Научная статья на тему 'Студенты-паралимпийцы в педагогическом университете: к проблеме формирования реабилитационно-образовательной среды'

Студенты-паралимпийцы в педагогическом университете: к проблеме формирования реабилитационно-образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПАРАЛИМПИАДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кантор Виталий Зорахович, Митин Евгений Анатольевич, Филиппова Светлана Октавьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенты-паралимпийцы в педагогическом университете: к проблеме формирования реабилитационно-образовательной среды»

Европы, более полутора тысяч студентов и преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена, участвовавших в церемонии зажжения факела. Пять десятков представителей СМИ, освещавших событие в Герценовском университете и на первых этапах эстафеты огня на Казанской улице. До свидания, огонь Универсиады! Встретимся с тобой в Казани!

В. З. Кантор, А. Е. Митин, С. О. Филиппова

студенты-паралимпийцы в педагогическом университете: к проблеме формирования РЕАБИлИТАционно-оБРАзоВАТЕльноЙ сРЕдЫ

На нашей планете проживает около 1 миллиарда людей с ограниченными возможностями здоровья. Многочисленными исследованиями доказано, что профессиональное образование является важнейшим аспектам реабилитации инвалидов. Однако инвалиды не всегда имеют равные с остальными возможности для получения профессии. Из более 3000 отечественных вузов только около 200 обучают в своих стенах людей с ограниченными возможностями здоровья и лишь в 50 из них можно насчитать более ста таких студентов.

По данным Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки России, в 2011 году по всем формам обучения в государственных и муниципальных вузах обучалось чуть более 19 тысяч инвалидов. Преимущественно они получают высшее профессиональное образование в обычных образовательных учреждениях (Н. Булгакова, 2012).

Кроме того, по сравнению с европейскими странами в России значительно уже спектр профессий, которые реально могут осваивать лица с ограниченной трудоспособностью, а те, которые традиционно предлагаются, не только не являются для них привлекательными, но и не имеют спроса на современном рынке труда.

Российский Союз ректоров в ноябре 2010 года провел опрос «Студенты-инвалиды в российский вузах» [2]. В опросе приняли участие 214 высших учебных заведений России, что составляет 25% от вузов, имеющих бюджетную форму обучения и дневное отделение. Были получены данные о 8 тысячах студентов-инвалидов. Целью исследования было выявление ключевых направлений активности вузов в области поддержки образовательного и профессионального становления молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

В итоге удалось зафиксировать параметры лояльности студенческого и преподавательского коллективов к учащимся-инвалидам; существующий уровень развития доступной среды; спектр специальностей, востребованных инвалидами, а также меры, посредством которых вузы обеспечивают им возможность получения высшего профессионального образования.

Однако в большей части вузов — участников опроса — отсутствует безбарьерная среда, связанная с установкой пандусов, лифтов, с созданием адаптированных рабочих мест, оборудования, специальной учебной литературы.

За рубежом ситуация значительно более благоприятная. Как отмечают в своем исследовании Дж. Холл, Т. Тинклин (2004), учреждения высшего образования достигли определенного прогресса в удовлетворении потребностей студентов с инвалидностью. Все они в настоящее время придерживаются сформулированных принципов доступности высшего образования для инвалидов, в каждом из них есть координаторы по вопросам инвалидности, оказывающие поддержку студентам и формулирующие проблемы перед руководством института. Информационные технологии улучшили доступ к учебным

материалам. Брайлевские принтеры, электронные синтезаторы речи, речевые и лексические программные средства оказывают огромную помощь студентам и позволяют продемонстрировать свои интеллектуальные способности.

Несмотря на трудности, в нашей стране в настоящее время идет процесс создания благоприятных условий для глубоких изменений в организации и содержании профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья. В России дан старт Государственной целевой программе «Доступная среда» на 2011-2015 годы, реализуется План мероприятий по созданию безбарьерной среды для целей проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

В последние годы государственные и общественные организации разных стран прилагают большие усилия для привлечения инвалидов к систематическим занятиям физическими упражнениями как эффективного универсального средства их физической, психической и социальной адаптации.

В статье 30 Конвенции о правах людей с ограниченными возможностями здоровья, которая вступила в силу 3 мая 2008 года, указывается на то, что «страны содействуют участию инвалидов в культурной жизни, проведении досуга, отдыха и занятиях спортом... Страны обеспечивают участие инвалидов в спортивных мероприятиях общего профиля и спортивных мероприятиях, организованных специально для инвалидов».

В этой связи профессия специалиста по адаптивной физической культуре становиться все более популярной. Обучение по этой специальности ведется во многих вузах нашей страны, но только некоторые из них осуществляют профессиональную подготовку спортсменов-инвалидов.

В то же время, среди спортсменов-инвалидов, достигших высоких результатов (в том числе и членов Паралимпийской сборной команды России), есть значительное число тех, кто хочет воплотить свой опыт и знания в тренерской деятельности. Опрос, проведенный в специализированном центре подготовки спортсменов-паралимпий-цев — учебно-тренировочной базе «Ока» (г. Алексин Тульской области), показал, что высшее профессиональное образование в области адаптивной физической культуры хочет получить каждый третий респондент.

Следует отметить, что подготовку спортсменов-инвалидов осуществляют, в основном, крупные физкультурные вузы (С. С. Филиппов, Н. Н. Корженевская, С. С. Юдина, А. В. Аксенов, 2009). Такое положение обусловлено значительными трудностями, которые возникают при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь, освоением практических дисциплин (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры и т. п.). Поэтому в большинстве педагогических университетов проблема профессиональной подготовки спортсменов-инвалидов является лишь предметом обсуждений.

Наши исследования показали, что образовательная среда современного педагогического университета обладает дополнительными (относительно профессионального учреждения другого уровня и вида) возможностями обучения спортсменов-инвалидов.

Во-первъх, в педагогическом университете существуют все условия для учета особенностей студентов с ограниченными возможностями здоровья, так как преподаватели факультета физической культуры могут, при необходимости, быстро получить квалифицированную консультацию у своих коллег с других факультетов, например, у педагогов факультета коррекционной педагогики, а также психолого-педагогического, юридического, экономического и т. п. Наличие в университете высококвалифицированного научно-педагогического сообщества определяет существование различных научных школ с разными взглядами на возникающие проблемы. Это способствует поиску наиболее эффективного и целесообразного решения, формированию умений «выйти за рамки» одной программы профессиональной подготовки.

Во-вторых, в ведущих педагогических университетах на разных факультетах обучается достаточно много студентов с ограниченными возможностями здоровья (так, в РГПУ им. А. И. Герцена их около 200 человек). Это позволяет спортсменам-инвалидам не чувствовать себя «исключением», а влиться в уже существующее инклюзивное студенческое сообщество, наблюдать возможные формы взаимодействия, имеющиеся на других факультетах (например, в команде КВН). Такое общение невозможно в условиях вуза физической культуры в силу особенностей его контингента.

В-третьих, так как спортсмены-инвалиды осваивают профессию специалиста по адаптивной физической культуре, они могут привлекаться к организации и проведению занятий физической культурой со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, других факультетов, как в рамках педагогической практики, так и в роли судей-волонтеров в физкультурно-массовой работе с этой категорией занимающихся и, таким образом, совершенствовать свои профессиональные умения.

Представленные аргументы послужили основой для инициативы Герценовского университета в 2012 году — предоставить возможность спортсменам-инвалидам освоить специальность «Адаптивный спорт».

Необходимо отметить, что большинство физкультурных вузов, организующих профессиональную подготовку спортсменов-инвалидов, ограничивается заочной формой обучения в связи со сложностью организации учебного процесса для этой категории студентов. Однако наши исследования, результаты которых согласуются с результатами других авторов (Т. Арустамов, 2009; О. Румянцева, 2009 и др.), свидетельствуют о желании студентов-инвалидов учиться, отдыхать, заниматься спортом вместе со всеми. Поэтому Герценовский университет объявил набор студентов с ограниченными возможностями здоровья на очное отделение.

На факультет физической культуры поступили спортсмены (с поражением опорно-двигательного аппарата) высочайшей квалификации, большинство из которых входят в состав сборной России. Безусловно, решение обучать таких студентов потребовало очень серьезной работы сотрудников Университета, так как в этом случае соединяются сразу два фактора, определяющих необходимость создания особых условий при обучении студентов: 1) их инвалидность, требующая изменения организации обучения, и 2) высокие спортивные достижения, предполагающие отъезды на сборы и соревнования.

Следует отметить, что к реализации проекта «Профессиональное образование спортсменов-инвалидов в области физической культуры» Университет готовился несколько лет. С 2001 года на факультете физической культуры ведется подготовка специалистов по адаптивной физической культуре. За это время проведена серия научных исследований, организован ряд мероприятий и наработан обширный методический материал. В частности, налажены связи с Паралимпийским комитетом России; изучены потребности в высшем профессиональном образовании спортсменов-инвалидов, занимающихся разными видами спорта; создана система включения будущих специалистов по адаптивной физической культуре в волонтерскую деятельность (преподаватели кафедры оздоровительной физической культуры в 2012 году названы Специальным олимпийским комитетом Санкт-Петербурга лучшими организаторами деятельности студентов-волонтеров); подготовлены учебные и методические пособия по адаптивной физической культуре, а также научные статьи по инклюзивному профессиональному образованию в области физической культуры.

В частности, исследовались особенности мотивации получения профессионального образования спортсменов-инвалидов. Несформированность мотивации к освоению профессией у части «здоровых» студентов является причиной низкой успеваемости и их отчисления. У спортсменов-инвалидов наблюдается совершенно иная картина.

Известно, что окончание спортивной карьеры очень болезненно для любого спортсмена. Это актуализирует получение спортсменами профессионального образования

__«-» т т __«-»

еще в период их активных выступлений. У спортсменов после окончания выступлений существует широкий спектр возможностей реализации их личностного потенциала, поэтому некоторые выпускники факультета физической культуры не работают по специальности.

В отличие от них, спортсмены-инвалиды успешны, пока они выступают: тренировки, сборы, соревнования, финансовая поддержка при достижении высоких результатов. Но с окончанием спортивной карьеры все меняется — их востребованность резко падает. При получении высшего образования у них появляется возможность вернуться в свою команду в качестве тренера по адаптивному спорту. Поэтому и мотивации у них совсем другая. Они очень настойчивые и целеустремленные. Кроме того, их отличает желание профессионально помогать тем, кто, так же как и они, попал в трудную жизненную ситуацию.

Изучение особенностей обучения спортсменов-инвалидов на факультете физической культуры в течение года позволило выделить основные проблемы, требующие решения.

1. В соответствии с идеологией инклюзивного образования очень важно формирование толерантного отношения здоровых студентов и студентов-инвалидов друг к другу. Однако совместное обучение — это еще не инклюзия. Довольно широко распространена интеграция только на уровне учебной деятельности, а применительно к остальным областям студенческой активности лица с ограниченными возможностями здоровья оказываются словно бы «вынесенными за скобки». Достаточно часто студенты-инвалиды «стоят особняком» и в условиях учебного процесса.

2. У преподавателей наблюдаются проблемы в общении с инвалидами. Это может выражаться в склонности занять по отношению к студенту-инвалиду спасительную, мессианскую позицию. С другой стороны, нередко преподаватель испытывает неловкость из-за того, что сам здоров, и его здоровье становится барьером, препятствующим общению со студентом-инвалидом. Кроме этих проблем у преподавателей практических дисциплин иногда появляется страх нанести вред инвалиду в процессе занятий физическими упражнениями, так как он «другой» и его реакции на физические нагрузки — «другие».

3. Студенты-инвалиды в силу своих особенностей не могут освоить ряд программных физических упражнений. Но эти упражнения не смогут в будущем осваивать и их воспитанники. Таким образом, актуальным является переработка программ с учетом возможностей спортсменов-инвалидов и особенностей их будущей профессиональной деятельности.

Первый год обучения спортсменов-инвалидов не только выявил проблемы, но и продемонстрировал перспективы этого проекта. Студенты успешно сдали сессии, участвовали в научно-исследовательской работе и доложили результаты на конференции СНО, а также принесли славу Герценовскому университету с успехом выступив на чемпионате Европы и Паралимпийских играх.

Полученные результаты вселяют уверенность в том, что спортсмены-инвалиды, получив диплом педагога, смогут выстроить свою профессиональную карьеру и стать успешными тренерами по адаптивному спорту.

Литература

1. Арустамов Т. Скамья вместо кресла: Физкультурное образование для людей с ограниченными физическими возможностями становится все доступнее // Московский спорт без границ. 2009. № 3. С. 38-39.

2. Булгакова Н. Барьеры в головах. Немногие вузы и ссузы дружелюбны к студентам-инвалидам // Поиск: еженедельная газета научного сообщества. № 23 от 8 июня 2012 года.

3. Равные возможности в получении высшего профессионального образования спортсменов-инвалидов / С. С. Филиппов, Н. Н. Корженевская, С. С. Юдина, А. В. Аксенов // Адаптивная физическая культура. 2009. № 4. С. 48-50.

4. Румянцева О. Альтернативно одаренные: Старейший спортивный вуз страны развивает направление адаптивной физической культуры // Московский спорт без границ. 2009. № 1. С. 30-31.

5. Студенты-инвалиды в российских вузах: межвузовское исследование. М., 2010. Режим доступа: http://www.smolsoc.ru/images/referat/ a2561.pdf (дата обращения: 20.03.2013).

6. Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование // Журнал исследований социальной политики. 2004. № 1. С. 115-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.