Научная статья на тему 'Студенты Петрограда в 1917 г. (протестность и политические предпочтения)'

Студенты Петрограда в 1917 г. (протестность и политические предпочтения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
994
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / революция / демонстрация / политические партии / students / revolution / demonstration / political parties

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абросимова Тамара Александровна

Студенты одна из самых активных общественных групп общества. В начале 1917 г. студенты чувствовали в себе реальную силу изменить принципы общественного устройства и трансформировать общество в сторону прогресса и дальнейшего развития. Заметим, студентам, как и всей молодежи, свойственен радикализм, стремление к объединению и массовым выступлениям. В период 1916 — начала 1917 г. студенческие демонстрации становятся обычным явлением. Февральскую революцию большинство студентов однозначно поддержало и встретило с величайшим энтузиазмом. Общественно-политическая работа захватила студентов, отодвинув учебу на задний план. Студенческая молодежь искренне верила в рождение нового свободного демократического общества. Политические пристрастия студентов были достаточно противоречивы. Особенно популярными партиями среди студентов были кадеты и эсеры. Но кризис, разразившийся в стране к осени 1917 г., привел к затуханию общественно-политической работы студентов. Высшие учебные заведения оказались в разрухе, студентов осталось меньше половины. Политически активная когда-то студенческая молодежь потеряла всякий интерес к общественному движению, оказалась полностью деморализованной и пребывала в растерянности, апатии и депрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Petrograd Students in 1917 (Objections and Political Preferences)

Students are one of the most active society groups. In the beginning of 1917 students felt a real power to change principles of a society structure and transform society toward a progress and further development. It is important to note th at it is typical for students as for youth in general to experience radicalism, desire to unite and conduct mass appearances. In the period from 1916 until the beginning of 1917 student demonstrations had become rather typical. Most students supported the February revolution and welcomed it with a great enthusiasm. Political and societal involvement consumed attention of students making their studies less important. Kadeti and Eseri were the two most popular parties. However, the crisis that has developed in a country by 1917 brought to a decrease of societal and political work of students. Universities were ruined with less than a half of student remained. A February-March fascination w ith a revolution and faith in democratic perfections stayed in the past. The politically active youth lost interest in societal movements and became fully demoralized and approached confusion, apathy and depression.

Текст научной работы на тему «Студенты Петрограда в 1917 г. (протестность и политические предпочтения)»

УДК 94(47).084.1

Т. А. Абросимова

Студенты Петрограда в 1917 г. (протестность и политические предпочтения)

Студенты — одна из самых активных общественных групп общества. Они всегда оживляли общественно-политическую жизнь государства и порой влияли на ход социально-политических событий. Достаточно назвать студентов-народников, первые университетские марксистские кружки, участие студентов в революции 1905 г. Февральская революция 1917 г. не стала исключением. В начале 1917 г. студенты чувствовали в себе реальную силу изменить принципы общественного устройства и трансформировать общество в сторону прогресса и дальнейшего развития. Им были чрезвычайно близки идеи, которые нес Февраль.

Заметим, студентам, как и всей молодежи, свойственен радикализм, стремление к объединению и массовым выступлениям. _

00

В конце 1916 г. стало ощущаться недовольство студентов существовавшим з строем и ухудшавшимися условиями жизни и учебы. Так, в октябрьском до- ^ кладе охранки указывалось, что студенты озлоблены проводимой мобилизаци- ^ ей в армию, жалуются на бытовые проблемы и плохое питание. Далее подчер- я кивалось, что это может привести к непредсказуемым последствиям1. Д

Этими обстоятельствами была прежде всего вызвана готовность студентов ^ к активным действиям. В период 1916 — начала 1917 г. студенческие демон- '§ страции становятся обычным явлением. Петроградские студенты были поли- ^ тически активнее своих собратьев из других городов. Журнал «Вестник сту- &р денчества» сообщал, что, у московских студентов «преобладает академическая М струя»2. В Петрограде выступления студентов всё более начали приобретать й антиправительственную и антивоенную направленность. Особенно резкий рост студенческих волнений произошел с середины февраля 1917 г. Так, накануне .5

сл

запланированной демонстрации 14 февраля состоялась многолюдная студенческая сходка, где обсуждался вопрос об участии в намеченном уличном выступлении. Цель выступления определялась так: «...выражение протеста по поводу продолжения войны с требованиями смены министерства и изменения системы управления в государстве»3. В результате 14 февраля на Невском проспекте студенты организовали демонстрационные колонны и громко пели «Марсельезу»4. Протестное движение студентов усиливалось социалистическими идеями, созвучными с их мечтами и активно пропагандируемыми левыми партиями.

Февральскую революцию большинство студентов однозначно поддержало и встретило с величайшим энтузиазмом. Ликованию не было предела. Девушки-курсистки рвали свои красные блузки (красный материал и бумага с прилавков исчезали мгновенно) и делали из них «символы революции»5. Уже 27 февраля студенты были в рядах восставших. В Февральской революции приняло участие не менее 30 тыс. студентов6. Приступить к организации боевых и санитарных дружин постановили в Петроградском университете7. При институтах создавались студенческие комитеты, которые объединяли молодежь8. Обучение в вузах фактически прекратилось. Студенты появлялись во всех частях города, присоединялись к разным митингам9. Часть митингов организовывалась непосредственно в актовых залах институтов10.

При университете и институтах были созданы и первые питательные пункты. Причем студенты были их организаторами. Газета «Речь» сообщала, что петроградские студенты организовали 70 питательных пунктов и. Питательные пункты обозначались белыми холщовыми плакатами. Туда население приносило продукты, самовары, посуду, в студенческие фуражки сыпали деньги. Студентам помогали женщины. Они вместе с ними варили кашу, резали хлеб, наливали и разносили чай12.

Студенты активно записывались в организации для поддержания порядка 2 в Петрограде. Фактически это были первые отряды городской милиции. £2. Общественно-политическая работа захватила студентов, отодвинув учебу ^ на задний план. Министерство народного просвещения принимало меры для и свертывания студенческой активности, наделяя дополнительными правами ^ ректоров и Советы высших учебных заведений. К примеру, Совет и ректор ^ могли запретить собрание студентов и различных организаций в стенах уни-'! верситета, а для поддержания порядка и спокойствия превысить свои властные у полномочия13. Но большого успеха это не принесло.

^ Студенческая молодежь искренне верила в рождение нового свободного де-£ мократического общества. Казалось, что «вместе с победой революции пришел ® конец спорам и дискуссиям». Как справедливо заметил историк Н. Е. Иванов, | «образовался как бы опосредованный Временным правительством альянс тех ^ политических сил студенческой молодежи, которые совсем недавно разделя-\ЕГ лись казалось бы несовместимыми политическими убеждениями»14. Разногла-£ сия между большевиками, меньшевиками, эсерами представлялись несуще-С

ственными. В понимании студентов все эти партии стремились к социализму, а социалистические идеи как идеи всеобщего равенства и братства были для них очень привлекательны. Разница в том, что путь меньшевиков и эсеров был более спокойным и простым — постепенные реформы и сотрудничество с Временным правительством, а не борьба с ним, к чему призывали большевики. Тем не менее общая цель объединяла эти партии. Неудивительно, что в ряде вузов возникли объединенные организации меньшевиков и большевиков. В марте 1917 г. в России объединенные организации вообще представляли собой частое явление.

Политические пристрастия студентов были достаточно противоречивы. Студенты плохо разбирались в программах различных партий и нередко меняли свои симпатии. Данные выборов в студенческие органы самоуправления в апреле 1917 г. иллюстрируют степень влияния различных партий на студенчество. Так, в совете старост Петроградского университета сразу после выборов в апреле 1917 г. было представлено 40% кадетов и 7% внепартийных членов, остальные места поделили эсеры и социал-демократы. В Петроградском политехническом институте наблюдалась следующая картина: 42 % кадеты, 50% эсеры, 8% социал-демократы15. Чем демократичнее социальный состав вуза, тем больший процент у социалистических партий. Примерно таким же был партийный состав Совета советов высших учебных заведений Петрограда, объединившего студенческие организации в начале марта16. Всего в Совет советов вошло 21 учебное заведение города17.

Как видим, по своим политическим мотивам студенты разделились примерно поровну, возможно, с небольшим перевесом социалистов над либерал-демократами.

Студенчеству все партии уделяли пристальное внимание, понимая, что если в их рядах молодежь, то у партии есть будущее.

Популярной партией среди молодежи были кадеты, переживавшие в марте 1917 г. свой «звездный час». 2% кадетской партии составляли студенты18. Кадеты не только не скупились на серьезные материальные вложения, но и вели ак- °2 тивную пропаганду в студенческой среде. Они были убеждены, что будущая ин- С-теллигенция должна выбрать их как партию «демократической интеллигенции». ^

«Убежденно рекламировали партию кадетов с университетских кафедр хорошо известные молодежи профессора, популярные общественные деяте- | ли и ученые, такие как П. Н. Милюков, В. И. Вернадский, А. А. Мануйлов, Н. А. Кизеветтер, С. Ф. Ольденбург, А. А. Шахматов и др.»19. Как правильно от- -с мечает историк А. Мартынова, публицистика, философия, художественная литература, в лице уважаемых интеллигенцией авторов: 3. Н. Гиппиус, Д. С. Ме- ^ режковского, Н. А. Бердяева, В. В. Розанова, убеждала молодежь остерегаться ^ левых экстремистов, выражая опасения, что русская революция зашла слиш- § ком далеко20. Кадеты обещали решить такие академические проблемы молоде- ^ жи, как демократизация обучения, свобода посещения занятий, исправление я

правил академической жизни и т.д., это было зафиксировано в их резолюциях и петициях21. Кадеты для усиления своего влияния создавали при партийных комитетах специальные студенческие фракции. Например, в начале марта такие фракции были созданы в Политехническом институте и Университете22.

Большое влияние на студенческую молодежь оказывали социалистические партии. Особенно это влияние усилилось после апрельского кризиса.

Меньшевики также старались привлечь студенческую молодежь. Они использовали любую организационную форму, лишь бы она способствовала объединению молодежи, в том числе молодежные фракции. 16 марта в Политехническом институте состоялось общее собрание социал-демократических фракций учебных заведений Петрограда, входящих в О К23. 18 марта в Технологическом институте прошло собрание социал-демократов— меньшевиков, обучающихся в высших учебных заведениях Московского района24. 20 марта в Политехническом институте состоялось организационное собрание студентов, сочувствующих РСДРП25.

Высшие учебные заведения были буквально переполнены политической рекламой: это различного рода брошюры, листовки разных партий и т.д. Меньшевики активно занимались изданием и распространением политической литературы, поставляя ее в том числе и в вузы. Стоимость литературы была доступна для студентов. Так, программа РСДРП стоила всего 5 копеек26. При Комитете Петроградской организации меньшевиков была создана достаточно квалифицированная литературно-издательская комиссия, в которую вошли: Б. И. Николаевский, В. К. Иков (Миров), К. С. Гриневич, П. А. Гарви (Бронштейн), В. Н. Маевский, Ю. М. Ларин, А. А. Иоффе, И. Н. Кубиков, О. А. Ерманский и др.27 Вступить в партию не составляло труда, запись была свободной28.

Свободной была и запись в эсеровскую партию. Как отмечал известный представитель эсеровской партии Н. И. Ракитников, «после революции в на-2 стежь раскрытые партийные двери хлынули неудержимым потоком широкие £2. массы»29. Среди них было и большое количество студентов. Возможно, кто-то ^ из студентов надеялся извлечь выгоду из пребывания в правительственной и партии. «Быть с-р стало модным увлечением,— отмечала «Новая жизнь». — Ис-^ поведовать лозунги партии Керенского и Чернова —значит очистить себе поле ^ для новой чиновничьей карьеры. Примкнуть к с-р означает встать в ряды пра-'! вительственной партии»30. Эсеры постоянно подчеркивали свою любовь к мо-у лодежи и «озабоченность решением ее проблем». Эсеры призывали отвлечься ^ от политики и в первую очередь набраться «знания науки и знания жизни»31 £ Молодежные фракции при партии эсеров были двух типов — организационно ® самостоятельные и при партийных организациях.

| Большевики отказались от формы припартийных фракций и считали не-^ обходимым создавать организационно самостоятельные союзы. Для болыпе-\ЕГ виков было очевидным, что они не будут популярными, за ними пойдет не-£ большая часть студенчества и что студенческая молодежь предпочтет другие С

партии. Большевики, готовя пролетарскую революцию, гораздо больше внимания уделяли рабочей молодежи. Они исходили из того, что именно рабочий класс является движущей силой революции. Вместе с тем уже на заседании ПК РСДРП(б) 6 марта ставился вопрос о студенческой молодежи, а 7 марта заслушано сообщение одной из первых большевистских студенческих групп32. Такие группы организовывались не без поддержки большевиков. Они были немногочисленны и объединяли более радикально настроенных, политически активных и эмоционально-взрывных студентов. В пропагандистской работе большевистские агитаторы делали акцент на неспособности Временного правительства осуществить демократические реформы в высшей школе, разъясняли свою позицию по основным вопросам революции, призывали молодежь на митинги, и политические диспуты.

Студенты были успешны в организационном строительстве. Еще в начале марта университетские и институтские организации сформировали Совет советов высших учебных заведений33, политическая ориентация которого была в основном нацелена на программы кадетов и эсеров. Совет советов высших учебных заведений рассчитывал превратиться во всероссийский, студенческий центр. Но Московский совет студенческих депутатов опередил его, созвав с целью объединения с 16 по 22 мая Всероссийский студенческий съезд в Москве. На съезд в Москву приехало 272 делегата, из которых 189 были членами партий (150 — социалистических и 39 — кадетской)34. Никакие решения на съезде приняты не были. Одной из причин такого провала были серьезные межпартийные разногласия. В итоге делегаты съезда пришли к выводу, что он никому не нужен и его решения ни для кого не обязательны35. Попытка объединения студенчества во всероссийском масштабе не удалась.

Не был результативным и IV Делегатский съезд Всероссийского академического союза, состоявшийся по инициативе союза деятелей высшей школы 7-10 июня 1917 г. в Москве. В нем приняло участие 70 делегатов из Москвы, Петрограда, Киева, Харькова, Одессы, Перми, Ростова и т.д. На съезде была принята резолюция — «Задачи высшей школы», в которой провозглашалось: °2 «Русская высшая школа — автономное учено-учебное учреждение»36, из чего О-следовало, что «задачи научного исследования и преподавания науки должны ^ стоять на первом месте и не могут быть принесены в жертву никаким иным 'g целям»37. Под «иными целями» имелся в виду запрет не в меру активным сту- g дентам использовать высшую школу в политических целях38.

Любопытно, что часть делегатов предлагали отказаться не только от поли- -с тики, но и от подготовки в вузах специалистов, в частности инженеров, врачей % и т.д., считая, что нужно всё внимание уделять научной работе39. Но это пред- ^ ложение поддержки не получило. Вообще резолюции съезда были достаточно J3 мягкими и обтекаемыми. Ни слова не говорилось о серьезных материальных § проблемах высших учебных заведений, о нуждах преподавателей. Инфляция превратила средства вузов в гроши, в результате старые сметные ассигнования я

только частично покрывали бюджетные нужды, средств требовалось в несколько раз больше40. Преподаватели испытывали серьезные материальные затруднения. Их оклады остались без изменений.

Планировалось все острые вопросы вынести на съезд по реформе высшей школы, который должен был состояться осенью 1917 г.41 Но кризис, разразившийся в стране к осени, не только не позволил идти дальше, но и привел высшие учебные заведения к разрухе и нищете. Студентов осталось меньше половины. Часть их была мобилизована в армию. Часть учебных заведений была эвакуирована из Петрограда. Студенты столкнулись с массой бытовых проблем, и многие были вынуждены бросать учебу. Сложившуюся ситуацию современник характеризовали как развал высшей школы. Деятельность высшей школы накануне Октября была практически парализована.

Февральско-мартовское очарование революцией и вера в демократические идеалы в студенческой среде осталась в прошлом.

Когда-то политически активная, студенческая молодежь потеряла всякий интерес к общественному движению, оказалась полностью деморализована и пребывала в растерянности, апатии и депрессии.

1 Политическое положение России накануне февральской революции в жандармском освещении. Красный архив. М. — Л.: Госиздат, 1926. Т. 4. С. 31-33.

2 Вестник студенчества. 1917. № 8-9. С. 5.

3 Буржуазия накануне февральской революции Госиздат. М. — Л., 1927. С. 188.

4 Там же.

5 Биржевые ведомости. 1917. 10 марта.

6 Лейберов И. П. На штурм самодержавия. Петроградский пролетариат в годы первой мировой войны и февральской революции (июль 1914 — март 1917 г.). М., 1979. С. 168.

7 Известия Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. 1917. 10 марта.

8 Там же.

_ 9 ГАРФ. Ф. 2315. On. 1. Д. 26. Л. 72-76.

2 10 Там же. Л. 75-76.

g 11 Речь. 1917. 13 апреля.

^ 12 См.: Знаменский О. Н. Интеллигенция накануне великого октября. М., 1988. С. 80.

13 РГИА. Ф. 733. Оп. 226. Д. 303. Л. 3.

и 14 Иванов А. Е. Студенческая корпорация России конца XIX — XX века: опыт культурной

g^ и политической самоорганизации. М., 2004. С. 387.

^ 15 ЛейкинА. Я. Против ложных друзей молодежи. М.: Молодая гвардия, 1980. С. 46. sS 16 Рабочая газета. 1917. 9 марта.

g 17 Лейкин А. Я. Против ложных друзей молодежи. С. 38.

^ 18 ОлесичН.Я. Российское студенчество в Февральские дни в 1917 г. // Вестник Ленин-

g градского государственного университета. Сер. 2. 1991. Вып. 4. С. 27.

о4 19 Там же.

о 20 Мартынова А. Российское студенчество в общественно- политической жизни 1917 г. //

Посев. 2006. № 6.

| 21 ЦГИА. Ф. 53. Оп. 1.Д.4239.Л. 174.

й 22 Вестник партии народной свободы. 1917. № 1. С. 27-28.

23 рабочая газета. 1917. 17 марта. С. 3. Оч 24 Там же. 25 марта. С. 4.

g 25 Там же. 18 марта. С. 4. G 26 Там же. 17 марта. С. 4.

27 Там же. 7 апр. С. 3.

28 Соболев Г. JI. Революционное сознание рабочих и солдат Петрограда в 1917 году. Л., 1973. С. 118.

29 Дело народа. 1917. 24 сентября.

30 Новая жизнь. 1917. 29 июня.

31 Труд. 1917.12 октября.

32 Петербургский комитет РСДРП(б) в 1917 году. Протоколы и материалы заседаний / Сост.: Т. А. Абросимова, Т. П. Бондаревская, Е. Т. Лейкина, В. Ю. Черняев. СПбю: Бельведер, 2003. С. 79.

33 Там же.

34 Утро России. 1917. 17 мая.

35 Там же. 25 июня.

36 Русские ведомости. 1917. 13 июня.

37 Там же. 8 июня.

38 Речь. 1917. 25 июня.

39 Русские ведомости. 1917. 9 мая.

40 Речь. 1917. 25 июня.

41 Купайгородская А. П. Высшая школа Ленинграда в первые годы Советской власти (19171925). Л., 1984. С. 26.

References

Burzhuaziya right before the February revolution. Gosizdat, M. — L., 1927. Znamensky, O. N. The Intellegenciya right before the Great October, Moscow, 1988. Ivanov, A. E. Student Corporation of Russia at the end of XIX-XX century: experience of cultural and political self-organization.

Leiberov I. P. To storm of autocracy. Petrograd's proletariat during the first World war and the February revolution (July 1914-March 1917). M„ 1979.

Leikin A. Ya. Against untrue youth friends. M., Young guards, 1980.

Olesich, N. Ya. Russian students in February days in 1917. Vestnik of Leningrad State University, Vol. 2, Num.4, 1991.

Sobolev, G. L. Revolution Conscious of Workers and Soldiers in Petrograd in 1917. L., 1973. Petersburg Committee of in 1917. Protocols and material of meetings. Composed by AbrosimovaT. A., Bondarevskaya, T.P., Leikina, E.T., Chernyaev, V. Yu., St. Petersburg: Belveder, 2003.

Список литературы

Буржуазия накануне февральской революции Госиздат. М. — Л., 1927. „2. Знаменский О. Н. Интеллигенция накануне великого октября. М., 1988.

Иванов А. Е. Студенческая корпорация России конца XIX — XX века: опыт культурной и -д

политической самоорганизации. М., 2004. . -2

Лейберов И. П. На штурм самодержавия. Петроградский пролетариат в годы первой рн

мировой войны и февральской революции (июль1914 — март 1917 г.). М., 1979. go Лейкин А. Я. Против ложных друзей молодежи. М.: Молодая гвардия, 1980.

Олесич Н. Я. Российское студенчество в Февральские дни в 1917 г. // Вестник Ленинградского госу- £

дарственного университета. Сер. 2. 1991. Вып. 4. -ц Петербургский комитет РСДРП(б) в 1917 году. Протоколы и материалы заседаний / Сост.: ^

Т. А. Абросимова, Т. П. Бондаревская, Е. Т. Лейкина, В. Ю. Черняев. СПб.: Бельведер, 2003. я

Соболев Г. Л. Революционное сознание рабочих и солдат Петрограда в 1917 году. Л., 1973. ^

3

Т. А. Абросимова. Студенты Петрограда в 1917 г. (протестность и политические предпочтения)

Студенты одна из самых активных общественных групп общества. В начале 1917 г. студенты чувствовали в себе реальную силу изменить принципы общественного устройства и трансформировать общество в сторону прогресса и дальнейшего развития. Заметим, студентам, как и всей молодежи, свойственен радикализм, стремление к объединению и массовым выступлениям. В период 1916 — начала 1917 г. студенческие демонстрации становятся обычным явлением. Февральскую революцию большинство студентов однозначно поддержало и встретило с величайшим энтузиазмом. Общественно-политическая работа захватила студентов, отодвинув учебу на задний план. Студенческая молодежь искренне верила в рождение нового свободного демократического общества. Политические пристрастия студентов были достаточно противоречивы. Особенно популярными партиями среди студентов были кадеты и эсеры.

Но кризис, разразившийся в стране к осени 1917 г., привел к затуханию общественно-политической работы студентов. Высшие учебные заведения оказались в разрухе, студентов осталось меньше половины.

Политически активная когда-то студенческая молодежь потеряла всякий интерес к общественному движению, оказалась полностью деморализованной и пребывала в растерянности, апатии и депрессии.

Ключевые слова: студенты, революция, демонстрация, политические партии.

Т. A. Abrosimova. Petrograd Students in 1917 (Objections and Political Preferences)

Students are one of the most active society groups. In the beginning of 1917 students felt a real power to change principles of a society structure and transform society toward a progress and further development. It is important to note that it is typical for students as for youth in general to experience radicalism, desire to unite and conduct mass appearances. In the period from 1916 until the beginning of 1917 student demonstrations had become rather typical. Most students supported the February revolution and welcomed it with a great enthusiasm. Political and societal involvement consumed attention of students making their studies less important. Kadeti and Eseri were the two most popular parties. However, the crisis that has developed in a country by 1917 brought to a decrease of societal and political work of students. Universities were ruined with less than a half of student remained. A February-March fascination with a revolution and faith in democratic perfections stayed in the past. The politically active youth lost interest in societal movements and became fully demoralized and approached confusion, apathy and depression.

Key words, students, revolution, demonstration, political parties.

Абросимова, Тамара Александровна — к.и.н., старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abrosimova, Tamara А. — Ph. D. (history), Senior Researcher in the St Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Science.

E-mail: [email protected]

и rt К a*

«

s «

о

<L»

ST1

s a* о н о

S «

S «

о

[-4

a*

\o a*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.