изучение эффективности законодательства в жилищной сфере является актуальной научной задачей, исходя из значимости ее для общества и государства. Приоритетность для государства решения жилищного вопроса наглядно демонстрирует современное состояние развития российского законодательства.
Ключевые слова: жилище, право на жилье, право на жилое помещение, право гражданина на жилое помещение.
E. V. Veshchunova
Master student
Penza State University, Penza, the Russian Federation
SUBJECTIVE CIVIL RIGHT TO LIVING ACCOMMODATION: NORMATIVE BASES AND SOME PROBLEMS OF LEGAL PROTECTION
Abstract. The article is devoted to the consideration of the issue defining the concept of "subjective civil right to a dwelling premise" in the system of Russian legislation, and discloses various aspects of this concept. The existence of a subjective right to a dwelling does not by itself satisfy the housing need. The need, defined by the person as a necessity of residence, can remain unrealized. In addition, the objective need for housing may be much less than that determined by the subject. We argue about the unity of interest and need in relation to a specific object-the living quarters. The study of the effectiveness of legislation in the housing sector is an urgent scientific task based on its importance for society and the state. Priority for the state to solve the housing issue clearly demonstrates the current state of development of Russian legislation.
Key words: dwelling, the right to housing, the right to housing, the right of a citizen to a dwelling.
На современном этапе развития гражданского общества жилищная проблема играет первостепенную роль, является значимой как для общества, так и для государства, Россия - не исключение.
Жилье является системно образующим звеном в жизни каждого человека. Потребность в жилище возникает с рождения и сохраняется на протяжении всей жизни и при этом, можно сказать, что жилье является одним из главных материальных условий жизни человека. Основным лейтмотивом жилищной стратегии РФ является необходимость повышения, в первую очередь, качества жилищного обеспечения граждан с различным уровнем дохода, а не просто количества квадратных метров.
На сегодняшний день серьезной проблемой, на наш взгляд, является тот факт, что законодатель употребляет словосочетание «право гражданина на жилище», но при этом нормативно не закрепляет его. В ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно лишен жилища [10]. Из данной нормы исходит тот факт, что Конституция не говорит о жилищных правах только граждан РФ, поэтому потенциальным субъектом правоотношений в данном случае может быть любой человек.
При большом разнообразии отраслевых нормативных актов единства в толковании термина «жилище» не существует. Так, к сожалению, понятие «жилище» не разъясняется ни в Конституции РФ, ни в Жилищном Кодексе РФ, ни в Гражданском Кодексе РФ, что служит значительным препятствием при осуществлении конституционного права человека на жилище.
Проанализировав нормы гражданского и жилищного законодательства, можно сделать вывод о том, что нормы данных отраслей права не содержат определения жилища. Но в то же время ГК РФ и ЖК РФ содержат понятие «жилое помещение». Так, в п. 1 ст. 288 ГК РФ сказано: «...жилые помещения предназначены для проживания граждан» [4]. В свою очередь, п. 2 ст. 15 ЖК РФ закрепляет, что «жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим нормам и правилам, иным требованиям законодательства)» [4].
Основной закон государства - Конституция - РФ в статье 2 провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а это значит, что в обязанности государства входят признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Бесспорно то, что главной задачей социальной политики России является обеспечение каждого жителя своей страны доступным комплексом социальных благ, которые бы удовлетворяли необходимые социальные, биологические, духовные и материальные потребности каждого. Вышесказанное относится и к праву граждан иметь и пользоваться жилищем (ст. 40 Конституции РФ).
С.И. Суслова считает: «Чтобы считать жилищную потребность удовлетворенной, - нужно... чтобы все граждане России имели жилье на праве собственности или проживали в жилом помещении по договору социального найма» [9, с. 48].
П. 2 ст. 40 Конституции РФ содержит в себе имущественный аспект, предполагает обязанность государства и местного самоуправления по созданию всех необходимых условий для реализации права граждан на жилище.
В рамках решения насущного жилищного вопроса Жилищный кодекс РФ устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий должны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище [6]. Поскольку вопросы жилищной политики отнесены Конституцией РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов и «обречены» на существенный нормативный регуляционный пласт разных уровней, очень важно, чтобы законодательство нижестоящих уровней соответствовало вышестоящему. Дисбаланс нормативной регуляции приводит к снижению эффективности применения норм, создает правовые коллизии, что в итоге негативно сказывается на реализации субъективного гражданского права на жилище и приводит к значительному числу судебных споров.
На современном этапе экономического развития России жилищная политика представляет собой особый политический процесс, обусловленный произошедшими фундаментальными преобразованиями как в экономической, так и в политической сферах общества. Приоритетность для государства решения вопросов социальной направленности наглядно демонстрирует современное состояние развития российского законодательства, характерной чертой которого стало существенное обновление законодательного пласта. Неоднозначность и многомерность
данного процесса, как системного элемента государственной политики России, в полной мере отражается на политической и социально-экономической стабильности страны в целом.
Первостепенными и самыми актуальными проблемами современного жилищного права по праву считаются проблемы, связанные с реализацией отдельными членами семьи своего субъективного права на жилое помещение, гарантированное Конституцией РФ. Данное право является наиболее сложным в реализации. Несмотря на то, что право каждого на жилище предполагает ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ возлагает обязанность на органы государственной и муниципальной власти по созданию условий для реализации данного субъективного права. Актуальность данных проблем связана, прежде всего, с особой социальной ценностью такого института гражданского общества как семья, который находится в непосредственной защите со стороны государства. Жилище представляет собой материальный объект, имеет особую материальную ценность, охраняется государством, так как жилище - это средство реализации одной из важнейших социально-экономических потребностей каждого человека. Право граждан на жилье в РФ признается и гарантируется на уровне федерального и регионального законодательства.
Прослеживается тесная взаимосвязь семьи и потребности в жилище как таковой. Семья - это ячейка общества и одна из ключевых категорий жилищного права. В свою очередь, жилище является основной категорией семьи как социального института.
А так как главной функцией семьи является хозяйственно-экономическая, то жилище играет в организации семейного быта главную роль и составляет экономический базис каждого человека в отдельности и семьи в целом.
Социально значимой задачей современного государства является обеспечение жилищных прав граждан. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что обобщение принципов построения и исполнения жилищной политики в РФ имеет не только ключевое теоретическое, но и практическое значение. Проанализировав статистические данные, мы приходим к выводу, что жилищная политика в России претерпевает определенные трудности, прежде всего такие, как нехватка материальных ресурсов, данная тенденция наблюдается в большинстве регионов РФ, особенно - в отдаленных от столицы. Корни данной проблемы уходят в прошлое, а в связи с переходом РФ к рыночной экономике с приоритетом частной собственности над государственной жилищный вопрос остается одним из самых больных, что, в свою очередь, объясняется рядом факторов: «высокий износ жилищного фонда, нехватка материальных ресурсов для строительства нового жилья, низкая платежеспособность населения, приток вынужденных переселенцев и беженцев из стран ближнего зарубежья и горячих точек, урбанизация и рост городов» [6].
Жилище, в силу сложившихся вековых традиций нашего государства, остается центральном звеном частной жизни человека и оказывает непосредственное воздействие на политическую систему страны. Одной из главных проблем функционирования жилищной сферы является разновекторность публичного и частного интересов. Частный интерес гражданина заключается в надлежащем по объему и качеству удовлетворении жилищных потребностей, а публичный интерес государства, в свою очередь, исходит из необходимости поддержания финансовой стабильности, что в условиях кризисных явлений в экономике влечет сокращение государственных расходов. Происходит конфликт интересов.
Обеспеченность жильем - интегрированный показатель условий и качества жизни и политической стабильности, так как политическая стабильность напрямую зависит от личного благосостояния каждого отдельно взятого жителя страны.
В настоящее время мы можем наблюдать определенный кризис в развитии жилищных правоотношений. Жилищная политика формируется под влиянием различных факторов и не всегда положительных. Ахиллесовой пятой данного
процесса является нехватка материальных ресурсов, пробелы в законодательстве, а также трудности во взаимодействии по выстраиванию партнерских отношений между представителями центральной и региональной власти и представителей бизнеса. Поиск точек пересечения публичного и частного интересов усложняется не только антагонистической направленностью этих интересов, но и трудностями, связанными с отсутствием в социуме готовности к адекватному восприятию любых значимых преобразований в данной сфере. Данная сфера является наиболее чувствительной и уязвимой, так как затрагивает интересы каждого.
Следует отметить, что основные функции по выработке и реализации жилищной политики возложены на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Нужно отметить тот факт, что государство без тесного взаимодействия с гражданским обществом и важным элементом экономической системы - бизнесом, без совершенствования рыночной системы хозяйствования не может в полной мере выполнить обязательства по обеспечению конституционных прав граждан на жилье.
Но при этом от реализации прав граждан на жилище зависят политическая, социальная и экономическая стабильность и безопасность страны, именно поэтому данному вопросу уделяется большое внимание со стороны государства.
Жилищная политика является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на ближайшие годы. В 2010 г. в РФ была разработана и принята федеральная целевая программа «Жилище». В данной программе определены новые подходы в осуществлении жилищной политики, выработана стратегия развития данного направления государства. Запланировано привлечение инвестиций за счет финансирования из разных источников, а также увеличения объема строительства. Так, к 2020 г. планируемый объем строительства должен превысить 142 млн. кв. метров.
По данным маркетинговых исследований на конец 2016 г., в улучшении жилищных условий нуждаются более 45 % населения страны, более 25% семей говорят о том, что больше всего осложняет их жизнь плохое жилье. Данный фактор негативно влияет на демографическую и семейную политику. В связи с этим невозможно рассматривать жилищную политику в отрыве от политической, экономической и социальной составляющей сферы жизни, так как между ними наблюдается тесная взаимосвязь и взаимозависимость друг от друга. Мерилом эффективности данной политики следует считать удовлетворенность граждан своими жилищными условиями. Для реализации жилищных потребностей общества необходимы радикальные преобразования в социально-политической сфере, а также дополнительные материальные вливания.
На формирование рынка доступного жилья весомое влияние оказывает объем жилищного строительства, а также увеличение платежеспособного спроса населения на жилье. Для оценки соотношения доходов населения и цен на рынке жилья, как правило, используется коэффициент доступности жилья - средняя цена стандартной жилой единицы, которая делится на среднегодовой доход семьи. Данный коэффициент в разных регионах отличается в зависимости от близости к федеральному центру, но в целом показывает одинаковую динамику - среднедушевые доходы населения в рублях уменьшились, а цены на жилье возросли. Данная обстановка в стране является следствием влияния дестабилизирующих экономических факторов.
В данный момент в России наблюдается положительная тенденция по созданию рынка доступного жилья и активизации жилищного строительства.
Президент РФ В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. определил обновленную жилищную политику в качестве одного из ключевых факторов российского демографического развития, а также заявил о том, что определены необходимые подходы к реализации программы строительства доступного жилья [5; 8].
Так, для поддержки отдельных категорий граждан государством были разработаны и внедрены ряд федеральных жилищных программ. Одна из них - федеральная программа «Жилище», которая включает в себя ряд подпрограмм: для молодых семей; для работников бюджетной сферы; молодых специалистов; многодетных семей; малоимущих граждан и инвалидов. Цель данной программы - облегчить процедуру приобретения жилья для отдельных категорий граждан.
Например, федеральная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» - это комплекс мероприятий, позволяющих отдельным категориям граждан приобрести жилье при финансовой поддержке государства. Приоритетными задачами данной программы являются: формирования жилищного фонда эконом-класса и стимулирование рождаемости в регионах РФ. От успеха реализации программных мероприятий зависит, прежде всего, увеличение объемов ввода в эксплуатацию нового жилья, ипотечное кредитование, совершенствование правовой базы в области жилищной политики, активизация молодежной жилищной политики, повышение качества коммунальных услуг и др. Первостепенной задачей бюджетного строительства является насыщение рынка комфортным жильем ценовой доступности.
Надо признать, что на данном этапе реализации жилищной стратегии Правительства РФ достигнутые результаты в целом по Российской Федерации оказались намного меньше планируемых по многим существенным показателям, что свидетельствует о неэффективности и недоработках в данной стратегии, несогласованности действий органов власти как федеральных, так и региональных при реализации жилищной политики. Ведь только комплексность и слаженность совместных действий, в данном случае уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство, будут способствовать своевременному развитию объекта инфраструктуры. Существующие национальные проекты и государственные федеральные программы в сфере жилищной политики не в полной мере справляются с поставленной задачей, и одной из причин данного явления является недостаточное включение в активное поле политики основных факторов жилищной политики, таких как гражданское общество и бизнес. В настоящее время для улучшения сложившейся ситуации властью предпринимаются попытки выстраивания партнерских взаимоотношений с негосударственными участниками жилищной политики. Однако главным препятствием к достижению поставленной цели являются недостаток финансирования и высокий рост цен на жилье, слабое участие в массовом жилищном строительстве государства, низкий уровень доходов населения, непрозрачность системы выдачи разрешений на строительство, передача путем приватизации изношенного жилищного фонда в собственность граждан, отсутствие института собственника жилья, недостаточная информированность и неучастие граждан в решении жилищных вопросов. Эффективность реализации региональной жилищной политики в современной России будет зависеть от более тесного взаимодействия основных политических факторов, а также поиска оптимального баланса интересов государства, гражданского общества и бизнеса в жилищной сфере.
Исследователи приходят к выводу о необходимости вовлечения коммерческих структур в управление и координацию развития жилищной политики посредством государственно-частного партнерства, заключения концессионных соглашений, в целом экономических методов [2; 1].
Сложившаяся в нашей стране политическая культура порождает неучастие граждан, пассивное поведение в реализации и отправлении наиболее важных решений в жилищной сфере. Это объясняется несформированностью общественного сознания гражданского общества, необходимого для реализации стабильной и эффективной жилищной политики.
Для неправительственных жилищных организаций типичны сложности в отношениях с властями и бизнес-структурами, что обусловлено дефицитом ресурсов любого рода, необходимостью государственной финансовой поддержки и поддержки субъектами бизнеса, как правило, благотворительного характера.
Показателем эффективности государственного управления в сфере жилищной политики, по мнению правоведов, является качество жизни человека, что, в свою очередь, предопределяет новые подходы к управлению в данной сфере по созданию не только качественного и доступного жилья. Современный механизм управления жилищной политикой должен основываться не только на взаимных правах, обязанностях и ответственности личности и государства, но и исходить из принципа социальной безопасности, в основе которого лежат гарантии государства по обеспечению свобод и равных возможностей граждан [7, с. 8]. Данные принципы необходимы при координации основных функций участников жилищной политики (государство, бизнес, гражданское общество), таких как: необходимость координации первостепенных мероприятий, соблюдение согласованности действий на местном, региональном и федеральном уровнях; целевое программирование; удовлетворение потребностей жителей региона путем обеспечения доступности жилья для всех категорий, увеличения объемов жилищного фонда; привлечение кредитных средств, развитие программ страхования инвестиционных проектов в сфере жилищного строительства, создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования и применения инновационных технологий в жилищном строительстве; посредничество между обществом и государством, обществом и бизнесом, государством и бизнесом, обеспечение условий для развития конкуренции в строительстве и обслуживании жилищного фонда. При этом следует рассматривать региональную жилищную политику как вариативную взаимосвязь политических факторов в конкретном регионе в конкретное время, которая направлена на удовлетворение конституционных прав граждан на жилище. Эффективность жилищной политики на всех уровнях власти зависит не только от наличия совершенной правовой базы и беспрекословного исполнения политико-правовых норм, но прежде всего, от скоординированных действий всех субъектов жилищной политики и гражданского общества как такового. Изучение форм гражданского общества и политических факторов, влияющих на жилищную политику последних десятилетий, позволяет по-новому оценить не только устройство общественности, ее носителей и институты, процессы самоорганизации граждан в рамках независимых общественных формирований, но и место самой жилищной политики, а также механизмы ее формирования в политической системе страны.
Вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями регулируются гражданским законодательством лишь в том случае, когда жилье становится непосредственно предметом экономического оборота. В свою очередь, вопросы, касающиеся использования жилища, регулируются Жилищным кодексом. Из вышесказанного можно сделать вывод, что закрепленные в гражданском и жилищном законодательстве нормы о жилищных правах граждан являются лишь отраслевыми гарантиями в реализации провозглашенного в Конституции РФ права граждан на жилище. Следовательно, в ст. 40 Конституции отражены следующие структурные компоненты: принцип (основное начало) законодательства (никто не может быть произвольно лишен жилища), абстрактная возможность (правоспособность) (предоставление жилого помещения нуждающимся и малоимущим) и гарантия реализации соответствующего конституционного права (участие государственных органов и органов местного самоуправления в реализации конституционных установлений в жилищной сфере).
Подводя итог, мы приходим к выводу о том, что реализация права граждан на жилище, закрепленного в Конституции РФ, на практике является проблематичной, в первую очередь из-за того, что текст Конституции РФ содержит не
связанные и не до конца продуманные составляющие, что дает право ставить под сомнение значимость соответствующего конституционного права. В Постановлении Конституционного суда РФ, суд пришел к выводу, что право на жилище «не носит абсолютного характера и может ограничиваться федеральным законодателем исходя из финансовых, экономических и социальных условий, определяющих как рыночные цены на жилье, так и соответствующие финансовые затраты государства».
Анализ законодательства РФ и субъектов РФ, обеспечивающего реализацию государственной жилищной политики, позволил выявить ряд недостатков российского законодательства в данной сфере, существенно снижающих эффективность государственной жилищной политики и предопределяющих в настоящее время дисфункциональность государственного управления в жилищной сфере. Главным недостатком является отсутствие системности регулирующих данную сферу норм, которая связана со значительными пробелами в правовой базе, недостаточной согласованностью федерального и регионального законодательства и нечетким разграничением полномочий между органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, а также избыточная декларативность и формализованная поверхностность правового регулирования региональных законов в рассматриваемой сфере.
Проведенный анализ полноты и качества реализации граждан субъективного гражданского права на жилое помещение позволил сформулировать следующие предложения относительно изменений соответствующего законодательства России:
- предлагается внести изменения, направленные на повышения согласованности требований и условий предоставления государственной поддержки отдельным категориям граждан;
- предлагается дать определение понятию «жилище» и нормативно закрепить его;
- необходимо внести изменения в Градостроительный кодекс РФ, направленные на детализацию и уточнение полномочий федеральных и региональных органов в области градостроительной деятельности в части повышения согласованности государственной социальной жилищной политики или урбанистической политики в целом.
Таким образом, говоря об эффективности жилищного законодательства, следует анализировать его не только с точки зрения содержательного наполнения, но и с точки зрения социального эффекта, который должен быть достигнут в результате принятия того или иного законодательного акта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алпацкая И.Е. Развитие механизма реализации социальных жилищных программ / И.Е. Алпацкая // Микроэкономика. — 2011. — № 12. — С. 38-40.
2. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России проблемы становления / В.Г. Варнавский // Отечественные записки. — 2004. — № 6. — С. 35-43.
3. Волкова Н.С. Законодательство в социальной сфере: проблемы измерения эффективности / Н.С. Волкова, О.Ю. Еремина // Журнал российского права. - 2016, — № 9. — С. 44-54.
4. Миролюбова О.Г. Актуальные проблемы жилищного права. Семья и жилище / О.Г. Миролюбова. Учебное пособие. — Ярославль: ЯрГУ, 2013. — 132 с.
5. Об утверждении государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» : Постановление Правительства Российской Федерации № 323 от 15.04.2014 г. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.03.2017).
6. Омарова Ю.А. Региональная жилищная политика в современной России : дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 / Ю.А. Омарова. — М., 2014. — 169 с.
7. Проскрякова В.В. Конституционно-правовые основы государственной политики РФ в социально-жилищной сфере (на материалах реализации приоритетных национальных проектов и федеральных целевых программ): автореф. дис. ... канд. юрид. наук 12.00.02 / В.В. Проскрякова. — Челябинск, 2011. — 25 с.
8. Сидорина О.Е. Некоторые предложения по совершенствованию правового регулирования в области реализации государственной жилищной политики в Российской Федерации в отношении военнослужащих / О.Е. Сидорина // Право в Вооруженных Силах. — 2015. — № 4. — С. 66-69.
9. Суслова С.И. Жилищные права: понятие и система / С.И. Суслова. — М. : Юриспруденция, 2014. — 48 с.
10. Шипика Л.В. К вопросу о соотношении категорий «жилище» и «жилое помещение»/ Л.В. Шипика // Семейное и жилищное право. — 2011. — № 3. — С. 46-48.
REFERENSES
1. Alpatskaia I.E. Development of the mechanism of implementation of social housing programmes. Mikroekonomika = Microeconomics, 2011, no. 12, pp. 38-40 (in Russian).
2. Varnavskii V.G. Public-private partnership in Russia formation problems. Otech-estvennye zapiski = Domestic notes, 2004, no. 6, pp. 35-43 (in Russian).
3. Volkova N.S., Eremina O.Iu. The legislation in the social sphere: problems of measurement of efficiency. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian law, 2016, no. 9, pp. 44-54 (in Russian).
4. Miroliubova O.G. Aktual'nye problemy zhilishchnogo prava. Sem'ia i zhlishche. Uchebnoeposobie. [Current problems of the housing right. Family and dwelling. Manual]. Yaroslavl', IarGU Publ., 2013, 132 p.
5. Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy RF «Obespechenie dostupnym i kom-fortnym zhil'em i kommunal'nymi uslugami grazhdan RF»: Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii № 323 ot 15.04.2014 g. (On the approval of the state program of the Russian Federation "Providing with affordable and comfortable housing and utilities of citizens of the Russian Federation": Resolution of the Government of the Russian Federation no. 323 from 15.04.2014.). Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 30.03.2017).
6. Omarova Iu.A. Regional'naia zhilishchnaia politika v sovremennoi Rossii: dis. ... kand. polit. nauk : 23.00.02 [Regional housing policy in modern Russia. Diss. Cand. Of politic]. Moscow, 2014, 169 p.
7. Proskriakova V.V. Konstitutsionno-pravovye osnovy gosudarstvennoi politiki RF v sot-sial'no-zhilishchnoi sfere (na materialakh realizatsii prioritetnykh natsional'nykh proektov i fed-eral'nykh tselevykh programm): avtoref. dis. ... kand. iurid. nauk 12.00.02 [Constitutional and legal bases of state policy of the Russian Federation in the social and housing sphere (on materials of implementation of priority national projects and federal target programs). Abstract of diss. of cand. of law.] Chelyabinsk, 2011, 25 p.
8. Sidorina O.E. Some suggestions for improvement of legal regulation in the field of realization of the state housing policy in the Russian Federation concerning the military personnel. Pravo v Vooruzhennykh Silakh = Law in the Armed Forces - Military legal review, 2015, no. 4, pp. 66-69 (in Russian).
9. Suslova S.I. Zhilishchnye prava: poniatie i sistema [Housing rights: concept and system]. Moscow, Iurisprudentsiia Publ., 2014, 48 p.
10. Shipika L.V. To a question of a ratio of categories "dwelling" and "premises". Semei-noe i zhlishchnoeparvo = Family and housing law, 2011, no. 3, pp. 46-48 (in Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Вещунова Елена Владимировна — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
AUTHOR
Veshchunova Elena Vladimirovna — Master student, Penza State University, 40 Krasna-ya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Вещунова Е. В. Сущность и содержание конституционного права граждан на жилище / Е.В. Вещунова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 20167. — Т. 5, № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Veshchunova E. V. Essence and content of the constitutional right of citizens to housing. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 3, available at: http: //esj.pnzgu.ru (In Russian).