Научная статья на тему 'СТУДЕНТЫ В РЯСЕ'

СТУДЕНТЫ В РЯСЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНТЫ В РЯСЕ»

ПОСТСКРИПТУМ

Студенты в рясе1

Первого сентября, когда обычно студенты вузов занимают аудитории и готовятся к вводной лекции, студенты Духовной академии идут в храм — помолиться перед началом нового учебного года.

Священник — это не просто профессия — это выбор всего жизненного пути. Немногие способны на него, потому что он требует не только определенных знаний и навыков, но и общей склонности к принятию сана, духовности, ответственности и зрелости. Это не профессия или работа, которая длится 8 часов, после чего можно жить личной жизнью. Служение Богу — полное посвящение себя людям, постоянная готовность стать помощником, посредником, духовным наставником, пастырем.

Возможно, кто-то мечтает стать батюшкой из-за достатка? Так изобилие приходит со временем, и не всякий приход может обеспечить священнику достойное содержание.

Священникам в быту приходится заниматься теми же делами, что и обычным людям, при этом у них постоянные форс-мажорные обстоятельства: кто-то умер и надо хоронить, другой зовет помолиться у постели тяжелобольного, крестины, соборование. И не важно, как в это время обстоят домашние дела в семье священнослужителя.

Тот, кто желает стать священником, должен быть готов к жизни по особым канонам, к добровольному отказу от многих радостей и удовольствий.

Священнослужителю не чужда и карьера, если она не преследует корыстных целей. В Святом Писании сказано: «Если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью» (Первое послание Тимофею апостола Павла, глава 3). В первые века епископами могли быть люди, имевшие жену и детей. Но на I Вселенском соборе православных церквей в IV в. было закреплено правило о безбрачии епископов. В VI в. император Юстиниан предписывал: «Надо, чтобы кандидат во епископа был монахом».

Для принявших монашество самой значительной является карьера епископа, архиепископа, митрополита, не говоря уже о патриаршем престоле. Среди архиереев больше всего выпускников Московской духовной академии, на втором месте — окончившие Петербургскую духовную академию. В этих заведениях формируется определенная среда, корпоративный дух, там получают лучшее образование.

Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России.

__© Ю. Г. Шпаковский, 2023

1 Материал подготовлен с использованием интернет-ресурсов.

Юрий Григорьевич ШПАКОВСКИЙ,

главный редактор журнала «Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», доктор юридических наук, профессор

Студенты Духовной академии

220 постскриптум

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кутафина(МПОА)

Еще в 1667 г. прихожане Богоявленской церкви подали царю прошение о дозволении открыть духовную школу. В нее собрали около 30 учеников. Эта школа стала основой Славяно-греко-латинской академии, открывшейся в 1685 г. как всесословное высшее образовательное учреждение. Славяно-греко-латинская академия дала начало всему высшему образованию в России. Первыми преподавателями Академии стали греческие монахи и ученые-богословы братья Иоан-никий и Софроний Лихуды, получившие знания в Падуанском университете, одном из старейших университетов Европы.

Братья Лихуды составили учебники по грамматике, риторике, логике, физике, психологии, богословию, написали сочинения против католичества, лютеранства и раскольников. Бронзовый памятник братьям Лихудам установлен в 2007 г. в Москве, напротив выхода со станции метро «Площадь Революции», у Богоявленского собора, где первоначально находилась духовная школа, а затем Славяно-греко-латинская

В Славяно-греко-латинской академии преподавали духовные и светские науки — грамматику, математику, риторику, поэтику, диалектику, философию и богословие, древние и современные иностранные языки и др. Прохождение курса было рассчитано на 12 лет.

В Академии учились известный ученый и поэт В. К. Тре-диаковский; русский математик, автор учебной энциклопедии по математике Л. Ф. Магницкий; поэт, переводчик и дипломат князь А. Д. Кантемир; первые профессора открывшегося в 1755 г. Московского университета. В 1731—1735 гг. в Академии учился М. В. Ломоносов.

Статус Академии приравнивался к статусу западноевропейских университетов. Она стала известна в Европе, а не только в России. С 1721 г. в ней стали обучаться иностранцы.

С основанием Московского университета в 1755 г. образование в Славяно-греко-латинской академии специализировалось: она превратилась в школу для юношества духовного сословия, воспитываемого для церковного служения. При этом она не слилась с Университетом, не стала одним из его факультетов, как практиковалось в Западной Европе.

За более чем 300-летнее существование в истории Московской духовной академии было немало тяжелых страниц.

Во время оккупации войсками Наполеона Москвы и московского пожара 1812 г. Заиконоспасский монастырь, где располагалась Славяно-греко-латинская академия (в советское время там находился Историко-архивный институт, ныне — здание РГГУ на Никольской улице), был разорен и ограблен, монахи подверглись избиениям, истязаниям, убийствам. Это стало первым рубежом в истории Академии, и в 1814 г. состоялся ее переезд из Москвы в Троице-Сергиеву лавру. С этого времени она стала называться Московской духовной академией.

Московская духовная академия (Сергиев Посад)

Памятник братьям Лихудам в Москве у Богоявленского собора

в

ЕСТНИК Шпаковский Ю. Г.

УНИВЕРСИТЕТА Студенты в рясе

221

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Еще в Духовном регламенте, утвержденном императором Петром I в 1721 г., говорилось, что «место Академии не в городе, но в стороне на веселом месте угодное, где несть народного шума, ниже частые окказии, которые обычно мешают учения, и находит на очи, что похищает мысли молодых человек и прилежать учением не попускает».

В стенах Лавры свое лицо и основное направление Академия получила благодаря митрополиту Московскому Филарету (Дроздову). Помимо толкования Священного Писания, догматического и нравственного богословия, слушателям преподавались: философия, всеобщая словесность, всеобщая гражданская и российская история, каноническое (церковное) право, математика, языки (древнееврейский, древнегреческий, латынь, немецкий, французский, английский) и др.

С установлением советской власти условия деятельности Академии резко изменились. Декрет от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» запретил «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях». Но в постановлении Народного комиссариата юстиции от 24 августа того же года разрешалось преподавание религиозных вероучений в «специально богословских учреждениях».

В 1918 г. в Московской духовной академии прошел последний набор абитуриентов. Начались серьезные проблемы с финансированием Академии. Весной 1919 г. учебный год был досрочно завершен. Причиной этого стало отсутствие финансирования и изъятие государством академических зданий.

Но 4 сентября 1943 г. в Кремле состоялась историческая встреча Председателя Правительства СССР И. В. Сталина с иерархами Русской православной церкви. Одним из важнейших результатов этой встречи стала договоренность о возрождении духовного образования для подготовки кадров священнослужителей. 28 ноября 1943 г. Совнарком принял постановление № 1324 об организации духовных учебных заведений средней и высшей ступени (курсов и института) в Москве.

А в Лавре велись интенсивные реставрационные работы. Постановлением Совета Министров СССР от 29 мая 1946 г. было разрешено открытие духовных академий в Москве, Ленинграде и Киеве, а постановление от 9 июля 1946 г. давало возможность преобразования богословско-пастырских курсов в Москве, Ленинграде, Киеве, Саратове, Львове, Одессе, Минске, Луцке, Ставрополе в духовные семинарии.

В январе 1947 г была организована Аттестационная комиссия, которая утвердила ученые звания профессоров за магистрами богословия и доцентов за кандидатами богословских или словесных наук.

С 8 по 19 июля 1948 г. в Москве проходило Совещание глав и представителей поместных православных церквей по случаю празднования 500-летия автокефалии Русской православной церкви. И в октябре 1948 г Московская духовная академия и семинария вернулись в Троице-Сергиеву лавру. В целях подготовки кадров для осуществления международной деятельности при МДА в 1963 г была

открыта аспирантура. д

В первой половине 1970-х гг., как и прежде, был жестко ограничен прием в духовные академии и семинарии. СКРИПТУМ

>

222 постскриптум | ^

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О Е- Кутафина (МГЮА)

С началом серьезных общественно-политических преобразований в России все ограничения, с помощью которых советская власть пыталась затормозить развитие духовных школ и богословской науки, были полностью сняты, однако не преминули появиться новые трудности, связанные главным образом со сложным экономическим положением в стране и с ограниченным финансированием духовного образования.

В 1993 г. было возобновлено издание академического журнала «Богословский вестник».

В настоящее время Академия активно развивается. В декабре 2016 г. в Большом актовом зале Московской духовной академии произошло торжественное вручение свидетельства о государственной аккредитации Академии как учебному заведению с высоким уровнем теологического образования. В июне 2018 г. руководитель Рособр-надзора С. С. Кравцов подписал приказ № 802 «О переоформлении свидетельства о государственной аккредитации религиозной организации — духовной образовательной организации высшего образования "Московская духовная академия Русской Православной Церкви"». Академии вручили документы о прохождении государственной аккредитации магистратурой.

На сегодняшний день в Академии проходит обучение по ФГОС ВО специальностям: 48.03.01 Теология (бакалавриат), 48.04.01 Теология (магистратура), 48.06.01 Теология (аспирантура). Обучение построено в соответствии с федеральными образовательными стандартами высшего образования.

В Академии действует диссертационный совет. Его работа по форме мало чем отличается от работы обычных диссертационных советов.

Но есть интересная особенность. Аспирантам предложено выбирать тему диссертации из предлагаемых Академией. Так, на официальном сайте Московской духовной академии представлен перечень свободных тем для написания кандидатской диссертации, с указанием кафедры и научного руководителя. Например:

Кафедра библеистики

Руководитель: Андроник (Трубачев), игум., доц. Темы:

— «Богословская терминология апостола Иоанна Богослова»;

— «География апостольского мира и ее историческое развитие»;

— «Обзор основных трудов греческих ученых в области исследования Священного Писания».

А вот чтобы стать соискателем докторской степени, необходимо подать прошение, к которому в числе прочего необходимо представить план диссертации и обоснование темы исследования, список научных и научно-богословских публикаций. При этом обоснование темы исследования должно включать: объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, источниковую базу, хронологические

Глава Московской духовной академии (ректор) — епископ Звенигородский Кирилл

Заседание диссертационного совета

в

Шпаковский Ю. Г. Д Д ^

УНИВЕРСИТЕТА Студенты в рясе

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

рамки, научную проблему, историографию, научную концепцию. Без этого решение о закреплении темы и научного консультанта на заседаниях диссертационного совета не принимается.

Стать студентом духовной академии далеко не просто, но и учиться здесь довольно сложно, и прежде всего потому, что организация учебного процесса весьма отлична от учебного процесса в привычных нам вузах. Учебный процесс и распорядок дня студентов духовных академий больше напоминает организацию подготовки обучающихся в военно-учебных заведениях.

Вот типовой уклад внутренней жизни студента Московской духовной академии. Участие в богослужениях, посещение занятий и подготовка к ним, несение послушаний составляют основное содержание процесса обучения в Духовной академии:

1. Богослужение

Первое место в жизни Академии отводится храму и богослужению. Посещение богослужений в воскресные и праздничные дни, а также в дни храмового послушания обязательно для всех студентов. Исполнение всех храмовых послушаний предполагает обязательную и тщательную подготовку.

Пропуск богослужебного послушания, как и опоздание на него, является грубым нарушением Устава Академии, что влечет за собой отчисление из состава учащихся. В случае отсутствия на богослужебном послушании по уважительной причине необходимо заранее сообщить об этом проректору и дежурному помощнику проректора.

2. Учебный процесс

Лекции начинаются в 9:00. В случае болезни учащийся ставит в известность дежурного помощника проректора не позднее 8:30. Заболевших студентов освобождает от занятий только руководство Академии на основании рекомендации врача.

Каждое занятие начинается и заканчивается молитвой. Традиционно первую молитву перед занятием и последнюю по окончании занятий студенты поют всем курсом.

Пропуски учебных занятий без уважительной причины недопустимы. Опоздания на лекции могут повлечь за собой отстранение от занятий. В случае повторения опозданий руководство Духовной академии может поставить вопрос о дальнейшем пребывании студента в Академии.

На каждом курсе ответственным лицом является староста. В его обязанности входит ежедневное уведомление руководства Академии об отсутствующих на занятиях по состоянию здоровья, в связи с послушанием или по иным причинам.

Лекция в Духовной академии

Лектор

Экзамен

□ □

П

ч

скриптум

>

224 постскриптум

Д I

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Трапезная

Выход из Академии осуществляется с разрешения дежурного помощника проректора. В выходные дни выход из Академии разрешается только после братской трапезы до 22:30. Опоздавшие лишаются права выхода в город на месяц.

В будние дни вечернее время с 18:00 до вечерних молитв отводится для самоподготовки. Неуспевающие студенты (получившие неудовлетворительные оценки или пропустившие занятия) занимаются подготовкой к лекциям в аудиториях. Качество подготовки этих студентов в конце занятий оценивает помощник проректора, осуществляющий контроль над успеваемостью студентов.

С 17:00 до 18:00 — чай, после вечернего богослужения — ужин и вечерние молитвы в трапезной. В 23:00 — отход ко сну.

Подготовка к занятиям после 23:00 проходит в аудиториях только с разрешения дежурного помощника проректора.

В течение учебного года учащимся дважды предоставляются каникулы: летние и рождественские. В остальное время студенты живут в Академии. График каникул составляется с учетом летних послушаний. Сроки отъезда и прибытия утверждаются проректором. Неприбытие после каникул без уважительной причины расценивается как грубое нарушение Устава Академии.

Во время учебного семестра отъезд студентов из Академии допускается только в экстренных случаях с благословения ректора.

Для студента Духовной академии как кандидата в священнический сан непозволительно наличие вредных привычек, таких как сквернословие, курение, употребление спиртных напитков. Появление в расположении Духовной академии в нетрезвом виде, отсутствие ночью в келии влечет за собой исключения из состава учащихся.

3. Поведение и внешний вид

Поведение и внешний вид должны соответствовать высокому званию студента духовного учебного заведения.

Такие пороки, как сквернословие, курение, пристрастие к азартным (в том числе онлайн) играм и спиртным напиткам, воровство, ложь, клевета и т.д., являются грубым нарушением дисциплины и могут повлечь за собой отчисление из состава учащихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Личная гигиена, аккуратность и чистоплотность должны быть неотъемлемой частью повседневной жизни студента.

Уставной формой одежды студента Академии является китель с черными классическими брюками, для чтецов — подрясник черного цвета (без цветных подкладок). Не следует носить широких, расшитых или цветных поясов. Обувь — классическая и только черного цвета (не разрешается ношение сандалий, спортивной или домашней обуви и т.п.). Недопустимо ношение носков иных цветов, кроме черного, а также не разрешается ношение укороченных спортивных носков. При выборе верхней одежды студентам рекомендуется придерживаться классических фасонов и умеренных цветов.

Форменная одежда всегда должна быть вычищена и выглажена. Китель и подрясник должны быть застегнуты на все пуговицы и крючок, китель —подшит

Б

ЕСТНИК Шпаковский Ю. Г. ^^ ^^ Е

УНИВЕРСИТЕТА Студенты в рясе

имени О.Е. Кутвфина (МПОА)

свежим белым воротничком. Вместо подшивы под китель или подрясник может быть надета белая рубашка. Ношение под форменную одежду цветных рубашек не разрешается.

При встрече со старшими (преподавателями, наставниками, гостями Академии) студенты должны первыми произнести слова приветствия или поздороваться неглубоким поклоном. При встрече с людьми в священном сане необходимо взять благословение, если ситуация позволяет это.

Учитывая, что Московская духовная академия находится в святой обители, студенты не должны проявлять вольность в общении с противоположным полом (прогулки под ручку, объятия, поцелуи и т.д.) в расположении Академии. Данное правило касается и семейных пар.

Недопустимо передвигаться по Академии и Лавре в наушниках, с прохладительными и другими напитками или закусками.

4. Студенческое общежитие

В общежитии каждый студент имеет определенное администрацией место. Без разрешения администрации менять место запрещается. Студенты обязаны обеспечивать пропуск в комнату представителей администрации для проведения плановых и внеплановых проверок.

Во время пребывания в комнате закрывать ее на ключ категорически запрещается, в том числе в ночное время.

Отсутствие на своем спальном месте после отбоя без ведома администрации является грубым нарушением дисциплины и может повлечь за собой отчисление из состава учащихся.

Категорически запрещается производить замену замков и ключей без согласования с комендантом общежития или передавать ключи от комнаты третьим лицам.

5. Отдых

Один раз в месяц администрация устанавливает академический (неучебный) день, который студент может провести по своему усмотрению, однако время отбоя остается неизменным.

В случае необходимости отъезда из расположения Академии студент обязан получить благословение проректора по воспитательной работе, заблаговременно (не менее чем за 2—3 дня) подав прошение и согласовав (в форме визы на прошении) свое отсутствие со старшим по послушанию. Проректор вправе отказать студенту в отъезде, если сочтет причину недостаточно обоснованной, или изменить сроки отъезда.

6. Вступление в брак

Заключение брака без благословения ректора (в том числе во время академического отпуска) является основанием для отчисления.

Студент, намеревающийся вступить в брак, должен получить письменное благословение ректора и вместе со своей избранницей пройти личное собеседование с ректором. Причиной отказа благословения на брак может быть: знакомство скриптум

Студенческое общежитие

В минуты отдыха

226

постскриптум

"Т^ЕСТНИК

в М УНИВЕРСИТЕТА

™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

менее года, недостаточная воцерковленность невесты, ее каноническое несоответствие (например, второй брак), отсутствие благословения родителей и другие причины.

Прошения на брак не рассматриваются ранее успешного окончания 2-го курса бакалавриата, а также до достижения 20-летнего возраста.

При заключении брака необходимо помнить, что к кандидату в священный сан церковь предъявляет определенные канонические требования, несоблюдение которых будет препятствовать принятию священного сана.

Перед вступлением в брак студент должен заблаговременно озаботиться вопросом места совместного проживания с будущей супругой. Раздельное проживание супругов после заключения брака не приветствуется.

Немного о браке. Вполне понятно, что молодой человек, учащийся в духовной академии, не может знакомиться привычным образом, например, посещая вечеринки или концерты. Невестами будущих батюшек обычно становятся девушки из верующих семей, посещающие церковь или регентский класс при семинарии. При этом избранница священника не может быть вдовой или разведенной, к тому же должна быть девственницей, впрочем, как и ее жених. При этом разрешение на свадьбу может дать только ректор.

Кстати, предъявляются определенные требования и к профессии будущей жены священника. Она никак не должна компрометировать своего супруга. Раньше существовало предписание, запрещающее служителям церкви жениться на актрисах, эта профессия считалась недостойной. Как бы то ни было, девушки, желающие соединить свою судьбу со священником, должны осознавать, что этот выбор сопряжен с определенными трудностями.

Например, жена должна последовать за мужем в любой, даже самый удаленный и бедный приход и не жаловаться, что супруг гораздо больше внимания уделяет другим людям. Кроме того, жизнь матушки часто обсуждается церковными прихожанами, она все время на виду. Таким образом, этот путь предполагает высокую ответственность и требует большой моральной силы и выдержки, чтобы быть не просто спутницей, но и опорой, и надежным тылом для своего супруга.

Но эти все ограничения связаны с традиционным укладом православной церкви. Хотя она отделена от государства, но ее влияние всегда было велико. И на сегодняшний день она самый надежный и влиятельный социальный институт государства.

Семья священника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.