Научная статья на тему 'Субъект культурной политики в условиях глобализации современного социокультурного пространства'

Субъект культурной политики в условиях глобализации современного социокультурного пространства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1122
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL POLICY / ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / INDUSTRIAL SOCIETY / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / INTERCULTURAL DIALOGUE / ИНТЕГРАТИВНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ / CULTURAL POLICY SUBJECTS / КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / CULTURAL POTENTIAL / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ЦЕННОСТИ / СМИ / MEDIA / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / INTEGRATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сторублевцева Дарья Анатольевна

В статье проводится анализ происходящих в современном мире глобализационных процессов, приводящих к различным трансформациям общественной сферы, возникновению проблем взаимодействия между личностью и той культурной средой, в которой она существует. Выявляется роль культурного фактора как базовой основы нравственного состояния общества и формирования продуманной культурной политики. В условиях информационного общества расширяется круг субъектов культурной политики, в связи чем на передний план реализации задач культурной политики выступает поиск путей взаимодействия с новыми субъектами культурной политики, активизация использования их интеллектуального и культурного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyses the running globalization processes in the modern world which lead to different social life transformations, the interaction problems occurrence between an individual and cultural environment in which it exists. One reveals the role of cultural factor as a base of moral condition of a society and forming a considered cultural policy. The range of cultural policy subjects increases under information society thus searching of the ways of interaction with new cultural policy subject, activation of the use of their intellectual and cultural potential is brought into the foreground of the plan of cultural policy tasks implementation.

Текст научной работы на тему «Субъект культурной политики в условиях глобализации современного социокультурного пространства»



Субъект культурной политики

в условиях глобализации современного социокультурного пространства

УДК 351.85

Д. А. Сторублевцева

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье проводится анализ происходящих в современном мире глобализационных процессов, приводящих к различным трансформациям общественной сферы, возникновению проблем взаимодействия между личностью и той культурной средой, в которой она существует. Выявляется роль культурного фактора как базовой основы нравственного состояния общества и формирования продуманной культурной политики. В условиях информационного общества расширяется круг субъектов культурной политики, в связи чем на передний план реализации задач культурной политики выступает поиск путей взаимодействия с новыми субъектами культурной политики, активизация использования их интеллектуального и культурного потенциала.

Ключевые слова: культурная политика, индустриальное общество, информационное общество, глобализация, межкультурный диалог, интегративность, субъекты культурной политики, культурный потенциал, духовность, нравственность, ценности, СМИ, Интернет.

The author analyses the running globalization processes in the modern world which lead to different social life transformations, the interaction problems occurrence between an individual and cultural environment in which it exists. One reveals the role of cultural factor as a base of moral condition of a society and forming a considered cultural policy. The range of cultural policy subjects increases under information society thus searching of the ways of interaction with new cultural policy subject, activation of the use of their intellectual and cultural potential is brought into the foreground of the plan of cultural policy tasks implementation.

Keywords: cultural policy, industrial society, information society, globalization, intercultural dialogue, integrative activity, cultural policy subjects, cultural potential, spirituality, morality, media, internet.

Происходящие в современном мире процессы глобализации, проявляясь в продвижении к интегрированному правовому, экономическому, образовательному и культурному пространству, являются современным этапом модернизации и связанными с ним трансформациями различных общественных сфер. Они требуют осмысления, понимания сущности происходящих процессов, так как вызывают изменения во многих сферах производственной и общественной жизни, а следовательно, требуют выработки новых мо-

делей жизнедеятельности. В современных условиях Россия вынуждена реагировать на изменения мирового глобального культурного климата, участвовать в его трансформации, но при этом находить свои собственные пути развития с учетом российской культурной специфики. Более глубокое философское осмысление сущности культурной политики требует сосредоточить внимание на тех направлениях, которые могли бы обеспечить повышение ее эффективности.

В определениях современного общества

39

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май-июнь 2013 39-44

как постиндустриального, информационного акцент делается в большей мере на экономические, научно-технические факторы. Однако нужно учитывать, что не в меньшей мере при понимании сущности современного общества важны факторы культурной реальности. Именно культурное пространство представляет собой целостную основу для формирования смыслотворческой деятельности личности, выступает базовой основой нравственного состояния общества, включая в себя мировоззренческие, ценностные, моральные принципы (универсалии), объединяющие людей.

Учитывая, что отличительными чертами современной культуры являются ее многомерность, фрагментированность, общая разорванность восприятия мира, для сохранения целостности личности важно не утратить способность к пониманию сложности и взаимосвязи социокультурного пространства. Тема целостности (интегративности) природы человека, его способностей, всего культурного бытия актуальна сегодня еще и в силу противоположных тенденций, выражающихся в мозаичности культуры массового общества.

Все это выдвигает на первый план проблемы выявления путей взаимодействия между субъектом и той культурной средой, в которой он существует. В современных условиях этот процесс не может развиваться стихийно, он требует регулирующего инструмента, в качестве которого, прежде всего, выступает культурная политика с направленной стратегией на сохранение и развитие потенциала той или иной страны. В связи с этим важным представляется изучение культурного опыта мировых держав, тенденций современного межкультурного диалога.

Культурная политика является барометром уровня общественного сознания, ибо общество, как социальный организм, стремится постоянно реагировать на объективные условия существования социума и приспосабливаться к ним, что способствует возникновению норм, ценностей, которые распространяются и внедряются в созна-

ние индивидов и закрепляются в нормативных актах. Учитывая, что одной из функций культуры является производство новых норм и ценностей, культурная политика, своевременно реагируя на изменения, призвана выступать интегрирующим звеном в сохранении и развитии базовых духовных основ общества.

В современных условиях глобализации культурная политика, с одной стороны, должна способствовать развитию культурного диалога, а с другой — обеспечивать сохранение национального культурного своеобразия. Подобная специфика современной культурной политики обусловлена усилением миграционных процессов, которые нередко приводят к столкновению с местной национальной культурой и даже законодательством. «Культурный шок» испытываются как носители внутренней традиционной культуры, так и интегрируемые в местную социокультурную среду граждане.

Поэтому культурная политика должна представлять собой комплекс государственных действий по решению проблем, связанных с сохранением и развитием культурного ресурса страны и обеспечением эффективного межкультурного диалога. Государство представляется главным субъектом культурной политики, так как обладает значительным объемом ресурсов, управленческих институтов, воздействующих на различные культурные сферы. Оно имеет возможность согласовывать интересы субъектов культурной жизни и добиваться общественного согласия по кардинальным вопросам относительно места и роли культуры в формировании личности, гармоничных межличностных отношений, ценностных ориентиров в производственной деятельности.

Специфика государственной деятельности в культурной сфере отражается в функциях, осуществляемых в рамках культурной политики. Среди них следует выделить такие, как:

• сохранение культурного наследия, которое обладает исторической и художественной ценностью (в том числе и право-

вая защита уникальных художественных произведений);

• создание системы поддержки функционирования и развития в стране институтов, в рамках которых функционируют различные направления культурной жизни (система профессионального образования, культурно-просветительской работы, эстетического воспитания);

• включение средств массовой информации в реализацию государственной стратегии по духовно-нравственному формированию личности;

• осуществление межкультурного общения в рамках диалога культур (организация культурного обмена, международных проектов в сфере науки, образования, искусства).

Разработка современного понимания культурной политики должна быть связана с осознанием ключевой роли культуры в общественном развитии. Известный американский футуролог Ф. Фукуяма отмечает, что все трудности, «влияющие на качество жизни в современных демократических государствах, относятся к социальным и культурным отклонениям от нормы, которые, видимо, стоят за пределами возможностей ин-ституционалистских решений, а значит, за пределами возможностей государственной политики. Вопрос культуры быстро выдвигается на первый план» [8]. Таким образом, в современных реалиях государство не может быть эффективным без включения культуры в пространство его деятельности, поэтому вопросы выработки культурной политики выступают на передний план.

Отечественный специалист Л.Е. Востря-ков, соглашаясь с тем, что государство должно участвовать в формировании такой политики, выделяет шесть основных направлений, на которые должно быть направлено развитие культурной политики:

• сохранение наследия (музейных коллекций, исторических зданий, произведений живописи, музыки, литературы, а также навыков ремесел и фольклора);

• распространение культурного продукта (направление средств на финансирова-

ние спектаклей, гастролей, субсидий билетов, трансляций, издательскую деятельность; сеть распространения или специальные акции, направленные на расширение аудитории);

• творчество (что включает как работу творца, так и любого вспомогательного персонала, участвующего в культурном производстве);

• исследование (предполагает проверку соответствия проводимой культурной политики поставленным целям и задачам);

• подготовка персонала (что предусматривает обучение творческих специалистов, администраторов и работников смежных областей);

• образование [2].

Успех решения этих задач во многом зависит от способности государства консолидировать деятельность различных субъектов культурной политики. В условиях демократического общества расширяется круг субъектов культурной политики, включающий в себя не только государственные институты, но и общественные организации, средства массовой информации, интеллигенцию как основного транслятора культурных ценностей.

Следует учесть, что, как отмечает Е.В. Мареева, в ХХ веке одним из субъектов культуры становится так называемая «элита общества, в которую входят ведущие политики и военные, ученые и деятели искусства. ...Элитарные слои ХХ века отличаются ... прежде всего тем, что возвышаясь над обывательской массой, они — плоть от плоти этой массы» [5, с. 31]. Таким образом, новая элита, как часть массовой культуры, реализует запросы общества, доводя их до сведения государственной власти, используя различные информационные каналы, фактически создав новый двусторонний способ связи государства и общества. Учет специфики этих явлений влияет на формирование стратегических направлений культурной политики государства.

Современная элита общества отличается неоднородностью, она включает в себя не

только деятелей науки, культуры и искусства, но и политиков, государственных чиновников и бизнесменов. Зачастую отдельные ее представители руководствуются не столько чувствами гражданственности и патриотизма, сколько узкими экономическими, ведомственными интересами, не уделяя должного внимания реализации духовно-нравственных функций культурной политики. Это и приводит к кризису духовности, изменению традиционных ценностей, возрастанию потребительского индивидуалистского сознания, разрушению нравственных основ общества.

Насаждение материальных ценностей, эгоизма и конкуренции в ущерб духовности, морали и солидарности разрушает не только общество, но и личность человека. Поэтому возможность осуществления функциональных задач культурной политики необходимо тесно связать с государственностью элиты общества, направленностью ее внимания на сохранение и приумножение культурных богатств страны, воспитание подрастающего поколения.

Еще одним важным фактором, свидетельствующим о сущностных изменениях культурного пространства, является возникновение нового типа коммуникативных взаимоотношений. Современный этап развития общества характеризуется как информационное общество, которое, по определению А. Кармина, является «результатом сочетания двух процессов: с одной стороны, развития постиндустриального общества, а с другой, процесса глобализации» [4, с. 52].

В XXI веке все цивилизованные государства рассматривают формирование информационного общества и полноценное вхождение в глобальное информационное пространство как основу своего социально-экономического, политического и культурного развития и проводят целенаправленную государственную политику в этой области.

Мало кто сегодня будет спорить с утверждением, что на пороге XXI века информация является главным фактором управления со-

временным миром и основным ресурсом и инструментом власти. Известный афоризм «кто владеет информацией, тот владеет миром», пожалуй, никогда не был столь близок к истине, как в наше время. Информация является неотъемлемым, существенным компонентом общения людей. Поэтому требуется осмысление и адекватное понимание особенностей новой культуры, формируемой информационно-коммуникативным пространством, и тех новых задач, которые объективно должны решаться государством с помощью культурной политики.

С формированием нового культурного пространства возникают и проблемы, связанные с неизбежными процессами глобализации: стремление к унификации, создание виртуальных сетей и организаций, рост потребительских интересов при изменении ценностей духовного развития, потребностей человека в человеке [3]. Стремление к унифицикации, в том числе в культурном пространстве, приводит к усилению внимания к роли традиций в культуре и их сохранению. Традиции рассматриваются как один из важнейших факторов сохранения этнокультурной идентичности, которые обеспечивают сохранение духовных ценностей.

Как отмечает В.И. Добреньков, глобализация переступает границы природы человека и человеческого сообщества, а также пренебрегает их институтами. Последствия этого следующие: умаляется значимость человеческих отношений, а отношения «государства с государствами, государства с корпорациями и международными организациями, а также корпорации с корпорациями выводятся на первый план» [3]. В этих условиях усиливается роль средств массовой информации как инструментов коммуникативных связей, ведь в их арсенале находится множество механизмов воздействия на сознание человека, способных изменять его ценностно-культурный код.

Вопреки ожиданиям многих представителей научного сообщества, что развитие технико-коммуникативных средств приведет к гуманизации социальных отношений,

этого не происходит, вместо «коммуникационного взрыва» усиливается разобщенность индивидов и рождается «индивидуализированное общество» [1]. Средства массовой информации, ставшие проводниками идей массовой культуры, вовлеченные в новую систему ценностей потребительского общества, способствуют развитию той кризисной ситуации, которая в настоящее время констатируется в мировой практике, в том числе и в современной России.

Курс на индивидуализм, прагматизм, потребительское отношение к действительности, нигилистическое отношение к исторической памяти и культурному наследию занимает все большее место в пространственном поле средств массовой информации, что влечет за собой инфляцию нравственных ценностей. В нынешнем кризисном состоянии мирового сообщества России очень важно не потерять те духовные ценности, нравственные устои, которые стали фундаментом российского государства.

Трудно переоценить воздействие телевидения, которое, как канал массовой коммуникации, способно влиять на социальное самочувствие человека и общества в целом. При этом современное телевидение нередко выступает как источник агрессии, насилия, апатии в обществе. В конце ХХ века появился такой новый субъект СМИ, как Интернет, который является сферой прямой коммуникации без посреднических функций, свойственных другим СМИ. Поэтому требуется разработка новых моделей культурной политики, в которой будет выделено особое направление в отношении к Интернету. Это особенно важно, учитывая возрастающую психологическую зависимость детей и подростков от общественных сетей. Молодежь составляет большую часть интернет-аудитории, это может стать «в дальнейшем одной из причин низкой социальной адаптации, слабой интегрированно-сти в социальные отношения наиболее трудоспособной части населения» [9, с. 106].

В этих условиях большое значение приобретает система образования, особенно «цен-

на университетская традиция глубинного исследования генезиса национальных нравственных устоев, отражения в ней тех испытаний, которым они подвергаются, когда государство и другие общественные институты фактически сложили с себя роль морального "критика", что значительно влияет на игнорирование традиционных моральных норм и вызывает серьезную обеспокоенность в обществе» [7, с. 8]. Образование призвано сформировать духовную целостную личность, а это возможно только при согласованности целей культурной и образовательной политики, направленных на развитие гуманистических принципов, адекватных требованиям современности.

Оптимистические прогнозы многих западных и отечественных исследователей относительно последствий информационно-технического прогресса в настоящее время не оправдываются. Позитивные надежды были обусловлены, в соответствии с особенностями европейской культуры, принципами равнодоступности источников информации, открытости информационного поля. В связи с этим предполагалось, что распространение новых технологий работы с информацией должно было укрепить и усилить соответствующие культурные ориентации. Однако реальность оказалась значительно более сложной. В действительности новые информационные технологии зачастую не отвечают ценностным культурным ориентирам, ибо противоречат им. Примером этого могут являться активно внедряемые технологии манипулирования общественным сознанием, организации и проведения информационных войн, установление контроля над оборотом информации и др.

В связи с этим актуальным является вопрос о контроле за соблюдением законодательства о СМИ и об определении полномочий соответствующих управленческих органов. Нужен поиск новых форм взаимодействия государства, общества и СМИ, опирающихся, прежде всего, на нормы правового регулирования этого взаимодействия. Кроме этого, необходимо изменить отноше-

ние к роли СМИ, предложив такие условия взаимодействия с государством, которые переориентировали бы их «в сторону укрепления прочной духовно-нравственной основы общества» [6].

Как отмечает А. Кармин, «если жизнь информационного общества определяется в первую очередь производством и использованием информации, то культура, то есть сфера информационно-семиотической деятельности, становится основой жизни этого общества» [4]. Поэтому важно понимать, что культура не просто отражает изменения общественной жизни, не про-

сто отвечает потребностям общественного развития. В процессе становления информационного общества новации в культуре все больше определяют характер изменений общественной жизни. В связи с этим на передний план реализации задач культурной политики выступают объективные потребности активизации использования интеллектуального и культурного потенциала субъектов информационного воздействия, так как именно они отвечают за эффективное транслирование и выполнение задач и функций, определяющих цели культурной политики государства.

Примечания

1. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман. — Москва : Логос, 2002.

2. Востряков, Л. Е. Культурная политика: концепции, понятия, модели [Электронный ресурс] / Л. Е. Востряков. — Режим доступа: http://www.culturalmanagement.ru/biblio/Cultpol/

3. Вукичевич, С. Глобализация, природа человека и природа человеческого сообщества / С. Вукичевич // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. — 2012. — № 1.

4. Кармин, А. Философия культуры в информационном обществе / А. Кармин // Вопросы философии. — 2006. — № 2.

5. Мареева, Е. В. К вопросу о субъекте культурной политики / Е. В. Мареева // Культурная политика России: проблемы и перспективы : [коллективная монография]. — Москва : МГУКИ, 2012.

6. Послание президента Федеральному собранию. 12 декабря 2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru/news/17118

7. Тихонова, В. А. Университетское пространство в системе формирования гражданственности личности / В. А. Тихонова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2012. — № 4.

8. Фукуяма, Ф. Journal of Democracy / Ф. Фукуяма. — 1995. — Vol. 6. 1. — P. 7—14.

9. Цой, Н. А. Феномен интернет-зависимости и одиночества / Н. А. Цой // Социс. — 2011. — № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.