Научная статья на тему 'Субъективное благополучие лиц пожилого возраста'

Субъективное благополучие лиц пожилого возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
857
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / ОДИНОЧЕСТВО / ELDERLY PEOPLE / SUBJECTIVE WELL-BEING / PSYCHOLOGICAL HEALTH / LIFE SATISFACTION / LONELINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макушкина Ольга Михайловна, Митина Галина Владимировна, Азнабаев Олег Фаритович, Шаяхметова Эльвира Шигабетдиновна

Переживание субъективного благополучия является одним из индикаторов, позволяющих делать вывод о характере отношении? между людьми, а также о социально-психологической дистанции между ними. Цель настоящего исследования выявить особенности субъективного благополучия у лиц пожилого возраста. В результате анализа было установлено, что субъективное благополучие пожилых людей во многом определяется их вовлеченностью в общение (межличностное, профессиональное, семейное). Было определено, что для повышения уровня субъективного благополучия, сохранения и укрепления здоровья пожилых людей необходима программа психологической помощи данным лицам, в задачи которой должны входить: формирование навыков саморегуляции, информирование о психологических особенностях пожилого возраста, повышение самооценки, снижение уровня тревожности, обучение технологии психологической поддержки, содействование преодолению коммуникативных барьеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Макушкина Ольга Михайловна, Митина Галина Владимировна, Азнабаев Олег Фаритович, Шаяхметова Эльвира Шигабетдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE WELL-BEING OF THE ELDERLY

The experience of subjective well-being is one of the indicators that allows us to draw a conclusion about the nature of relations between people, as well as about the socio-psychological distance between them. The purpose of this study is to identify the features of subjective well being in the elderly. The analysis found that the subjective well-being of older people is largely determined by their involvement in communication (interpersonal, professional, family). It was determined that in order to increase the level of subjective well-being, preserve and strengthen the health of older people need a program of psychological assistance to these persons, the tasks of which should include: the formation of self-regulation skills, information about the psychological characteristics of the elderly, increase self-esteem, reduce anxiety, training technology of psychological support, assistance in overcoming communication barriers.

Текст научной работы на тему «Субъективное благополучие лиц пожилого возраста»

Сравнивая результаты проведенного исследования Ковалевой Н.Г., мы можем заметить ценностное ядро личности существенно преобразилось в аспекте иерархичности значимых ценностей - семейные ценности в терминальном списке переместились на пятую позицию[4]. В контексте значимых - отражена свобода. Также мы видим повышение роли человеческих нравственно-ориентированных контактов, снижение значимости творчества, любви и развлечений. По результатам исследования отмечается усиление их ориентированности на самореализацию, контактность, социальное взаимодействие.

Несмотря на сложные условия жизни, испытуемые в процессе вхожденияв старшую возрастную группу, пытаются сохранить ту активность, котораябыла свойственна им прежде [5]. Это во многом определяется содержаниемимеющихся ценностных ориентаций, значимость которых с возрастом увеличивается.

Выводы. Когда данные природой силы уменьшаются значимость телесной сферы становиться менее значимой, тогда увеличивается сфера контактов с близкими, что существенно укрепляет межпоколенное взаимодействие, которое человек использует для сохраненияпрежней активной жизнедеятельности [6]. Актуализация сферы смыслов, актуализация новых жизненно важных целей и смыслов позволит несколько затормозитьпроцесс старения.

Сбалансированность ценностного восприятия своей жизни как целого, гармоничного и достойного пути и отчаянием приводит к появлению чувства удовлетворенности прожитой и проживаемой жизнью, появлением мудрости, как ценности.

Литература:

1. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.

2. Чудновский В.Э. Проблема оптимального смысла жизни.М.: ПИ РАО, 2017.

3. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

4. Ковалева Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // Социологические исследования. 2001; 7: 73-79

5. Комлева Е.Р. Динамика ценностных ориентаций старшего поколения россиян в трансформирующемся обществе / Автореферат диссертации... кандидата социологических наук. Екатеринбург, 2013.

6. Халина Н.В. Ценностные ориентации людей пожилого возраста и их представление о ценностных ориентациях значимых других // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Психология. 2017; 2: 408-411.

Психология

УДК 159.922.6

кандидат психологических наук, доцент Макушкина Ольга Михайловна

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа); кандидат философских наук, доцент Митина Галина Владимировна Башкирский государственный университет (г. Уфа); старший преподаватель Азнабаев Олег Фаритович

Башкирский государственный университет (г. Уфа);

доктор биологических наук, профессор Шаяхметова Эльвира Шигабетдиновна Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа)

СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Переживание субъективного благополучия является одним из индикаторов, позволяющих делать вывод о характере отношений между людьми, а также о социально-психологической дистанции между ними. Цель настоящего исследования - выявить особенности субъективного благополучия у лиц пожилого возраста. В результате анализа было установлено, что субъективное благополучие пожилых людей во многом определяется их вовлеченностью в общение (межличностное, профессиональное, семейное). Было определено, что для повышения уровня субъективного благополучия, сохранения и укрепления здоровья пожилых людей необходима программа психологической помощи данным лицам, в задачи которой должны входить: формирование навыков саморегуляции, информирование о психологических особенностях пожилого возраста, повышение самооценки, снижение уровня тревожности, обучение технологии психологической поддержки, содействование преодолению коммуникативных барьеров.

Ключевые слова: пожилые люди, субъективное благополучие, психологическое здоровье, удовлетворенность жизнью, одиночество.

Annotation. The experience of subjective well-being is one of the indicators that allows us to draw a conclusion about the nature of relations between people, as well as about the socio-psychological distance between them. The purpose of this study is to identify the features of subjective well - being in the elderly. The analysis found that the subjective well-being of older people is largely determined by their involvement in communication (interpersonal, professional, family). It was determined that in order to increase the level of subjective well-being, preserve and strengthen the health of older people need a program of psychological assistance to these persons, the tasks of which should include: the formation of self-regulation skills, information about the psychological characteristics of the elderly, increase self-esteem, reduce anxiety, training technology of psychological support, assistance in overcoming communication barriers.

Keywords: elderly people, subjective well-being, psychological health, life satisfaction, loneliness.

Введение. Актуальность исследования субъективного благополучия лиц пожилого возраста определяется тем, что старение населения представляет одну из сложных социальных проблем. В пожилом возрасте происходит изменение социального статуса, вызванное прекращением трудовой деятельности и сокращением социальных контактов, материального статуса - связанного с зависимостью пожилых людей от работающих членов семьи, семейного статуса - определяемого одиночеством в кругу семьи и друзей [1, 5, 6, 7]. Тревога о будущем, ощущения беспомощности и невостребованности, обострение хронических заболеваний приводят к переоценке ценностей в данном возрасте.

Понимание того, что для оказания полноценной психологической помощи людям пожилого возраста, необходимо знание особенности их субъективного благополучия, предопределило настоящее исследование.

Переживание субъективного благополучия является одним из индикаторов, позволяющих делать вывод о характере отношений между людьми, а также о социально-психологической дистанции между ними.

В данном исследовании будем придерживаться представлений о благополучии личности, имеющихся в работах Л. В. Куликова [2]. В качестве составляющих благополучия автор выделяет следующие.

- Социальное благополучие - удовлетворенность личности своим социальным статусом, межличностными отношениями.

- Духовное благополучие - ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры. Это также возможность принимать те или иные высшие ценности и свободно им следовать, переживать духовное единство с другим человеком, определенной общностью людей или всем человечеством. Для духовного благополучия важно продвижение в понимании сущности и предназначения человека, достаточно полное осознание смысла жизни.

- Витальное (телесное) благополучие - хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.

- Психологическое благополучие - слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия.

Цель исследования: выявить особенности субъективного благополучия у лиц пожилого возраста.

Материал и методы. Исследование проводилось на базе Государственного казенного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Республиканской клинической больницы (РКБ) №2 и лаборатории психофизиологии и экспериментальной психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Для анализа субъективного жизненного благополучия был использован бланочный тест «Шкала субъективного благополучия» Г. Перуэ-Баду [8].

В исследовании приняли участие 152 женщины и 100 мужчин, в возрасте от 60 до 80 лет. Анализ проводился по следующим категориям: работает / не работает, женат (замужем) / одинок(а), проживает с детьми /проживает отдельно. В таблице 1 представлен количественный состав участников исследования.

Таблица 1

Обобщенная выборка испытуемых (n=252)

пол работает не работает женат (замужем) одинок проживает отдельно проживает с детьми

Ж (n=152) 84 68 76 76 100 52

М (n=100) 40 60 72 28 46 54

Всего 124 128 148 104 146 106

Примечание: М - мужчины, Ж - женщины

Математико-статистическая обработка полученного материала проводилась при помощи программного обеспечения Microsoft Exsel 2007 и программного пакета SPSS Statistics Base с использованием общепринятых методов вариационной статистики. В ходе математической обработки вычислялись средняя арифметическая величина результатов тестирования (М), U-критерий Манна-Уитни (критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимали равным 0,05).

Изложение основного материала статьи. Сравнительный анализ, полученных в ходе исследования данных по шкале субъективного жизненного благополучия пожилых людей, представлен в таблице 2.

Результат сравнения средних значений по шкале субъективного жизненного благополучия лиц пожилого возраста не выявил достоверно значимых различий у женщин и мужчин занятых трудовой деятельностью. Однако, согласно интерпретации автора-разработчика шкалы, - Г. Перуэ-Баду, показатель, равный 8 стенам, следует рассматривать как оценку отклоняющуюся в сторону субъективного неблагополучия. Следовательно, мы можем предположить, что работающие люди предпенсионного возраста испытывают тревогу в связи с неизбежным процессом изменения социального статуса и образа жизни после выхода на пенсию. Переход на пенсионный возрастной рубеж, предстоящая адаптация к новым условиям жизни вызывает у мужчин и женщин пессимизм, упадок сил, замкнутость, обеспокоенность и страх перед будущем, а также плохую переносимость стрессовых ситуаций [4]. Полученные данные свидетельствуют о необходимости разработки и проведении психологических мероприятий, направленных на подготовку людей к выходу на пенсию, для того, чтобы они могли без ущерба физическому и психическому здоровью пройти этот важный жизненный кризис.

Таблица 2

Субъективное жизненное благополучие лиц пожилого возраста

Социальный статус Женщины Мужчины

работает 82,2+2,43** 79,2+4,55*

не работает 71,3+3,01 60,5+5,01

женат (замужем) 75,4+2,58** 74,1+4,49

одинок (а) 81,6+6,31 59,0+2,75*

проживает с детьми 76,5+3,96 70,4+3,73*

проживает отдельно 77,0+2,70 73,3+8,01*

Примечание: * - достоверность различий при уровне значимости р<0,05 (между группами женщин и мужчин), ** - достоверность различий при уровне значимости р<0,05 (внутри групп женщин и мужчин)

Средние оценки у неработающих женщин (7 стенов) и мужчин (5 стенов) свидетельствуют об умеренном субъективном благополучии. Серьезные проблемы у них отсутствуют, но и о полном эмоциональном комфорте говорить нельзя. Различия между парами значений достигают уровня статистической значимости при р=0,05. Причина более высокого уровня субъективного благополучия мужчин, на наш взгляд, кроется в их удовлетворенности материальным положением (достойная пенсия), хорошем физическом самочувствии, ощущении здоровья.

Анализируя данные, представленные в таблице 2, следует отметить, что у семейных мужчин и женщин обнаружено благополучие среднего уровня выраженности (7 стенов). Очевидно, что семейная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощущение внутренней свободы, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов.

Следует отметить, что у одиноких мужчин оценки отклоняются в сторону субъективного благополучия (4 стена), это говорит об умеренном эмоциональном комформе, они не испытывают серьезных эмоциональных проблем, достаточно уверены в себе, активны, успешно взаимодействуют с окружающими, адеватно управляют своим поведением. Достаточно высокие оценки (8 стенов) субъективного благополучия у одиноких женщин свидетельствуют об их эмоциональном дискомфорте, они, скорее всего, не удовлетворены собой, своим положением, ведь для женщины основной социальной ролью является роль хранительницы семейного очага.

Известно, что семейная среда обеспечивает пожилым людям чувство безопасности, дает ощущение внутренней свободы [3]. Так, пожилые женщины и мужчины, независимо от того проживают они с детьми или раздельно от них, испытывают благополучие среднего уровня выраженности (7 стенов), различия средних значений не достигают статистической значимости (р=0,111 и р=0,112). Смеем предположить, что пожилые люди, имеющие детей, не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов, у них имеются потенциальные возможности осуществлять по собственному желанию контакты с домочадцами, они вовлечены в какие-то ежедневные виды деятельности, у них имеются «долгосрочные» проекты (ждут внуков или правнуков, надеются на хороший урожай и т.д.). Примечателен тот факт, что мужчины, проживающие с детьми, испытывают себя вполне благополучными (6 стенов), они ощущают комфортность и стабильность существования, счастливы в домашней обстановке, удовлетворены своим материальным положением и местом жительства.

Таким образом, субъективное благополучие пожилых людей во многом определяется их вовлеченностью в общение (межличностное, профессиональное, семейное). Для повышения уровня субъективного благополучия, сохранения и укрепления здоровья пожилых людей необходима программа психологической помощи данным лицам. Задачами психологической помощи могут стать: 1) формирование навыков саморегуляции, 2) информирование о психологических особенностях пожилого возраста, 3) повышение самооценки, 4) снижение уровня тревожности, 5) обучение технологии психологической поддержки, 6) содействование преодолению коммуникативных барьеров.

Выводы:

1. Работающие женщины и мужчины предпенсионного возраста испытывают тревогу в связи с неизбежным процессом изменения социального статуса и образа жизни после выхода на пенсию.

2. Неработающие мужчины и женщины испытывают благополучие среднего уровня выраженности. Мужчины-пенсионеры более, чем пожилые женщины, удовлетворены своим материальным положением, физическим самочувствием и здоровьем.

3. У семейных мужчин и женщин обнаружен средний уровень субъективного жизненного благополучия. Семейная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощущение внутренней свободы.

4. Пожилые женщины, независимо от того проживают они с детьми или раздельно от них, испытывают средний уровень субъективного жизненного благополучия.

5. Пожилые мужчины, проживающие с детьми, ощущают комфортность и стабильность существования.

6. Для повышения уровня субъективного благополучия, сохранения и укрепления здоровья пожилых людей необходима программа психологической помощи данным лицам, в задачи которой должны входить: формирование навыков саморегуляции, информирование о психологических особенностях пожилого возраста, повышение самооценки, снижение уровня тревожности, обучение технологии психологической поддержки, содействование преодолению коммуникативных барьеров.

Литература:

1. Дорошенко Т.Н. Социально-психологические особенности пожилых людей [Текст] / Т.Н. Дорошенко // Социально-психологические аспекты практики социальной работы: сборник трудов. - 2016. -С. 338 - 342.

2. Куликов Л.В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие [Текст] / Л.В. Куликов. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

3. Максимова С.Г. Социально-психологическая адаптация: особенности формирования и развития у лиц пожилого и старческого возраста: монография [Текст] / С.Г. Максимова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. - 145 с.

4. Митина Г.В. Удовлетворенность жизнью лиц пожилого возраста [Текст] / Г.В. Митина, О.М. Макушкина, Э.Ш. Шаяхметова, Л.М. Матвеева // Проблемы современного педагогического образования. -Ялта: Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского. - 2018. - С. 44 - 49.

5. Тащева А.И. Концепция организации психологической помощи одиноким людям пожилого возраста [Текст] / А.И. Тащева // Психология старости и старения: хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. -М.: Академия, 2003. - С. 349 - 353.

6. Шаловская О.А. Медико-социальные аспекты пожилого возраста [Текст] / О.А. Шаловская // Социология Медицины. - 2013. - №2(23). - С. 25 - 28.

7. Шамкова С.В. К вопросу об инновационных технологиях социальной работы с лицами пожилого возраста [Текст] /С.В. Шамкова // Вестник Орловского государственного университета. - 2014. -№2(37). - С. 52.

8. Шкала субъективного благополучия [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. - 2002. - С. 467 - 470.

Психология

УДК 159.922

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Мещерякова Ирина Николаевна

Воронежский институт (филиал) Московского Гуманитарно-экономического университета (г. Воронеж); кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Демец Екатерина Геннадьевна

Воронежский институт (филиал) Московского Гуманитарно-экономического университета (г. Воронеж)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУСНИКОВ

Аннотация. В статье дан психологический анализ понятия адаптация, раскрыты теоретические аспекты процесса адаптации студентов, а также приведены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации студентов первого курса к обучению.

Ключевые слова: адаптация, адаптации к обучению, студенты-первокурсники.

Annotation. The article deals with the psychological analysis of the concept of adaptation, reveals the theoretical aspects of the process of adaptation of students, as well as the results of an empirical study of the features of adaptation of first-year students to learning.

Keywords: adaptation, adaptation to learning, first-year students.

Введение. Каждый человек в своей жизни сталкивается с несколькими этапами адаптации, которая делает возможным приспособиться к новым условиям и создавать новые методы преодоления существующих проблем и эффективной работы. Адаптация может возместить неполноценность обычного поведения в новых условиях, вследствие чего формируются способности оптимального функционирования личности в новых условиях. Если же адаптация не настает, то человек ощущает затруднения в усвоении предмета и условий деятельности.

Первый «адаптационный опыт» он получает в группе детского сада, затем в первом классе школы. Следующий «переломный» момент - это переход от начальной школы к средней и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения.

Поступив в средние и высшие профессиональные учебные заведения студенты-первокурсники сталкиваются с совершенно новыми для них методами организации учебного процесса, новыми видами деятельности и новым учебным коллективом.

В контексте целей обучения в средних и высших учебных заведениях, адаптация первокурсника означает способность соответствовать условиям и нормам профессионального заведения, а кроме того умение совершенствоваться в новых условиях, реализовывать свои способности и потребности, сохраняя идентичность с этой средой. В этой связи понятие «адаптация» можно представить как процесс приспособления учащихся к новой социальной ситуации.

Изложение основного материала статьи. Термин «адаптация» был введен Г.Аубертом [1] в 1865 году и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где означал изменение чувствительности анализаторов под воздействием приспособления органов чувств к действующим раздражителям. В будущем использование этого термина встречается в более широком значении как всякое приспособление живого организма к условиям существования. Позднее этот термин был заимствован социологией и психологией для описания явлений, касающихся освоения человеком различных сфер природной и социальной среды.

Согласно С.Ю. Головину [3], психологическую адаптацию можно определить, как определяется как процесс психологической включённости человека в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных взаимосвязей и взаимоотношений, в выполнении конкретных ролей. Психологическая адаптация человека осуществляется в последующих сферах его жизнедеятельности:

- в социальной сфере со всем разнообразием её содержательных сторон и компонентов (нравственных, политических, правовых и др.);

- в социально-психологической сфере, т.е. в системах психологических связей и отношений личности, включения её в выполнение разных социально-психологических ролей;

- в сфере профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.