Научная статья на тему 'Субъективная составляющая риска случайного события'

Субъективная составляющая риска случайного события Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / ЭМОЦИЯ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ВЕРОЯТНОСТЬ / СТРАХ / УЖАС / ГРУСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонова Н.Г.

Риском является случайное событие, которое с определенной степенью вероятности может отожествляться с эмоциональными поведением субъекта. Данное утверждение подкрепляется тем, что первоначальном состоянии риск отожествляется с опасностью и угрозой, в конечном варианте с ужасом. По нашему мнению, риск может окрашиваться в зависимости от последствий в различные эмоциональные краски, что в значительной степени усложняет выбор способа управления случайным событием. Целью написания статьи, является разделение риска в зависимости от эмоций субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъективная составляющая риска случайного события»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

также уровень заработной платы выпускника, который и будет обуславливать возможность возврата кредита. Сложно определить и способности заемщика к обучению, ведь возможно и его отчисление из вуза. Об его способностях и развитии можно судить лишь по результатам ЕГЭ и оценкам в школьном аттестате.

Образовательный кредит характеризуется длительным сроком взаимодействия кредитора и заемщика. Это обуславливает возможность возникновения для кредитора риска смерти или утраты трудоспособности заемщика, что также необходимо учитывать.

Казалось бы, что интересы заемщика (студента) и банка не могут совпадать. Первый хочет получить качественное высшее образование, второй - высокую прибыль, а дефолт заемщика будет означать для него потерю финансовых средств. Но качественное образование в понимании студента - это, прежде всего, возможность трудоустройства после окончания вуза и высокая заработная плата. Таким образом, при выборе вуза и специальности (направления подготовки) интересы заемщика (студента) и банка совпадают. И тому и другому необходимы высокая заработная плата заемщика и его гарантированное трудоустройство. При этом оценка риска обеими сторонами происходит в момент заключения сделки. В этот момент в кредитную сделку должно включаться государство.

Участие государства в образовательном кредитовании может проявляться в следующих формах:

- гарант соблюдения принятых на себя заемщиком и кредитором обязательств, что соответствует статусу третьей стороны в конфликтных и спорных ситуациях, имеющей право их разрешать;

- государственные гарантии по образовательным кредитам для банка;

- субсидирование процентных ставок по образовательным кредитам, т.е. государство возмещает банку разницу между рыночной процентной ставкой и льготной ставкой, по которой выдается образовательный кредит [2, с.91].

Перечисленные меры государственного участия увеличивают склонность потенциальных заемщиков (студентов) использовать образовательный кредит для оплаты обучения, а риск невозврата кредита в значительной степени перекладывается на государство, что выгодно как для заемщика, так и для кредитора. Список использованной литературы:

1. Василенко Н.В. Образовательное кредитование как инновационная стратегия получения профессионального образования / Н.В. Василенко // Креативная экономика. - 2010. - № 4. - с. 80-85.

2. Василенко Н.В. Образовательное кредитование: государственная поддержка и административные барьеры / Н.В. Василенко // Креативная экономика. - 2011. - № 6. - с. 90-94.

3. Диденко Д.В. Зарубежный опыт применения финансовых инструментов для развития системы образования /Д.В. Диденко // Деньги и кредит. - 2014. - № 4. - с 67-73.

4. Макашина О.В. Практика государственной поддержки предоставления образовательных кредитов в России и за рубежом / О.В. Макашина, М.А. Чистилина // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. - 2011. - № 1. - с. 111-114.

© Е.Н. Левашов, 2015

УДК 338.242.061.5

Н.Г. Леонова

К.э.н., ст. преподаватель Факультет экономики и управления Тихоокеанский государственный университет г. Хабаровск, Российская Федерация

СУБЪЕКТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РИСКА СЛУЧАЙНОГО СОБЫТИЯ

Аннотация

Риском является случайное событие, которое с определенной степенью вероятности может

75

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

отожествляться с эмоциональными поведением субъекта. Данное утверждение подкрепляется тем, что первоначальном состоянии риск отожествляется с опасностью и угрозой, в конечном варианте с ужасом. По нашему мнению, риск может окрашиваться в зависимости от последствий в различные эмоциональные краски, что в значительной степени усложняет выбор способа управления случайным событием. Целью написания статьи, является разделение риска в зависимости от эмоций субъектов.

Ключевые слова:

Риск, эмоция, неопределенность, вероятность, страх, ужас, грусть, эмоциональные сигналы.

Риск обычно можно рассмотреть через призму вероятности конкретных неожиданностей. Если подходить к определению «риск» с другой стороны, то его можно определить, как состояние неопределенности, в котором некоторые возможности привлекают потери, катастрофы или другие нежелательные результаты. К данной мысли мы пришли из того соображения, что риск, являет собой случайное событие, как правило отрицательное, притягивающее нежелательные результаты. По сути, мы сталкиваемся со всеми видами рисков на протяжении, как своей жизни, так и деятельности организации. Риски, с которыми индивидуумы сталкиваются в повседневной жизни включают: автомобильные аварии, болезни, пожары, финансовые махинации т.д. Поэтому, оценивать риски очень важно. Для финансового учреждения организации, управление рисками является всегда одним из главных приоритетов. Недостаточное или плохое управление случайным событием может привести к значительным последствиям для фирмы. [1, с. 6]

В основе любой методики оценивания риска лежит его сущность. Одним из признаков риска является вероятность. На сегодняшний день ученые экономисты спорят о вопросе сущности риска, многие отожествляют его только с неопределенность, другие только с вероятностью. Далее определим, что же такое вероятность и неопределенность.

Вероятность - это математическая числовая характеристика степени возможности появления какого-либо определенного события в тех или иных определенных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях. Например, возможность наступления банкротства организации в условиях введения новых экономических санкций составит 0,5. Т.е. возможность банкротства составляет 50%, что значительно влияет на деятельность организации. [2, с. 23]

В свою очередь неопределенность - это отсутствие или недостаток определения или информации о чём-либо. То есть мы не знаем произойдет событие или нет, т.к. у нас отсутствует какая-либо информация о нем. Можно допустить, что ряд рисков для организации неопределенны, при этом можно утверждать, что руководство просто не будет их оценивать. Таким образом, все риски можно разделить на возможно определенные и неопределенные. При этом, по нашему мнению, основной характеристикой риска является как раз субъективная оценка его индивидуумом.

С точки зрения философии любую человеческую деятельность можно представить, как цепочку принятия решений. Любой индивидуум ставит перед собой определенные цели, предполагающие наличие последующих действий со стороны данного индивидуума. Но при этом в рамках неопределенности и риска человек стремиться принять обоснование решение, отметим, что данное решение не всегда рациональное. Зачастую данное решение связано с эмоциональной составляющей психики человека и с собственными убеждениями. Далее проанализируем как наши чувства и эмоции влияют на принятие взвешенного решения, в том числе в рамках риска.

Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, они просто являются отражением того, что происходит у нас внутри. Мы часто боимся и отрицаем собственные эмоции, путаем эмоции с чувствами, чувства с состояниями. Эмоция - это информационный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания,

76

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов.4

Эмоциональные сигналы можно разделить и представить в виде рисунка 1.

Рисунок 1 - Пирамида эмоциональных сигналов

Все пять сигналов занимают соответствующие места в эмоциональной пирамиде индивидуума. По нашему мнению, на вершине пирамиды находится злость отражающая максимум отрицательных эмоций, в основе же пирамиды лежит радость. Данные эмоции сопровождают цепочку управленческих решений. При достижении цели мы испытываем удовольствие и радость, в ряде случаев можем испытывать грусть или печаль. Мы, полагаем, что в основе принятия любых решений, в том числе финансовых лежат эмоции, что указывает на иррациональную природу человека.

Риску присущи эмоции, связанные со страхом. Страх является базовой эмоцией, которая значительно влияет на принятие обоснованного решения. Зачастую именно страх является основой иррационального поведения человека.

Страх - это отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает в случае получения субъектом информации о возможном причинении вреди его жизненному благополучию, реальную или воображаемую угрозу. Из данной информации можно выделить следующие составляющие страха, отраженные в последовательности:

1. Беспокойство;

2. Тревога;

3. Страх;

4. Ужас.

Таким образом, риск также можно подразделить в соответствии с данной веткой. Риск может интуитивно вызывать беспокойство, тревогу, страх и ужас.

При этом базовой эмоцией в рамках риска остается страх, зачастую групповой, что очень часто можно увидеть на финансовых рынках, вытекающий в психоз толпы. Джейсон Цвети заметил, что, когда на бирже царят жадность или страх, люди начинают мыслить одинаково. Поэтому очень часто многие покупают на вершине, а продают на дне.

Список использованной литературы:

1. Диссертация на тему: «Управление экономическим риском предприятий, на основе вероятностного подхода» /Леонова Н.Г.. - Хавбаровск.: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014. - 174 с.

2. Сусанов Д.Ю.Оценка социально-экономического риска / Д.Ю. Сусанов // Финансы и кредит. - 2002. - №

2. - С. 14-17.

3. Токаренко Г. С. Система риск-менеджмента компании / Г. С. Токаренко // Финансовый менеджмент. -2006.- N 2 - С. 132-143.

4. Федоров Р. И. Структура управления финансовыми рисками / Р. И. Федоров // Российское предпринимательство. - 2010. - N 6, вып. 2 - С. 62-67.

4 Сущность, функции и виды чувств и эмоций. http://www.grandars.ru/conege/psihologiya/emocii-i-chuvstva.html

77

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

5. Федотова М.А. Как оценить финансовую устойчивость предприятия / М.А. Федотова // Финансы. — 1995. — № 6.

6. Филатова О.А. Риск-менеджмент как инструмент системного управления (на примере страховых организаций): автореферат дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг) / Филатова Ольга Александрова; Тихоок. гос. ун-т. - Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2010. - 23с.

7. Giddens A. Fate, Risk and Security / A. Giddens // Cambridge: Polity Press. - 1991. - С. 111.

8. Bedford, Roger M. Cooke Probabilistic Risk Analysis Foundation and Methods / Bedford, Roger M. // Cambridge University Press. - 2011. - C. 39.

© Н.Г. Леонова, 2015

УДК 339.944

И.О. Максимов

Аспирант 2-ого года обучения Новосибирский государственный университет экономики и управления

г. Новосибирск, Российская Федерация ilya_maksimow@mail. ru

ЭТАПЫ И ДЕТЕРМИНАНТЫ КОРПОРАТИЗАЦИИ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ И МЕЖФИРМЕННЫХ ТРАНСАКЦИЙ

Аннотация

В статье рассматриваются основные исторические формы транснациональных корпораций, их существенные характеристики, черты концентрации капитала и консолидации собственности. Важное значение для понимания сущности международного корпоративного бизнеса, межфирменных и межотраслевых контрактаций приобретают детерминанты экономического роста, определяющие условия трансформации и устойчивого развития корпораций.

Ключевые слова

Этапы эволюции, детерминанты развития, транснациональный бизнес.

В иностранной и отечественной научной литературе до сих пор существуют различные дефиниции по отношению к транснациональным корпорациям [11, с.209; 21, с.119; 18, с.12], определяя ТНК международные организации, политики и экономисты основываются на фундаментальных признаках и функциональных особенностях. С точки зрения системной парадигмы ТНК это наивысшая ступень развития национальной корпорации, субъект процесса интернационализации и важнейший институт международных и национальных социально-экономических и политических отношений. ТНК - это объединенная группа предприятий государственной, частной или смешенной формы собственности, имеющие экономические единицы более чем в одной стране, связанные через единую собственность либо в иных формах, создающие международные цепочки добавленной стоимости, функционирующие в рамках общей системы принятия решений и имеющие в зарубежных единицах более 10% активов, выстраивающие единые подходы к взаимодействию с внешней средой, и транслирующие формальные и неформальные правила функционирования внутренней среды от материнской компании дочерним и зависимым единицам.

Взаимосвязь глобальных процессов и транснациональных корпораций, обуславливает целесообразность комплексного рассмотрения основных этапов развития транснационального бизнеса. Исследователи отмечают несколько вариантов их эволюции, расходясь во мнениях относительно этапов, форм и качественных характеристик. Кондратьев Н.И. отмечает четыре поколения ТНК [10, с.30], останавливаясь на производственно-сбытовых и сервисно-функциональных, что не отражает реалий постиндустриальной экономики и технологического прогресса последней четверти ХХ века. Крейдич Т.В. и

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.