УДК 13+130.12+18
йй! 10.24147/1812-3996.2019.24(4).70-73
СУБЪЕКТ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ (КОНЦЕПЦИЯ АЛЕНА БАДЬЮ) А. В. Кириченко
Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Россия
Информация о статье
Дата поступления 21.09.2019
Дата принятия в печать 08.10.2019
Дата онлайн-размещения 25.12.2019
Ключевые слова
Родовая процедура истины, множественность бытия, ситуация, событие, перерождение субъекта
Аннотация. Анализируется концепция субъективности Алена Бадью. Она строится на понимании бытия как множественности, которое является в ситуации, субъект возникает из видения повторения ситуации, после чего запускается процедура истины, специфическая в современном искусстве. Концепция Бадью направлена против идеи аналитической философии о смерти автора и субъекта и имеет полемический характер.
SUBJECT IN THE CONTEMPORARY SKILL, IN CONCEPT OF THE ALAIN BADIOU
E. V. Kirichenko
Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia
Article info
Received 21.09.2019
Accepted 08.10.2019
Available online 25.12.2019
Keywords
The ancestral procedure of truth, plurality of existence, situation, event, the regeneration of subject
Abstract. In the article is analyzed the concept subjectivity of Alain Badiou. It is built during understanding of existence as pluralities, which appears in the situation, subject appears from the vision of the repetition of situation, after which is started the procedure of truth, specific in the contemporary skill. Concept Badiou is directed against the positive concept of death of the author and subject and haves polemical nature.
В творчестве современного французского философа Алена Бадью ключевую роль играет событие, которое делает человека субъектом. Ситуация возникает из повторения множественности бытия. Заметив повторение, человек попадает в ситуацию, когда сам факт повторения возникает в субъекте как событие, которое меняет взгляд человека на мир и самого себя. Если такое событие возникает как прорыв к процедуре истины, т. е. повторение говорит о том, что есть в реальности субъекта, то оно меняет и субъекта, который преобразуется с событием.
В работе про апостола Павла Бадью рассматривает событие как появление внутри субъекта новой веры [1]. Огненный столп дает апостолу веру и, с точки зрения Бадью, не дает никакого содержания веры. Ап. Павел становится субъектом, трансформирующимся самим наличием веры. Вера, возникнув в субъекте как следствие прорыва повторения внутрь его Я, становится демиургом субъективности человека. Таким образом, увидев событие, человек начинает видеть мир и себя иначе. Взгляд этот постепенно изменяет видящего, делает его монолитным в отношении к событию.
ISSN 1812-3996-
Бадью не исследует, как происходят изменения, с какой скоростью, как они зависят от события и других факторов, он только фиксирует процедуру рождения или трансформации субъективности. Его задача - создание философии субъективности против господствующей в философии концепции «смерти автора». Эта концепция проистекает из лингвистического поворота в философии, развернута, например, в работах Р. Барта [2]. Бадью утверждает, что позитивистское преобразование философии философию уничтожает. Философия не должна искать знание, она должна выявлять методы и процедуры получения истины, а субъективность - непосредственное условие возникновения истины.
Это объясняет, почему он в ап. Павле ищет пример и модель универсализма, который входит как основание христианства и делает христианскую веру всеобщей, мировой. Этот универсализм строится на отсутствии у ап. Павла догматов и упоре его на феномен надежды, но эта надежда, вера, которая изменяет субъективность самого Павла, делает его субъективность такой, что она передается всем его соратникам, всем землянам.
Итак, А. Бадью формулирует концепцию порождения субъекта событием. С его точки зрения, изложенной в работе «Манифест философии», действительность показывает, что бытие множественно, оно само по себе образует конфигурации целого, которые создают ситуации [3]. Человек ситуацию видит из своего целого. Для ситуации человека некое явление повторяется, это повторение порождает событие, и субъект стремится перестроить себя и мир под это повторение. Он может использовать это повторение как прогноз в науке, может опираться на него в своей деятельности. Повторение становится островком уверенности и формирует субъективность самого человека. На этом строится процедура истины, но сама истина становится единичной, что противоречит множественности бытия и отчуждает знание от подлинного бытия действительности.
Максимальное проявление субъективности присутствует в поэме как способе познания родовой процедуры поэтического типа. Речь идет об искусстве вообще. Этому посвящена работа Бадью «Малое руководство по инэстетике» [4]. Сразу отметим, что инэстетика означает не-эстетика. Бадью противопоставляет эстетику как науку о прекрасном и инэс-тетику как науку об истине в искусстве. Его задача найти, как «работает» процедура истины в поэтическом виде деятельности человека.
Гадамер выделяет два типа познания, технэ и этос. В первом мы не знаем истину до акта познания и узнаем ее после пробы, во втором мы знаем истину вне, до и независимо от результата. Знаем, что хорошо и что плохо, хотя это может и не влиять на наше действие [5].
Кроме этого, Гадамер ссылается на Аристотеля, когда говорит что есть способ познания через обман актера в театре, когда обманом актер достигает большего эффекта, чем рациональным и прямым методом. Платон же отрицает способность актера давать истину.
Мы бы хотели ввести четвертый путь познания, или тип истины, связанный с божественным. Если рассматривать четыре типа познания в совокупности, то окажется, что все они выходят из первичного искусства, но по мере их выхода с этикой уходит этический тип знания, с техникой и наукой - технэ, с религией - божественный, существенный пласт типа познания уходит с отделением политического, где отчасти используются обман и актерство; у искусства остается только третий тип и остатки прочих. Искусство лишается стержня и становится средством для других типов познания. Это результат господства разума, который и искусство переделывает под свой шаблон и способ.
В итоге, по мнению Бадью, у искусства остается только один способ создания истины тут и сейчас, с помощью конфигурации ситуации и образа произведения. В конфигурации произведения искусства, состоящего из событий, в нем создаваемых и соединяемых, возникает и погружение зрителя в новое поле бытия, и творение нового мира. Это истина искусства. Однако каждое искусство своеобразно и имеет свой способ конфигурации. Жанр определяет тип воздействия и творчества, а также тот предел, в который искусство упирается, и, соответственно, тот новый прорыв, которое оно генерирует. Вопрос в том, почему конфигурация жанра и его произведения та или иная. Тут Бадью анализирует танец как жанр практически запредельный для разума, потом театр - как искусство, освоенное разумом и помещенное еще в классической трагедии в пространство политического. В этом контексте особенное место занимает кинематограф, который сцепляет события, создавая ложные движения, говоря тем, что записано из прошлого.
Но ключевым для понимания специфики жанра, искусства и исследования Бадью является господство разума, точнее рассудка, который устанавливает обычные и доминирующие отношения в
пространстве и времени бытия человека в современном мире. Именно в противопоставлении этому доминирующему рассудочному пространству и времени надо понимать искусство, точнее его анализирует Бадью. Он этим противопоставляет матему как единицу научной истины и поэму как единицу художественной истины.
Нам бы хотелось вычленить кроме противопоставления еще и тенденции, порождаемые таким искусством, и возможность преобразования искусства в том направлении, которое провозглашает сам автор.
Его инэстетика ставит задачу понять, как произведение искусства способно стать самостоятельным субъектом познания и развития, как искусство развивается само по себе. Сейчас мы имеем другую картину, искусство все время отталкивается от противоположности с наукой и рассудком. Но это надо понять, чтобы двигаться к искусству самому по себе. Это конечная цель, до которой Бадью не доходит, но которая вытекает из его анализа.
Итак, в противовес структурализму и аналитической филсоофии, которые отрицают автора, утверждая, что не автор создает текст, что его создает структура, или язык, Бадью утверждает особенную процедуру истины, которая реализуется благодаря порождению субъекта и его перерождению. Субъект ищет истину или ее создает из повторений Бытия.
Отметим, что универсализм субъективности, как ее утверждает Бадью, заключается в механизме раскрытия подлинности в порождаемой субъектом истине. Истина порождает нечто новое, которое создает рядом с существующим знанием эффект множественности, а эта множественность напоминает человеку о множественности и сложности бытия, что и порождает эффект подлинного в моменте открытия. Это сближение множественности бытия и множественности истины дарит автору радость прорыва к подлинному, пусть и временную, которая открывает образ бытия подлинного. Затем по мере усвоения его открытия и формализации этого открытия в систему знаний множественность из истины удаляется, отчуждение однозначности в истине восстанавливается до следующего порождения субъекта с его новой реальностью, с его новым целым и новым взглядом на старое существование.
Также добавим, что в своем творчестве Бадью рассматривает четыре процедуры истины в работе «Философия и событие» [6]:
1) любовь, где происходит рождение двоицы, как особенной формы бытия и восприятия человека, когда он видит мир «четырьмя глазами»;
-ISSN 1812-3996
2) матема, или научное знание, которое широко применяется в технике, оно отличается однозначностью, тут субъект присутствует только в моменте открытия и применения знания. Знание здесь такого рода, что оно есть повторяемость в конкретных условиях земли, но само развитие науки показывает относительность этого знания;
3) поэма, или художественная истина, рассмотренная выше. В ней с максимальной степенью проявляется субъективность человека. Она порождает субъектность автора, событийность читателя, и само произведение в ней становится субъектом;
4) политика, или истина сосуществования человека. Тут Бадью делает акцент на то, что в современности люди объединены рынком, выгодой, но могут существовать общества, объединяющие людей на иных основаниях. Они и существуют в нашем мире, но в формате подчинения экономическому обществу.
Отсюда очевидно, что субъективность в концепции Бадью не уничтожается вопреки смерти субъекта и автора, но, наоборот, становится многообразной и полагается как основание человеческого общества и развития из реальности существования в реальность бытия и подлинного.
Мы видим из анализа поэтической процедуры поиска истины, что в наше время усиливается субъективность отчужденная, прошлого труда. В технике или матеме это теория и средство труда, в искусстве это произведение, ставшее субъективностью в развитии искусства. Произведение способно преодолеть границы времени и культуры и пробудить субъективность читателя в другом времени и культуре. Эта особенная субъективность, внешняя к человеку, отчасти снимает утверждение Бадью о развертывании живого субъекта, о снятии отчуждения в порождении и преобразовании субъекта в творчестве. На деле развитие искусства и матемы идет помимо субъекта и через субъекта, еще и автономно, в неком внешнем носителе: средстве производства и произведении искусства. Поэтому утверждения Бадью против смерти автора и субъекта остаются дискуссионными и требуют дальнейшего анализа, а значит, остаются предметом перспективного исследования.
У Бадью процедура истины и механизм субъективности несколько противоречат друг другу: с одной стороны, мы имеем одну процедуру в поэтике (плюс по одной в матеме, политике и любви); с другой - имеем три разных типа субъективности (автора, читателя, произведение, а возможно, есть и общекультурный уровень субъективности). У Бадью каждый раз меняется процедура истины, она свое-
Вестник Омского университета 2019. Т. 24, № 4. С. 70-73
ISSN 1812-3996-
образна для каждого типа субъективности. Конечно, остается вопрос, истина одна или разная (разные). Скорее, разные, потому что автор - произведение -читатель есть стадии разворачивания общего типа субъективности. Автор вначале создает, потом произведение появляется, а читатель стоит в конце цепочки реализации субъективности. Тем не менее каждый тип субъективности может быть замкнутым и обособленным, существовать автономно, он имеет модификации процедуры истины. Есть другая версия - для каждого существует свой тип процедуры истины, наконец, есть предположение, что в каждой субъективности соединены разные типы и уровни процедуры истины. Если мы посмотрим на процедуру истины со стороны поэтики, то встанет вопрос -как сложная система истины изменяется при переходе от автора к произведению и читателю, как меняется культура при доминировании каждого типа субъективности. Нераскрытость процедур истины у Бадью ставит проблему ее анализа.
Разные родовые процедуры истины у Бадью имеют разное отношение к субъективности. Напри-
мер, в матеме, или науке и технике, авторский тип субъективности преобладает, а вот читательский, или потребителя, заметно снижен, зато ключевую роль играет субъективность произведения, средства труда в техники и теоретического закона в науке. Этот тип субъективности организует научный процесс и поиск истины, без него наука не развивается, хотя исходно в новизне науки стоит авторское открытие. Таким образом, субъективность произведения максимально доминирует в процедуре матемы. Иное дело в поэтике. Тут автор - начало, он создает произведение, чтобы воздействовать на читателя. Еще больший акцент на другого, на внешнее дан в любви, двоица по сути снимает проблему автора и произведения, доминирует общение. Наконец, в политике зрелище как политическое произведение служит вспомогательным средством для замысла автора проекта и политического действия, роль же потребителя политического события подчиненная, автор играет ключевую роль. То есть мы видим изменение роли субъективности и доминирование типа субъективности в разных процедурах истины Бадью.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Бадью А. Апостол Павел. Обоснование универсализма. М. ; СПб. : Моск. филос. фонд, Университетская книга. 1999. 94 с.
2. Барт Р. Нулевая степень письма. М. : Академич. проект, 2008. 431 с.
3. Бадью А. Манифест философии. СПб. : Machina, 2003. 184 с.
4. Бадью А. Малое руководство по инэстетике. СПб. : Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2014. 156 с.
5. ГадамерХ.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М. : Прогресс, 1988. 704 с.
6. Бадью А. Философия и событие. Беседы с кратким введением в философию Алена Бадью (Фабьена Тарби). М. : Ин-т общегуманитарных исследований, 2013. 192 с.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Кириченко Алена Владимировна - аспирант кафедры философии, Омский государственный педагогический университет, 644099, Россия, Омск, наб. Тухачевского, 14; e-mail: alyonakirichenko@in-box.ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Kirichenko Elena Vladimirovna - Postgraduate Student, the Department of the Philosophy, Omsk State Pedagogical University, 14, Tukhachevsky quay, Omsk, 644099, Russia; e-mail: alyonakirichenko@inbox.ru.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Кириченко А. В. Субъект в современном искусстве (концепция Алена Бадью) // Вестн. Ом. ун-та. 2019. Т. 24, № 4. С. 70-73. DOI: 10.24147/1812-3996.2019. 24(4).70-73.
FOR QTATIONS
Kirichenko E.V. Subject in the contemporary skill, in concept of the Alain Badiou. Vestnik Omskogo universi-teta = Herald of Omsk University, 2019, vol. 24, no. 4, pp. 70-73. DOI: 10.24147/1812-3996.2019.24(4).70-73. (in Russ.).