УДК 343.953 : 343.326 ББК 67.51
© 2017 г. В. В. Алдохина,
адъюнкт Краснодарского университета МВД России.
E-mail: [email protected]
СУБЪЕКТ В ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА,
СОВЕРШАЮЩЕГО ЭТИ ДЕЯНИЯ
В статье рассматриваются субъект преступлений экстремистской направленности и криминологические признаки личности преступника-экстремиста, а также их классификации. Устанавливаются причины, по которым данные лица совершают общественно опасные деяния.
Ключевые слова: личность экстремиста, преступник, преступления экстремистской направленности, причины экстремистской преступности, психологическая характеристика, классификация лиц, совершающих преступления экстремистской направленности, субъект преступлений экстремистской направленности.
V. V. Aldokhina - Adjunct, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
THE SUBJECT OF EXTREMIST CRIMES AND CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS
OF OFFENDER COMMITS THESE ACTS
The article examines the subject of extremist crimes and criminological features of the personality of the extremist offender, as well as their classifications. The reasons why these persons commit socially dangerous acts are established.
Key words: personality of extremist, criminal, extremist crimes, the causes of extremist crime, psychological characteristics, classification ofperpetrators of extremist crimes, the subject of crimes of extremist orientation.
В настоящее время экстремизм стал одной из внутренних угроз безопасности Российской Федерации. Все чаще средства массовой информации сообщают о совершении преступлений на почве расовой или религиозной ненависти, убийствах представителей власти [1, с. 4]. Противодействие экстремизму представляет собой процесс выявления и устранения причин и условий, которые способствуют его развитию. Для эффективной борьбы с данными преступлениями необходим глубокий и всесторонний анализ экстремизма как негативного явления. В настоящей статье проводится исследование двух составляющих: субъекта преступления экстремистской направленности и личности преступника, его совершающего.
Понятие субъекта преступления в уголовном законодательстве отсутствует, но на теоретическом уровне данный элемент состава преступления рассматривается как совокупность признаков, содержащихся в главе 4 Уголовного кодекса РФ. В ст. 19 этой главы содержатся общие условия уголовной ответственности, которые совпадают с обязательными признаками субъекта преступления.
В теории уголовного права под субъектом преступления понимается лицо, совершившее общественно опасное деяние, ответственность за которое установлена уголовным законом, и способное нести за него уголовную ответственность [2, с. 203].
В ст. 19 УК РФ определено, что субъектом преступлений может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного кодексом. Таким образом, следует констатировать, что и экстремист на момент совершения преступления должен обладать вышеперечисленными признаками.
Первый признак субъекта каждого преступления экстремистской направленности -физическое лицо. Согласно ст. 11-13 УК РФ субъектом преступлений, в том числе и экстремистской направленности, могут быть граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.
Второй признак - вменяемость, то есть состояние психики, при котором человек осознает фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и может руководить ими.
Третий признак - возраст уголовной ответственности, по общему правилу - шестнадцать лет. Объясняется это решение психологическими факторами, а именно тем, что по достижении такого возраста лицо обретает способность полностью осознавать общественную опасность своих действий и руководить ими.
Большинство преступлений экстремистской направленности предполагают шестнадцатилетний возраст их субъекта. Для ряда преступлений возраст уголовной ответственности снижен до 14 лет. В их числе преступления, совершенные по экстремистским мотивам: п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ «Убийство», п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» и другие.
В настоящее время участились случаи совершения экстремистских преступлений, предусмотренных ст. 116 УК РФ. Если побои наносятся лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста, в составе преступной группы с лицами, подлежащими уголовной ответственности по настоящей статье, то, несмотря на то, что подобные действия представляют повышенную общественную опасность, субъекты, не достигшие 16 лет, не будут нести уголовной ответственности. На практике возникают ситуации, когда лица, совершившие преступления по экстремистским мотивам, предусмотренные ст. 11 6 УК РФ, не подлежат уголовной ответственности ввиду недостижения ими минимального возраста уголовной ответственности. В связи с этим мы предлагаем в ч. 2 ст. 20 УК РФ «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность» включить ст. 116 УК РФ.
В подтверждение важности нашего предложения приведем следующий пример: «Коллегия присяжных в Мосгорсуде признала семерых членов банды скинхедов виновными в совершении 20 убийств и 12 покушений на убийство, при этом на момент преступлений большинству из обвиняемых не было даже 16 лет». В этой же статье указано, что жестокость данных осужденных «переходила все границы. К примеру, гражданина Китая подростки сначала избили коваными башмаками, а затем убили. Скинхеды нанесли по очереди десятки ножевых ранений. В качестве доказательств в суде продемонстрировали видеозапись, на которой хорошо видно, как забивают ни в чем не повинного человека. Показательным является и отношение осужден-
ных подростков к судебному процессу и правосудию в целом. По словам участника процесса, "все подсудимые вели себя спокойно и нагло. Смеялись над происходящим. Судье Петру Штундеру заявили отвод потому, что у него "нерусская фамилия". А гособвинителя Марию Семененко требовали заменить потому, что "она слишком красивая и будет отвлекать от процесса""» [3, с. 3].
Пункт «б» ч. 2 ст. 282 и ч. 3 ст. 2821, ч. 3 ст. 2822, ч. 2 ст. 2823 УК РФ предусматривают квалифицирующий признак для преступлений экстремистской направленности -совершение преступления с использованием служебного положения, то есть у субъекта преступления, кроме общих, имеется еще и дополнительный признак - специальный. В качестве субъекта перечисленных выше преступлений выступают должностные лица, государственные служащие или служащие органов местного самоуправления, которые не относятся к числу должностных лиц, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой либо иной организации. Заметим, что эти лица должны не просто осуществлять объективную сторону данных преступлений, но еще и использовать при этом принадлежащие им полномочия, круг которых определяется в федеральных законах [4; 5; 6], подзаконных нормативных правовых актах, а также в служебных инструкциях, контрактах (трудовых договорах) [1, с. 186].
Потребность в изучении личности преступника предопределяется необходимостью установления всех причин совершаемых деяний, юридически значимых обстоятельств противоправного поведения в целях оптимизации общей, специальной и индивидуальной профилактики [7, с. 30]. Под изучением личности преступника понимается исследование его с момента становления личности, а также выявление причин и условий, способствующих формированию антисоциальных установок, что в дальнейшем позволит ответить на вопросы о том, почему лицо совершает общественно опасные деяния, какую ответственность оно должно понести за это, а также выработать меры предупреждения и профилактики.
С нравственно-психологической точки зрения личность экстремиста характеризуется следующими чертами: инструментом гиперактивного поведения экстремиста являет-
ся, по мнению В. В. Лунеева, мотивацион-ная сфера [8, с. 107]. Современная криминальная среда представляет собой устойчивую систему взаимодействия различных категорий граждан асоциальной направленности, в которых действуют неформальные нормы и нормы противоправного поведения. Это благоприятно влияет на формирование экстремистской идеологии, включающей в себя нравственные, этические и даже философские идеи, оправдывающие экстремизм и составляющие базу для субкультуры данной среды [9, с. 17]. Для преступника-экстремиста характерны такие психологические качества, как сильная приверженность к какой-либо идеологии, фанатизм, экстремальность деятельности и ее группоцентрический характер, ориентация на насилие и устрашение [10, с. 27-35].
М. Ф. Мусаелян психологические предпосылки становления террористического и экстремистского типов личности разделил на три самостоятельные группы: социальные и психологические особенности макросреды, индивидуальные особенности человека, склонности лица к противоправной деятельности, содержащей в себе признаки экстремизма либо терроризма [11, с. 22-33].
При рассмотрении социально-демографических признаков экстремистов мы установили, что в экстремистской деятельности в большей части принимают участие лица мужского пола. Однако, как показывает практика, членами и даже лидерами экстремистских организаций, преимущественно молодежных, становятся также женщины.
В настоящее время наблюдается снижение возраста лиц, совершающих преступления экстремистской направленности. При изучении личности экстремиста на основе анализа уголовных дел, возбужденных по данным статьям в Краснодарском крае и Орловской области, было установлено, что 37,1 % составляют лица в возрасте от 17 до 19 лет, а 17,1 % - от 14 до 16 лет. Объяснить это можно тем, что такие лица в силу возраста недостаточно социально адаптированы, легко подвергаются чужому влиянию, эмоциональны, амбициозны, зачастую принимают необдуманные решения. В основном лица рассматриваемой возрастной категории совершают преступления в составе преступной группы. Молодежная среда наиболее уязвима для экстремизма.
В. А. Бурковская объясняет проявление экстремизма в молодежной среде деформацией сознания, увлеченностью националистическими, неофашистскими идеологиями, нетрадиционными для Российской Федерации новыми религиозными доктринами, участием в деятельности радикальных движений и групп, в совершении противоправных, а иногда и преступных действий в связи со своими убеждениями [12, с. 140]. Все это свидетельствует о выраженной маргинализации российского общества и связанным с этим ростом страхов существования. Для решения данной проблемы необходимо создать единую общегосударственную молодежную стратегию, с помощью которой будут минимизированы влияния крайних идей на молодое поколение.
Важное значение для криминологической характеристики экстремистов имеет уровень образования, который напрямую связан с социальным статусом личности, культурным уровнем, а также в целом со сформировавшимися жизненными установками [13, с. 348]. По уровню образования лица, которые совершили преступления экстремистской направленности, распределяются следующим образом: неполное среднее - 10,8 %; среднее - 46,9 %; среднее специальное -29,5 %; высшее - 4,9 %; неоконченное высшее - 7,9 %.
Следует поддержать мнение А. В. Ростокинского, отмечающего, что «основой становления личности преступника выступает деформация личности, которая возникает в процессе кризиса проблемы социализации личности, а также обретения социально значимых свойств и качеств, что и выступает существенным криминогенным фактором» [14, с. 26-27].
При исследовании физико-биологической характеристики экстремиста мы согласились с мнением профессора Н. И. Дорохова, который в качестве причин экстремистского поведения выделяет подсознательные импульсы как комплекс неполноценности и психологические фрустрации [15, с. 18-23]. Это в свою очередь непосредственно усиливает ненависть к окружающим. Особенности личности преступника-экстремиста с физико-биологической точки зрения заключаются в следующем: а) ее формирование происходит в условиях интенсивного противоправного и аморального поведения окружающих (семья,
друзья); б) она характеризуется наличием системы аморальных поступков и разного рода правонарушений, которые повторяются и после принятия мер воздействия; в) для нее характерно отчуждение от ценностно-нормативной системы общества и государства; г) ей чуждо чувство социальной ответственности; д) для нее привычна внешняя негативная оценка своего поведения; е) ей свойственна выработка социально-психологических механизмов самозащиты; ж) ее характеризует активность в ситуации совершения преступления [16, с. 46-48].
Таким образом, субъектом преступлений экстремистской направленности является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности (для большинства рассматриваемых нами составов -
Литература
1. Борисов С. В. Преступления экстремистской направленности: проблемы законодательства, теории и практики: моногр. М., 2010.
2. Уголовное право России. Общая часть: учеб. / отв. ред. Б. В. Здравомыслов. М., 1996.
3. Федосенко В. Смертельная ненависть // Рос. газ. 2008. 4 дек.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
5. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2004 г. №9 79-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.
6. О государственной службе российского казачества: Федер. закон Рос. Федерации от 5 дек. 2005 г. № 154-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 50. Ст. 5245.
7. Авласенко В. А. Личность преступника -члена религиозных сект: криминологический и психологический анализ // Юрид. психология. 2011. № 4.
8. Лунеев В. В. Мотивация преступного поведения. М., 1991.
9. Овчинский В. С. Криминологические, уголовно-правовые и организационные основы борьбы с организованной преступностью в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1994.
это 16 лет). Однако мы считаем необходимым в ч. 2 ст. 20 «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность» Уголовного кодекса РФ включить ст. 116 «Побои» в связи с участившимися случаями совершения этого преступления лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности - 16 лет.
Исследование личности современного экстремиста показывает, что это молодой человек, слабо социально адаптированный, с большими запросами и повышенной самооценкой, не обладающий высоким уровнем образования и материальной обеспеченности, склонный к совершению преступлений и правонарушений, характеризующийся отсутствием ценностно-нормативных ориентиров, свойственных обществу и государству.
Bibliography
1. Borisov S. V. Extremist Crimes: problems of law theory and practice: monograph. Moscow, 2010.
2. Criminal law of Russia. General part: textbook / ed. by B. V. Zdravomyslov. Moscow, 1996.
3. Fedosenko V. Deadly hatred // Russian newspaper. 2008. 4 December.
4. On General principles of organization of local self-government in the Russian Federation: Federal law of the Russian Federation of 6 October 2003 № 131 -FL // Collected legislation of the Russian Federation. 2003. № 40. Art. 3822.
5. On state civil service of the Russian Federation: Federal law of the Russian Federation of 27 July 2004 № 79-FL // Collected legislation of the Russian Federation. 2004. № 31. Art. 3215.
6. On state service of Russian Cossacks: Federal law of the Russian Federation of December 5, 2005 № 154-FL // Collected legislation of the Russian Federation. 2005. № 50. Art. 5245.
7. Avlasenko V. A. The Identity of the offender is a member of religious sects: criminological and psychological analysis // Legal psychology. 2011. № 4.
8. Luneev V. V. Motivation of criminal behavior. Moscow, 1991.
9. Ovchinsky V. S. Criminological, criminal legal and organizational bases of fight against organized crime in the Russian Federation: abstract of dis. ... PhD, Professor in Law. Moscow, 1994.
10. Yurasova E. N. Psychological characteristics of individuals who are prone to extremism, terrorism and xenophobia // Legal psychology. 2008. № 4.
10. Юрасова Е. Н. Психологические особенности лиц, склонных к экстремизму, терроризму и ксенофобии // Юридическая психология. 2008. № 4.
11. Мусаелян М. Ф. Личность участника неформальных молодежных экстремистских организаций (группировок) // Адвокат. 2010. № 6.
12. Бурковская В. А. Криминальный религиозный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические основы противодействия: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006.
13. Петрянин А. В. Противодействие преступлениям экстремистской направленности: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014.
14. Ростокинский А. В. Преступления экстремистской направленности как проявления субкультурных конфликтов молодежных объединений: уголовно-правовые и криминологические проблемы: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008.
15. Дорохов Н. И. Портрет современного террориста: нравственно-психологические и личностные аспекты // Военно-юридический журн. 2006. № 5.
16. Красильников А. Личность террориста: криминологический аспект // Законность. 2008. № 5.
11. Musaelyan M. F. The identity of the participant of informal youth extremist organizations (groups) // Lawyer. 2010. № 6.
12. Burkovskaya V. A. Religious extremism Criminal: criminal-legal and criminological basis of opposition: dis. ... PhD, Professor in Law. Moscow, 2006.
13. Petryanin A. V. Counteraction of extremist crimes: criminal law and criminological aspects: dis. ... PhD, Professor in Law. Moscow, 2014.
14. Rostokinskiy A. V. Crimes of an extremist nature as examples of youth subcultural conflict associations: criminal-legal and criminological problems: abstract of dis. ... PhD, Professor in Law. Moscow, 2008.
15. Dorokhov N. I. Portrait of a modern terrorist: moral, psychological and personality aspects // Military-legal journal. 2006. № 5.
16. Krasilnikov A. The identity of the terrorist: the criminological aspect // Legitimacy. 2008. № 5.