YAK 371.72 ББК 51.28
O.B. АНТОНОВ, Ф.А. АНДРЕЕВА, О.А. МАЛЬКОВ
O.V. ANTONOV, F.A. ANDREEVА, O.A. MALKOV
СУБЪЕКТИВНАЯ ОПЕНКА ШКОЛЬНИКАМИ БЕЗОПАСНОСТИ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРА НА ИХ ДОСУГ И ЗДОРОВЬЕ
SCHOOLCHILDREN SUBJECTIVE ASSESSMENT OF THE INFLUENCE OF COMPUTER SECURITY ON THEIR LEISURE
В статье представлен обзор литературы о комплексном воздействии компьютера на психическое и физическое состояние обучающихся, а также анализ результатов опроса школьников 4-х классов городской средней школы о том, как, по их мнению, компьютер влияет на их здоровье и насколько он необходим для учебного процесса и досуга. В результате анализа установлено, что у обучающихся среднего школьного возраста не сформированы основы безопасного поведения по отношению к использованию компьютера для различных видов деятельности.
The article provides an overview of the literature on the impact of computer integrated mental and physical condition of the schoolchild's, as well as analysis of the results of the survey of schoolchildren in grades 4 City High School about how, in their view, the computer effects on their health and how it is necessary for the educational process and leisure activities. The analysis found that among students of secondary school age not form the basis of safe behavior in relation to the use of the computer for various activities.
Ключевые слова: компьютер, школа, дети, компьютерные игры, здоровье школьников.
Key words: computer, school, children, computer games, health schoolchild's.
XX век дал много «технических чудес». Никто не мог и предположить, что компьютер войдет в каждый дом. Его освоили различные слои населения, большую часть которых составляют дети. Но вместе с пользой многие школьники стали проводить за компьютером огромное количество времени, не замечая ничего вокруг себя. Компьютер заменил им общение с друзьями, занятия в кружках, и просто сократилось время на подготовку домашних заданий. Дети и подростки зачастую предпочитают общение с ним любым другим видам развлечений, они стали проводить меньше времени на свежем воздухе, меньше играть в подвижные игры, что может отрицательно сказаться на их здоровье [3]. Людям, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, неудовлетворенность, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни, закомплексованность, застенчивость.
Еще одной проблемой, с которой человечество столкнулось результате компьютеризации, являются расстройства психики. К таким расстройствам относятся, в первую очередь, интернет-зависимость и компьютерная игрома-ния. На Западе детская компьютерная зависимость по своим масштабам уже приравнивается к алкоголизму и наркомании [7].
Все выше изложенное определило проблему исследования: сформиро-ваность безопасного поведения у обучающихся по отношению к компьютерам, и каким образом можно правильно организовать работу по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков.
Целью работы явилось изучение субъективной оценки обучающимися среднего школьного возраста влияния компьютера на досуг и здоровье школьников.
Материалы и методы исследования
Изучена специальная литература и электронные ресурсы, разработана собственная анкета, проведен опрос и составлена база данных обучающихся 41, 42 и 43 классов средней образовательной школы № 33 г. Омска (ул. Туполева, 1).
В опросе принял участие 81 ребенок в возрасте от 9 до 11 лет, в том числе мальчиков - 46, девочек - 35 человек.
При анализе анкет рассчитывали процентное соотношение детей в зависимости от пола и выбранного варианта ответа.
Результаты исследования
Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Сказочный монитор буквально манит к себе детей и взрослых [5]. По данным литературы, около 80% школьников, буквально, теряют голову от компьютерных игр, причем, больше половины детей знакомы с ними с 2-3 летнего возраста [6].
Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером [5]:
1. Воздействие электромагнитного излучения монитора.
2. Утомление глаз, нагрузка на зрение.
3. Сидячее положение в течение длительного времени.
4. Перегрузка суставов кистей и плечей.
5. Стресс при потере информации.
Компьютерная зависимость - пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к сокращению всех остальных видов деятельности. Признаком компьютерной зависимости является не только время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности [9].
Признаки зависимости:
- ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
- вечернее засыпание у компьютера;
- прогулял школу - сидел за компьютером;
- приходит домой, и сразу - к компьютеру;
- забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
- пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
- конфликтует, угрожает, шантажирует родителей в ответ на запрет сидеть за компьютером;
- ребенок теряет чувство реального времени, зачастую уходя в мир виртуальной реальности от настоящей действительности.
Нередко при дефиците общения или, наоборот, при утомлении ребенка от излишнего внимания компьютерная игра становится механизмом бегства определенной части детей и подростков от реальности [1, 2, 4].
Симптомы зависимости могут быть психические, социальные и духовные.
Психические признаки:
- появление чувства радости при контакте с компьютером или даже при ожидании;
- отсутствие контроля времени пребывания за компьютером;
- желание увеличить время взаимодействия с компьютером;
- появление чувства раздражения, либо грусти при отсутствии контакта с компьютером;
- использование компьютера для снятия тревоги; эмоциональная неустойчивость;
- стремление постоянно проверять электронную почту, открывать разные сайты.
Социальные признаки:
- возникновение проблем с родителями, в школе или на работе;
- проблемы экономические, т.к. много денег приходится платить за такое удовольствие;
- проблемы с правоохранительными органами при совершении правонарушений для добычи денег;
- пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.
Духовные признаки - потеря смысла реальной жизни, жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла.
Почти каждый ребенок в возрасте от 4 до 12 лет хотя бы один раз пробовал играть в компьютерную игру. Мальчики занимаются компьютерными играми гораздо более интенсивно, чем девочки.
По исследованиям психологов наиболее сильное отрицательное влияние на психику ребенка оказывают игры с элементами насилия, жестокости, сцены убийств, кровь. В основном принцип их таков, что нужно дойти до финала, уничтожив соперников. Отсюда возникает агрессия у детей, жестокость в отношениях со сверстниками, педагогами. Кроме того, дети склонны переносить в реальность все увиденное на экране монитора или телевизора. И если герой игры прыгает с высоты, не разбиваясь, или погибает и воскресает, имея в запасе несколько жизней, ребенок может попробовать повторить это в реальности, поставив себя на место неуязвимого героя [4].
Результаты собственных исследований по анализу субъективной оценки обучающимися среднего школьного возраста влияния компьютера на их досуг и здоровье
80 из 81 опрошенного нами школьника отметили наличие компьютера в доме (98,7%), из них у 28,2% мальчиков и 20,0% девочек было 2 и более компьютера в семье. Отвечая на вопрос для чего тебе нужен компьютер в семье, большинство детей ответили, что компьютер нужен для поиска нужной информации (60,8% - мальчики, 68,5% - девочки), в первую очередь, для поиска правильных ответов на домашнее задание в сети Итернет; далее 58,7% мальчиков компьютер нужен для просмотра кино и мультфильмов, и лишь 20,0-и процентам девочек компьютер нужен для этой цели (рис. 1).
100,0% 80,0% 60,0% 40,0% 20,0% 0,0%
58.7
37.1
I 20.0 21.7 Д
I мальчики |девочки
Рис. 1. Результаты ответов на вопрос № 4 анкеты: «Для чего тебе нужен компьютер?» (%), где:
1 - компьютер помогает мне найти нужную информацию для подготовки домашнего задания;
2 - мне очень нравиться смотреть кино и мультфильмы на компьютере;
3 - я часто слушаю интересные радиоспектакли, музыку из кинофильмов;
4 - могу спокойно обойтись и без компьютера, так как нужную информацию беру из книг, учебников или спрашиваю у родителей.
Практически одинаковое количество детей (10,8% мальчиков и 11,4% девочек) на компьютере слушают интересные радиоспектакли и музыку. Спокойно обойтись без компьютера для выполнения домашнего задания могут 37,1% девочек, и меньшее количество мальчиков - 21,7%.
Опрос показал, что большинство детей (54,3% девочек и 45,6% мальчиков) просматривают монитор 30 минут в день, однако, среди остальных, 36,9% мальчиков и меньший процент девочек (17,1) ежедневно просматривают кино или играют в компьютерные игры в течение 1,0-1,5 часов в день. 8,6% детей отметили, что засиживаются за компьютером, пока их не прогонят родители.
Работая за компьютером, 56,8% детей делали перерывы через каждые 15-20 минут, 25,9% - через час работы. 16,0% отмечали, что сидят за компьютером пока не надоест без перерыва, это были преимущественно мальчики (23,9%, против 5,7% девочек). 1 мальчик (2,1%) отметил, что в выходной день может просидеть за компьютером до глубокой ночи (рис. 2).
Рис. 2. Результаты ответов на вопрос № 6 анкеты:
«Делаешь ли ты перерывы, когда работаешь за компьютером?» (%), где:
1 - делаю перерывы через каждые 15-20 минут;
2 - делаю перерывы через час;
3 - не делаю перерывов и сижу, пока не надоест;
4 - в выходной день могу просидеть за компьютером до глубокой ночи.
Большинство детей - 82,8% девочек и 56,5% мальчиков сообщили, что если дома компьютер занят, они играют в компьютерные игры на планшете или телефоне. 32,6% мальчиков и 11,4% девочек скучают и не могут найти себе занятие, если компьютер сломан или за ним кто-то работает.
19,5% мальчиков и 17,1% девочек отмечали, что когда сидят за компьютером, у них появляется хороший аппетит.
2,4% детей (2,8% девочек, 2,1% мальчиков) отмечали, раздражение и злость в случае запрета играть в компьютерные игры или просматривать мультфильмы.
На вопрос, какие реакции или ощущения возникают у тебя при работе за компьютером (рис. 3), мальчики ответили, что чувствуют себя просто замечательно (54,3%), иногда режет глаза (30,4%), сидя за компьютером, они могут пропустить обед и ужин (23,9%), иногда болит спина и шея (21,7%) и 6,5% мальчиков отметили головную боль и головокружение.
| мальчики (девочки
Рис. 3. Результаты ответов на вопрос № 10 анкеты о физических ощущениях при работе за компьютером (%), где:
1 - иногда болит спина и шея;
2 - у меня может болеть или кружиться голова;
3 - я чувствую себя просто замечательно;
4 - иногда у меня режет глаза;
5 - сидя за компьютером, я могу пропустить обед или ужин.
Девочки в первую очередь отмечали резь в глазах (37,1%), хорошо себя чувствовали при работе за компьютером 31,4%, боль в спине и шее отмечали 22,8% девочек, 11,4% детей отмечали головную боль или головокружение.
На вопрос: пользу или вред приносит компьютер в доме, большинство мальчиков однозначно ответили - «пользу» (43,4%). Девочки же, наоборот, в своем большинстве (60,0%) отметили вред компьютера в семье, преимущественно для здоровья (рис. 4).
мальчики_
19.5
■вред
|как польза, так и вред
девочки
20.0
|вред
60.0
| как польза, так и вред
Рис. 4. Результаты ответов на вопрос № 11 анкеты: «По твоему мнению, пользу или вред приносит компьютер в доме?» (%)
В заключение опроса мы предложили ребятам выбрать из предложенных соответствующие их интересам увлечения. Большинство детей, а это -73,9% мальчиков и 85,7% девочек выбрали утверждение: «мне нравится спорт, физкультура и прогулки с друзьями или родственниками на свежем воздухе, - это лучше, чем сидеть за компьютером!». У мальчиков на втором месте по удельному весу среди опрошенных (26,1%) оказалась доля мальчиков, утверждавших, что они любят ходить в гости к друзьям, потому что там они все время играют в компьютерные игры, а дома родители негативно относятся к подобным занятиям. Напротив, девочки на второе место (14,3%) выбрали утверждение: «я люблю ходит в театры, на концерты и принимать участие в конкурсах и викторинах, мне не хватает времени, чтобы сидеть за компьютером».
В заключение, нам бы хотелось напомнить педагогам и родителям некоторые правила профилактики нарушений здоровья у детей при работе за компьютером.
Правила техники безопасности при работе за компьютером.
1. Глазам, работающего за компьютером помогут очки с перфорацией - это своего рода тренажер для глаз. Их надо надевать несколько раз в день на 5-7 минут. Отсидев 0,5 часа перед компьютером, необходимо сделать гимнастику для глаз.
2. Надо научиться правильно держать «мышку»: не зажимая, не сдавливая ее руками, так как это может вызвать сильную боль, тяжесть в руках, дрожание, онемение пальцев. Стол должен быть широким, позволяющий рукам располагаться на нем, а не свешиваться, что вызывает усталость и напряжение в мышцах.
3. Монитор должен находиться 60-70 см от пользователя и чуть выше уровня глаз.
4. Для детей 7-12 лет ограничение пребывания за компьютером - 30 минут в день, но не ежедневно!
5. 12-14-летние могут проводить за компьютером 1 час в день.
6. С 14 до 17 лет максимальное время работы за компьютером 1,5 часа.
7. Взрослым нежелательно работать за компьютером более 5 часов
в день.
Выводы
На основании изучения специальной литературы по вопросу воздействия компьютера на физическое и психическое здоровье школьников, установлено, что поисковая работа за компьютером при соблюдении гигиенических норм и правил оказывает положительное влияние - развивает память, мышление, математические способности, заставляет думать, анализировать и прогнозировать различные ситуации, помогает ориентироваться в потоке информации.
В результате опроса установлено, что обучающиеся 4-х классов средней образовательной школы, особенно мальчики, не могут объективно оценить негативное психологическое воздействие компьютерных игр или длительного пребывания за монитором. Что свидетельствует о недостаточном формировании безопасного поведения по отношению к влиянию компьютера на жизнь и здоровье обучающихся.
Отрицательное влияние длительной работы или просто игр за компьютером вызывает сильную зависимость, что может привести к нарушению психики, развитию игромании, а при несоблюдении гигиенических правил работы за компьютером страдает физическое здоровье - ухудшается зрение, осанка, появляются головные и мышечные боли преимущественно в области спины, кистей и плечевых суставов.
Литература
1. Кулаков, С.А. На приеме у психолога подросток. [Текст] / С.А. Кулаков. -СПб. : Союз, 2001. - 350 с.
2. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / Н.И. Никитина, М.Р. Глухова. - М., 2005. - С. 86.
3. Новосельцев, В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? [Текст] / В.И. Новосельцев // Директор школы. - 2003. - № 9. -13-18 с.
4. Хухлаева, О.В. Психология подростка [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Хухлаева. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2005. - 160 с.
5. Влияние XV и компьютеров на душу ребенка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.litedigit.ru/up_menu/theory/vliyanie/dusha_rebenka.
6. Майерс, Дэвид. Вред компьютерных игр [Электронный ресурс] / David Myers «Social Psychology», 7th ed., 2002/ - Режим доступа: http://www.usinfo. ru/igry.htm.
7. Зависимость от компьютера - разновидность наркомании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tv.ukr.net/fotor/16012008/14251.
8. Нормы работы за компьютером [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pashadasha.ru/quiz/parents/normativ.
9. Признаки компьютерной - игровой зависимости у детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://avk-tv.ru/viza1245/igromaniab_avk.php.