Научная статья на тему 'Субъективная и объективная оценки здоровья детей младшего школьного возраста'

Субъективная и объективная оценки здоровья детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
287
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ / ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ / PREVENTIVE MEDICAL EXAMINATION / QUESTIONNAIRE / ASSESSMENT OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кича Дмитрий Иванович, Худайбергенова Марина Владимировна, Фомина Анна Владимировна, Коновалов Олег Евгеньевич, Сухинин М. В.

В статье представлена сравнительная характеристика оценок здоровья детей младшего школьного возраста по данным результатов профилактических медицинских осмотров (объективная оценка) и анкетных опросов родителей (субъективная оценка).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кича Дмитрий Иванович, Худайбергенова Марина Владимировна, Фомина Анна Владимировна, Коновалов Олег Евгеньевич, Сухинин М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjective and objective assessment of health of primary school aged children

The article presents a comparative description of the health assessments of children of primary school age according to the results of preventive medical examinations (objective score) and parents' questionnaires (subjective assessment).

Текст научной работы на тему «Субъективная и объективная оценки здоровья детей младшего школьного возраста»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

© Коллектив авторов, 2011 УДК 616-053.5

СУБЪЕКТИВНАЯ И ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Д.И. Кича*, М.В. Худайбергенова*, А.В. Фомина*, О.Е. Коновалов*, М.В. Сухинин**

*Российский университет дружбы народов, г. Москва **Городская детская поликлиника № 118, г. Москва

В статье представлена сравнительная характеристика оценок здоровья детей младшего школьного возраста по данным результатов профилактических медицинских осмотров (объективная оценка) и анкетных опросов родителей (субъективная оценка).

Ключевые слова: профилактический медицинский осмотр, анкетный опрос, оценка здоровья, группы здоровья.

Оценки состояния здоровья различных групп населения являются основой для принятия управленческих решений и определяют их качество и результативность. Для получения достоверной информации о состоянии здоровья используются различные источники: результаты контактов населения с медицинской сетью (материалы обращаемости за медицинской помощью), данные медицинских осмотров выборочных контингентов и специальных опросов [1].

Профилактические медицинские осмотры школьников начальных классов позволяют выявить у детей функциональные нарушения и хронические заболевания и в дальнейшем провести необходимые оздоровительные мероприятия. В то же время субъективные оценки здоровья имеют иногда более существенное прогностическое значение, чем объективные показатели здоровья [3].

Целью данного фрагмента исследования явилась сравнительная характеристика оценок здоровья детей младшего школьного возраста по данным результатов профилактических медицинских осмотров (объективная оценка) и анкетных опросов родителей (субъективная оценка).

Материалы и методы

Всего были проанализированы данные результатов медицинских профилактических осмотров 1330 детей младшего школьного возраста за период с 2006 по 2010гг в соответствии с приказом Минздрава России № 621 от 30.12.2003 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» [2] и проведено анкетирование 525 родителей. На 503 ребенка были подобраны на одно лицо анкеты, заполненные родителями, и карты выкопировки из медицинской карты ребенка (форма № 26 у-2000). Методы исследования: социальногигиенический, социологический, математико-статистический.

Результаты и их обсуждение

При поступлении в 1 класс каждый второй ребенок относится ко II группе здоровья (50%), 29,6% детей имеют хроническое заболевание и составляют III и IV группы здоровья (29% и 0,6% соответственно), каждый пятый ребенок относится к I группе здоровья (табл. 1).

Таблица 1

Распределение детей младшего школьного возраста по группам здоровья

Группа № класса всего

здоровья 1-й 2-й 3-й 4-й 1-4 классы

I 130 45 3 5 183

20,4% 9,1% 2,3% 7,0% 13,8%

II 318 257 67 24 666

50,0% 52,2% 51,1% 33,9% 50,1%

III 184 188 60 41 473

29,0% 38,3% 45,8% 57,7% 35,5%

IV 4 2 1 1 8

0,6% 0,4% 0,8% 1,4% 0,6%

всего 636 492 131 71 1330

100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%

К четвертому классу практически в 2 раза возрастает количество детей с хроническими заболеваниями, составляющих III группу здоровья (57,7%), в 3 раза уменьшается количество детей с I группой здоровья (7%) и в 1,5 раза меньше становится учащихся со II группой здоровья (33,9%) (р<0,01).

Выявлено, что в семьях, оцениваю-

щих здоровье детей как «плохое» и «удовлетворительное» большинство детей относятся к III группе здоровья по результатам профилактических осмотров (71,0% и 52,2%, соответственно), а в семьях, оценивающих здоровье детей как «хорошее» наибольший удельный вес (56,8%) имеют дети со II группой здоровья (табл. 2).

Таблица 2

Распределение групп здоровья по результатам профилактических медицинских осмотров при разных субъективных оценках родителей

Группа Субъективная оценка здоровья ребенка родителями

здоровья «хорошее» «удовлетворительное» «плохое» всего

I 18 21 2 41

8,7% 7,8% 6,4% 8,0%

II 117 107 6 230

56,8% 39,3% 19,4% 45,2%

III 71 142 22 235

34,5% 52,2% 71,0% 46,2%

IV 0 2 1 3

0% 0,7% 3,2% 0,6%

всего 206 272 31 509

100,0% 100,0% 100,0% 100,0%

Следует отметить, что в семьях, оценивающих здоровье детей как «хорошее», удельный вес детей со II группой здоровья практически в 3 раза выше, чем в семьях, оценивающих здоровье своих детей как «плохое» (56,8% и 19,4%, соответ-ственно(р<0,01)). С другой стороны, в семьях, оценивающих здоровье детей как «хорошее», удельный вес детей со III

группой здоровья в 2 раза ниже, чем в семьях, оценивающих здоровье своих детей как «плохое» (34,5% и 71,0%, соответ-ственно(р<0,01)). То есть, это свидетельствует о совпадении субъективных и объективных оценок в большинстве случаев.

Хронические заболевания выявлены у 46,8% детей младшего школьного возраста. О хроническом заболевании ребен-

ка знают родители в 56,3% семей. Этот показатель указывает на недостаточную информированность родителей о здоровье детей, слабую связь между медицинскими работниками и семьями.

В каждой второй семье родители оценили здоровье своего ребенка как «удовлетворительное» (53,7%), 39,8% -как «хорошее», лишь 6,6% родителей оценили здоровье детей младшего школьного возраста как «плохое» (табл. 3).

Таблица 3

Сравнительная характеристика субъективной и объективной оценок здоровья детей младшего школьного возраста

Субъективная оценка родителями здоровья ребенка Наличие у ребенка хронической патологии и информированность родителей всего

Есть, знают Есть, не знают Нет

23 46 131 200

хорошее 17,0% 45,5% 49,1% 39,8%

89 53 128 270

удовлетворительное 66,0% 52,5% 47,9% 53,7%

23 2 8 33

плохое 17,0% 2,0% 3,0% 6,6%

135 101 267 503

100,0% 100,0% 100,0% 100,0%

Установлено, что оценивают здоровье ребенка как «хорошее» в 2,7 раза меньшее количество родителей, знающих о хроническом заболевании ребенка, по сравнению с не информированными родителями (17,0% и 45,5%, соответственно (р<0,01)). «Удовлетворительно» оценивают здоровье ребенка в 1,3 раза большая доля родителей, знающих о хроническом заболевании ребенка, по сравнению с не информированными родителями (66,0% и 52,5%, соответственно (р<0,05)). Наконец, оценили здоровье ребенка как «плохое» в 8,5 раз большее количество родителей, знающих о хроническом заболевании ребенка, по сравнению с не информированными родителями (17,0% и 2,0%, соответственно (р<0,01)).

Также следует отметить, что между оценками здоровья детей родителями, не информированных о хроническом заболевании ребенка, и родителями здоровых детей достоверных различий не обнаружено (р>0,05). То есть, субъективная оценка родителями здоровья детей с хроническими заболеваниями отличается от

оценки родителей здоровых детей только в том случае, когда родители информированы о наличии у ребенка хронической патологии. Только точное знание о наличии хронического заболевания у ребенка заставляет родителей в большинстве случаев оценивать здоровье ребенка «удовлетворительно» или «плохо».

Выводы

1. За время обучения в начальных классах общеобразовательной школы большая часть детей из II группы здоровья (группы риска) переходит в III группу здоровья, что свидетельствует о формировании хронической патологии.

2. Родители недостаточно информированы о здоровье детей, связь между медицинскими работниками и семьями очень слабая. Необходимо развивать преемственность между семьей, поликлиникой и школой в наблюдении за здоровьем ребенка.

3. Субъективная оценка родителями здоровья детей с хроническими заболева-

ниями отличается от оценки родителей здоровых детей только в том случае, когда родители информированы о наличии у ребенка хронической патологии. Это еще раз подтверждает, что в современных условиях родители детей младшего школьного возраста невнимательно относятся к здоровью своих детей, не участвуют в их жизни. Следовательно, семьи не выполняют профилактическую функцию, требуются новые технологии повышения мотивации родителей к сохранению и укреплению здоровья своих детей.

4. Требуется разработка профилактической функции семьи и доведение ее содержания до сведения родителей и медицинских работников педиатрической службы.

Литература

1. Максимова Т.М. Сравнительная

оценка здоровья детей по результатам медицинских осмотров и опросов / Т.М. Максимова, В.Б. Белов, Н.П. Лушкина // Пробл. Социал. гигиены, здравоохранения и история медицины. - 2004. - № 4. - С. 9-13.

2. Приказ Минздрава России № 621 от 30.12.2003 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». - М., 2003.

3. Хасамутдинова З.А. Социально-гигиеническое обоснование целевых программ охраны здоровья и организации медицинской помощи населению республики Татарстан: автореф. дис. ... д-ра мед. наук / З.А. Хасамутди-нова. - М., 2002.

SUBJECTIVE AND OBJECTIVE ASSESSMENT OF HEALTH OF PRIMARY SCHOOL AGED CHILDREN

D.I. Kicha *, M.V. Khudaybergenova *,

A.V. Fomina*, O.E. Konovalov*, M.V. Sukhinin**

The article presents a comparative description of the health assessments of children of primary school age according to the results of preventive medical examinations (objective score) and parents’ questionnaires (subjective assessment).

Key words: preventive medical examination, questionnaire, assessment of health.

Кича Дмитрий Иванович - д-р мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены РУДН.

Тел.: 8 (495) 434-52-77.

Худайбергенова Марина Владимировна - очный аспирант той же кафедры.

E-mail: [email protected].

Фомина Анна Владимировна - д-р фарм. наук, зав. кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и гигиены РУДН.

Тел.: 8 (495) 434-52-77.

Коновалов Олег Евгеньевич - д-р мед. наук, профессор той же кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.