Научная статья на тему 'Субъективное благополучие как психическое состояние'

Субъективное благополучие как психическое состояние Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1018
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СЧАСТЬЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / THE WELL-BEING OF A SUBJECT / HAPPINESS / PSYCHICAL CONDITION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Процукович Е. П.

Рассмотрена проблема субъективного благополучия. Определены как основные аспекты развития учения в целом, так и отмечается уровень ее теоретической разработанности на современном этапе. Субъективное благополучие рассматривается как психическое состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WELL-BEING OF A SUBJECT AS A PSYCHICAL CONDITION

The problem of the well-being of a subject is considered in the article; the aspects of the subject well-being s studying development are noticed; the level of its theoretical working out on the modern stage is noticed; the well-being of a subject is considered as a psychical condition.

Текст научной работы на тему «Субъективное благополучие как психическое состояние»

формирования и развития нравственности и воспитанности подростков.

Вместе с тем специалистами отмечается проблема модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательной практике школы, необходимость поиска инновационных технологий психофизического воздействия на учащихся с девиантным поведением ценностями физической культуры и спорта, где физические упражнения выступали бы средством воздействия на психику, сознание и поведение личности, способствуя формированию воспитанности и нравственности.

В образовательной деятельности современной школы становится приоритетным внедрение и использование физкультурно-оздоровительных занятий, ориентированных на снятие чрезмерного нервно-психического напряжения, психической скованности физическими упражнениями, рекреацию и реабилитацию посредством двигательной активности, что в целом оптимизировало бы психику и поведение подростков.

Физические упражнения оказывают формирующее воздействие на развитие нравственно-этических качеств подростков с девиантным поведением, в частности:

- повышают психофизическую активность, за счет стягивания очагов возбуждения, застойных психических напряжений, что оптимизирует эмоциональные процессы и повышает их мобилизационные свойства;

- способствуют развитию психических и познавательных процессов (памяти, восприятия, ощущений, в концентрации внимания и др.), что создает специфические предпосылки для качественного осмысления свойств внешних объектов и выработки определенного решения, основанного на принципах морали;

- предполагают выработку восстановительных, релаксационных механизмов, снижение уровня тревожности, повышение настроения, что в комплексе позволяет сформировать состояние уверенности личности, способность более качественно воздействовать на внешние объекты и собственное психофизическое развитие;

- положительно влияют на нервную регуляцию вегетативных процессов, что, в свою очередь, оптимизирует физиологические механизмы проявления силы воли, эмоций и нравственности подростков;

- улучшают межмышечные координации запрограммированных природой биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата, повышая функцию психомоторного контроля эффективной реализации системы саморегуляции и самоанализа;

- нормализуют нервную регуляцию сердечнососудистой деятельности и дыхательной системы, что создает функциональные предпосылки для оптимального проявления морально-волевых и нравственно-этических качеств личности [4].

Таким образом, педагогический потенциал физических упражнений в развитии морально-волевых и нравственно-этичес-

Библиографический список

1. Гершунский, Б.С. Гражданское общество в России. - М., 2001.

2. Юричка, Ю.И. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, правонарушения / Ю.И. Юричка, А.Ю. Юричка: моногр. - М., 2001.

3. Асарбаев, А.К. Место физической культуры в народной педагогике и социальной сфере общества // Научно-методическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры / под ред. А.И. Алферова, С.Б. Шармановой. - Челябинск: УралГАФК, 2002. - Вып. 5. - Ч. 1.

4. Миннегалиев, М.М. Физическая культура и спорт как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы Международной научно-практич. конф., Уфимский гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа: УГАТУ, 2009.

Bibliography

1. Gershunskiyj, B.S. Grazhdanskoe obthestvo v Rossii. - M., 2001.

2. Yurichka, Yu.I. Deviantologiya: konfliktih, agressiya, narkomaniya, pravonarusheniya / Yu.I. Yurichka, A.Yu. Yurichka: monogr. - M., 2001.

3. Asarbaev, A.K. Mesto fizicheskoyj kuljturih v narodnoyj pedagogike i socialjnoyj sfere obthestva // Nauchno-metodicheskoe obespechenie fizicheskogo vospitaniya, sportivnoyj trenirovki, ozdoroviteljnoyj i adaptivnoyj fizicheskoyj kuljturih / pod red. A.I. Alferova, S.B. Sharmanovoyj. - Chelyabinsk: UralGAFK, 2002. - Vihp. 5. - Ch. 1.

4. Minnegaliev, M.M. Fizicheskaya kuljtura i sport kak sredstvo profilaktiki deviantnogo povedeniya nesovershennoletnikh // Aktualjnihe problemih fizicheskoyj kuljturih, sporta i turizma: materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf., Ufimskiyj gos. aviac. tekhn. un-t. - Ufa: UGATU, 2009.

Статья поступила в редакцию 29.01.12

УДК 159.923

Protsukovitc Е. The well-being of a subject as a psychical condition. The problem of the well-being of a subject

is considered in the article; the aspects of the subject well-being s studying development are noticed; the level of its theoretical working out on the modern stage is noticed; the well-being of a subject is considered as a psychical condition.

Key words: the well-being of a subject, happiness, psychical condition.

ких качеств подростков огромен, однако важно соблюсти оптимальный подбор средств, методов, форм физической культуры и спорта, которые в полной мере отражали бы специфическую направленность психолого-педагогических воздействий на развитие морально-волевой и нравственно-этической природы личности подростков с девиантным поведением.

В рамках разрабатываемого программно-содержательного обеспечения процесса формирования нравственно-этических качеств подростков в образовательной практике важно обеспечить взаимосвязь, традиционных и нетрадиционных форм реализации ценностей физической культуры и спорта, а также сохранить междисциплинарную направленность психолого-педаго-гических воздействий, где могут широко использоваться нетрадиционные виды физкультурно-оздоровительной деятельности.

Касаясь традиционной системы физического воспитания и спорта, отметим, что она должна быть модернизирована с учетом возникающей социальной потребности целенаправленного воздействия на психику и поведение подростков и необходимости совершенствования ее морально-волевой природы на фоне интенсификации учебной нагрузки, в том числе самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения.

Нетрадиционные виды физкультурно-оздоровительной деятельности должны вариативно включать следующие элементы морально-волевой психорегуляции: дыхательные упражнения и лечебно-терапевтические движения; коммуникативные игры и упражнения; оздоровительную ходьбу и бег; упражнения на концентрацию внимания и релаксацию; внушения, элементы психорегуляции (самоанализ, эмоциональный настрой, приемы активизации и успокоения), специфические упражнения на развитие морально-волевых и нравственно-этических качеств (включающие психомоторную сложность выполнения физических упражнений, элементы преодоления психофизической напряженности и т.п.).

Совокупность используемых средств, методов и методических приемов физкультурно-оздоровительной деятельности в системе развития морально-волевых и нравственно-этических качеств подростков должна быть ориентирована на базовые формы реализации ценностей физической культуры и спорта.

Изложенное позволяет заключить, что в профилактике девиантного поведения подростков можно вариативно сочетать традиционные ценности физической культуры и спорта с ценностями нетрадиционных видов физкультурно-спортивной деятельности, где элементы специально подобранных физических упражнений составляют основу для целенаправленного развития морально-волевых и нравственно-этических качеств подростков и позволяют более эффективно воздействовать на их сознание и поведение.

Е.П. Процукович, ст. преп. Благовещенского государственного педагогического университета, г. Благовещенск, E-mail: [email protected]

СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Рассмотрена проблема субъективного благополучия. Определены как основные аспекты развития учения в целом, так и отмечается уровень ее теоретической разработанности на современном этапе. Субъективное благополучие рассматривается как психическое состояние.

Ключевые слова: субъективное благополучие, счастье, психическое состояние.

Субъективное благополучие представляет собой сложный и многомерный феномен, изучение которого имеет свои истоки в истории философии и социологии. В его определении нет концептуального единства. Специфика современного состояния проблемы субъективного благополучия отражает несколько противоречивый характер ее развития. Собственно даже начало оперирования данным понятием достаточно неопределенно. Введение термина «субъективное экономическое благополучие» относится к 1974 г. и связано с именем Б.Струмпела [1]. Однако появление более широкой категории «субъективное благополучие» относится к 1960-м гг. и имеет свои корни в США [2-4]. В книге М. Аргайла «Психология счастья» отмечено, что впервые категория «субъективного благополучия» появилась в предметном указателе основных справочных изданий по психологии в 1974 г. [5], но более конкретных данных не представлено. К тому же к ранним классическим работам этой тематики относят труды Бредберна, Кентрила, Уилсона (в них термин «субъективное благополучие» как таковой не встречается, но отражена его содержательная представленность).

В 70-90-е гг. не только в Америке, но и в Европе появляется много материалов (Аргайл, Венховен, Динер, Канман, Конверс, Кэмпбелл, Рифф, Роджерс, Шварц и др), касающихся субъективного благополучия. В основном они строятся на изучении общественного мнения, носят эмпирический и прикладной характер и реализуются в изучении направлений связи со степенью реализации человеческого потенциала (Рифф, Кейес). Дальнейшие работы зарубежных исследователей также в большей части связаны с психологической практикой, но отмечается тенденция к систематизации и фундаментализации знаний [1].

В отечественной психологии данная категория начала изучаться относительно недавно (конец 90-х ХХ в. - начало XXI в.): на данный момент субъективное благополучие рассмотрено во взаимосвязи с толерантностью, самоактуализацией, суверенностью психологического пространства, событийностью в супружеской паре, ценностными-смысловыми образованиями личности, стратегиями жизни; изучается его специфика от условий адаптации, образования и т.д. Специфика российского изучения связана с привнесением деятельностного подхода и субъектности.

Таким образом, на сегодняшний день существует достаточное количество работ (как в зарубежной, так и в отечественной психологии), посвященных субъективному благополучию, но имеются некоторые трудности в установлении ясных и четких критериев, отграничивающих его от других терминов. Онтогенез его связан с понятиями «счастье», «удовлетворенность жизнью», «оптимизм», «психологическое благополучие», «личностное благополучие», «психологическое здоровье» и в связи с этим часто происходит их не совсем правомерное, хотя и не ошибочное вза-имозамещение (в частности, проведенное нами эмпирическое исследование, направленное на выявление семантических особенностей понятий «субъективное благополучие» и «счастье» показало, что благополучие в отличии от счастья предполагает большую субъектную активность, более дифференцированно, эмоционально, требует затрат и больше зависит от усилий самой личности). Изначально еще в ранних зарубежных работах понятия «счастье», «удовлетворенность жизнью» (и даже качество жизни) и др. встречаются как синонимы. Анализ доступной нам литературы показал, что это не редко и для современных исследований. Е.Н. Панина, рассматривая субъективное благополучие и приравнивая его к психологическому благополучию, ссылается на П.П. Фесенко, который с «психологическим благополучием» ассоциируют целый ряд понятий: «психическое здоровье», «норма», «позитивный стиль жизни» и др. [6].

По мнению Пучковой, в общем, основные теоретические подходы [4] к субъективному благополучию представлены: це-

левым подходом (благополучие возникает при достижении некоторой цели или предмета потребности); ценностным (не стремление к благополучию определяет в качестве мотива деятельность людей, а соотношение между конкретным побуждением и результатом деятельности); личностным (рассматривает субъективное благополучие как предрасположенность личности) и ситуативным (ситуации приписывается детерминирующая роль).

Чтобы лучше разобраться в специфике субъективного благополучия, рассмотрим следующие определения. Субъективное благополучие это:

- «...понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни, и процессам, имеющим важное для нее значение с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся состоянием удовлетворенности» [7];

- «.сложное переживание удовлетворенности собственной жизнью, отражающее одновременно как актуальные, так и потенциальные аспекты жизни личности. .интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования, а также степени реализованности этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворенности собой и собственной жизнью» [6];

- «психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к своей жизни и самому себе. .сущность благополучия состоит в позитивном отношении личности к различным аспектам и фрагментам мира, заключается в переживании актуальной значимости этих объектов или фрагментов для человека и определяется феноменом доверия» [2];

- «.обобщенное и относительно устойчивое переживание, имеющее особую значимость для личности», выстраивающееся на отношении человека к себе и окружающему миру и связанное с состоянием удовлетворенности [8];

- «.позитивное эмоциональное состояние удовлетворенности собой, своей жизнью, окружающим миром и своим местом в нем, традиционно описываемое в житейских терминах душевного равновесия. .субъективное благополучие. - не кратковременное «пиковое» переживание, а нечто, присущее человеку на протяжении всей жизни, либо, по крайней мере, каких-то значительных ее отрезков» [9].

Таким образом, субъективное благополучие рассматривается, в основном, как психическое состояние, хотя авторы и не всегда указывают на это прямо. В приведенных выше определениях часто встречается такое понятие, как переживание, которое в свою очередь либо включается в структуру психического состояния, либо рассматривается как его исходная единица анализа, либо отождествляется с психологическим уровнем функциональной системы состояния [10].

Анализ литературы по проблеме позволяет в целом заключить, что субъективное благополучие является реакцией на внешние и внутренние стимулы. На некоторое время оно характеризует своеобразие психической деятельности, имеет определенные временные границы (отмечаются не только возрастные, но и ситуационные вариации), связано с психическими процессами и свойствами и характеризуется целостностью, что также относится к характеристикам состояния [10]. Такие характеристики, как тонус и полярность, отмечаемые Л.В. Куликовым в качестве основных в структуре психического состояния, также можно выделить при рассмотрении благополучия. Преобладание положительного фона, обозначение субъективного благополучия как фактора самоактуализации, влияние выраженности благополучия на поведение, на наш взгляд, соотносится с характеристикой «тонус», а полюсы «неблагополучие-благополучие», обозначаемые как при эмпирическом изучении, так и теоретическом изысканиях являются отражением полярности состояний.

H.К. Бахарева отмечает, что субъективное благополучие Мы рассматриваем субъективное благополучие как относи-

связано с психофизиологическими свойствами, в частности, тельно продолжительное личностное психическое состояние,

в вегетативном индексе, значения которого свидетельствуют спецификой которого является оценочно-отношенческий харак-

о симпатическом или парасимпатическом сдвиге (состоянии ак- тер субъекта к самому себе и окружающей действительности на

тивности или пассивности), это положение отражает естествен- основе нормативных субъективных представлений и связь

нонаучную основу психических состояний. с удовлетворенностью.

Библиографический список

I. Аргайл, М. Психология счастья. - СПб., 2003.

2. Бахарева, Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: дис. ...канд. психол. наук. - Хабаровск, 2004.

3. Бочарова, Е.Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности: автореф... канд. психол.наук. - Саратов, 2007.

4. Виничук, Н.В. Представление о счастье: психосемантический анализ . - Владивосток, 2010.

5. Джидарьян, И. А. Представление о счастье в российском менталитете . - СПб., 2001.

6. Куликов, Л.В. Психология настроения. - СПб., 2002.

7. Панина, Е.Н. Взаимосвязь суверенности психологического пространства и субъективного благополучия личности: дис. ... канд. психол. наук. - Красноярск, 2006.

8. Психология состояний. Хрестоматия / составители Т.Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров; под ред. проф. А.О. Прохорова. -М., 2004.

9. Пучкова, Г.И. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: автореф. канд. психол. наук. - Хабаровск, 2003.

10. Хащенко, В.А. Модель субъективного экономического благополучия // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 3.

11. Шамионов, РМ. Психология субъективного благополучия (к разработке интегративной концепции) // Мир психологии. - 2002. - № 2.

12. Степанов, С.В поисках душевного равновесия [Э/р]. - URL: http://psy.1september.ru/

Bibliography

1. Argayjl, M. Psikhologiya schastjya. - SPb., 2003.

2. Bakhareva, N.K. Subjhektivnoe blagopoluchie kak sistemoobrazuyuthiyj faktor tolerantnosti: dis. ...kand. psikhol. nauk. - Khabarovsk, 2004.

3. Bocharova, E.E. Vzaimosvyazj cennostnihkh orientaciyj, strategiyj povedeniya i subjhektivnogo blagopoluchiya lichnosti: avtoref... kand.

psikhol.nauk. - Saratov, 2007.

4. Vinichuk, N.V. Predstavlenie o schastje: psikhosemanticheskiyj analiz . - Vladivostok, 2010.

5. Dzhidarjyan, I. A. Predstavlenie o schastje v rossiyjskom mentalitete . - SPb., 2001.

6. Kulikov, L.V. Psikhologiya nastroeniya. - SPb., 2002.

7. Panina, E.N. Vzaimosvyazj suverennosti psikhologicheskogo prostranstva i subjhektivnogo blagopoluchiya lichnosti: dis. ... kand. psikhol.

nauk. - Krasnoyarsk, 2006.

8. Psikhologiya sostoyaniyj. Khrestomatiya / sostaviteli T.N. Vasiljeva, G.Sh. Gabdreeva, A.O. Prokhorov; pod red. prof. A.O. Prokhorova. -M., 2004.

9. Puchkova, G.I. Subjhektivnoe blagopoluchie kak faktor samoaktualizacii lichnosti: avtoref. kand. psikhol. nauk. - Khabarovsk, 2003.

10. Khathenko, V.A. Modelj subjhektivnogo ehkonomicheskogo blagopoluchiya // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2005. - T. 26. - № 3.

11. Shamionov, R.M. Psikhologiya subjhektivnogo blagopoluchiya (k razrabotke integrativnoyj koncepcii) // Mir psikhologii. - 2002. - № 2.

12. Stepanov, S.V poiskakh dushevnogo ravnovesiya [Eh/r]. - URL: http://psy.1september.ru/

Статья поступила в редакцию 13.12.11

УДК 37

SimakovA.A., Borodina V.N. ON THE FORMATION OF MILITARY AND PROFESSIONAL ORIENTATION CADETS OF MILITARY UNIVERSITY. The problem of formation of the military professional orientation of students at the military school. The peculiarities of formation and development of professional skills among students in the study of the psychological disciplines of the cycle.

Key words: military-professional orientation, military and professional qualities, skills, professional work.

A.А. Симаков, канд. воен. наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и общенаучных дисциплин;

B.Н. Бородина, канд. психол. наук, доц. каф. гуманитарных и общенаучных дисциплин Филиала ВУНЦ СВ

«ОВА ВС РФ», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

В статье рассматривается проблема формирования военно-профессиональной направленности у курсантов военного вуза. Обсуждаются особенности формирования и развития навыков профессиональной деятельности у курсантов при изучении дисциплин психологического цикла.

Ключевые слова: военно-профессиональная направленность, военно-профессиональные качества, навыки профессиональной деятельности.

Исследования и многолетний опыт отбора и обучения в Новосибирском высшем военном командном училище показывают, что значительное число кандидатов не имеют устойчивой и обоснованной направленности, представлений о военной деятельности. Часть абитуриентов отсеивается на вступительных экзаменах, другая зачисляется, но, к сожалению, в процессе обучения у них без определенных условий не появляется твердое желание приобрести офицерскую профессию. Не происходит осознания курсантами будущей деятельности, выражающейся в потребностях, мотивах, ценностных ориентациях, интересах, мировоззрении и жизненных целях по успешному овладе-

нию военной профессией, выполнению воинского долга перед Отечеством. Это приносит значительный материальный ущерб стране и имеет отрицательные социальные последствия.

Продолжающееся реформирование высшей военной школы предполагает качественные изменения в содержании и организации образования с целью повышения эффективности подготовки профессионалов высокой квалификации, способных в новых социально-экономических условиях продуктивно решать возникающие задачи.

В изучении проблем военно-профессиональной направленности как совокупности побудительных мотивов деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.