Научная статья на тему 'Студенты-социологи о семье, гендере и отношении к родителям'

Студенты-социологи о семье, гендере и отношении к родителям Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
481
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование семьи / студенты-социологи / семья / гендер / родители / представления / starting a family / sociology students / family / gender / parents / concept.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гурко Татьяна Александровна, Хромачева Анастасия Юрьевна

В статье описаны некоторые тенденции развития брачно-семейных отношений в России на мировом фоне, специфика формирования семьи в современный период. На основе анализа данных региональных исследований студентов делается вывод, что, в отличие от советского периода, заключение брака становится рациональным и планируемым решением для нового поколения россиян, в частности для молодёжи с высшим образованием, ежегодно растёт возраст вступления в брак как мужчин, так и женщин. Представлены результаты исследования студентов-социологов, обучающихся в Москве и двух региональных университетах, проведённого сектором социологии семьи Института социологии РАН в 2015 г. Основная цель исследования состояла в изучении и сравнении представлений студентов из Москвы и Приволжского Федерального округа РФ о понятиях «семья», «гендер», в том числе и в целях преподавания. Основным методом сбора информации явилась самозаполняемая анонимная анкета, включающая незаконченные предложения, а также личные беседы со столичными студентами. Анализ определений студентамисоциологами понятия «семья» свидетельствует, что для большинства «семья» в первую очередь представляет психологическую ценность, т. е. близкие, не обязательно родственные отношения. Важна взаимоподдержка, прежде всего психологическая и экономическая, людей проживающих как вместе, так и раздельно. В сознании студентов семья не обязательно предполагает наличие как детей, так и определённой структуры. Понятие «гендер» не находит понимания, за редким исключением, даже в студенческой среде социологов. Разногласия между студентами и их родителями часто основаны на различии ценностей советского поколения родителей и постсоветского поколения опрошенных студентов, чаще между матерями и дочерьми, отцами и сыновьями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociology Students about Family, Gender, and Their Attitude to Parents

The article studies several trends in the development of marital and familial relationships in Russia as compared to the rest of the world, and defines the specific features of starting a family in today’s Russia. The analysis of data derived from several regional surveys among students shows that, unlike the Soviet generation, the new generation of Russians treats marriage as a rational and conscious decision; this is especially true of young people with a college education. Moreover, the age at first marriage steadily grows higher and higher with every year, among both men and women. The article draws upon the results of a survey among sociology students from Moscow, as well as those from two universities in another Russian region, which were carried out by the Institute of Sociology of the Russian Academy of Science (Familial Sociology Sector) in 2015. The main purpose of the survey was to study and compare the way students from Moscow and the Volga Federal District perceive the notions of family and gender; it was conducted, among other reasons, for teaching purposes. Most of the data was gathered by means of questionnaires, which the respondents filled in anonymously, as well as during face-to-face interviews with students from the Russian capital. The analysis of the way sociology students perceive the concept of family reveals that for the vast majority of respondents, family is first and foremost a psychological value, which implies deep affection, but not necessarily relations by blood. The respondents stress mutual support, especially in moral and financial matters, irrespective of whether or not family members live under one roof. What is more, the students do not necessarily put a sign of equality between having a family and having children, and nor do they believe that a family presupposes a certain structure. As for gender, this concept (with very few exceptions) is not fully understood by students, even those who major in sociology. The conflicts between students and their parents mostly stem from the disparity between the values of the Soviet generation (parents) and the post-Soviet generation (students). Conflicts mostly arise between mothers and daughters and between fathers and sons.

Текст научной работы на тему «Студенты-социологи о семье, гендере и отношении к родителям»

ВЕСТН И Криолог

Социология семьи

Студенты-социологи о семье, гендере и отношении к родителям

Гурко Татьяна Александровна -

доктор социологических наук, главный научный сотрудник, заведующая сектором социологии семьи, Институт социологии Российской академии наук, Москва

E-mail: tgurko@yandex.ru

Хромачева Анастасия Юрьевна -

учёный секретарь сектора социологии семьи, Институт социологии Российской академии наук, Москва

E-mail: khromacheva@mail.ru

ВЕСТНИКА

\сштщта оциологии

58

Студенты-социологи о семье, гендере и отношении к родителям

Аннотация

В статье описаны некоторые тенденции развития брачно-семейных отношений в России на мировом фоне, специфика формирования семьи в современный период. На основе анализа данных региональных исследований студентов делается вывод, что, в отличие от советского периода, заключение брака становится рациональным и планируемым решением для нового поколения россиян, в частности для молодёжи с высшим образованием, ежегодно растёт возраст вступления в брак как мужчин, так и женщин. Представлены результаты исследования студентов-социологов, обучающихся в Москве и двух региональных университетах, проведённого сектором социологии семьи Института социологии РАН в 2015 г. Основная цель исследования состояла в изучении и сравнении представлений студентов из Москвы и Приволжского Федерального округа РФ о понятиях «семья», «гендер», в том числе и в целях преподавания. Основным методом сбора информации явилась самозаполняемая анонимная анкета, включающая незаконченные предложения, а также личные беседы со столичными студентами. Анализ определений студентами-социологами понятия «семья» свидетельствует, что для большинства «семья» в первую очередь представляет психологическую ценность, т. е. близкие, не обязательно родственные отношения. Важна взаимоподдержка, прежде всего психологическая и экономическая, людей проживающих как вместе, так и раздельно. В сознании студентов семья не обязательно предполагает наличие как детей, так и определённой структуры. Понятие «гендер» не находит понимания, за редким исключением, даже в студенческой среде социологов. Разногласия между студентами и их родителями часто основаны на различии ценностей советского поколения родителей и постсоветского поколения опрошенных студентов, чаще между матерями и дочерьми, отцами и сыновьями.

Ключевые слова: формирование семьи, студенты-социологи, семья, гендер, родители, представления

Экономическая и социокультурная трансформация, происходящая в России с начала 1990-х гг., отразилась и на формировании семьи. Основные демографические показатели свидетельствуют, что брачные отношения в России сегодня уже не такие, как в традиционных обществах, прежде всего в мусульманских странах (высокий уровень брачности и низкий уровень разводов), и ещё не такие, как в западных постиндустриальных государствах (распространённость сожительств, высокие показатели внебрачной рождаемости, невысокий уровень брачности и относительно невысокий уровень разводов) [Демография...]. Так, например, показатели внебрачной рождаемости превысили 50% в ряде стран ЕС бывшего социалистического лагеря (Болгарии, Словении и др.), сокращается число браков, растёт число разводов, что, вероятно, связано с кризисом экономики и соответственно кризисом брачно-семейных отношений во многих странах ЕС [Marriage and divorce.]. В большинстве мусульманских стран, включая постсоветские, наоборот, высокие показатели рождаемости, брачности и низкие показатели разводимости [Демография.].

Эти показатели связаны с доминирующей религией и главное - со степенью религиозности населения. Так, специальный анализ свидетельствует, что наибольшей резистенцией к модернизационно-секуляризирующим процессам отличается ислам, за ним следуют католическое христианство и православие. Наиболее же подверженными секуляризационным процессам оказываются протестантские страны, а также страны конфуцианско-махаянского религиозного комплекса Восточной Азии [Коротаев и др. 2010: 18].

В такой же мере распространены и демографические тенденции, и тенденции развития брачно-семейных отношений. Так, например, исследователи выделяют группу стран Восточной Азии (Китай, Корея, Сингапур, Япония), семейные традиции в которых формировались буддизмом. Тенденции рождаемости и развития института брака в этой группе стран подтверждают теорию конвергенции. Единственное, что отличает эту группу стран от других развитых западных, которые уже давно закончили второй демографический переход, так это отсутствие сожительств. Их распространению пока препятствуют традиции. Поэтому уровень рождаемости там даже ниже, нежели в западных странах, из-за низкой внебрачной рождаемости. [Ji 2015].

В России число браков постоянно растёт с начала 2000-х гг., а также после кризиса 2008 г. Так, в 2004 г. в целом по России заключено 6,8 браков на тыс. населения, в 2008 - 8.3, в 2014 - 8.4 [Демография.].

Расширяется «география выбора супруга». Так, в 2014 г. только в Москве более 15% всех браков было зарегистрировано с участием иностранных граждан: Турции (221 чел.^,

Представления студенческой молодёжи являются прогностическим источником информации о тенденциях развития семьи и брака, а также о взаимоотношениях между поколениями в начале XXI в.

Германии (161), Израиля (152), Афганистана (128), Италии (115), Великобритании (113), США (97), Франции (90), Сербии (88), Египта (82). В числе постсоветских стран лидируют Украина (4796 граждан), Молдова (2075), Узбекистан (1199), Киргизия (1284), Беларусь (1112), Азербайджан (1103), Армения (1014), Таджикистан (792), Казахстан (245), Грузия (197) [Инфографика... 2015]. Хотя, очевидно, браки с иностранцами в современной России, как и в развитых странах, нередко являются фиктивными с целью получения гражданства либо в России, либо в другой стране (к сожалению, статистика ЗАГС не дает разбивки по полу). В отличие от развитых стран, последствия заключения таких браков никем не контролируются.

Очевидная тенденция - ежегодное увеличение возраста вступления в брак у женщин и особенно у мужчин. Основная динамика прослеживается в прежде «активной брачной» возрастной группе 18-24 года. В 1980 г. заключали брак 62% юношей и 68% девушек в этой группе, в 1999 г. соответственно 47 и 58%, в 2010 г. - 31 и 46%, в 2014 г. - 22 и 36% (см. .. таблицу .. 1).

Таблица 1

Распределение вступающих в брак в младших возрастных группах в РФ, %

Годы До 18 лет 18-24 года 25-34 года

Женихи Невесты Женихи Невесты Женихи Невесты

1980 0,3 2 62 68 25 19

1990 1 5 52 59 30 21

1994 0,8 6 54 59 27 19

1999 0,4 4 47 58 33 22

2004 0,2 2 38 53 39 28

2006 0,2 2 37 53 41 30

2007 0,1 1.5 35 51 43 32

2008 0,2 1.4 34 49 44 34

2009 0,1 1.2 32 47 45 36

2010 0,1 1.0 31 46 47 37

2011 0,1 1.0 29 44 48 39

2012 0,1 1.0 27 41 49 41

2013 0,1 0.9 25 38 51 43

2014 0,1 0.7 22 36 52 44

Рассчитано по: Росстат. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# [Дата посещения: 11.11.2015].

Роль семьи в сознании студентов уменьшилась по сравнению с другими институтами, на первом месте стоит карьера, а только после этого семья.

Вероятно, заключение брака становится рациональным и планируемым решением для нового поколения россиян, в частности, для молодёжи с высшим образованием. Необходимым условием для многих является наличие стабильного заработка, собственного жилья или стратегий его приобретения.

Представления студенческой молодёжи - продвинутой социальной группы - являются прогностическим источником информации о тенденциях развития семьи и брака, а также о взаимоотношениях между поколениями в начале XXI в. Этой теме посвящён ряд исследований [Гурко 2006; Сергеев 2010; Ильиных 2014; и др.].

Так, ещё в 2005 г., в частности, было показано, что большинство студентов (как юношей, так и девушек) считали, что оформлять брак следует после завершения образования, наличия стабильной высокооплачиваемой работы и собственного жилья. Для девушек была важна независимость будущего супруга от родителей. Что примечательно, две трети опрошенных не были ориентированы на единобрачие [Гурко 2006: 209]. В недавнем исследовании также было показано, что «роль семьи в сознании студентов уменьшилась по сравнению с другими институтами, на первом месте стоит карьера, а только после этого семья. Студенческая молодёжь, допускающая сожительство, ощущает себя свободной в плане личностного и карьерного продвижения. Молодые люди одновременно положительно относились как к зарегистрированному браку, так и к его альтернативной форме - сожительству как возможности проверить отношения. Таким образом, можно говорить о процессе трансформации института брака [Ильиных 2014: 61].

К сходным выводам приходят и другие исследователи. Например, отмечается, что и в традиционном адыгском обществе произошёл сдвиг в представлениях молодёжи. Для современного студента значима не только удачно сложившаяся семейная, частная жизнь, но и возможность реализовать себя в профессиональном, социальном плане, ощущать свою личностную значимость [Сергеев 2010: 29]. Казанские социологи, напротив, отмечают, что в ранговой шкале жизненных приоритетов студентов лидирующую позицию занимает желание «иметь хорошую, дружную семью, детей», что, вероятно, обусловлено этнорегиональной спецификой [Ефлова 2014: 41].

В 2015 г. сектором социологии семьи Института социологии РАН было проведено качественно-количественное исследование студентов-социологов. Цель исследования состояла в том, чтобы понять, что означают понятия «семья», «гендер» для студентов в столице и в регионах РФ, исследовать их отношение к своим родителям.

Выборка составлялась по принципу представленности равного числа студентов-социологов в столице и вузах Приволжского Федерального округа. Были опрошены студенты-социологи, обучающиеся в Москве (МГУ им. М. В. Ломоносова, ГАУГН, МХТУ им. Д. И. Менделеева), а также в двух региональных университетах - Башкирском ГУ и Нижегородском ГУ им. Н. И. Лобачевского. Основным методом сбора информации стали самозаполняемая анонимная анкета, включающая незаконченные предложения, а также личные беседы со столичными студентами. Пропорция по полу в выборке соответствует количеству студентов, обучающихся в вузах на факультетах социологии, и составляет 1/3 юношей и 2/3 девушек. Возраст опрошенных варьирует от 22 до 24 лет. Всего было отобрано 408 качественно заполненных анкет. Данные обработаны в программе PASW Statistics 18.

В научной литературе семья исследуется одновременно и как социальный институт, и как малая группа. В последнем случае семья обладает своими особыми отличительными от других групп признаками: она существует более длительное время, чем другие группы; семья состоит из поколений; для неё характерны не только биологические отношения, но и отношения своячества, что связывает её членов с более широкой системой родства [Гурко 2001b]. В научной литературе понятие «семья» одновременно зависит от теоретического подхода, в рамках которого она исследуется, и, главное, от того, в рамках какой дисциплины она изучается. «Семьёй», например, может быть домохозяйство, единица потребления в рамках экономического подхода; с точки зрения символического интеракционизма и социального конструирования «семья» -это то, что отдельный человек определяет для себя, и может включать не обязательно родственников или, например, людей проживающих вместе, и т. д.

В рамках основного социологического институционального подхода «семья» предполагала структуру, которая выполняет некие функции. Однако это определение отчасти устарело. В современной литературе дискуссионными в этой связи являются многие аспекты. Должна ли быть семья основана на браке, как это формулировалось в прошлом веке? Считать ли семьёй сожительство, в том числе гомосексуальной пары? Обязательно ли проживание семьи в одном домохозяйстве, одном населённом пункте, одной стране?

Ответы студентов на открытый вопрос отразили многообразие нынешней адаптации семей к меняющимся социально-экономическим условиям. Для сравнения мнений студентов из столицы и регионов были выделены 3 основные группы: стереотипное определение семьи (штамп), структурно-функциональное и психологическое определение с акцентом на эмоциональную связь между членами семьи (см. .. таблицу .. 2).

Таблица 2

Представления о семье студентов-социологов, %(п=408)

Определение семьи Место учёбы Итого

Москва (п=218) Регионы (п=190)

Стереотипное (группа/ячейка) 21 22 21

Психологическое (поддержка, любовь, доверие) 42 44 42

Структурно-функциональное (родство, дети, поколения, воспроизводство, социализация, одна территория) 35 32 34

Другое 2 2 3

Итого 100 100 100

Стереотипное определение семьи в равной мере распространено среди студентов как в столице, так и в регионах, и является наследством советского прошлого, когда закрепилось шаблонное определение института семьи как ячейки общества:

«Семья - это ячейка общества, где супруги имеют общее хозяйство и планируют/имеют детей»;

«Семья - это ячейка общества, воспитывающая и социализирующая индивида на первом этапе, так же передаёт культуру и нормы общества».

Ещё одним распространённым определением семьи являлось структурно-функциональное, в котором, в первую очередь, представлена структура семейного домохозяйства, юридическое определение семьи. Наиболее характерные ответы респондентов:

«Семья - это два и более человек, связанных между собою отношениями родства, проживающих вместе»;

«Семья - это отношения двух людей, закреплённые на юридическом уровне и называемые браком»;

«Семья - это высшая ценность социума. Союз двух партнёров (мужчины и женщины), характеризующийся общностью быта, брачными отношениями и стремлением к продолжению рода».

Однако можно видеть, что для большинства как московских, так и студентов из регионов семья представляет собой прежде всего психологическую ценность. Психологическое определение в первую очередь подразумевало наличие сильной эмоциональной связи между членами семьи и поддержку друг друга в трудных жизненных ситуациях. Следующие ответы наиболее ярко иллюстрируют данное определение:

«Семья - это люди, которые близки друг другу во взглядах, принимают друг друга, готовы жить, развиваться, работать и развлекаться вместе; этим людям хорошо друг с другом»;

Образ детей как неотъемлемого элемента семьи встречается лишь в четверти полученных ответов (25%, причём в два раза чаще отмечен студентами из регионов), что может объясняться снижением репродуктивных установок у молодёжи.

«Семья - это индивиды, связанные родственными связями и ощущающие эти связи. Их отношения могут быть близкими, родственными, любовными. Т. е. те люди, которые называют себя семьёй»;

«Семья - это самые близкие люди, которые поддержат в самый трудный момент и которые всегда рядом, которые знают тебя таким, какой ты есть, и принимают тебя таким»;

«Семья - это поддержка, опора, любовь, доверие»;

«Семья - это залог успеха, важнейшая составляющая жизни, это счастье; семья помогает найти свой жизненный путь, развить способности и приобрести смысл жизни».

При анализе ответов на вопрос, что такое семья, нам важно было понять, в какой мере в сознании респондентов это понятие связано с наличием детей. Образ детей как неотъемлемого элемента семьи встречается лишь в четверти полученных ответов (25%, причём в два раза чаще отмечен студентами из регионов), что может объясняться снижением репродуктивных установок у молодёжи.

Респондентам предлагалось также дать определение своей семьи. Большинство (57%) ответивших опять же определяли свою семью не с точки зрения внутрипоколенческой структуры домохозяйства, а с точки зрения эмоционального отношения. Чаще всего были распространены ответы, описывающие уровень поддержки и любви внутри семей респондентов.

Далее приведены наиболее характерные из них:

«Моя семья - это люди, без которых я не представляю своё существование, они дают мне всё, чтобы я развивался, поддерживают меня. Семья любит меня, а я люблю свою семью»;

«Моя семья - это два человека, отношения которых строятся на взаимоуважении, любви и преданности»;

«Моя семья - это место, где хорошо и где поддержат, и любят за то, что ты есть»;

«Моя семья - это самые дорогие люди, тепло, уют и защищённость».

Таким образом, семья для респондентов в первую очередь ассоциируется с эмоциональным фоном внутри неё, и лишь затем непосредственно с составом. При этом большинство (69%) всех респондентов (63% студентов из Москвы и 88% из регионов) давали положительную характеристику своим семьям.

Понятие «гендер» было введено в русский язык в начале 1990-х г. Позднее оно всё чаще начинает употребляться, в частности социологами, однако в совершенно различных смыслах. Некоторые авторы просто отождествляют «гендер» с «женщиной», другие под гендером понимают социокультурные

Почти поровну разделились ответы о представлении гендера как социального или биологического пола, при этом студенты из регионов чаще указывали на социальный пол, нежели студенты Москвы (61 против 34%), для которых гендер в первую очередь ассоциировался с полом биологическим.

аспекты жизнедеятельности полов, третьи - социальный статус [Гурко 2010а]. До сих пор у учёных нет единого определения данного понятия, так же как и в случае с понятием «семья»; в науке определение данного социального конструкта зависит от теории, в рамках которой работает автор.

Одной из целей исследования было выявить представления о понятии «гендер» студентов-социологов, которые уже прослушали курс лекций по гендерной социологии. Насколько это иностранное понятие усвоилось студенческой молодёжью? Гипотеза состояла в том, что за пределами научной среды, включая и студентов-социологов, это понятие так и не нашло единого понимания.

Респондентам предлагалось окончить предложение «гендер - это...». Полученные ответы наглядно демонстрируют подтверждение нашей гипотезы. Определения этого понятия были самыми необычными и, вероятно, в некоторой мере отражали позицию преподавателя, читающего курс. В самом общем виде ответы были объединены в общие группы для сравнения представлений студентов из столицы и регионов. Вопреки гипотезе, не установлено значимых различий в понимании гендера между юношами и девушками.

Приблизительно поровну разделились ответы о представлении гендера как социального или биологического пола, при этом, опять вопреки гипотезе, студенты из регионов чаще указывали на социальный пол, нежели студенты Москвы (61 против 34%), для которых гендер в первую очередь ассоциировался с полом биологическим (см. .. таблицу .. 3).

Таблица 3

Распределение ответов студентов на вопрос о понятии «гендер», % (п=408)

Место учёбы Итого

Москва (п=218) Регионы (п=190)

С акцентом на социальный пол 34 61 41

С акцентом на биологический пол 50 22 42

Научное определение 6 10 7

Не понимаю вопроса 7 2 6

Самоопределение человека 3 5 4

Итого 100 100 100

Однако данные, приведённые в таблице.....3, очень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

условны. Самые невероятные ответы, которые мы отнесли в группу «с акцентом на социальный пол», прозвучали так:

«Гендер - это то, что определяет отношения в обществе»;

«Гендер - это характеристика, включающая пол, возраст»;

«Гендер - это социальная абстракция, обусловленная биологическими различиями. Скоро это понятие мутирует».

Типичные ответы «с акцентом на биологический пол»:

«Гендер - это различие людей по полу»;

«Гендер - это различие между мужчиной и женщиной, девочкой и мальчиком».

Пример научного определения (Нижний Новгород):

«Гендер - это научная категория, обозначающая позицию индивида на континууме, полюсами которого являются феминность и мускулинность».

Интересные ответы, хотя и малочисленные, были связаны с описанием гендера как самоопределения человека:

«Гендер - это то, как человек себя ощущает, какие модели поведения ему ближе - мужские или женские»;

«Гендер - это психологическая сторона пола (самоопределение)»;

«Гендер - это личный выбор».

Отношение студентов к своим родителям может служить показателем современных отношений между поколениями в семьях. Респондентам предлагалось окончить предложения с формулировками «я люблю свою мать, но.» и «я люблю своего отца, но.». Ответы классифицированы на ряд групп, представленных в таблицах ..4 и 5.

Таблица 4

Распределение отношения студентов-социологов к своим матерям, %(п=408)

|в >о

ЬП тН

О <ч

.0

ю

го ^

о

5 1-Л

-

Ш О!

Пол Итого

Девушки (П=279) Юноши (П=129)

Любят без «но» 44 39 43

Несовпадение мнений 35 25 33

Гиперопека 15 30 18

Другое 6 6 6

Итого 100 100 100

Как видно из табли.цы.....4, лишь менее половины опрошенных любят свою мать безоговорочно. И юноши, и девушки часто страдают от чрезмерной опеки со стороны матери, что скорее всего связано с вынужденным совместным проживанием. В России, в отличие от США и ряда стран ЕС, взрослые дети поздно покидают родительский дом, что препятствует их взрослению.

«Я люблю свою мать, но всё чаще мне в голову приходят мысли о том, что пора жить без родителей»;

«Я люблю свою маму, но нам нужно больше дистанции, я не могу быть постоянно для неё хорошим сыном, пока нахожусь под постоянным её наблюдением и опекой»;

«Я люблю свою мать, но родители должны жить отдельно от детей, когда вторые достигают достаточно зрелого возраста»;

«Я люблю свою мать, но она очень сильно контролирует меня».

Девушки в свою очередь чаще отмечали несовпадение с матерями во мнениях и различие жизненных позиций. Сказываются поколенческие различия жизненных ценностей женщин, социализированных в советский и постсоветский периоды:

«Я люблю свою мать, но иногда боюсь стать такой же, как она»;

«Я люблю свою мать, но ей стоит проявить большее внимание к своему здоровью и, наверное, внешности»;

«Я люблю свою мать, но мне кажется, что сама себя она не любит»;

«Я люблю свою мать, но иногда её советы не слишком актуальны, и ведёт она себя, как «совок».

Встречались и нетипичные ответы, например: «Я люблю свою мать, но она призналась, что никогда меня не любила и всегда хотела, чтобы меня не существовало», пишет девушка-студентка из Москвы.

Таблица 5

Распределение отношения студентов-социологов к своим отцам, % (п=364)

Пол Итого

Девушки (п=239) Юноши (п=125)

Люблю без «но» 27 24 26

Гиперопека, авторитарность, учит жить 11 11 11

Не люблю 5 6 5

Несовпадение мнений 16 34 26

Отстранённость 16 6 8

Ушёл в другую семью 10 14 11

Другое 15 5 13

Итого 100 100 100

С отцами ситуация несколько иная - в отличие от отношения к матерям, вдвое меньшее число респондентов выразились о безапелляционной любви к ним. Часто отмечается отстранённость, отсутствие близости (8%):

«Я люблю своего отца, но наши отношения сложно назвать глубокими, действительно близкими»;

«Я люблю своего отца, но не чувствую духовной близости с ним»;

«Я люблю своего отца, но он не уделяет мне отцовского внимания».

Или, наоборот, авторитарность, попытки «учить жизни»

(11%):

«Я люблю своего папу, но хотелось бы, чтобы он научился слушать и перестал относиться ко мне как к глупому, недоразвитому ребенку»;

«Я люблю своего папу, но не люблю, когда он указывает мне, что делать, если это касается только меня (учёбы, работы)»;

«Я люблю своего отца, но иногда [он] начинает учить жизни, говоря как было у него, но не задумываясь о том, а как хотелось бы мне».

Для юношей, как в случае с отношениями девушек и их матерей, характерно несовпадение мнений с отцами (34%):

«Я люблю своего отца, но он не всегда меня понимает, редко находится время, чтобы поговорить по душам, я считаю его очень умным и мудрым человеком и хотелось бы общаться больше»;

«Я люблю своего отца, но зачастую мы с ним конфликтуем или спорим. Имеем разные взгляды на жизнь, часто он меня не понимает или я его. Но я его уважаю, прежде всего как мужчину»;

«Я люблю своего отца, но мне не нравится, что он не работает и инвестирует в меня не так много, как бы мог, если бы работал. Не нравится, что он разучился общаться с людьми, т. к. весь его круг общения это я, мама, бабушка и его брат. Он очень нервный. И быстро постарел душой».

Заключение

Основные демографические показатели свидетельствуют, что брачные отношения в России сегодня уже не такие, как в традиционных обществах (высокий уровень брач-ности и низкий уровень разводов), и ещё не такие, как в западных постиндустриальных государствах (невысокий уровень брачности, распространённость сожительств, снижение числа разводов). Очевидная тенденция последних десятилетий - еже-

Для большинства «семья» в первую очередь представляет психологическую ценность, т. е. наличие близких, не обязательно родственных отношений. Важна взаимоподдержка, прежде всего психологическая и экономическая.

Даже в ситуации хороших взаимоотношений с родителями, и юноши, и девушки выражают стремление жить отдельно и развиваться в соответствии с ценностями своего поколения, но у большинства нет такой возможности.

годное увеличение возраста вступления в брак как женщин, так и особенно мужчин. Вторичный анализ исследований свидетельствует, что заключение брака становится рациональным и планируемым решением, в частности, для молодёжи с высшим образованием. В отличие от советского времени, когда было много студенческих браков, современные студенты, как юноши, так и девушки представляют свой брак как некое отдалённое будущее, на первом месте стоит учёба, подработки и поиск рабочего места с высокой оплатой.

Анализ определений студентами-социологами понятия «семья» свидетельствует, что для большинства «семья» в первую очередь представляет психологическую ценность, т. е. наличие близких, не обязательно родственных отношений. Важна взаимоподдержка, прежде всего психологическая и экономическая, людей проживающих как вместе, так и раздельно. В сознании студентов семья не обязательно предполагает детей. Наличие определённой структуры семьи также для большинства студентов не является обязательной.

Понятие «гендер» не находит единого понимания, за редким исключением, даже в студенческой среде социологов. Подавляющее большинство воспринимают это понятие в категории российского термина «пол», что ставит под вопрос целесообразность употребления «тендера» в российском словаре.

Из личных бесед со столичными студентами становится ясным, что, даже в ситуации хороших взаимоотношений с родителями, и юноши, и девушки выражают стремление жить отдельно и развиваться в соответствии с ценностями своего поколения, но у большинства нет такой возможности. Разногласия основаны часто и на различии ценностей советского поколения родителей и постсоветского поколения опрошенных студентов.

LO

Библиографический список

Гурко Т. А. 2010. Понятие «гендер» в российской социологии // Институт социологии Российской академии наук. Официальный сайт. URL: http://www.isras.ru/blog_gurko2. html [Дата посещения: 11.11.2015].

Гурко Е. М. 2006. Представления студенческой молодежи о браке // Актуальные проблемы семей в России / Ред.

о

(N

9* £

1|

|| га Т. А. Гурко. М.: Институт социологии РАН. С. 202-212.

с£ Гурко Т. А. 2010. Теоретические подходы к изучению

g семьи. М.: Институт социологии РАН. 176 с.

I I Демография // Росстат. Федеральная служба госу-

^ дарственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/

Ш Oi wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/

demography/ [Дата посещения: 11.11.2015].

Ефлова М. Ю., Ишкинеева Ф. Ф., Фурсова В. В. 2014. Социальное самочувствие и ценностные ориентации студенческой молодёжи в контексте социальных изменений // Вестник Института социологии РАН. № 3 (10). С. 34-45.

Ильиных С. А. 2014. Представление о семье студентов Минска и Новосибирска // Социологические исследования. № 3. C. 59-65.

Инфографика // Управление актов гражданского состояния г. Москвы. URL: http://zags.mos.ru/stat/infografika/ [Дата посещения: 11.11.2015].

Коротаев А. В., Столярова Т. И, Халтурина Д. А. 2012. Религиозность в странах современного мира // Историческая психология и социология истории. № 2. С. 99-108.

Сергеев Р. В. 2010. Семейные ценности студенческой молодежи Юга России: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Майкоп. 29 с.

Marriage and divorce statistics // Eurostat Statistic Explained. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Marriage_and_divorce_statistics [Дата посещения: 11.11.2015].

Ji Y. 2015. Asian Families at the Crossroads: A Meeting of East, West, Tradition, Modernity, and Gender // Journal of Marriage and Family. № 77 (5). P. 1031-1038 p.

Sociology Students about Family, Gender, and Their Attitude to Parents

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gurko Tatiana Aleksandrovna

Doctor of Social Sciences, Senior researcher, Head of the Department of family sociology, Institute of Sociology of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.

E-mail: tgurko@yandex.ru

Khromacheva Anastasia Yurievna

Scientific Secretary of Department of family sociology Institute of Sociology of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. E-mail: khromacheva@mail.ru Abstract. The article studies several trends in the development of marital and familial relationships in Russia as compared to the rest of the world, and defines the specific features of starting a family in ^ today's Russia. The analysis of data derived from several regional surveys among students shows that,

O unlike the Soviet generation, the new generation of Russians treats marriage as a rational and conscious

decision; this is especially true of young people with a college education. Moreover, the age at first marriage || q_ steadily grows higher and higher with every year, among both men and women. The article draws upon

the results of a survey among sociology students from Moscow, as well as those from two universities in !§. another Russian region, which were carried out by the Institute of Sociology of the Russian Academy of

¿3 Science (Familial Sociology Sector) in 2015. The main purpose of the survey was to study and compare

__^ the way students from Moscow and the Volga Federal District perceive the notions of family and gender;

S LT) it was conducted, among other reasons, for teaching purposes. Most of the data was gathered by means

\ of questionnaires, which the respondents filled in anonymously, as well as during face-to-face interviews

^ ^-j- with students from the Russian capital. The analysis of the way sociology students perceive the concept

of family reveals that for the vast majority of respondents, family is first and foremost a psychological value, which implies deep affection, but not necessarily relations by blood. The respondents stress mutual

и

ш oi

support, especially in moral and financial matters, irrespective of whether or not family members live under one roof. What is more, the students do not necessarily put a sign of equality between having a family and having children, and nor do they believe that a family presupposes a certain structure. As for gender, this concept (with very few exceptions) is not fully understood by students, even those who major in sociology. The conflicts between students and their parents mostly stem from the disparity between the values of the Soviet generation (parents) and the post-Soviet generation (students). Conflicts mostly arise between mothers and daughters and between fathers and sons. Keywords: starting a family, sociology students, family, gender, parents, concept.

References

Eurostat Statistic Explained. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/ statistics-explained/index.php/Marriage and divorce statistics [date of visit: 30.10.2015].

Gurko Ye. M. Predstavleniya studencheskoy molodezhi o brake [Representations of students about marriage]. Aktual'nyye problemy semey v Rossii. Red. T. A. Gurko. Moscow, Institut sotsiologii RAS, 2006, pp. 202-212.

Gurko T. A. Ponyatiye «gender» v rossiyskoy sotsiologii [The concept of "gender" in Russian sociology]. URL: http://www.isras.ru/blog gurko2. html [date of visit: 25.06.2015].

Gurko T. A. Teoreticheskiye podkhody k izucheniyu sem'i [Theoretical approaches to the study of the family]. Moscow, Institut sotsiologii RAS, 2010. 176 p.

Il'inykh S. A. Predstavleniye o sem'ye studentov Minska i Novosibirska [The presentation of family of students of Minsk and Novosibirsk]. Sotsiologicheskiye issledovaniya, 2014, no 3, pp. 59-65.

Korotayev A. V, Stolyarova T. I., Khalturina D. A. Religioznost' v stranakh sovremennogo mira [Religiosity in the modern world]. Istoricheskaya psikhologiya i sotsiologiya istorii, 2012, no 2, pp. 99-108.

Ji Y. Asian Families at the Crossroads: A Meeting of East, West, Tradition, Modernity, and Gender. Journal of Marriage and Family, 2015, no 77 (5), pp. 1031-1038.

Rosstat. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. URL: http:// www.gks.ru/bgd/regl/b14 39/Main.htm [date of visit: 25.07.2015].

Rosstat. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/ population/demography/# [date of visit: 25.09.2015].

Sergeyev R. V. Semeynyye tsennosti studencheskoy molodezhi Yuga Rossii: sotsiologicheskiy analiz [Family values of students of the South of Russia: the sociological analysis]: avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. Maykop, 2010. 29 p.

Upravleniye Aktov grazhdanskogo sostoyaniya g. Moskvy. URL: http:// zags.mos.ru/stat/infografika/ [date of visit: 25.10.2015].

Yeflova M. Yu., Ishkineyeva F. F., Fursova V. V. Sotsial'noye samochuvstviye i tsennostnyye oriyentatsii studencheskoy molodozhi v kontekste sotsial'nykh izmeneniy [Social well-being and values of student's youth in the context of social change]. Vestnik Instituta sotsiologii, 2014, no 3 (10), pp. 34-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.