ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
© Коллектив авторов, 2011 УДК 616-053.5
СУБЪЕКТИВНАЯ И ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Д.И. Кича*, М.В. Худайбергенова*, А.В. Фомина*, О.Е. Коновалов*, М.В. Сухинин**
*Российский университет дружбы народов, г. Москва **Городская детская поликлиника № 118, г. Москва
В статье представлена сравнительная характеристика оценок здоровья детей младшего школьного возраста по данным результатов профилактических медицинских осмотров (объективная оценка) и анкетных опросов родителей (субъективная оценка).
Ключевые слова: профилактический медицинский осмотр, анкетный опрос, оценка здоровья, группы здоровья.
Оценки состояния здоровья различных групп населения являются основой для принятия управленческих решений и определяют их качество и результативность. Для получения достоверной информации о состоянии здоровья используются различные источники: результаты контактов населения с медицинской сетью (материалы обращаемости за медицинской помощью), данные медицинских осмотров выборочных контингентов и специальных опросов [1].
Профилактические медицинские осмотры школьников начальных классов позволяют выявить у детей функциональные нарушения и хронические заболевания и в дальнейшем провести необходимые оздоровительные мероприятия. В то же время субъективные оценки здоровья имеют иногда более существенное прогностическое значение, чем объективные показатели здоровья [3].
Целью данного фрагмента исследования явилась сравнительная характеристика оценок здоровья детей младшего школьного возраста по данным результатов профилактических медицинских осмотров (объективная оценка) и анкетных опросов родителей (субъективная оценка).
Материалы и методы
Всего были проанализированы данные результатов медицинских профилактических осмотров 1330 детей младшего школьного возраста за период с 2006 по 2010гг в соответствии с приказом Минздрава России № 621 от 30.12.2003 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» [2] и проведено анкетирование 525 родителей. На 503 ребенка были подобраны на одно лицо анкеты, заполненные родителями, и карты выкопировки из медицинской карты ребенка (форма № 26 у-2000). Методы исследования: социальногигиенический, социологический, математико-статистический.
Результаты и их обсуждение
При поступлении в 1 класс каждый второй ребенок относится ко II группе здоровья (50%), 29,6% детей имеют хроническое заболевание и составляют III и IV группы здоровья (29% и 0,6% соответственно), каждый пятый ребенок относится к I группе здоровья (табл. 1).
Таблица 1
Распределение детей младшего школьного возраста по группам здоровья
Группа № класса всего
здоровья 1-й 2-й 3-й 4-й 1-4 классы
I 130 45 3 5 183
20,4% 9,1% 2,3% 7,0% 13,8%
II 318 257 67 24 666
50,0% 52,2% 51,1% 33,9% 50,1%
III 184 188 60 41 473
29,0% 38,3% 45,8% 57,7% 35,5%
IV 4 2 1 1 8
0,6% 0,4% 0,8% 1,4% 0,6%
всего 636 492 131 71 1330
100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%
К четвертому классу практически в 2 раза возрастает количество детей с хроническими заболеваниями, составляющих III группу здоровья (57,7%), в 3 раза уменьшается количество детей с I группой здоровья (7%) и в 1,5 раза меньше становится учащихся со II группой здоровья (33,9%) (р<0,01).
Выявлено, что в семьях, оцениваю-
щих здоровье детей как «плохое» и «удовлетворительное» большинство детей относятся к III группе здоровья по результатам профилактических осмотров (71,0% и 52,2%, соответственно), а в семьях, оценивающих здоровье детей как «хорошее» наибольший удельный вес (56,8%) имеют дети со II группой здоровья (табл. 2).
Таблица 2
Распределение групп здоровья по результатам профилактических медицинских осмотров при разных субъективных оценках родителей
Группа Субъективная оценка здоровья ребенка родителями
здоровья «хорошее» «удовлетворительное» «плохое» всего
I 18 21 2 41
8,7% 7,8% 6,4% 8,0%
II 117 107 6 230
56,8% 39,3% 19,4% 45,2%
III 71 142 22 235
34,5% 52,2% 71,0% 46,2%
IV 0 2 1 3
0% 0,7% 3,2% 0,6%
всего 206 272 31 509
100,0% 100,0% 100,0% 100,0%
Следует отметить, что в семьях, оценивающих здоровье детей как «хорошее», удельный вес детей со II группой здоровья практически в 3 раза выше, чем в семьях, оценивающих здоровье своих детей как «плохое» (56,8% и 19,4%, соответ-ственно(р<0,01)). С другой стороны, в семьях, оценивающих здоровье детей как «хорошее», удельный вес детей со III
группой здоровья в 2 раза ниже, чем в семьях, оценивающих здоровье своих детей как «плохое» (34,5% и 71,0%, соответ-ственно(р<0,01)). То есть, это свидетельствует о совпадении субъективных и объективных оценок в большинстве случаев.
Хронические заболевания выявлены у 46,8% детей младшего школьного возраста. О хроническом заболевании ребен-
ка знают родители в 56,3% семей. Этот показатель указывает на недостаточную информированность родителей о здоровье детей, слабую связь между медицинскими работниками и семьями.
В каждой второй семье родители оценили здоровье своего ребенка как «удовлетворительное» (53,7%), 39,8% -как «хорошее», лишь 6,6% родителей оценили здоровье детей младшего школьного возраста как «плохое» (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительная характеристика субъективной и объективной оценок здоровья детей младшего школьного возраста
Субъективная оценка родителями здоровья ребенка Наличие у ребенка хронической патологии и информированность родителей всего
Есть, знают Есть, не знают Нет
23 46 131 200
хорошее 17,0% 45,5% 49,1% 39,8%
89 53 128 270
удовлетворительное 66,0% 52,5% 47,9% 53,7%
23 2 8 33
плохое 17,0% 2,0% 3,0% 6,6%
135 101 267 503
100,0% 100,0% 100,0% 100,0%
Установлено, что оценивают здоровье ребенка как «хорошее» в 2,7 раза меньшее количество родителей, знающих о хроническом заболевании ребенка, по сравнению с не информированными родителями (17,0% и 45,5%, соответственно (р<0,01)). «Удовлетворительно» оценивают здоровье ребенка в 1,3 раза большая доля родителей, знающих о хроническом заболевании ребенка, по сравнению с не информированными родителями (66,0% и 52,5%, соответственно (р<0,05)). Наконец, оценили здоровье ребенка как «плохое» в 8,5 раз большее количество родителей, знающих о хроническом заболевании ребенка, по сравнению с не информированными родителями (17,0% и 2,0%, соответственно (р<0,01)).
Также следует отметить, что между оценками здоровья детей родителями, не информированных о хроническом заболевании ребенка, и родителями здоровых детей достоверных различий не обнаружено (р>0,05). То есть, субъективная оценка родителями здоровья детей с хроническими заболеваниями отличается от
оценки родителей здоровых детей только в том случае, когда родители информированы о наличии у ребенка хронической патологии. Только точное знание о наличии хронического заболевания у ребенка заставляет родителей в большинстве случаев оценивать здоровье ребенка «удовлетворительно» или «плохо».
Выводы
1. За время обучения в начальных классах общеобразовательной школы большая часть детей из II группы здоровья (группы риска) переходит в III группу здоровья, что свидетельствует о формировании хронической патологии.
2. Родители недостаточно информированы о здоровье детей, связь между медицинскими работниками и семьями очень слабая. Необходимо развивать преемственность между семьей, поликлиникой и школой в наблюдении за здоровьем ребенка.
3. Субъективная оценка родителями здоровья детей с хроническими заболева-
ниями отличается от оценки родителей здоровых детей только в том случае, когда родители информированы о наличии у ребенка хронической патологии. Это еще раз подтверждает, что в современных условиях родители детей младшего школьного возраста невнимательно относятся к здоровью своих детей, не участвуют в их жизни. Следовательно, семьи не выполняют профилактическую функцию, требуются новые технологии повышения мотивации родителей к сохранению и укреплению здоровья своих детей.
4. Требуется разработка профилактической функции семьи и доведение ее содержания до сведения родителей и медицинских работников педиатрической службы.
Литература
1. Максимова Т.М. Сравнительная
оценка здоровья детей по результатам медицинских осмотров и опросов / Т.М. Максимова, В.Б. Белов, Н.П. Лушкина // Пробл. Социал. гигиены, здравоохранения и история медицины. - 2004. - № 4. - С. 9-13.
2. Приказ Минздрава России № 621 от 30.12.2003 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». - М., 2003.
3. Хасамутдинова З.А. Социально-гигиеническое обоснование целевых программ охраны здоровья и организации медицинской помощи населению республики Татарстан: автореф. дис. ... д-ра мед. наук / З.А. Хасамутди-нова. - М., 2002.
SUBJECTIVE AND OBJECTIVE ASSESSMENT OF HEALTH OF PRIMARY SCHOOL AGED CHILDREN
D.I. Kicha *, M.V. Khudaybergenova *,
A.V. Fomina*, O.E. Konovalov*, M.V. Sukhinin**
The article presents a comparative description of the health assessments of children of primary school age according to the results of preventive medical examinations (objective score) and parents’ questionnaires (subjective assessment).
Key words: preventive medical examination, questionnaire, assessment of health.
Кича Дмитрий Иванович - д-р мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены РУДН.
Тел.: 8 (495) 434-52-77.
Худайбергенова Марина Владимировна - очный аспирант той же кафедры.
E-mail: [email protected].
Фомина Анна Владимировна - д-р фарм. наук, зав. кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и гигиены РУДН.
Тел.: 8 (495) 434-52-77.
Коновалов Олег Евгеньевич - д-р мед. наук, профессор той же кафедры.