Научная статья на тему 'СУБЪЕКТИВНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ В КООРДИНАТАХ ЭМОТИВНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА'

СУБЪЕКТИВНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ В КООРДИНАТАХ ЭМОТИВНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / ЭМОТИВНОСТЬ / ПРАГМАТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / ОЦЕНКА / SUBJECTIVE MODALITY / EMOTIONALITY / PRAGMATICS / LITERARY TEXT / ESTIMATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Трубкина Анна Ивановна

В статье рассматривается субъективная модальность художественного текста в ее соотнесении с эмотивностью, что позволяет выявить приоритетный для конкретного текста субъект повествования (автор, повествователь, рассказчик), а также установить имплицитные оценочные смыслы. Актуальность предпринятого исследования обусловлена антропоцентрической направленностью современной лингвистики. Цель статьи состоит в рассмотрении реализации субъективной модальности с помощью разноуровневых средств, репрезентирующих взаимодействие данной текстовой и коммуникативной категории с эмотивностью художественного текста. Многомерность избранного объекта детерминирует методологию исследования, которая имеет комплексный характер и включает метод сплошной выборки, методы наблюдения и моделирования, метод трансформации, прагмасемантический анализ модальных языковых единиц разноуровневой принадлежности, компонентный и контекстуальный анализ, метод филологической интерпретации. Проведенный анализ позволяет сделать выводы о сложности структуры субъективной модальности, обусловленной функционированием речевых планов автора, повествователя, рассказчика, персонажей; границы этих речевых планов часто неопределенны, эти речевые и модальные регистры могут подвергаться трансформации. В художественном тексте субъективная модальность реализуется с помощью лингвистических средств, а эмотивно-оценочные смыслы могут обладать различным статусом, что позволяет ранжировать их в зависимости от критериев соотнесенности с субъектом или степени развернутости в тексте. На лексическом уровне художественного текста субъективная модальность представлена лексемами и их сочетаниями, характеризующимися эмоциональной окрашенностью и экспрессивной оценочностью, грамматические средства реализации субъективной модальности определены моделями репрезентации сослагательного наклонения, а на синтаксическом уровне такими средствами становятся вводные слова и конструкции. Совокупность средств репрезентации субъективной модальности позволяет продуцировать эмотивно-оценочные смыслы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE MODALITY IN THE COORDINATES OF EMOTIVITY OF LITERARY TEXT

The article considers the subjective modality of a literary text in its correlation with emotionality, which allows to identify the priority subject of the narrative for a particular text (author, narrator), as well as to establish implicit evaluative meanings. The relevance of the study is due to the anthropocentric orientation of modern linguistics. The purpose of the article is to consider the implementation of subjective modality with the help of multi-level tools that represent the interaction of this textual and communicative category with the emotionality of a literary text. The multidimensionality of the chosen object determines the research methodology, which is complex and involves the method of continuous sampling, observation techniques and modeling, the method of transformation, bregmacerotidae modal analysis of language units of different levels of accessories, component and contextual analysis, method of philological interpretation. The analysis allows us to draw conclusions about the complexity of the structure of subjective modality, due to the functioning of the speech plans of the author, narrator, narrator, characters; the boundaries of these speech plans are often uncertain, these speech and modal registers can undergo transformation. In a literary text, subjective modality is realized through linguistic means, and emotive-evaluative meanings can have different status, which allows ranking them depending on the criteria of correlation with the subject or the degree of unfoldment in the text. At the lexical level of a literary text, subjective modality is represented by lexemes and their combinations, characterized by emotional coloring and expressive evaluation, grammatical means of realization of subjective modality are determined by models of subjunctive mood representation, and at the syntactic level such means are introductory words and constructions. The set of means of representation of subjective modality allows to produce emotive and estimating meanings.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТИВНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ В КООРДИНАТАХ ЭМОТИВНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА»

Оригинальная статья УДК 81

DOI: 10.29025/2079-6021-2019-4-147-152

Субъективная модальность в координатах эмотивности художественного текста

А.И. Трубкина^З

южный федеральный университет, г. ростов-на-дону, российская Федерация ORcIDid: 0000-0003-2375-1133; e-mail: aitrubkina@sfedu.ru

Получена: 1.10.2019 /Принята: 28.10.2019 /опубликована онлайн: 25.12.2019

Резюме: В статье рассматривается субъективная модальность художественного текста в ее соотнесении с эмотивностью, что позволяет выявить приоритетный для конкретного текста субъект повествования (автор, повествователь, рассказчик), а также установить имплицитные оценочные смыслы. Актуальность предпринятого исследования обусловлена антропоцентрической направленностью современной лингвистики. Цель статьи состоит в рассмотрении реализации субъективной модальности с помощью разноуровневых средств, репрезентирующих взаимодействие данной текстовой и коммуникативной категории с эмотивностью художественного текста. Многомерность избранного объекта детерминирует методологию исследования, которая имеет комплексный характер и включает метод сплошной выборки, методы наблюдения и моделирования, метод трансформации, прагмасемантический анализ модальных языковых единиц разноуровневой принадлежности, компонентный и контекстуальный анализ, метод филологической интерпретации. Проведенный анализ позволяет сделать выводы о сложности структуры субъективной модальности, обусловленной функционированием речевых планов автора, повествователя, рассказчика, персонажей; границы этих речевых планов часто неопределенны, эти речевые и модальные регистры могут подвергаться трансформации. в художественном тексте субъективная модальность реализуется с помощью лингвистических средств, а эмотивно-оценочные смыслы могут обладать различным статусом, что позволяет ранжировать их в зависимости от критериев соотнесенности с субъектом или степени развернутости в тексте. На лексическом уровне художественного текста субъективная модальность представлена лексемами и их сочетаниями, характеризующимися эмоциональной окрашенностью и экспрессивной оценочностью, грамматические средства реализации субъективной модальности определены моделями репрезентации сослагательного наклонения, а на синтаксическом уровне такими средствами становятся вводные слова и конструкции. Совокупность средств репрезентации субъективной модальности позволяет продуцировать эмотивно-оценочные смыслы.

Ключевые слова: субъективная модальность, эмотивность, прагматика, художественный текст, оценка.

Для цитирования: Трубкина А.И. Субъективная модальность в координатах эмотивности художественного текста // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 4:147-152. DOI: 10.29025/2079-6021-2019-4-147-152.

Original Paper

DOI: 10.29025/2079-6021-2019-4-147-152

Subjective modality in the coordinates of emotivity of literary text

Anna I. Trubkina^

Southern Federal university, Rostov-on-Don, Russian Federation ORGIDid: 0000-0003-2375-1133; e-mail: aitrubkina@sfedu.ru

Received: 1.10.2019 /Accepted: 28.10.2019 /Publishedonline: 25.12.2019

Abstract: The article considers the subjective modality of a literary text in its correlation with emotionality, which allows to identify the priority subject of the narrative for a particular text (author, narrator), as well as to

establish implicit evaluative meanings. The relevance of the study is due to the anthropocentric orientation of modern linguistics. The purpose of the article is to consider the implementation of subjective modality with the help of multi-level tools that represent the interaction of this textual and communicative category with the emotionality of a literary text. The multidimensionality of the chosen object determines the research methodology, which is complex and involves the method of continuous sampling, observation techniques and modeling, the method of transformation, bregmacerotidae modal analysis of language units of different levels of accessories, component and contextual analysis, method of philological interpretation. The analysis allows us to draw conclusions about the complexity of the structure of subjective modality, due to the functioning of the speech plans of the author, narrator, narrator, characters; the boundaries of these speech plans are often uncertain, these speech and modal registers can undergo transformation. In a literary text, subjective modality is realized through linguistic means, and emotive-evaluative meanings can have different status, which allows ranking them depending on the criteria of correlation with the subject or the degree of unfoldment in the text. At the lexical level of a literary text, subjective modality is represented by lexemes and their combinations, characterized by emotional coloring and expressive evaluation, grammatical means of realization of subjective modality are determined by models of subjunctive mood representation, and at the syntactic level such means are introductory words and constructions. The set of means of representation of subjective modality allows to produce emotive and estimating meanings.

Keywords: subjective modality, emotionality, pragmatics, literary text, estimation.

For citation: Trubkina A. I. Pragmatics of subjective modality in the coordinates of emotivity. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2019; 4:147-152. DOI: 10.29025/2079-6021-2019-4-147-152 (In Russ.).

Введение. Усиление интереса к изучению модальности в современной лингвистике обусловливается, прежде всего, антропоцентризмом современной гуманитарной научной парадигмы. Для разных типов текстов характерна различная степень проявления субъективной модальности, что определяет коммуникативно-прагматический и когнитивный потенциал текста [17; 18; 20], а также имплицитность / эксплицитность эмоциональных смыслов [19]. Субъективная модальность становится одним из значимых условий формирования концептуальной структуры текста [16], в том числе и художественного, т.к. именно эта модальность способна обнаружить компоненты индивидуально-авторской картины мира автора, творческого субъекта. В последние десятилетия интерес лингвистов к изучению субъективной модальности растет: например, изучена модальность странного в пушкинских текстах [13], модальность вынужденности и невольности осуществления в письмах А.С. Пушкина [14], модальность недостоверности в прозе В.М. Шукшина [11]. Важно также выявление средств выражения субъективно-оценочных значений в художественных текстах, что в целом способствует рассмотрению субъективной модальности как категории, проявляющейся на уровне текста [2; 5; 7; 10; 15]. Модальность представляет собой коммуникативно-прагматическую категорию, структура и семантика которой определяется синтезом объективных и субъективных значений [6].

современная научная парадигма науки о языке основывается в осмыслении субъективной модальности на понимании субъективности художественного мира как одной из его определяющих черт. Разумеется, так происходит потому, что автор, как и любой другой человек, лишен беспристрастного отношения к миру, реальному или воображаемому, и его высказывания всегда оценочны: субъект художественного высказывания, создавая воображаемый мир, не может быть к нему беспристрастным [7, с. 123]. М.М. Бахтин подчеркивал важность ценностной установки автора в процессе создания художественного текста в целом и образа [3, с. 83].

Эмоции не только становятся причиной поступков, но и сами оказываются обусловленными информацией, получаемой человеком из окружающей реальности и собственного внутреннего мира. При этом нельзя не учитывать социальную детерминированность эмоций личности, т.к. они тесно связаны с эпохой, культурой, образованием, полом и воспитанием. Эмотивность художественного текста обнаруживает корреляции с такими его темами, которые могут быть определены потенциально эмотивными для представителей данной культуры ситуациями. Для таких тем основу могут составлять прецедентно эмотивные ситуации; ситуации, которые основываются на аномалии; ситуации, обнаруживающие эмоциональные состояния.

Цель статьи состоит в рассмотрении реализации субъективной модальности с помощью разноуровневых средств, репрезентирующих взаимодействие данной текстовой и коммуникативной категории с эмотивностью художественного текста.

Обзор литературы. В состав субъективной модальности как текстовой категории включаются частные категории - тональность (эмотивность) и оценочность [6], которые детерминированы эмо-

циональным и логическим основанием оценки. Т.В. Матвеева рассматривает тональность текста как функционально-семантическую категорию, связанную с эмоциональностью [10, с. 27], а категория оце-ночности формируется посредством субъективных оценок логического характера.

Понятие эмотивности, определяемой как «эмоционально-экспрессивное содержание», «психологическая окраска речи», во многом сближается с понятием «эстетизированной эмоции», разработанной В.А. Пищальниковой. Осознанно или неосознанно фиксируемая в художественном тексте, эстетизиро-ванная эмоция, по мнению В.А. Пищальниковой, выступает регулятором адекватного понимания личностных смыслов автора [12, с. 64]. В настоящее время дискуссионным остается вопрос о разновидностях эмоциональной тональности, пока нет их общего перечня, однако выделяется тональность печали [10, с. 144], патетически-возвышенная и эмоционально-сдержанная тональность [4, с. 83] и др.

Субъективная модальность сложна по своей структуре, а ее доказательное исследование возможно при опоре на речевые планы автора, повествователя, рассказчика, персонажей. отметим также, что границы этих речевых планов часто неопределенны, эти речевые и модальные регистры могут подвергаться трансформации. Безусловно, распознавание конкретного субъекта повествования в художественном тексте сопряжено с выявлением эксплицитных и имплицитных способов представления субъективной модальности.

Методы исследования. Изучение субъективной модальности в ее взаимодействии с эмотивностью проводилось с применением комплекса методов, включающего метод сплошной выборки, методы наблюдения и моделирования, метод трансформации, прагмасемантический анализ модальных языковых единиц разноуровневой принадлежности, компонентный и контекстуальный анализ, метод филологической интерпретации.

Результаты и дискуссия. Современное понимание функций языка зачастую отражает противопоставление его когнитивной и эмотивной функций как соотносимых с рациональным и иррациональным аспектом восприятия информации соответственно. Эти функции равноправны, тем не менее в текстах репрезентированы в разной степени. Модальная функция языка связана с обеими, что формирует разные виды модальности: так, объективная модальность манифестирует отношение Говорящего к действительности, субъективная модальность, основываясь на оценке, может быть выражена логически или эмоционально.

Субъективная модальность характеризуется в художественном тексте многообразием лингвистических средств реализации, эмотивно-оценочные смыслы могут обладать различным статусом, что позволяет ранжировать их в зависимости от избранного критерия. Так, в соответствии с критерием соотнесенности с субъектом Л.Г. Бабенко предлагает выделить виды эмоционально-оценочных смыслов: диктальные (такие эмоции и оценки, которые соотносимы со сферой персонажа), модальные (они принадлежат автору), экстенсиональные (появившиеся в сознании читателя под воздействием текста) [1, с. 215]. Все выделенные виды участвуют в формировании субъективной модальности целого художественного текста, образуя сложные взаимосвязи и корреляции и объективируя отношения притяжения, схождения и отталкивания. В зоне персонажной модальности определяющую роль играют диктальные эмотивно-оценочные смыслы: эта роль столь же принципиальна, как и для модальных смыслов в структуре «образа автора». Автор «интонирует» [3, с. 78] внутренний мир персонажа и внешние события его жизни: отбор лексических средств ведется так, чтобы читатель понимал, каким образом ему надо относиться к герою [1, с. 194].

Критерий степени развернутости в тексте («радиус семантического действия», по С.Г. Ильенко) позволяет выделить фразовые, фрагментные и общетекстовые эмотивно-оценочные смыслы [См.: 8]: фразовые характеризуются минимальной развернутостью в координатах фразы; фрагментные совпадают в своих «границах» с микротемой отдельного текстового фрагмента или сложного синтаксического целого. Таким образом, фразовые и фрагментные эмотивно-оценочные смыслы характеризуются узким семантическим радиусом [1] ввиду их значимости лишь в пределах фразы или фрагмента. Тем не менее в художественных текстах могут быть также случаи иррадиирования фразовых и фрагментных эмотив-но-оценочных смыслов, которые способны влиять на макроконтекст, и тогда они трансформируются в общетекстовые эмотивно-оценочные смыслы.

Такая трансформация фразовых и фрагментных эмотивно-оценочных смыслов в общетекстовые возможна с помощью приёмов текстового выдвижения (актуализации) важнейших элементов модального содержания текста [См.: 1]. Л.Г. Бабенко правомерно указывает на то, что субъективно-оценочные значения в своей совокупности не хаотичны, т.к. текст имеет упорядоченный характер на основании авторской концепции, определяющей соподчиненность и иерархичность эмотивных смыслов [1, с. 203].

Для анализа реализации субъективной модальности и ее соотнесенности с эмотивностью нами был

избран рассказ А.И. Куприна «Сирень» (1894) [9]. Выбор этот неслучаен, т.к. в художественном тексте практически отсутствует открытая авторская оценка происходящего, событий и характеров героев, что позволяет говорить об усложненной структуре и специфике субъективной модальности, свойственных идиостилю писателя и отражающих его систему ценностей.

субъективная модальность представлена на лексическом уровне художественного текста лексемами и их сочетаниями, характеризующимися эмоциональной окрашенностью и экспрессивной оценочно-стью. Подчеркнем, что выбор лексических средств субъективной модальности зависит от ценностной картины мира автора и тех целей, которые он преследует, поручая повествование рассказчику, обладающему определенными речевыми характеристиками. Модальность эмотивных высказываний в художественном тексте может быть непротиворечиво описана на основании эмотивно-прагматической модели, что позволяет выявить коммуникативные намерения участников общения, обусловленные их ценностной картиной мира.

субъективная модальность может быть представлена также иронической оценкой и в этом случае характеризуется соответствующей эмотивностью, например: «Два года подряд Алмазов торжественно проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия» [9, с. 150]. Иронический смысл словосочетания, выделенного курсивом, поддержан также амбивалентностью значения, в котором совмещены взаимоисключающие противоположности - семантическая сочетаемость диктует построение сочетания типа торжественно поступил, провалился с позором, но не комбинацию компонентов этих словосочетаний.

важную роль в представлении субъективной модальности в художественном тексте играет также экспрессивно-окрашенная лексика. Нами выделен следующий контекст с применением экспрессивно-окрашенной лексики (выделено курсивом): «ну да, ну да, забраковали, если уж тебе так хочется знать. Неужели сама не видишь? Все к черту пошло!.. Всю эту дрянь, - и он злобно ткнул ногой портфель с чертежами, - всю эту дрянь хоть в печку выбрасывай теперь!» [9, с. 151].

Грамматическими средствами выражения субъективной модальности выступают сослагательное (условное) наклонение, частицы, союзы в значении частиц и т.п. Субъективная модальность персонажа также передана в следующем контексте с помощью разноуровневых средств, прежде всего посредством частицы даже (выделена в контексте курсивом): « - Представь себе, приехали мы с ним к этим кустам. Уж глядел он на них, глядел, даже листочек сорвал и пожевал» [9, с. 155]. В приведенном примере субъективная модальность Говорящего (персонажа, от лица которого ведется рассказ) отражает не только отношение к ситуации, но и исключительное для другого героя поведение: профессор Академии генерального штаба, которому Алмазов должен сдать трудную практическую работу - инструментальную съемку местности, - не верит своим глазам, т.к. еще совсем недавно никаких кустов на этом месте не было.

Отметим, что практически никогда субъективная модальность не обходится без тех грамматических средств, которые традиционно включены в обязательный набор для реализации в тексте или речи условного (сослагательного наклонения): «Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою» [65, с. 150]. Показательно, что в данном случае сослагательное наклонение - это грамматическая форма, характеризующая фразеологическую единицу махнуть на все рукой, которая в данном контексте приобретает дополнительные оттенки модального значения.

Анализ средств выражения субъективной модальности в рассказе А.И. Куприна был бы неполным без обращения к вводным словам и конструкциям, которые призваны отражать отношение Говорящего к самому речевому акту, к информации, передаваемой посредством такого акта и т.п. У А.И. Куприна данное средство выражения субъективной модальности является самым применяемым и разнообразным. Таково, например, выражение конкретной эмоции по отношению к сообщению (выделено курсивом): «Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой» [9, с. 151], причем в данном контексте это чувства самой супруги Алмазова, Веры, а не повествователя. Тем самым, А.И. Куприн создает сложную структуру отражения субъективной модальности в художественном тексте, к повествователю и рассказчику добавляя и модальность персонажа.

Заключение. Безусловно, отражение эмотивности в художественном тексте происходит через призму авторского сознания. Содержание эмотивности включает эмоциональную оценку компонентов коммуникативного акта и представляет собой механизм воздействия на эмоциональную сферу адресата для изменения его эмоционального состояния. Субъективная модальность тесно связана с эмотивностью, причем эта связь диалектична: с одной стороны, это обусловливает разнообразие эмотивности в тематически близких текстах, с другой стороны, ограничивает оценку как смысловой центр субъективной модальности эмоциональными проявлениями в языке, фиксируя модальные значения в пределах конкретных коммуникативных ситуаций.

Коммуникативное намерение адресанта определяет отбор языковых единиц, необходимых для транслирования информации в координатах эмотивности, при этом такие единицы обладают не только предметно-логическим и коннотативным, но и «эмоциональным» значением. Контекст, в который помещает их адресант, способствует установлению смысловых связей между этими компонентами значения. Восприятие и адекватная интерпретация эмотивности и субъективной модальности художественного текста обусловливается необходимыми фоновыми знаниями, личным опытом, коммуникативными компетенциями адресата и его психологическим состоянием в момент рецепции такого текста.

Художественный текст как вторичная моделирующая система обнаруживает не только элементы авторского сознания, но и так называемого «вторичного» сознания. Автор художественного текста ориентируется на такое изображенное сознание. Таким сознанием становится сознание повествователя или рассказчика, а также сознание персонажа. В рассказах А.И. Куприна находим многочисленные подтверждения данному приему: в них реализуется двойное субъективное преломление - через сознание автора и сознание лица, от которого ведется повествование, или персонажа. таким образом, субъективная модальность характеризуется сложной структурой, что обусловливается ее функционированием в авторской и персонажной зонах повествования, а также ее взаимодействием с эмотивностью, органично присущей художественному тексту.

Список литературы

1. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста / Л.Г. Бабенко, И.Е. Васильев, Ю.В. Казарин. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2000. 534 с.

2. Барлас Л.Г. Язык повествовательной прозы Чехова. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1991. 198 с.

3. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Собрание сочинений. Т.1. Философская эстетика 1920-х годов. М.: Русские словари. Языки славянской культуры, 2003. С. 69-275.

4. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. Ч. IV: Методы исследования: пособие для филологов. Томск: Изд-во ТГПУ, 2003. 119 с.

5. Бочкова О.С. Категории модальности, времени и пространства в жанре научной фантастики (на материале русско- и англоязычных текстов): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2006. 15 с.

6. Ваулина С.С. Оценочность и модальность: специфика межкатегориальных отношений // Оценки и ценности в современном научном познании : сб. науч. тр. Калининград, 2009. С. 3-10.

7. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 4-е, стер. М.: КомКнига, 2006. 144 с.

8. Ильенко С.Г. О семантическом «радиусе действия» предложения в тексте // Теория языка и методы его преподавания. К столетию со дня рождения Л.В. Щербы. Л.: Наука, 1981. С. 129-135.

9. Куприн А.И. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1: Произведения 1893 - 1896. М.: Гос. изд-во худ. лит., 1957. 589 с. Куст сирени. С. 150-155.

10. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: Синхронно-сопоставительный очерк. Свердловск: Изд-во уральского ун-та, 1990. 168 с.

11. Нагорный И.А. Семантика высказывания с модальным значением недостоверности в прозе Шукшина // Творчество В.М. Шукшина. Поэтика. Стиль. Язык. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1994. С. 174-184.

12. Пищальникова В.А. Психопоэтика. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. 176 с.

13. Пушкарёва О.В. Модальность странного: взгляд сквозь призму авторского сознания А.С. Пушкина: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 1998. 15 с.

14. Стексова Т.Н. Модальность писем Пушкина // Человек - коммуникация - текст: сборник статей. Барнаул: Изд. Алт. ун-та, 2000. Вып. 4. С. 145-153.

15. Якимец Н.В. Категория авторской модальности в функциональном аспекте (на материале «Театрального романа» М.А. Булгакова): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Нижний Новгород, 1999. 23 с.

16. Cánovas C.P., Antovic M. Formulaic creativity: Oral poetics and cognitive grammar // Language & Communication. 2016. Vol. 47. Pp. 66-74. ISSN 0271-5309. https://doi.Org/10.1016/j.langcom.2015.12.001.

17. Kurzon D. Towards a typology of silence // Journal of Pragmatics. 2007. Vol. 39, issue 10. Pp. 16731688. ISSN 0378-2166. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2007.07.003.

18. Sibierska M. Storytelling without telling: The non-linguistic nature of narratives from evolutionary and narratological perspectives // Language & Communication. 2017. Vol. 54. Pp. 47-55. ISSN 0271-5309. https:// doi.org/10.1016/j.langcom.2016.10.005.

19. Williams H. Implicit attribution // Journal of Pragmatics. 2010. Vol. 42, issue 3. Pp. 617-636. ISSN 0378-2166. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2009.07.013.

20. Wilson D., Carston R. Pragmatics and the challenge of 'non-prepositional' effects // Journal of Pragmatics. 2019. Vol. 145. Pp. 31-38. ISSN 0378-2166. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2019.01.005.

References

1. Babenko, L.G. (2000). Linguistic analysis of the literary text / L.G. Babenko, I.E. Vasiliev, Yu. V. Kaza-rin, Ekaterinburg: Ural Publishing House state University, 534 p. (In Russ.).

2. Barlas, L.G. (1991). The language of Chekhov's narrative prose, Rostov-on-don: Ed. Rostov University, 198 p. (In Russ.).

3. Bakhtin, M.M. (2003). Author and hero in aesthetic activity: Collected works. Vol. Philosophical aesthetics of the 1920s, Moscow: Russian dictionaries. Languages of Slavic culture, pp. 69-275 (In Russ.).

4. Bolotnova, N.S. (2003). Philological analysis of the text. Part IV: research Methods: a manual for philologists, Tomsk: Ed. TSPU, 119 p. (In Russ.).

5. Bochkova, O.S. (2006). Categories of modality, time and space in the genre of science fiction (based on Russian and English texts): abstract Dis... Cand. Philol. sciences', Saratov, 15 p. (In Russ.).

6. Vaulina, S.S. (2009). Evaluativeness and modality: specificity of inter-categorical relations / / Estimations and values in modern scientific cognition: SB. science. Tr. Kaliningrad, pp. 3-10 (In Russ.).

7. Galperin, I.R. (2006). Text as an object of linguistic research. Ed. 4th, stereotype, Moscow: Komkniga, 144 p. (In Russ.).

8. Ilyenko, S.G. (1981). On the semantic "range" of the sentence in the text: Theory of language and methods of its teaching, to the centenary of the birth of L. V. Shcherba, L.: Nauka, pp. 129-135 (In Russ.).

9. Kuprin, A.I. (1957). Collection of works in six volumes. Vol. 1: works 1893-1896, Moscow: State publishing house lit., 589 p. The lilac Bush, pp. 150-155 (In Russ.).

10. Matveeva, T.V. (1990). Functional styles in the aspect of textual categories: Synchronous-comparative essay. Sverdlovsk: Ed. Ural University press, 168 p. (In Russ.).

11. Nagorny, I.A. (1994). Semantics of utterance with modal meaning of unreliability in Shukshin's prose: Creativity of V.M. Shukshin. Poetics. Style. Language Barnaul: Ed. Alt. University Press, pp. 174-184 (In Russ.).

12. Pishchalnikova, V.A. (1999). Psychopoetik, Barnaul: Ed. Alt. UN-TA, 176 p. (In Russ.)

13. Pushkareva, O. V. (1998). Modality of the strange: a look through the prism of the author's consciousness of A. S. Pushkin: autoref. Dis.... PhD. Ekaterinburg, 15 p. (In Russ.).

14. Steksova, T.N. (2000). Modality of Pushkin's letters: Man-communication-text: collection of articles, Barnaul: Ed. Alt. UN-TA, vol. 4, pp. 145-153 (In Russ.).

15. Yakimets, N.V. (1999). The category of author's modality in the functional aspect (on the material of "Theatrical novel" by M.A. Bulgakov): abstract. ... Cand. Philol., Nizhny Novgorod, 23p. (InRuss.).

16. Cánovas, C.P., Antovic, M. (2016). Formulaic creativity: Oral poetics and cognitive grammar // Language & Communication, vol. 47, pp. 66-74. ISSN 0271-5309. https://doi.org/10.1016/j.langcom.2015.12.001 (In Eng.).

17. Kurzon, D. (2007). Towards a typology of silence: Journal of Pragmatics, vol. 39, issue 10, pp. 16731688. ISSN 0378-2166. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2007.07.003 (In Eng.).

18. Sibierska, M. (2017). Storytelling without telling: The non-linguistic nature of narratives from evolutionary and narratological perspectives: Language & Communication, vol. 54, pp. 47-55. ISSN 0271-5309. https://doi.org/10.1016/j.langcom.2016.10.005 (In Eng.).

19. Williams, H. (2010). Implicit attribution: Journal of Pragmatics, vol. 42, issue 3, pp. 617-636. ISSN 0378-2166. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2009.07.013 (In Eng.).

20. Wilson, D., Carston, R. (2019). Pragmatics and the challenge of 'non-prepositional' effects: Journal of Pragmatics, vol. 145, pp. 31-38. ISSN 0378-2166. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2019.01.005 (In Eng.).

Трубкина Анна Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории языка и русского языка Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, Южный федеральный университет; 344006, ул. Большая Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация; e-mail: aitrubkina@sfedu. ru

Anna I. Trubkina, PhD, associate professor of Department of Theory of language and Russian language, Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication, Southern Federal University; 344006, 105/42 Bolshaya Sadovaya Str., Rostov-on-Don, Russian Federation; e-mail: aitrubkina@sfedu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.