Научная статья на тему 'Субъект повествования и автор в романе С. Носова «Грачи улетели»'

Субъект повествования и автор в романе С. Носова «Грачи улетели» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
168
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ПОВЕСТВОВАНИЯ / ДИАЛОГИЗМ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / СПОСОБЫ АВТОРСКОГО ПРИСУТСТВИЯ / THE AUTHOR’S PRESENCE / THE NARRATIVE SUBJECT / DIALOGISM / NARRATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зорина Екатерина Сергеевна

Вопрос о субъектной организации художественного повествования сегодня является одним из актуальных как с собственно лингвистической, так и с литературоведческой точки зрения. Рассмотрение субъектной структуры современных художественных текстов показывает, что автор присутствует на всех уровнях субъектной структуры. Возникает тотальный диалог: между героями, героев с самими собой в мыслях, между автором и героями, автором и читателем, — который дает читателю возможность участвовать в построении реальности романа. Так грамматические исследования способов презентации автора в тексте выходят на уровень эстетического.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The narrative subject and the author in Sergey Nosov’s novel “Grachi uleteli”

The subjective narrative organization is one of the topical questions in linguistics as well as in the literary studies. The study of the subjective narrative structure reveals presence of the author on all the subjective levels. The total dialogism — between the heroes, the heroes’ inner speech, between the author and the heroes and the author and the reader — involves the reader in the text reality. So, the grammar study of the author’s presence in the text gets to the aesthetic level.

Текст научной работы на тему «Субъект повествования и автор в романе С. Носова «Грачи улетели»»

УДК 8ИЛ61.Г367 Е. С. Зорина

Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2012. Вып. 4

СУБЪЕКТ ПОВЕСТВОВАНИЯ И АВТОР В РОМАНЕ С. НОСОВА «ГРАЧИ УЛЕТЕЛИ»

Вопросы о субъектной организации художественного повествования, о роли говорящего субъекта в тексте, об авторе как нарративной категории изучаются учеными уже давно. Эти вопросы предполагают как лингвистические, так и литературоведческие подходы к ним, обозначая целый комплекс проблем, которые касаются не только лингвистики и филологии, но и других областей знания: философии, психологии, социологии, истории и т. д. Особый интерес для лингвистов представляют собственно языковая локализация (термин М. Я. Дымарского [1]) автора в тексте и субъектная организация повествования; литературоведы рассматривают композицию художественного произведения в первую очередь в аспекте реализации замысла автора.

На сегодняшний день сформировался целый ряд подходов к изучению проблемы автора и субъекта в тексте. Две «ведущие» концепции В. В. Виноградова и М. М. Бахтина рассмотрены А. Ю. Большаковой [2] как абсолютно противоположные. В основе их противопоставления лежит оппозиция диалога и монолога. Однако на концептуальном уровне теории имеют точки соприкосновения. А. П. Чудаков в этой связи говорит, во-первых, о понимании автора как явления эстетико-художественного порядка, о признании активности автора на уровне художественного мира и его ведущей роли в формировании этого мира [3]. Таким образом, вопросы различия лежат в области терминологии и определений. Интересно, что сегодня категория «образа автора» В. В. Виноградова и «диалогизм» М. М. Бахтина с успехом применяются при анализе текстов в рамках одного исследования. Понятие «образ автора» получило развитие в изучении субъектной организации повествования и понятия «субъект» в рамках коммуникативного подхода (Н. К. Онипенко), а диалогизм М. М. Бахтина позволил описать усложненную коммуникативную ситуацию художественного текста, где отправителем сообщения выступает автор, получателем — читатель, а вся коммуникация является главным образом эстетической. В результате появилось понятие «образа читателя», суть которого заключается в диалогической направленности любого речевого сообщения. Строго говоря, две теории автора соединились в понятии «точки зрения» в том смысле, как это понимал Б. Успенский [4].

Другой вопрос, связанный с изучением автора в лингвистике, это вопрос о «чужой речи», также широко освещаемый в литературе. Здесь интерес представляют прямая, косвенная, несобственно-прямая речь и другие способы передачи чужого (неавторского) слова, а также способы авторского присутствия: с одной стороны — маркированные и немаркированные переключения субъектных речевых планов и их смысловая нагрузка, с другой — языковое оформление голоса автора в тексте.

Повествование романа Сергея Носова «Грачи улетели» [5] ведется в нескольких речевых планах: 1) сюжетное повествование (от 3-го лица) с авторскими комментариями к структуре композиции; 2) план авторской филологической рефлексии, которая

© Е. С. Зорина, 2012

выходит и в сюжетное повествование; 3) немаркированный субъектный речевой план героев; 4) внутренняя речь героев; 5) план размышления.

• Сюжетное повествование (от 3-го лица) с авторскими комментариями к структуре композиции:

Дядя Тепа предъявил извещение с требованием оплатить услуги за медвытрезвитель (тот самый!.. то самое!.. вот с чего бы начать нашу историю!..) — иначе говоря, извещение о штрафе [5, с. 164].

Однако вернемся к исходной точке. Щукин освоился, как только устроился. Перед вторым дежурством он приступил к обходу... [5, с. 73].

Авторский комментарий к структуре композиции романа в первом примере отделен от основного сюжетного повествования, так как оформлен вставной конструкцией. Во втором примере авторский комментарий уже слит с сюжетным повествованием.

• План авторской филологической рефлексии, которая выходит и в сюжетное повествование:

Дорожные рабочие продолжали копать, прохожие — проходить мимо [5, с. 7].

И пусть это будет самый темный, самый грязный, самый глухой и самый кривой закоулок; если тупик — так самый тупой! [5, с. 116].

Борис Петрович был единственным в своем роде, то есть в мужском роде; иных мужчин в школе не работало (тот самый грамматический случай, когда в среднем роде допустимо высказываться о мужчинах) [5, с. 9].

...Тепин же, к удивлению всех троих (включая мерина), довольно проворно, без посторонней помощи, вскарабкался на Маяк, или правильнее, на Маяка (в силу его одушевленности)... [5, с. 45].

Вставные конструкции в данном случае содержат грамматическое объяснение; субъектом сознания является автор.

Языковую рефлексию содержит и речь героини-иностранки и ее друга. Так возникает диалог рефлексирующего автора и героев:

Матрас лежал на кровати. Матрас был большой и пружинный. Еще он был полосат. Матрос относится к матрасу, как матроска к матраске. Под матроской Катрин понимала тельняшку. На матрасе не было белья, а на столе — скатерти. Матраска — это тельняшка матраса [5, с. 47].

Он показал Катрин, как пользоваться заслонкой, потому что пора было закрывать дымоход. Заслонка — заслоняет ды-мо-ход. Чтобы было тепло. Катрин обрадовалась — она знала происхождение слова «заслонка». От слова «слон». Катрин удивилась, когда он засмеялся [5, с. 50].

Диалог героев при этом никак не оформлен, однако прослеживается читателем.

• Немаркированный субъектный речевой план героев:

Больше всего Катрин понравились печи. Их было две. Большая печь находилась на кухне и называлась «русская печь». Раньше Катрин видела русскую печь лишь на картинках. На русской печи катался Емеля. В ней пекут пироги [5, с. 48].

Субъектный план героев (мысли и речь) слит с планом сюжетного повествования.

Телегин стал расспрашивать о России. Как там дела, елы-палы? Скоро ли гражданская война? <...> В те дни серьезно говорили о возможности гражданской войны в РФ. [5, с. 162].

Речь героя также не оформлена, а в основном повествовании содержится комментарий, обращенный к читателю.

• Внутренняя речь героев:

В дверь (класса) постучала Анжела. — Борис Петрович, можно вас на секундочку.

Вздох облегчения не столько услышал, сколько почувствовал спиной, направив стопы свои к двери. Зашушукались. Будут сейчас друг с друга сдувать. Ладно. Амнистия.

Если сама не вошла, значит конфиденциальное. <...> Он сказал, что срочно. Просил, чтобы я записала дословно.

Однако не записала ведь, а набрала на компьютере. Наверное, отдельным файлом еще сохранила. Хихикала с Варварой Дмитриевной над Борисом Петровичем, как пить дать [5, с. 8-9].

Внутренняя речь (мысли) героя маркирована на модальном уровне: разговорным глаголом сдувать; фразеологической единицей как пить дать; частицами ведь и еще; вводным словом наверное; парцеллированной конструкцией Ладно. Амнистия. Однако внутренняя речь героя является и частью сюжетного повествования, где герой выступает субъектом восприятия, сознания и речи.

• План размышлений: размышления касаются главного предмета спора героев и главной идеи романа: что является искусством, а что нет? Все размышления оформлены как внутренний диалог или как цепочки вопросительных предложений, где отделить голоса автора и героев уже невозможно, так как все размышляют над одним и тем же вопросом:

Он сам затеял разговор с Катрин о границах допустимого в искусстве. Когда-то она ему рассказывала об убийстве кота группой актуальных художников. <...> Вопрос так и остался открытым: можно ли проливать чужую кровь? Свою можно, и ее актуальные художники давно проливают — кто нос себе отрежет, кто размозжит себе голову об загрунтованный холст, расстеленный на асфальте, а вот чужую — свинячью, козля-чью, кошачью? Человеческую наконец? Где граница дозволенного? Есть ли она вообще? Кто сказал, что есть? <...> Шишкин мишек не убивал, а Саврасов грачей не мочил без толку [5, с. 56].

Его не обманывали. Ему демонстрировали обещанное. Название «Черный квадрат» говорит само за себя. Никакое иное название не могло бы более полно выразить содержание полотна. А как бы Борис Петрович, если бы написал черный квадрат, назвал бы этот черный квадрат? «Черный квадрат»? Неужели догадался бы назвать черный квадрат — «Черный квадрат»? Очень сомнительно. Борис Петрович не был уверен в себе [5, с. 96].

Вопросы в выделенных высказываниях не относятся ни к сюжетному уровню повествования (диалог героев), ни к диалогу автора и героев (как в высказываниях с язы-

ковой рефлексией) — они обращены за пределы текста, задаются читателю, то есть относятся к концептуальному уровню художественного повествования.

Автор присутствует на всех уровнях субъектной структуры повествования. Возникают ощущение тотального диалога (автора и героев, автора и читателя, героев с самими собой в мыслях), ощущение единого речевого потока, который весь направлен на решение вопроса о том, что такое искусство и в чем заключается роль творца? Читатель вовлекается в этот диалог. Смысл такого построения состоит в том, чтобы дать читателю почувствовать, что его мысли и речь так же, как и речь героев, никак не отделены от текста романа. То есть грамматические исследования выходят на уровень эстетического. На это указывает и Г. Я. Солганик в монографии «Очерки модального синтаксиса», говоря, что взаимоотношения субъектов в тексте лежат в области эстетического [6].

Литература

1. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы Х1Х-ХХ вв.). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 284 с.

2. Большакова А. Ю. Теории автора в современном литературоведении // Известия АН. Сер. Литературы и языка. 1998. Т. 57, № 5. С. 15-24.

3. Чудаков А. П. В. В. Виноградов и теория художественной речи первой трети ХХ века // Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. С. 285-315.

4. Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 352 с.

5. Носов С. А. Грачи улетели. СПб.: Лимбусс Пресс, 2005. 256 с.

6. Солганик Г.Я. Очерки модального синтаксиса. М.: Флинта: Наука, 2010. 136 с.

Статья поступила в редакцию 6 сентября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.